Обучающее сочинение по картине и с остроухова золотая осень 2 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

- Бывает осень ещё и з олотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют

- Нравится ли вам золотая осень? Почему ? (Ответы детей)

- Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композитор ы, художники.

- Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бу нина и п редставьте картину ,

(Учитель читает сти хотворение на фоне классической музык и или можно использовать

- Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы дете й)

- Сегодня на уроке мы тоже будем вос певать золот у ю осень, только не в стихах, а в прозе.

- Что нам поможет на писать сочинение об осени? (Репрод у кция картин ы И. С. Остроу хова

- Какие краски использовал И. С. Остроу хов для своей картины?

- Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

- Найдите опорные слова. Прочитайте их. Зн аче ние, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко - жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие к раски,

красивый наряд, разноцветный ковёр, причу дл ивые стволы, лесная троп инка, белобокие

- Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

- Для того, чтобы оп исать что изображено на картин е, нужно п ользоваться след ующим планом.

(План распечатан на карточках для каждого учаще гося)

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом

На к артине художник изобразил золотую осень. Он б у дто вгляды вается в жи знь осеннего

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поник шими ветвями и

несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как б у дто сли вается с

Художник вы брал яр кие цвета жёлто - оранжевых отт енков, ч тобы пок азать крас от у

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скач у щих по

траве. Именно это позволило нам явственно ощ утить жизнь осеннего зву чного леса.

- Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы

читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При н аписании сочинения вы мо жете

использовать репрод укцию И.С. Остро у хова и след ующий материал для описания осени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


И.И.Левитан И.С.Остроухов В.Д.Поленов ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

И.И.Левитан И.С.Остроухов В.Д.Поленов ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ


Известный русский художник, мастер пейзажа, коллекционер икон, живописи, осно.

Что мы видим? Мы видим осенний лес. Как вы думаете шумно ли в сентябре в лесу.

Что мы видим? Мы видим осенний лес. Как вы думаете шумно ли в сентябре в лесу? В лесу царит тишина. видим осенний лес 2 часть. Основная часть тишина в лесу царит

Лишь на узкой лесной тропинке о чём – то болтают белобокие сороки. лишь, болт.

Лишь на узкой лесной тропинке о чём – то болтают белобокие сороки. лишь, болтают, на, узкой, тропинке, сороки, лесной, о чём – то, белобокие

Что изображено на переднем плане? На переднем плане высокий клён. Он склонил.

Что изображено на переднем плане? На переднем плане высокий клён. Он склонил свои ветки к земле. склонил, свои, с к земле, на, переднем, плане

Что изображено на заднем плане? За тропинкой стоят старые дубы с причудли-вым.

Что изображено на заднем плане? За тропинкой стоят старые дубы с причудли-выми стволами. За, старые, дубы, стволами, тропинкой, причудливыми,стоят Они, погнулись,почернели, ветров, дождей Они погнулись и почернели от дождей и ветров.

Что можно сказать о листьях? Желтые, красные, золотые листья усыпали землю. ж.

Что можно сказать о листьях? Желтые, красные, золотые листья усыпали землю. жёлтые, золотые, красные, листья

3 часть. Заключение Твоё отношение к картине понравилась, картина, мне художн.

3 часть. Заключение Твоё отношение к картине понравилась, картина, мне художник, показал, осенней, красоту, природы Мне понравилась эта картина. Художник показал красоту осенней природы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 860 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.11.2017 21540
  • PPTX 760.4 кбайт
  • 5636 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Порозова Евгения Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

  • Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
  • Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
  • Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
  • учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
  • анализировать, делать выводы, сравнивать;
  • воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, видеоролик И.Бунин “Листопад”, презентация картины, карточки для учащихся.

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.

- Послушайте музыку и подумайте, какое настроение хотел передать композитор? Кто узнал это музыкальное произведение?

- Можно сказать, что это за время года? (Осень)

- Скажите, осень- какая? (Холодная, дождливая)

- Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

- Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

- Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

- Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И.Бунин “Листопад”)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

- Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III. Работа по теме урока

- Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова “Золотая осень”) Приложение 3.

- Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Рассказ учителя о художнике.

- Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была "Золотая осень", довольно небольшое полотно. В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. "Золотая осень" - одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

- Почему художник так назвал картину?

- Какой период осени он изобразил?

- Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

- Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

- Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

- Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)

- Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 1.

  • Что изображено на картине?
  • Что изображено на переднем плане?
  • Что изображено на заднем плане?
  • Цветовое решение картины.
  • Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом “Лупа”):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV. Самостоятельная работа

- Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 2.

Задачи: научить детей писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения путём речевой подготовки, предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся; правильно и точно употреблять прилагательные в речи, побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться понимания признаков, присущих осени.

Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи; сознательно использовать образно-выразительную лексику в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного, внимание, память, образное мышление, зрительно-пространственную активность.

Ход урока

Психологическая установка на урок.

___Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания

каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет тогда, когда каждый из вас захочет быть внимательным на уроке, захочет всё запомнить надолго и навсегда!

-А какое у вас настроение, ребятки?

2 Беседа с учащимися

Окружающая нас природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? Конечно, нет. Это зависит от развитости чувства прекрасного.

___ Дети, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на этих картинках?

___ Какое сейчас время года?

___ Назовите осенние месяцы?

___ Как называется осень в сентябре?

___ В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью?

___ А как называется осень в ноябре?

1. Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете? Объясните, как вы их понимаете?

- Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

- Сентябрь птиц в дорогу торопит. В октябре на одном часу и дождь, и снег.

- Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.

2. Дети, а вы можете объяснить, почему деревья сбрасывают листву?

- Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму своего зеленого убора, то они погибли бы, так как листья продолжали бы испарять воду, а корни не могли бы обеспечить растения водой из – за низких температур воздуха и промерзания почвы. Биологическое значение листопада еще и в том, что с листьями удаляются вредные вещества, которые накапливаются в них к осени, а также пыль, копоть, газы, которые оседают на поверхности листьев.

3. А какие деревья вечнозелёные, и почему они не сбрасывают свою хвою?

- К вечнозеленым деревьям относят: ель, сосну, пихту, кедр и др. Хвоя держится на ветках 3 года. Каждый год они сбрасывают хвои, и столько же вырастает новой. Вот почему хвойные деревья всегда зеленые.

3 Упражнение на развитие зрительной памяти, логического мышления и

На магнитной доске - пять картин с изображением осени.

- Художница - осень ещё не покинула нас и хочет пригласить вас в свой осенний музей. В музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь найти её по словесному описанию.

__ Что помогло вам сразу найти нужную картину?

Ребята, давайте обрадуем осень своими знаниями о ней. (3 ученика читают стихи об осени.)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень :

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Затерялось где – то

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Дубы огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело. Съежилось,

Лишь елочка пригожая

К зиме прихорошела.

__ Дети название какого дерева вы услышали во всех трех стихотворениях? (О клене).

Теперь откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 80 и скажите, как по-вашему, чему мы будем сегодня учиться на уроке русского языка?

__ Листья шуршат под ногами, опадают, как будто осень плачет. Под

ногами живой ковёр из листьев, они на нас ворчат за то, что мы их топчем. Сороки что-то торопливо клюют. Ветерок еле шевелит листвой. Прошуршала мышка. Солнышко тихо и ласково греет щеку.

__ Дети, а может ли лес иметь запах? Чем он пахнет? (На столе перед

каждым учеником лежат маленькие кубики дубовых и сосновых досок, которых я предлагаю им понюхать. Выслушиваются ответы детей.)

__ А какие инструменты могут озвучить осень? (Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у неё из листьев. Гитара. Переборы струн - точно рябь по осенней воде. Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.) Так давайте же, детки, под звуки осени станцуем вальс осенних листьев.

__ Ребята, вам нравится золотая осень, А как красоту осени можно

сохранить даже зимой? (Собрать гербарий, сфотографировать, снять на камеру, нарисовать.)

6. Работа над описанием картины.

1 Слово учителя об Илье Семёновиче Остроухове.

Появляется презентация с пятью слайдами.

Появляется слайд №6 (Третьяковская галерея)

Родился Остроухов в Москве 156 лет назад в богатой купеческой семье. Коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея, был попечителем Третьяковской галереи, которая является достопримечательностью Москвы, которую обязан посетить каждый турист, где и поныне хранятся свыше 55тысяч экспонатов. А в музее самого И. С. Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства, которые позднее были распределены по фондам Русского музея. Прожил он 71 год плодотворной жизни.

Ребята, откройте свои корреспондентские блокнотики, сейчас они вам очень понадобятся, в них вы найдёте ответы на многие вопросы. Как называется это произведение искусства? (Живопись) А к какому жанру живописи относится эта картина? (Это пейзаж, на котором изображена природа)

A) Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?

Б) Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсий, поездок нечто подобное?

B) Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Г) Каков по-вашему замысел художника?

Д) О чём эта картина?

Ж) Когда лес бывает таким - в начале осени, в середине или в конце, в сухую или дождливую погоду?

__ Ребята, а почему окраска листьев у всех деревьев разная?

__ Характер расцвечивания объясняется наличием в листьях пигментов:

Жёлтого - ксантофилла, оранжевого - каротина, багряного - антоциана, зелёного - хлорофилла.

__ Запомните это, детки, навсегда!

__ При описании лучше излагать содержание в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас, и вы являетесь свидетелями, так как это оживит рассказ.

7 Физкультминутка (для предупреждения близорукости, повышения

работоспособности) Упражнение выполняется сидя.

На столе каждого ученика лежат листья зелёного, жёлтого, багряного цветов. Дети составляют из них букет и под моё исполнение песни об осенних листьях разглядывают их во всей красе.

Значение природы в жизни человека.

Наша страна огромна. Таких чудесных уголков России неисчислимое множество. Но богатства природы небезграничны, а удивительная красота очень ранима. Природу любят многие, но не все бережно относятся к ней. Нельзя забывать, что природа- это родник здоровья и духовного богатства. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут.

8 Речевая подготовка.

__ Подберите синонимы к словам:

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создаёт- пишет, рисует.

Картина- полотно, репродукция.

Названия каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Огненно - золотистый, жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, коричневый, нежно - голубой).

Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например:

На первый взгляд кажется, что в картине Остроухова нет ничего особенного. Но всмотритесь в неё! Как сияет небо! Как искусно художник передал прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня! Разве это не радует?

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать речь правильной, образной, выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Появляется слайд №7 .

__ План поможет вам сделать описание последовательным.

1) Какое время года изображено на картине? В какое время суток?

2) Какое впечатление производит на вас картина?

3) Что вы видите на переднем плане? В центре? Вдали?

4) Какие цвета преобладают в пейзаже? Какой колорит?

5) Что вам особенно понравилось в полотне И. С. Остроухова?

10 Составление устного рассказа по картине с помощью плана посредством индивидуальных справочников.

«На картине изображена чарующе прекрасная и радостная в своём спокойствии полуденная осень. Нельзя насмотреться на дивный лес в золотом уборе! Этот пейзаж вызывает во мне светлую печаль и яркое мироощущение.

На переднем плане картины стоят неповторимые в своей красе клёны с ажурными листочками, словно звёздочки. Лесная земля устлана густым зелёным ковром, посреди которого бойко скачут две сороки - белобоки. Вдали, словно в сказочном хороводе, стоят огненно – золотистые деревья и, кажется, что они дотянулись до неба. Сквозь пышную листву пробивается рассеянный свет аквамаринового неба. Господствующее положение занимает золотистый, багряный и зелёный цвет. Колорит картины нежный, сияющий, глубокий и спокойный.

Илья Семёнович Остроухое блистательно сумел передать естественную и возвышенную красоту одного из самых скромных уголков русской природы, и вызвать в зрителях чувство любви и восторга. Как прекрасна золотая осень!

11 Написание учащимися сочинения - описания. (Включается музыка

Слабые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с рефлексивного листа (для детей продвинутого уровня) или вариант ответа из анкеты (для детей базового уровня).

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным

Сегодня я узнал.

Я выполнил задания…

Я почувствовал, что.

У меня получилось.

Урок дал мне для жизни.

14 Итог урока.

Репродукцию какой картины и какого художника мы сегодня описывали?

__ Что вызвало у вас затруднения?

15 Домашнее задание.

Отредактировать написанное сочинение в классе, написать окончательный вариант.

__ Дети, а какое домашнее задание дали бы вы мне? (Выслушиваются

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Читайте также: