Образ поэта и тема творчества в поэзии пастернака сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Поэзия для Пастернака – процесс, захватывающий всего человека целиком, не оставляющий ему пути к отступлению, это огромная ответственность, ложащаяся на человека, решившего обнародовать свои мысли и чувства:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

Во всех стихах Пастернака, посвященных творчеству, перед нами встает образ человека, бескорыстно преданного поэзии, для которого главное – это выразить свои идеи, чувства, чтобы найти отклик в других, тех, кто почувствует душевную близость к поэту:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Поэт говорит о цели своего труда, о благородной и бескорыстной задаче:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Эти слова звучат не редкость современно, особенно сейчас, когда мерилом творчества стал сиюминутный успех, когда изучается не творчество как таковое, а скандалы, с ним связанные. Как будто поэт предвидел, предугадал сегодняшнюю жизнь и оставил нам свою заповедь писательского труда:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты – вечности заложник

У времени в плену.

В это время на Горке ходят только бандиты, пытающиеся проскочить мимо патруля.

А во дворце гетмана неприличная суета, потому что гетман собирается бежать из Города, переодевшись в форму майора.

Эпизод в гимназии показывает нам трагедию русских офицеров, которые оказались в полном недоумении, как им поступать и – делать. Привыкшие выполнять приказы, они теряются в сложной ситуации. Но лучшие из них, такие, как полковник Малышев, поступают не по уставу, а по совести, беря на себя всю ответственность за принятое решение, чтобы сохранить жизни людей. В это страшное время, когда, казалось бы, жизнь человека полностью обесценилась, есть еще люди, способные думать о других, переживать за них, беречь их жизни. Человечность – вот самое главное, что должен сохранить человек в любом положении, даже во время войны, особенно гражданской войны, в которой нет и не может быть победителей.

В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака.

Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения лирического творчества и действительности. По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи — не творение конкретной личности, а прямое следствие жизни. Художник — тот, кто помогает творчеству природы, ничего не выдумывая, ничего не привнося от себя:

Бывало, снег несет вкрутую,
Что только в голову придет.
Я сумраком его грунтую
Свой дом, и холст, и обиход.

Всю зиму пишет он этюды,
И у прохожих на виду
Я их переношу оттуда,
Таю, копирую, краду.

О том, что искусство зарождается в недрах природы, написаны многие стихи Б. Пастернака. Природа поэтична изначально, поэт же только соавтор, соучастник, он лишь проясняет эту поэтичность. Следствием этого прояснения является то, что Б. Пастернак постоянно применяет литературные термины к явлениям природы:

Для этой книги на эпиграф
Пустыни сипли.
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долю, долю, до зари,
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.

Отождествление поэта и природы, передача авторских прав пейзажу — все это, в сущности, служит одной-единственной цели. Стихи, сочиненные самой природой, не могут быть подделкой. Так автор утверждает подлинность написанного. Подлинность, достоверность, по Б. Пастернаку, — главная особенность истинного искусства.

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Поздняя лирика Б. Пастернака добавляет к пониманию поэтического творчества важные моменты. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем, и если раньше поэзия определялась как губка, то теперь, не отменяя прошлого, господствует иной мотив:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Поэзия в его понимании — непрестанный труд души, движение, в котором главное — не итоги, а открытия. Совершая открытия, поэт делится ими с другими людьми, делает все возможное, напрягает все душевные силы, чтобы быть понятым. И это для поэта гораздо важнее, чем слава и успех, потому что поэт прежде всего свидетельствует каждым своим произведением о величии жизни, о неизмеримой ценности человеческого существования.

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением "Сестра моя— жизнь":

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, "садясь, соболезнует мне". Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что "стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни". Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении "Плачущий сад". Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях "Зеркало", "Девочка":

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям "разъясняющие" заглавия— "Март", "Август", "Бабье лето", "Зимняя ночь", "Февраль. Достать чернил и плакать. " и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: "Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты". И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении "Март". В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с "дюжей скотницей" неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении "Бабье лето" мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, "спускается в балку":

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью "подсмотреть" в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, "бытовых", повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: "Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. "

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении "Ночь". Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них "дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты". "Божьим миром" называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — "лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено".

Сочинение: Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака

Замечательный поэт Борис Пастернак бесконечно, само­ценно любил жизнь. И жизнь его была поэзией, как и все, что его окружало. Пастернак говорил, что поэзия "валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли". Призвание поэта — уметь видеть, слышать, чувствовать голоса окружающего мира, всегда быть готовым на общение с ним, ведь поэзия —

Это — круто налившийся свист,

Это — двух соловьев поединок.

Стихотворения Б. Пастернака — безудержные, яркие. Когда читаешь их, кажется, что поэт в нескольких словах или строках старается показать тебе всю безмерность су­ществования, раскрыть все тайны вселенной, и поэтому торопит сам себя: "Стихи мои, бегом, бегом. Мне в вас нужда, как никогда".

Поэт — это проводник, между бесконечным океаном жизни и ограниченным восприятием обычных людей. Че­ловек, наделенный таким даром, уже не принадлежит только себе, и поэзия не спрашивает его разрешения на выход.

О, знал бы я, что так бывает,

Прикасаясь сердцем к струнам мироздания и слушая его негромкую музыку, творческая личность зачастую ок­ружена людьми, которые эту музыку не слышат. Спасаясь от словоохотливых лицемеров, льстецов, невежд, поэт сно­ва и снова погружается в волны бытия, восхищается леса­ми и полями, восходами и закатами.

Когда я устаю от пустозвонства

Пастернак убежден, что слава, известность, шумный ус­пех — это лишь внешние, второстепенные заслуги худож­ника. Конечно, приятно, если тебя признают не далекие потомки, а современники, но на самом деле это, по сути, не важно, ведь "цель творчества — самоотдача". И "ввысь" человека поднимает не уверенность в собственной гениальности, а его умение черпать новые силы, жизненную энергию из живительного родника творчества и нести ее людям.

Но надо жить без самозванства,

Услышать будущего зов.

Пастернаку во всем хотелось "дойти до самой сути": в работе, в поиске пути, в устремлениях сердца. И при всем этом поэт откровенен и честен со своими читателями, по­скольку стихи его льются из самой глубины души, нимало не беспокоясь о том, как же их воспримут окружающие.

Поэзия, не поступайся ширью.

И зерен в мере хлеба не считай.

Пастернак ощущает себя чутким инструментом в паль­цах мироздания и не всегда сразу может понять, ангель­скую или демоническую музыку он выпускает в свет, пото­му что это — архаичные мелодии первоосновы.

Любимая — жуть! Когда любит поэт,

Как во времена ископаемых.

Главная задача поэта — жить, не утрачивая глубины и точности восприятия. Только очищенное от всего наносного сердце может напрямую общаться с миром.

Все время схватывая нить

Пастернак прекрасно осознавал, что талант — это не только дар, но и огромная ответственность перед собой, людьми, миром, которая не только обязывает поэта постоянно ощущать свою связь с жизнью, временем, эпохой, но и быть готовым на жертвы, а временами — и на изнурительный труд.

Поэзия, я буду клясться

Ты — пригород, а не припев.

Б. Пастернак не только сам сумел дойти "до основа­ний, до корней, до сердцевины", но и нам помог прикос­нуться к высокому, прекрасному и таинственному.[/sms]

Читайте также: