Образ матери в лирике есенина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Мама – это самый главный человек на всём белом свете. Кто, если не она, поддержит тебя в трудную для тебя минуту. С самого рождения рядом с тобой твоя мама, оберегает своего ребёнка от всех невзгод, переживает за него. Любовь матери безгранична. Кто, как не она, отдаст последний кусок детям, кто взвалит на себя тяготы домашнего труда, лишь для того, чтобы ребёнок был здоров и счастлив.

Многие писатели и поэты воспели образ матери как лучшее что дано человеку. Они передали те нежные чувства, связанные с матерью. Читая их, мы предаемся мыслями о родном человеке. Подобные стихотворения также появлялись в творчестве Сергея Есенина. Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта.

Когда я впервые прочитал его, был потрясен мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Так начинается прекрасное стихотворение, посвященное матери. Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, обращенные к той, что дала ему жизнь. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение - всё это обобщено в образе матери.

Мать для Есенина — един­ственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Стихотворение, как мне кажется, можно разделить на три композиционные части. В первой части лирический герой матери сообщает о том, что он знает, как она скучает о нем и тревожится, поэтому ходит постоянно на дорогу, чтобы встретить своего сына. Ей часто снится, что он погибает. Вторая часть: лирический герой осознаёт свою вину за нанесенную обиду. В третьей части герой надеется на своё духовное обновление, верит, что излечить может материнская любовь.

В этом стихотворении поэт раскрывает не только образ своей любимой матери, но и всех женщин в целом. Дети должны ценить матерей и навещать их, как делал это писатель.

Сейчас сложно найти действительно любимого тобой человека, но всегда стоит помнить, что он у вас и так есть. Конечно же, это мама. Нет на свете человека родней и ближе, она всегда знает о вас порой лучше вас самих. Этого человека нельзя не любить, и именно это показывают нам поэты в своих произведениях. Подобные стихотворения также появлялись в творчестве Сергея Есенина.

Чтобы определить, какую роль в его жизни играла мать, рассмотрим несколько произведений, посвящённых именно её.

В стихотворении под названием "В хате" Сергей Александрович рисует маму как истинную покровительницу очага. Она не жалеет себя: "Мать с ухватами не сладится, нагибается низко. ". Сын показывает, каким большим и беспокойным было её хозяйство и как сложно было его содержать. В произведении "Разбуди меня рано. " Есенин использует эпитет "терпеливая мать", чтобы показать, что матерью быть нелегко, но для вознаграждения за её старания, терпеливость и радушие, он пишет "Воспою я тебя и гостя, нашу печь, петуха и кров. ". В следующем произведении "Ты запой мне ту песню. " он вспоминает о мелодии, которую напевала ему мать с нежной дрожью в голосе. Сергей Александрович пишет, что ему "так приятно и так легко . видеть мать. ". Также оон любит вспоминать её с "золотистыми косами" и "в холщовом сарафане".

Но наиболее глубоко материнский образ раскрывается в стихосворениях "Снежная память дробится и колется" и "Письма матери". В первом из них Сергей рассказывает о своём визите к матери, как она рада его видеть и как "очи её слезятся". На тот момент она была уже стара, поэтому писатель называет её "старушка моя" и показывает, что из-за своего пожилого возраста "чайная ложка скользит из рук". Но, несмотря на возраст и почти беспомощность, она всё такая же "милая, добрая, старая, нежная" и лучше, чем она, он никогда не встречал. В "Письме матери" Сергей Есенин успокаивает матушку: говорит ей, что у него всё хорошо, что он "не такой уж и горький пропойца", "я по-прежнему такой же нежный". В его мечтах одно: вернуться к ней в низенький дом. Он ценит её и любит, как верный сын. "Ты одна мне помощь и отрада".

Я думаю, в своих произведениях С. А. Есенин раскрывает не только образ своей любимой матери, но и всех женщин в целом. Дети должны ценить матерей и навещать их, как делал это писатель.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Предпосылки возникновения лирических произведений, посвященных матери. Произведения, отражающие материнский образ. Стихи Сергея Есенина, посвященные теме матери. Формирование личности человека, знакомство с основами нравственности в поэзии писателя.

Рубрика Литература
Вид научная работа
Язык русский
Дата добавления 05.03.2020
Размер файла 204,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Выполнили: студенты 1 курса СД-101-ОП группы

Артабаева Элина, Отарова Фатима, Тохаева Адисса

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Руководитель: Бердова Тамара Хамидбиевна

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Предпосылки возникновения лирических произведений, посвященных матери

1.2 Стихи Сергея Александровича Есенина, посвященные теме матери

СПСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Полноценное формирование личности человека немыслимо без знакомства с основами нравственности. Нравственность - одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений.

Моральные проблемы проходят через сердце каждого, и самым сильным понятием морали является любовь. Любовь, как отдельная категория, лежит в основе оценки всех действий и деяний людей, и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности. Первоочередная роль в привитии любви принадлежит институту семьи. [2, с. 134]

Во все времена особо остро стоит вопрос сохранения семейных ценностей. Наибольшая роль в воспитании и развитии подрастающего поколения принадлежит матери. Ребенок, рождаясь на свет, сохраняет связь с матерью вплоть до самых преклонных лет. У человека данная связь реализуется посредством отражения любовных чувств. Эти чувства особенные: чистые, нежные, прочные, непорочные. Такую любовь невозможно разорвать, человек все время пытается приподнять, возвысить чувства, испытываемые к матери. Действительно, мать является самым родным человеком в этом мире. Ни одному человеку не восполнить ту ношу, которая носит мать при рождении и воспитании ребенка.

Стремясь показать возвышенность матери, многие мыслители философы, поэты и писатели отражают ее образ в своих произведениях. Начиная с древнейших времен, философы отождествляют ее с маяком, ориентиром, вокруг которого протекает вся мирская жизнь. Большое количество произведений отечественных и зарубежных писателей показывают образ матери через призму своих произведений. Уместно вспомнить знаменитые слова:

«Мать -- это самое трогательное из всего, что есть на земле.

Не обойти стороной великого поэта С. А. Есенина, который так нежно и ласково обращается со своей любимой матерью и осторожно показывает любовь к ней через свои лирические произведения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что проблема взаимоотношений между детьми и родителями остается актуальной во все времена. Исходя из этого, нами был проведена исследовательская работа, целью которой является определение основных лирических произведений С. А. Есенина, отражающие образ матери.

Материалом исследовательского проекта послужила поэзия С.А. Есенина.

Предметом работы стал образ матери, который красной линией проходит через всю творческую жизнь великого поэта.

- формировать умение художественного анализа текста;

- содействовать воспитанию нравственных качеств: уважения к женщине, любви к матери.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Предпосылки возникновения лирических произведений, посвященных матери

Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. Среди них были поэты, отмеченные несравненной мощью гражданского пафоса, владевшие особой виртуозностью стиха, были поэты, владевшие исключительным умением увидеть и передать тончайшие нюансы движений души человеческой и движений природы. В этом пантеоне великих имен имя Есенина занимает одно из первых мест.

Сергей Александрович Есенин родился в семье простого крестьянина Александра Никитича Есенина и Татьяна Федоровны Титовой. Его мама была выдана замуж насильно. Видимо из-за отсутствия любви и взаимопонимания семья вскоре распалась. Когда Сергею исполнилось 2 годика, его мама уехала, а воспитанием занимались ее родители. Исследователи есенинских произведений отмечают, что на ранних этапах своего развития Есенин редко говорит о матери. Её образ если и встречается, то, используется автором в стихах, написанных в мифическом ключе. На ранних этапах поэт больше упоминает о дедушке с бабушкой, чей дом навсегда останется в памяти лирического героя как источник тепла и мира. Когда через несколько лет семья вновь объединилась.

Образ матери здесь романтизирован, абсолютно лишен каких-либо зрительно-осязаемых черт. Она выступает как часть Природы, окутана ее тайной:

«Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

М. Горький рассказал о встрече с Есениным в 1922 году, когда поэт

переживал тяжелый кризис, когда из-под его пера рождались, пожалуй, самые мрачные произведения.

Однако следует отметить, что лирические произведения, написанные в более зрелом возрасте наиболее четко, характеризуют образ матери.

В стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны.

1.2 Стихи Сергея Александровича Есенина, посвященные теме матери

В этом разделе собраны стихи Сергея Александровича Есенина , посвященные теме матери.

«Я красивых как ты не видел

Только, знаешь, в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде -

Так начинается стихотворение сестре Шуре, которым поэт восхищается и с трепетом относится, может быть из-за солидной разницы в возрасте, а может и по другой причине, автор яростно расспрашивает о жизни в деревне о деде, бабке, и конечно же о матери.

Интерес к матери автор опосредованно узнает через любимую сестру:

«Что поет теперь мать за куделью. и др.

Есенин отчетливо помнит, какую мелодию в детстве напевала мать, ищет ее ласки и стремится снова познать этот мир.

Следующее стихотворение Есенина, также адресованное сестре Шуре, как бы продолжает лейтмотив предыдущих стихов:

«Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать

Не жалея о сгибшей надежде,

Есенин хочет интуитивно насладиться голосом матери посредством сестринского голоса, вспомнить образ нежной матери, прикрыв немного глаза, чтобы легче вспомнить ее образ.

«…Любимый сын мой,

…..В тебе надежды наши не сбылись…

….Я б заставляла прясть

«……Я вспомнил тебя, дорогую,

моя одряхлевшая мать.

Как прежде ходя на пригорок,

Костыль свой сжимая в руке….

….И думаешь горько, я знаю,

Мать с горестью воспринимает то, что сын вдалеке от нее, однако сын не желает возвращаться, стремясь к спокойной самостоятельной жизни, такая жизнь его душит, он задыхается от такой жизни. Есенин возмущен поведением матери, и он возникает со словами:

«Довольно скорбеть! Довольно!

И время тебе подсмотреть,

Что яблоне тоже больно

Терять своих листьев медь…

…И мне чем сгнивать на ветках-

Во многих своих произведениях Есенин подчеркивает протест со стороны родителей, отмечая при этом его безмятежность в глазах родителей.

«…где-то у меня живут отец и мать,

которым наплевать на все мои стихи,

Однако, как показывает творчество Есенина, эта грубость быстро сменяется раскаянием, молитвой за свое прощение, тоской по родительскому дому.

"Письмо матери" было написано в 1924 году, то есть в конце жизни автора. Последний период творчества является наивысшей точкой его мастерства.

Поэзия, относящаяся к этому времени, как бы подводит итог всех его мыслей, обобщает его блудную жизнь и он, встав перед ее образом, исповедуется, очищая свою душу от грязи прошедших времен. Есенин мечется меж двух огней: он устал от этой жизни, которая неумолимо печалит его и губит и в то же время ему не все равно, поэтому ищет защиты у всепрощающей матери.

«Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

В этих строчках наглядно видно, как Есенин, получив боль утрат в столь раннем возрасте, все так же мечтает вернуться в свое прошлое - к себе домой, к матери, которую он потерял, и был сиротой при живой матери.

Выразительные средства, используемые в стихотворении, прежде всего указывают на печаль, которая есть в душе героя, на его разочарование в жизни и тоску по матери.

Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни. Письмо к матери" пропитано эпитетами: "вечерний несказанный свет", "синий мрак ", "тягостная бредь", " в старомодном ветхом шушуне", которые придают поэтическим строкам плавность и стройность. Поэт использует сравнение, заменяя обращение "мать "словом "несказанный свет". Лирический герой обещает вернуться весной, "когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад".

Есенин любил и не раз использовал такое построение строфы, когда первая строка повторяется как завершающая, последняя строка строфы. Это даже давало возможность только в перемене интонации раскрыть особую душевную наполненность, строй своей поэтической мысли.

В трудные годы своей поэтической жизни Есенин каждый раз находил новые силы в обращении к ярким впечатлениям детских и юношеских лет, и впечатления эти чаще всего будили в нем чувства глубокой, сыновней любви и вдохновляли его на творчество. [6, с. 94]

Время не властно над поэзией Есенина. Давно ушли в прошлое многие события, взволновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи. Но каждое поколение открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку, сочувствием к нему, высокими гуманистическими идеалами.

Все произведения Есенина нарочно пронизаны образностью, что помогает глубоко осмысливать и переживать за судьбы их героев. Подобная глубина образных построений Есенина вместе с тем как бы очень проста, естественна.

Отчетливо и ясно в его произведениях мы считываем образ матери, спокойно рисуем портрет спокойной, терпеливой и грустной матери, которая неумолимо ждет своего любимого сына домой к родному очагу. Мать Есенина не груба, не зла, не злопамятна, это тихая, нежная старушка, озабоченная лишь тоской по сыну она часто упрашивает сына возвратиться в низенький их дом.

Самое существенное во всем этом - исключительное умение Есенина найти тесный сердечный контакт с читателем, взволновать его, пробудить самые светлые чувства. Поразительна широта читательской аудитории поэта и связано это с многозначностью образного строя его лирики, с тем, что каждый человек может найти в ней нечто близкое и созвучное своему душевному настрою. есенин мать поэзия лирический

Мать в произведениях Есенина гармонична и проста, хотя не понимала она творчества сына, Есенин никогда не забывал о матери, что видно в нашем исследовательском проекте. Основной проблемой которого мы поставили узнать как он характеризовал ее образ посредством своих стихотворений.

Таким образом, цель нашего исследовательского проекта достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.-Т.2.-М., 2011.

2. Есенин С.А.. Сочинения. М.,2005.

3. Горький М.. Сборник сочинений в тридцати томах, т.29.М.ГИХЛ.2003

4. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе-СПб., 2004.

5. Есенин. С.А. Полное собрание сочинений:в7т.-2т.М.:Наука: Голос, 2007.

Подобные документы

Исследование влияния семейного воспитания на творчество С.А. Есенина. Формирование духовной жизни будущего поэта. Роль матери в пробуждении творческих способностей и в становлении личности Есенина. Стихи, посвященные друзьям. Впечатления поэта о детстве.

реферат [31,8 K], добавлен 02.04.2011

Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

презентация [983,6 K], добавлен 21.12.2011

Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.

презентация [569,5 K], добавлен 09.01.2013

Образ матери - один из главных в литературе. Сравнительный анализ образов матери. Образ лирического героя в поэме А.А.Ахматовой "Реквием". Сходство и различие женских образов в повести Л. Чуковской "Софья Петровна" и в поэме А. Ахматовой "Реквием".

реферат [20,6 K], добавлен 22.02.2007

Знакомство с творчеством Пушкина в детстве. Сравнения детства и отрочества у Пушкина и Есенина, их литература для обучения и получение образования. Художественно-обобщённый образ, в котором переплетены черты матери и бабушки в стихотворениях поэтов.


Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет [1, с. 135].

В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. Он всегда скучал по матери, но не смотря на эту скуку он не мог расстаться с той жизнью, которую подарила ему Москва [6, с. 15].

Для любого нормального человека имя матери священно. В образе матери-роженицы Есенин объединяет два начала своей лирики: литературное, символистское и фольклорное. В стихах это выражается в объединении небесного и земного, духовного и плотского в единое целое [7, с. 100].

Далее идет любая женщина, с которой человек состоит в каких-то отношениях, например, няня, гувернантка или отдаленная прародительница. Затем идут женщины, которых мы называем матерями в переносном смысле слова. К этой же категории принадлежат богини, особенно Богоматерь, Дева, София.По мнению так называемых софистов, София и Дева Мария едины по своей божественной природе, но являются двумя разными ее формами: чисто духовной (София) и воплощенной, человеческой (Дева Мария, Богородица) [9, с. 217].

Любовь к православию привил поэту его дед. Он был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. [5, c. 4]

В лирике поэта единение Софии и Девы Марии присутствует в скрытом виде. Он рисует Богоматерь несколько с фольклорным оттенком, неотъемлемой от природного мира:

Я вижу - в просиничном плате,

На легкокрылых облаках,

Идет возлюбленная мати

С пречистым сыном на руках.

Она несет для мира снова

Распять воскресшего Христа:

“Ходи, мой сын, живи без крова,

Зорюй и полднюй у куста [2, с. 235].

Вся скорбь материнства отразилась в образе Богоматери. В тварном мире, живущем по божественным законам, все плотское приобретает одновременно и духовное начало, поэтому убийство любого живого существа равносильно надругательству над святыней. Есенин это очень тонко почувствовал, поэтому у него появляется стихотворение “Песнь о собаке”, которое не могло бы возникнуть у Есенина - крестьянина.

А вечером, когда куры

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь [1, с. 113].

Есенин ставит собаку в один ряд с Богоматерью, родившей Христа. Их скорбь об утраченных детях столь же велика, как скорбь человечества о Сыне Божием. Мать отдает своих детей миру, отдает свое сокровище, а представитель этого мира - “хозяин хмурый” - забирает их. Особенно ярко параллель меду Богоматерью и животным миром прослеживается в стихотворении “Песнь о собаке”. Действие его начинается на земле, в “ржаном закуте”, а заканчивается вознесением одного из щенков на небо:

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков [1, c.113].

Можно сказать, что животные полезные человеку, могут дополнить этот список

Так же, архетип часто ассоциируется с местами или вещами, которые символизируют плодородие и изобилие: рог изобилия, вспаханное поле, сад. Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником или с разнообразными сосудами, такими как купель для крещения, или цветами, имеющими форму чаши (роза, лотос) [9,c. 218].

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет [1, c. 26].

Этот список, конечно, не полон, так как мы включили в него лишь наиболее важные черты архетипа матери, по мнению поэта. С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская забота и сочувствие; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию. Мать - главенствующая фигура там, где происходит магическое превращение и воскрешение, а также в подземном мире с его обитателями [8, с. 60].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ матери в лирике Сергея Есенина является священным, даже если эта мать животное или растение, она также претерпевает множество страданий и мучений, и так же радуется за своего малыша.

Поэт видит иерархию архетипа немного в другой последовательности. Для него образ Богородицы стоит на первом месте, она единственное чистое духовное начало. На втором месте стоит мать – сыра земля. На третьем мать, которая родила и воспитывала.

Зачем много говорить ложного и не имеющего отношения к тому человеческому существу, которое было нашей матерью, случайным носителем огромного опыта, включающего и ее, и меня, и все человечество, и даже всю сотворенную природу, носителем опыта жизни, детьми которой мы и являемся? Об этом всегда говорили и будут говорить, но чувствительный человек не может с полной справедливостью нагрузить огромное бремя смысла, ответственности, обязанностей, небес и ада на плечи слабого, склонного к ошибкам человеческого существа - существа, столь достойного любви и снисхождения, понимания и прощения, нашей матери. Мы должны без колебаний снять это ужасное бремя с человеческой матери как ради самих себя, так и ради нее. Это и есть та тяжелая ноша, значение которой связывает нас с матерью и приковывает ее к ребенку в ущерб психическому и умственному развитию обоих. Таким образом, человек отдается своей сознательной стороне, и разум, становится судьей правильного и неправильного, доброго и злого. Человек должен стараться неуклонно следовать каждому мудрому совету, который дала мать, и повиноваться безжалостному закону природы, которая ставит пределы каждому существу. Он никогда не должен забывать, что мир существует только благодаря противоположным силам, которые уравновешивают друг друга. Так, рациональный разум служит противовесом иррациональному, а то, что планируется и ставится целью,- тому, что существует. Экскурсия в царство общих истин была неизбежной, ибо мать является первым миром ребенка и последним миром взрослого[9,c. 229].

Основные термины (генерируются автоматически): мать, София, Дева Мария, материнская любовь, человеческое существо.

Читайте также: