Сочинение сбор дани баскаками

Обновлено: 02.07.2024

На таких скудных данных выстроилось предположение, что это была усадьба баскака, ханского наместника. Но чем конкретно занимались баскаки на Руси?

Но не все так просто. Археологические находки можно пересчитать по пальцам, как и упоминания баскаков в летописях и актовых источниках.

Точно одно - баскаки на Руси были.

Кого, от кого и что мог защищать баскак во Владимире? Каков был его функционал?

До сих пор в трудах по истории ордынского владычества на Руси и в энциклопедиях можно встретить версию влиятельного советского историка Арсения Насонова. Он считал, что баскаки были монгольскими военачальниками, которые командовали отрядами, набранными из населения завоеванной страны.

Вот например, есть село Баскаки и у нас в области, в Суздальском районе. Может, и там стоял баскаческий отряд?

Другие историки указывают на то, что в летописях действия баскаческих отрядов почти не описаны, даже тогда, когда происходили антиордынские восстания. Лишь в одном случае (из него и исходил Насонов) летописцы прямо упоминают отряд курского баскака Ахмата. Но числом всего 32 человека. Отряд охранял братьев Ахмата. В том же летописном эпизоде этот отряд был легко разбит местным русским князем. Три десятка воинов для контроля над большой территорией — маловато будет. Скорее, просто эскорт при перемещении по стране.

Есть версия, что со сбором дани стало туго после того, как в 1263 году умер великий князь Александр Ярославич (Невский), который имел прекрасное реноме в Орде и четко соблюдал вассально-даннические отношения с ханами. Может быть, его брат и преемник Ярослав Ярославич не смог обеспечить регулярное поступление ордынской дани? Вот тогда на Руси и появились баскаки, призванные наладить сбор дани.

Нигде в летописях не написано, что баскаки сами собирали дань. И похоже, что ближе к реальности версия Каргалова, который считал, что баскаки держали в повиновении не всю Русь, а непосредственно князей (как вторые секретари ЦК союзных республик при СССР).

Чаще всего баскаки упоминаются при князьях (хотя самовольный курский баскак Ахмат со своими слободами, конфликтовавший с князьями, портит эту картину).

Но ясно - после середины XIV века баскаки больше не упоминаются в документах той поры. И здесь у нас, когда Иван Калита и последующие московские князья (и по-прежнему с ханскими ярлыками на великое княжение) полностью взяли под контроль сбор и уплату дани Орде, баскаки исчезли еще раньше. Их функции взяли на себя русские князья.

Историки в этом ничего удивительного не видят. Среди золотоордынских татар было много православных, равно как и представителей других религий.

. Баскаки ушли в историю, оставив нам и слово, и названия сел. Знатный русский род Зубовых гордо вел свою родословную от того самого Амрагана, который, получается, из Владимира.

Жанр произведения — историческая живопись. Художник обратился к тяжелым для Древнерусского государства временам — порабощению монголо-татарским игом. Иванов в своём творчестве обращает внимание не на грандиозные битвы, а на обыденную жизнь русских людей той эпохи.

Сюжет картины — сбор дани баскаками, монгольскими сборщиками податей. Люди завоёванных монголами земель обязаны были платить дань деньгами, продуктами, утварью с промысла и рабами, в качестве которых отдавали молодых, здоровых людей.

Для передачи напряжённости момента художник применил диагональную композицию. Диагональ проходит от вершины шапки сидящего на коне баскака до стоящих на коленях связанных женщин. Внимание зрителя привлекает высокий вороной конь, на котором сидит упомянутый баскак. Голова коня приходится на центр композиции. Его хозяин в войлочной шапке и жёлтом халате тоже бросается в глаза. Он чувствует себя хозяином положения.

Перед ним, на переднем плане, разложена подать: дорогие оклады, кошельки, ожерелья, кувшины. За приготовленной утварью, левом углу картины, — живая дань, связанны люди. Ближе к зрителю молодая женщина, покорно склонившаяся перед поработителями, за ней другая, которая держится прямо, в её позе нет покорности. Горько плачет совсем ещё девочка лет тринадцати, с двумя светлыми косичками. За девочкой виден силуэт парня со скрученными за спиной руками.

За спиной пленных стоит помощник баскака, готовый в случае неповиновения поднять кнут. Яростно смотрит на него связанный чернобородый мужчина, примыкающий к группе будущих рабов. С правой стороны изображены почтенные жители города со склонёнными перед баскаком головами. Они не в силах что-то изменить.

На среднем плане один из сборщиков подати держит в руках медвежью шкуру, проверяя её пригодность. К нему угодливо склонился княжеский тиун, он ведёт список принятой дани. Опасаясь татарского гнева, тиун избегает смотреть в глаза сборщику. Позади татарина с медвежьей шкурой стоит телега, на которую сгружают предметы, сверенные со списками. В погрузке вынуждены участвовать и русские.

Задний план — столпившиеся горожане, одни мужчины разных возрастов. Женщины, очевидно, попрятались, боясь быть захваченными в плен. Многие мужчины смотрят гневно на происходящее. Над толпой возвышаются татарские всадники с копьями, сдерживая возможный бунт. Фон происходящего события — деревянные дома, тянущиеся вдоль улицы. За ними виднеются деревья с пожелтевшей осенней листвой и затянутое облаками небо.

В цветовой палитре преобладают жёлто-коричневые и серо-синие тона. Эту гамму разбавляет по всем планам картины красный цвет в одежде персонажей. Красные полосы ткани, на которой лежат предметы подати, невольно привлекают внимание зрителя. Красный цвет вносит ноту тревоги и напряжения. Самое тёмное пятно — чёрный конь баскака. Чёрный цвет символизирует горе, утрату.

Свет в картине рассеянный, лучи пробиваются сквозь облака, и тени слабые. Вместе с тем на полотне много отражённого света. Несмотря на ситуацию, мрака нет. Русь хоть и слаба сейчас, но придёт время, и она воспрянет.

Идея произведения: Несмотря на порабощение и унижение русских людей, они не сломлены. Внутреннее сопротивление так и прорывается во взглядах и осанках.

Картина находится в Музее истории Москвы. Полотно С.В. Иванова захватывает зрителя, делает его сопричастным к происходящему. Такой эффект характерен для стиля модерн, к которому обратился художник. Для исторической живописи того времени это было ново.

Вас заинтересует

Смотри внутри. Напишите сочинение на тему Природа в стихах поэтов

Срочно нужен доклад по экологии на тему: популяция. или на тему: сообщество. заранее спасибо

Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из специалистов вообще не проводит между ними четкой границы, считая консультирование сокращенным или упрощенным вариантом психотерапии. Однако мы придерживаемся мнения, что консультирование имеет право на самостоятельное существование как отдел…

Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относят:

  • психологическое консультирование;
  • психологическую коррекцию;

— немедицинскую психотерапию. В одном из переведенных в конце XX в. на русский язык зарубежных учебных пособий в рамках прикладных отрас…

Этические стандарты. Часть 12

Этические стандарты. Часть 11

6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая участникам исследования в качестве вознаграждения те или иные профессиональные услуги, психологи обязаны объяснить содержание этих услуг, возможный риск от их использования и другие ограничения. Б) Для привлечения участников психологи не до…

Этические стандарты. Часть 10

6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. В) Исследователи и ассистенты имеют право предлагать только те задания, к проведению которых они подготовлены. Г) При подготовке и проведении исследования психологи особое внимание обращают на защиту тех, чьи права могут быть каким&n…

Этические стандарты. Часть 9

5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если только на это не было получено письменное или иное законное согласие заинтересованных сторон. Б) При научном или профессиональном обсуждении психологи должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах или организациях, что…

Этические стандарты. Часть 8

5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или пациента психологи в письменные и устные отчеты, заключения и т. п. включают только информацию, ради которой и осуществлялось общение. Б) Психологи обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от пациентов в клинике или при консуль…

Примеры похожих учебных работ

Война и мир краткое содержание том 1 часть 2 все сочинения

. проснулся, он спустился вниз, где и застал Библина и его друзей. Они разговорились все не о войне, а о наградах, которые каждый . в дом вошел еще один офицер и рассказал о том, что Мак сдался, теперь им всем предстоит поход. А солдаты только рады, .

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ. методическая разработка по .

. порах учащиеся не владеют элементар- ными навыками написания сочинений и нуждаются в помощи учителя.Впоследствии можно . методики обучения сочинениям; определение типов сочинений ( по содержанию,по источнику по- лучения материала, по жанру ,объёму .

Порядок проведения итогового сочинения в 2017 году

. и для человеческой цивилизации. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2017/2018 учебном году Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных .

Сочинения в публицистическом стиле на морально этическую тему

. речь Чтобы написать сочинение в публицистическом стиле, необходимо учитывать все его . публицистического стиля. Проектная работа учащихся 7-Б класса. Руководитель Панфилова Светлана Алексеевна 2012 год Специфика стиля Для начала следует разобраться в .

Политические сочинения 18 века как исторический источник. Вопрос №29 Публицистические .

. из городского населения политические сочинения 18 века как исторический источник была выделена верхушка гильдейского купечества. Классификация публицистики как вида исторических источников не разработана, однако можно выделить хотя и весьма условно .


Рядом со всем этим добром стоят на коленях со связанными руками женщины, мужчины, подростки. Это живая дань. Этих людей уведут в неволю, где они станут рабами. Давайте повнимательнее их рассмотрим. Женщина в синем сарафане на переднем плане низко склонилась, покорно опустив голову. Она смирилась с судьбой. Видимо, она знает, что с непокорными ордынцы обращаются очень жестоко. Она, скорее всего, не замужем, так как у замужних женщин должны быть покрыты голова и плечи. Ее не разлучают с мужем и малыми детьми, но на чужбину идти рабыней — все равно что на смерть. Другой женщине, стоящей рядом с ней, в спадающем на плечи красном платке, невмоготу расставаться со своей семьей, оставлять детей сиротами, но баскаки не спрашивают.

Мы слышим плач молодой плененной девушки, но это не трогает помощников баскака, стоящих сзади пленных. Они готовы поднять плети и наказать недовольных. С ненавистью смотрит на плеть чернобородый крестьянин в синей рубахе. Рядом один из сборщиков в цветном халате и войлочной шляпе мнет медвежью шкуру, определяя, годится ли она в качестве дани. В угодливой позе стоит княжеский тиун-переписчик. Он, делая записи о сданной дани, не смеет поднять глаза, боясь татарского гнева. Немного левее тиуна — повозка, в которую сложат собранное, а отданных в неволю погонят вслед. Жители города собрались проводить своих родственников и знакомых. Но несколько конных воинов не подпускают их близко, боясь беспорядков. Одна телега, доверху нагруженная мешками с хлебом, уже готова для отправки. Скоро, скоро тронется поезд из повозок с данью.

Преклонив головы, стоят перед баскаком старейшие жители города. Они ничего не могут сделать. Пробовали люди не один раз восставать, но тщетно — ордынцы жестоко подавляли все выступления. Слаба еще Русь. Народ не в силах дать отпор. Остается только покориться татарской воле.

(Примеры использования различных приемов по другим картинам — см. приложение 4)

2. Другим наиболее распространенным приемом работы с учебной картиной является беседа. Беседа по картине — это организация наблюдения посредством направляющих вопросов учителя.


Что вы видите на картине? (небольшую деревеньку на берегу реки, огороженную забором, ее жителей)

Что вы видите рядом с поселком? (реку, лес) Что давало славянам такое соседство? (Река — это и вода для питья, приготовления пищи, купания; по рекам передвигались на далекие расстояния, в реке ловили рыбу. В лесу охотились, собирали ягоды, грибы, коренья, хворост.) На каких животных могли охотиться в то время?

А что делает человек на переднем плане? (пашет землю)

Посмотрите, какие орудия труда использовались в земледелии? (двузубая соха и борона-суковатка — обрубок суковатой ели). Земледелие у славян было нелегким делом. Надо было сначала вырубить все деревья и кустарники, сжечь их, смешать землю с золой, чтобы она была плодородной, а потом уже можно пахать. (Учитель может показать это посредством аппликаций.) Через несколько лет эта земля переставала быть плодородной, и нужно было расчищать новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

Что мы видим на переднем плане? (людей с оружием) Кто это? (охотники) Чем они вооружены? (копье, лук, стрелы, топор)

Посмотрите, в ворота поселка пастух загоняет животных. О каком занятии древних славян говорит этот факт? (о скотоводстве). Какой скот приручили древние славяне? (овец, коров, коз)

Посмотрите, что находится на столбах ворот? (черепа быков) О чем это может свидетельствовать? (о том, что славяне в тот период были по своим религиозным верованиям язычниками)

Мы видим на картине женщину с коромыслом. Как вы думаете, чем занимались женщины в поселке? (шили одежду, доили коров, ухаживали за домашней птицей, готовили пищу: в глиняных горшках варили уху, мясо, каши)

Давайте внимательно рассмотрим внешний вид древних славян. Как они выглядели? (Мужчины одевались в длинные свободные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, и штаны из грубого холста, а женщины — в длинные платья или сарафаны. Голову украшали обручами. В холодное время на голову надевали войлочные или меховые шапки. На ногах у них были лапти, сплетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.)

Итак, какие занятия древних славян вы можете назвать?

3. Персонификация — монолог от лица одного из изображенных на картине персонажей (предметов). Посредством этого приема предлагается рассказать историю с точки зрения какого-либо героя картины.


Давайте поговорим с одним из учеников. Вот что он поведал нам:

4. Драматизация — это воображаемый диалог, который может происходить между героями, изображенными на картине. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них могут придумать сами учащиеся с помощью вопросов учителя.

Устало выглядит пахарь на первом плане. Он еле идет, да и лошадь тоже устала. Давайте послушаем, о чем пахарь спрашивает у возвращающихся охотников. (Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?)

- Эй! Ну что, охотнички! Много дичи добыли? А то я уже очень устал и в животе пусто!

- Да хватит на пару дней! Вон малец-удалец двух зайцев подстрелил, да и мы постарались! Голодными не останемся! А ты совсем уставший. Да и лошадь еле идёт.

- Сегодня последний день пахоты. Завтра уже сажать. Смотрите: и рыбаки вернулись. Как-то удался им улов?

- Птицы распелись сегодня не на шутку — видно, к жаркому дню.

Давайте представим, что мы можем путешествовать во времени. Мысленно попадаем в далекий VIII в. Заглянем в славянский поселок, который изображен на картине. Место для такого поселка выбирали старшие мужчины. Необходимо, чтобы оно было рядом с рекой, лесом и земля подходила для земледелия. Жилища обнесли высоким забором, чтобы обезопасить всех жителей и от врагов, и от диких зверей. Сейчас на дворе весна. Посмотрите, в поселке каждый занят своим делом.

Жители славянского поселка одеваются просто. Мужчины носят просторные штаны и длинные — по колено — рубахи из грубой льняной ткани, подпоясанные кожаными ремнями. Женщины одеты в более длинные, чем у мужчин, льняные рубахи и платья очень простого покроя, которые иногда украшаются незамысловатой вышивкой. В прически женщины любят вплетать серебряные кольца самой разной формы (в каждом племени — особенной). На ногах — обувь из мягкой кожи, а также лапти из лыка или коры деревьев (липы, ивы, вяза, березы, дуба), а иногда из старых веревок, конского волоса и даже из соломы. Лапти служат рабочей обувью.

Вечером все дети соберутся у костра, и старики будут рассказывать истории, которые слышали от своих дедов и прадедов.

Примечание. Выше приведен пример готовой экскурсии, которую проводит учитель по уже имеющемуся материалу, но возможны варианты воображаемой экскурсии с привлечением учащихся.


7. Задания по картине

§ Учитель закрывает название картины. Учащиеся должны придумать его сами.

§ Если картина маленькая — дать детям увеличительное стекло, чтобы они смогли увидеть и описать все детали.

§ Показать картину и быстро закрыть ее. Спросить, что увидели. Открыть второй раз, предложить учащимся следующее задание: удостовериться в том, что было увидено раньше, найти новое, незамеченное сразу.

§ После того как дети рассмотрели картину, например, в течение одной минуты, картина закрывается. На доску вывешивается список предметов, часть которых присутствует на рисунке, часть — нет. Дети должны выписать к себе в тетрадь предметы, которые есть на картине.

§ Предложить, пользуясь изображенным на картине пейзажем, нарисовать, как мог бы выглядеть соответствующий план местности.

§ Выявить, что картина может рассказать по теме, изучаемой на данном уроке.

§ Определить, что говорят вещи о времени, изображенном на картине: что носили; как путешествовали; как были вооружены; из чего изготавливали оружие, предметы быта, одежду, обувь, а также о ремеслах, умениях, отношениях.

§ Составить устный (письменный) рассказ по картине.

§ Написать сочинение по картине.

Вопросы и задания

1. Каково значение использования наглядности в учебном процессе?

2. Почему часто учителя недостаточно используют наглядность на уроках обществознания?

3. На какие группы можно разделить наглядность по характеру наглядного материала?

4. Приведите примеры условно-графической наглядности.

5. Приведите примеры изобразительной наглядности.

6. Назовите приемы работы с наглядностью.

7. Назовите пример событийной картины.

8. Назовите пример типологической картины.

9. При помощи каких вопросов организуется первичное восприятие картины?

10. Назовите прием, когда дети инсценируют изображенный художником сюжет.

11. Назовите прием, когда учащиеся мысленно переносятся в изображенную на картине историческую действительность и могут обойти каждый уголок.

12. Назовите приемы работы с учебной картиной, о которых не шла речь в предыдущих вопросах.

13. Опишите какой-либо прием работы по конкретной учебной картине.

14. Сделайте разработку урока, большая часть которого построена на работе с картиной.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Читайте также: