Образ петербурга в творчестве гоголя сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Николай Васильевич Гоголь оказал неоценимое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. И везде он описывал не только богемных помещиков и чиновников, но и жизнь простых “маленьких” людей. При этом он старался победить зло в людях, “излечить” их от пороков, используя для этого самое сильное оружие и лекарство — его смех. Гоголем восхищались многие, но были также люди, ругающие его произведения, но никто так до конца и не понял той необыкновенной тайны его души, которой наполнены его произведения.

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник. Владимир Набоков писал: “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”. Петербург у Гоголя — это нереальное, призренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть “Ночь перед Рождеством”, вошедшая в цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: “Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло”. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В “Ночи перед Рождеством” Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

Совсем другим выглядит Петербург в комедии “Ревизор”. Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в “Ночи перед Рождеством”, это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В “Ревизоре” мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осина и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: “Галантерейное, черт возьми, обхождение!” Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”. Это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В “Шинели” описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и “всякие” люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.

Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в “Мертвых душах”. Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит почтмейстер, сказочная Шехерезада. Этот Петербург словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира. Ковры почтмейстер называет Персией, а не персидскими. В приемной Копейкин боится толкнуть локтем Америку или Индию: почтмейстер, правда, говорит, что это вазы, но ведь сроду ни в Америке, ни в Индии ваз фарфоровых не делали. Обедает же капитан в “Лондоне”. Люди здесь тоже разные: и русские, и французы, и англичане. Кругом все утопает в роскоши: зеркала, мрамор, вазы, серебряная посуда, арбуз за сто рублей. Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. Да и самого Копейкина почтмейстер сравнивает то с совой, то с пуделем, то с чертом. Даже швейцар здесь похож на моржа. От всего этого создается впечатление, что Петербург — это дьявольский город, в котором “начальник” — полноправный правитель, хотя и существует .“высшее начальство”. У него в приемной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и “эполеты” и “аксельбанты”.

Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, про который написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки.

Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: “Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России”.

Одним из самых удивительных по своему величию, красоте и великолепию российских городов по праву можно назвать именно Санкт-Петербург. Такая судьба для него была предрешена ещё с самого основания. На протяжении многих столетий он непрестанно претерпевает множественные метаморфозы, неуклонно стремясь к своему совершенству. Сегодня Петербург представляет собой своеобразную квинтэссенцию культуры и эстетики, что заставляет невольно восхищаться многовековой историей её становления. В своих произведениях к нему обращались такие мастера слова, как Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин и другие, но особенное значение касательно жизни Санкт-Петербурга имеет творчество Н. В. Гоголя. Так каков он на самом деле, этот загадочный и великолепный город на Неве?

Жизнь города будто негласно расписана по часам: утром его главная улица медленно заполняется сонным народом, спешащим на работу; к двенадцати появляются интеллигенты, к двум – бездельники, ближе к трем – снова чиновники, а затем, наконец, наступает тишина. С наступлением вечера Петербург начинает свою новую и таинственную ночную жизнь. Помпезность, изящество, пафос – все меркнет в холодных сумерках. Невский проспект перерождается. Здесь невольно придется столкнуться с ничтожеством и пошлостью, скрытыми за маской былой дневной красоты. Однако не каждый способен выдержать подобной картины, когда нежные мечты о прекрасном и светлом разбиваются о скалы жестокой реальности. Те, кто выбирает путь посредственности и лицемерия оказываются самыми жизнеспособными, и ничто не способно их поколебать. Остальных же, кто не может вынести трагичности своего положения, ждёт незавидная участь.

Сочинение 2

Николай Васильевич Гоголь – величайший классик, который вносил в свои произведения присутствие идеального и такого родного для него города. Он восхищался его приятной атмосферой и воспевал его в своих повестях. В течение своей жизни Гоголь отдавал предпочтение только двум местам на земле – Петербургу и Риму. Но и из этих двух мест выделял первое.

Еще в школе писатель влюбился в Петербург. Первый раз он посетил город в юношеском возрасте. Там ему пришлось преодолеть немало трудностей. Прежде Гоголь жил в Украине, которая в его сознании осталась светлым пятном. Петербург же, напротив, виделся ему серым, безжизненным и выматывающим. Люди больше походили на муравьев, которые были вынуждены постоянно шевелиться, чтобы выжить. Через годы поэт уже имел четкое представление о городе, его устоях, традициях и темпе жизни. Но, несмотря на это, Петербург привлекал его.

Город в тумане подвергся преображению и заполнил основные эпизоды творчества. Почти в каждом произведении, в различной мере имеет место упоминание об этом городе. Писатель описывает Петербург так, как представлял его еще до того, как побывал там. Он пишет о царице, исполняющей просьбы простых людей, о чудесах, которые никто раньше не видывал. Наряду с прекрасной стороной, описываются его темные черты, не имеющие четкого разграничения.

Также Гоголь описывает Петербург с точки зрения реализма. В этом случае он звучит как город, охваченный руководством грязных чиновников, которые существуют за счет бюрократии. Чтобы эти произведения не выглядели совсем мрачными, автор выражался с помощью сатиры.

Драматургом подчеркивается, что Петербург погряз в пафосе, трагедии, наигранности и фарсе. Этот город подчиняется своим личным законам.

Творчество Николая Васильевича Гоголя наталкивает на вывод о том, что Петербург он связал с людьми, которые потеряли свое истинное лицо, с нереальными и иногда аморальными событиями внутри города, редким преобладанием мертвых над живыми, невозможность описываемого просматривается в каждой строчке.

Петербург в творчестве Гоголя

Петербург в творчестве Гоголя

Популярные сочинения

Жизненные ценности бывают разные, и у каждого они – свои. Но есть жизненные ценности, наличие которых всеми признается необходимым условием для хорошей жизни.

Первым источником информации были рисунки на скалах, потом появился папирус, а ещё позже люди стали делать бумагу и придумали писать пером, обмоченным в чернилах. Так и создавались первые книги


В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

Сочинение Петербург в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.

Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.

О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.

К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.

В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.

При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.

Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Знакомиться с образом Петербурга читатель начинает с первых страниц романа. Автор уделяет особое внимание деталям созданного облика, чтобы наиболее точно передать влияние города на мысли героев. Но это не просто образ — это полноценный герой, характер которого раскрывается на протяжении всего романа. Важное место в описании автор отдает цветам, запахам и звукам, как будто пытаясь задействовать все органы чувств читателя для создания полной картины.

Петербург – мучительный, враждебный, равнодушный. Этими словами Ф.М. Достоевский описывает не только город, но и людей, которые живут в нем, связывая их одной неразрывной нитью. Автор показывает настоящие лица и трагедии того времени.

Созданный образ отвечает на многие вопросы читателя. Нищета, пьянство, безработица — вот условия, которые подталкивают людей на совершение убийств, грабежей и занятие проституцией. В этом городе нет места любви, жалости, сочувствию и счастью. Нищета нарисовала всем жителям одно лицо.

Ф.М. Достоевский выбрал образ Петербурга именно таким, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и разложение общества. В романе поднята проблема страданий и боли низших слоев общества, ярким обликом которых стал и город, в котором они проживают – Петербург.

Зимним утром необыкновенно красиво, особенно если стоит солнечная погода. Ранним утром на ветвях деревьев ещё можно увидеть иней. Деревья стоят Читать далее…

С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, Читать далее…

Что такое любовь? Извечный вопрос, на который нет точного ответа. Сколько стихов о любви написано? Сколько книжек напечатано? Даже если Читать далее…

Мой самый любимый день недели – пятница. Наверное, в этом я не очень отличаюсь от других людей. Ведь пятница – Читать далее…

Доброта касается души, выходит за рамки языка и соединяет людей на первичном уровне. Выросшая в католической семье, я много слышала Читать далее…

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Читайте также: