Ос багъатыр сочинение на осетинском

Обновлено: 18.05.2024

Экскурс в историю

Имя Ос-Багатара относится к средневековой истории Алании. Однако и по сей день нет единого мнения относительно того, был ли он царем или просто выдающимся военачальником благородных кровей. С одной стороны, Ос-Бага-тар в народном фольклоре считается родоначальником осетинского народа, с другой – есть исторические свидетельства реального существования человека с таким именем (титулом).

В исторических летописях мы встречаем нескольких Ос-Багатаров: 1) легендарного Ос-Багатара, сражавшегося с грузинским правителем Вахтангом Горгасалом (V в.); 2) осетинского князя, командовавшего абхазскими войсками в войне в грузинской области Картли в конце I в.; 3) осетинского князя Багатара, младшего сына царя Осетии из рода Ахсартаггата.

Наиболее значимым для истории народа является именно последний Багатар, проявивший себя в XIII веке, и с именем которого связана последняя в тот период попытка возродить аланскую государственность. Отец этого Багатара вместе с остальными аланскими правителями попытался с помощью монгольского хана Хулагу, правившего в Закавказье, свергнуть власть хана Берке, державшего в вассальной зависимости Аланию. К этому времени потомки Чингисхана уже вели междоусобные войны.

Монумент монументу – рознь

Необходимость создания визуальных образов не вызывает сомнений. В том числе и воплощение исторических персонажей в металле и камне. Главное, чтобы мы не стали жертвой очередных безграничных художественных фантазий мастеров резца. То, что при создании памятников необходимо учитывать широкое общественное мнение, показали дискуссии вокруг образа Уастырджы в рос писях юго-осетинского театра и скульптуры Коста Хетагурова, установленной на проспекте Мира во Владикавказе.

В этом плане с Ос-Багатаром намного проще, поскольку нет канонических трафаретов. Видимо , единственное общее требование к будущему исполнителю образа Ос-Багатара – монументальность памятника. Но, опять-таки, без фанатизма. Как-то не хочется, чтобы была использована монументальность пресловутого Зураба Церетели.

Уже в глубокой древности люди прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику человека. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывает влияние на формирование мировоззрения каждого жителя страны.

История создается деятельностью мно гих людей. Каждый человек – это личность: личность, наделенная способностью думать не столько о себе, сколько о благе своего Отечества, в трудную минуту испытаний идет на подвиг, на исторические свершения, на выдающееся и неординарное. Таким был и Ос-Багатар, реальная личность, деяния которого во благо Родины возвели его в ранг мифологического героя. Поэтому хотелось бы, чтобы и его монумент отражал эту сущность, а не был бы просто каменной массой, абрис которой ограничится художественным решением только мастера резца или формовщика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по произведению Цомахъа Гадиева "Ос-Багъатыр". Историческая драма показывает события древней Осетии , времена гонений осетинского народа грузинскими алдарами.

Драмӕйы фыццаг хайы ӕттаг бакастӕй Цомахъ сныв кодта Ос-Бӕгъатыры афтӕ: Гуырдзиаг дзаумӕттӕ йӕ уӕлӕ, йӕ мадмӕ ӕввахс бацыд ӕмӕ йын ӕппӕлы йӕ кардӕй. Нана! - Кӕс ма! - Мӕ кард. Кӕм уыдзӕн ӕндӕр ахӕм кард? Мӕ карды хуызӕн никӕмӕн ис ӕнӕхъӕн Иры. Нана ӕркӕс ма йӕм, куыд цӕхӕртӕ калы. Фӕлӕ нанайы не ᾽ндавынц йӕ хъӕбулы ныхӕстӕ, йӕ сӕры ис ӕрмӕстдӕр иу сагъӕс, кӕд фӕуыдзӕн хӕст, цӕмӕй йӕ хъӕбулы ӕмӕ иннӕ ирон фӕсивӕды мауал хъӕуа кард ӕмӕ хӕцӕнгарзы сӕр. Фӕлӕ Ос-Бӕгъатыр, уӕддӕр ӕппӕлы тӕтӕйраг ӕлдары лӕвар кардӕй, Хуссармӕ куы цыдысты Гуырдзыйы ᾽рдӕм, уым мын ӕй балӕвар кодта, зӕгъгӕ.

Нанайы зӕрдӕйы ис дызӕрдыг, тас ӕмӕ йӕ ӕмбарын кӕны йӕ фыртӕн, тӕтӕр тӕригъӕдджын ӕмӕ ӕнӕууӕнк сты, зӕгъгӕ. Уыдон хӕрынц куыдзы дзидза, бӕхы туг та нуазгӕ кӕнынц. Ома махӕн иу фӕндаг нӕй, ма сыл ӕууӕнд.

Кард сӕвӕрыны рӕстӕг у мӕ хур, мауал хӕц гуырдзиаг ӕлдӕрттимӕ, уыдон махимӕ ӕмдин сты, кӕд ӕрлӕууиккой, нал кӕниккой ӕвзӕр митӕ. Уый нанайы бӕллиц уыд. Тынг ӕй фӕндыд хӕст тагъддӕр куы фӕуид, цӕмӕй йӕ фырт гасӕй аивӕрза. Худгӕйӕ дӕр ма йӕ фырты мӕстӕй мары, чи зоны иу бон гуырдзиаг сиахс бауай. Ос-Бӕгъатыр ӕмбарын кӕны йӕ мадӕн, куыд тухийӕ марынц мӕгуыр ирон адӕмы алырдыгӕй. Ӕмбарын кӕны кард ӕрӕвӕрыны афон кӕй нӕма у. Знаг пырх хъуамӕ ӕрцӕуа, кӕннод афтӕ бирӕ быхсӕн нал ис, ӕгӕрыстӕмӕй гуырдзиаг кусӕг адӕмы дӕр хъыгдарынц. Уалынмӕ Ос-Бӕгъатыры уӕлхъус балӕууыд йӕ хорз ӕмгар Гиорги, ӕмӕ йын фехъусын кодта: фӕсӕфцӕг хуссарӕй ӕмӕ быдираг ирӕй ӕрбацыдысты дыууӕ бӕлццоны Тъепӕ ӕмӕ Арӕби. Ӕмбарын кӕны Ос-Бӕгъатырӕй ӕххуыс кӕй агурынц, уый. Ӕвӕццӕгӕн ӕй йӕ зӕрдӕ зыдта, кард ӕрӕвӕрыны афон кӕй нӕма у, уый. Бамбӕрста, сӕр та кӕй бахъуыд нӕ быдираг ӕмӕ фӕсхохаг мӕгуыр ирон адӕмы. Хъизӕмарӕй сӕ марынц тӕтӕр, адыгей-кӕсӕг ӕмӕ аннӕрдыгӕй та цӕцӕн, мӕгуыр адӕмы хӕрдмӕ скӕсын нал уадзынц. Уазджытӕ тынг рахъаст кодтой гуырдзыйы ӕлдӕрттӕй ӕмӕ фыдуаг адыгей-кӕсӕгӕй. Ноджы ӕргомӕй загътой ᾽знаг гӕрзифтонг кӕй у, уый, сӕ бӕх-рог, нымӕцӕй тынг бирӕ, тыхгӕнӕг сын тых нӕ ары. Уыдон цӕттӕ, мах ӕдзӕттӕ. Ирон хъӕу нал баззад Мӕлхъ-доны фӕстӕ. Курынц Ос-Бӕгъатырӕй ӕххуыс ӕмӕ ма загътой: Кӕсгон ӕлдары хъомдон мӕрзыны бӕсты - мӕлӕт ӕвзарӕм, зӕгъгӕ. Цагъайрады фӕлтау - кады мӕлӕт ӕвзарынц нӕ фӕсивӕд, иу дӕр фӕстӕ нӕ лӕууы. Цӕцӕн дӕр сусӕг ӕргомӕй нал ауӕрдынц, лӕбурынц бирӕгъау алырдыгӕй, ахсынц адӕмы цагъартӕй. Къордгӕйттӕ ныййыстӕм, асасти нӕ тых, нал ис хъару, нал фӕразӕм.

Фӕкӕс нӕм Ос-Бӕгъатыр дӕ адӕмимӕ знӕгтыл алӕгӕрдынмӕ, нӕ бартӕ нӕ къухтӕм райсынмӕ. Ӕнхъӕлмӕ дӕм кӕсы, хох, ӕххуысмӕ.

Бирӕ нӕ ахъуыды кодта Ос-Бӕгъатыр, фӕлӕ сын ныфс авӕрдта, цӕцӕн сты тӕлтӕг ӕмӕ тӕппуд адӕм , уыдонӕй тӕссаг нӕу, фӕлӕ кӕсӕг ӕлдариуӕг кӕнынмӕ хъавы Ирыл. Ӕргомӕй дзуры Ос-Бӕгъатыр, ᾽знаджы цӕвын кӕй хъӕуы йӕ фыццаг фӕзындыл, арфмӕ сӕ нӕ хъӕуы уадзын.

Ос-Бӕгъатыр сиды йе᾽мгӕрттӕм: Гъӕтт, ирон фӕсивӕд! Размӕ! Размӕ!

Знаджы цӕгъдынц, нӕ ауӕрдынц сӕхиуыл. Знаджы дӕр тас куыннӕ бацыд. Уыцы карз тохы фӕмард Кетеваны фыд дӕр, афтӕ бирӕ кӕй уарзта. Кетеваны баййӕфта, цӕмӕй тарст, уый. Баззад иунӕгӕй, йӕ фыды дӕр уымӕн фӕдзӕхста, зыдта мӕгуыр адӕм куы сфӕлмӕцой, уӕд иу бон растдзысты. Мӕстджын та мӕлӕтӕй кӕм фӕтӕрсы, фӕлӕгӕрды размӕ, цалынмӕ йӕ фӕнд сыххӕст уа, ӕмӕ мӕнӕ абон йӕ фыд йӕ разы мӕцы йӕ туджы.

Ос-Бӕгъатыр Кетеваны фенгӕйӕ йӕ нанайы ныхӕстӕ йӕ хъустыл ауадысты, уӕдта ма гуырдзиаг сиахс бадӕ, зӕгъгӕ. Кетеван тынг балӕхстӕ кодта Ос-Бӕгъатырӕн, цӕмӕй йын йӕ фыды кад ӕмӕ радимӕ баныгӕной. Чызгӕн нал уыд балӕууӕндон ӕмӕ йӕ Ос-Бӕгъатыр йӕ нанамӕ ӕрвиты, чындзагӕн.

Стыр хӕст райдта Кавказы. Иры ӕмӕ Гуырдзыйы фӕсивӕдӕн минӕвӕрттӕ фехъусын кодтой, кӕй хъӕуы ӕмхуызонӕй сыстын, цӕмӕй ӕлдӕрттӕ ӕрцӕуой ӕппӕрст ӕнустӕм. Адӕм нал ауӕрдынц, судзынц сын сӕ фос, сӕ фидӕрттӕ, цӕмӕй сӕ кой мауӕл уа, ферох сӕ ой сӕ фыдӕбӕттӕ.

– Ӕлдӕрттыл ӕууӕнк нӕй, стӕй сӕ зӕххытӕ дӕр ӕнцонӕй нӕ ратдзысты. Уалынмӕ та ногӕй уацхӕссӕг фехъусын кодта Гуырдзыйы паддзахы демӕ фидауын, кӕй фӕнды. Гыцци ӕмӕ Кетеваны цинӕн кӕрон нал уыд, фӕлӕ Гиорги ӕмӕ Ос-Бӕгъатыр фидарӕй зонынц, сайгӕ кӕй кӕнынц, цыдӕр хинӕй сыл кӕй цӕуынц, уый. Фӕлӕ цы хъавынц? Цы уыдзӕн сӕ фӕнд?

Кӕд ӕй зоны марынмӕ йӕ хъавынц, уӕддӕр йӕ сӕрмӕ не᾽схаста, ма ацӕуа ӕмӕ ацыд фыдбылызы къахыл.

Мады зӕрдӕ зонаг у, цыдӕр тас йӕ зӕрдӕмӕ бахъуыззыд, зоны цыдӕр фыдбылыз ӕм кӕй кӕсы.

Мад цӕмӕй тарст , уый йӕ баййӕфта. Цӕргӕс Кӕвдӕсойы куы ауыдта , уӕд ныууынӕргъыдта: - Уӕ Мадымайрӕм! Мӕ иунӕг фырт, де уазӕг. Фӕлӕ фыдбылыз тӕригъӕд кӕм зоны. Цӕргӕс фехъусын кодта уӕззау хабар, фурды астӕумӕ йыл нӕмгуытӕ кӕй ныккалдтой. Мады ниуынӕй къӕдзӕхтӕ дӕр ныррызтысты. Кетеван йӕ удӕй фылдӕр цы Ос-Бӕгъатыры уарзта, уый мӕлӕт фехъусгӕйӕ йӕхи ӕппары Къуары доны, кӕд мӕрдты бӕстӕм уӕддӕр бафтиккам иумӕ. Ӕлдары ӕфсӕдтонтӕ ма бӕргӕ хъавыдысты Кетеваны аивӕрзын кӕнынмӕ, фӕлӕ йӕ доны уылӕнтӕ сӕ быны аныгӕдтой.

Ос-Бӕгъатыры фӕлгонц у, алы ирон адӕймагӕн дӕр фӕзминаг. Ахӕм гуырдтӕ нӕм куы уаид бирӕ, йӕ адӕмы афтӕ бирӕ чи уарзта.

Нӕ бафсӕст йӕ зӕххыл цӕуынӕй. Нӕ бафсӕст йӕ уарзон чызгимӕ цӕрынӕй. Нӕ бафсӕст йӕ Гыцийы рӕвдыдӕй. Ӕмӕ аххосаг та уыдысты ӕрмӕстдӕр – ӕлдӕрттӕ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИКОН КУЫСТ

Драмӕйы фыццаг хайы ӕттаг бакастӕй Цомахъ сныв кодта Ос-Бӕгъатыры афтӕ: Гуырдзиаг дзаумӕттӕ йӕ уӕлӕ, йӕ мадмӕ ӕввахс бацыд ӕмӕ йын ӕппӕлы йӕ кардӕй. Нана! - Кӕс ма! - Мӕ кард. Кӕм уыдзӕн ӕндӕр ахӕм кард? Мӕ карды хуызӕн никӕмӕн ис ӕнӕхъӕн Иры. Нана ӕркӕс ма йӕм, куыд цӕхӕртӕ калы. Фӕлӕ нанайы не ᾽ндавынц йӕ хъӕбулы ныхӕстӕ, йӕ сӕры ис ӕрмӕстдӕр иу сагъӕс, кӕд фӕуыдзӕн хӕст, цӕмӕй йӕ хъӕбулы ӕмӕ иннӕ ирон фӕсивӕды мауал хъӕуа кард ӕмӕ хӕцӕнгарзы сӕр. Фӕлӕ Ос-Бӕгъатыр, уӕддӕр ӕппӕлы тӕтӕйраг ӕлдары лӕвар кардӕй, Хуссармӕ куы цыдысты Гуырдзыйы ᾽рдӕм, уым мын ӕй балӕвар кодта, зӕгъгӕ.

Нанайы зӕрдӕйы ис дызӕрдыг, тас ӕмӕ йӕ ӕмбарын кӕны йӕ фыртӕн, тӕтӕр тӕригъӕдджын ӕмӕ ӕнӕууӕнк сты, зӕгъгӕ. Уыдон хӕрынц куыдзы дзидза, бӕхы туг та нуазгӕ кӕнынц. Ома махӕн иу фӕндаг нӕй, ма сыл ӕууӕнд.

Кард сӕвӕрыны рӕстӕг у мӕ хур, мауал хӕц гуырдзиаг ӕлдӕрттимӕ, уыдон махимӕ ӕмдин сты, кӕд ӕрлӕууиккой, нал кӕниккой ӕвзӕр митӕ. Уый нанайы бӕллиц уыд. Тынг ӕй фӕндыд хӕст тагъддӕр куы фӕуид, цӕмӕй йӕ фырт гасӕй аивӕрза. Худгӕйӕ дӕр ма йӕ фырты мӕстӕй мары, чи зоны иу бон гуырдзиаг сиахс бауай. Ос-Бӕгъатыр ӕмбарын кӕны йӕ мадӕн, куыд тухийӕ марынц мӕгуыр ирон адӕмы алырдыгӕй. Ӕмбарын кӕны кард ӕрӕвӕрыны афон кӕй нӕма у. Знаг пырх хъуамӕ ӕрцӕуа, кӕннод афтӕ бирӕ быхсӕн нал ис, ӕгӕрыстӕмӕй гуырдзиаг кусӕг адӕмы дӕр хъыгдарынц. Уалынмӕ Ос-Бӕгъатыры уӕлхъус балӕууыд йӕ хорз ӕмгар Гиорги, ӕмӕ йын фехъусын кодта: фӕсӕфцӕг хуссарӕй ӕмӕ быдираг ирӕй ӕрбацыдысты дыууӕ бӕлццоны Тъепӕ ӕмӕ Арӕби. Ӕмбарын кӕны Ос-Бӕгъатырӕй ӕххуыс кӕй агурынц, уый. Ӕвӕццӕгӕн ӕй йӕ зӕрдӕ зыдта, кард ӕрӕвӕрыны афон кӕй нӕма у, уый. Бамбӕрста, сӕр та кӕй бахъуыд нӕ быдираг ӕмӕ фӕсхохаг мӕгуыр ирон адӕмы. Хъизӕмарӕй сӕ марынц тӕтӕр, адыгей-кӕсӕг ӕмӕ аннӕрдыгӕй та цӕцӕн, мӕгуыр адӕмы хӕрдмӕ скӕсын нал уадзынц. Уазджытӕ тынг рахъаст кодтой гуырдзыйы ӕлдӕрттӕй ӕмӕ фыдуаг адыгей-кӕсӕгӕй. Ноджы ӕргомӕй загътой ᾽знаг гӕрзифтонг кӕй у, уый, сӕ бӕх-рог, нымӕцӕй тынг бирӕ, тыхгӕнӕг сын тых нӕ ары. Уыдон цӕттӕ, мах ӕдзӕттӕ. Ирон хъӕу нал баззад Мӕлхъ-доны фӕстӕ. Курынц Ос-Бӕгъатырӕй ӕххуыс ӕмӕ ма загътой: Кӕсгон ӕлдары хъомдон мӕрзыны бӕсты - мӕлӕт ӕвзарӕм, зӕгъгӕ. Цагъайрады фӕлтау - кады мӕлӕт ӕвзарынц нӕ фӕсивӕд, иу дӕр фӕстӕ нӕ лӕууы. Цӕцӕн дӕр сусӕг ӕргомӕй нал ауӕрдынц, лӕбурынц бирӕгъау алырдыгӕй, ахсынц адӕмы цагъартӕй. Къордгӕйттӕ ныййыстӕм, асасти нӕ тых, нал ис хъару, нал фӕразӕм.

Фӕкӕс нӕм Ос-Бӕгъатыр дӕ адӕмимӕ знӕгтыл алӕгӕрдынмӕ, нӕ бартӕ нӕ къухтӕм райсынмӕ. Ӕнхъӕлмӕ дӕм кӕсы, хох, ӕххуысмӕ.

Бирӕ нӕ ахъуыды кодта Ос-Бӕгъатыр, фӕлӕ сын ныфс авӕрдта, цӕцӕн сты тӕлтӕг ӕмӕ тӕппуд адӕм , уыдонӕй тӕссаг нӕу, фӕлӕ кӕсӕг ӕлдариуӕг кӕнынмӕ хъавы Ирыл. Ӕргомӕй дзуры Ос-Бӕгъатыр, ᾽знаджы цӕвын кӕй хъӕуы йӕ фыццаг фӕзындыл, арфмӕ сӕ нӕ хъӕуы уадзын.

Ос-Бӕгъатыр сиды йе᾽мгӕрттӕм: Гъӕтт, ирон фӕсивӕд! Размӕ! Размӕ!

Знаджы цӕгъдынц, нӕ ауӕрдынц сӕхиуыл. Знаджы дӕр тас куыннӕ бацыд. Уыцы карз тохы фӕмард Кетеваны фыд дӕр, афтӕ бирӕ кӕй уарзта. Кетеваны баййӕфта, цӕмӕй тарст, уый. Баззад иунӕгӕй, йӕ фыды дӕр уымӕн фӕдзӕхста, зыдта мӕгуыр адӕм куы сфӕлмӕцой, уӕд иу бон растдзысты. Мӕстджын та мӕлӕтӕй кӕм фӕтӕрсы, фӕлӕгӕрды размӕ, цалынмӕ йӕ фӕнд сыххӕст уа, ӕмӕ мӕнӕ абон йӕ фыд йӕ разы мӕцы йӕ туджы.

Ос-Бӕгъатыр Кетеваны фенгӕйӕ йӕ нанайы ныхӕстӕ йӕ хъустыл ауадысты, уӕдта ма гуырдзиаг сиахс бадӕ, зӕгъгӕ. Кетеван тынг балӕхстӕ кодта Ос-Бӕгъатырӕн, цӕмӕй йын йӕ фыды кад ӕмӕ радимӕ баныгӕной. Чызгӕн нал уыд балӕууӕндон ӕмӕ йӕ Ос-Бӕгъатыр йӕ нанамӕ ӕрвиты, чындзагӕн.

Стыр хӕст райдта Кавказы. Иры ӕмӕ Гуырдзыйы фӕсивӕдӕн минӕвӕрттӕ фехъусын кодтой, кӕй хъӕуы ӕмхуызонӕй сыстын, цӕмӕй ӕлдӕрттӕ ӕрцӕуой ӕппӕрст ӕнустӕм. Адӕм нал ауӕрдынц, судзынц сын сӕ фос, сӕ фидӕрттӕ, цӕмӕй сӕ кой мауӕл уа, ферох сӕ ой сӕ фыдӕбӕттӕ.

– Ӕлдӕрттыл ӕууӕнк нӕй, стӕй сӕ зӕххытӕ дӕр ӕнцонӕй нӕ ратдзысты. Уалынмӕ та ногӕй уацхӕссӕг фехъусын кодта Гуырдзыйы паддзахы демӕ фидауын, кӕй фӕнды. Гыцци ӕмӕ Кетеваны цинӕн кӕрон нал уыд, фӕлӕ Гиорги ӕмӕ Ос-Бӕгъатыр фидарӕй зонынц, сайгӕ кӕй кӕнынц, цыдӕр хинӕй сыл кӕй цӕуынц, уый. Фӕлӕ цы хъавынц? Цы уыдзӕн сӕ фӕнд?

Кӕд ӕй зоны марынмӕ йӕ хъавынц, уӕддӕр йӕ сӕрмӕ не᾽схаста, ма ацӕуа ӕмӕ ацыд фыдбылызы къахыл.

Мады зӕрдӕ зонаг у, цыдӕр тас йӕ зӕрдӕмӕ бахъуыззыд, зоны цыдӕр фыдбылыз ӕм кӕй кӕсы.

Мад цӕмӕй тарст , уый йӕ баййӕфта. Цӕргӕс Кӕвдӕсойы куы ауыдта , уӕд ныууынӕргъыдта: - Уӕ Мадымайрӕм! Мӕ иунӕг фырт, де уазӕг. Фӕлӕ фыдбылыз тӕригъӕд кӕм зоны. Цӕргӕс фехъусын кодта уӕззау хабар, фурды астӕумӕ йыл нӕмгуытӕ кӕй ныккалдтой. Мады ниуынӕй къӕдзӕхтӕ дӕр ныррызтысты. Кетеван йӕ удӕй фылдӕр цы Ос-Бӕгъатыры уарзта, уый мӕлӕт фехъусгӕйӕ йӕхи ӕппары Къуары доны, кӕд мӕрдты бӕстӕм уӕддӕр бафтиккам иумӕ. Ӕлдары ӕфсӕдтонтӕ ма бӕргӕ хъавыдысты Кетеваны аивӕрзын кӕнынмӕ, фӕлӕ йӕ доны уылӕнтӕ сӕ быны аныгӕдтой.

Ос-Бӕгъатыры фӕлгонц у, алы ирон адӕймагӕн дӕр фӕзминаг. Ахӕм гуырдтӕ нӕм куы уаид бирӕ, йӕ адӕмы афтӕ бирӕ чи уарзта.

Нӕ бафсӕст йӕ зӕххыл цӕуынӕй. Нӕ бафсӕст йӕ уарзон чызгимӕ цӕрынӕй. Нӕ бафсӕст йӕ Гыцийы рӕвдыдӕй. Ӕмӕ аххосаг та уыдысты ӕрмӕстдӕр – ӕлдӕрттӕ.

Могучие голоса поющих всадников мощным эхом отзывались в ущелье. Простые люди могли слышать, как силен дух аланских воинов. Звуки этой боевой песни успокаивали их больше, чем колыбельная.
Целый день спускались воины с гор, спускались осторожно, беспокоясь, чтобы не побили кони копыта свои о камни. Царя приветствовали в ущельях и аулах, воины сторожевых башен отдавали правителю честь, но у него не было времени разговаривать с ними – слишком далеко мог уйти Анвар в степь со своей добычей – женщинами и детьми. Царь думал только о том, как наказать степного волка. Забыл Ос Багатар даже про недавний вещий сон.
Погода резко ухудшилась. Над горами сгущались мокрые серые тучи, неспешно плыли они по небу, как огромные рыбы в Черном море, цепляясь за Кавказский хребет плавниками… Ночью медленно вставала луна, гремел, разбрасываясь молниями, уац Илла – святой пророк Илья, и шел сильный дождь. Укрывшиеся в одном из сторожевых замков, воины беззаботно спали, как младенцы: не беспокоил их ни гром, ни мысли о предстоящем сражении…
Лишь на третий день достигли воины разоренного селенья. Остановились всадники и долго молчали. Картина, открывшаяся их взорам, была до боли знакома: дома, хлевы и кузницы кочевники сожгли дотла, скот угнали. Повсюду лежали окровавленные трупы крестьян – пища воронов и грифов. В воздухе стоял тошнотворный приторный запах тления и смерти. Задумался царь, нахмурил брови: почему бег не повелел предать тела этих несчастных земле?
Вышел тогда из ближайшей рощи к всадникам старик с пустыми круглыми глазами, устремленными в никуда, и с грязной всклокоченной бородой. Он рассказал про жестокости Анвара, упивавшегося кровью невинных людей, как волк упивается кровью похищенной овцы. Плакал старик, что потерял пять сыновей – их убили степняки; шесть дочерей и двенадцать внуков, как котят, унесли кочевники в степь. Были здесь две ночи назад и хазары, но бег приказал не хоронить убитых до прибытия аланского царя, чтобы еще более разжечь воинский пыл Оса Багатара, чтобы воистину познал он, как жесток и беспощаден этот кочевник. И как невероятно подл!
Не понять этого было мудрому Осу Багатару. Хоть и доблестны в бою были аланские воины, а порой и свирепы, но не было в них жестокости, не любили они мучений человеческих и даже с врагами своими проявляли благородство. Гостеприимны были аланы и не могли отказать в гостеприимстве никому – даже лютым врагам своим…
…Однажды пришел к одному аланскому набожному крестьянину бес и, искушая его, попросился на ночлег. Почувствовал крестьянин, что перед ним вражина, но не смог попереть закон гостеприимства и впустил его в дом, чтобы тот обогрелся у очага, поел и поспал. Вошел демон в дом, но не смог здесь долго оставаться.
– Не могу я повредить тебе, потому что ты свято соблюдаешь закон гостеприимства, – жжет меня это. Так что пойду я! Вот только уац Илла хочет уничтожить меня своим небесным огнем, поэтому, когда уйду я, вынести на улицу табуретку, на которой я сидел, чтобы не поразила твой гостеприимный дом молния.
Сказав это, бес исчез. Смекнул тогда крестьянин что бес правду говорил, и выкинул табуретку, на которой сидел нечистый. И тут же, испепелила ее молния…
Но, кроме благородства, в мире существует еще и подлость, вместе со своей сестрой жестокостью. И вздумали подлость и жестокость Анвара побороть благородство Оса Багатара. Бешено колотилось сердце царя от переполнивших его противоречивых чувств.
Не всякий слух человеческий сможет стерпеть слова о жестокостях Анвара, ни один выживший из ума не способен придумать то, что сотворил этот хищник с мирными земледельцами. Поговорив с аланскими всадниками, старик принялся жалобно причитать и, сидя на земле, корявыми пальцами нещадно терзать свою бороду. Бесцельно блуждал взгляд его по земле, не нужна была ему более жизнь. Вскоре упал он навзничь, захрипел и испустил дух от великих душевных страданий и телесного истощения.
Поднял тогда Ос Багатар свой меч:
– В погоню!
Разгневанные увиденным, воины загикали и ринулись в погоню за жестоким кочевником. Переплыли на конях реку и поскакали в степь, дав себе зарок не спать, пока не достигнут стана Анвара.
Скакали они день и ночь, давая лошадям лишь небольшой отдых. Ранним утром остановились. Опытный следопыт определил, что стан Анвара всего в нескольких часах пути от их привала. Хотели было всадники сразу поскакать и разбить отряд подлого кочевника, но мудрый Ос Багатар приказал отдохнуть перед боем.
Поспали какое-то время бойцы, отдохнули и их кони, восстановив свою силу. Тогда отряд Оса Багатара – благородного аланского царя – направился к стану жестокого Анвара. Ос Багатар все еще не хотел верить, что в ловушку их загнал великий бег Хазарии Аарон II.
Солнце было в зените. Всадники выдвигались к отряду степняков, поднимая в воздухе облака пыли. Прищурился царь и увидел: вдали смутной тенью темнели вражеские силы.
Но вдруг задрожала земля от конского топота, и понял Ос Багатар, что прав был Давид, начальник его тайной службы: рядом было не менее трех тысяч лошадей. Аарон II презрел царскую честь и подло заманил его в ловушку! Еще не поздно было повернуть, сбросить тяжелые доспехи и умчаться, чтобы спасти жизни и себе и своим воинам. Но никогда не показывали спины врагу храбрые алдары. Дождались они стаю анварову, улыбаясь будущему бою.
Быстро окружили степняки крепкий, но небольшой отряд Оса Багатара. Войско их было похоже на сшитое из разноцветных лоскутков одеяло. Свистели они и улюлюкали, с гиканьем вертели саблями над головами и трясли копьями, но не решались вступить в бой даже при таких неравных силах. Аланы ждали приказа царя. Напрягся государь, обдумывая, как лучше противостоять врагу. Стояли оба войска друг перед другом довольно долго, пока не выехал на середину поля жестокий Анвар с длинным копьем, показывая знаками, что хочет о чем-то поговорить с Осом Багатаром. Аланский царь грозно сверкнул очами, кивнул своим верным друзьям и отпустил поводья, слегка подгоняя коня.
Сошлись на поле благородство и коварство, барс и волк встретились взглядами, и полетели искры, как в кузнице при ковке меча. Часто бились сердца их в предвкушении сражения. Мощный телом и коварный духом Анвар ухмылялся, щурясь и без того узкими глазами под палящим полуденным солнцем:
– Ай, государь, здорово же обманул тебя великий бег! Заманил, как охотник медведя в яму. И как нам теперь быть? Нас тут пол тьмы хорошо вооруженных всадников. Половина на поле, половина в засаде. Что перед нами твои двести воинов? Падете вы все под нашим натиском! Жены верных тебе алдаров останутся вдовами, а дети сиротами. – Анвар оскалился. – Но добр я сегодня – ты можешь спасти жизнь воинов своих.
Молчал Ос Багатар. От чего он мог спасти своих преданных друзей – от славной смерти? Не одобрят этого соратники. Но нужно было потянуть время, чтобы лучше понять расположение вражеских войск:
– Что предлагаешь, тюрок?
– Сдайся нам, Ос Багатар, и понадейся на милость великого бега!
Молча развернул аланский государь коня.
– Ай, резвый ты! Стой-стой, Ос Багатар, есть еще у меня к тебе разговор.
Попридержал царь поводья.
– Слушаю.
– Поединок!
Радостно схватился за меч царь, думая, что немедленно убьет этого степного хищника, но Анвар, ухмыляясь, развел руками:
– Знаю, что царь должен биться только с равным себе. Но перенес я недавно болезнь – силы мои скудны, поэтому приготовил себе замену. Есть среди степных багатуров один великий воин по имени Улдан. Много погубил он багатуров и простых воинов, погубит же еще больше. – Анвар высоко поднял копье, как будто хотел проткнуть им небо. – Наслышал он о твоей силе и удали и желает лично сразится с тобой. Если победишь его, то могу отпустить твоих людей, но только не тебя!
Как только поднял Анвар копье, отделился от стаи степняков громадного роста воин – полузверь-получеловек. Конь под ним был самым мощным, какого когда-либо рождала степь, но и он с трудом терпел вес Улдана.
Анвар мстительно ухмыльнулся и направился обратно к войску. Всадники же царя стояли, понимая, что сейчас произойдет. Ос Багатар приготовился к жестокому поединку.
Страшен видом и ужасен был этот Улдан. Он был степным каджи – воином, продавшим душу шайтану степей. В каджи посвящали самых могучих степных багатуров колдуны, под воздействием дурмана прорицающие удачу или поражение в бою. В великом почтении у степняков были эти колдуны, умеющие обручать душу человеческую с дьяволом. В сердце Улдана сидел могучий демон, придающий ему титаническую силу. Его глаза светились нечеловеческой, даже не звериной яростью. Это была ярость легионов отчаянных, уже мертвых, но готовых оказать Богу последнее сопротивление.
Знал царь, что в бою каджи приходят в великое беснование, круша все и убивая всех подряд. Победить его при помощи только телесной силы было невозможно. Только с помощью Божьей Ос Багатар мог одолеть Улдана.
Вышел царь перед великаном, как когда-то пророк Давид перед Голиафом. Улдан настолько явно превосходил аланского царя по телесной мощи, что степняки захохотали. Сам великан вертел в воздухе пятипудовую палицу и тоже хохотал, обнажая желтые зубы.
Воззвал тогда Ос Багатар о помощи к Богу, не хотел он умирать от палицы нечестивца, в сердце которого свил гнездо демон. Он возвел глаза к небу:
– Господи Иисусе Христе, не оставь на поле брани раба Своего! Помоги сокрушить каджи – бесноватого Улдана во славу Твою! Да прославится на поле брани имя Твое! Аминь!
Помолившись, царь поправил свой шлем и поднял тяжелый двуручный меч. Конь под царем взвился на дыбы – аланские лошади тоже умели воевать. Их с детства учили кусаться и бить противника передними ногами. И его преданный конь тоже хотел сокрушить коня каджи, как царь – Улдана.
Вдруг взревел Улдан от ярости. Он решил, что не прибавит славы ему этот поединок. Кого видит он перед собой? Он ожидал увидеть подобного себе великана. Прихлопнет он его пятипудовой палицей, как комара. Испытывая царя, каджи громко и пронзительно свистнул. От этого свиста лошади по обе стороны поля нервно затоптались некоторые из степняков от страха попадали на землю. Неожиданно и громко просвистел Улдан. Но не испугался конь Багатара, а раздул ноздри от ярости и начал бить копытом по земле.
Конец ознакомительного фрагмента.


Совещание по вопросам готовности к приему беженцев из Донецкой Народной Республики


Обращение Президента Анатолия Бибилова к народу Республики Южная Осетия

Общество



Бынаты хицауы æхсæв


Победа российской дипломатии

В мире


Совещание по вопросам готовности к приему беженцев из Донецкой Народной Республики


Обращение Президента Анатолия Бибилова к народу Республики Южная Осетия


Экстренное заседание Совета безопасности Республики Южная Осетия

Диаспоры



Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову


Публикации



Фотогалерея


Никто не забыт, ничто не забыто!


С Крещением Господним!


Торжественная церемония открытия Республиканской елки

Видео


Заседание Совета безопасности


Новогоднее обращение к народу Республики Южная Осетия


Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова

Инфографика


Великая Отечественная война



В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

Ос-Багатар


Ос-Багатар – один из самых известных военачальников средневековой Алании. Его жизнь и деятельность приходятся, пожалуй, на самый тяжелый и трагический период истории аланов-овсов – XIII в. С 30-х гг. этого столетия шла упорная борьба с монголо-татарскими завоевателями, и не только за территорию, не только за независимость, но и за само существование аланов. В том, что они сохранились как этнос, велика заслуга Багатара.

«1) Нас было 9 братьев Царазоновы-Ца- хиловы: Ос-Багатар, Давид и Сослан с 4-мя царствам борющиеся;

2) Фидарос, Доладороз, Сокур-Георгий, с презрением на врагов взирающие;

3) братья наши Исаак, Романоз и Басил сделались добрыми рабами Христа (монахами);

4) мы содержали в 4-х углах узкие проходы дорог;

5) в Касаре имели укрепление и сабаж (за-ставу), здесь содержу двери моста, о будущем обнадежен, в настоящем благополучен;

6) руды золота и серебра имею в таком изобилии, как вода.

7) покорил Кавказцев, противостоял 4-м царствам (народам);

8) у грузинского (Батони) князя похитил сестру, не оставил своего рода; постиг меня, клятвою обманул, наложил на себя вину мою (грех);

В 1935 г. доспехи Багатара из Нузальской часовни перевезли в Музей краеведения г. Алагира, откуда они исчезли во время фашистской оккупации в 1942 г.

В народной памяти сохранилось много рассказов о Багатаре. Отдавая должное его таланту, устная традиция вместе с тем под¬черкивает роль Багатара в сохранении аланов как этноса. Далеко не случайно во многих преданиях Багатар предстает как этнарх, от которого произошли аланы-осетины. В такой образной форме народная традиция воздает должное герою, который в тяжелейший период сделал все возможное для сохранения народа.

Феликс Гутнов, доктор исторических наук, завотделом источниковедения СОИГСИ.

Читайте также: