Он встретил смерть лицом к лицу как в битве следует бойцу сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость – Могучий барс.

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое ружье…Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

1 тема эпизода 2 идея эпизода 3 стиль текста 4 средства художественной выразительности 5 синтаксис, знаки препинания 6 художественная роль эпизода в произведении.
По этому плану надо написатт сочинение по любой из глав романа М. Ю. Лермонтова >

Битва с барсом - кульминация поэмы.
Бой с барсом происходит в тот момент, когда, казалось бы,
героя покидают последние силы.
По­теря дороги среди нескончаемого леса, ут­рата надежды
найти путь на родину, со­знание своей беспомощности-
всё это приводит в отчаяние Мцыри, но он остает­ся гордым,
способным отвергнуть сострадание и жалость ("помощи люд­ской я
не желал").
(кредо)
Появление барса рождает в его душе не страх, а презрение к
смерти, жажду борьбы с этим опасным противником и победы.
"Могучий дух его отцов", который был присущ ему с детст­ва,
заставил преодолеть минутную сла­бость и вступить в
смертельный бой с опас­ным хищником и одержать победу.
Сначала это- напряжение всех сил, чувство готовности к бою
("жаж­да борьбы и крови"), далее это- упоение от­крытой и
честной схваткой (жизнь "тре­вог и битв", о которой он мечтал) ,
полное слияние с дикой природой
("И я был стра­шен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он) , чувство радости и торжество победы.
Та­ковы чувства, овладевшие Мцыри в этот момент его
жизни и свободы.
И высшая точка поединка:
. Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор
Широкий лоб его рассек…
И наконец, последние строки строфы - слова Мцыри о
побежденном про­тивнике, о котором он говорит с ува­жением,
признавая его мужество:
. Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу.

Мцыри победил свою физическую слабость в битве с Барсом,
но победить "судьбу", уготовившую для него жизнь в чужом
краю, он не мог.
Изначальная обреченность героя, который всеми силами
порывается убежать от судьбы, торжествует.

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является сравнение.
С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой,
сближение с ней (“сплетясь, как пара змей”): зверь – очеловечивается,
человек – как зверь, и в этом проявляется их близость.
В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость
Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался,
как змей”, “я был чужой для них навек, как зверь степной” –
шакал “кричал и плакал, как дитя”, “он застонал, как человек”.
“Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков. ”
“В груди моей родился тот
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык! ”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!"
В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.
Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности
борьбы, мужества.
Риторическое восклицание ("Бой закипел, смертельный бой!");
Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия:
рванулся, дернулся, успел воткнуть, которые использует Лермонтов,
можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод
схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями.
На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя.
Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько
олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою.
Ocoбyю poль игpaют эпитeты: cмepтeльный бoй!
могучий барс, взор кровавый, бешеный скачок.
Гипербола:" лила из раны кровь густой, широкою волной");
Метафоры: пустыни вечный гость; сердце зажглося
жаждою борьбы и крови; быть бы мог в краю отцов не из
последних удальцов; рука судьбы.
Инверсия: в битве следует бойцу; зрачки его недвижных глаз
блеснули грозно - и потом закрылись тихо вечным сном;
ко мне он кинулся на грудь; удар мой верен был и скор.
Градация:
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз.
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно- и потом
Закрылись тихо вечным сном.

Однажды русский генерал проезжал. Ребенка пленного он вез. Из жалости шестилетнего ребенка призрел один монах и оставил его в монастыре. Пленник сначала избегал всех, “томим неясною тоской по стороне своей родной”.

Но потом он привык, стал понимать “чужой” язык, был окрещен и уже готовился принять монашеский обет, как вдруг однажды исчез. Его искали три дня и нашли бледным и исхудавшим. На вопросы он не отвечал, угасая с каждым днем.

Было ясно, что конец юноши близок. Перед смертью, собрав остаток сил, он сказал посетившему его

“Ты слушать исповедь мою Сюда пришел – благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь. Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской, Ее пред небом и землей Я ныне громко признаю И о прощенье не молю”.

Юноша поведал старому монаху о том, что видел на воле: пышные поля, покрытые деревьями холмы, груды темных скал, горные хребты, и “в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ”. Он вспоминает отцовский дом, родной аул, смуглых стариков, отца в “одежде боевой”, своих молодых сестер, звуки их песен и речей. Он долго бежал, потом лежал в траве, вслушиваясь

Небесный свод был прозрачно глубок и полон ровной синевой. Юноша спустился к потоку, и ему навстречу повеяла свежесть горных вод. Все ближе звучал голос молодой грузинки. Держа кувшин над головой, она сходила к берегу.

Девушка шла легко, откинув чадру. Лицо, грудь, мрак ее очей были так полны тайн любви, что думы его “смутились”, а когда он очнулся, стройная, как тополь, грузинка исчезла. Но и во сне пленнику являлся ее образ.

Страшной сладкой тоской пылала грудь юноши. Он видел “цель одну – пройти в родимую страну”, но дороги туда не знал: вокруг стоял непроходимый лес. Беглец упал на землю и зарыдал.

Вдруг он увидел поляну, по ней метнулась тень: это был могучий барс.

“Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы – сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови… да! рука судьбы Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицо к лицу, Как в битве следует бойцу”.

Выйдя из лесу, юноша сидел, вслушиваясь в смутный гул, доносившийся из аула. Раздался дальний звук колокола. Все дышало радостью бытия. Он видел монастырь, его сверкающую зубчатую стену.

Голова его закружилась, язык стал “беззвучен и нем”. Юноша чувствовал близость конца, его томил предсмертный бред. Таким беглец был найден, и теперь его печалит лишь мысль о том, что его “труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной”.

Он просит, чтобы в предсмертный час его перенесли в сад, откуда видны горы Кавказа, и позволили получить прощальный привет с родной стороны.

Мцыри — великое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Настоящий вклад в отечественное наследие. В произведении главной особенностью является изображение романтических героев. Действие происходит на Кавказе.

В основном поэма состоит из исповеди главного героя. Ему ненавистна вся жизнь. Грузинского мальчика сироту отдали на воспитание в монастырь. Русский генерал привез его туда. Все эти годы мальчик был несчастлив. Он ощущал себя как будто заключённым в тюрьме. У него не было близких друзей и он все копил в себе.

Почему же он пытается оттуда сбежать? Его не пытали и не делали ничего плохого. Парню было одиноко и хотелось найти близкого по духу человека. Он был сиротой и никогда не чувствовал тепло и любовь. Юноша стремиться, быстрее освободиться и готов ради этого даже пожертвовать своей жизни. Лучшими днями в его жизни были те 3 дня на воле. Юноша смог почувствовать свою свободу в действиях, ему никто не говорил как и что нужно делать. Он не переживает что у него не получилось выбраться на волю. Он рад, что в его жизни были эти три дня свободы.

Сначала молодой человек вспоминает свое детство и своего отца. Потом он встречает красивую грузинку. После этого у него случится встреча с барсом. Герой должен будет сражаться с ним, хотя в монастыре никто не научил его драться. Юноша сумел победить врага. Весь избитый и опустошённый бродя 3 дня, юноша смог прийти только к своему монастырю. Умирая, он просил похоронить его в саду.

Поэма мотивирует нас никогда не сдаваться и всегда пробовать воплотить свою мечту. Читатель считает юношу настоящим героем, он мужественно сражался за свою свободу. Даже если у него не вышло, это не значит что он трус и неудачник. В каждом возрасте произведение можно понимать по-разному. При взрослении оно набирает все больше и больше философского смысла. Не обязательно тюрьма должна быть в прямом смысле. Многие люди чувствуют моральное заточение и не могут никуда от этого сбежать. Нужно чувствовать себя уверенно и делать только то, что нравится вам. Нельзя чувствовать моральное и физическое заточение. Такое насилие не приведет ни к чему хорошему. Мцыри познавательное произведение, которое позволяет о многом задуматься, в том числе и о жизни в целом.

Сочинение про произведение Мцыри

Поэма зародилась у Михаила Юрьевича Лермонтова во время своей Кавказской ссылки, произошедшей в 1837 году. Есть сведения, что подобную историю он услышал от монаха, встреченного им в Мцхете, когда-то плененного генералом Ермоловым и заточенного в монастыре, кроме того тяжело заболевшего, впоследствии одной из попыток к бегству в горы. Это пишет биограф Лермонтова, поэт П.А.Висковатов, но нельзя точно установить правда это или вымысел, поэтому остается только принять это на веру. Но даже и это не сглаживает того значения, имеющего для нас жизнь Мцыри, смысла открывающегося нам в течении недолгих трех дней, за которые он проживает много больше, ежели многие в течение всей своей жизни. В произведении Лермонтова четко отслеживаться нить, как Мцыри постигает три главные основы: делающих человека по-настоящему живым, придающих цвет жизни каждого.

Вторая основа – это влюбленность, впервые взволновавшая ему кровь и явившаяся ему в образе грузинки, держащей кувшин над головой и узкою тропой сходящей к берегу. Она, от которой веяло его родиной, две сакли… Возможно, это напомнило ему о молодых его сестрах, а может и о матери. Никто не знает: воспоминанье тех минут умерли вместе с ним.

Самое существенное, позволившее ему не пожалеть о жизни печально прошедшей, это сражение с барсом. Жестокая схватка, из которой он смог выйти торжествующим победителем, встречавшим смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. Именно эта победа и делает Мцыри мужчиной и позволяет полностью восполнить ту пустоту, образовавшейся в течении долгих лет заточения под сводом монастыря.

Сочинение 2

Михаил Лермонтов был хорошим писателем, его поэма *Мцыри* была интересна и имела свой особенный сюжет. Написал он ее о мальчике-горце. Здесь отсутствует национальность. Мцыри оказался в плену у русского офицера. Ребенок оказался в клетке, в неволе. Мцыри-это образ человека свободного, кто желает независимости, человека легкого.

Чувство свободы, свободное дыхание полной грудью вот что Лермонтов ценил превыше всего. Именно это он всегда пытался отразить в своих рассказах. И тут же в них возникает ощущения свободы и легкости, понимание что это такое. Новые размышления что такое свобода человека не только внутренне, но и внешне. Возможно Лермонтов считал что каждый в мире человек должен найти свою свободу и тогда он обретет покой и свое счастье.

Был монах, который посочувствовал мальчику и оставил его в монастыре. Мальчик же прожив некоторое время там, сбежал из монастыря. Найден он был умирающим. Почему имея все для жизни он решил сбежать, в последней исповеди он рассказывает об этом монаху. Каждый держит свой путь в жизни, так и ему не суждено было стать монахом. Он рожден горцем, уклад быта монахов не его свобода.

Юношу зовет свобода, именно поэтому он решился на такой побег. Он говорит монаху о том как тяжело его душе в монастыре, чего она требует он него самого. Он так и не смог найти близких людей для себя в монастыре. Там он чувствовал себя чужим и все что его окружало тоже было чужим, не близким его сердцу и душе. Он желал найти родного человека, близкого ему, что бы ощутить тепло и чувство свободы рядом с ним. Жажда его увидеть родные места влекла его на пути к этой цели, но к сожалению добраться туда была не судьба его. Несколько дней он бродил без еды и воды, рисковал своим телом, но не пожалел об этом. Он умер гордым свободолюбивым человеком, но мечте его так и не удалось осуществиться.

Он рассказывает своему наставнику о том, что он видел, как живут вольные люди и даже когда он умирает не сожалеет о том времени проведённом на свободе. Молодой человек видел живописные пейзажи он видел картину гор и видел реки и озёра. Видел грозу, дождь, молнии. Он встретился с красивой и юной девчонкой к который он испытал тёплые чувства. Он даже вступил в схватку с хищным животным. Он победил, но был смертельно ранен.

Лермонтов давно испытывал мечту написать произведение о человеке мечтающим о свободе и написал поэму о монахе-беглеце. Он хотел выразить чувства человека который хочет оказаться в родном доме который бы являлся для него признаком свободы.

Смертью заканчивается это произведение юноша умирает. Но он остался непобедимым. Лермонтов показал нам что желание свободы ей, юноша не жалел ни секунды. Мцыри Лермонтов сравнивает с самим собой. Автор сам стремился всю жизнь к независимости. Лермонтов как и персонаж до конца жизни оставался самим собой.

В этом произведении Лермонтов описывает судьбу мальчика шести лет, попавшего в монастырь и оторванного от внешнего мира. Со временем его начинает переполнять жажда свободы, которую он утратил навсегда, и он не может смириться с этим. На протяжении долгих лет он несет тяжкое бремя разлуки с тем, что ему любимо и дорого – свободой, в этом состоит романтизм произведения Лермонтова.

И Мцыри бежал, бежал навстречу тому, что ему было дорого и отрадно, что он страстно любил и чем дорожил больше всего. Красота окружающего мира, которую он увидел на свободе, не могла сравниться со всем тем, что он видел за свою жизнь в плену. Его жизнь на свободе была так желанна и долгожданна, что он не замечал ничего, кроме нее, упивался ею. Но вскоре Мцыри встретился с барсом, после честно погиб, но погиб свободным человеком.

То чувство, к которому мы стремимся всю жизнь, то, что является нашим желанием и страстью, непременно приведет нас к осуществлению мечты. И то мгновение, которое мы проведем с этим чувством, будет нам дороже всей жизни.

Мцыри как романтический герой.

В этом сочинении я бы хотел рассказать о том, что Мцыри является романтическим героем. Но для начала стоит рассказать о романтизме в целом.

Для Мцыри стремление к свободе и независимости было смыслом жизни. Его тело и дух были сильны, так как он был уверен в себе и своих стремлениях. И даже тот факт, что он прожил на воле всего три дня, нисколько не омрачил его. После битвы с барсом он умирал гордо. Мцыри был рад, что умирает свободным. Хоть он и не успел сделать все, что хотел: посетить свой родной дом, увидеть родных, он знал, на что шел. И он ушел из этого мира, будучи свободным. Для него свобода была высшей наградой.

Не каждый из нас может отдать свою жизнь за свободу. И сказать, легко это или сложно, нельзя. Мцыри сделал свой выбор. Он стремился к свободе, к своему лучшему миру, и он отдал жизнь за эту идею. Я считаю, что Мцыри – романтический герой, и советую всем взять от него что-нибудь. Желаю вам быть свободными.

Читая это произведение, познаешь цену свободы и воли, радость жизни. И в эти мгновения ты готов пережить все то, что пережил Мцыри, когда обрел свободу.

Популярные сочинения

Стремление к свободе свойственно многим. То же самое касается и мечты. Однако, далеко не все желания сбываются. Тем не менее, для некоторых (таких, как Мцыри) людей три дня, проведенные на свободе, наверняка дороже десятков лет, проведенных в заточении.

Что же касается свободы – это высшее достояние, которое может быть у человека. На нее не должно быть никаких посягательств. А если они и наблюдаются, то личность должна бороться за свою жизнь и за свою свободу, как это делал юноша при схватке с барсом. Жалел ли персонаж о своем побеге? Скорее всего, нет. Ведь то время, которое он провел вдали от стен монастыря, принесло ему настоящее, неподдельное счастье.

Читайте также: