Обучающее сочинение рассуждение по лирике а с пушкина 9 класс презентация

Обновлено: 02.07.2024

2 Любовная лирика А.С.Пушкина Любви все возрасты Любви все возрасты покорны, покорны, Ее порывы Ее порывы благотворны… благотворны…

3 Цели: Знакомство учащихся с лирикой А.С.Пушкина о любви. Знакомство учащихся с лирикой А.С.Пушкина о любви. Приобретение навыков анализа стихотворений, умение видеть проблему и наметить путь ее решения. Приобретение навыков анализа стихотворений, умение видеть проблему и наметить путь ее решения.

4 Задачи: Научить анализировать стихотворение. Научить анализировать стихотворение. Научить кратко устно и письменно излагать свои мысли. Научить кратко устно и письменно излагать свои мысли. Обучение выразительному чтению. Обучение выразительному чтению. Воспитать интерес к изучаемой теме. Воспитать интерес к изучаемой теме.

6 В любовных стихотворениях В любовных стихотворениях выражены философские выражены философские представления поэта о Женщине представления поэта о Женщине как об источнике красоты, как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину. женщин, он воспевал Женщину.

7 Первая часть урока Знакомство с адресатами любовной лирики А.Пушкина

10 Младенчество прошло, как легкий сон… Наперсница волшебной старины, Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных. Во дни утех и снов первоначальных. Я ждал тебя; в вечерней тишине Я ждал тебя; в вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне, И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой. В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Которую сама заворожила. Младенчество прошло, как легкий сон. Младенчество прошло, как легкий сон. Ты отрока беспечного любила, Ты отрока беспечного любила, Средь важных муз тебя лишь помнил он, Средь важных муз тебя лишь помнил он, И ты его тихонько посетила; И ты его тихонько посетила; Но тот ли был твой образ, твой убор? Но тот ли был твой образ, твой убор? Как мило ты, как быстро изменилась! Как мило ты, как быстро изменилась! Каким огнем улыбка оживилась! Каким огнем улыбка оживилась! Каким огнем блеснул приветный взор! Каким огнем блеснул приветный взор! Покров, клубясь волною непослушной, Покров, клубясь волною непослушной, Чуть осенял твой стан полувоздушный; Чуть осенял твой стан полувоздушный; Вся в локонах, обвитая венком, Вся в локонах, обвитая венком, Прелестницы глава благоухала; Прелестницы глава благоухала; Грудь белая под желтым жемчугом Грудь белая под желтым жемчугом Румянилась и тихо трепетала. Румянилась и тихо трепетала.

12 1820 год – новый этап в жизни А.С.Пушкина. Он ехал на юг, в ссылку. Навстречу стихам, любви, надеждам. Еще не осознавая, чем обернется для него эта поездка. Сердце его стесняли предчувствия.

13 Счастливой неожиданностью оказалась для Пушкина его путешествие с семьей Раевских по Крыму и Кавказу. Здесь он встретил необыкновенную девушку – Марию Раевскую, которая стала впоследствии женой декабриста Сергея Волконского и отправилась за ним в Сибирь, где ей было суждено прожить 30 лет. Это ей на прощанье Пушкин сказал: Завидую Вам, княгиня, вы будете жить среди лучших людей нашего времени. А пока нашей героине всего 15 лет… Счастливой неожиданностью оказалась для Пушкина его путешествие с семьей Раевских по Крыму и Кавказу. Здесь он встретил необыкновенную девушку – Марию Раевскую, которая стала впоследствии женой декабриста Сергея Волконского и отправилась за ним в Сибирь, где ей было суждено прожить 30 лет. Это ей на прощанье Пушкин сказал: Завидую Вам, княгиня, вы будете жить среди лучших людей нашего времени. А пока нашей героине всего 15 лет…

15 Одесса, 1823 г. Здесь Пушкин встретил Елизавету Ксаверьевну Воронцову, аристократку из старинной польской семьи графов Браницких, красивую, умную, образованную женщину, которая сразу привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким, и не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим. Но настоянию графа Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Он очень страдал. Одесса, 1823 г. Здесь Пушкин встретил Елизавету Ксаверьевну Воронцову, аристократку из старинной польской семьи графов Браницких, красивую, умную, образованную женщину, которая сразу привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким, и не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим. Но настоянию графа Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Он очень страдал.

16 Прощай, письмо любви, прощай! Она велела… Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню все радости мои. Но полно, час настал: гори, письмо любви. Готов я ; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту. Вспыхнули… пылают… легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… 1825 г г.

20 Дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, знакомая Пушкина. Дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, знакомая Пушкина. Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года. Здесь познакомился с десятилетней девочкой. Она привлекла внимание молодого поэта своей миловидностью и умом. Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года. Здесь познакомился с десятилетней девочкой. Она привлекла внимание молодого поэта своей миловидностью и умом.

22 Ты и вы Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Перед ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! 1828 г 1828 г

24 Жена Пушкина. Жена Пушкина. Зимою 1828 – 1829 года на одном из балов Пушкин впервые встретил 16-летнюю Наташу Гончарову. Зимою 1828 – 1829 года на одном из балов Пушкин впервые встретил 16-летнюю Наташу Гончарову. Гончаровы были небогаты. Им принадлежало имение, полотняный завод. Отец, Николай Афанасьевич, был душевнобольным. Мать, Наталья Ивановна, была деспотичной и властной женщиной. Гончаровы были небогаты. Им принадлежало имение, полотняный завод. Отец, Николай Афанасьевич, был душевнобольным. Мать, Наталья Ивановна, была деспотичной и властной женщиной. Началась совместная супружеская жизнь, полная радости и печали, счастья и тревог. После непродолжительного пребывания в Москве с сер. мая 1831 года молодые уехали в Петербург и обосновались в нем навсегда. Началась совместная супружеская жизнь, полная радости и печали, счастья и тревог. После непродолжительного пребывания в Москве с сер. мая 1831 года молодые уехали в Петербург и обосновались в нем навсегда.

25 Начав с воспевания женственно- земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны. Начав с воспевания женственно- земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.

37 Вывод: Главной задачей урока было рассмотрение стихотворений о любви. Изучив любовную лирику А. С. Пушкина, вы узнали о женщинах, которым поэт посвятил стихи. Главной задачей урока было рассмотрение стихотворений о любви. Изучив любовную лирику А. С. Пушкина, вы узнали о женщинах, которым поэт посвятил стихи. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь вдохновляла поэта на творчество. Вы согласны с этим утверждением? В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь вдохновляла поэта на творчество. Вы согласны с этим утверждением?

38 Домашнее задание: письменный анализ одного из стихотворений о любви; письменный анализ одного из стихотворений о любви; выучить одно стихотворение наизусть по выбору учащихся выучить одно стихотворение наизусть по выбору учащихся

39 Рефлексия Закончите предложения: Любовь –это … Любви все возрасты покорны…

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать воспитанию стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Личностные: положительно относиться к учению; получению новых знаний (познавательная деятельность) ; совершенствуют имеющиеся навыки.

Регулятивные: планируют необходимые действия (сотрудничество: учитель- одноклассники- самостоятельная работа).

Познавательные: анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные: формулирую собственные мысли, отстаивают свою точку зрения, понимают точку зрения другого.

Типология урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

Урок контроля: и коррекции знаний, умения и навыков.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Повторение ранее изученного.

1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?

В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.

Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства.

Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать.

Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис.

Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.

2. Что значит обдумать тему?

Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.

Второй этап – определение содержания темы:

а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;

б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);

в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;

г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).

Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.

Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.

1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:

2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;

3) воспевал борцов за свободу народа.

1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;

2) простота, краткость, выразительность языка;

3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.

Практическая часть.

- Какие строки и из какого стихотворения могут послужить для эпиграфа нашего сочинения?

- Как оформляется эпиграф?

- Что является следующим этапом работы над сочинением?

- Составление плана.

- Из чего состоит сложный план?

-Из чего должно состоять вступление? Какую цитату нам нужно подобрать, что необходимо раскрыть?

- Что должно лежать в основной части сочинения?

- Из каких этапов должна состоять основная часть?

- Какие цитаты мы можем подобрать к раскрытию этих этапов?

- Из чего должно состоять заключение? Что должны раскрыть?

- Из трех частей: вступления, основной части, заключения.

- Сама тема сочинения

негодование поэта против тиранов, эксплуататоров; надежда на близкое освобождение.

- Заслугу писателя, свою точку зрения.

Словарная работа.

Мы должны провести словарную работу. Вспомним значение тех слов и словосочетаний, которые потребуются вам при написании сочинения.

На доске записаны слова, словосочетания, учащиеся объясняют их значение.

в мрачном подземелье –

души прекрасные порывы –

звезда пленительного счастья –

я гимны прежние пою –

декабристы - передовые люди, лучшие люди из дворян;

в мрачном подземелье – тюрьма;

души прекрасные порывы – все лучшее в человеке;

звезда пленительного счастья – символ революции;

скорбный труд – каторжный труд декабристов;

барство дикое – крепостники России;

вольность святая – святая свобода;

я гимны прежние пою – верность поэта своим вольнолюбивым идеалам.

Письменная работа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Следовать за мыслью великого поэта не только занимательно, но и поучительно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Следовать за мыслью великого поэта не только занимательно, но и поучительно.

Следовать за мыслью великого поэта не только занимательно, но и поучительно, поскольку его стихи сегодня нисколько не утратили своей значимости, а совершенство их художественной формы по-прежнему воспринимается как эталон простоты и безупречности.

О чём бы поэт ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения о.

О чём бы поэт ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения о любви, и о творчестве, и, конечно, о свободе, так как именно в ней Пушкин видит основу гармоничного существования личности. В центре пушкинской философской лирики, какие бы вопросы в ней ни поднимались, всегда находится человек: его внутренний мир, взаимоотношения с окружающим его природным миром, обществом, властью.

Цель урока: Следовать за мыслью великого поэта! Задачи: 1. Поразмышлять вмес.

Цель урока: Следовать за мыслью великого поэта! Задачи: 1. Поразмышлять вместе с поэтом о творчестве, о любви, о свободе. 2. Ответить (письменно) на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина.

«Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,… Пока свободою г.

Любовь в жизни А.С. Пушкина. «Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль.

Любовь в жизни А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще быть может В душе моей у.

Любовь подобно буре властно захватывала поэта. Она давала вдохновение. В свои.

Любовь подобно буре властно захватывала поэта. Она давала вдохновение. В своих стихах он говорил о чувствах, а не об отношениях. А потому не стоит выяснять, кому адресованы строки о любви. Вечная потребность любить владела поэтом. Его стихи – это психологическая правда любовных переживаний, поэтому и сегодня каждый влюбленный находит в них свои чувства. А.С. Пушкин воспел Женщину как источник красоты и гармонии. Это наслаждение он подарил нам в лирике. Любовь в жизни А.С. Пушкина

Поэт и назначение поэзии «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись воле.


Поэт и назначение поэзии А.С. Пушкин показывает трудный процесс превращения п.

Поэт и назначение поэзии А.С. Пушкин показывает трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая. Через мучение, через страдание и отречение от мелкого и суетного мира человек становится пророком по воле Бога. Он избран. У него отнят грешный язык, его чистые уста должны возвещать правду. Для Пушкина поэт – это пророк. Он видит себя таким поэтом. Поэзия не ремесло. Поэту дан дар слова, чтобы люди через него услышали Высшую Волю. Пушкинский пророк смело ступает по земле и несет в души людей светлое начало. Именно таким поэтом – пророком видел себя сам автор.

Проблема античеловечности «Но человека человек послал к Анчару властным взгля.

Что делать? «Мчатся тучи, вьются тучи… Мутно небо, ночь мутна… Сбились мы. Чт.

Мы вместе размышляли, следуя за мыслью поэта. Теперь надо выполнить 2 задачу.

Домашнее задание (по выбору): 1.Как в лирике Пушкина раскрывается его жизненн.

Краткое описание документа:

Презентация к уроку развивающего контроля по лирике А.С. Пушкина.

Слайд 2: мотивация урока.

Слайд 3: значимость философской лирики для современного человека.

Слайд 4: Цель и задачи урока.

Слайд 5-6: "Что есть свобода для поэта?" Строки из стихотворения "К Чаадаеву", размышление о внутренней свободе человека. Иллюстрации к устному рассуждению. Стихотворение "К морю".

Слайд 7-9: "Любовь в жизни поэта". Стихотворения: "На холмах Грузии. ", "Я вас любил. "

Примерный план сочинения 2.Кто она, пушкинская героиня? Богатый внутренний мир.

№ слайда 3

Примерный план сочинения 2.Кто она, пушкинская героиня? Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

Примерный план сочинения А) условия воспитания«они хранили в жизни мирной привыч

№ слайда 4

Примерный план сочинения А) условия воспитания«они хранили в жизни мирной привычки милой старины…. Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности, чистоты.Б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности.Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.

Примерный план сочинения В) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:Общ

№ слайда 5

Примерный план сочинения В) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:Общение с народом, любовь к няне;Русская природа;Патриархальность семейного уклада.Г) Гармоничность натуры Татьяны:Незаурядный ум;Нравственная чистота;Глубина чувств;Верность долгу.

Примерный план сочинения 3. Белинский о Татьяне Лариной.Пушкин любит свою героин

№ слайда 6

Эпиграф Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и

№ слайда 8

Эпиграф Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице.Л.Стерн

Тематически лирические отступления группируются как: а)автобиографические;б)карт

№ слайда 10

Тематически лирические отступления группируются как: а)автобиографические;б)картины родной природы, близкие автору и его героям, ocoбенно Татьяне;в)о собственном творчестве, литературе, искусстве, о литературной борьбе того времени, современном Пушкину театре.

Работа по подготовке к сочинению 1.Определение жанра работы. Сочинение-рассужден

№ слайда 12

Работа по подготовке к сочинению 1.Определение жанра работы. Сочинение-рассуждение в жанре литературно-критической статьи.

Составление плана сочинения. Обозначив круг вопросов, которые будут рассмотрены

№ слайда 13

Составление плана сочинения. Обозначив круг вопросов, которые будут рассмотрены в coчинении, можно переходить к составлению его плана. Начинать следует с главного тезиса, раскрытие которого и составит основное содержание работы.

Главный тезис: Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой рома

№ слайда 14

Главный тезис: Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат:для раскрытия образа автора в романе, постановки важных для него проблем, прямой формы выражения авторской позиции;раздвигания пространственных и временных границ повествования;создания культурно-исторического образа эпохи.

Подведение итогов урока Многие строки лирических отступлений из «Евгения Онегина

№ слайда 17

Читайте также: