Сообщение о запятой кратко

Обновлено: 03.07.2024

В древности система знаков препинания была далеко не такой, как сейчас, и никаких правил пунктуации не существовало. Писцы ориентировались на смыл текстов и ставили знаки там, где нужно было сделать паузу или интонационно выделить какой-нибудь фрагмент.

Как появились разные знаки препинания

Точка

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Восклицательный знак

Вопросительный знак

Скобки

Кавычки

Многоточие

Внешний вид этого знака менялся: когда-то точек было A. И. Моисеев. Из истории пунктуации: молчанка — черта — чёрточка — тире / Русская речь шесть, затем — четыре, а в итоге осталось три.

Сейчас многоточие также ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи и пропусков в цитатах.

Как будет дальше развиваться русская пунктуация

Вероятно, современная стройная система со временем тоже будет меняться: какие-то знаки изменят свои функции, какие-то — совсем исчезнут, а на их место придут новые.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Значение запятой в русском языке


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значение знаков препинания в русском языке сложно переоценить. Без точки, запятой, восклицательного и вопросительного знака, тире и дефиса, кавычек и двоеточия тексты напоминали бы просто нагромождение слов, невозможно было бы понять смысл, интонацию авторов. В школе мы изучаем знаки препинания, и пользуемся ими на уроках с самого начала обучения. Знаки препинания сопровождают человека всю жизнь. Читая книги, я обращаю внимание, что многие запятые мне еще не знакомы. Поэтому тема пунктуации для меня актуальна: захотелось узнать подробнее об истории возникновения знаков препинания, их значении в русском языке, правилах применения, чтобы не допускать ошибок на письме.

В данной работе подробнее хочется изучить запятую: уж частенько с ней бывают сомнения: ставить или нет.

Цель моей работы:

Обобщить правила постановки запятой на письме.

Задачи моей работы:

Познакомиться с историей возникновения запятой в русском языке.

Изучить роль запятой в русском языке.

Научиться правильно применять правила постановки запятых на письме.

Исследуемый объект: Запятая как знак препинания в русском языке.

2. Основное содержание

История возникновения запятой.

Лаврентий Зизаний говорил о шести знаках препинания – это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. Л. Зизанием запятую рекомендовалось употреблять как разделительные знаки в середине предложения.

К началу XVII в. большинство современных знаков препинания уже было введено в обиход. Так, в первом издании В. Шекспира в 1623 г. уже использовались точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. [5 ]

В настоящее время запятая на письме используется очень широко. Бeз этoгo знaкa препинания значение письменного высказывания донести до собеседника уже просто невозможно.

На сегодняшний день правила постановки запятых регулируются Правилами русской орфографии и пунктуации, которые утверждены в 1956 году Академией наук СССР и Министерством просвещения РСФСР).

Роль запятой в русском языке

Таким образом, в зависимости от места постановки запятой, значение фразы может быть истолковано совершенно по-разному. Лишь правильно поставленная запятая может придать конкретный смысл предложению.

Правила постановки запятой на письме

В каких же случаях запятая необходима? Рассмотрим правила, которые мне уже знакомы и используются на письме.

Во-первых, запятая ставится между однородными членами предложения:

- которые не соединены союзами. Например: В огороде растут капуста, свекла, морковь, кабачки.

- которые соединены союзами а, но, да, однако, хотя и т.п. Например: Сегодня на улице сыро, дождливо, но очень холодно.

- которые соединены повторяющимися союзами и, или. На перемене школьники и шумят, и балуются, и бегают.

Второй случай – когда запятая ставится между предложениями, которые объединяются в одно сложное предложение с помощью союзов и, да, и, или, либо или без союзов. Например: С утра шёл дождь, однако к полудню небо прояснилось. [2]

Запятыми выделяются обращения. Например: Мама, приготовь мне, пожалуйста, завтрак.

Запятыми отделяются междометия: эй, ах, о, ох, эх, ну. Например: Ах, какая красота!

Еще з апятыми обозначаются такие конструкции в предложениях, как причастные и деепричастные обороты. Мы еще не изучали их школе, но такие предложения встречаются часто в текстах, которые мы читаем. Например: Крепко держась за руки, ребята побежали к морю.

Запятая ставится в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного предложения. Например, Пока мы делали уроки, дождь закончился, и выглянуло солнце.

Если запятая ставится правильно, то она становится связующим элементом, который наполняет смыслом все части по отдельности и предложение в целом. [3]

А еще запятая имеет смысловое значение. Ведь там, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу и прочитаем с особой интонацией, эмоционально.

Создание развивающей игры

После выполненного задания, можно проверить ответы. Они размещены на специальном листе, где под номерами предложения с верно расставленными запятыми. Ответы размещены в приложении II .

Карточки мы заламинировали, поэтому их можно использовать многократно.

На переменах или в другое свободное время мы с ребятами из класса можем занять себя, поиграть, одновременно повторить правила и даже посоревноваться между собой.

Таким образом, изучив историю возникновения запятой в письменной речи, ее роль в русском языке, случаи, в которых запятая ставится при написании письменных работ, можно сделать выводы. Без запятой было бы сложно и даже невозможно понять написанное: все слилось бы в один бесконечный текст без смысла, интонации, невозможно было бы донести мысль до собеседника. Как бы пострадал наш великий русский язык без этого важного знака препинания! Хорошо, что она у нас есть!

Список используемой литературы.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015.

Правила русской орфографии и пунктуации. Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Издательство: Владос, 1997.

Возможны кратковременные осадки продолжительные дожди кое-где грозы снегопады метели оттепели.

Снег ещё не лёг но заяц оделся в белую шубку.

Солнце светит ещё ярко но звери уже готовятся к зиме.

Выглянуло солнце и дети пошли гулять.[1]

Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин)

Потемневшее море пенилось бурлило шумело.

Буря прошла и земля освежилась.

Цветут розы гладиолусы маргаритки. [1]

Последние сосульки последний снег последняя метель. (Н.Сладков)

Первые цветы первые бабочки первые комары первые листья первый дождь первая песня жаворонка. (Н.Сладков)

Возвращаются из теплых стран грачи скворцы и жаворонки.

Осенью небо хмурое серое облачное.[1]

Отцветают астры ноготки георгины.

Из­под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов красуются красноголовые подосиновики.

Три котенка черные а два – пестрые: черные с белыми пятнами.

Ночью Мурка ловит мышей а котята сладко спят.[4]

Лена Коля и Сережа пошли в лес за грибами.

Я погладил его успокоил и мы двинулись дальше. (И.Тургенев)

Дрожит заяц от страха думает куда бы ему спрятаться. (В.Бианки)

Кружится филин над елкой но ничего не может сделать. (В.Бианки)[4]

Глаза большие и добрые но зато зубы острые.

Дома в аквариум положили камешки опустили растения налили воды и пустили рыбок.

Все пятнадцать цыплят были желтенькие как пушистые комочки.

Получилось восемь петушков а остальные были курочки.[4]

Он бросил в воду якорь но цепь оборвалась и якорь остался на дне моря.

Стояла она на столе солила понемногу всякую еду: борщ кашу котлеты и овощи.

Обрадовались котлеты заплясали овощи в кастрюле улыбнулись друг другу борщ и каша.[4]

Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели.

Снег ещё не лёг, но заяц оделся в белую шубку.

Солнце светит ещё ярко, но звери уже готовятся к зиме.

Выглянуло солнце, и дети пошли гулять.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин)

Потемневшее море пенилось, бурлило, шумело.

Буря прошла, и земля освежилась.

Цветут розы, гладиолусы, маргаритки.

Последние сосульки, последний снег, последняя метель. (Н.Сладков)

Первые цветы, первые бабочки, первые комары, первые листья, первый дождь, первая песня жаворонка. (Н.Сладков)

Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.

Осенью небо хмурое, серое, облачное.

Отцветают астры, ноготки, георгины.

Из­под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов, красуются красноголовые подосиновики.

Три котенка черные, а два – пестрые: черные с белыми пятнами.

Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.

Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами.

Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше. (И.Тургенев)

Дрожит заяц от страха, думает, куда бы ему спрятаться. (В.Бианки)

Кружится филин над елкой, но ничего не может сделать. (В.Бианки)

Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.

Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки.

Получилось восемь петушков, а остальные были курочки.

Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.

Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи.

Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки.

Древнейшим знаком является точка. Она встречается в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё. Кроме того, напомню, что в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Даль дает такое объяснение слову точка:„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.

Не случайно корень -точ- вошел в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.

Запятая считается наиболее распространенным знаком препинания.

По мнению П. Я. Черных, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся)„зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, а также в первой русской грамматике 18 века.

Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого.

Вопросительный знак для выражения вопроса закрепляется лишь в XVIII веке.

К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Изначально тире называли „молчанкой“.

Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“. Таким образом, кавычки – „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Орлова Марина Юрьевна

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что есть в живой речи. Однако знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем записано буквами. Знаки мы читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов.

Запятая – это второй по важности знак препинания в русском языке, с ним связано множество правил, которые нужно хорошо знать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок.

Цель работы: показать значимость запятой в русском языке.

Для достижения этой цели, я поставила задачи:

  • узнать историю возникновения запятой и рассказать о ней,
  • найти предложения, в которых местоположения запятой меняет общий смысл

Гипотеза: я считаю, что запятая – это самый строгий и четкий знак препинания, потому что, где запятая – там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы.

История возникновения запятой

Древние рукописи читать сегодня трудно не только из-за незнакомых слов, но и потому что они написаны без единого знака препинания. Практически все слова писались слитно и без пробелов. И даже если расставить в них точки, смысл уловить будет трудно без запятых.

Запятая – это маленький, но очень важный знак препинания. От того, где поставлена запятая, во многом зависит смысл написанного. Запятая служит для выделения и разделения частей. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу.

Прав был Константин Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками, которые твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, запятые – это важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.

Таких предложений придумать можно большое количество.

Про запятую, как про важную персону придумано много стихотворений. Так вот С.Я. Маршак написал про запятую такие строчки:

- Мы – особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Я девица занятая,

Моё имя запятая

Мне едва хватает дня,

Все, чуть что, зовут меня!

Очень – очень странный вид:

Речка за окном, горит

Чей-то дом, хвостом виляет

Пёсик, из ружья стреляет

Мальчик, чуть не слопал мышку

Кот, в очках читает книжку

Старый дед, влетел в окно

Воробей, схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Запятая играет очень важную роль в нашей речи. Один неправильно поставленный знак, может даже лишить человека жизни. Без запятой нам было бы трудно понять друг друга. Умение верно поставить запятую – это искусство, которому мы учимся на уроках русского языка.

Древние рукописи читать сегодня трудно не только из-за незнакомых слов, но и потому что они написаны без единого знака препинания. И если даже расставить в них точки, смысл уловить будет трудно без запятых. Запятая — второй по важности знак препинания в русском языке и на письме исполняет сразу несколько функций.

Зачем запятые в русском языке

  • Зачем запятые в русском языке
  • Правила постановки запятых в сложном предложении
  • Почему нужны запятые

Впервые запятые появились в русском языке в XIV-XV веках. Поначалу роль запятой мало отличалась от точки. Сегодня она используется для обособления и разделения частей предложения. Полный перечень случаев ее использования весьма широк. Но можно выделить основные.

Чтобы досконально изучить все случаи употребления запятой, не хватит даже школьного курса русского языка. Из многих правил есть исключения, к тому же часть писателей использует так называемую авторскую пунктуацию, когда расстановка запятых может в какой-то степени не подчиняться общепринятым правилам.

Читайте также: