Олег кургузов сухопутный или морской сочинение

Обновлено: 04.07.2024

О.Ф.Кургузов (17.12.1959-10.03.2004) родился в деревне Угрюмово Домодедовского района Московской области. Окончил дневное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова(1983). При его активном участии в Москве было создано несколько журналов для детей, благодаря которым в литературу вошло новое поколение талантливых писателей.

Член Союза журналистов и Союза писателей, член Совета по детской книге России.

2.Произведения писателя.

·“Царство людей” (Пересказ)(1994)

·“По следам Почемучки”(1995)

·“Про каплю Акву”(1996)

·“Где ты, матрац?”(2000)

·“День рождения вверх ногами: Рассказы и сказки”(2001)

·“Наш кот- инопланетянин: Рассказы маленького мальчика”(2003)

3.Обзор книг современного детского писателя.

“Рыцарь детской литературы”, “лучезарный человек”, “Самый солнечный писатель наших дней”, “тонкий лирик” - так называли Олега Кургузова коллеги по работе и критики.

“Молодой писатель” ушёл из жизни в возрасте сорока пяти лет, оставив нам произведения, наполненные теплом и светом. В его наследии детские научно-познавательные книги и рассказы и сказки.

В 1994 году О.Кургузов пересказал научно-популярную книгу немецкого учёного Ф.Готтенрота “История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времён”, изданную на русском языке М.О.Вольфом в 1900 году.

Автор собрал уникальные сведения о культуре народов древних и новых времён, живших в Европе и Азии, о том, как менялся их быт, одежда, утварь, оружие, мебель, украшения, инструменты, нравы и обычаи. В новой редакции книга получила название “Царство людей. Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времён”.

Книжка “По следам Почемучки” впервые вышла в свет в 1995 году и с тех пор переиздавалась целых три раза. Она представлена в форме занимательных бесед мальчика с взрослыми. Самые обычные явления находят в книге самое простое объяснение.

Своеобразным продолжением “почемучек” стала выпущенная в 1996 году небольшая брошюра под названием “Про каплю Акву”. Здесь в доступной форме раскрываются все секреты воды. Читатель отправится в путешествие с царицей всех водяных капель Аквой над водой, по воде, под водой; встретится и с коварными айсбергами, и с удивительными морскими чудовищами.

Но самой главной книгой О.Кургузова, которую он писал всю жизнь, стал сборник под названием “Рассказы маленького мальчика”. Сначала была публикация трёх рассказов, потом с каждым годом появлялись всё новые и новые. Так увидела свет его книга “Солнце на потолке”. Те же рассказы, но расширенные и дополненные, составили сборник “Наш кот-инопланетянин”.

Объединяет все рассказы О.Кургузова главный персонаж- маленький мальчик, живущий в гармонии с взрослыми и со всем миром.

В рассказе “Солнце на потолке” ребёнок пытается “догнать солнечный луч”, преследуя его с предмета на предмет, желая тем самым ощутить всю его теплоту и почувствовать удовольствие. Для этого он “зависает” даже на стенке.

В рассказах О.Кургузова, как правило, в любой обыденной ситуации обязательно появляется некая “фантастическая подоплёка”. И как только она “включается”, герои начинают играть в жизнь и жить в игре. Мать и отец добровольно участвуют в таком эксперименте. Увидев, что солнышко остановилось на потолке, она предупреждает сына: “В старой рубашке на потолок не лезь!” И мальчик одевает старую, рваную… Мечтать – это когда без границ и ограничений. Мальчик выбирает мир, созданный на грани реальности и фантазий, в котором он счастлив. Ведь как здорово увидеть непостижимое и сохранить неуловимое!

Каждый новый рассказ – это “капля” мудрости, доброты, тепла. Сам писатель, обращаясь к читателям, говорил: “Попробуйте взглянуть на мои истории с разных сторон.” Мы попытаемся…Ведь даже его имя звучит по-разному: не только по-матерински - “Олег Оленча”, но и по-волшебно-таинственному- “Гело Возугрук”. Обилие звуковых словообразований,приёмы игры в слова и смыслы, сказочная реальность, добрый, лёгкий юмор –вот с чем мы встретимся на страницах его рассказов.

Нелепая, но смешная ситуация выведена в рассказе “Где ты, матрац?”. Напротив дачи мальчика на железнодорожных путях останавливается поезд. Из одного вагона виднеется непонятная штуковина, которую отец сразу окрестил “старбердан” (почему-то сразу вспоминается берданка-старое однозарядное ружьё) и приспособил для сушки двух своих матрацов. Пока рассуждали, как это здорово поместить эту конструкцию на огороде и просушить вещи, поезд тронулся. Так простились с семьёй матрацы. В итоге были слёзы и “прощальная матрацная песня”. Трудные жизненные ситуации становятся не такими уж трудными, если взять да и “обыграть” их. “Обыграть” серьёзное несерьёзно - в этом успех благополучной, счастливой семьи.

В рассказе “День рождения вверх ногами” взрослые принимают правила, предложенные сыном. Родители поздравляют его, встав на голову(в прямом смысле). “Чай с тортом все пробовали. А вот Дня рождения на голове ни у кого не было!” -с восторгом отмечает малыш. Взрослые на “одной волне” с ребёнком; понимают друг друга, поддерживают; живут одной жизнью; дают возможность почувствовать мальчику, что он особенный. А это не так уж мало.

Так и хочется разделить рассказы О.Кургузова по-особенному: не только по тематике (дружная семья, любовь, свобода), но и по видовой принадлежности: философские, реально-волшебные и юмористически-бытовые, сюжетно-словарные.

·“Душа нараспашку” всему миру, в которую “залетают” мысли и чувства, делая человека и мудрее, и сильнее. И когда он делится содержимым, то наделяет других неземной лёгкостью и возвышенностью.

·“Тепло наших чувств” можно измерить. Главное – не оставлять пустотЫ и пустОты.

·“Слова в море”, когда хорошо “просолятся”, лучше сохранятся, чем на берегу.

·“Тревожное время” не будет таким тревожным, если в доме вставить новое окно. Тогда через не затуманенное пылью стекло откроется новая, красивая, спокойная жизнь.

·“Кривой дом” Оказывается, как мало надо, чтобы увидеть “небо –небеса -нёбушко”, “облако – корабль” и любящих тебя людей.

·“Надоело летать” Иногда и спуститься не мешает…на землю. Тогда можно многое не только увидеть, но и понять.

·“Открытые двери” Не всегда надо держать двери закрытыми, иногда бывает полезно их и открыть, довериться своему чутью.

·“Сколько весит голова?”, “Мы пишем рассказ”, “Давно мы не прижимались друг к другу”…

2.Реально-волшебные и юмористически-бытовые

·“Шапка со свистом” радует, если она новая и если она твоя.

·“Батарейные куры” как особый вид выводятся в домашних условиях при наличии самих батарей, несутся, и из “батарейных яиц” вылупляются “маленькие батареи”…

·“Шкаф”, который скинули с балкона “за дело”.

·“Две лишние коробки” 6 коробок, 4 руки и 2 головы. Разгадает головоломку мама, прекратив поцелуем появившееся гудение в головах отца и сына.

·“Как мы на люстре висели” -двойной подарок для мамы, задуманный как “праздничная неожиданность”.

·“Как мы поздравляли маму” Путём сложных изысканий была выведена формула воздушного поцелуя. Сила её такова, что может человека наповал уложить, а может и поднять в воздух, даже с тяжёлыми хозяйственными сумками.

·“Папа и цыгане” Какова цена утраты какого-то костюма, если приобретена целая Песня.

·“Как мы поздравляли папу”…

·“Борщ по- флотски” будет сварен мамой для “приземлившихся” моряков.

·“Папа пишет письмо” Необычное письмо, благодаря “дрыкнутой” ручке, и ответ, наполненный миллионом “чмоков”.

·“В глубь острова” Что надо сделать, чтобы таинственное, “сладостное” не ускользало? Как почувствовать то, что невозможно понять?

·“Мы понимаем друг друга”, “Сырниковый случай”, “Во всём виноват Фарадей”, “Папа лезет в бутылку”…

Наш кот- инопланетянин” - последняя прижизненная книга вышла в серии “Город мастеров”(2003), с посвящением сыну Паше и с подзаголовком “Рассказы маленького мальчика”.

Кот Лукьян( Лукаша) тоскует о своей планете Альфа-Кошка, уставясь задумчивыми глазами в потолок(“О чём думал кот?”); плачет, когда над ним потешаются(“И кошки храпят”); злится, когда его дразнят (“Ух,котище!”); умеет любить (“Сухопутный или морской?”)… В сказочном мире ребёнка говорящее дерево “машет ветвями”(“Мы пишем рассказ”), а говорящая селёдка летает “на швабоде”(“Селёдка на свободе!”); все люди дружат между собой, а предметы одушевляются. Таким образом, всё, что окружает мальчика, существует в едином потоке жизни и подчиняется его главному закону “круговорота любви в семье”.

И последнее. Творчество О.Кургузова можно определить как “взрослые рассказы для детей и детское повествование для их родителей”.

Во всём виноват Фарадей

Н аша семья живет дружно и весело. Мама шутит над папой, папа шутит над мамой. Они постоянно шутят друг над другом.
Утром папа бреется в ванной, подносит к горлу опасную бритву. А мама выключает свет.
- Ой-ей-ей! - кричит папа. - Ничего не вижу. Где бритва, где горло?
- Ты, оказывается, еще бреешься? - спокойно говорит мама. - Я думала, ты уже на работе.
Она не хочет, чтобы папа опаздывал на работу, поэтому и торопит его.
А когда мама приходит с работы, она стирает папину рубашку и вешает ее на веревку. Чтобы дотянуться до веревки, мама забирается на ванну. Она ходит по узкому краю ванны и балансирует руками.
Папа тихо подкрадывается и выключает свет.
- У-у-у! - кричит мама. - У-у-у! Ничего не вижу. Где веревка, где пол?!
- Елки-палки! - говорит папа. - Еще валандаешься? Я думал, ты уже рубашку на кухне гладишь.
Папа хочет пойти на работу в свежей рубашке и поэтому торопит маму.
За целый день мама и папа устают от шуток. Весь вечер они молчат. Папа смотрит хоккей по телевизору, мама разгадывает кроссворд. Я бегаю вокруг и дергаю их за руки, за ноги. На меня не обращают никакого внимания.
Тогда я тоже начинаю шутить. Как мама и папа я тоже шучу с электричеством. Выхожу на лестничную клетку и выключаю рубильник. Свет в квартире гаснет.
Папа не может смотреть телевизор, мама не может разгадывать кроссворды.
- Ну что ж, - говорит папа. - Раз нечего делать, займемся ребенком.
Мы все вместе садимся на диван, накрываемся одеялом. Мама и папа по очереди рассказывают в темноте сказки. И мне совсем не страшно, а даже наоборот - уютно и тепло.
Вдруг во всей квартире вспыхивает свет и к нам заходит сосед Федулов.
- Я вернул вас к цивилизованной жизни! - говорит Федулов. - Исправил неполадки в электроснабжении.
Федулову дают денег и папа снова садится к телевизору, мама - за кроссворды.
Как я злюсь на Федулова! Но еще сильнее - на старинного ученого Фарадея, который изобрел электричество. Если бы он его не изобретал, то все родители по вечерам сидели бы в темноте и рассказывали сказки своим детям.

Мы пишем рассказ

М ы с папой сидели у окна и дивились жизни. Была весна.
- Давай напишем художественный рассказ, - неожиданно предложил папа.
- Про что?! - удивился я.
- Хотя бы про это дерево, которое у нас под окном, - сказал папа.
Мы с ним уставились на дерево и стали думать, что бы такое про него написать. А дерево замахало ветвями, как будто хотело сказать нам: "Давай-давай, ребята! Пиши, катай, дуй во всю ивановскую!"
Но тут к дереву подбежал Колька Сыроежкин, хулиган из соседнего подъезда, и повис на ветке.
- Эй! Эй! - завопили мы с папой, высовываясь из окна. - Отойди! Отойди!
- А чего? - спросил Колька, раскачиваясь на ветке.
- Не трогай дерево! Мы про него рассказ пишем!
Колька ахнул, отцепился от ветки и куда-то убежал.
Мы с папой снова уставились на дерево. А оно снова замахало ветвями: "Давай пиши, не теряй времени!"
Но тут из-за угла дома выбежал Колька Сыроежкин и с ним еще пятеро мальчишек с нашего двора. Они окружили дерево и принялись разглядывать его, как сбежавшего из зоопарка жирафа.
Потом один из них крикнул нам с папой:
- А правда, что вы про это дерево рассказ пишете?
- Ну! - сказали мы с папой.
- А что оно - особенное?!
- Еще какое особенное! - отвечаем мы с папой. Ведь мы уже успели полюбить наше дерево.
Тогда мальчишки убежали и вернулись с кольями и проволокой. Скоро вокруг дерева была настоящая загородка. На эту загородку они повесили картонку с надписью: "Дериво пра каторое пишут расказ".
Мы с папой порадовались за наше дерево и пошли обедать. А потом мама поручила нам срочные домашние дела, и мы отложили рассказ о дереве на будущее.
Будущее подошло и промелькнуло очень быстро. Наше дерево уже зацвело как букет: белым и розовым. Потом цветы осыпались и на дереве появились маленькие яблоки. А в конце лета они стали золотыми и красивыми.
- Оказывается, это чудесная яблоня! - сказал папа.
Мы с ним стали дивиться на яблоню, а потом посмотрели вокруг. Вокруг стояли ободранные деревья. Ведь про них мы не писали рассказ, и мальчишки делали с ними все что угодно.
- А давай напишем рассказ про все эти деревья, - предложил я папе. - И тогда у нас под окном будет целый сад.
- Ну что ж, это идея! - обрадовался папа. - Искусство - великая сила.
И мы стали писать рассказ про сад.

Папа и цыгане

- Ч то-то долго нет отца, - сказала мама и посмотрела на часы. А я не стал смотреть на часы, я знал, что папа скоро придет. Тут в прихожей раздался звонок.
- Ура! - закричал я и побежал открывать дверь.
На пороге стоял цыганский мальчик. Он хотел пить.
Потом пришла цыганская девочка и тоже попросила пить. Потом пить попросила взрослая женщина в разноцветной юбке. Скоро у нас в квартире был целый табор. Они все хотели пить.
А потом они захотели посмотреть нашу квартиру. И пошли гулять по комнатам.
И тогда у нас стали исчезать вещи. Сначала исчезла мамина кофта, потом папины зимние ботинки. А цыганские люди все ходили и ходили.
Мама сидела на диване и плакала. Я бегал по квартире и искал свою тельняшку. Когда я надеваю свою тельняшку, то ничего не боюсь. Но тельняшки нигде не было.
- Я в отчаянии! - сказала мама.
И тут пришел папа. Он долго смотрел на наших гостей и наконец сказал:
- Эх, ма!
И исчез в своей комнате. Скоро он появился с гитарой.
- Дай-дай-дай! - пел папа.
- Дари-дари-дари! - в ответ ему запели цыганские люди.
Они собрались вокруг папы и стали трясти плечами, руками и ногами.
- Жги! - закричал папа и начал прыгать вприсядку.
Вместе с папой запрыгал весь табор.
А мы с мамой сидели на диване и смотрели на них. Откуда-то стали вываливаться наши вещи. Сначала папины зимние ботинки, потом мамина кофта. И, наконец, моя тельняшка.
Пока мы с мамой собирали вещи, папа ушел с табором.
Он пропадал где-то всю ночь. А когда утром папа вернулся, на нем была рваная красная рубаха и облезлые сатиновые шаровары.
- Где же твой новый австралийский костюм? - строго спросила мама.
- Ерунда! Я выучил новую цыганскую песню, - сказал папа.
И спел нам песню.

Запасайтесь морковкой!

М ама очистила мне морковку.
- Хрум-хрум-хрум, - начал я.
- Здорово у тебя получается! - позавидовала мама. И очистила морковку себе.
- Хрум-хрум-хрум, - начали мы с мамой.
- Чего это вы тут делаете? - удивился папа, заглянув на кухню.
- Морковку жуем, - говорим мы.
И папа очистил себе морковку. Стали мы жевать втроем.
- Хрум-хрум-хрум!
Тут к нам в дверь постучали.
- Чего вы делаете? - спросила соседка. - У нас в квартире от вас шумно.
- Морковку жуем! - говорим мы.
И соседка присела за стол.
- Хрум! Хрум! Хрум! - хрумкали мы вчетвером.
Потом к нам зачастили соседи по подъезду.
- Чего вы тут творите?! - изумлялись они.
- Морковку жуем! - отвечали мы.
И они по очереди присоединялись к нам.
- Хрум. Хрум. Хрум. - хрумкали мы все вместе.
У нас с полок стали падать кастрюли. Стол и шкафы ходили ходуном. Оконные рамы хлопали, стекла дребезжали.
Прохожие останавливались возле дома и смотрели на наши окна.
- Эй! Чего вы там затеяли?! - кричали они.
- Морковку жуем! - вопили мы в ответ. - Хрум. Хрум. Хрум.
Во дворе зашумели деревья, тревожно закричали кошки. Еще немного, и мы устроили бы МОРКОВНЫЙ УРАГАН. Да вот только морковка кончилась.

Как мы смотрели телевизор

М ы с папой сидели на диване и смотрели телевизор. На экране какой-то дяденька стоял в ящике и о чем-то рассказывал.
Вдруг он исчез!
Папа встал и стукнул кулаком по телевизору. Дяденька появился, отпил воды из стакана и снова исчез.
- Что-то не клеится, - сказал папа. - Надо подумать.
Он стал ходить по комнате: восемь шагов туда, восемь обратно.
Я считал шаги, а папа думал.
- Есть! - сказал папа и ушел в коридор.
Вернулся он с веревкой. Привязал веревку к ножке телевизора и сел на диван.
Теперь, как только дяденька исчезал, папа дергал за веревку. Телевизор трясся, и дяденька тут же появлялся обратно.
Нам с папой было очень интересно. Один раз папа даже позволил мне дернуть за веревку. И у меня получилось!
Но тут пришла мама. Она посмотрела на нас. Потом пощелкала какими-то рычажками, и дяденька перестал исчезать. Он все говорил и говорил.
И тогда мы с папой выключили телевизор и легли спать.

Сухопутный или морской?

К огда мыши стали ходить по нашему дому пешком, мама сказала:
- Я сомневаюсь в том, что наш кот Лукьян сухопутный!
- А какой же он?! - удивился папа.
- Может быть, он морской котик, - предположила мама.
- Поясни мысль! - сказал папа.
И мама пояснила:
- Если бы он был сухопутным котом, то любил бы мышей. А он без ума от рыбы. Значит, он морской.
Это точно: Лукьян чуял рыбу в любом конце квартиры и несся в этот конец сломя голову. А мышей он не видел в упор. Идет себе по квартире и упирается в мышь. Или наоборот. Идет себе мышь по квартире и упирается в кота. И друг друга они не узнают.
- Что же делать? - спросил я и посмотрел на маму и папу с надеждой. - Может быть, Лукьян все-таки сухопутный?
А папа сказал:
- Сейчас мы устроим ему проверочку!
И тогда мы стали ловить мышей и мазать их рыбьим жиром. Теперь Лукьян чуял мышь в любом конце квартиры. И несся за ней сломя голову.
Мыши сначала боялись Лукьяна и кричали страшными голосами. А кот ловил их, облизывал и отпускал. И мыши привыкли к Лукьяну.
- Мяу! - сказал кот Лукьян как-то раз.
И мыши побежали к нему сломя головы из разных углов дома. А Лукьян стал их облизывать. Просто так, без рыбьего жира. А мама посмотрела на них на всех и сказала:
- Кто бы мог подумать, что эти мыши так любят ласку!
- Кто бы мог подумать, что Лукьян так любит мышей! - сказал папа.
А я обрадовался и закричал:
- Ура! Значит, он сухопутный!

Электронные пампасы © 2001-2010

Цель урока: развивать коммуникативно-речевые умения и навыки; формировать уважительное отношение детей к книге как важнейшей культурно-исторической ценности.

  • Предметные: научить на практическом уровне различать художественные и научно-познавательные литературные произведения; развивать интерес к литературному творчеству.
  • Личностные: умение соотносить поступки и события с другой точки зрения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Этапы урока Методы и приемы

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и мы с вами приступим к работе.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп:

Четверть четверика гороха без червоточинки.

Читать скороговорку с разной интонацией и с ускорением

К: Участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

3. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом? (прочитать стихотворения выразительно)

Рассказывать у доски стихотворения наизусть

5. Открытие нового знания

Знакомство с творчеством автора

- Ребята, как вы думаете какое произведение мы будем с вами читать сегодня?

- А написал этот рассказ Олег Кургузов. Давайте немножко познакомимся с этим автором. (на экране биография автора).

Олег Флавьевич Кургузов родился в 1959 году. Окончил дневное отделение факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1983 год).

Рассказы переводились на польский, сербский, венгерский, английский и японский языки.

Но а сегодня мы с вами будем читать рассказ "Сухопутный или морской?".

Давайте почитаем рассказ по цепочке.

Вам понравился рассказ?

– Об одинаковой ли любви кота к мышам говорят мама и папа мальчика? Какая же любовь победила?

А сейчас мы с вами поработаем по тексту.

Будем сейчас читать по частям, первую часть читает один ученик. О чём эта часть? как назовём эту часть?

Вторую часть читают 2 ученика. О чём эта часть? Как назовём эту часть?

Третью часть читают по цепочки. О чём эта часть? А как назовём эту часть?

Четвёртую часть читают по цепочки. О чём эта часть? а как назовём эту часть?

Мы с вами прочитали этот рассказ и проанализировали его.

А теперь давайте прочитаем этот рассказ по ролям. Сколько здесь ролей?(5)

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Цель: Рассмотреть как автор О. Выяснить главную мысль рассказа Сухопутный или морской 2. морской котик морская свинка морской конек морской еж. Рассказ с которым мы сегодня познакомимся называется Сухопутный или морской.

Дата добавления: 2014-05-30

Размер файла: 15.8 KB

Работу скачали: 21 чел.

Конспект урока по литературному чтению .

Цель: Рассмотреть, как автор О.Кургузов в шуточной форме говорит о серьезном: о взаимоотношениях котов и мышей.

2. Развивать исследовательские навыки учащихся.

3. Воспитывать любовь к родным и близким.

4. продолжать тренировать технику чтению.

5.Продолжать работу над беглым и осознанным чтение.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Мы знаем, что животные: кот, собака, лиса, медведь живут на земле.

-А если они живут на земле, то как одним словом их называют? (сухопутные)

- Как понимаете, значение этого слова? (передвигаются только по суше, земле)

-Если есть, сухопутные…. то есть и….(морские).

- А каких вы знаете животных, у которых общее название. Живут они или в воде, или на суше. (морской котик, морская свинка, морской конек, морской еж).

- Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

-Как думаете, о чем или о ком нам рассказал автор?

-Давайте же не будем терять ни минуты и познакомимся не только с рассказом, но и автором.

Олег Флавьевич Кургузов родился в 1959 году.

- Кто главный герой рассказа

-Сколько человек ведет разговор?

-Что он любил больше всего?

- Что не замечал в упор?

- Кто ходил по дому пешком?

-Почему мама решила, что кот морской?

-Где Лукьян чуял рыбу?

- Какую проверку устроили хозяева своему коту?

- Что потом делал Лукьян с мышами?

-Что удивило маму, папу?

-Сравни выделенные цветом предложения в начале и конце текса. Об одинаковой любви кота к мышам говорит мама и папа мальчика.

-Какая же любовь победила?

Домашнее задание : страница 41-43 пересказ.

- С каким произведением познакомились?

-Почему именно такое название?

Урок окончен. Спасибо.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Читайте также: