Олеся итоговое сочинение цивилизация

Обновлено: 02.06.2024

Говоря про творчество такого замечательного писателя, как А.И. Куприн, следует отметить то, что он рассказывает в своих произведениях об искренней и настоящей любви. В данной же повести рассказывается история любви молодой девушки по имени Олеся к Ивану Тимофеевичу. Эти персонажи представляют совершенно разные образы. Ведь, Олеся является весьма умной, молодой, утонченной, свободолюбивой и немного наивной девушкой, которая ко всему прочему является просто красивой. В отличие от Ивана Тимофеевича, который является слабым человеком, хотя он прост в общении и добр к окружающему миру. Они относятся к различным социальным группам, так как у Олеси нету никакого образования, так как она росла в лесу, а Иван Тимофеевич имеет хорошее образование, и является писателем.

Сильное чувство под названием любовь возникла у этих персонажей в самой искренней и сильной форме, однако выражалась и интерпретировалась она ими совершенно по-разному. Для Ивана Тимофеевича основным в его любви было то, что Олеся привлекала его как очень красивая и женственная особа, которая была наивна и нежна к нему. А для Олеси было понятным то, что Ивана Тимофеевича есть множество недостатков, и их любовь не проживет долго. Однако, она не сомневалась в своих чувства ни на одно мгновенье, и любила его всем сердцем. Девушка была идти ради любимого человека на любые жертвы. Например, она пришла в церковь, понимая, что дальше ее ждет лишь трагическое будущее.

Есть и персонажи, которые не испытывают столь сильных чувств, например, Порошин. Он, зная то, что Олеся совершает большую ошибку, идя в церковь, не останавливает и не отговаривает ее туда идти, так как не решается на это. Любовь для Ивана Тимофеевича представляет очень серьезные раздумья, и только одна вещь не дает ему принять решение жениться на своей любимой – он переживает о том, что если он приведет Олесю к себе домой, то она не справится с ролью девушки, которая должна вести светские беседы с окружающими образованными дамами, вследствие чего его действия не будут поняты ими. Произведение является достаточно трагичным, так как эта любовь не смогла прожить долго, и к сожалению, разница в социальных группах и мировоззрениях не позволила персонажам остаться вместе. Куприн в своем произведении достаточно искренне и красиво рассказал историю двух совершенно разных людей, которые несмотря на то, что сильно любили друг друга, не смогли продолжить отношения. И все же, настоящая, искренняя и чистая любовь у них была.

Другие сочинения: ← По повести Гранатовый браслет↑ КупринПо произведению Чудесный доктор →

Сочинение по произведению Олеся

Вот и сегодня отправился он в лес на охоту, да вот дорогу назад немного подзабыл и заблудился. Очень долго он блудил пока не нашел один домик. Именно там и жила Олеся вместе со своей бабкой Мануйлихой. Ее-то все и считали ведьмой.

Спустя некоторое время Иван очень сильно заболевает и поэтому не приходит к девушке, а когда появляется, то Олеся уже относится к нему совсем по-другому. И с тех пор они начинают встречаться. А немного погодя он делает девушке предложение, но девушка говорит о том, что она является служительницей дьявола и не может зайти в церковь.

Когда обо всем узнали местные жители, то решили избить девушку. И когда Иван появляется у Олеси, она говорит, что они больше не могут видеться, и совсем скоро они с бабушкой навсегда покинут эту деревню.

Иван собирается уезжать отсюда и решает в последний раз навестить Олесю, вот только ее дома не оказалось, а он смог найти только ее красные бусы.

Популярные сочинения

  • Причины Великой Отечественной Войны (1941-1945)
    Существует множество факторов, способствовавших началу Великой Отечественной войны. На исход событий повлияли и желание Гитлера к правлению во всем мире, нескончаемые противоречия между системами
  • Примеры жизненных ценностей из литературы
    Сказка о потерянном времени Е.Л.Шварца учит, что самой главной ценностью, которой владеет человек, является время. Четверо злых волшебников решают вернуть себе молодость.
  • Молчалины блаженствуют на свете сочинение (9 класс)
    В нашем обществе присутствует достаточно большое количество различных подтипов людей, которые так или иначе встречались, или же до сих пор встречаются в нашей жизни. Хоть и вешать на кого-то ярлыки является лишь придуманной человеческой необходимостью

Вариант 2

Действия повести происходят в отдаленной деревушке. Местные жители далеки от современной цивилизации, поэтому и природный фон, где развиваются события, отличается необыкновенной красотой и даже первобытностью. Еще более отдалена от мира несправедливости и фальши главная героиня произведения. Она как прекрасный цветок сохранила и преумножила с каждым годом в себе самые лучшие человеческие качества.

Изображение природы играет в повести огромную роль в характеристике героев, их противопоставлении друг другу, усилении чувств. Человек оказался близок к ней настолько, что отдаление сопровождалось проявлением со стороны пороков общественности.

В начале произведения рассказчика пугает разыгравшаяся снежная вьюга. Привычка жить в городских условиях дала о себе знать, вызвав у него беспомощность и желание вернуться домой. Позже, войдя в необычный для себя жизненный уклад Олеси и ее бабушки, где все подчинялось естественному течению жизни в условиях первозданной природы, он был чужим. Изображение Ивана Тимофеевича во время зимней стужи и Олеси среди благоухающей зелени подчеркивает их разное происхождение и миропонимание.

Описание сказочных картин природы лесного мира напоминает о душевных качествах героини, которыми ее одарила природа. Незапятнанное сознание девушки наполнено живыми, настоящими чувствами и эмоциями, где нет места зависти и жестокости. Покидая родные края, даже на недолгий срок, Олеся теряет связь с этим миром, начинает на себе ощущать гонение окружающих.

В своей повести А. Куприн ставит природу на один уровень с человеком. Она будто понимает, сочувствует людям, создавая нужную атмосферу. Предчувствуя расставание влюбленных, бурю их эмоций, беспокойные ожидания рисуются автором благодаря грозе, которая оставила заметный след и на урожае, и в душе героев. Разрушился тот мир, в котором присутствовала любовь и вера в счастье. Непогода будто оголила еще раз лицемерие, агрессию местных жителей, оставив Олесю несчастной.

Таким образом, человек и природа в произведении дополняют друг друга. Внутренний мир героев сопровождается полным взаимопониманием и согласием благодаря описанию лунных ночей и солнечных дней, а трагические происшествия представлены в сопровождении непогоды.

Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального. Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек. Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы.

Сочинение на тему олеся куприна краткое


Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…

Проза А. И. Куприна.

II. Основная часть.

1. Образ главной героини повести.

2. Иван Тимофеевич — образ цивилизованного человека.

3. Мир природы и мир человека.

Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.

Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.

История создания

Интересно то, что в само творчество А.И. Куприна можно разделить на два периода, черта между которыми ярко прослеживается по тематике и стилистике написания произведений.

  1. В начале своего творческого пути писатель уделял много внимания чисто бытовой тематике. Скорее всего, это было связано с богатым жизненным опытом А.И. Куприна, который опробовал себя во многих сферах деятельности. Ощутив все тяготы жизни и познав особенности жизни бедняков, писатель создавал жизненные тексты, основанные на увиденном, услышанном и прочувствованном.
  2. Второй период его творчества берет начало с февральской революции. Именно тогда его произведения были пронизаны желанием демократических перемен. Кроме того сменилась и тематика текстов: в основном А.И.Куприн описывал нищенствующую и опустошенную жизнь русского эмигранта.

Жанр, направление

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Суть: о чем повесть?

Там он знакомится с красавицей Олесей, которая очаровывает его. С этого момента и начинается их фантастическая история любви. Молодая колдунья пытается всячески избегать встреч с Иваном, ведь карты пророчили ей погибель от нежданного гостя. Судьба Олеси была предрешена.

Однако Олесе не удалось обмануть судьбу, любовь оказалась сильнее. Ради возлюбленного она была готова на самые отважные поступки, за один из которых она и поплатилась. Пойдя в церковь, героиня столкнулась с жестокостью и агрессией местных жителей, которые закидали ее камнями и прогнали из деревни. Иван Тимофеевич не смог спасти свою любимую от разъяренной толпы. Она вместе с Мануйлихой бежала из деревни, наслав на жителей проклятье. От короткой, но такой настоящей любви у главного героя остались лишь красные бусы, оставшиеся после бегства девушки. Подробнее в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести — это молодая колдунья Олеся и писатель-дворянин Иван Тимофеевич. Главная героиня — молодая деревенская девушка 25 лет, которая живет в лесу со своей бабушкой Мануйлихой. Олеся безграмотна, но при этом очень умна. Она любит природу и тихую жизнь вдали от людей. Иван Тимофеевич, центральный персонаж повести, напротив очень грамотный и начитанный человек по роду своих занятий. Он приехал в Полесье по служебным делам, но по воле судьбы влюбился в юную колдунью.

Читатель видит, что для крестьян ведьмино логово — это запретное место, куда не должна вступать нога человека, однако отношение Куприна к Олесе и ее бабушке совсем иное. Мы не видим негативных оценок в описании. Он, напротив, выставляет главную героиню в более выгодном свете, ведь даже ее безграмотность не выглядит плохо на фоне доброты и скромности.

Проблемы

  • На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.
  • Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.
  • Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять. Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.
  • Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей. Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.

Детали

Язык повести достаточно простой. А.И. Куприн старался сделать произведение максимально доступным для простого обывателя, который стремится постичь правду жизни. Автор старался не перегружать текст сообразительно-выразительными средствами, чтобы донести до читателей свои основные размышления.

Смысл

В связи с этим можно выделить главную мысль — необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.

Критика

Повесть была оценена очень высоко советскими критиками, которые видели в ней протест против буржуазного общества:


Мы подготовили для Вас несколько аргументов для сочинения к рассказу Куприна — Олеся. Используйте наш материал для урока литературы в школе.

Аргумент — Дорога в жизни человека

Каждый из нас ищет дорогу, которая приведет его к счастью и гармонии с собой. Для этого мы выбираем профессию, спутника жизни, город, увлечения. Кто-то находит стимул в погоне за богатством, но теряет себя на кривой дорожке. Кто-то идет по тропе чести и честности и приходит туда, куда нужно. Кто-то плывет по течению и не получает удовлетворения от этого прозябания. У каждого свой маршрут, и от его определения зависит все. Литературная классика учит нас ответственно подходить к решению своей судьбы.

Аргумент — Самопожертвование

Аргумент — Доброта и жестокость

Первый пример жестокости описывается в рассказе старухи Мануйлихи. До того, как поселится в лесу, на отшибе от всех Мануйлиха с внучкой жила в самом селе. В селе они были пришлыми, и местные считали Мануйлиху ведьмой, хотя ничего плохого она никому не сделала.

Однажды старуха поругалась с одной из местных женщин, и у той вскоре после ссоры умер ребенок. Жители села обвинили в смерти Мануйлиху и прогнали ее с внучкой из села. По дороге в лес старая женщина, как могла прикрывала собой внучку от камней односельчан.

Проявление жесткости автор описывает и в сцене, когда Олеся ради любимого решилась пойти в сельскую церковь. Женщины, увидев девушку в церкви, словно озверели. Они избили ее и хотели измазать дёгтем, чудом Олесе удалось вырваться из их рук и убежать в лес. При этом она в сердцах громко прокляла напавших на нее.

На село обрушилась страшная непогода, град побил урожай. Естественно, в этом природном катаклизме увидели колдовские происки Олеси и ее бабки.

Селяне готовились к мести, но бабушка и внучка спаслись бегством. Одним словом, односельчане были очень жестоки по отношению к старой Мануйлихе и ее внучке, они были готовы винить их во всех своих бедах.

Можно сказать, что барин, рассказчик повести, ставший возлюбленным Олеси, был добр к девушке. Он тоже ее полюбил и не хотел, чтобы бабушка с внучкой переезжали в другие места. Он подарил уряднику свое ружье, чтобы тот не трогал женщин. Но, с моей точки зрения, барин для любимой мог сделать гораздо больше.

Аргумент — Доброта и жестокость (кратко)

В сцене, когда Олеся пройдя в церковь столкнулась с избиением верующих сельчан, видно, что жестокость людей не знала границ. В ответ на агрессию, злобу и жестокое отношение к ней сельчан, Олеся из в сердцах проклянает. Конечно, такой поступок тоже не является добротой душевной, но понятна и очевидна его мотивация. Жестокость способна лишь на рождение ответной агрессии.

В произведении есть только один герой, который добр к бабушке, к старухе Мануйлихе, и её внучке это Иван Тимофеевич, рассказчик, который пытается защитить их. Но после его отъезда, они остаются одни, в результате сбегают подальше от этих мест, так как жестокость переходила все границы.

Аргумент — Разум и чувства

О человеческом разуме и о человеческих чувствах люди размышляют с древних времён. И до сих пор нет ответа на вопросы: что важнее в жизни: разум или чувство? Как жить: чувством или разумом?

Ни один писатель, пожалуй, не оставлял без внимания такие картины жизни, где у героев книг происходит внутренняя борьба, борьба между разумом и чувством.

Что было важнее в жизни для Олеси, главной героини повести А.И.Куприна: чувство или рассудок? Что выбрала она, полесская колдунья: спокойную, вдали от цивилизации жизнь без Ивана Тимофеевича или радость любви? Познакомившись с городским интеллигентным человеком, она полюбила его. Это чувство стало для Олеси всепоглощающим.

Иван Тимофеевич предложил ей стать его женой. Девушка сказала, что это невозможно. Она осознавала, что они не пара: он барин, умный, образованный человек, а она даже читать не умеет. Олеся считала, что ему будет стыдно за такую жену. Ещё одно препятствие — это её бабушка. Она не смогла бы её оставить одну, а в городе та не смогла бы жить.

Множество нежных, благодарных слов было сказано Олесей Ивану Тимофеевичу. Олеся заботилась о том, чтобы молодой человек после болезни снова не простыл в прохладное время. Ей хотелось сделать что-нибудь очень, очень приятное. Олеся решила сходить в церковь. Женщины её сильно избили. Разумно ли она поступила? На такой поступок она решилась сознательно, потому что любила очень сильно. После этой истории Олеся сказала, что виновата она, что зря она так поступила. Она очень не хотела, чтобы её любимый испытывал чувство вины.

Читатель понимает, что любовь Олеси победила её здравый смысл. Но она не жалеет о том, что встретилась с человеком не своего круга. Олеся жалела только о том, что у неё нет от него ребёночка. Она была бы очень рада этому.

Большинство не будет отрицать, что в ХХI веке разум преобладает над чувствами. Человеку дан разум. Но не каждому судьбой даётся такое всепоглощающее чувство, как у Олеси. Для неё оно было на первом месте.

Читайте также: