Опубликовал сочинение исследования о зарождении животных

Обновлено: 18.05.2024

Татьяна Сергеевна Сорокина

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.

Период систематических микроскопических исследований тканей открывается одним из крупнейших обобщений естествознания XIX в. – клеточной теорией строения организмов. В основных своих чертах клеточная теория была сформулирована в трудах немецких ученых – ботаника Матиаса Шлейдена (Schleiden, Matias, 1804-1881) и зоолога Теодора Шванна (Schwann, Theodor, 1810-1882, рис. 112). Их предшественниками были Р. Тук, М. Мальпиги, А. ван Левенгук, Ж. Ламарк.

По оценке Ф. Энгельса создание клеточной теории явилось одним из главнейших научных достижений эпохи, которое выявило тождественность процессов, происходящих во всех многоклеточных организмах.

Одним из основоположников учения о клеточном строении был Ян Эвангелист Пуркине (Purkine Johannes Evangelista, 1787-1869) – чешский естествоиспытатель и общественный деятель, основатель пражской гистологической школы, почетный член многих зарубежных академий наук и научных обществ (в том числе в Петербурге и Харькове). Пуркине первым увидел нервные клетки в сером веществе головного мозга (1837), описал элементы нейроглии, выделил в сером веществе коры мозжечка крупные клетки, названные впоследствии его именем, открыл волокна проводящей системы сердца (волокна Пуркине) и т. д. Он первым применил термин протоплазма (1839). В его лаборатории создан один из первых микротомов. Я- Э. Пуркине был организатором чешского Научного общества врачей, которое ныне носит его имя.

Клеточная теория дала ключ к изучению законов строения и развития различных органов и тканей. На этой основе в XIX в. была создана микроскопическая анатомия как новый раздел анатомии. К концу XIX в. в связи с успехами в изучении тонкого строения клетки были заложены основы цитологии.

В гистологическую практику были введены водные и масляные иммерсионные объективы, изобретен микротом, применены новые фиксаторы. Введение метода импрегнации солями серебра (К. Гольджи) позволило провести фундаментальные исследования нервной системы (С. Рамон-и-Кахаль) и заложить основы нейрогистологии. В 1906 г. К. Гольджи и С. Рамон-и-Кахаль были удостоены Нобелевской премии.

В России гистология развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки. В 40-х годах XIX в. гистология была включена в программу преподавания смежных дисциплин – анатомии и физиологии. Первый курс гистологии в России читал эмбриолог К. М. Бэр, который заведовал кафедрой сравнительной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1852 г. этот предмет был выделен в самостоятельный курс, который читал Н. М. Якубович. Первые кафедры гистологии и эмбриологии в России были организованы в 1864 г. в Московском (А. И. Бабухин) и Петербургском (Ф. В. Овсянников) университетах. Позднее они были созданы в Казани (К. А. Арнштейн), Киеве (П. И. Перемежко), Харькове (Н. А. Хржонщевский) и других городах страны.

Общеизвестны фундаментальные работы киевского гистолога В. А. Беца, изучавшего цитоархитектонику коры больших полушарий головного мозга и открывшего гигантские пирамидные клетки (клетки Беца).

Эмбриология (от греч. embrion – зародыш, logos – учение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе – внутриутробном развитии плода от момента оплодотворения до рождения. В процессе становления содержание и объем этой науки значительно расширились – предметом ее изучения стали также развитие и строение половых клеток и ранний постэмбриональный период. Современная эмбриология изучает три периода индивидуального развития: предзародышевый (прогенез), зародышевый (собственно эмбриогенез) и ранний послезародышевый (постнатальный) онтогенез.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) первым выступил с критикой этих представлений. Он утверждал, что органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований (идея эпигенеза; от лат. epi – над и genesis – происхождение). Это положение Аристотеля сохранялось в науке без существенных изменений вплоть до XVII в.

Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллельно, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII-XVIII вв. (рис. 113). Этому способствовали несовершенство микроскопических методов исследования и механистическое понимание идеи развития. Утверждая, что будущий организм в миниатюре заранее предсуществует в яйце, преформисты (а среди них были выдающиеся исследователи своего времени: А. Левенгук, Я. Сваммердам, М. Мальпиги, А. Галлер и др.), по существу не объясняли развитие, а отрицали его.


Одним из современников Парацельса был выдающийся польский астроном, математик и врач Николай Коперник (1473—1543). Высшее образование он получил в Кракове (1491—1495), где изучал астрономию и математику, затем в Болонье (Италия, с 1496 г. — юридические науки) и Падуе (1501-1504). Реально осознавая значение предупредительной медицины, Коперник был инициатором и руководителем строительства водопроводов и гидротехнических комплексов в Вармии, Фромборке, Торуни и других городах Польши.

Роль микроскопической техники в медицине (А. ван Левенгук).

Первый прибор из увеличительных стекол (двухлинзовый микроскоп) был сконструирован около 1590 г. отцом и сыном Гансом и Захарием Янсенами в Нидерландах (Голландия). В 1609 г. Галилео Галилей, используя сведения об изобретении увеличительной трубы, сконструировал оптический прибор, который имел девяти кратное увеличение.

Антони ван Левенгук (1632 ― 1723 гг.) — голландский натуралист — самоучка. Занимаясь шлифовкой оптических стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофокусных линз, которые давали увеличение до 270 раз.

Период систематических микроскопических исследований открывается одним из крупнейших обобщений естествознания XIX столетия ― клеточной теорией строения организмов.

Развитие гистологии и эмбриологии.

Гистология (греч. histologia ; от histos — ткань, logos — учение) — наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов.

Становление гистологии связано с развитием микроскопической техники и микроскопических исследований, созданием клеточной теории строения организмов и учения о клетке.

В 1666 г. Мальпиги произвел физиологические исследования печени, селезенки.

Изучение растительных клеток долгое время значительно опережало изучение животных структур, так как их исследование требовало гораздо большего увеличения и разрешающей способности микроскопов.

Эмбриология (греч. embryologia ; от embryon — зародыш, logos — учение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном развитии плода от момента оплодотворения до рождения.

Таким образом, развитие эмбриологии имело важное значение для совершенствования профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями.

Эпидемия учение о контагии


Таким образом , труд Фракасторо приблизился к научной эпидемиологии. Он завер­шил развитие представлений о заразных болезнях к концу средневе­ковья. Достойными представителями этого научного направления стали впоследствии Д.С.Самойлович и Э.Дженнер, Л.Пастер, И.И.Мечников.

Открытие возбудителей инфекционных заболеваний, начавшееся в конце XIX в., и их научное изучение привели в наши дни к ликвидации многих инфекционных болезней в масштабах государств, регионов, континентов порой и всего Земного шара. Ярким примером тому является ликвидация оспы на нашей планете по программе, предложенной делегацией СССР на XI Ассамблее Всемирной организации здравоохранения в 1958 г. и осуществленной к концу 1970-х гг. совместными усилиями народов всех стран мира.

Зарождение учения о профессиональной патологии (труды Парацельса, Г. Агрикола (Бауэра), Б. Рамаццини).

При переходе от феодализма к промышленному капитализму в производстве господствовала мануфактура. В городах северной Италии ранее других стран сказалось разложение феодальных и развитие новых капиталистических отношений — быстрее шел процесс образования и роста мануфактур, образования новых классов — буржуазии и наемных рабочих; имели место ранние промышленные конфликты. Здесь ранее, чем в других местах, встал и вопрос о болезнях промышленных рабочих.

Таким образом, работа Б.Рамаццини вышла далеко за пределы клинической медицины, она дала материалы и стимул для изучения промышленной патологии.

гигиенические рекомендации по предупреждению действия профессиональных вредностей.

Таким образом, после работ Парацельса и A гриколы болезни, возникающие в связи с вредностями мануфактурного производства, стали предметом специального внимания врачей в странах Европы.

Первые труды по детским болезням (Ф. Глисон, Т. Сиденгам).

Фрэнсис Глиссон — британский врач, анатом, профессор в Кембридже, один из самых выдающихся врачей первой половины XVII столетия. Своим сочинением о рахитизме (Лондон, 1650 ) он обратил особое внимание врачей на болезни детского возраста.

В 1419 году в Италии началась постройка Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Приют невинных, действовал до 1875 г.).

Основные черты медицины эпохи Возрождения.

1. Утверждение опытного метода в медицине.

2. Переход от схоластической к механико-математическому рассмотрению природы.

3. Становление анатомии как науки.

4. Создание учения о кровообращении.

5. И зобретение увеличительных приборов (микроскопа) и развитие микроскопии.

6. Развитие гистологии и эмбриологии.

7. Создание учения о контагиозных (заразных) болезнях.

9. Зарождение учения о профессиональной патологии и гигиене труда.

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Что вы можете рассказать о медицине в Западной Европе в эпоху Возрождения?

2. Расскажите об идейном содержании культуры эпохи Возрождения.

3. Перечислите главные черты естествознания эпохи Возрождения.

4. Что вы знаете о передовых научных центрах Западной Европы?

5. Как шло становление организации медицинского образования? Падуанский университет (Италия).

6. Расскажите о становлении анатомии как науки.

7. Жизнь, деятельность и творчество Леонардо да Винчи (1452—1519).

10. Становление физиологии как науки.

11. Великий учёный Френсис Бэкон (1561—1626), его основные достижения?

12. Предпосылки создания теории кровообращения.

13. Мигель Сервет (1509—1553) и его открытие.

16. Ятрохимия, как отдельное направление науки.

17. Основатель ятрохимии Парацельс (1493—1541), расскажите об этом учёном.

18. Джироламо Фракасторо (1478—1553) и его учение о заразных болезнях.

19. Медицина Беларуси в составе ВКЛ в XIV - XVIII вв.

8. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Один из основоположников хирургии французский медик Амбруаз Паре (1517-1590), вышедший из цеха цирюльников, был лечащим врачом короля Карла IX. Свои труды он писал на родном французском языке, применяя соответствующие термины для обозначения половых органов. Медицинский факультет попытался запретить труд Паре, ссылаясь на угрозу нравственности. Дайте оценку такой нравственной позиции в эпоху Возрождения.

2. Выдающийся врач, математик и механик эпохи Возрождения Дж. Кардано (1501-1578) увлекался астрологией и составлял гороскопы. Когда он был приглашен к больному английскому королю Эдуарду VI то, как врач, сразу увидел симптомы неблагоприятного исхода болезни. Однако в гороскопе, составленном по требованию придворной знати, которую волновала не болезнь короля, а ее исход. Кардано предсказал тому долгую жизнь. Король вскоре умер и Кардано оправдывался тем, что не смог в достаточной мере оценить расположение созвездий и их влияние на судьбу короля. Дайте оценку позиции морального выбора Дж. Кардано.

3. Один из основоположников научной анатомии Андрей Везалий (1514-1564) был вынужден похищать трупы казненных с виселиц и кладбищ, чтобы изучать строение человеческого тела. Так поступали и многие другие ученые той эпохи. Дайте оценку таким действиям

Уильям Гарвей

Уильям Гарвей. 1 апреля 1578 – 3 июня 1657. Английский медик, анатом, основоположник физиологии и эмбриологии. Открыл кровообращение.

Неофициально:

1. По словам писателя Питера Акройда, Уильям Гарвей нередко наблюдал, как на улицах Лондона используют пожарные насосы. Ученый представил себе сердце в виде насоса, качающего кровь. Это натолкнуло его на открытие циркуляции крови в организме.

2. Внук овцевода из графства Кент и старший сын купца и содержателя почтовой станции в городе Фолкстоне проявил недюжинные успехи в учебе. Отец, по сохранившимся воспоминаниям, человек неглупый, решил, что мальчику имеет смысл дать хорошее образование, и отправил его в Королевскую школу в Кентербери, где Уильяма обучили латыни и греческому.

3. Образование будущего основоположника физиологии и эмбриологии впечатляет даже в наши дни, что уж говорить о конце XVI века. Он успел поучиться в Кембридже, где изучал дисциплины , полезные для врача, включая философию и математику, и в Падуанском университете, славном своей медицинской школой.

5. В начале 1603 года новоиспеченный доктор медицины Падуанского университета вернулся на родину. Получив все необходимы степени и лицензии и там, он начал практиковать в Лондоне.

6. Деятельный и любознательный Гарвей одновременно вел частную практику, служил врачом в больнице Святого Варфоломея, что в его время было чрезвычайно престижно, работал в Коллегии врачей и проводил собственные эксперименты.

7. Еще в 80-х годах предыдущего века лорд Джон Ламли озаботился медицинским образованием в Англии и учредил так называемые Ламлианские чтения. Уильям Гарвей сорок один год исполнял обязанности Ламлианского лектора.

8. 16 апреля 1618 Уильям Гарвей прочел в рамках Ламлианских чтений публичную лекцию, которая взорвала слушателям мозг. Оказывается, кровь в организме движется по кругу, точнее даже по двум кругам: малому, или легочному, и большому, или системному. Гарвей первым в современном мире понял, что кровь циркулирует непрерывно, а не двигается наподобие приливов и отливов.

9. Сердце, утверждал Гарвей – насос. Оно перекачивает кровь через артерии в ткани. А потом кровь возвращается обратно к сердцу по венам, прогоняется через легкие, чтобы забрать там кислород, и затем снова возвращается к тканям.

11. Ко времени открытия кругов кровообращения среди пациентов доктора Гарвея уже значились представители аристократии, а самым высокопоставленным пациентом стал король Яков I. Дурные отзывы несколько подмочили репутацию известного врача и сократили частную практику, но королевским доктором ученый остался. После Якова I английским королем стал Карл I, и Гарвей сделался его придворным врачом.

12. Карл I заинтересовался исследованиями Гарвея и предоставил в его распоряжения туши животных, убитых во время охоты. В 1645 году король назначил Гарвея деканом Мертон-колледжа в Оксфорде, но уже в июне 1646 года Оксфорд был осаждён и взят сторонниками Кромвеля, и университетская карьера ученого оборвалась.

14. В эпоху гражданских войн в Англии закончилась придворная карьера Гарвея, но не его научная работа. Он сосредоточился на исследованиях в области эмбриологии, и изводил для научных целей столько яиц, что их, по словам кухарки Гарвея, хватило бы на яичницу для всех англичан разом.

16. Гарвей утверждал, что яйцо есть общее первоначало всех животных, и всё живое происходит из яйца. Исследования Гарвея по эмбриологии послужили мощным толчком к развитию теоретического и практического акушерства.

17. Детей у Гарвея не было, поэтому все свои деньги он оставил родне и Королевской коллегии врачей - на научные исследования.

Читайте также: