Сочинение на крымскотатарском языке про осень

Обновлено: 05.07.2024

Глинка М. И. — Михаил Иванович (20 V (1 VI) 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р на Смоленской обл. 3 (15) II 1857, Берлин) русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Детские годы Г. прошли в деревне, в обстановке… … Музыкальная энциклопедия

Шопен Ф. Ф. — (Chopin, Szopen) Фридерик Францишек (1 III, по метрич. записи 22 II 1810, Желязова Воля, близ Варшавы 17 X 1849, Париж) польский композитор и пианист. Сын француза Николб (Миколая) Шопена, участника Польского восстания 1794, преподавателя … Музыкальная энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Лист Ф. — (Liszt) Ференц (Франц) (22 X 1811, дер. Доборьян, комитат Шопрон, Венгрия 31 VII 1886, Байрёйт, Бавария) венг. композитор, пианист, дирижёр, педагог, муз. писатель и обществ. деятель. Отец Л., смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл… … Музыкальная энциклопедия

Рахманинов С. В. — Сергей Васильевич (20 III (1 IV) 1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский р н Новгородской обл. 28 III 1943, Беверли Хилс, Калифорния; похоронен на кладбище в Кенсико, близ Нью Йорка) рус. композитор, пианист и дирижёр. Происходил … Музыкальная энциклопедия

Чайковский П. И. — Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР 25 X (6 XI) 1893, Петербург) рус. композитор, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в семье горного инженера Ильи Петровича Ч.… … Музыкальная энциклопедия

Китай государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Китай, государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Библиография Ивана Ильина — Содержание 1 1900 е 1.1 1903 1.2 1904 1.3 1905 1.4 … Википедия

Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие – обобщить и закрепить знания об имени существительном как части речи, формировать умение различать имена существительные среди других частей речи, изменять существительные по вопросам, определять род, число, падеж, склонение, ставить в начальную форму.

Развивающие – через игровую форму работы разных видов развивать мышление учащихся, развитие орфографической зоркости, внимания, связной речи. Развивать познавательный интерес к изучению русского и крымскотатарского языков.

Воспитательные – способствовать выработке интереса к языкам, повышению культурной речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.

Оборудование: детские рисунки об осени, иллюстрации, тетради, наглядный материал, карточки – листья с заданием, тексты по крымскотатарскому языку.

Листопад золотые потоки

Разметал - ничего не найдёшь.

А на ветке листок одинокий

На замершую птицу похож.

А.Ахматова.

Ход урока

Орг. момент

- Ребята, сегодня у нас необычный день. Мы проведём с вами бинарный урок: русский и крымскотатарский языки вместе. Обобщим и закрепим знания об имени существительном как части речи, постараемся обогатить словарный запас по русскому и крымскотатарскому языку. И результат нашей работы будет зависеть от вашего внимания и старания. Эпиграфом к нашему уроку послужит отрывок из стихотворения великой поэтессы А.Ахматовой.

Актуализация опорных знаний.

Работа по вопросам учителя.

- О каком времени года сказано в этих строчках? (об осени). Правильно, ведь за окном уже поздняя осень.

(На доске записаны существительные на крымскотатарском языке)

-Переведете эти сущ. на русский язык.

-Что они обозначают? (предмет)

-Какую часть речи мы изучали на протяжении последних уроков?

- Мы, вместе с именем существительным отправимся в гости к осени. Но прежде чем собраться, давайте вспомним всё изученное об имени существительном, как части речи. ( Имя сущ. – это часть речи…….)

- Изменяется ли имя существительное и как?

( По числам, родам, падежам, склоняется)

(ИМЕНА СУЩ-Е – относятся к ж.р. м.р ср.р.)

(употребляются в ед.ч. и мн. ч.)

( Сущ. Делятся на 3 гр--- 1 ск. 2 ск. 3ск.)

- Какие существительные являются одушевлёнными и неодушевлёнными?

- а В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ?

3. Работа над темой урока. Письменная работа в тетрадях.

1. Работа с текстом на крымскотатарском языке

Куньлер кечти, (……) кельди. Ормандаки (..…) сарарды. (..…) сувып башлады. Кок юзюни (..…) къаплады.

Задание: Вставить нужные по смыслу имена существительные. Выпишите их, укажите число, падеж : кузь, япракълар, ава, булутлар.

2. Работа над предложением с русским языком.

Осыпались с деревьев (……) и мягким толстым (…..) укрыли(……). Сквозь голые ветки видны далёкие, голубые) ….). Кружат над болотом журавли. Всё чаще идут (…..) со (.…).

Задание: Вставить нужные по смыслу имена существительные. Выпишите их, укажите число, падеж, склонение: листья, слоем, землю, облака, дожди, снегом.

ФИЗМИНУТКА

Обобщение и систематизация знаний.

Слово учителя.

- Вот мы и в гостях у осени. Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу. Какие чувства вы испытываете, когда видите такие иллюстрации или находитесь сами в осеннем лесу? (Высказывания учащихся)

5. Связь крымскотатарского и русского языков.

- Листьев на деревьях действительно становится всё меньше и меньше. И осень приготовила вам задание на листья, которые находятся в нашем классе.

Задание: ученик срывает лист. На листьях с обратной стороны даны сущ.. Составить предложение с этим сущ. на русском и крымскотатарском языке.

Слово учителя

-Побывав в гостях у осени, давайте попрощаемся с ней поэзией об этом чудесном времени года. ( Дети читают стихи об осени на русском и крымскотатарском языках)


О, осень крымская..
Крымская осень… Теплая, солнечная, разноцветно- радостная. Осень- отдохновение , осень- праздник, который сопровождает вас почти до декабря.
Наконец-то приходит освобождение от изнуряющей жары, шумных туристов,
неспокойных ночей…
Дни теплые, еще цветут одуванчики, порхают бабочки, прыгают под ногами кузнечики.
Природа прощается с теплом, постепенно тускнеют краски, вянут листья. Клены стоят зелено- желтые, они первыми начнут сбрасывать листву.
И вот листья начинают осыпаться.. тихо, медленно, нехотя, как бы раздумывая: -А не повисеть ли еще день -другой на ветке? Или уж слететь, устлав ковром цветным тротуары. Листья не убирают: как можно трогать это очарование! Это невозможно красиво! Как можно подмести красоту, которую с утра уже снимают фотографы, телевизионщики приехали со своей аппаратурой: снимать процесс расставания листьев с деревом.
Люди фотографируют пронизанные солнцем золотые клены. Как драгоценное дерево становится клен осенью. Золото листьев освещает двор даже в пасмурный день.
Веселый молодой пес играет с листьями, подкидывая их носом, и тут же ловит пастью осторожно, словно понимает, что нельзя измять, сломать такую красоту.
Вот он поднял красивый золотой листик и принес мне- в подарок. Лист светится теплом и летом, воспоминаниями о жаре и море…Греет ладонь. Я целую мордаху, весело улыбающуюся мне: пес понимает, что сделал хорошее дело- подарил радость. Он прыгает по опавшим листьям, утопая в них всеми лапами, листья шелестят, золотятся под теплым осенним солнышком.

Осень…эти разноцветные листья, эти хрустящие рассветы в тумане, идущем от моря, этот свежий бриз, пахнущий йодом и морем…
..Кроваво- красное закатное солнце осторожно опускает свой краешек в холодное море, как девушка, трогающая воду босой ножкой.
И какая-то спокойная нега и покой.
Бал хризантем в знаменитом Никитском ботаническом саду… Буйство красок и запахов.
Каких только расцветок и форм цветов можно увидеть на этой выставке! И небольшие, скромные шапочки , и яркие, огромные кудрявые шапки цветов. А запах… пчелы неустанно кружат над цветами. Всюду стоят кинокамеры на штативах, снуют посетители, беспрестанно щелкая затворами фотоаппаратов.
Ахи, охи, немое восхищение, сверкающие глаза, удивление на лицах, восхищение, восхищение…
Очарование осеннего цветка крУжит голову, от разнообразия форм и расцветок этих прекрасных цветов приходишь в состояние детского восторга, и запах. запах прощания.
Вы знаете, что хризантемы пахнут прощанием?
Прощанием с жарой, с теплым морем, с сухим и горячим ветром. Осень… Золотая Крымская Осень. Осень- очарование. Осень- умиротворение…

Читайте также: