Образ поколения в лирике лермонтова сочинение

Обновлено: 04.07.2024

нравов, традиций, устоев является одной из важ­нейших в его творчестве, И если в представите­лях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотиз­ма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколе­ния вызывали у него сомнения и грусть.

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Даже лучшие представители молодежи 30-х годов XIX века не знали, как и где можно прило­жить свои силы. В результате многие из них ста­ли безразличными ко всему, равнодушными и пассивными:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы,

Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.

В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошенность душ, се­рое прозябание страны, в которой он родился, Лермонтов невольно начинал испытывать возму­щение, смешанное с тоской и отчаянием. Он меч­тал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, пе­чальном молчании. М. Ю. Лермонтов строго су­дит своих современников, вынося им суровый приговор.

В своих стихотворениях, посвященных судь­бе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожа­леет о том, что гибнут лучшие силы современни­ков. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Поэта также волновало то, что в этом бездуш­ном мире утрачивается высокое назначение по­эзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонима­ние и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенъя,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Михаил Юрьевич Лермонтов был одним из ярчайших русских поэтов, также он писал прозу, был автором драм и художником. В его творчестве наблюдается сочетание множества направлений: гражданского, философского, личных мотивов. Его стихи отвечали потребностям, которые на тот момент существовали в духовной жизни русских людей. Судьба поколения 1830-х в лирике Лермонтова стоит особняком.

Судьба поколения 1830 х в лирике Лермонтова

Первый период творчества

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

Царь Николай I

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Эпоха безвременья

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта. Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели. Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности. Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

О презрении потомков

Что же интересует сверстников поэта? Это:

  • балы;
  • дуэли;
  • шумное веселье;
  • сплошные развлечения.

Лермонтов в думах

Всё, что остаётся нынешнему поколению — спокойствие, благопристойность, сытая и невозмутимая самоуверенность.

Таким образом, поэт считает, что жизнь этих людей прожита зря, без высоких дум и стремлений, без страстей, без идеалов. Потомкам они не оставят никаких духовных ценностей и тем останется только презирать их.

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы. Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может. В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Подлинность и истинность слов поэта

Герцен и Белинский

И действительно, стихотворение производит довольно мрачное впечатление. В нём печаль сливается с негодованием, обличением, горьким осуждением, жалобой, тоской и иронией. Поэт выплёскивает свою обнажённую душу, обуреваемую чувствами. Он вскрывает сознание своего поколения изнутри. И это придаёт его словам подлинность и истинность.

Тема маскарада является символичной. В стихотворении слышится насмешка над фальшью светского общества. В воображаемом прошлом поэта присутствуют светлые мечты, которые в его сознании приходят в противоречие с призрачной реальностью. Она пропитана враньём и прячется под маской. И эта грязь, сопровождающая действительность, в душе Лермонтова вызывает презрение. Поэт пишет, что перед ним мелькают образы бездушных людей.

Такая позиция ещё раз свидетельствует о неравнодушии поэта, о его стремлении изменить окружающую действительность.

Другие произведения

Раздумья о своём поколении Лермонтов продолжает и во множестве других произведений. Среди них можно назвать:

Таким образом, Лермонтов с большой гордостью и отрадой вспоминает о событиях 1812 года. И сравнение с нынешним поколением говорит, что смельчаки остались в прошлом, а им на смену пришли малодушные, слабые люди, которые ищут безопасности и покоя.

В заключение хочется сказать, чем дороги сочинения Лермонтова моему поколению. Их написал зрелый человек, страстный патриот, который знал жизнь, и хотел сделать её лучше. И, обличая пороки потерянного поколения, призывал его к деятельной борьбе за высокие идеалы.

нравов, традиций, устоев является одной из важ­нейших в его творчестве, И если в представите­лях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотиз­ма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколе­ния вызывали у него сомнения и грусть.

К исторической тематике Лермонтова приво­дят частые и неутешительные размышления о судьбе

своего поколения. Поэта зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в совре­менной ему жизни он не видит ни сильных лю­дей, ни решительных поступков:

– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Но автор вовсе не ставит в вину молодому по­колению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После по­ражения декабристов стала невозможной прак­тически любая деятельность.

В связи с этим в людях появляется естественное стремление зам­кнуться в себе, уйти от реальной жизни

в мир грез и фантазий. М. Ю. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего – не рассуждения стороннего наблюдате­ля, а откровения человека, на себе испытываю­щего все противоречия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермонтова – это в основном умные, образованные, талантливые люди, обладающие горячим сердцем, стремлени­ем к свободе и счастью. Но в стихотворении “Мо­нолог” поэт пишет, как все их благородные по­рывы гаснут под бременем жестокой жизни, жес­токого века:

К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Образ тех, чья юность томилась “средь бурь пустых”, чья недолгая однообразная и пасмурная жизнь подобна “солнцу зимнему на, сером небо­склоне”, служит укором не только поколению со­временников поэта, но и самой существующей действительности, убивающей любые высокие стремления и мечты.

Одним из самых ярких произведений Лермон­това, посвященных размышлениям о судьбе сво­его поколения, является “Дума”, написанная в 1838 году. В этом стихотворении чувствуется боль и обида автора за молодых людей, лишен­ных возможности не только действовать, но и чувствовать:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Даже лучшие представители молодежи 30-х годов XIX века не знали, как и где можно прило­жить свои силы. В результате многие из них ста­ли безразличными ко всему, равнодушными и пассивными:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Молодежь “вянет без борьбы”, в то время как “огонь кипит в крови” – стремление к активной жизни. Таким образом, автор показывает непри­миримое противоречие между разумом и страс­тью:

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Обвиняя в пассивности среду и время, Лермон­тов тем не менее вовсе не оправдывает свое поколе­ние. Он осуждает его бездеятельность и пустоту в эпоху, когда более всего необходима борьба. Поэта огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”.

Автор высказывает уверенность в том, что свобода не приходит сама собой: за нее необходимо бороться, за нее не страшно даже пойти на каторгу или умереть. Он не может смириться с тем, что люди его поколения живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы,

Перед опасностью позорно малодушны И перед властию – презренные рабы.

Бездеятельность и пассивность этих людей губят и ум, и знания, и умение ценить и понимать прекрасное. Праздная, безрадостная жизнь ли­шает душу каких бы то ни было чувств, поэтому современники поэта и ненавидят; и любят “слу­чайно”, “ничем не жертвуя ни злобе, ни любви”.

Это поколение старится не только физически, но, в первую очередь, духовно. Их “ровный путь без цели” – это следствие равнодушия, отсут­ствия жизненных тревог и волнений. Нравствен­но опустошенные, утратившие цельность миро­воззрения, они уже не способны на труд и на под­виг.

В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошенность душ, се­рое прозябание страны, в которой он родился, Лермонтов невольно начинал испытывать возму­щение, смешанное с тоской и отчаянием. Он меч­тал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, пе­чальном молчании.

М. Ю. Лермонтов строго су­дит своих современников, вынося им суровый приговор.

В своих стихотворениях, посвященных судь­бе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожа­леет о том, что гибнут лучшие силы современни­ков. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Поэта также волновало то, что в этом бездуш­ном мире утрачивается высокое назначение по­эзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонима­ние и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенъя,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Да, мировосприятие Лермонтова, его взгляды на будущее поколения и страны были безрадост­ны. Однако само его творчество, поэзия, проник­нутая стремлением к активной деятельности, к борьбе, выделили его из времени, из поколения его современников. “Без шума и следа” – это не о нем, так как лирика этого замечательного по­эта оставила глубокий след в истории мировой литературы. Она жила и продолжает жить до сих пор, пробуждая сердца и зажигая их жаждой ак­тивной, свободной жизни.

Социальные мотивы. Образ поколения 1830-х годов в творчестве Лермонтова

Темы в творчестве Лермонтова словно движутся по кругу. Они меняются местами в плане своего главенства, но при этом постоянно присутствуют в его поэтическом мире, помогая раскрытию друг друга.

К 1840-м г. усиливаются социальные мотивы в его творчестве. Поэтому неудивительно, что, создавая в стихотворении "как часто пестрою толпою окружен. " образ светского общества, поэт решил противопоставить его своей "малой Родине". Именно ее образ служит главным условием размежевания жизненных ценностей на истинные и мнимые. В самом стихотворении есть два времени - прошлое и настоящее. Между ними, в центре, находится лирический герой, в котором угадываются черты самого поэта.

Прошлое - это светлый мир детства, "родные все места", который во многом перекликается с образами и интонациями из стихотворения "Родина". Поэт видит детали, милые его сердцу мелочи и наполняет ими поэтическое пространство: "высокий барский дом", "сад с разрушенной теплицей", "спящий пруд", за ним вдалеке село, которое отсюда не видать, но заметен дым. А после дым от труб словно перетекает в туманы над полями. И умение автора выбирать фокус своего видения и останавливаться на главном для себя: осенняя аллея вечером и мальчик, который неслышно ступает по листьям.

Настоящее - это светское общество, к которому и сам поэт принадлежит по своему рождению и социальному положению. Казалось бы, аристократия - это цвет русского общества, люди приближенные к царю и занимающие высокие государственные посты. Но поэт показывает: какой Царь, таково и окружение. Светское общество настолько однообразно, что Лермонтов при всей его наблюдательности не может выхватить отдельных лиц. Вместо этого он создает обобщенный образ света – "пеструю толпу".

Здесь проступает неприкрытая насмешка и злая ирония: "железный стих, облитый горечью и злостью". Поэт находит многозначный и емкий образ "толпы". Под толпой мы привыкли подразумевать большое количество людей, которые собрались в одном месте. Отличительная особенность - ею легко управлять, использовать в своих целях одним человеком, которого все уважают, а чаще просто боятся. Человек толпы не имеет своего мнения, он говорит только то, что и все остальные. Таким образом, цвет русского общества перевоплощается в безликую пеструю людскую массу, среди которой опасно иметь свое собственное мнение, отличное от других. Вместе с этим слово "толпа" восходит к глаголу "толпиться". Так возникает зрительный образ - император на троне и его верноподданные, которые буквально толпятся возле него, выражая своим поведением раболепие и восторг. Именно этим они выслуживают себе чины и награды. Разве эта ситуация не напоминает карьерный рост Максима Петровича из комедии Грибоедова? Если оба автора столь схожи в своих образах, то перед нами действительный образ власти в России и людей, которые при этой власти находятся.

Обратим также внимание на то, что в стихотворении действительность и сон словно меняются в авторском сознании местами. Основывается это на противопоставлении истинных и мнимых жизненных ценностей. Эти люди без души де любовь превратили в привычку, особый ритуал, лишенный каких-либо чувств, где только "блеск и суета".

Прямо посреди зала поэт словно забылся на короткий миг и дал волю своему воображению, став "вольной птицей". Отсюда в стихотворении две совершенно разные интонации. Если реальную жизнь хочется выдать за сон, то мечты о прошлом - за действительность.

Середина стихотворения окрашена в светлые лирические тона. Это воспоминания автора о детстве. В данном случае реализует себя гармонический идеал поэта: человек, созерцающий красоту родной природы и обретающий наедине с нею внутреннюю гармонию.

Перед нами эмоциональный порыв автора. Если в светском обществе он чувствует только один лишь холод, то здесь мы ощущаем его радость от забытой полноты переживаний, которые возникают одновременно и сменяют друг друга с бешеной скоростью:

Образы детства и природы неразрывно связаны и создают свой особый мир. Он наполнен сменяющимися реалиями, разнообразными запахами и звуками. Но богатство красок не означает пестроту и безликость общей картины.

Обратим внимание, что поэт сумел соединить в стихотворении романтический образ мечты с конкретными реалиями из своего детства, наполнив его жизненной правдой.

Но мечта все же остаётся мечтою. Поэтому последние шесть строк - это возвращение к началу произведения. Ведь прошлого не вернешь назад. Автор очнулся из забытья и увидел себя среди светского общества: шум толпы спугнул мечту.

Можно сказать, что еще в 1840 г. Лермонтов-поэт создал два образа России: социальный и лирический, которые получат полное размежевание в уже отмеченных нами стихотворениях 1841 г.

В стихотворении "Дума" (1838) М. Лермонтов создает образ своего поколения. Перед нами яркий пример так называемой поэзии мысли. Хотя сам жанр восходит к романтической системе жанров (например, "думы" писал известный поэт-декабрист К. Рылеев).

Читайте также: