Можно ли увидеть музыку вслушиваясь в музыкальное сочинение

Обновлено: 02.07.2024

От праздничного слушания картин жизни школьники переходят к рассматриванию живописных полотен, в которых звучит музыка.

Народное гулянье на Масленой. Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Шарманщик играет на шарманке, потом, продолжая одной рукой крутить ручку шарманки, другой рукой берет трубу и играет на ней. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником. В другом конце сцены танцует другая танцовщица. Два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс.

Народные обряды и праздники связаны с яркой зрелищностью, живописностью, праздничностью убранства и оформления, красочностью костюмов. Их проведение основано на выработанной веками последовательности действий участников, своеобразных сценариях.

Пусть ребята споют знакомые им масленичные песни, вспомнят хороводы, игры, а дома прочитают стихи и рассказы с описанием примет и обычаев любимого в народе древнего праздника Масленица.

Пусть ребята, всматриваясь в картины и иконы, попытаются определить, какой может быть музыка, выражающая чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства). Наверное, учащиеся прежде всего скажут, что эта музыка должна быть задумчивая, ласковая, напевная. Песенность лучше всего передает лирические, поэтические чувства. В подтверждение их высказываний прозвучит музыка Чайковского и Шуберта, полная большой внутренней силы, — торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женском доброте и благородству.

Обобщение по материалу всего года надо сделать как можно проще и яснее для всех ребят, отведя для этого последние уроки музыки в текущем учебном году.

Цитировать эти слова ребятам, разумеется, не надо — они пока еще слишком сложны для них, но примеры, которые будет приводить учитель (и обязательно они сами!), должны сделать для них абсолютно ясной и очевидной мысль, в этих словах заключенную.

Примеров подобного рода можно привести очень много, даже если опираться только на материал, о котором шла речь, который ребята видели, в который вслушивались на занятиях музыкой в одном лишь V классе.

Восприятие музыки в ее связях с литературой и изобразительным искусством расширит художественный и жизненный горизонт учащихся, однако учитель ни на минуту не должен забывать, что он проводит уроки музыки и поэтому музыка при всех обстоятельствах должна оставаться в центре внимания. Ни один из жанров литературы и изобразительного искусства не должен возникать на этих занятиях вне музыки, вне связей с музыкой.

Необходимо, чтобы все вопросы, которые будут ставиться на последних уроках перед учащимися для более глубокого уяснения основной темы года, сопровождались звучанием музыки (в исполнении самих детей, в исполнении учителя, в записи на пленку или пластинку).

Так подчеркивается мысль о важности слышания музыки в тех литературных произведениях, которые ребята читают.

Цель урока:
1. Знакомство с новым материалом.
2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.
3. Накопление слушательского опыта.
4. Воспитание познавательного интереса и творческой активности.

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse.doc 39 КБ
krossvord.xls 23 КБ
k_uroku.pps 1.84 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 5 классе .

Тема урока : Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

1. Знакомство с новым материалом.

2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.

3. Накопление слушательского опыта.

4. Воспитание познавательного интереса и творческой активности.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного:

- Назовите тему триместа (музыка и живопись).

- Размышляя о взаимовлиянии музыки, живописи и литературы, можно ли говорить об общих темах в этих видах искусств (да – это пейзаж, общее название видов музыки и живописи - жанр).

- Что вам помогло запомнить жанры живописи? (песня).

- Перечислите жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) , музыки (песня, танец, марш, опера, балет, симфония, концерт) .

- Соответствует ли музыка представленному пейзажу? (нет) .

- Какие бы стихи вы смогли бы прочесть как иллюстрацию к этой музыке и картине (стихи А. С. Пушкина стр.123 - 124).

Вопросы после прослушивания:

- Что передаёт музыка П. И. Чайковского (настроение радости) , соответствует ли это чувство представленным репродукциям картин.

Вывод. Итак, и музыка, и живопись передают чувства человека. Картины этим и отличаются от фотографий – они не только фиксируют окружающий мир, но и несут информацию об отношении художника к окружающему миру.

Музыка также является своеобразным ребусом – композитор пишет музыку, передавая в ней своё видение окружающего мира, исполнитель воплощает замысел автора в жизнь, а слушатель каждый раз разгадывает загадку композитора и исполнителя. Поэтому часто можно услышать что, слушая первый раз какое – либо произведение людям оно не понравилось, а при повторном прослушивании появляется желание послушать его ещё раз, понять, разобраться (высказывание Л. Кассиля).

Знакомство со следующим произведением мы начнём с разгадывания кроссворда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыка и изобразительное искусство Есть множество картин, изображающих музыка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка и изобразительное искусство Есть множество картин, изображающих музыка.



Сочиняя музыку композиторы обращаются к таким жанрам, характерным для изобраз.

Сочиняя музыку композиторы обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, орнамент, гравюра и другие .

Общность музыки и изобразительного искусства Музыка Изобразительное искусств.

Общность музыки и изобразительного искусства Музыка Изобразительное искусство Мелодическая линияЛиния Ритмический рисунок штрих колоритрисунок Композиция колорит интонациякомпозиция Плавные мелодииинтонация Яркий звукЦветовая гамма Звуковая палитраЗвучный цвет

И композитора, и поэта и писателя и художника называют мастером

И композитора, и поэта и писателя и художника называют мастером

Рассматривая произведения изобразительного искусства подумай, можно ли услыша.

Рассматривая произведения изобразительного искусства подумай, можно ли услышать живопись?

А вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку?

А вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку?


Презентацию к уроку музыки в 5 классе по программе Г.П Сергеевой,Е.Д Критско.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 567 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.01.2016 14293
  • PPTX 2.1 мбайт
  • 1271 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рюмкина Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Все художественные произведения — и музыки, и изобразительного искусства, и литературы — рождаются из единого источника. Источник этот — сама жизнь.

По-настоящему понять произведение искусства — значит проникнуться его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно возникло и выросло.


В то же время, сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства, как бытовой, исторический, портрет, пейзаж, натюрморт и др.

Композитор Д. Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую музыку, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно бы видеть эти картины. А музыкальной живописью называют живопись, наполненную таким тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией. Часто мы говорим о музыкальности, песенности русского пейзажа.


Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.

В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунки, запечатлённые в нотной записи.

И любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии — успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие — радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряжённость, драматизм образа.

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных и др.) в определённой последовательности.


С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор, писатель соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.

Если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому, только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, то есть сделать их своими.

Читайте также: