Образы русской природы в стихах есенина и блока сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тонкий лирик и психолог, Блок удивительно точно и зримо отражает в своих произведениях картины природы России. Он не идеализирует окружающее. Ему милы убогие и скучные пейзажи родной страны. Его мистическому настроению и меланхолии близка неброская красота России.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Выросший среди необъятных просторов суровой природы Средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам, сказкам и поверьям. Фольклор неотделим от природы Руси, часто поэт показывает в своих стихотворениях эту неразрывную связь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.

Блока восхищают просторы родной страны, не отсюда ли и широта русской души?

За снегами, лесами, степями
Твоего мне не видно лица.
Только ль страшный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?

С детства красота родной земли вошла в душу поэта, очаровала и околдовала своей неброской прелестью. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Поэт-символист, он видит и передает таинственную прелесть окружающего. Его душевный настрой порой удивительно гармоничен пейзажу, и тогда звучит торжественный гимн жизни.

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

Пейзаж в произведениях Блока напряженный, в нем всегда присутствует драматический настрой. Природа не безмятежна, она в ожидании каких-то событий, всегда в центре происходящего. Одним из лучших произведений Блока о России является цикл стихотворений “На поле Куликовом”. Поэту удалось увидеть и поразительно точно передать связь окружающего и событий, они неотделимы друг от друга. Здесь показано историческое предначертание России, ожидание чуда и безграничная сыновняя любовь.

Река раскинулась.
Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя!
До боли Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Природа в произведениях Блока одухотворена нежностью поэта. Недаром его любимым приемом является олицетворение. Окружающий его мир — почти живое существо, с которым Блок делится самым сокровенным, взамен получая силу и вдохновение. Пожалуй, ни у одного другого поэта я не встречала такого ласкового чувства к родной природе, органического слияния с ее настроением.

В сыром ночном тумане
Все лес, да лес, да лес.
В глухом сыром бурьяне
Огонь блеснул — исчез.

В этом проявляется не искусство мистического художника, а глубокая и искренняя любовь к Родине.

Русская поэзия всегда сочетала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе. Стихи о природе в творчестве русских поэтов тонко передают крестьянский быт и натуру русского человека.

Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы -это единственная ценность мира.

Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом. С особой любовью Бунин пишет о деревне, о березовых и липовых аллеях усадеб. Однако он понимает, что это не вечно, скоро умрет, поэтому его произведения окрашены грустью. Но здесь же писатель находит то, что роднит природу и человека, - постоянное обновление, когда за смертью следует возрождение.

Бунин очень любит русскую природу, но воспринимает ее в основном зрением. Он жадно наблюдает за ней, а потом все свои мысли и чувства передает в произведениях. Картины природы у него - яркие, четкие, как будто он только что их сфотографировал. Бунин замечает мельчайшие подробности жизни природы, а потом передает их читателю. Например, он показывает, что в лунную ночь белые лошади кажутся зелеными, а глаза у них - фиолетового цвета. Бунин знает много цветов и красок, его творчество очень красочно, и в этом состояло его новаторство в русской литературе.
Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.

Образы родной природы традиционны в русской поэзии. Лирика XX века органично продолжила по­этическую традицию века предшествующего. Такие стихи полны особой нежности и нередко лёгкой гру­сти. В них переживания человека созвучны жизни окру­жающей его природы.

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

2 вариант

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир - здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Популярные сегодня темы

Вода – это основополагающий ресурс, поддерживающий биологические процессы в организме живых существ. С детства нам известно, что человек способен прожить без жидкости не более шести дней

Во все времена любовной тематикой интересовались философы и литераторы. Поэтам и писателям удавалось отразить свои рассуждения о любви, они выясняли ее происхождение или воспринимали как нечто обычное

Мне кажется, жизнь всегда ставит перед нами выбор, и именно этот регулярный выбор определяет человека, и он непрестанно решает каким быть, каким образом действовать. Быть может, незначительные детали кажутся чем-то малосущественным

Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами

Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно. Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С.

Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи: Изучить биографию поэтов Подобрать стихи о явлениях природы Научиться выразительно читать стихи Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?






О, как безумно за окном . * * Вы, бедные, нагие несчастливцы. Лир О, как б.

О, как безумно за окном . * * Вы, бедные, нагие несчастливцы. Лир О, как безумно за окном Ревет, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождем, И ветер воет, замирая! Ужасна ночь! В такую ночь Мне жаль людей, лишенных крова, И сожаленье гонит прочь - В объятья холода сырого. Бороться с мраком и дождем, Страдальцев участь разделяя. О, как безумно за окном Бушует ветер, изнывая! 24 августа 1899

 Сергей Есенин 1895 -1925

Сергей Есенин 1895 -1925



Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расш.

Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Пороша-слой мелкого, только что выпавшего снега. Герой наслаждается тишиной.

Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности. Пробуждает в.

Какое стихотворение на вас произвело большее впечатление? Какой бы вы выбере.

«Остановитесь хотя бы на мгновение, отбросьте суету, посмотрите на окружающи.

«Остановитесь хотя бы на мгновение, отбросьте суету, посмотрите на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо… Все уходящее - зависть, злоба, деньги – а вечно любовь, красота, поэзия.

Цели: ознакомить учащихся с биографией поэтов, творчеством. Подчеркнуть любовь к родной природе. Выработать определенные навыки анализа стихотворений. Формировать читательский интерес к русской поэзии.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Чтение эпиграфов к уроку

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова
С.Есенин

. любил природу, долгие пешие прогулки по . деревенским полям. верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги. копать землю, пилить дрова.
В.Орлов

1) Вступительное слово учителя о поэтах.

XX век русской литературы – это период, когда родились выдающиеся поэты, которые до сих пор не канули в бездну, а продолжают волновать современных читателей. Несмотря на все обилие и многообразие современной литературы, творчество этих людей продолжает интересовать нас. А. А. Блок и С.А. Есенин - это гениальные и талантливые поэты XX века и мастера своего слова. Именно они, как никто другой, лучше всех писали о природе и красоте России, сумели помочь нам увидеть окружающий мир по-новому, свежо, заметить необычное в привычных, обыденных вещах.

На уроке мы с вами познакомимся с биографией А.А. Блока и С.Е. Есенина, прочитаем их стихотворения, посмотрим видео о родине С.А. Есенина, а также прослушаем композиции, написанные на стихи поэтов.

2) А. А. Блок (1880-1921)

А.А. Блок родился в Петербурге. В дворянской профессорской семье. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета. Мать – дочь знаменитого профессора-ботаника Бекетова. Детство блока прошло в семье деда, поскольку родители разошлись еще до рождения сына. Детство его было безоблачным - он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на Историко-филологическом факультете Петербургского университета. В Детские и юношеские годы Блок проводил летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Именно в имении Шахматово он познакомился со своей будущей женой Л.Д. Менделеевой, дочерью великого химика Д.И. Менделеева.

Блок любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В. Орлов писал, что Блок “. любил природу, долгие пешие прогулки по . деревенским полям. верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги. копать землю, пилить дрова. Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то “На лугу”, “Полный месяц встал над лугом. ”, “Уж осень, хлеб обмолотили. ”, “Снег да снег. ”, “Лениво и тяжко плывут облака. ”, “Утихает светлый вечер. ” или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.

Вопрос классу: как вы думаете, какая основная тема стихов А.А. Блока?

Чтение стихотворения “Летний вечер” и прослушивание аудиофайла.

  1. Какое время года рисует поэт?
  2. Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении?
  1. Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?
  2. Какие художественные приемы используются в стихотворении?
  3. Каково состояние лирического героя? К чему он стремится, что его тревожит?
  • Эпитеты:
  • Метафоры:
  • Сравнения:
  • Размер стихотворения:

Задание: придумать дополнительные эпитеты и метафоры к созданной картине.

Задание: зачитать текст в учебнике на с.186-187

Таким образом, мы видим, что Россия для Блока – это необъятные русские дали, бесконечные дороги и кровавые закаты, переживания о великом и бесценном. Мы убеждаемся, что его творчество привлекает нас гармоничностью и музыкальностью речи, что всегда особенно заметно в пейзажной лирике.

3) А. А. Есенин (1895-1925)

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения С. Есенина. Это замечательный русский поэт XX века. Певец березового ситца занимает особое место в русской литературе. Молодой, смелый, решительный, а порой и отчаянный, он ворвался в мир литературы, как искра, сжигая все на своем пути.

Для начала мы с вами познакомимся с автобиографией поэта. А для лучшего восприятия нам поможет видео о селе. Константиново.

“Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда.

Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три – четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, бог счастья даст”. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю.

Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5”.

Чтение стихотворения и прослушивание композиции “Мелколесье степь да дали”.

  • Мелколесье -
  • Разливные бубенцы -
  • Чахленькую -
  • Стынь –
  • Звень –

Вопросы к классу:

Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью?

А где здесь метафора?

Найдите олицетворение.

Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств?

Чтение стихотворения “Пороша” с. 190

Давайте попробуем составить синквейн.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Каждому русскому человеку, который любит свою родину, стихи С.А. Есенина должны быть очень близки. Его же Родина — Рязанская земля, которая научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

IV. Подведение итогов урока

- Что нового вы сегодня узнали о творчестве А.А. Блока и С.А. Есенин?

- Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворений?

Читайте также: