Образ современного оратора сочинение

Обновлено: 05.07.2024

§ 252. Ораторская речь всегда пишется для убеждения, следовательно, в ней соблюдаются все правила убеждательной прозы. Убеждение тогда только может быть совершенно и решительно, когда все способности души согласно увлекают волю; посему речь есть такое сочинение, которое при изустном произношении, научая ум, возбуждая чувства, воспламеняя воображение и фантазию, склоняет волю слушателя согласно с желанием сочинителя. Следовательно, успех убеждения зависит от применения речи к образу мыслей, вкусу, наклонностям, страстям, характеру и образованности слушателя. Оттого ораторское искусство подчинено многим условиям временным и местным: каждая страна давала ему свой характер, потому что ораторство не составляет особенной потребности духа человеческого или естественного стремления его наружу и не изображает неизменной внешней природы; оно всегда было и будет средством общественных видов и почерпает материал из того же нравственно-гражданского мира, а этот мир бесконечно изменчив. Вот почему ораторство имеет два рода законов: одни — в природе человека, другие — в характере общества; первые всегда одинаковы, вторые зависят от духа времени и от общества.
§ 253. В древнейших государствах Азии, по духу организации их, нельзя искать ораторского искусства; оно там принадлежало лицам, а не обществу; общественное ораторство родилось в Греции и в Афинах взошло на высочайшую степень. Там ораторство было главною причиною общественной деятельности; все правительственные должности достигались и поддерживались красноречием, даже полководцы управляли войсками посредством красноречия, и потому оно имело у них характер чисто политический. Это политическое направление послужило причиною изобретения нового ложного искусства софистики, которую часто употребляли вместо истинного красноречия люди, не имевшие высокого ума и сильной воли, необходимых для оратора; они многословным хитросплетением обольщали слушателей. Такое злоупотребление высокого, благороднейшего искусства послужило поводом положить началом ораторского учения правило нравственно прекрасное, но в искусстве ложное: только муж испытанной добродетели может быть красноречив. То же самое повторилось в Риме. По понятиям древних народов о добродетели у них это правило имело вид истины, потому что сила характера и мужество составляли главнейшую их добродетель (virtus). Без чего, конечно, нельзя быть оратором, особенно народным. С падением древнего мира все изменилось, изменилось и ораторство. И мы можем сказать: только добродетельных людей надобно допускать до ораторства.
§ 254. Софистика была источником и другого правила: Поэтом надобно родиться, а оратором можно сделаться (poetae nascuntur, oratores vero faint). Первая половина этого правила, безусловно, справедлива, а вторая более, нежели сомнительна. Конечно, где можно было невежественную толпу взволновать и увлечь хитросплетенным многословием, там можно было научиться ораторству. Но истинное ораторство — искусство владеть и располагать умом, волею и страстями слушателей — требует столько же даров, сколько и учения. В самом деле, что может сделать словом своим человек холодный, вялый, нерешительный, равнодушный, без творческого ума, без страстей и воображения, неспособный приходить в поэтический восторг при защите истины и добродетели?

Содержание
Введение. 2
1. Контакт оратора со слушателями. 3
2. Особенности аудитории. 6
3. Требования к облику оратора. 8
4. Форма изложения материала. 10
Заключение. 14
Библиографический список. 16

Введение

1. Контакт оратора со слушателями

2. Особенности аудитории

3. Требования к облику оратора

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели — это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.
Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам:
Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.
Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т.е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.
Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

4. Форма изложения материала

Заключение

Библиографический список

В современной теории и практике ораторского искусства это период доработки подготовленного текста. Аргументатор размышляет над тем, как лучше донести свои мысли до слушателей, психологически настраивается на предстоящее выступление.

Чтобы облегчить задачу воспроизведения подготовленной речи на трибуне, молодым ораторам можно посоветовать выделить в тексте с помощью маркера (или подчеркнуть) основные мысли, на которые необходимо будет обратить особое внимание слушателей. Это могут быть тезис речи и подтезисы микротем, топосы, аргументы, выводы и др. Выделение в тексте главных мыслей сделает речь более уверенной, позволит избежать различных заминок. Имея перед собой текст, по необходимости заглядывая в него по ходу выступления, оратор избавляет себя от нужды удерживать в памяти общий план речи, не опасается неряшливых формулировок, повторений, не рискует потерять, волнуясь, общую нить рассуждения. Это очень важно, особенно для неопытных ораторов.

Удобнее работать с речью, текст которой написан на одной стороне листа, причем, не в тетради, а на отдельных листах.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. Здесь нужно согласиться с мнением И. Н. Кузнецова, что в отдельных случаях это оправданно. «Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. п., неловко держать перед собой текст речи. А между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст.

Когда оратор приобретет достаточный опыт публичных выступлений, чтобы чувствовать себя на трибуне абсолютно спокойно и не сбиваться с мысли под воздействием случайных обстоятельств, можно переходить к тому, чтобы произносить речь, имея перед собой не текст целиком, а развернутый план или тезисы выступления, в которых сохраняются некоторые наиболее важные текстовые моменты.

Эффективным средством подготовки является запись репетиции выступления на видеокассету. Полезно просмотреть видеозаписи своих выступлений, состоявшихся непосредственно перед слушателями. По признанию некоторых весьма опытных ораторов, такой просмотр помог обнаружить недочеты, о которых они ранее даже не подозревали.

Перед выступлением полезно заранее прийти на место, осмотреть зал, вход на эстраду, трибуну. Желательно пообщаться с появившимися в зале первыми слушателями. Неформальная беседа помогает не только уловить настроение людей, но и снимает нервозность, неизбежно овладевающую любым оратором, собирающимся выступать в незнакомой аудитории.

Немаловажным фактором является правильный выбор места для произнесения речи. Такой вопрос, как правило, не возникает, когда в помещении имеется трибуна или стол, на который можно положить свои записи. Однако надо принимать во внимание и конкретную обстановку, характер речевой ситуации. В малой аудитории, где 20–30 слушателей, выходить за трибуну, если того не требуют регламент и официальность встречи, нежелательно. Трибуна придает официальность и как бы отдаляет оратора от слушателей. Она уменьшает возможность экспрессивного воздействия на аудиторию, сковывает движения и жесты, а иногда и мысли оратора. Желая достичь более тесного контакта с людьми, некоторые ораторы предпочитают находиться поближе к слушателям, на одном с ними уровне, не пользуются трибуной и кафедрой. Это придает общению интимный характер и способствует лучшему взаимопониманию.

Исполнение речи требует особых знаний и навыков. Качество исполнения определяется способностью оратора установить живой контакт с аудиторией, его умением оценивать восприятие своих слов, следить за реакцией слушателей, вносить в соответствии с ней необходимые коррективы в заготовленный текст и в манеру ведения разговора, живо реагировать на любое изменение внимания людей и обстановки в аудитории.

Традиционно в риторике проблема исполнения речи описывается с помощью таких категорий, как образ оратора и его нравственная позиция, взаимодействие с аудиторией, применение вербальных и невербальных средств воздействия, личный ораторский стиль речи.

- отвечает вопросом на вопрос или повторяет заданный вопрос вслух;

- делает акцент на мелкие, второстепенные детали;

- возмущается по незначительному поводу, найдя для этого отдушину в разговоре.

Человек, как правило, осознанно относится к тому, что он говорит, но не как говорит. Поэтому к наиболее объективным признакам личностных особенностей говорящего относятся его голосовые параметры. Так, скорость речи выдает тип его темперамента, а заметные колебания скорости речи – возбудимость или неуверенность в себе. По параметрам коммуникативной сферы личности (целенаправленности, скорости, пластичности и эмоциональности) можно достаточно объективно определить темперамент. По мнению В. М. Козубовского, торопливость речи нередко является свидетельством робости, возбужденность – увлеченности, вялость – флегматичности и лени. Если произношение отдельных слов, окончаний, частиц:

- очень четкое – это свидетельствует о внутренней дисциплинированности и целеустремленности;

- расплывчатое – означает уступчивость и стремление к покою;

- манерное, форсированно-отчетливое произношение с ударением на первом слоге ключевых слов – склонность к демонстрации своей силы и решительности.

Если высота голоса:

- падает к концу предложения (при неизменной громкости) – возможна предрасположенность человека к депрессиям. Чаще всего это свидетельствует о мягком характере и слабой воле;

- меняется в широких пределах – это сигнализирует об открытости характера и искренности человека.

За рубежом в последние годы большую популярность завоевал контент-анализ речи, задачей которого является измерение аффектов (тревоги, враждебности, интеллектуальных нарушений человека) через диагностику речевых актов с подсчетом определенных слов, фраз, эмоционально окрашенных предложений и т. п. Показательность индивидуальных особенностей речи настолько велика, что речевые тесты занимают в современной психологии одно из ведущих мест по ширине их использования в психодиагностике [cм. 27, 304–307].

Методы психологического анализа личности все более становятся достоянием современного образованного читателя и слушателя.

Нельзя доверять человеку, который в жизни руководствуется одними принципами, а с трибуны провозглашает совершенно иные идеалы и ценности бытия. Важными нравственно-этическими критериями деятельности оратора являются единство слова и дела, безупречная репутация и благоприятное общественное мнение о нем.

Одежда – оценивается первой в облике человека. У оратора она не должна быть эксцентричной. Скромность предпочтительнее экстравагантности. А. Ф. Кони советовал ораторам одеваться прилично, но просто. В костюме, по его мнению, не должно быть ничего вычурного и кричащего. Крайне неблагоприятное впечатление об ораторе могут вызвать неряшливый костюм, мятая рубашка, расстегнутые пуговицы и т. п.

Сложились определенные требования, предъявляемые к деловому костюму. Универсальной одеждой деловой женщины является платье, костюм, брючный костюм или кофта с юбкой, причем последние должны быть обязательно современными. Женщине всегда следует помнить, что не рекомендуется смешивать разные украшения. Допустимыми в деловой одежде считаются лишь гарнитуры (кулон, серьги, кольцо). Рабочий костюм мужчины – обычный: брюки и пиджак. В туалете мужчины главный предмет – галстук. Его рисунок не должен повторять рисунок костюма или рубашки. С костюмом из пестрой ткани не согласуются пестрые галстуки.

Одежда должна соответствовать характеру речевой ситуации: на судебное заседание и на дружескую вечеринку одеваются, разумеется, по-разному. Для официальных встреч и выступлений представителям некоторых профессий (работники прокуратуры, сотрудники Министерства внутренних дел, Министерства обороны и др.) рекомендуется надевать форму.

Установлено, что цвет, форма линий одежды и даже фактура тканей оказывают влияние на эмоциональную оценку внешнего облика. Имеет значение и сочетание цвета в одежде. Создавая внешний имидж, надо помнить, что это символ, который без слов говорит окружающим, на какой ступени общественной лестницы стоит человек, к какому кругу профессий принадлежит, каковы его характер, темперамент, вкус, финансовые возможности, а иногда даже каково семейное положение. Вещи, которыми пользуется оратор, как правило, не случайны. Зонт, портфель, записная книжка и ручка человека, желающего произвести благоприятное впечатление, должны быть отличного качества.

Манеры уважающего себя, свои знания и убеждения оратора – это манеры человека воспитанного, естественно следующего правилам культуры и этикета. Импонируют уверенность без самоуверенности, чувство собственного достоинства без самолюбования, непринужденность поведения без развязности. Противопоказаны суетливость и нервозность. Человек, умеющий держаться с достоинством, кажется окружающим привлекательным и вызывает подсознательное к себе расположение и доверие. Ничто так не компрометирует выступающего, как растерянность: слушатель не желает соглашаться с человеком, который сам в себе сомневается. Из этого следует, что оратор должен отбирать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит. Умение излагать материал со знанием дела, без фальши, формирует впечатление об ораторе как человеке убежденном, твердом и добропорядочном.

Умение контрастом пафоса устного слова воздействовать на чувства слушателей является признаком высшего искусства оратора.

Эмоциональная и экспрессивная составляющие устной речи проявляются главным образом с помощью невербальных средств предъявления информации и личного отношения оратора к предмету речи. Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации подразделяют на:

паралингвистику– систему вокализации речи;

визуальное общение – представляет собой систему невербальной выразительности и общения на основе движений глаз (контакт глаз). Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание взгляда, направленность и т. п.



История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.

Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.

Выбор темы, которая подойдет для выступления


Выступать можно с любой темой, обо всем на свете, лишь бы эта тема была близка оратору и интересна слушателям.

О чем можно рассказать?

Можно, к примеру, блеснуть эрудицией и подобрать тему о каком-нибудь уникальном животном, о жителях подводного мира.

Расскажите о домашних питомцах – и это будет очень удачное ораторское выступление, которое будет идти из самого сердца.

Можно найти интересную тему, которую будут слушать. А о чем любят слушать люди?

Любят слушать, к примеру, о том, как кто-то был обычным, ничем не примечательным, человеком, но стал известным и успешным.

Также вас будут слушать о загадочном, о непостижимом или необычном.



В чём значение ораторского искусства в наши дни?

В чём значение ораторского искусства в наши дни? Буянов Олег

бульвар Рябикова, 50 Иркутск Россия 664043

Буянов Олег

Дата: 24 апреля, 2020 ||

Рубрика: Для саморазвития

Значение ораторского искусства в наши дни. В чем важность ораторского мастерства? Ораторское искусство как важный навык современного человека. В чём главный секрет ораторского искусства. Обо всё этом вы узнаете из этой статьи.

Одним из главных навыков является — навык общения, диалога, умение выражать свои мысли с помощью слова. Из этой заметки вы узнаете о важном умении современного человека, об ораторском искусстве.

Значение ораторского искусства в наши дни.

Успешному человеку необходимо обладать прекрасными ораторскими способностями. Как говорят историки, кто-то из великих картавил, заикался, не умел читать или писать. Их не остановили недостатки. Они нашли силы не обращать на них внимания или даже преодолеть.

Считается, что именно недостатки вызывают сильнейшее желание развиваться и стать лучше, чем есть, достичь целей. Действительно, вокруг много красивых людей со звучными, выразительными голосами, но они не пользуются своим талантом.

В то же время не каждый, кто полон недостатков, находит в себе силы и волю для совершенствования. Иначе мир был бы полон великими личностями.

В чем важность ораторского мастерства?

Искусство красиво говорить важно потому, что:

— это лучший способ выразить и донести обществу гениальные идеи;

— это лучший способ воздействия и убеждения;

— это лучший способ произвести благоприятное впечатление. Не зря же говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Ум выражается с помощью речи.

— это метод борьбы со страхом перед большой аудиторией.

— это один из важнейших навыков в современном обществе.

Без умения говорить не продвинешь даже ту идею, которая не имеет риска проигрыша, а только явную пользу.

Ораторское искусство в современных реалиях.

Можно читать труды Цицерона, Юлия Цезаря, Владимира Ленина и др. для наглядного примера. Но все эти книги имеют один существенный недостаток: они были актуальны в свое время.

Сегодня как никогда раньше ценится лаконичность. Даже употребление метафор и уж тем более гипербол порицаемо в большинстве случаев. Поток информации бесконечен. Оградите себя от негативной информации, и впускайте только позитивную!

Чтобы запомниться и выделиться, нужны самые важные и сильные слова. Хорошими учителями могут стать обыкновенные дикторы и телеведущие. Екатерина Андреева, Михаил Леонтьев, Мария Ситтель и др. В условиях работы в ограниченном эфире они выражаются лаконично, и тем более учитывают все тонкости современной русской речи.

Главный секрет ораторского искусства.

Человек должен умело пользоваться своим телом и мимикой, дополняя ими слова. Запомните! Пусть лучше будет много живой мимики, но мало жестов, чем наоборот! Тренируйте свою дикцию!

Движения отвлекают и мешают понять смысл слов, а каменное лицо выдает неискренность. В умелом использовании всех возможностей тела и скрывается главный успех оратора.

Главное — постоянное развитие!

Тему ораторского искусства я продолжу в новых заметках на блоге. Техники ораторского мастерства, риторика, борьба со страхом и другие необходимые навыки — об этом вы прочитаете на моём блоге. Не пропустите!

До новых встреч на блоге, в моих новых статьях!

Рейтинг: 5 из 5 (2 голоса)



Редкие темы для выступления

  • Культура потребления
  • Молекулярная кухня
  • Готическая архитектура
  • Поп-арт
  • Элитарная культура
  • Дополненная реальность
  • Кто такие фрики
  • Дауншифтеры
  • Космический туризм
  • Бодипозитив
  • Декоративная гравировка
  • Муралы
  • Гротеск
  • Глобализация
  • Гегемония

Интересные темы, раскрытые в притчах

Лучшие притчи о жизни и мудрости

Темы, поднимаемые в притчах – мудрые, полезные. Притчи будут слушать все с большим удовольствием. Предлагаем готовые мудрые притчи, с которыми можно выступить перед любой аудиторией.

  • Секрет семейного счастья.
  • Секрет долголения
  • Как найти друзей
  • Как научиться делить поровну
  • Секрет воспитания
  • Притча о том, как покорить мужчину
  • Другие интересные притчи


Известные ораторы зарубежья

В зарубежных странах существует множество знаменитых величайших ораторов, которые отличались прекрасным умением строить свою речь во время выступлений так, чтобы люди не сомневались в их убеждениях . К самым выдающимся личностям следует отнести двух ярких политических деятелей:

Адольф Гитлер

Несмотря на всю свою дьявольскую сущность, этот человек был сильнейшим оратором, который выступая, всегда держал народные массы в напряжении и полном внимании. В выступлениях он применял резкую жестикуляцию рук, говорил эмоционально и даже грубовато. В его речах наблюдалась такая черта, как использование длительных пауз с целью подчеркнуть что-то важное и основное.

Гитлер

Уинстон Черчилль

Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.

Черчилль - великий оратор

Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.

Виды публичных выступлений по форме и особенности каждого из них

К устной публичной речи относится:

ораторское мастерство риторика

публичная речь ораторское искусство

К диалогическим видам устных публичных выступлений относится:

  • Интервью.
  • Переговоры.
  • Дискуссии.
  • Совещания.
  • Пресс-конференции.

Дыхание

Вдыхаемый воздух является совершенно необходимым условием для произношения звуков, стонов, речи и пения. Легкие не могут дышать сами. Они скорее вентилируются благодаря работе дыхательных мышц.

Многочисленные альвеолы легких не могут быть активными, они зависят от мускулов, которые расположены вокруг легких. Задача человека — научиться не хватать воздух, а плавно набирать его в легкие. При этом желательно делать это через нос. В этом случае воздух нагревается и фильтруется. При осуществлении только ротового дыхания происходит быстрое пересыхание гортани, что ведет к осипшему голосу и воспалению дыхательных путей.

Кроме того, нужно стремиться к глубокому дыханию. Его еще называют диафрагменным или брюшным. Не следует довольствоваться поверхностным дыханием. Поскольку его последствиями могут выступать спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Дыхание можно считать правильным, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Рекомендуется использовать глубокое дыхание и по возможности — свежим воздухом. Акцент делается на том, чтобы выдыхать и оставлять внутри воздух в спокойном, тихом состоянии для наполнения кислородом самых отдаленных уголков легких. Полезно представлять вдыхание аромата цветов.

Ребенок с книгой и летающие буквы вокруг


Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.

Что нужно тренировать

По мнению Х. Леммермана, фундамент красивой и свободной речи закладывается за счет хорошего управления дыханием, четкого произношения и эффективного речевого мышления. Постоянная тренировка памяти также является важным навыком для любого оратора.

Девушка нюхает цеточек

Речь оратора должна быть отчетливой и осмысленной. Звучание голоса тоже должно быть хорошим. Прежде всего необходимо добиться плавности речи. А вот силу голоса, тембр, темп, ударение и резонирование необходимо настраивать согласно контексту имеющейся ситуации.

Упражнения, направленные на формирование речи, должны выполняться систематически на протяжении достаточно длительного периода времени. Например, еженедельно в течение полугода. Здесь важно разумное поэтапное продвижение к заданной цели.

В качестве таких упражнений выступают, например, чтение текста вслух и передача смысла прочитанного своими словами. При этом читать нужно громко и периодически бросать взгляды на воображаемых зрителей. При пересказе текста важно запоминать детали и передать их по возможности дословно, либо собственными словами.

Для развития свободной речи рекомендуется регулярно практиковать формирование навыка на основе конспектов с ключевыми словами и развивать умение речевого мышления, то есть способности думать во время произнесения речи.

Ораторское искусство Древнего Рима

Древние ораторы

Древний Рим открыл миру многих теоретиков красноречия, чьи имена до сих пор известны и не сходят с учебников истории. Государственные вопросы этого периода решались исключительно на народных собраниях или суде. Образ оратора Древнего Рима приравнивался к Богу. Одним из самых известных представителей искусства этого периода считается блестящий оратор и философ Марк Фабий Квинтилиан (36–96 гг. н. э.).

Квинтилиан считал главной обязанностью выступающего обладать красивой и чистой речью, соблюдать этический и нравственный долг. Он полагал, что оратор, изощренный в красноречии это мудрец, разбирающийся в науках и речевом искусстве, который должен быть воедино с природой и непрерывно практиковаться.

Квинтилиан разработал специальную систему о воспитании. Он говорил, что для овладения ораторским искусством в совершенстве необходимо с детства развивать специальные черты характера у ребенка. Отдельную главу о воспитании оратора Квинтилиан посвятил работе учителя, предлагая специальные упражнения и список рекомендаций по чтению литературы. Философ считал правила по риторике не обязательными для оратора. Квинтилиан предлагал их менять под оратора и сложившиеся обстоятельства, отступив от давно сложившихся правил по построению слова.

Марк Фабий Квинтилиан разделял риторику на пять частей, которые должен придерживаться каждый харизматичный оратор:

  • Произнесение;
  • Память;
  • Изложение;
  • Расположение;
  • Изобретение.

Главное для оратора Квинтилиан считал отсутствие в речи высокомерия. Выступление должно быть скромным и предельно ясным.

Ораторское искусство Эпохи Возрождения

Ораторы древнего Рима

Ораторское искусство перешло на новый этап развития в период Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения стала временем расцвета судебного ораторства и торгового красноречия. Искусство риторики периода возрождения выражалось в литературных произведениях и дополнилось живой речью, дальше уходя от использования книжной латыни.

Личность оратора в риторики Эпохи Возрождения имело принципиальное значение. Кумиром для публики был философ и блестящий оратор Цицерон.

Главными условиями выступающего человека для публики в Эпоху Возрождения была доброжелательность и благотворительность. Эти качества помогали расположить аудиторию к себе, происходило полное взаимопонимание и образование доверия публики к оратору. Для выступления использовали возвышение для оратора. Эпоха Возрождения стала новым этапом в развитии духовной жизни людей.

Типы ораторов

Ораторы различаются между собой по темпераменту и манере преподносить информацию. Различают следующие типы ораторов:

Оратор эмоционального типа натура впечатлительная. Слова пропитаны собственными пережитыми эмоциями и чувствами. Он способен перейти на повышенный тон или крик. Монолог наполнен страстью и не содержит четкого плана, присутствует активная жестикуляция. Эмоциональный вид склонен к преувеличению, поэтому аудитория воспринимает его не серьезно. Харизматичный оратор эмоционального типа способен агитировать, но не способен воодушевить словом. Речь имеет интуитивный характер, предсказать ход развития выступления не возможно.

Оратор рационального типа эмоционально сдержанный человек, держащий чувства при себе. Речь рационального оратора состоит из прописанного заранее плана, наполнена логически построенными рассуждениями и выводами. Она легко заведет собой слушателей, воздействуя на рациональное мышление и веру в произнесенные слова.

Личность оратора и навыки красноречия

Выступление девушки

Русский мыслитель и ученный М.В.Ломоносов видел в ораторе человека остроумного, красноречивого, обладающего феноменальной памятью. Красноречивый оратор должен быть интеллектуально подкованным, грамотным, запоминающимся, обладать логической и образной памятью, разносторонним мышлением.

Харизматичный оратор предполагает наличие врожденных способностей к ораторскому искусству. Врожденный дар к красноречию вытекает из особенности строения нервной системы и работы головного мозга.

Для публичного выступления оратору понадобится наличие специальных навыков. Они имеют большое значение и делятся на основные и приобретенные.

Развить навыки красноречия поможет чтение литературы по ораторскому искусству, тренировка речи, анализ выступлений на сцене людей. Еще в свое время Цицерон изрек, что поэтами рождаются, ораторами становятся.

Добьется успехов в ораторском искусстве человек, сочетающий следующие качества характера и способности:

Поможет правильно оценить происходящие события, эмоциональный настрой аудитории, для правильного и своевременного реагирования на нее.

Поможет оратору мыслить в соответствии с законами логики, внимательно проанализировав информацию, воспроизводить монолог грамотно и последовательно, проводить анализ речи.

Оратор должен критично относиться к полученной информации, иметь собственное мнение, независимое от настроения окружающих.

Речь, произнесенная скучно не заинтересует аудиторию. Она должна быть хорошего качества, слова грамотно построены, приятной на слух и волнительной.

Внешний вид и имидж оратора

Радислав Гандапас

Любой слушатель еще и зритель, помнить эту психологическую особенность человека надо всегда. До начала речи аудитория внимательно рассмотрит внешний облик оратора и оценит его качества. Независимо от цели и содержания речи внешний вид требует внимательного, тщательного к себе отношения.

Одежда оратора должны быть простой и элегантной, хорошего качества, соответствовать мероприятию и оставлять приятное впечатление. Цвет выбирается спокойный, желательно темных тонов. Отсутствие запаха, пятен на одежде и нелепого вида является залогом расположения публики к оратору.

Любая мелочь в одежде должна быть продумана, составляя общий имидж оратора как успешного, целеустремленного человека. Во время выступления нельзя хаотично махать руками, раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ногами. Жестикуляция должна быть в меру. Поза оратора обязана выглядеть естественно. Лишние движения и активная жестикуляция отвлекают публику от речи, придают несерьезный вид выступлению.

Для выступления используется специальное возвышение для оратора, чтобы зрители могли лучше слышать и видеть выступающего. Трибуна оратора понадобится и для его удобства. На нее можно положить подготовленные записи.

Помимо внешнего облика оратора внимание заслуживает его речевой имидж.

  • Наличие моральных качеств в воспитании оратора, знание наук, умение владеть словом;
  • Знание речевой стилистики, умение грамотно использовать стили по назначению;
  • Умение пользоваться интонацией.

Виды и стили ораторской речи

Ораторская речь подразделяется на следующие виды:

Речь направлена на решение социальных, экономических и политических вопросов, представляет определение задач и целей. Выступление несет для аудитории практические рекомендации к действию. Политические ораторы организовывают доклады или дипломатические речи на соответствующие темы, вступают в дискуссию с соперниками, соблюдая этические нормы и правила поведения.

Речь направлена на рассмотрение новых фактов, проводимых исследований, тестов. Выступление проходит как научный доклад или лекция.

Речь влияет на решения суда, формирует соответствующий настрой судей и публики в зале суда. Цель речи на судебном процессе представляет собой вынесение законного решения, соблюдая правила, из которых состоит этика судебного оратора. Судебная речь делится на обвинительную, адвокатскую, общественную и речь обвиняемого.

Этика судебного оратора должна соответствовать нормам морали и качества, так как слова оратора оказывают непосредственное влияние на судьбу обвиняемого, доказывают или опровергают причастность к делу. Судебный оратор несет полную ответственность за содержание выступления.

Презентация

Речь освещает собой бытовую жизнь личности в свободном стиле изложения. Выступление проводится на юбилеях, застолье, днях рождения.

Самый старый вид красноречия, с богатой историей. В церковной речи отражен интерес к духовному миру человека, происходит затрагивание темы привычек.

Ораторская речь тщательно готовится по книжным и научным источникам, которые определяют стиль речи выступления. Различают следующие стили ораторской речи:

  • Деловой ораторский стиль речи направлен на доведение до аудитории информации. Главная цель научного стиля доведение и доказательство истинности произносимой информации для публики.
  • Художественный стиль носит эстетическую направленность.
  • Разговорный стиль резко отличается от книжного. Его цель — общение.
  • В устной форме оратор раскрывает бытовые и личные темы при выступлении.

Ораторское искусство в современном обществе

Главным является практика, только благодаря ей можно натренировать свои навыки и научиться правильно общаться с публикой.

В Лондоне, например, до сих пор существует Уголок ораторов. Уголок для ораторов находится на площадке Гайд-парка в Лондоне, где каждый желающий может высказаться на публику, провести анализ выступлений других или потренировать навыки.

Образовался Уголок в 1872 году во время беспорядков в Лондоне, протеста рабочих и стал символом свободы слова. Уголок ораторов посещали Карл Маркс, В. В. Ленин и другие народные деятели бывшие в Лондоне, он имеет богатую политическую историю. До сих пор в Лондоне не заканчиваются речи, их слушают туристы или местные жители.

Читайте также: