Образ стихии в поэзии блока сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Серебряный век — это небольшой период развития русской литературы. По силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты Серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода удивительна и неповторима.

Символизм – одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей Серебряного века.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов-символистов. От символизма он не отступал никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий, понять прошлое.

Как утверждал сам поэт, его лирика во всем ее многообразии представляет собой единое произведение. Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось Блоком многие годы. По этому сборнику нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный.

Стихи юного Блока поражают своей чистотой и нежностью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников и современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое. Поэт вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И именно это прослеживается в “Стихах о Прекрасной Даме”. Блок находится в поисках идеала, Вечной Женственности.

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Он в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в свои думы.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить Блока от реальной жизни.

Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Блок отходит от мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности. На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга, понимание ответственности перед своей страной. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это — цвет крови.

У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” — так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина — женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока — понятия неразделимые и одинаково значимые.

Несмотря на то, что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.

Краткая биографическая справка

В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался. Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда, где похоронены почти все его родные.


Интеллектуал и интеллигент в крови, в энном поколении, родился в семье профессора государственного права, дед его был ректором университета Петербурга. Семья у Блока была либеральная, поэтому его увлечение литературной стезей было даже поощряемым. У него было все для того, чтобы писать и он достиг на этом поприще высочайших вершин.

Блоковский стих – притягательно силен, волнующий, тревожащий, радующий, печалящий и воодушевляющий. Его ритмы заряжены мощной энергией, они – тонкие, разнообразные, милозвучные.


Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

Поэзия А.А. Блока как отражение его души

Александр Александрович Блок является одним из самых ярких представителей такого направления в литературе, как символизм. На протяжении всего творческого пути, его лирика менялась в зависимости от мировосприятия. Он писал, как о чувствах, так и о насущных общественных проблемах.

Каждое произведение отражало то, что он испытывал в данный момент, и так мы можем проследить, как изменялись его мысли и отношение к окружающему.

Одна из наиболее известных тем в его творчестве – это размышления о Прекрасной Даме. В основе данного образа лежит философия и творчество поэта-мистика Владимира Соловьева, его идеи о Вечной женственности. Дама должна снизойти на землю, чтобы сделать жизнь идеальной, гармоничной. Блок считал, что стремление к этому идеалу, его ожидание и есть любовь – возвышенная, преобразовывающая мир. Тогда земное и божественное сольются в единое целое.

Именно таким и было представление поэта о любви, которую он испытывал к своей жене Л.Д. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Александр Александрович Блок был тем самым поэтом, который в каждом своем произведении выражал свое душевное состояние. Для него это было способом разобраться в себе, принять устрашающую правду, что он впоследствии и смог сделать. Не многие смогли бы пройти такой сложный путь, как и лирик. Блок чувствовал каждое изменение в мире своим сердцем, именно поэтому поэзия является зеркалом его души.

Представление о стихии становится для Блока подобием некой поэтический категории, которая органически входит в его мировоззрение и постоянно присутствует в его записях и статьях. Именно в то время Блок сформулировал основополагающую для себя трагическую антиномию стихии и цивилизации (тогда он называл еще цивилизацию культурой). По его мнению, цивилизация-культура находится под ударом угрожающей ей стихий.

Но органические духовные начала и потенции, возникавшие в эволюции поэтического мира Блока, не исчезали и на последующих ее этапах, а только трансформировались. Это свойство Блока вполне подтверждается и по отношению к стихийности его творчества. Поэзия Блока в какой-то мере сохраняла свой стихийный характер до конца.

Похожие сочинения

В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим. смотреть целиком

Об Александре Блоке говорили и будут говорить многие, потому что он является одним из лучших поэтов серебряного века. Стихи и поэмы Александра Блока — это одна из версий в русской поэзии, несмотря на то что его творчество пришлось на переломный момент. смотреть целиком

В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим. смотреть целиком

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт--лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". смотреть целиком

И в тайне ты почиешь, Русь. А. Блок Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников. смотреть целиком

Творческое наследие выдающегося русского поэта Александра Александровича Блока является искренней лирической исповедью, в которой с невероятной откровенностью и полнотой раскрывается душевный мир человека. Искренность и честность он считал необходимым. смотреть целиком

Почти никогда не бывает так, чтобы поэзия не воссоздавала какие-то моменты жизни самого поэта. Человек, который не знал радости любви, не пережил горечи разочарований, не ощутил взлета души, никогда не оставит своего следа в поэзии. Пресная, размеренная. смотреть целиком

Теория мотива в современном литературоведении, характеристика лирического творчества А. Блока. Аудиальный и кинетический аспекты снега в российской поэзии, смысловой анализ и единицы словесной структуры стихотворений. Многогранность образа снега.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 24.04.2016
Размер файла 63,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.3 Аудиальный и кинетический аспекты снега в лирике А. Блока

Лирика поэтов-символистов родится из духа музыки, он напевна, мелодична, ее двойственность заключается в музыкальной значительности. Слова убеждают не как понятия, не логическим своим содержанием, а создают настроение, соответствующее их музыкально ценности. Кажется, раньше слов звучит в воображении поэта напев, мелодия, из которой рождаются слова.

Рядом живут в стихотворениях Блока звуки реалистические, земные, и звуки-символы, звуки - вестники добра и зла, звуки создающие необходимое настроение, сообщающие стихотворению композиционную стройность, организующие сюжет. Создаётся впечатление, что поэт воспринимает всё - все вещи и явления - через звуки, закреплённые за ними творческим воображением или действительно слышимые.

Снежная стихия в поэзии А. Блока полифонична. Как стихия снег относится к воздушному пространству, и в воздухе он принимает самые разные очертания (снежная вьюга, снежная мгла, снежные иглы, снежный прах и др.), однако у А. Блока снег также выступает и в водной стихии в таких образах как - снежная вязь, снежная пена. И во всех своих образах снег имеет своё звучание, так, например:

…Поёт нам снег

Снеговая тишь.

И ты молчишь…

Преобладание шипящих в сочетании со свистящими звуками в стихотворении создаёт эффект лёгкого шороха, что акцентирует внимание на молчании героини.

…Откуда звучали рога

Снежным метельным хором…

Здесь же, напротив преобладают шумные трубные звуки, гласные - [о], [у] создают эффект звучания рога.

И в полях гуляет смерть -

И вздымает вьюга смерч,

Строит белый, снежный крест,

Отсутствие музыки означало для А. Блока отсутствие жизни, омертвелость. В его стихах сквозит условность и изысканность языка, подчёркнутая мелодичность ритма, отвлекающая от смысловой зыбкости стиха.

И звезда за звездой

Здесь сложение уже не силлабо-тоническое - тоническое, ощущается лишь число ударений в строке, в основном два, но многие строки длиннее или короче, - однако музыкальная организованность стиха от этого не страдает - напротив, визуально рисуется картина зыбкой, порывистой метели.

В эволюции символики звука в образной структуре А. Блока отчётливо ощутимо движение от частного, конкретного, случайного к обобщённо-типологическому, всеохватывающему значению звуков, к стихии звукового напора и от неё - к всеобщей звуковой гармонии.

В ночи, когда уснет тревога,

И город скроется во мгле -

О, сколько музыки у бога

Какие звуки на земле!

В снежной пене - предзакатная -

Ты встаешь за мной вдали,

Там, где в дали невозвратные

Не видать ни мачт, ни паруса,

Что манил от снежных мест,

И на дальнем храме безрадостно

Догорел последний крест.

Большую роль в стихах А. Блока играют смысловые повторы. Они служат источником особой музыкальности. В блоковском смысле слова музыка - это то, что звучит в данный момент в мире и что слышит внутренним слухом поэт.

Черный ворон в сумраке снежном, Черный бархат на смуглых плечах. Томный голос пением нежным Мне поет о южных ночах…

Снежный ветер, твое дыханье, Опьяненные губы мои. Валентина, звезда, мечтанье! Как поют твои соловьи.

Приведенные примеры показывают важную функцию семантических повторов в поэзии А. Блока -- участие в развитии смысла, в создании образной целостности стихотворения, его смыслового единства, а также музыкальности. Такого рода семантические повторы характерны для многих стихов А. Блока.

Именно на звуковом уровне проявляется сила лирики А. Блока. Поколение А. Блока отмечает огромную силу его лирики.

Образы ветра, снега, метели прошли через всю поэзию А. Блока, став в ней своеобразными опорными символами динамизма жизни.

Снег есть чистое движение, всё вовлекающее, стремительное, запруживающее, срывающее предметы с насиженных мест.

Динамичность это главное свойство героя в лирике А. Блока, но путь лирического героя не прямой, в стихах всё попадает в какое-то мистическое, бешеное кружение:

…снежинки пугливо вились…

Вихри снежные над бездной

Каких-то снежинок неверный полёт…

Как быстро - так быстро…

И снежные брызги влача за собой…

Образ кругового движения символизирует необратимость, безысходность движения, круги ада.

…Где буйно заметает вьюга

До крыши - утлое жильё…

. Опять навстречу несется вскачь,

Летит, вопит, орет лихач.

Стой, стой! Андрюха, помогай,

Петруха сзаду забегай.

Вскрутился к небу снежный прах.

Снежная мгла взвилась, Легли сугробы кругом, И снежные брызги влача за собой, Мы летим в миллионы бездн, Ты смотришь все той же пленной душой, В купол все тот же звездный, И смотришь в печали, И снег синей, Темные дали, И блистательный бег саней.

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

Образ родины, находящейся в вечном движении, в полете, в пути, преемственно связан в поэзии А. Блока с лирической патетикой Гоголя, с его необгонимой птицей-тройкой.

Огромен вклад А. Блока в развитие национального пейзажа, который стал благодаря нему неизмеримо более динамичным, распахнутым и стремительным. А.Блок первым воссоздал в обобщенном масштабе буревой, неистовый облик родной природы, в изображении которой раньше преобладали мотивы скромности, смирения, застенчивости

В результате проведённого исследования приходим к следующим выводам и результатам.

1. В отечественном литературоведении представления о мотиве могут быть объединены в четыре концептуальных ряда: семантический, морфологический, дихотомический и тематический. Главное различие этих подходов заключается в трактовке важнейшего критерия неразложимости мотива и понимании соотношения моментов целостности и элементарности в самом статусе мотива.

2. Во второй части дипломной работы исследован мотив снега в творчестве А. Блока. Мы выяснили, что мотив снега это образ-топос, каждая национальная литература имеет свою характерную топику - набор излюбленных мотивов. В данной работе мы рассматриваем национальное своеобразие и историческое развитие достаточно важного мотива русской пейзажной поэзии -- мотива снега. Пожалуй, ни в одной другой литературе мира образ снега не явлен так многогранно, так многосмысленно.

3. В XX веке именно метельная, ночная, мятежная сторона зимы получает преобладание в поэзии: здесь почти не остается места для созерцательного любования светлым снежным покоем. Национальная самобытность зимнего мотива теперь появляется в образах веющих, взвихренных снегов, воплощающих представление о неумолимом роке, о всесметающей стихии. Снег в творчестве А. Блока выступает как элемент хаотичности, дробности мира.

4. Лирика А. Блока родится из духа музыки, он напевна, мелодична. Слова убеждают не как понятия, не логическим своим содержанием, а создают настроение, соответствующее их музыкально ценности.

Снежная стихия в поэзии А. Блока полифонична.

Снег у А. Блока, имеет непосредственную связь с астральными мирами, сами снежинки это не что иное, как звёзды, кружащиеся в хаосе вселенной.

Динамизм наряду с музыкальностью являются важными составляющими снега у А. Блока.

5. Снег в творчестве А. Блока олицетворяет стихийную силу, отражает состояние мира рубежа веков. Национальный пейзаж у А. Блока стал более динамичным, распахнутым и стремительным. А.Блок первым воссоздал буревой, неистовый облик родной природы.

Список литературы

снег поэзия стихотворение блок

1. Адамович, Г. Наследство Блока.- М., 1996. - 735с.

2. Александр Блок, исследования и материалы.- Л., 1991. - 343с.

3. Александр Блок и мировая культура. Материалы научной конференции 14 - 17 марта 2000 года / Сост.: Игошева Т.В.; Нов.ГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. - 418с.

4. Анненский, И. Избранное. - М.: Правда, 1987. - 157с.

5. Бальмонт, К.Д. Избранное. - М.: Художественная литература, 1983. - 283с.

6. Блок, А.А. О назначении поэта. Статьи. Речи. Заметки. М., 1990. - 376с.

7. Брагинская, Н.В. Анализ литературных мотивов у О.М.Фрейденберг // Актуальные проблемы семиотики культуры. Труды по знаковым системам. - Тарту, 1987. - 124с.

8. Брюсов, В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. - Т.1. - М.: Худ. лит., 1973.

9. Белый, А. Сочинения: в 2 т. Т.1. - М.: Худож. лит., 1990. - 395с.

10. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика.- М.: Наука, 1989 - 408с.

12. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы 20 века. М., 1999. - 237с.

13. Гинзбург, Л. О лирике. М. - Л., Советский писатель, 1964. - 371с.

14. Гиппиус, В.В. От Пушкина до Блока. М. - Л., Наука, 1986. - 253с.

15. Гиппиус, З. Стихи, воспоминания, документальная проза. - М.: Наше наследие, 1991. - 174с.

16. Горелов, А. Гроза над соловьиным садом.- Л., 1970. - 512с.

18. Громов, П.А. Блок, его предшественники и современники. М. - Л., 1996. - 130с.

19. Долинский, М.З. Искусство и Александр Блок. М.. 1985. - 403с.

20. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1987. - 518с.

21. Жирмунский, В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм.- М., 1998 - 107с.

22. Иванов, Вяч. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов. Писатель, 1978. - 241с.

24. Криничная, Н.А. Указатель типов, мотивов и элементов преданий. - Петрозаводск, 1990. - 451с.

25. Крук, И.Т. Поэзия Александра Блока. М., Просвещение, 1990. - 319с.

26. Лесневский, С. Музыка революции.- М., 1980. - 64с.

27. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 944с.

29. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. - 320с.

30. Магомедова, Д.М. Автобиографический миф о творчестве А. Блока.- М., 1997. - 287с.

31. Машбиц-Веров, И. Русский символизм и путь Александра Блока.- Куйбышевское книжное издательство.- 1969. - 349с.

32. Минц, З.Г. Поэтика Александра Блока. Блок и русский символизм.- С-ПБ.: Искусство, 1999. - 727с.

33. Мочульский, К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов.- М., 1997. - 479с.

34. Пастернак, Б. Стихотворения. Поэмы. Переводы. /Сост. Вступ.ст. и прим. Л.А.Озерова. - М.: Правда, 1990. - 492с.

35. Приходько, И.С. Мифопоэтика А. Блока.- Владимир: ВГПУ., 1994. - 133с.

37. Силантьев, И.В. Мотив в системе категории нарратива.//Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Интерпретация текста: Сюжет и мотив. - Новосибирск, 2001. - 327с.

38. Силантьев, И.В. Поэтика мотива.- М., 2004. - 294с.

39. Смирнова, Л.А. Русская литература конца 19 начала 20 веков: Учебник для студентов педагогических институтов и университетов. М., Просвещение, 1993. - 470с.

40. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2002. - 992с.

41. Соловьев, Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М., Советский писатель, 1965. - 179с.

42. Соловьев, В.С. Сочинения. СПб., 1993. - 203с.

43. Соловьев, В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. - 341с.

44. Томашевский, Б.В. Краткий курс поэтики. - М.-Л., 1961. - 74с.

45. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1961. - 287с.

46. Трубина, Л.А. Верю в Россию: историософские символы А. Блока и А. Белого. - М., 2001. - 69с.

47. Тюпа, В.И., Ромодановская, Е.К. Словарь мотивов как научная проблема // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: от сюжета к мотиву. - Новосибирск, 1996. - 473с.

48. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра.- М., 1997. - 348с.

49. Хализев, В.Е. Теория литературы.- М., 1999. - 398с.

50. Шатин, Ю.В. Мотив и контекст. // Роль традиции в литературной жизни эпохи: сюжеты и мотивы. - Новосибирск, - 1995. - 377с.

51. Эпштейн, М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX - XX веков. М., 1988. - 415с.

52. Эпштейн, М. Природа, мир, тайник вселенной…- М.: Высш. школа, 1990. - 303с.

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."

Н.П. Крохина. Образы стихии в поэзии К. Бальмонта и А. Блока

Сопоставление поэтических миров Бальмонта и Блока возвращает нас к библейским основам духовного опыта русского писателя. Катастрофическое чувство жизни, апокалиптическое мироощущение эпохи, чувство истории, переживаемой как апокалипсис, наиболее полно воплотилось в поэзии А. Блока. Всемирное чувство, приобщение к миру как целому открывает стихийный облик мира.

Примечания

1. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 5. С. 34. – Далее том и страница в тексте.

2. Бальмонт К.Д. Собр. соч.: В 2 т. М., 1994. – Далее том и страница в тексте.

3. Цветаева М. Поэты с историей и поэты без истории // Цветаева М. Об искусстве. М., 1991. С. 107, 121.

4. Бальмонт К. Рыцарь Девушки-Женщины // Бальмонт К. Избранное. М., 1983. С. 616.

5. Иванов Вяч. О лиризме Бальмонта // Аполлон. 1912. № 3—4. С. 38—39.

6. Бальмонт К. Флейты из человеческих костей: Славянская душа текущего мгновения // Золотое руно. 1906. № 6. С. 52.

7. Бальмонт К. Малые зёрна: Мысли и ощущения // Весы. 1907. № 3. С. 51.

9. Бердяев Н.А. В защиту Блока // Ал. Блок: pro et contra. СПб., 2004. С. 453—455.

10. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX—XX вв. М., 1988. С. 111—118.

11. Эпштейн М.Н. Панночка и Россия: демоническое у Гоголя // Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. М., 2006. С. 124—127.

12. Слободнюк С.Л. Соловьиный сад. Трилогия вочеловечения А. Блока: Онтология небытия. СПб., 2002. С. 92—93.

14. Бердяев Н.А. В защиту Блока // Указ. соч. С. 454. – По Бердяеву, человек в полноте своей – это космос и личность.

15. Мочульский К.В. А. Блок // Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М., 1997. С. 81.

16. Белый А. Воспоминания о Блоке // Белый А. О Блоке. М., 1997. С. 47.

17. Чуковский К. Книга об Ал. Блоке. Пб., 1922. С. 72.

18. См .: Крохина Н.П. Мифопоэтизм А. Блока в контексте символистского мифомышления // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. № 6. С. 515—526.

19. Якимович А.К. Двадцатый век. М., 2003. С. 12.

21. Магомедова Д.М. Александр Блок // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920 г .). М., 2001. Кн. 2. С. 129—130.

22. Щукина Д.А. Мифологизация пространства у Блока и Булгакова // Ал. Блок и мировая культура: Мат. науч. конф. В. Новгород, 2000. С. 364.

23. Иванов Вяч. Кручи // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 106.

24. Якимович А. Восстановление модернизма. М., 2001. С. 12.

25. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна: Опыт догматического истолкования. М., 1991. С. 281.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература 11 класс

Тема: А.А.Блок. Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии Блока. Анализ стихотворения А. Блока "Незнакомка"

образовательная : закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая : развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная : воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

I . Организационный момент.

Объявление темы урока . (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока — поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” — переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”. Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II . Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III . Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

время написания стих;

ключевые слова – образы – символы (ассоциации);

как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);

связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;

собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений. Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а—ы, и—ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук — режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф — отчаяние от одиночества лирического героя. Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено. ” [1]. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она — или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный. ”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков. ”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“ Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный. диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный. диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого — новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

V . Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Читайте также: