Утраченные иллюзии сочинение по бесприданнице

Обновлено: 05.07.2024

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Лариса вынуждена жить среди людей, которые относились к браку лишь с коммерческой стороны. Окружающие ее мужчины рассматривали этот вопрос с целью получения выгоды. Удивительно, но это же относится и к матери Ларисы. Она попыталась окружить свою дочь достойными, по ее мнению, ухажерами. То, чего же на самом деле хочет Лариса мало кого интересует. Девушка оказывается в центре настоящего торга. Все погружены в расчеты, что очень унижает Ларису.

Если сравнивать эту пьесу с другими произведениями Островского, то возникает мысль, что автор подходит к описанию каждого героя, образа с точки зрения оценки их нравственной составляющей. Обращает на себя внимание индивидуальность героев. Нет ни одного похожего персонажа.

Паратов изображен здесь как истинный барин. Первое знакомство с ним позволяет сделать определенные выводы. Автор пишет, что Сергей Сергеевич не знает, что такое жалость. Одна лишь эта фраза уже говорит о многом. Он во всем ищет выгоду, о чем говорит открыто, не скрывая этого.

В процессе действия пьесы ни один из героев не изменил свой внутренний мир. Скорее, наоборот, с каждой прочтенной страницей мы все лучше их узнаем, в ком-то разочаровываемся, а Ларисой восхищаемся.
Ее трагическая судьба заключается в том, чтобы испытать на себе предательство, унижение. В конце пьесы ее иллюзиям суждено было растаять. Они исчезли, словно туман. Лариса прозрела, но, к сожалению, слишком поздно. В сложившейся ситуации героиня видит лишь один выход – смерть. Очень жаль, что такой светлый человек должен был попрощаться с жизнью из-за соответствующего окружения. Но лишь так она способна избавиться от позора, который навлекли на нее ее избранники.

Финал пьесы получился очень драматичным. Лариса прощается с жизнью под пение цыганского хора, в разгар праздника. Она приняла это решение спокойно, но это не значит, что оно далось ей легко. Лариса, уходя из жизни, простила всех. Это в очередной раз показывает ее доброту, широту души. Она счастлива, что все закончилось. Карандышев совершил поступок на грани безумства, будто был лишен рассудка. Он освободил свою возлюбленную от той судьбы, которая была для Ларисы немила и неприемлема.

Мне кажется, мечта Ларисы иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Ее попытка одним безрассудным поступком завоевать любовь и счастье – бегство от своей судьбы. Поэтому трагическое разочарование героини неизбежно.

Крушение иллюзий испытывает и жених Ларисы, Юлий Капитоныч Карандышев. Отличительная черта его характера – самолюбие. Поэтому и Лариса для него не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым.

Мне кажется, что из-за своего самолюбия Карандышев живет в выдуманном, иллюзорном мире. Поэтому он отказывается от истинных жизненных ценностей, от любви и счастья.

В какой-то степени, на мой взгляд, разрушаются и иллюзии купцов — Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они считают, что все в этом мире можно продать и купить, были бы деньги. Однако Лариса своим поведением и своей гибелью опровергает это мнение. Героиня последовала за своими чувствами, пусть иллюзорными, предпочтя любовь деньгам.

Можно сказать, что и мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, испытывает крушение своих иллюзий. Она была уверена в том, что выгодно выдала замуж своих старших дочерей. Но из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что судьба их оказалась несчастлива: одну из них якобы зарезал ревнивый муж, а супруг другой и вовсе оказался шулером. Уже в начале пьесы появляется мотив несчастливой женской судьбы, разочарования в любви, который разовьется в образе Ларисы.

Похожие статьи:

Островский А.Н. → Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым

Тема утраченных иллюзий в драмах А.Н.Островского

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Композиционно в центре пьесы – лишь два человека, две полных противоположности – Катерина и Кабаниха, образы которых, очевидно, соотнесены. Обе женщины – максималистки, они не умеют мириться с человеческими слабостями и соглашаться на компромисс.

Удивительно здесь то, что Катерина, столь отличная от обитателей Калинова, руководствуется теми же домостроевскими понятиями, которые, правда, для нее – не вывеска, за которой прячется настоящая жизнь (как для Варвары, например), а правила, исполненные первозданного смысла и значения.

Катерина всем сердцем желает быть безупречной и чистой, она изо всех сил стремится противостоять любви к Борису, но в этой борьбе не находит опоры. Всё, на что она хотела бы опереться, оказывается лишь пустой оболочкой. А для Катерины важна именно человеческая суть отношений, а не их форма и ритуал.

Она не сомневается в верности своих нравственных представлений, но видит, что никому из окружающих нет дела до подлинной сути этой морали. Сталкиваясь с фальшью окружающих, Катерина начинает понимать, что те настоящие чувства и устремления, о которых она мечтала, невозможны в патриархальном мирке Калинова.Утрата иллюзий связана и с семейной жизнью Катерины.

Она была выдана замуж молодой, её судьбу решила семья, но это у неё не вызвало протеста, Катерина воспринимает это как вполне обычное, естественное дело. Она приходит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж будет не только её господином, но и защитой и опорой.

Это тонко чувствующая девушка, красивая не только внешне, но и внутренне, которая стремится к нравственной чистоте, правдивости – и всё это, безусловно, поднимает её над окружающими. Девушка погружена в мир музыки, она прекрасно исполняет романсы и живет в соответствии с романтическими идеалами.

Лариса – бедная невеста, бесприданница, её мать озабочена тем, как бы получше пристроить дочь без состояния, однако сама Лариса не способна на корыстную любовь.Через всю пьесу проходит мотив купли-продажи, который концентрируется на главном сюжетном событии – своеобразном торге за Ларису, который ведётся среди четырёх мужчин, каждый из которых по-своему негодяй.

По мере развития сюжета всё более очевидным становится несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и совершенно прозаичными людьми, которые её окружают. В доме Ларисы постоянно бывают поклонники, которые окружают ее вниманием, делают подарки и клянутся в любви. Лариса – искренняя натура, поэтому она верит в чистосердечие окружающих.

Работа написана самостоятельно

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Утраченные иллюзии (по пьесе А. Н. Островского

“Бесприданиица” — это одна из самых горьких драм Островского. Она охватывает широкий круг вопросов социальных, нравственных, психологических. И в том числе рассказывает об утраченных иллюзиях.

В пьесе автор показывает, как разбиваются мечты не одной лишь героини, но также двух мужчин в ее жизни — Паратова и Карандышева.

В пьесе присутствует любовный треугольник: Лариса — Паратов — Карандышев.

Лариса любит Паратова, Карандышев — Ларису, а сам Паратов любит, пожалуй, лишь деньги и положение в обществе. Каждый из этих трех героев имеет свои надежды и чаяния, свои ожидания от судьбы, которые не сбываются.

Кто же и что именно теряет в драме Островского? Какие иллюзии утрачиваются? Каждый из главных героев сталкивается с крушением надежд. Но трагичнее всего история Ларисы, ведь самые сладкие надежды питала она и самые сильные страдания от разбитых мечтаний претерпела тоже она.

Лариса изиачальио предстает перед нами девушкой мечтательной, романтичной. Живя среди обычных людей, мыслями она пребывает далеко. Отзвуками ее воображаемого мира являются те стихи, которые она читает, романсы, которые исполняет.

Неудивительно, что молодой, блестящий, красивый Паратов увлек мечтательное сердце девушки. Она не обладает внутренним стержнем, умением разбираться в людях, поэтому увлеклась внешним блеском.

Но само чувство ее серьезно и отнюдь не поверхностно.

В отсутствие Паратова его образ трансформируется в сознании Ларисы. Теперь это не просто любимый человек, которого она знала год назад, а идеал, далекий, видимый лишь сквозь дымку романтических воспоминаний. К тому же Паратов представляет собой контраст с окружающей Ларису обыденностью.

Наряду с образом Паратова и неотделимо от него, в душе Ларисы живут мысли об ином, светлом, сказочном мире. Паратов для нее — олицетворение этого мира. Возможно, тяга к роскоши и богатству играют не последнюю роль в увлечении героини. Но нельзя только этим ограничивать ее характер. Для нее гораздо важнее мечта.

Когда мы слышим о Паратове от Ларисы (в начале пьесы), нам предс тавляется весьма приятный молодой человек. Правда, уже настораживают в его поведении некоторые “мелочи”.

Например, то, что Паратов без всякого страха стреляет в любимую девушку, чтобы выбить у нее из рук монету, тем самым стремясь показать свою меткость и хладнокровие.

Так ли уж он ценит ее, если может целиться в нее равнодушно, с улыбкой на лице?

Возможность объективно оценить Паратова мы получаем, когда он сам непосредственно появляется на сцене. Оказывается, что, вопреки представлениям Ларисы, это человек в высшей степени недостойный, эгоистичный, циничный.

Он прекрасно знает о чувствах Ларисы к нему и ее положении, но, тем не менее, увозит ее за Волгу, предварительно посмеявшись над ее женихом. Он играет с ней, а затем унижает, признавшись в несерьезности своих намерений.

В эту ночь рушатся иллюзии Ларисы. Притом не один лишь Паратов унижает ее. Кнуров и Вожеватов играют в орлянку, чтобы узнать, кому она достанется. Карандышев довершает сцену унижения, рассказав об игре Ларисе. Она полностью раздавлена; она осознает себя в качестве вещи, предмета купли-продажи.

Крушение всех планов и надежд буквально в одночасье не может не сломать такую слабую натуру, как Лариса. Карандышев оказывает ей услугу, застрелив ее. Но даже когда несчастная девушка умирает, за сценой продолжает раздаваться цыганский хор. Никого не потрясла эта смерть.

Поздно спохватившийся Паратов велит цыганам замолчать, но хор продолжает звучать.

Ни при жизни, ни даже после смерти к Ларисе не отнеслись по-человечески, как к личности.

Карандышев, выстрелив в Ларису, убивает и себя. Он тоже несчастен, его иллюзии также были разбиты. Карандышев — типичный “маленький человек” в русской литературе. Он смешон и нелеп. Нелепыми выглядят его попытки играть в светского человека, когда он приглашает всех к себе на обед.

Нелепа и его требовательность к Ларисе, попытка показать себя будущим мужем, главой семьи. Но, с другой стороны, почему он не вправе рассчитывать на семейное счастье? Конечно, Лариса стойт гораздо выше его, но любит-то он именно ее, сердцу не прикажешь.

Кто же дал Паратову право унижать этого жалкого человека? Он увозит Ларису, хотя прекрасно знает, что вернет ее Карандышеву. А ведь и маленький человек может испытывать великие страдания. Его монолог о себе вызывает жалость к нему и негодование по отношению к Паратову.

Он признает, что стоит того, чтобы над ним смеялись в собственном доме (хотя никто этого не стоит). И он невыносимо страдает от того, что ему “растоптали” сердце. Никто не имеет морального права так шутить, а для богатых господ это была именно шутка. Они сами не сознавали, какие страдания доставляют Карандышеву.

Только растоптанное сердце заставило его, этого смиреннейшего человека, взяться за оружие, заговорить о мести и, наконец, убить любимую женщину. Так были разрушены мечты и ожидания Карандышева.

Паратов тоже прощается со своими мечтами. Он ведь сам признается, что в его душе еще живут благородные чувства. Но он отказывается от Ларисы, жертвуя тем лучшим, что у него было. Побеждают дух торгашества и жажда наживы.

Будет ли Паратов счастлив? Пожалуй, да. Вряд ли он через какое-то время вспомнит Ларису и будет жалеть о ней. Он получит то, что желает, осуществит все свои планы. А как же романтические мечты? Бывает, что люди живут и без них.

Так же будет жить Паратов.

В мире, где все продается и покупается, нет места чистой мечте, невозможны искренние отношения. Пьеса “Бесприданница” рассказывает нам о том, как рушатся иллюзии, разбиваясь о стену реальной жизни. Островский показал нам, читателям, трагизм человеческой судьбы, враждебность холодного мира живому сердцу, жаждущему любви и сострадания. Похожие сочинения:

Прав был Веловецкий, когда сказал: “Судьба дорого продает то, что она обещает дать”. Судьба подарила Ларисе Огудаловой чуткое и нежное сердце, способное любить и стремиться быть любимой, способное искать свое настоящее призвание и цельное счастье. Но за все это Лариса платит очень высокую цену.

И цена эта – прозрение.
Лариса получила дворянское воспитание. Но семья Огудаловых, когда-то богатая и уважаемая, обеднела, что, в общем-то, в духе того времени, когда силу набирает богатое купечество, а дворяне вынуждены продавать свой титул

тем, кого некогда считали плебеями. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей.

Для нее лесть и хитрость – основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом.
Лариса – младшая дочь, последняя оставшаяся в доме, и матери надо “сбыть ее с рук”, даже не претендуя на большую удачу. Через всю драму проходит мотив торговли, которым определяются, в сущности, все отношения персонажей друг с другом. Деньги, их наличие или отсутствие, задают теперь

В мире, где все покупается и продается, нет места простому, человеческому, нет места искренности и настоящей любви.
В этом мире живет и Лариса, и ее семья. “Человеку нечего делать с законами, как только подчиняться им”, – так лаконично определил Хорслей свободу человека в обществе. Неважно, какую полярность обрели эти законы, но все должны им подчиняться. А что Лариса?

Да, она довольно культурная, образованная девушка. В ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними ее свойствами – серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. В каком-то смысле ей даже чужд мир, окружающий ее, но она не противостоит ему.
Да, героиня хочет иного, она хочет настоящего чувства, но светскость у нее в крови. Тот мир, которому Лариса принадлежит, это и ее мир тоже, вне его она себя не мыслит. И даже объект ее страстной, казалось бы, искренней любви – человек ее мира.

Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непринужденности для нее оскорбительно.
Зададимся вопросом – почему столь проницательная и чуткая девушка, как Лариса, смогла так самозабвенно довериться человеку, который уже предал ее однажды? Еще перед помолвкой Ларисы с бедным чиновником Карандышевым Паратов (страстное увлечение Ларисы) целых два месяца ездит к Огудаловым и, наконец, “отбив всех женихов”, исчезает из города.
Несмотря на все свои иллюзии, Лариса смогла-таки трезво оценить безысходность своего положения. В сущности, Лариса Огудалова тоже вступает в торговую сделку: за свою красоту и светскость хочет получить преданную любовь, положение замужней женщины и жизнь в сельском уединении, которую она представляет себе совсем в духе сентиментальных романов. Но героиня промахнулась, думая, что Карандышев ее любит.

Нет, он покупает ее, покупает, чтобы утолить свои амбиции. В мире торговых сделок нет любви. Ларисе суждено неизменно вызывать именно торговый ажиотаж, она не может найти бескорыстной и честной любви.

Девушка разочарована и, пренебрегая собственным достоинством, бежит с Паратовым и его богатыми гостями за Волгу, на ночной пикник.
Созданный ею когда-то образ Паратова (“Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя”) теперь, в положении ее полнейшей безысходности, манит Ларису последней надеждой.

Но, увы, здесь следует повториться, что в мире денег нет места любви и доверию. Паратов сам продается за пятьсот тысяч богатой невесте, а на своем так называемом “прощании с волюшкой” просто покупает Ларису, как цыганку для кутежа.
Но будем достоверными и не станем утверждать, что только в последних сценах Лариса осознала свое истинное положение. Она знала его с самого начала, знала и ничего не хотела предпринимать. По сути, она давно уже смирилась со своим положением “вещи”, лежащей на прилавке замужества.

В конце героиня просто поняла, что обманывать себя бессмысленно. Наконец, Лариса призналась сама себе: “Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь!”
Она никого не винит, да и нужно ли ей это? “Видно, от своей судьбы не уйдешь!” – говорит героиня матери. Она так упорно пыталась обмануть судьбу, что не заметила, как потеряла себя. У девушки больше нет сил сопротивляться. Горькая ирония – стать хотя бы дорогой вещью.

Ирония над собственной смертью.
Спустя много лет уже однофамилец Александра Николаевича – Николай Островский – скажет: “Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной”. Быть может, смерть – слишком легкий выход из положения.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского "Бесприданница".

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Прав был Веловецкий, когда сказал: "Судьба дорого продает то, что она обещает дать". Судьба подарила Ларисе Огудаловой чуткое и нежное сердце, способное любить и стремиться быть любимой, способное искать свое настоящее призвание и цельное счастье. Но за все это Лариса платит очень высокую цену. И цена эта - прозрение.

Лариса получила дворянское воспитание. Но семья Огудаловых, когда-то богатая и уважаемая, обеднела, что, в общем-то, в духе того времени, когда силу набирает богатое купечество, а дворяне вынуждены продавать свой титул тем, кого некогда считали плебеями. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее лесть и хитрость - основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом.

Лариса - младшая дочь, последняя оставшаяся в доме, и матери надо "сбыть ее с рук", даже не претендуя на большую удачу. Через всю драму проходит мотив торговли, которым определяются, в сущности, все отношения персонажей друг с другом. Деньги, их наличие или отсутствие, задают теперь ценность человеку. В мире, где все покупается и продается, нет места простому, человеческому, нет места искренности и настоящей любви.

В этом мире живет и Лариса, и ее семья. "Человеку нечего делать с законами, как только подчиняться им", - так лаконично определил Хорслей свободу человека в обществе. Неважно, какую полярность обрели эти законы, но все должны им подчиняться. А что Лариса? Да, она довольно культурная, образованная девушка. В ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними ее свойствами - серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. В каком-то смысле ей даже чужд мир, окружающий ее, но она не противостоит ему.

Да, героиня хочет иного, она хочет настоящего чувства, но светскость у нее в крови. Тот мир, которому Лариса принадлежит, это и ее мир тоже, вне его она себя не мыслит. И даже объект ее страстной, казалось бы, искренней любви - человек ее мира. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непринужденности для нее оскорбительно.

Зададимся вопросом - почему столь проницательная и чуткая девушка, как Лариса, смогла так самозабвенно довериться человеку, который уже предал ее однажды? Еще перед помолвкой Ларисы с бедным чиновником Карандышевым Паратов (страстное увлечение Ларисы) целых два месяца ездит к Огудаловым и, наконец, "отбив всех женихов", исчезает из города.

Несмотря на все свои иллюзии, Лариса смогла-таки трезво оценить безысходность своего положения. В сущности, Лариса Огудалова тоже вступает в торговую сделку: за свою красоту и светскость хочет получить преданную любовь, положение замужней женщины и жизнь в сельском уединении, которую она представляет себе совсем в духе сентиментальных романов. Но героиня промахнулась, думая, что Карандышев ее любит. Нет, он покупает ее, покупает, чтобы утолить свои амбиции. В мире торговых сделок нет любви. Ларисе суждено неизменно вызывать именно торговый ажиотаж, она не может найти бескорыстной и честной любви. Девушка разочарована и, пренебрегая собственным достоинством, бежит с Паратовым и его богатыми гостями за Волгу, на ночной пикник.

Созданный ею когда-то образ Паратова ("Сергей Сергеевич. Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя") теперь, в положении ее полнейшей безысходности, манит Ларису последней надеждой. Но, увы, здесь следует повториться, что в мире денег нет места любви и доверию. Паратов сам продается за пятьсот тысяч богатой невесте, а на своем так называемом "прощании с волюшкой" просто покупает Ларису, как цыганку для кутежа.

Но будем достоверными и не станем утверждать, что только в последних сценах Лариса осознала свое истинное положение. Она знала его с самого начала, знала и ничего не хотела предпринимать. По сути, она давно уже смирилась со своим положением "вещи", лежащей на прилавке замужества. В конце героиня просто поняла, что обманывать себя бессмысленно. Наконец, Лариса призналась сама себе: "Вещь. да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя. я вещь!"

Она никого не винит, да и нужно ли ей это? "Видно, от своей судьбы не уйдешь!" - говорит героиня матери. Она так упорно пыталась обмануть судьбу, что не заметила, как потеряла себя. У девушки больше нет сил сопротивляться. Горькая ирония - стать хотя бы дорогой вещью. Ирония над собственной смертью.

Спустя много лет уже однофамилец Александра Николаевича - Николай Островский - скажет: "Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной". Быть может, смерть - слишком легкий выход из положения. И, значит, иной путь все-таки был? Как знать.

Читайте также: