Обучающее сочинение по литературе 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

Подготовлено учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Королева Исаевой О.А.

Работа

по подготовке к сочинениям разных жанров по литературе

в 6 классе (1 полугодие)

В процессе обучения литературе для школьников одним из самых трудных является написание сочинений. Когда сочинение домашнее, то ребята это воспринимают с облегчением: есть родители, интернет… На самом деле, трудность в написании сочинения заключается в том, что они просто не знают, как правильно писать, с чего начать, на что обратить внимание и т.д. Поэтому очень важно проводить подготовительную работу к сочинениям, чтобы у ребят выработался в дальнейшем алгоритм их написания .

Ребята должны знать, что такое фольклор, жанры фольклора, обряды .

Такая подготовительная работа очень полезна перед написанием сочинения.

Переходя к работе над сочинением, обращаем внимание на тему. Определяем, что сочинение будет собой представлять рассуждение. Как писать сочинение-рассуждение, ребята уже знают, так как изучали в 5 классе. Но несмотря на это, вспоминаем схему: тезис - аргументы, примеры- вывод, заключение.

Работа над вступлением.

Показать и отработать варианты написания вступления.

1.Через повествование, которое подведет к постановке проблемного вопроса : Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?

С древних времен на Руси фольклор был частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие песни, то не будет достигнут желаемый результат. Поэтому во все времена Русь славилась богатством и разнообразием праздничных обрядов.
В чем же заключается их красота и мудрость?

2.Через имена существительные в им.п. (назывные предложения).

Весна, лето, зима, осень. Каждое из этих времен года в народе сопровождалось определенными обрядами. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены нужные песни, то не будет достигнут желаемый результат. Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?

Можно перечислить не времена года, а обряды. Например:

Масленица, Троица, Святки… Каждый из нас слышал названия этих обрядов, а кто-то, может, и участвовал в их проведении. В течение многих веков формировались русские обычаи и обряды. Они, на мой взгляд, отражают вековую мудрость русских людей. Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?

3. С постановки проблемного вопроса.

Отрабатываем написание каждого варианта вступления, предварительно разделив учащихся на группы.

Основная часть сочинения должна представлять аргументы с примерами.

Учащиеся кратко описывают несколько обрядов, которые им знакомы, при этом обязательно нужно выявить его особенность. Ребята должны выделить главное значение каждого обряда.

Один из самых интересных русских народных праздников – это Масленица. Встречу и проводы ее отмечают весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Всю неделю пекутся блины, которые символизируют солнце. Для проводов масленицы сооружалось большое чучело, символизирующее зиму. Его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали. Так происходит прощание с холодным временем года- зимой и встреча красавицы-весны. Такого праздника нет больше ни в одной стране.

Еще один необычный обряд - это колядки. Начинались они в канун Рождества, 6 января. Ряженые обходили дома, пели песни, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, развивала творчество людей.

Заключение – подведение итога о сказанном. Другими словами, нужно добиться идейной взаимосвязи между вступлением и заключением.

Русские обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу. Это и придает особую прелесть и мудрость народным праздникам.

Первая работа над таким сочинением вызовет трудность в написании, однако дальнейшая работа приведет к отработке написания сочинения –рассуждения.

Учащиеся, работая над анализом басен, могут попутно заполнять таблицу, которая поможет в дальнейшем при написании сочинения.

Мораль (слова из басни)

Что осуждается в басне

«От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

Безделье, хвастовство, приписывание себе чужих заслуг.

«Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас".

Самодовольство, эгоизм и социальное неравенство

Хвастовство, пустое мудрствование (в простом ищут сложное)

Глупость, невежество, неумение разбираться в настоящем искусстве

Конечно, в своих сочинениях ребята могут в качестве примеров приводить не только эти басни, но и ранее изученные.

В основной части сочинения, конечно же, учащиеся должны показать несколько пороков, которые высмеивают и осуждают авторы, (например: лень, хвастовство, невеженство…) и подтвердить это примерами из басен.

В заключении сочинения можно сказать о роли басен.

В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений баснописцы подразумевают людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться.

Еще один вид письменной работы в 6 классе - анализ стихотворений.

До проведения урока ребятам можно дать такие задания:

1.Составить рассказ (устно или письменно) о своих зимних впечатлениях. Главное условие- передать свое настроение от встречи с зимней природой.

2.Нарисовать иллюстрации к своим воспоминаниям.

На уроке ребята комментируют свои рисунки, зачитывают миниатюры или устно рассказывают о своих впечатлениях от прихода зимы.

(Прослушивание аудиозаписи или выразительное чтение стихотворения учителем.)

Выдерживаем небольшую паузу и только потом просим поделиться своими впечатлениями.

В стихотворении есть слова, которые могут вам быть непонятны. Найдите их.

Объяснение лексического значения слов:

Существительное лежанка от какого глагола происходит? (Лежать.) В прошлом в деревенских домах печи нередко делались с лежанкою — невысоким длинным выступом, на котором можно было посидеть или полежать, греясь у печи.

Вечор. Какие слова могут быть родственны слову вечор? С какими современными словами оно созвучно? (Вечер, вчера.) Устаревшее наречие вечор означало “вчера вечером”.

Слово взор знакомо вам? Сейчас это слово означает взгляд. Слышали такие выражения: “потупить взоры”, “устремить взоры”. Что означает здесь существительное взоры? (Глаза)

Существительное Аврора — русское слово? Аврора — слово из латинского языка; в римской мифологии это имя богини утренней зари. Пушкин и другие поэты XIX века в своих произведениях утреннюю зарю нередко называли именем мифологической богини.

Нега-наслаждение (слово устаревшее)

Не захотелось ли вам побывать зимой в деревне? Если такое желание возникло, значит, вам передалось то радостное чувство, которым охвачен. кто? Пушкин? (Не Пушкин, а герой стихотворения Пушкина.)

Героя стихотворения принято называть лирическим героем, потому что стихотворения относятся к лирике, являются лирическими произведениями. При чтении стихотворения Пушкина мы в воображении своём видим утро, которое наблюдает кто? (лирический герой)


-Каким показан лирический герой? (Человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне)

Итак, Пушкин заставляет нас увидеть и прочувствовать то, что видит и переживает лирический герой его стихотворения. Как же Пушкин этого добивается? Главным образом посредством подбора самых нужных слов.

-Какие настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом.

-Создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор. ( Ответы учащихся)

-Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? (Герой восхищается ею, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом).

Можно вести анализ стихотворения одновременно с работой в таблице. Вычитывается каждая строфа, определяется ее ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.

1 строфа- настроение радостного ожидания, утренняя бодрость.

средства выразительности

примеры

Первое и последнее предложения в строфе.

День чудесный, друг прелестный

глаголы в повелительном наклонении

Друг прелестный, красавица

Аллитерация звука Р ( 14 раз)

“моРоз”, “дРемлешь”, “дРуг”, “пРелестный”, “поРа”, “кРасавица”, “пРоснись”, “откРой”, “взоРы”, “навстРечу”, “севеРной”, “АвРоРы”, “севеРа”.

Контраст по отношению к картине солнечного утра.

Луна, как бледное пятно

Повтор однокоренных слов

Великолепными коврами…снег лежит

4 строфа- продолжается настроение предыдущей строфы и одновременно намечается контраст по отношению к нему.

Веселым треском, янтарным блеском

Аллитерация (повтор звуков Т,Н,Р)

5 строфа- настроение порывистого движения и манящего простора.

Берег милый, утренний снег, леса густые

-Каким настроением окрашена 1 строфа? С помощью каких средств выразительности это достигается?

-Какое настроение передает 2 строфа? Оно такое же , как в первой строфе? Приведите примеры из текста в подтверждение.

-Прием противопоставления в литературе называется антитезой.

-Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности. )

-И ты печальная сидела (пауза)-

А нынче…(пауза) посмотри в окно…

-Какую роль играют паузы в этих местах? (подчеркивают переход от грустных воспоминаний к радости. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: “Вечор. а нынче. погляди в окно. ” Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Если бы не было мрачного, печального вечера, разве можно было бы оценить всю прелесть утра?)

-Что вы скажете о настроении героя в 3 строфе? Какой видится герою природа? Найдите слова, передающие красоту природы.

-Какое настроение героя в 4 строфе? Как чувствует себя герой в доме?

Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства помещения), передаче ощущения домашнего покоя.

-Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (согласные Т,Р,С)

-Готов ли лирический герой находиться и дальше здесь, в доме?

Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в пятой строфе.

-Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора.)

-Какое настроение у героя в 5 строфе? Каким показан лирический герой?

(Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно гармоничное чувство любви позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Герой Пушкина переживает очень контрастные настроения. Что можно сказать о таком человеке? (он влюблен, и поэтому ему все в жизни нравится: и вечерняя вьюга, и утренняя заря, и солнечный блеск.)

-Что же изображает поэт в стихотворении? ( картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и и переживания)

- На протяжении стихотворения у лирического героя было разное настроение, по-разному изображена и природа. А что вы скажете о цветовой гамме в стихотворении? Одинакова она или нет? Почему?

-Какова же тема стихотворения? (А.С.Пушкин описывает зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня)

-Идея произведения? (Автор показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение простым русским пейзажем. Оно проникнуто веселым, жизнерадостным настроением. )

Конечно, не все из анализа ребята возьмут в свои сочинения. Для них главное передать настроение, атмосферу, царящее в стихотворении. А вот обращение к средствам выразительности должно быть только тогда, когда это увязано с содержанием.

По аналогии проходит работа и по подготовке к сочинениям-анализам стихотворений М.Ю.Лермонтова , Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Приложение

Памятка ученику

Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация. Помочь в этом может следующий план работы.

Прочитай стихотворение несколько раз.

Узнай сведения об авторе стихотворения.

Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?

Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа стихотворения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

План сочинения анализа стихотворения.

1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема. ( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Речевые клише.

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Лирического героя пронизывает чувство…

Стихотворение можно разделить на …части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

2. Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина "Дубровский".

3. Образ Маши Троекуровой в романе А.С. Пушкина "Дубровский".

4. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина "Дубровский".

Н.В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба"

1. Тарас Бульба – патриот земли русской.

2. Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем?

3. Остап и Андрий – братья и враги. (Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.)

4. Образ народа в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

М.М. Пришвин. Сказка-быль "Кладовая солнца"

1. Единство человека и природы в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

2. Сказка и быль в "Кладовой солнца" М.М. Пришвина.

3. Чему научила меня сказка-быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца"?

В.П. Астафьев. Рассказ "Конь с розовой гривой"

1. Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

2. Юмор в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

3. Образы детей в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

4. Образы взрослых в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сочинение по литературе 10 класс

сочинение по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие".


Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе.


Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.

Темы сочинений по литературе 10 класс к программе Г.И.Беленького

Материал для учителей, учащихся и их родителей. Темы сочинений по изучаемым произведениям соответствуют программе общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещен.


Темы сочинений по литературе для 5 класса.

Темы сочинений по литературе для 5 класса.


Направления и темы сочинений по литературе

В 10 классе детям предстоит написать сочинение по литературе.


Темы сочинений по литературе 6 класс по творчеству В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина

После изучения уроков по творчеству писателей В. Шукшина, В. Астафьева, В. Распутина предлагается написать сочинение по выбранной теме.

Как научится писать сочинение, 6 класс, Практикум, Издание для дополнительного образования, Пособие для учителей, родителей и школьников, Куманова Н.В., 2006.

Пособие предназначено учителям, старшеклассникам и их родителям для индивидуальной и классной работы. Брошюра может быть использована не только для индивидуальной, но и для классной коллективной работы.

Подготовка к сочинению - работа трудная и кропотливая. Эта брошюра поможет научиться отобрать к теме необходимый материал из произведения, логически выстроить его, сделать вывод, указать роль художественных средств.

6. Пишем сочинение.

1. Положи перед собой чистые листы бумаги.

2. Постарайся задать себе все возможные вопросы, которые помогут в раскрытии темы.

3. Все пришедшие в голову вопросы запиши на черновике.

4. Подумай, помогут ли ответы на них отразить идейно-художественные особенности произведения, выявить необходимые для анализа фрагменты, эпизоды, сцены произведения; полностью ли отражена тема, звучат ли в вопросах ключевые слова темы.

5. Распредели записанные вопросы по темам или по степени сложности.

6. Постарайся выстроить их в нужной логической последовательности.

7. Сначала ответь на каждый из них устно, затем письменно.

Содержание.
1. Требования к умениям и навыкам
2. Чего следует избегать.
3. Виды вступлений
4. Размышляем над проблемами
5. Сочинять - значит думать
6. Пишем сочинение.
7. А зачем заглядывать в словари?.
8. Вспомнить все.
9. Работа над темой и текстом сочинения.
10. Что важно не упускать из поля зрения при написании сочинения.
11. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок.
Упражнения 1-6.
12. Как готовиться к написанию сочинения
I часть. Сочинения по литературе 19 века
Упражнения 713.
II часть. Сочинения по лирике русских поэтов 19 века
Упражнения 14 - 15.
III часть. Сочинения по литературе 20 века.
Упражнения 16 - 19.
Приложение 1. Словарь
Приложение 2. Знаки препинания при цитатах
Приложение 3. Размер стиха
Ключи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует умение написания сочинения по стихам о природе Ф.Тютчева и А.Фета, которые изучаются в 6 классе. Расширяются представления учащихся о лирике Ф.И. Тютчева А.А.Фета, учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации, учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста. В процессе урока развиваются речевые умения и навыки. Формируется умение планировать и реализовывать учебную деятельность, целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Как работать над сочинением?

1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.

3. Составь рабочий план.

4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем.

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.

7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, до­полнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

8. Перепиши текст на чистовик.

Как работать над сочинением?

1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.

3. Составь рабочий план.

4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем.

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.

7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, до­полнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

8. Перепиши текст на чистовик.

Тема. Рр Классное сочинение по произведениям поэтов XIX века.

Тип урока. Урок развивающего контроля (первый урок)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осмыслению прочтения лирического текста, умению построения письменного высказывания, осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: создать условия для контроля и самоконтроля умения анализировать поэтический текст.

Метапредметные задачи урока:

формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД): формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;

формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний; формировать приемы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи.

развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром.

развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя

ответственность за деятельность группы.

Планируемые предметные результаты :

расширяются представления учащихся о лирике Ф.И. Тютчева А.А.Фета, учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации;

учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста

в процессе урока развиваются речевые умения и навыки.

В процессе урока происходит формирование следующих УУД:

умение планировать и реализовывать учебную деятельность

целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);

умение работать с текстом; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

развитие гармоничной личности ученика.

Оборудование: компьютер (презентация, фонохрестоматия), раздаточный материал (памятки, карта рефлексии, листы с заданиями для пар).

1)этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

--Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем писать сочинение.

-- А какова же тема нашего сочинения? Чтобы узнать это, посмотрим на экран (слайды 2-8)

Рассматривают слайды, анализируют содержание.

Формулируют тему сочинения

2)этап актуализации и пробного учебного действия

Какие мысли возникли? Может быть, что-то вспомнили?

Какие стихотворные строки можете подобрать к изображенному?

Что отличает стихи Тютчева и Фета о природе?

Демонстрирует слайды с эталоном ответа:

1)Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык

2) В творчестве Тютчева пейзажная лирика тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств.

3) А. Фет, как и Ф. Тютчев, признанный певец родной природы. В пейзажной лирике проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

-- Я предлагаю вам написать сочинение по одному стихотворению о природе. Какую цель вы поставите перед собой?

Участвуют в диалоге

Читают выразительно стихи Ф.Тютчева и А.Фета.

Высказывают свои представления о своеобразии лирики природы Тютчева и Фета

Формулируют цель и задачи

3) этап локализации индивидуальных затруднений

-- Какие задачи будете решать?

Все в нашей Жизни имеет Смысл

Мы созданы из капелек Росы, Неба,

Звезд,(опускают руки вниз шевеля пальцами рук)

Солнца(обнимая корпус тела, руками)

Мы дети Природы

Распускаем Крылья, отправляемся в Земное Путешествие

подобно Солнечному Лучу (волнообразные движения руками)

Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь,(потирают ладонью о ладонь)

Сильного Ветра, (дуют на руки)

И, кажется, Время останавливается, и замирает.(движения двумя руками символизирующие часы в одном направлении)

Мы оглядываемся вокруг,(повороты головой)

и видим Свет, Красоту,

Мы понимаем, что мы не одни.

Как прекрасна Жизнь,

Ведь Мы все Вместе!

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

-- Для того чтобы разобраться в стихотворении, вы должны ответить на три основных вопроса. Какие, по-вашему, это вопросы?

Участвуют в беседе.

5) этап реализации построенного проекта

Организует работу в парах

Работают в парах. (Задания на карточках:

2 пара: сравните, как создаются образы коршуна и человека, обратите внимание на роль глаголов

Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. )

-- Как можно завершить сочинение?

6) этап обобщения затруднений во внешней речи

Организует анализ результатов работы в парах по памятке 1 с фиксацией результатов (без исправления ошибок)

-- Удалось ли полно, логично, последовательно высказать свои мысли и выразить словом чувства? Почему?

Пары поочередно зачитывают, остальные оценивают по памятке 1.

Стихотворение – размышление о жизни человека, переданное в образной форме. Говоря о возможностях коршуна и человека, автор с горечью пишет о том, что человек не может слиться с природой.

В стихотворении важны образы

Неба и земли, сильного, мощного, свободного коршуна и человека, привязанного к земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли. В создании образов важна роль глаголов. В 1 четверостишии 4 глагола

(поднялся, взвился, вьется, ушел) – все они обозначают движение, а взвился и вьется –

очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева

природа вся в движении. А во 2 четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку), и обозначает второй глагол скорее какую-то устойчивость, а не движение.

Природа в стихотворении Тютчева - живая, динамичная, находится в движении, а человек - в статичном состоянии, в покое, сама возможность движения для него исключается (прирос).

Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

Стихотворение построено на

противопоставлении земли и неба, коршуна и человека, движения (взвился) и неподвижности (прирос). Коршун взвился и вьется, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным. В стихотворении противопоставлены небо - символ

высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться

человек, - символ повседневности, приземленности. Небо - идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева.

Это стихотворение заставляет задуматься о несовершенстве человека, недостижимости идеала, о том, что человек - не царь земли, а маленькая ее часть. И это грустно.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой

Организует самостоятельную работу по созданию текста сочинения с учетом замечаний с последующей самопроверкой по памятке 1

Самостоятельно работают над сочинением

Переписывают сочинение на чистовик

Заполняют карту рефлексии и самооценки ученика на уроке

КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Памятка 1

1.Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

6. Выделены ли части текста красной строкой?

7.Те ли слова отобраны для раскрытия темы?

8. Хорошо ли построены предложения?

9. Интересно и понятно ли всё написанное слушателю?

1.Содержание текста должно соответствовать теме.

2. Основные мысли подтверди фактами.

3. Свои мысли излагай последовательно по плану.

4.Каждую новую часть пиши с красной строки.

Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века

Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Своеобразие лирики природы Ф.И.Тютчева В творчестве Тютчева пейзажная лирика тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств.

Своеобразие лирики природы Ф.И.Тютчева

В творчестве Тютчева пейзажная лирика тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств.

Своеобразие лирики природы А.А.Фета А. Фет, как и Ф. Тютчев, признанный певец родной природы. В пейзажной лирике проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Своеобразие лирики природы А.А.Фета

А. Фет, как и Ф. Тютчев, признанный певец родной природы. В пейзажной лирике проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Основные вопросы анализа Стихотворение О чем? Зачем? Как?

Основные вопросы анализа

Тема и основная мысль

Тема и основная мысль



Как работать над сочинением? 1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы. 2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее развития. 3. Составь рабочий план. 4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем . 5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал. 6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом. 7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст. 8. Перепиши текст на чистовик.

Как работать над сочинением?

1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее развития.

3. Составь рабочий план.

4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем .

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.

7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать

свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

8. Перепиши текст на чистовик.

Как совершенствовать написанное 1.Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно; соответствует ли заголовок сочинения его содержанию? 2.Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства? Внесите исправления.

Как совершенствовать написанное

1.Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно; соответствует ли заголовок сочинения его содержанию?

2.Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства? Внесите исправления.

Афанасий Афанасьевич Фет Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Г. Кондратенко Зима

Афанасий Афанасьевич Фет

Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне.

Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней,

для новых откровений Переболит скорбящая душа. Г. Кондратенко Зима

Фёдор Иванович Тютчев Осень приходит незаметно, вкрадчиво, но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки . Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения

Фёдор Иванович Тютчев

Осень приходит незаметно, вкрадчиво, но кусты уже пожелтели,

на березках появились желтые прядки .

Ф.И. Тютчев не скрывает своего

восхищения ''дивной порой''

''первоначальной осени''.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит

как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле;

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

И. Левитан Золотая о сень

Читайте также: