Окно в вечность сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " Символизм Символ – это окно в вечность. А. Белый.." — Транскрипт:

1 Символизм Символ – это окно в вечность. А. Белый.

2 Цель работы узнать об истоках символизма узнать об истоках символизма изучить особенности символизма изучить особенности символизма познакомиться с представителями этого литературного направления познакомиться с представителями этого литературного направления

3 Появился в России в гг. XIX в. Появился в России в гг. XIX в. Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Представители в литературе : Представители в литературе : В. Я. Брюсов В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт К. Д. Бальмонт А. Белый Ф. К. Сологуб Ф. К. Сологуб И. Ф. Анненский И. Ф. Анненский Представители в живописи : Представители в живописи : А. Бенуа А. Бенуа К. Сомов К. Сомов М. Врубель М. Врубель

4 Символизм в России. ( литературные формы ) Выражал мировоззрение эпохи кризиса ( жизни, культуры, мысли, слова ) Выражал мировоззрение эпохи кризиса ( жизни, культуры, мысли, слова ) Основное свойство - освоение вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Основное свойство - освоение вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

6 Истоки символизма в России Философия Шопенгауэра Ницше, Риккерта интуитивизм агностицизм мистицизм Модернизм в европейском искусстве Стилевое многообразие Активный творческий поиск Тяготение к синтезу Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

7 Общие особенности символизма : Крайний индивидуализм Крайний индивидуализм Противопоставление социального и индивидуального Противопоставление социального и индивидуального Утверждение равнозначности реального и индивидуального Утверждение равнозначности реального и индивидуального Культ таинственного ; представления о непознаваемости мира Культ таинственного ; представления о непознаваемости мира Утверждение интуитивности постижения мира через мистические откровения и прозрения Утверждение интуитивности постижения мира через мистические откровения и прозрения Сближение духовно - нравственного с религиозным Сближение духовно - нравственного с религиозным Поэтика условности и иносказания Поэтика условности и иносказания Выделение в слове иррационального : звучание, ритм должны заменить значение Выделение в слове иррационального : звучание, ритм должны заменить значение

8 Особенности русского символизма : Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико - трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Героико - трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Сочетание противоречивых тенденций Сочетание противоречивых тенденций Открытия в поэтике Открытия в поэтике - обновление жанров лирики - обновление жанров лирики - новые принципы циклизации - новые принципы циклизации - смысловая полифония - смысловая полифония Идея самоценности искусства Идея самоценности искусства ( независимость от всего ) ( независимость от всего ) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление

11 Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков В. Иванов А. Белый А. А. Блок Л. Л. Эллис Философия Соловьева …Мы подошли - и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны … Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность, противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова Фёдора Сологуба, яркого представителя русского символизма, очень точно определяют суть развития русского символизма в конце 19 - начале 20 века. В 2015 году отмечаются такие знаменательные литературные даты, как 130-летие со дня рождения Велимира Хлебникова, 135-летие представителям Серебряного века русской поэзии Андрею Белому, Александру Блоку и сатирическому поэту Саше Чёрному. В данной презентации рассматриваются истоки символизма не только в поэзии, но и в живописи на примере произведений Одилона Редона русского художника Врубеля.

СИМВОЛ – ОКНО В ВЕЧНОСТЬ

Ф. Сологуб

Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Станкевич Л.И.

г. Благовещенск 2015

Символизм – от греч. symbolon - знак, примета.

Символизм – литературно-художест-

венное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился во Франции в 60-70 годы XIX века. В России стал модернистским направлением. Одновременно с появлением символизма начинается Серебряный век русской литературы. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисто-

рические события средневековья, античная мифология.

В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа.

Д. Мережковский

Символисты Серебряного века

В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Сумели отразить в своём творчестве черты общеевропейского панэстетизма.

Д. Мережковский

Младшие символисты А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский в своём творчестве воплощали эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности. А. Блок А. Белый Вячеслав Иванов И. Анненский

Младшие символисты

А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский в своём творчестве воплощали эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

Вячеслав Иванов

И. Анненский

Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посред-

ством аллегорий и символов.

Ф. Тютчев. Эта цитата поэта – предшественница русского символизма.

«Природа создаёт недоделанных уродцев, - чародеи совершенству-

ют Природу и дают жизни краси-

вый лик. К. Бальмонт

Первый уровень понятия символизма в искусстве раскрывается в том, что опреде- лённые представления о художественном ( концептуальном ) пространстве и времени являются выражением духовного состояния мира в определенный историчес- кий момент. Поэтому в истории культуры искусство и религия тесно взаимосвязаны. Человек от рождения имеет потребность выражать своё духовное состояние, преобра- зуя материальные формы, наделяя их психологическим значением, отчего они приобретают символический смысл. Символы, в отличие от искусственно уста- навливаемых знаков, возникают спонтанно, непреднамеренно.

Первый уровень понятия символизма в искусстве раскрывается в том, что опреде-

лённые представления о художественном ( концептуальном ) пространстве и времени являются выражением духовного состояния мира в определенный историчес-

кий момент. Поэтому в истории культуры

искусство и религия тесно взаимосвязаны.

Человек от рождения имеет потребность выражать своё духовное состояние, преобра-

зуя материальные формы, наделяя их психологическим значением, отчего они приобретают символический смысл. Символы, в отличие от искусственно уста-

навливаемых знаков, возникают спонтанно, непреднамеренно.

Символизм в живописи

Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми М. Врубеля и

В. Борисова-Мусатова, а также xyдoж-

В. Борисов-Мусатов

Подлинным символистом в русской живописи периода Модерна является М.А. Вру-

мерно удлинённые тела, изло-

манные руки, небывало расши-

ренные, мерцающие «нездеш-

вают не об идеальном, запре-

дельном, не о небесной гармо-

нии, а о вполне земной скорби и душевной боли.

В 1912 г. художник К. С. Петров-Водкин написал картину

ность картины заключается не в симво-

лических атрибутах, а в мощном звуча-

нии красного цвета, какой был на древ-

нерусских фресках Андрея Рублева и Дионисия, рельефах фриза Парфенона

Афинского Акрополя. В 1914 г., когда разразилась первая мировая война, многие увидели в картине Петрова-Водкина «символизм русской нацио-

Искусство архитектуры также начинается с расстановки камней. Французский историк искусств Луи Откёр ( 1884—1973 ) разработал оригинальную теорию символизма

и купола в древности имели хтони- ческое ( подземное ) значение. Затем те же формы стали выражать небес-

ные знамения и, в конце концов, торжество христианской идеи.

О. Редон

Весьма точно техника символиз- ма раскрыта в стихотворении

На всех явлениях лежит печать. Одно с другим как будто слито. Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто.

Анна Ахматова

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха. И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, лила, качала Два тёмно-алые стекла. Белей, лилей, алее дала Бела была ты и ала. Фёдор Сологуб

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха.

И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, лила, качала Два тёмно-алые стекла. Белей, лилей, алее дала Бела была ты и ала.

Фёдор Сологуб

Владимир Соловьёв Бескрылый дух, землёю полонённый, Себя забывший и забытый бог. Один лишь сон – и снова, окрылённый, Ты мчишься ввысь от суетных тревог. Неясный луч знакомого блистанья, Чуть слышный отзвук песни неземной, И прежний мир в немеркнущем сияньи Встаёт опять пред чуткою душой. Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи Ты будешь ждать с томительной тоской Вновь отблеска нездешнего виденья, Вновь отзвука гармонии святой. 1883

Владимир Соловьёв

Бескрылый дух, землёю полонённый, Себя забывший и забытый бог. Один лишь сон – и снова, окрылённый, Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Неясный луч знакомого блистанья, Чуть слышный отзвук песни неземной, И прежний мир в немеркнущем сияньи Встаёт опять пред чуткою душой.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи Ты будешь ждать с томительной тоской Вновь отблеска нездешнего виденья, Вновь отзвука гармонии святой.

Валерий Брюсов

Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тайна Таилась в печали моей.

И вспыхнули трепетно взоры, И губы слилися в одно. Вот старая сказка, которой Быть юной всегда суждено.

Написать мини сочинение на 10 предложений "Символ - окно в Вечность".


Символ - это окно в вечность.

Все текстовая информация которой мы пользуемся это символы.

Цифры, буквы, различные иероглифы и знаки - всё это символы.

Они действительно вечны.

Все наскальные рисунки, иероглифы это, то что осталось от наших предков, и это будет жить вечно!

Наша письменность тоже вечна.

Пройдут поколения, а буквы (те же символы) останутся на века.

Арабские цифры - ведь это тоже символы.

И мы их довольно долгое время используем, для записи каких - либо математических действий.

Мы все пользуемся символами, не так ли?

Ими пользовались наши предки, и будут пользоваться наше поколения будущего.

Поменяться может всё, но символы всегда вечны!

Ведь без них мы были бы неграмотными!


Мини - сочинение?


Помогите написать сочинения вид из окна?

Помогите написать сочинения вид из окна.


Написать сочинение "Вид из окна" из двух трех предложений с однородными подлежащими?

Написать сочинение "Вид из окна" из двух трех предложений с однородными подлежащими.


Помогите написать сочинение?

Помогите написать сочинение.

Описание вида из окна.

12 - 15 предложений.


Как написать сочинение на тему вид из окна?

Как написать сочинение на тему вид из окна?


Написать мини сочинение 5 - 7 предложений неожиданная встреча?

Написать мини сочинение 5 - 7 предложений неожиданная встреча.


Ребят, помогите написать мини - сочинение с использованием назывных предложений?

Ребят, помогите написать мини - сочинение с использованием назывных предложений.


Пожалуйста, помогите?

Надо написать мини - сочинение о зимнем лесе с обособленными предложениями.


Написать мини сочинение на тему "Мама", с сложноподчиненными предложениями?

Написать мини сочинение на тему "Мама", с сложноподчиненными предложениями.


Мини сочинение на тему Весна за моими окнами?

Мини сочинение на тему Весна за моими окнами.


Ответ Г). Причастные формы.


Однажды, он приехал в деревню к сказительнице Захаровой. Было холодно. Соседи показали избу Захаровой . Увидев приезжего она отложила работу. Но спеть она согласилась не сразу. Она сказала что будет петь тогда когда родина в ней затоскует. Горо..


Бережёт (б' и р' и ж о т ) 3 слога , 3 гласных , 4 согласных. Б - (б') согласный, звонкий, мягкий. Е - (и) гласный , безуд. Р - (р') согласный, звонкий, мягкий Е - (и) гласный , безуд. Ж - (ж) согласный, звонкий, твёрдый Ё - (о) гласный , ударный..


Вроде так Вот ты к нам и пришла , красавица - осень! Мы говорим : "прощай" тёплому лету. Спасибо тебе , лето, за прекрасные солнечные дни! Спасибо тебе , голубое озеро , за ласковую водичку! Спасибо вам , золотые рыбки , за исполнение наших желан..


Там же есть обращения их и обозначен.


Сделать синтаксический разбор предложения "(где? )В Мещерском крае ( - обстоятельство места)(что? )нет - ( подлежащее) (каких? )никаких особенных - (определение)(чего? )богатств и красот" - (дополнения) " Но все же (что)край - (подлежащее)( что д..


Дождик, дождевые, дождинке, дождь. Корень дожд. Солнце, солнечный. Корень солн. Травке, травинках. Корень трав Капли, капельки. Корень Капл.


Весенний лес благоухал : появлялась свежая травка, распускались молодые листочки на деревьях. Воздух, свежий и чистый, дурманил голову. В ярко - голубом небе щебетали довольные приходом весны птицы. Все вокруг ликовало, как никогда ранее.


Больше всего я люблю весну. Это, по - моему, самое прекрасное время года. Весной все на земле просыпается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетн..


По - приставка кажется - а под ударение пишу а в первом слоге показать - а под ударение пишу а в третьем слоге что сделать? - пишу ь.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Девятнадцатый век Мережковский представлял как борьбу научного познания и религиозного чувства, материализма и мистики.


Д. С. Мережковский.

1913. Фотография

Расширение художественной впечатлительности (Мережковский употреблял также термин импрессионизм) было самым неопределенным в этой триаде. Оно ведь присуще каждому литературному направлению нового времени и каждому значительному писателю. Но любопытно, что понятие символа у основоположника символизма оказалось столь же неопределенным. Критик ограничивается конкретным примером.

В пьесе известного норвежского драматурга Г.Ибсена (1828 — 1906) во время важного диалога персонажей служанка вносит в комнату лампу.

Здесь символом становится деталь, подробность. Но Мережковский называет символами и образы Фауста, Гамлета и Дон Жуана.

Итоговое определение заменяется у критика метафорой, развивающей заимствованную у Ибсена подробность.

Парадокс символизма как художественного метода заключается в том, что его главное свойство, доминирующая черта с самого начала была определена не совсем точно.

Разгадку, специфику символизма, следовательно, надо искать в том, что Мережковский называл мистическим содержанием. Именно оно стало тем главным предметом, которым интересовались символисты.

Поэтому главный принцип символизма можно обозначить как двоемирие (или многомирие). По видимым подробностям окружающего мира художник-символист должен был почувствовать и изобразить иной мир, о котором он грезит, который предчувствует и угадывает. Вернувшись к последнему рассуждению Мережковского, мы можем теперь увидеть в нем дважды повторенное ключевое слово: невыраженное мерцает в поэзии сквозь красоту символа; вещество поэзии прозрачно, как насквозь просвечивающие стенки амфоры.

Сходное определение, не сговариваясь, повторяли другие символисты.

Эту мысль символисты неоднократно выражали не только в статьях, но и в стихах, тоже имевших форму манифеста.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Главный учитель русских символистов Владимир Сергеевич Соловьев (1853 —1900), о котором подробнее будет сказано в главе о Блоке, рассматривает видимое лишь как отблеск, тень незримого. Реальность окружающего мира оказывается для поэта только призраком мира Иного. Второй наряду с Мережковским основоположник русского символизма В. Я. Брюсов доводит эту мысль до абсолютной наглядности:

Четкие линии гор;

Гаснет восторженный взор,

тонет в бессильном просторе.

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы, —

что перед ним этот прах:

степи и скалы и воды!

Перед созданным воображением художника идеальным миром вечная, казалось бы, природа — бескрайние море и степь, нерушимые скалы — оказывается всего лишь прахом: пылью, сухой гнилью, тленом (такие синонимы дает словарь В. И. Даля).

Символисты, как мы видим, дают сложные или метафорические определения символа. В традиционной, старой поэтике была достаточно простая формула, которая может быть полезна для понимания этой категории у символистов. Символ — многозначное иносказание. Символ — это образ, который в отличие от аллегории допускает несколько толкований, причем они определяются не только культурным контекстом, но и индивидуальным замыслом автора. Утверждая в общем плане бесконечность, бездонность символа, символисты все равно вынуждены были ограничиться конечным числом его пониманий, интерпретаций.

Начав с манифестов и странных стихов, вызывавших непонимание, насмешки, даже издевательства, символисты быстро выходят на авансцену русской литературы. Уже к рубежу веков символизм сменяет реализм в качестве доминанты литературного процесса. Символистское движение ширится, привлекает все новых сторонников. Обычно выделяют две группы, два поколения русских символистов.

Младшие символисты: А. А.Блок, Андрей Белый, Вяч. И. Иванов (1866 —1949).

Граница между поколениями символистов определяется не столько датами рождения (Вяч.Иванов — ровесник многих старших символистов), сколько временем вхождения в литературу и объяснением, интерпретацией символистских доктрин.

Большинство старших символистов понимали новое искусство как поэзию намеков, оттенков, а поэта как Мастера, с помощью символов воздействующего на читателя, предоставляющего ему новые эстетические впечатления.


З.Н.Гиппиус. 1914.

Фотография


В. Я. Брюсов. 1898 — 1899.

Фотография

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный,

При лазоревой луне.

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Что это за декадентский, символистский бред? — возмущались этим текстом современные критики. Откуда взялись фиолетовые руки? Почему одновременно описываются лазоревая луна и обнаженный месяц? Разве это не одно и то же?

Реальный комментарий к стихотворению, позволяющий разрешить многие загадки, дал в мемуарах о поэте, наверное, лучший историк и интерпретатор символизма В.Ф.Ходасевич.

Той же цели, что и Брюсов, другой старший символист, К. Д. Бальмонт, добивался игрой звуков и прихотливостью ритмов.

Я — изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,

Я — играющий гром,

Я — прозрачный ручей,

Я — для всех и ничей, —

декларативно заявляет он о главной черте своей поэтики, не забывая менять стихотворный размер, использовать анафору, создавать неологизмы.

Понимание Бальмонтом символизма как поэзии оттенков совпадает с брюсовским. Однако младшие символисты сделали следующий шаг на этом пути. Конкретное содержание стихотворения все больше уступало место содержанию обобщенно-символическому. Читателя уже не гипнотизировали с помощью звуков и ритмов, а призывали в иные миры.

Вот и солнце, удаляясь на покой,

Опускается за сонною рекой.

И последний блеск по воздуху разлит,

Золотой пожар за липами горит, —

Я — отошедший день, каких немного было

На памяти твоей, мечтающий мой брат.

Я — предвечернее светило,

Предвечернее светило и закат — здесь уж не детали пейзажа, а символические характеристики Поэта, субъекта этого стихотворения.

Посвященное Бальмонту стихотворение Белого строится совершенно по-иному.

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души — зеркала,

В отличие от стихов Бальмонта у Белого нет практически ни одной предметной детали. Если Бальмонт сначала воссоздавал пейзаж, а потом превращал его в символ, то Белый сразу начинает с символики, превращая солнце в образ красоты природы, вечности, освобожденной от зла человеческой души. (Подробнее об условности предмета у символистов пойдет речь в главе об А. Блоке.)

О двойственной роли этого принципа хорошо написал В. Ф. Ходасевич.

Однако эта глубочайшая правда, утверждает Ходасевич, перерастала в великое заблуждение символизма, его смертный грех. «От каждого, вступавшего в орден (а символизм в известном смысле был орденом), требовалось лишь непрестанное горение, движение — безразлично во имя чего. Все пути были открыты с одной лишь обязанностью — идти как можно быстрей и как можно дальше. Это был единственный, основной догмат. Можно было прославлять и Бога, и Дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости.

Однако символизм как направление просуществовал приблизительно три десятилетия.

Начав с поэзии, он постепенно освоил эпическую область (проза Д. С. Мережковского, В. Я. Брюсова, Ф. К. Сологуба, А. Белого) и драматургию (лирические драмы А. А. Блока). Он расцвел в первые годы XX века, испытал кризис в начале 1910-х годов и в основном завершил свое развитие после Октябрьской революции (рубежной датой его истории считают обычно 1921 год — год смерти А. А. Блока).

Примерно в середине этого тридцатилетия не только сами символисты заговорили о кризисе, но и появилось новое литературное поколение, которое начало — с разных сторон — преодолевать символизм, искать новые литературные пути.

Читайте также: