Он прочитал сочинение мастера

Обновлено: 02.07.2024

книга жизни и т. д.

И это не случайно . Роман, вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, интересенн и сегодня, потому что он о трагедии таланта и любви, о добре и зле, о муках совести. А это свойственно людям во все времена. Он и сегодня не позволяет нашей душе лениться, заставляет размышлять над проблемами романа, а, значит, коснуться и наших.

Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? А если жизнь человека действительно соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-то неизменные категории или она текучи, изменчивы, и тогда нами движет только страх перед силой или смертью, жажда власти и богатства? – вот те вопросы, которые ставит автор в своем романе. А разве это и не наши вопросы, вопросы жизни сегодняшней?

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" уникален. И, как всякое значительное произведение, таит в себе неизведанные глубины.

2. Стадия вызова

1. Слово учителя

Каким образом можно постичь “глубины” произведения, приблизиться к его загадкам?

(обращение к эпиграфу ) (слайд 2)

Всякое прочтение – это лишь момент из жизни текста. . . оно ценно лишь своей способностью опровергнуть предыдущие прочтения. . . Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет "Последнего суда".

Луи Арагон

Итак, нас ожидает урок-размышление… Прокомментировать (дать своё видение, свою интерпретацию) произведение “раз и навсегда” для всех времен и народов невозможно. Но мы и не ставим перед собой цели “объять необъятное”. Наша задача сегодня – попытаться дать ответ на вопрос:

--– Покой для Мастера – это наказание или награда?

Разделившись предварительно на три творческие группы, вы провели самостоятельную работу по анализу рекомендованных литературных источников. Нам предстоит познакомиться с результатами и обобщить их.

Возможно, мы сумеем найти (в меру своих сил) ответ на этот вопрос в конце урока.

2. Интервью с литературным героем. (слайды 7-21 , правильные ответы выводятся посредством гиперссылки)

А сейчас обратимся к страницам романа, вспомним героев произведения и проведём небольшую “Интеллектуальную разминку” (из каждой группы приглашается 1 учащийся)

(Нужно полюбить его)

Вопрос «Маргарите: Мы помним, как трудно было Вам на балу, а что Вы попросили в награду ?

– Вопрос: Что терзает Вас, игемон, двенадцать тысяч лун? О чём Вы постоянно думаете?

3. Стадия осмысления (слайд 22)

1. Слово учителя

«— Он прочитал сочинение Мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

— Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе, в свет?

— Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.

Сегодня нам предстоит ответить на сложный и интересный вопрос: «Почему Мастер не заслужил света, а только покой! Попытаемся ответить на вопрос так, как ответили бы герои булгаковского романа, в роли которых вы выступили.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап – создание высказывания на заданную тему

1-я группа отвечает от лица Мастера и Маргариты.

2 я – Иешуа и Понтия Пилата

Ваши версии. ( примерные ответы учащихся каждой группы)

Покой, дарованный мне, – это награда.

Маргарита. Покой и воля необходимы Мастеру для гармонии. Но покой и волю в жизни отнимают. Не внешний покой, а творческий. И поэт умирает, потому, что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл. . . "Творческий покой" Мастер может обрести только в последнем приюте на границе света и тьмы, земного и внеземного бытия. Где, он получит возможность творить вечно, он освобождится от Понтия Пилата и от памяти о пережитых страданиях, перейдя ручей, символизирующий реку забвения Лету: "Память Мастера, беспокойная, исколотая память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя".

«Слушай беззвучие, – говорю я Мастеру, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я"

Покой, подаренный Мастеру – это награда, так говорит моё любящее сердце.

ИешуаМастер сделал свое дело на земле: он создал роман обо мне и Пилате и показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком – тем, который возвысит и обессмертит его или заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретенного бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за свое детище до конца. Он не заслуживает света, но покой для его измученной души – это награда.

Воланд. Я утверждаю, что "наслаждаться голым светом" может только глупец, Награда, дарованная Мастеру, безусловно, выше традиционного света,. В этом я и убеждаю М. , когда тот, завершив свой роман, отпустил Понтия Пилата навстречу Га-Ноцри: "Мне туда, за ним? – спросил беспокойно мастер, тронув поводья. – Нет, – ответил я , – зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?"

М. не может возвратиться и в покинутую им Москву: "Тоже нет, – ответил Воланд и голос его сгустился и потек над скалами, – романтический мастер! Тот, кого так жаждет видеть выдуманный вами герой, которого вы сами только что отпустили, прочел ваш роман. – Тут Воланд повернулся к Маргарите: – Маргарита Николаевна! Нельзя не поверить в то, что вы старались выдумать для мастера наилучшее будущее, но, право, то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас – еще лучше".

Вопрос классу: Вы попытались ответить на поставленный вопрос от лица героев романа. А как считаете вы сами, ребята?

Ответы учащихся.

Покой для Мастера и Маргариты – очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного Света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита. Покой – это и возможность творчества.

– А мне кажется, что такой покой Писателю не нужен. Вспомните, как тяжело было М. А. Булгакову, когда его книги не могли дойти до читателя.

– Для кого будет писать Мастер? Только для Маргариты? Такой судьбы для своих книг не желал, наверное, никто.

– Покой для Мастера – это независимость, уединение, условия для творчества, которых не было в жизни, а значит это награда.

Вывод (слайд 23)

Контраст присутствует в награде, дарованной М. : внешний покой последнего приюта и напряженная работа творческой мысли, создание новых произведений, полная творческая свобода при невозможности донести плоды своего труда до читателей.

Здесь Булгаков следует мировой традиции, рассматривающей покой как одну из высших человеческих ценностей. Герой романа Г. Сенкевича "Огнем и мечом" (1882), где Адам Кисель, воевода брацлавский, горестно восклицает: ". . . Пусть бог судит нас за наши деяния, и да пошлет он хотя б после смерти покой тем, кто при жизни страдал сверх меры". Таким же покоем награжден Мастер. Среди специалистов тоже нет единого мнения о судьбе Мастера. Некоторые считают, что судьба Мастера меньше, чем свет, т. к. он не настаивает в своем произведении, он не верит сам себе. Другие думают, что покой для творческого писателя может быть не худшей судьбой, чем свет.

4. Стадия рефлексии (слайд 24 -26 )

Учитель

  • Нашли ли мы ответ на вопрос, поставленный в начале урока?
  • Можно ли утверждать, что ответы эти останутся для нас неизменными на долгие годы?

Мне очень хочется, чтобы вы запомнили этот удивительный роман. В жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом, и как ни перепутаны они в мире, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство – самые тяжкие человеческие пороки. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству, о внутренней свободе человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро – его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

любая мечущаяся душа нуждается в покое после смерти, ибо мечится она здесь из-за непонимания самое себя. мечущаяся душа- это мучащаяся душа, которая насквозь видит все муки мира и людей вокруг себя, облекая из в прозу, поэзию, музыку, живопись. мы восхищаемся тем гениальным, что нам оставили именно эти души.

Елена Кожокару

Мирослав Греков

DELETED

Елизавета Федосова


Елизавета Федосова

"Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру. - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - ТИШИНОЙ"(вот, собственно, и ответ)

Ольга Шафеева

Мессир забрал Маргариту и Мастера, потому что в этом мире бездуховности, цензуры, квартирных вопросов, хватания денег, оборзевших баб, валом несущихся за бесплатными тряпками нет места истинному искусству и Любви. Чтобы не затоптали, думаю.

OLEG 999

дом на с-АДовой стоит ПОКОЕМ. Покой- покойник , смерть забвение.Кто работает на дьявола тратит свой талант и знания ( творческую энергию) во зло , и разумеется в свет им не попасть и дьявол знает что это всё сволочи, продавшиеся за деньги, ему их не жалко ни сколько , каждый из них может быть в любой момент убит, к примеру Березовский или Немцов, они же знали что работали на черные силы и их принесли в сакральную жертву, одного задушили другого застрелили. Есть три градации куда попадает человек после смерти Свет, Тень, Ночь( тьма)Например В.Цой попал в свет , годы творчества , песни ведического направления , за что был убит горбачевым и К сшайки. А вот в романе мастер был убит как выброшенное резиновое изделие.

Дмитрий Малышев

Нуждаться в чем либо,значет не иметь то ,что имеешь,у Мастера достаточно света,но в нём и есть и частотный покой,каждый получает то ,что излучают частоты собственые

Изучайте английский язык с помощью параллельного текста книги "Мастер и Маргарита". Метод интервальных повторений для пополнения словарного запаса английских слов. Встроенный словарь. Аналог метода Ильи Франка по изучению английского языка. Всего 814 книг и 2580 познавательных видеороликов в бесплатном доступе.

Kindly consider the question: what would your good do if evil did not exist, and what would the earth look like if shadows disappeared from it?

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

Do you want to skin the whole earth, tearing all the trees and living things off it, because of your fantasy of enjoying bare light?

Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из за твоей фантазии наслаждаться голым светом?

'You also cannot argue with me, for the reason I've already mentioned: you're a fool,' Woland replied and asked:
"Well, make it short, don't weary me, why have you appeared?'

– Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?

'You and I speak different languages, as usual,' responded Woland, 'but the things we say don't change for all that.

– Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

'He has read the master's work,' said Matthew Levi, 'and asks you to take the master with you and reward him with peace.

– Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем.

'Nothing is hard for me to do,' answered Woland, 'you know that very well.'
He paused and added:
'But why don't you take him with you into the light?'

– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе, в свет?

– Передай, что будет сделано, – ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: – И покинь меня немедленно.

'He asks that she who loved him and suffered because of him also be taken with him,' Levi addressed Woland pleadingly for the first time.

– Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.


Задание 27 № 7062

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Это был волшебный мастер бритья и перманента, юный одесский Фигаро, по имени Лев, хотя все его звали Леонард. (2)Впервые я увидел его в самом начале Великой Отечественной войны на одном из морских береговых укреплений, куда по наряду горсовета он приезжал три раза в неделю – живой подарок краснофлотцам, весёлый праздник гигиены.

(3)В кустах возле орудия поставили зеркало и столик, все сгрудились вокруг, нетерпеливо дожидаясь очереди и заранее гладя подбородки. (4)Пощёлкивая ножницами, как кастаньетами, парикмахер Леонард пел, мурлыкал, острил, гибкие его пальцы играли блестящими инструментами.

(5)Дождавшись своей очереди, я сел на стул и невольно залюбовался в зеркале пальцами этого цирюльника. (6)Каждый палец его, бледный и изящный, жил, казалось, своей осмысленной, умной жизнью, подхватывая кольцо ножниц, зажимая гребёнку или выбивая трель на машинке, в весёлой шаловливости, в постоянном следовании за песенкой, сопровождавшей работу.

(7)Не удержавшись, я сказал:

− (8)С такими пальцами и слухом вам бы, пожалуй, на скрипке играть.

(9)Он посмотрел на меня в зеркало и хитро подмигнул.

− (10)Хорошая причёска − тоже небольшая соната.

(11)Мы разговорились. (12)Большие чёрные его глаза стали мечтательными. (13)Он рассказывал о своём профессоре, о скрипке, о том, что, когда кончится война, он будет играть и бросит перманент.

(14)Приведя в порядок всех желающих, он достал скрипку, которую неизменно привозил с собой, и краснофлотцы вновь обступили его. (15)Видимо, эти концерты после бритья стали здесь традицией. (16)Леонард играл, вторя невидимому оркестру и изредка напоминая о нём звучным голосом. (17)И казалось, что он видит себя на большой эстраде, среди волнующегося леса смычков и воинственной меди труб…

(18)Вторично я встретил Леонарда в госпитале. (19)Весёлый парикмахер лежал, закрытый до подбородка одеялом, и чёрные глаза его были грустны. (20)Когда я поздоровался с ним, он кивнул и попытался пошутить. (21)Шутка не вышла. (22)В коридоре я спросил врача, что с ним.

(23)Как оказалось, была тревога. (24)Все из парикмахерской кинулись в убежище, которое находилось под пятиэтажным домом. (25)Бомба упала на крышу, и дом, сложенный из хрупкого известняка, рухнул. (26)Убежище было завалено. (27)В нём была темнота и душный, набитый пылью воздух. (28)Никого не убило, но люди кинулись искать выход. (29)Закричали женщины, заплакали дети.

(30)И тогда раздался звучный голос Леонарда:

− (31)Тихо! (32)В чём дело? (33)Ну, маленькая тревога! (34)Больше же ничего не будет. (35)Тихо, я говорю! (36)Я у отдушины, не мешайте мне держать связь с внешним миром!

(37)В убежище притихли и успокоились. (38)Леонард заговорил в отдушину, и все слышали, как он подозвал кого-то, назвал адрес дома, вызвал помощь и пожарных. (39)Один у своей отдушины, не уступая никому этого командного пункта, он распоряжался, советовал, как лучше подобраться к нему. (40)Он спрашивал, как идут раскопки, и передавал это в темноту.

(41)Люди лежали спокойно и ждали. (42)Хотелось пить − Леонард сказал, что уже ведут к отдушине шланг. (43)Стало душно − Леонард обещал воздух, ибо со своего места уже слышал удары мотыг и лопат. (44)По его информации, прошло около шести часов. (45)На самом деле раскопки заняли больше суток, и помощь пришла совсем не со стороны отдушины, в которую он говорил. (46)Потому что никакой отдушины не было, как не было долгие часы ни пожарных, ни мотыг, ни лопат. (47)Всё это выдумал весёлый парикмахер Леонард, чтобы остановить панику, успокоить гибнущих людей и вселить в них надежду.

(48)Когда добрались до него, он лежал в глухом углу, и его некогда лёгкие руки были прижаты тяжёлым камнем. (49)Тонкие, воздушные пальцы были необратимо травмированы. (50)А вместе с ними – мечты о скрипке.

(по Л. С. Соболеву*)

* Леонид Сергеевич Соболев (1898–1971) – советский писатель, журналист, Герой Социалистического Труда.

Читайте также: