Оценочные слова примеры сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Понятие оценочной лексики в лингвистической литературе. Рассмотрение наиболее популярных статей среди молодёжи в газете "Новый Качканар". Влияние молодёжных статей в СМИ на речь учеников среднего школьного возраста. Классификации оценочной лексики.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.05.2016
Размер файла 37,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Оценочная лексика. Виды оценочной лексики

1.1 Средства выражения оценки

1.2 Классификации оценочной лексики

1.3 Эмоционально-экспрессивно окрашенные слова

2. Анализ оценочной лексики в речи авторов статей

2.1 Влияние молодёжных статей в СМИ на речь учеников среднего школьного возраста

лексика лингвистический статья

В настоящее время в печатных изданиях выражающих современную действительность, большое значение принимает оценочная лексика, которая зачастую характеризует социальные процессы отрицательно-оценочной окраской. Эта лексика вызвана к жизни актуальными задачами критики недостатков нашего общества. Вновь переосмысливаются кое-какие события прошедших лет, и это представляется большей частью в происхождении у слов вспомогательных сопутствующих значений. У людей среднего возраста речь уже сформирована. Они выросли на книгах и крайне редко используют молодёжный сленг. Тогда как подростки впитывают в себя информацию как губка, а в современном мире главными источниками являются интернет и телевидение, где чаще всего употребляется лексика, негативно влияющая на развитие ребёнка. Для развития правильно и культурной речи детям просто необходимо читать, но зачастую информация, которая их больше всего интересует, находится в интернете или телевизоре. В некоторых газетах или журналах есть молодёжные страницы, которые ведут авторы подростки. Они затрагивают самые затрагивающие тинэйджеров темы, подросткам интересно читать такие статьи. И они благоприятно влияют на умственное развитие детей.

Предмет исследования: единицы оценочной лексики.

В данном исследовании я поставила перед собой следующие задачи:

1) рассмотреть понятие оценочная лексика в лингвистической литературе;

5) проанализировать использованные при выражении оценки части речи;

Гипотеза исследования: статьи ориентированы на подростков, речь авторов статей должна нести в большей степени положительную оценку.

1. Оценочная лексика. Виды оценочной лексики

Для того, чтобы определиться с понятием оценочной лексики, необходимо знать, что такое лексика.

Словарный состав языка -- наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний прежде всего закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур -- всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль -- стиль эпохи информационного развития.

Оценочная лексика - слова, в значении которых есть оценка, положительная или отрицательная, характеристика предмета, признака или действия.

Оценка может быть по-разному представлена в лексическом значении слова.

По словам Колесникова Н.П, «Помимо стилистической окраски, слово способно выражать оценку различных явлений реальной действительности. Есть слова с положительной и отрицательной оценкой, ср.: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный - положительная оценка и скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный - отрицательная оценка.

Слова с положительной и отрицательной оценкой представлены во всех типах лексики. Так, книжной лексике принадлежат высокие слова, которые придают речи торжественность, а также выражают эмоционально-экспрессивную оценку называемых понятий, например: прекраснодушие, словеса, донкихотство - положительная оценка; педантичный, манерность, личина, продажный - отрицательная оценка.

В разговорной лексике также встречаются слова положительные: дочурка, голубушка, бутуз, смешинка и выражающие отрицательную оценку называемых понятий: мелюзга, ретивый, хихикать.

В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики. Среди них также могут быть слова, выражающие положительную оценку: работяга, башковитый, обалденный и отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям: рехнуться, хлипкий, ушлый и т. п.

Выбор стилистически окрашенной, в том числе оценочной, лексики нередко зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим.

Категория оценки - совокупность разно уровневых языковых единиц, объединенных оценочным значением и выражающих положительное или отрицательное отношение автора к содержанию речи.

Характерной особенностью выражения О. является возможность ее интенсификации (усиления признака "хорошо" или признака "плохо") и деинтенсификации (ослабления признака "хорошо" или признака "плохо"). В современном этапе мире оценка, как процесс установления отношения субъекта к объекту, выступает неотъемлемой частью процесса отражения реальной действительности. Когда человек познаёт окружающий мир, он, сам того не замечая, оценивает предметы, действия или явления, которые происходят вокруг него, и находит отражение оценки к ним, в русском языке. Поэтому, для того чтобы полностью изучить структуру языка и его особенности, необходимо исследовать разнообразные способы и виды оценки. [2]

По словам Л. Майдановой, оценочное содержание включается в лексическое значение слова по-разному.

Оценка может выступать на правах дополнительной семы, оценочной коннотации, что в словаре показывается с помощью особых помет: пренебр., разг. и т. д.

Оценка может входить в понятийное содержание на правах семы.

Возможно совмещение обеих этих форм выражения оценки. Данный класс оценочных слов наиболее обширен. Оценочный признак, вошедший в понятие, совмещается с субъективной эмоциональной оценкой явления.

1.1 Средства выражения оценки

Язык располагает арсеналом средств для выражения оценочной деятельности человека. Оценка находит своё отражение на различных уровнях языка. Рассмотрев исследования учёных, мы можем выделить следующие средства выражения оценки:

Средства смягчения оценки:

- подчёркивание субъективного характера оценки или неуверенности в оценке при помощи вводных сочетаний (мне кажется).

- использование средств, обозначающих неполное соответствие истине (пожалуй)

- употребление параметрических наречий (не очень)

- использование стилистически маркированных форм слов.

8) Оценочная лексика

Слова, которые сейчас употребляются в речи без предписания к ним оценки, раньше были образованы именно в оценочной лексике

Средство воздействия заключается в том, что используется некая оценочная лексика, или лексика, содержащая коннотацию, в зависимости от того, идёт ли речь о чём-то одобряемом или неодобряемом говорящим

10) Метафоры (нр., король инвестиций, алюминиевый король)

11) Использование фразеологизмов

12) Восклицания, риторические вопросы

1.2 Классификации оценочной лексики

1.3 Эмоционально-экспрессивно окрашенные слова

Главные элементы оценки:

субъект (тот, кто оценивает),

объект (то, что оценивают),

Эмоционально-экспрессивно окрашенные слова входят в состав оценочной лексики. Экспрессия - яркое проявление чувств, настроений, мыслей. К экспрессивной лексике относятся слова, которые передают позицию несущего к их смыслу и усиливают яркость слова. Множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, присутствует в русском языке. Убедиться в этом мы сможем если сравним близкие по смыслу слова: красивый, художественный, живописный, эстетический, образный, поэтический; прилежный, усидчивый, старательный, усердный, работящий, трудолюбивый и т.д. Сравнив эти слова, мы можем выбрать наиболее яркие, способные нагляднее передать нашу мысль. Например, к слову люблю можно найти более мощные слова: обожаю, боготворю, питаю страсть. В каждом из этих случаев семантическая структура слова осложняется коннотативностью. Если эмоционально и экспрессивно окрашенные слова использовать неправильно, можно внести в речь забавное звучание. Такое явление часто встречается в школьных сочинениях.

Смежные по экспрессии слова можно объединить в следующие лексические группы:

1) слова, выражающие положительную оценку называемых понятий;

2) слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий.

В первую группу входят возвышенные, ласковые, иногда шуточные слова; во вторую - язвительные, негативные, злоречивые и др. Эффективный способ лучше увидеть эмоционально-экспрессивную окраску слов - сравнить синонимы:

Оценочными словами называют эмоциональную лексику. Эмоциональная окраска может выражаться как в положительную так и в отрицательную сторону. Например, говоря о белом цвете можно дать эмоциональную положительную окраску как - " белоснежный" или отрицательную оценку "белобрысый". В обеих вариантах эти слова являются оценочными

Большой пласт слов в русской лексике характеризуется наличием оценки, т.е. в семантике этих слов заложена характеристика, оценивание предмета, явления, признака, действия и т.д

Оценочный характер слову придают такие средства:

  • уменьшительно-ласкательные суффиксы, напр.: дом-дом/ИШК/, голос-голос/ИЩЕ,
  • словообразовательные элементы, напр., "наи-": наи/вкуснейший,
  • антонимия, напр.: добрый-злой,
  • идиоматичность, напр.: "синий чулок" вместо "умная неженственная дама",
  • экспрессивная окраска, напр.: "мымра" - характеристика начальницы из известной кинокомедии.

Оценочные слова выражают эмоциональное отношение к предмету, слова называются оценочными, если несут хорошую или плохую оценку объекта. Примеры оценочных слов - гадкий, мерзкий, злой, этими словами автор выражает негативную оценку предмета. оценочные слова умный, прекрасный, отличный дают положительную оценку. Оценочные слова могут относиться к предметам и человеку. Оценочные слова , выражающие эмоциональную оценку человека - голубчик, бедненький, орел.



К эмоционально-оценочн­ ым относятся слова в русском языке относятся такие слова, которые помогают автору передать эмоциональную составляющею речи или письма, связанные с чувствами, эмоциями, ситуацией и прочее. Примером в данном случае могут послужить, как негативная оценка “коварные лазутчики”. Субъективные оценочные слова бывают как положительные, так и отрицательные. Гадкий и мерзкий это примеры негативной эмоциональной оценки в русском языке. К одному и тому же человеку можно отнестись по-разному использую оценочные слова, например, положительно “светловолосый”, и негативно “белобрысый”.

Степени наречий (и сравнительная, и превосходная) могут иметь те наречия, которые образованы от качественных имен прилагательных. Обычно это наречия на -о и -е.

Сравнительная степень наречий образуется так же, как такая же степень прилагательных. Необходимо уметь отличать степень одной части речи от другой. Как это сделать? По-моему, ответ на этот вопрос есть на данном сайте. Да нас он пока не касается.

Будем отвечать конкретно на заданный уважаемым автором вопрос.

Итак, степень сравнительная наречий может быть образована при помощи суффиксов -ее (-ей), -е, -ше, например:

страшно - страшнее, естественно - естественнее, смело - смелей, скоро - скорей, густо - гуще, тонко - тоньше, тихо - тише.

Еще сравнительная степень наречий (как и прилагательных) может быть с приставкой по- (считается разговорным вариантом).

Покороче, потише, покруче, помедленнее, поважнее.

Уберите приставку по- и получите другие варианты той же степени сравнительной наречий.

Все слова в русском языке принято делить в зависимости от значения на три группы. К первой относят самостоятельные, или полнозначные слова, которые имеют самостоятельное значение и отвечают на вопросы.

Ко второй группе относят те слова, которые на вопросы не отвечают и самостоятельного значения не имеют. Это служебные части речи.

  1. предлоги, которые помогают выразить зависимость одних слов от других в словосочетаниях и являются средством грамматической связи. Например, в словосочетании "сел на стул" предлог "на" выражает зависимость существительного от глагола.
  2. союзы связывают однородные члены предложения, а также равноправные и неравноправные части сложного предложения. Например: Я ем рыбу и выбираю кости. (союз "и" связывает однородные сказуемые) Я ем рыбу, а кот смотрит на меня. (союз "а" связывает части сложного предложения)
  3. частицы служат для создания новых слов, их форм и выражения определённых эмоциональных оттенков. Например: Только ты меня понимаешь. (частица "только" выделительная)

Отдельная часть речи - междометие, но это уже другой вопрос.

Буква "з" относится к тем звонким согласным, у которых есть фонетическая пара из числа глухих согласных. Это "с". Можно сказать, что пару образуют и буквы, и звуки, потому что они формируются по принципу, например: слышим звук [с], а пишем букву, которая как бы должна соответствовать звуку [з], то есть согласная "з". Я бы такие пары назвала в этом смысле "буквенно-звуковыми".

Итак, в русском языке найдётся не 5 и не 10 слов разных частей речи, а намного больше, в которых пишется "з", но слышится [с]. Это называется оглушением согласных. Звонкий [з] превращается в глухой [с]. Касается это как твёрдых (порез, сказка), так и мягких (резь) звуков. Такой процесс относят или к регрессивной ассимиляции (уподоблению соседних звуков), или к традиционному оглушению в конце слов. Причём, в русском языке данную традицию не назовёшь факультативной.

Написанная согласная "з", которая звучит глухо (как [с]), на практике часто проверяется при помощи так называемых проверочных слов.

Примеры слов, где пишем "з", а слышим "с" ([с]):

  • Существительные: связка (проверочное слово - связать), завязка (проверочное слово - завязать), берёзка (проверочное слово - берёза), повозка (проверочное слово - возить), арбуз (проверочное слово - арбузик), рассказ (проверочное слово - рассказывать).
  • Прилагательные: резкий (проверочное слово - резок), дерзкий (проверочное слово - дерзость), узкий (проверочное слово - узость).
  • Наречия: скользко (проверочное слово - скользить), низко (проверочное слово - низость).

Отметим, что без проверочных слов примеры были бы несколько голословными, поскольку нам всегда следует объяснять написание тех слов, орфографию которых демонстрируем.

Неизменяемые приставки отличаются от изменяемых тем, что всегда пишутся одинаково.

Это такие приставки, как -о-, -по-, -за-, -пере- и ряд других.

Примеры слов с подобными приставками:

Перестройка, переделанный, заступить, заступ, пожар, пожарный, похлёбка, отрываться, отбиться, подколоть, доехать, донести, врасти, поехать.

1 Безударные гласные в окончании прилагательных

2 Безударные О и Е после шипящих в окончании.

Особое затруднение вызывает правописание кратких прилагательных, которые оканчиваются на шипящую букву. Многие затрудняются, писать ли мягкий знак или нет. Как проверить орфограммы в имени прилагательном, смотрите ниже по справочной таблице.


1 · 3 ответа · русский язык

1 · 1 ответ · русский язык

В каких случаях пишется "развитой", в каких "рАзвитый" и в каких"развИтый"?

Кроме номинации отдельных предметов, явлений и обозначения понятий , слово может выражать также отношение говорящего к названному объекту: положительную или отрицательную оценку, разнообразные оттенки эмоций. Экспрессивно-эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки. Функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению. Это нужно знать!

Оценочная лексика Оценка как лингвистическое понятие определяется как закрепленное в семантической структуре слова оценочное значение , которое реализует отношение говорящего к соотнесенному со словом понятию или предмету по типу хорошо-плохо, одобрение-неодобрение и т.д. Слово обладает оценочным компонентом значения, если оно выражает положительное или отрицательное суждение о том, что оно называет.

Функции оценочной лексики - создание психологического портрета образа персонажей; - эмоциональная интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка; - обнаружение внутреннего эмоционального мира образа автора; - воздействие на читателя.

Разряды эмоционально-экспрессивной окраски слов Слова с положительной оценкой Слова с отрицательной оценкой .Эмoциoнaльнaя оцeнка преобладает в словах одобрительных ( прекрасный, изумительный, благородный, грандиозный ); ласкательных ( заинька, мамочка, куколка, мой ангелочек, золотце мое ); шутливых ( ерундистика, чепуховинка ); торжественных , возвышенных ( воздвигать, грядущий, нерушимый, воистину и др. ) неодобрительные ( выродок, брюзга, гулена ); презрительные ( зубрила, балаболка, балбес ); укоризненные ( бесстыдник, бедокурить ); иронические ( вздыхатель, великовозрастный, выдворить ); пренебрежительно-фамильярные ( белобрысый, выскочка, злопыхатель ); бранные ( безмозглый, гад, дура ) и др.

Текст для работы

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало… (10)Выла Рыжуха час-полтора. (11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход. (16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал: (17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку! (19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно. (20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего… (24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство. (26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку. (28)— Моя, — ответила Светка. (29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, c хватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка! (32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (35)Женька Светке рукой машет и орёт: (36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. (39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли… (44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий . - Найдите в этих предложениях оценочные слова. Назовите лексическое явление, использованное автором в данных оценочных словах. (Контекстные антонимы) В каком словаре можно уточнить лексическое значение этих оценочных слов? (В толковом словаре)

Словарь Ожегова РЫ́ЖИЙ Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. То же, что клоун, первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.). 4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других. ЗОЛОТОЙ 1. см. золото. 2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец. 3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень). 4.(Перен) счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук). 5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.). 6. перен. дорогой, любимый. Вариант 4: рыжий - дурак Вариант 5: прекрасный, замечательный

… Я думал о том, что не Светка дура. Светка оказалась замечательной. А дураки мы . Весь класс - дураки. Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).

В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот . (Найдите оценочные слова, укажите их функцию)) не любили презирали оскорбляли унижали отвергали Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

- Какова роль оценочных слов в данном тексте? уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; б) дать более полную характеристику какого-либо явления; в) выразить предельное различие между предметами, явлениями, качествами; г) выразить авторскую оценку обозначаемого.

Вдохновения в работе! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Литература Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика.- М.: Флинта; Наука, 2003. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание – М.: Русские словари, 1996. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 2004. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях – М.: Педагогика, 2006. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М.: Высш. шк., 2000. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник– 3-е изд., испр. доп. – М.: Высшая школа, 2002. Харченко, В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова [Текст] /В.К. Харченко // Русский язык в школе. – М.: Наука, 2006. - № 3. Словари и справочники: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О.С. Ахмановой. М, 1999. Словарь русского языка / Составитель С.И. Ожегов. М., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Материал рассматривает алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ 11 класс. Структура сочинения-рассуждения, речевые клише при написании этой части работы.

Сочинение о функциях морфем. Подготовка к сочинению 15.1 ОГЭ по русскому языку. Егораева

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сочинение 15.1.

Сочинение о роли выразительных средств. Подготовка к сочинению 15.1 ОГЭ по русскому языку. Егораева

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сочинение 15.1.

Сочинение о языке художественного текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Егораева

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сочинение 15.1.

Сочинение о роли деепричастий. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Егораева

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сочинение 15.1.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение по.


Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фрагмент урока русского языка.
Речевые клише и
оценочные слова.

(Подготовка к написанию сочинения. Задание С).

Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №7
г. Черногорска Республики Хакасия
Толстикова Н.А.

Цель урока: формирование навыка использования речевых клише и оценочных слов при написании сочинения- рецензии.
Задачи:
1. Научить учащихся формулировать проблематику текста, отражать позицию автора, аргументировать собственное мнение, используя речевые клише и оценочные слова.
2. Работать над формированием практического навыка написания фрагментов сочинения- рецензии.

3. Обучить учащихся использованию речевых клише и оценочных слов при выполнении частей К1,К2,К3,К4.

1.Знакомство обучающихся
с оценочными словами и речевыми клише.

Речевые Клише
К.1:
Автор размышляет;

Автор обращается к нам,
Автор призывает(взывает);
автор рассуждает,
Автор негодует;
автор доказывает,
Автор утверждает;
автор анализирует и призывает,
Автор оценивает и обращается;
автор поднимает проблему…

К.1:
Автор заставляет задуматься меня, моих современников; мое поколение;
Автор обращается к нам, к моим ровесникам, молодежи,
Автор ставит задачу;

К.2:
Автор пишет;
Автор повествует;
Автор изображает;
Автор стремится показать;
Автор рисует;
Автор описывает;
Автор останавливается;
Автор ссылается на…;

К.2
Автор приводит пример;
Автор далее отмечает;
Автор объясняет нам;
Автор подчеркивает;
Автор сопоставляет;

К.3:
Автор считает;
Автор уверен;
Автор убежден;
Автора не может не волновать то, что..;
Автор отстаивает точку зрения;
Позиция автора очевидна;
Автора волнует проблема:-…;

К.4:
Я согласен с автором в том, что…;
По-моему, автор прав;
Я думаю, позиция автора достойна уважения;
Я разделяю точку зрения автора потому что..;
Взгляды автора произвели на меня впечатление;
Поднятая автором проблема актуальна…

Задание для учащихся.

1.Прочитайте текст. Сформулируйте высказывания, отражающие
проблематику текста, позицию автора, собственное мнение по проблематике текста, используя оценочные слова и речевые клише.

Мы живем в эпоху, когда моды возникают быстрее, чем достойные запоминания книги, мелодии и голоса. Еженедельно и ежемесячно объ-
является, на какие фильмы, концерты билеты продаются лучше всего, и это становится основой для оценки.Сейчас, например, во главе многих рейтингов оказались поп-звезды, чью рекламу проплачивают щедрее.
Были бы деньги: сегодня лица мелькают, как телеграфные столбы за
окном поезда. Проблема в том. Чтобы удержать в памяти,выбрать из множества именно то, что действительно достойно запоминания.
Я не раз пытался представить себе, куда, на какие концерты, на какой спектакль или фильм, на какую выставку я бы сводил Лермонтова, Гоголя,
Пушкина, попади они на машине времени к нам. Что бы я показал им в первую очередь, чем бы гордился ? Что бы они захотели увидеть, обвык-
нув в мире технических революций? Оказывается - не так уж и многим могли бы мы удивить умных людей из другого времени…

Домашнее задание.
1.Вариант №1. Задание С.
2.Сформулируйте высказывания, отражающие
проблематику текста, позицию автора, собственное мнение
по проблематике текста, используя речевые клише и
оценочные слова.

Читайте также: