Один пример подавляющее большинство людей без запинки сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Существует несколько способов формулирования проблемы.

ВложениеРазмер
kak_sformulirovat_problemu.docx 25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Как сформулировать проблему?

Существует несколько способов формулирования проблемы.

Способы формулирования проблемы.

Автор поднимает проблему совести.

В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

  1. Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.

  • Автор размышляет над проблемой…
  • Автор текста затрагивает проблему…
  • В центре внимания автора проблема…
  • В тексте (имя и фамилия автора в род.п.) поднимается проблема…
  • Предложен для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме…
  • (Имя и фамилия автора в им.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
  • Текст (имя и фамилия автора в род.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой…
  • Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекла внимание автора.
  • Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
  • Запомните!
  • Проблема (чего?) смысла жизни.
  • Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем).
  • Не случайно писатель изображает (кого, что)
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • Слова (мысли) героя показывают, что…
  • Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
  • Симпатии автора на стороне (кого).

Текстовый комментарий (публицистический текст)

  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Автор заставляет читателя задуматься (над чем).
  • Автор текста обращает внимание на…
  • В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
  • Автор доказывает, что…
  • Автор убеждён в том, что…
  • Автор разделяет мнение (кого).
  • Автор искренне восхищён, огорчён (чем).
  • Автор приводит нас к выводу о том, что…

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

  • Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
  • Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю.
  • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
  • Как и большинство из нас, автор считает, что…
  • Вопреки мнению большинства автор считает, что…
  • Автор полемизирует (с кем).
  • Автор подробно рассматривает…
  • Автор обращает наше внимание на…
  • Таким образом, автор убеждает нас в том, что…

Автор (что делает?)

  • Отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на, приводит пример того, как…,отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
  • Позиция автора такова…
  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
  • Автор призывает нас (к чему)
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • Автор осуждает (кого/что, за что)
  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
  • Основная цель автора заключается в том, что…
  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

Аргументация собственной позиции

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

(положение, которое надо доказать)

Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Тезис (ваша позиция)

Аргумент 1 (иллюстрации), аргумент 2 (иллюстрации)

Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы - это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Тезис : Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 2 : Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.

Вывод: Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

  • Рациональные (логические)
  • реальные факты;
  • статистика;
  • законы природы;
  • положения официальных документов.
  • Иллюстративные
  • конкретные примеры из жизни;
  • примеры из художественных произведений;
  • предположительные примеры.
  • Ссылки на авторитет
  • мнения выдающихся людей;
  • цитаты из авторитетных источников;
  • мнения очевидцев;
  • общественное мнение.

Тезис: Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.

Логический переход: Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.

Аргумент: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина:

Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая,

Микровывод: Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…
  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Знаменитый кинорежиссёр Михаил Ромм говорил, что каждый человек точно знает, как играть в футбол, снимать кино и воспитывать детей. Относительно футбола и кинематографа ничего не могу сказать. Но как воспитывать подрастающее поколение, у нас и впрямь знали все.

При советской власти считалось, что воспитывают школа, пионерская организация и, конечно, армия. Впрочем, та же тенденция продолжается и сегодня.

А что такое воспитание? Знания как себя вести в той или иной обстановке? Нет, разумеется. Воспитание есть процесс закладывания в ребенка нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. То есть, критериев Добра и Зла.

Времени на это отпущено природой очень мало: к примеру, Толстой полагал, что этот процесс заканчивается где–то к пяти–шести годам. Так же считал известный педагог и воспитатель Макаренко.

В России существовали две системы детского воспитания — в полном соответствии с двумя ее культурами. Обе основывались на общей христианской морали, однако обладали и существенными различиями. Если массовое крестьянское воспитание опиралось на обычаи, стремясь вложить в ребенка трудолюбие, абсолютный приоритет церкви и покорность решениям общины, то воспитание дворянских и воспринявших их культуру разночинных детей шло несколько иным путем.

Если крестьянская культура закладывала приоритет общины, упирая на “МЫ” куда больше, нежели на “Я”, то культура дворянская воспитывала в первую очередь личность. Ее ответственность перед обществом, цель, которую она намеревалась достигнуть, критическое отношение к решениям сверху при подчинении этим решениям. А любое критическое решение подразумевает способность к сравнению — то есть анализ, основанный на знаниях. Поэтому в воспитание дворянского ребенка непременной составляющей входило его развитие.

Сказки, стихи, исторические легенды, чтение и непременные пересказы прочитанного. Причем поощрялась выдумка маленького рассказчика, то есть развитие свободной фантазии.

Всего этого крестьянский ребенок был лишен. Не потому, что его воспитатели — как правило, бабушки и дедушки, мать была постоянно занята — не умели рассказывать сказки, а потому, что их не требовала строгая и трудовая крестьянская жизнь. Причем жизнь в постоянном кругу обязанностей: сын пахал точно так же, как дед и отец, дочь доила корову и кормила домашнюю живность так же, как мать и бабка. Крестьянская культура при всем ее своеобразии существовала в постоянных координатах, тогда как культура городская была многовариантной, почему и требовала более гибкой и, по возможности, многовариантной подготовки.

Один пример. Подавляющее большинство людей, особенно молодых, без запинки ответят вам на три вопроса:

Самый гениальный поэт? Пушкин.

Самый гениальный полководец? Суворов.

Самый известный государь? Петр Великий.

А в моей молодости горожанин на первый вопрос отвечал: кто–то — Лермонтов, кто–то — Некрасов, кто–то — Блок. На второй, соответственно, могли ответить — Румянцев, Скобелев или Кутузов. На третий непременно упомянули бы Александра Второго или Екатерину Великую. Нас с детства приучали сравнивать и вовремя знакомили со всем спектром выдающихся людей России.

Помню, при мне родители громко восхищались прочитанным стихотворением, репродукцией картины или подвигами героев русской истории. И тут же объясняли, почему то или иное вызывает у них восхищение. И я впитывал в себя способность восхищаться деяниями предков или громоподобными “Скифами” Блока, картиной “Утро стрелецкой казни” или, скажем, романсом Чайковского, который отец исполнял на гитаре. Этическое воспитание достигалось довольно просто: примером. Мои родители никогда не повышали голоса, не выясняли отношений при детях, не употребляли не только матерщины, но и просто грубых слов. Пройдя четыре войны, мой отец никогда не “выражался”, как это тогда называлось, а мама не выносила даже слова “дурак” и очень огорчалась, когда я приносил его с улицы.

Воспитание — кристально чистый родничок души человеческой. Он настолько робко начинает журчать в ребенке, что его очень легко отравить грязью, а то и навсегда заглушить. И — глушат. Попойками в семье с малыми детьми, которые впитывают в себя всё, как губка: не потому ли у нас столько пьяниц? Громкими ссорами родителей: не потому ли у нас так много разводов и неустроенных семей? Похабщиной, а то и матерщиной, которой приправляют пьянки в семьях: не потому ли у нас кроют матом даже генералы, столь любящие рас-

суждать об офицерской чести? И, наконец, драками в семье, когда на глазах у детей не только поносят мать непотребными словами, но и поднимают на нее руку: не потому ли у нас господствует стойкое неуважение к женщине? Ведь всё — всё решительно! — закладывается тогда, когда родители полагают, что их дитя еще ничего не понимает. Да, не понимает, но услышанное и увиденное отпечатывается в цепкой детской памяти на всю жизнь.

Решающим в системе дворянского воспитания было, пожалуй, воспитание воли. Это достигалось разными способами, но разные способы применялись едва ли не ежедневно.

И поскольку я, выросший в потомственной офицерской семье, прошел этот курс, позволю себе сослаться на примеры из моего далекого детства.

Я вырос на запретах, на табу. Мне запрещалось практически всё, за исключением чтения, которое я освоил лет в шесть, что ли. Я должен был спрашивать разрешения идти гулять, мне категорически запрещалось что бы то ни было брать без спросу, что бы то ни было есть в промежутках между завтраком и обедом, обедом и ужином. Я обязан был стелить собственную постель, когда стал чуточку ее повыше, накрывать на стол для всей семьи и убирать со стола после еды. С семи лет я уже носил дрова — сначала по одному полешку, а с девяти на меня возложили обязанность топить печь. С десяти отец стал приучать меня колоть дрова, а когда я овладел этим мастерством, ежедневно давал мне урок, сколько переколоть дровишек. Только после этого разрешалось играть с ребятами.

Строгий режим неукоснительно соблюдался в нашей семье. Я вставал в семь утра и обязан был ложиться ровно в половине десятого. Завтракали, обедали и ужинали мы в одно и то же время, даже если отец задерживался на службе. Существовали и иные запреты, но я как–то втянулся и, к слову сказать, в армии мне было легко и просто. Дисциплина в ней оказалась для меня мягче, чем дома, а строевой и Уставом я был обучен отцом еще в детстве. Он мечтал воспитать из меня офицера и поначалу играл в шагистику и караульную службу, а потом я и сам привык к армейским порядкам, которые мне даже нравились.

Офицера из меня, правда, не вышло, несмотря на то, что я закончил Бронетанковую академию в двадцать три года. Меня увлекала моя работа — я испытывал боевые машины — но я не мог примириться с расхлябанностью гарнизонного быта, а потому и сбежал из армии на вольные хлеба при первой же возможности.

Я глубоко благодарен отцу за его строгую и продуманную педагогику. Он научил меня рассчитывать время, трудиться каждый день и жить строго по режиму. Я и сейчас живу “по расписанию”, и мне это очень помогает. В меня вложен добрый запас воли, я не жду вдохновения, я просто работаю каждый день. Мне кажется, так и надо жить.

Еще в детстве мне разъяснили: жить — не значит существовать, жить — значит отдавать свой долг. Долг тем, кто помог тебе стать человеком. Родителям, друзьям, учителям, а в целом — всему народу. Только и всего.

Нажмите, чтобы узнать подробности


(1)Неожиданным открытием в науке оказалось наличие чёткой иерархии, или рангов, в мире животных. (2)И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3) теперь выяснилось, что у многих животных это соподчинение проведено сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди самцов, но и между взрослыми самками, и даже между детёнышами.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Учёным стало известно, что у многих животных существует строгая иерархия, и часто это соподчинение проведено сверху донизу, причём и между взрослыми животными, и между детёнышами.

2) Научным открытием стало наличие в мире животных чёткой иерархии, которая проведена сверху донизу последовательно и без исключений.

3) Недавно стало известно, что в сообществах животных существуют вожаки, причём ярче всего это выражено у волков, гиен, в сообществах отдельных видов приматов.

4) Неожиданное научное открытие последних лет – наличие иерархии у тех животных, которые живут семейными группами: самец, самка и несколько детёнышей.

5) И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах приматов есть свои вожаки, положение которых определяет не только физическая сила, но и повышенная агрессивность.

2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

1) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

4) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.

5) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

договорЁнность нОгтя взЯлась зАгнутый красИвее

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

КОННЫЙ спорт предполагает соревнования на лошадях.

ДЕКОРАТИВНЫЕ способности Клавдии вызывали похвалу ее почитателей.

Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.

По крутой лестнице Максим спустился с чердака в ЖИЛЫЕ комнаты.

Мы тратим на строительство значительные ресурсы, но ОТДАЧА от этих вложений порой минимальна.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Первостепенное внимание приобретает строительство дороги в новом жилом районе столицы.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

две пары БОТИНОК

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Не столько талантом, но и трудолюбием обеспечивается достижение успеха в работе.

4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

5) Занимаясь плаванием, укрепляется здоровье, исправляется осанка.

6) Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.

7) Один из функциональных стилей, который имеет особую сферу применения – искусство, называется художественным.

8) Слушая выступление докладчика, я восхищался его даром красноречия.

9) Из письменностей, распространённых в мире, только некоторые, например китайская, японская, корейская и индийская, не связаны с финикийским письмом.

1) пом..рить (друзей), увл..чение, осв..щать (фонарём)

2) незн..комец, возвр..щаясь, выр..стали

3) отг..варивать (от поездки), аф..ристичный, пол..гать

4) подр..стающий, др..мота, з..рнистый

5) св..товство, оц..нить, выл..вать

2) по..заправка, на..классовый, о..дежурить

3) пр..горелый, пр..исполненный, пр..открытый

4) из..сканный, от..грывать, пред..дущий

5) транс..европейский, суб..ективизм, двух..ярусный

2) обур..вавший, замш..вый

3) непоседл..во, отверд..вать

4) обла..вать, старш..нство

5) вороч..ться, задумч..вый

1) задремл..шь, ознаком..вшийся

2) осмотр..шь, брош..нный

3) останов..шься, прослуш..нный

4) затихн..шь, ожида..мый

5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.

Эта деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух милях.

Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.

Сидя в автомобиле, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мимо растворё(1)ой ваго(2)ой дверцы вслед за краше(3)ыми низкими будками и зажжё(4)ыми фонарями уже плыли станцио(5)ые деревья, отягчё(6)ые целыми пластами снега, который они как хлеб-соль торжестве(7)о протягивали на выпрямле(8)ых ветвях навстречу поезду.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) Наша хозяйка одинаково хорошо умела мыть и гладить вязать и шить.

3) Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.

4) Розовый свет уже загорался на заснеженных вершинах гор и медленно опускался вниз.

5) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Скрипка(1)покорная и нежная(2) смеялась (3) и пела(4) и скользила по мыслям (5) а (6)доходя до рокового предела (7) останавливалась (8) как арабский конь (9)сдержанный (10) лёгким движением удил.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


"Добро(1) мой внук(2)

Добро, что не узнал ты деда. "

"Ах(3)де­душ­ка(4) ужели это ты?"

И по­ли­лась пе­чаль­ная бе­се­да

Сле­за­ми теп­лы­ми на пыль­ные цветы.

"Тебе(5) по­жа­луй(6) скоро будет трид­цать.

А мне (7)уж (8)де­вя­но­сто.

Давно (9)пора бы (10) было во­ро­тить­ся".

Он го­во­рит, а сам все мор­щит лоб. (Сер­гей Есе­нин)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления (5) в единых рамках русского реалистического пейзажа.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Нужно думать о чувствах других (1) и (2) когда вы понимаете (3) что начинаете нервничать (4) постарайтесь не выплеснуть гнев и раздражение на близких людей.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и. (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами?

– (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это.

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

– (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

– (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(По Б.А. Можаеву*)

* Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель.

2) Доктор не сожалеет о том, что в здании бывшей усадьбы не сохранились старинные двери и наборный паркет.

3) Численность населения старинного посёлка Гусь-Железный за последние полвека не изменилась.

4) Доктор с большим уважением относится к творчеству любого писателя.

5) В процессе дискуссии с главным врачом детского санатория рассказчик вынужден был признать правоту собеседника.

2) Предложение 8 содержит описание.

3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 24.

4) Предложение 36 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 35.

5) В предложениях 58–61 представлено рассуждение.

24. Из предложений 1–5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

5) профессиональная лексика

6) восклицательные предложения

7) риторический вопрос

9) ряд однородных членов предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также: