Образ клена березы ивы в творчестве есенина сочинение

Обновлено: 08.07.2024

1.Введение.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.

Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив…

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы…

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге…

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся образы деревьев в стихотворениях С.А.Есенина.

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.

Мы видим, что поэт при описании дерева часто использует прием олицетворения. И береза у Есенина обычно похожа на девушку, женщину.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез…

В юбчонке белой
Стоит береза над прудом…

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…

Сама по себе береза для Есенина – символ России, Родины. Часто он вспоминает ее, находясь далеко от родных мест.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать…

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…

Не раз поэт сравнивает березу со свечой – тоже как своеобразный символ христианской России.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра.

Следующий прием, используемый поэтом – сравнение белизны березы с молоком, как символом деревни, своего деревенского детства.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком -
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко.

В стихотворении "Отговорила роща золотая…" (1924 г.) лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

Иногда поэт сравнивает березу со своей возлюбленной:
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном…

Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня…

Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож…

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки…
Даже не всегда понятно о ком идет речь в этом стихотворении - о человеке или дереве.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом…

Клен у Есенина оттуда же, из детства:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет…

Поэт часто сравнивает себя с кленом, иногда и полностью отождествляет себя с ним. Вот и грусть об ушедшей молодости Есенин передает через образ клена:
Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен…

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный –
На нем бы вешать
Иль отдать на слом…

Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я - пастух; мои хоромы -
В мягкой зелени поля…

В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и береза. Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что
Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя…

Образ тополя всегда окутан поэтом тишиной, покоем:
В чарах звездного напева
Обомлели тополя…

Бреду дубравною сторонкой
Под тихий шелест тополей…

Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь…

В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.

И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки…

Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив…

Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив…

Лирический герой, вспоминая свою юность, грустя о ней, также обращается к образу ивы.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый…

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Хорошо весною
Думать под сосною,
Улыбаясь в дреме,
О родимом доме…
Их образ окутан сказочностью:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Даже ритм и построение строки напоминает русскую сказку:
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые…
И в то же время, поэт использует образ хвойного леса как темную силу, зло:
У лесной поляны – в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо…

Роща грозится еловыми пиками,
Прячутся совы с пугливыми криками…

Пляшет колдунья под звон сосняка,
С черною дрожью плывут облака…

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…
В этих строках поэт грустит о далекой Родине, вспоминает ее разноцветность и красочность.

Любопытно, что гроздья рябины не раз еще будут упоминаться Есениным в сравнении с огнем или кровью:
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу…

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина…

Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?

Интересно, что цветы черемухи поэтом сравниваются исключительно со снегом:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом…

Образ черемухи также связан Есениным с родиной, о которой он говорит издалека, вспоминает:
Я помню праздник,
Звонкий праздник мая.
Цвела черемуха, цвела сирень…

И еще острее эта жалость об убегающем времени чувствуется в строках:
Довольно скорбеть! Довольно!
И время тебе подсмотреть,
Что яблоне тоже больно
Терять своих листьев медь…

При этом поэт говорит не только о своей молодости, а обо всех, кто ее уже утратил:
Все мы – яблони и вишни
Голубого сада…

Цветы яблони, как и цветы черемухи, сравниваются Есениным со снегом. Вероятно, эта связь основана на том, что снег имеет особенность таять – как и цветы опадать:
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил…

10. Заключение.
Итак, проанализировав все прочитанные стихотворения С.А.Есенина, в которых упоминаются деревья, можно сделать следующие выводы.
Образ дерева помогает поэту точнее и предметнее, красочней передать его состояние души, переживания и мысли.
Зачастую поэт полностью отождествляет себя с описываемым деревом:
Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге…

Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет…
Или же обращается к нему, как собеседнику, другу:
Привет тебе,
Мой бедный клен!
Прости, что я тебя обидел…
Образ дерева – это и образ Родины для Есенина, особо значимый и волнующий в разлуке.
Таким образом, мы видим, что стихи С.А. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Он часто прибегает к художественному приему олицетворения. Природа у него - это не просто фон для развития каких-то событий, а чаще всего и главный герой их.

Казанцева Галина Дмитриевна

ВложениеРазмер
obrazy_derevev_v_poezii_s.a.esenina.doc 101.5 КБ
titulnyy_list_s._esenin.doc 448.5 КБ

Предварительный просмотр:

2. Народные источники поэзии С.Есенина…………………………………………………3

3. Психологический параллелизм…………………………………………………………. 3

4. Деревья в поэтическом мире С.Есенина…………………………………………………4

6. Образы деревьев в поэзии С.Есенина……………………………………………………10

Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. В этом списке великих имен Есенина занимает одно из первых мест.

Осень, ясень, осенний цвет.

Что – то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси, сень березы

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Всей России встают черты…

Фамилия Есенин – русская, коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Осень, Ясень, связанные с плодородием, дарами земли, с осенними праздниками.

В современной поэзии существует удивительная легенда о Есенине, как явлении природы. Многоголосая и разветвляющаяся, она словно пытается убедить нас в том, сто русская природа в дополнении к своим рощам закатам, озерам и пашням приобрела теперь и Есенина – свою певчую душу.

Есенин – нежное имя,

Уже в начале творчества Есенин заявил о своей связи с русской природой. Причем самым главным звеном в этой цепи считается дерево.

В растительном мире С. Есенина представлено двадцать пород деревьев (черемуха, береза, клен, ольха, липа, и др.) Все они неповторимы, все живут и органически вплетаются в поэтическую ткань стихов.

В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами и фольклорно – обрядовыми традициями

Какие деревья считаются наиболее поэтическими в России?

На первом месте береза, на втором сосна, потом идут дуб, рябина, тополь, клен, липа.

Часто встречаются образы цветущих и плодоносящих деревьев и кустарников: сирень, черемуха, виноград, яблоня, вишня.

2. Народные источники поэтики Есенина

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где – то мышь скребется в затворенной клети…

Родная земля дала ему большее - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей. Она жила в нем, была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества. Он говорил и пел теми словами, которые поет народ. И его собственные стихи стали этой песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа.

3. Психологический параллелизм

Я хотел бы стоять как дерево,

При дороге на одной ноге.

Как дерево роняет тихо листья,

Так роняю грустные слова

4. Деревья в поэтическом мире

Изображение собственных переживаний через картины родной природы, естественно, привело поэта к тому, что мы называем очеловечиванием природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической способности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы (вьюга злится, ветер гуляет, солнце улыбается и т.п.) , то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приёма

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком

Спит черемуха в белой накидке

Где на поляне клен танцует пьяный.

Природа у поэта способна поступать как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится:

Там теперь такая же осень…

Клен и липы в окна комнат,

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Через все творчество поэта проходит образ русской березки.

О. тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы - ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум…

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В этой березе, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, с которой он впервые выступил в печати, и многие другие обращения к этому образу.

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба . Крепость ствола, могучая крона, выделяет дуб среди других деревьев, делая, как бы царем древесного царства.

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед…

Введение Маврикийского дуба в это стихотворение на случайно, так как в нем говорится о Родине:

О Родина, счастливый

И несходный час!

Этот дуб как бы обобщает всё то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья – это самое главное, сто может быть у человека.

Задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листья валятся.

Это произведение можно поставит в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы.

Оттого – то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью рябина.

Буйство красок, веселье. Это самое яркое из деревьев, пылающее всеми оттенками багряного цвета. Вместе с тем в рябине угадывается та горечь и грусть, которая вообще неотделимы от русской природы.

Нагляднее всего запечатлен образ клена как деревенского парня, гуляки, ухажера в стихотворении.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

Как будто бы на корточки погреться,

Присел наш клен перед костром зари.

Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Словно белою косынкой

Понагнулась как старушка,

Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Дремлет лес под сказку сна…

Ветер – певун с завываньем кликуш

Мчится в лесную дремучую глушь.

Роща грозится еловыми пиками…

Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши.


Следование фольклорной традиции — это уникальное явление русской литературы, которое нашло отражение в творчестве многих писателей и поэтов всего периода развития литературного творчества. Но рубеж XIX — XX веков, появление новых течений в литературе в этот период, переосмысление представителями разных течений задач поэзии приводит к тому, что использование фольклорных образов отметается как ненужный элемент. Однако такая тенденция была свойственна творчеству далеко не каждого поэта, и поэзия С. А. Есенина тому подтверждение.

Творчеством С. Есенина занимались такие исследователи как: В. Федоров, А. Волков, П. Юшин, В. Базанов, Ю. Прокушев, Н.Сидорина. Изучение поэта актуально и для современного литературоведения.

Творчество Сергея Есенина — это безграничная любовь к родному краю, его полям и лугам, цветам и деревьям. Природа для Есенина неотделима от понятия родины. Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, черпал в ней вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил этот мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Обостренное чувство природы, яркие самобытные образы не могут не завораживать своей красотой и выразительностью, точностью, способных передать глубинный смысл и красоту неброского русского пейзажа.

Есенин с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева.

Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни. С первых строк оно завораживает нас своей простотой, искренностью чувств, грустными исповедальными интонациями. Создается впечатление, что автор делится с читателями самым сокровенным.

Но центральной фигурой, главным героем в этом стихотворении является, конечно же, клен. Клен появляется в лирике Есенина чаще всего тогда, когда затрагивается тема сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, который болен духовно. В данном стихотворении клен символизирует уже зрелого человека, подвыпившего сторожа, на долю которого выпало немало жизненных трудностей. Он как будто потерян и опустошен. Лирический герой с искренним участием обращается к опавшему и заледенелому клену, ставшему ему задушевным другом:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Лирический герой проводит параллель между собой и кленом:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.[3, с.161]

Лирический герой с головой погружается в былые воспоминания, но вместе с тем понимает, что былая гармония и радость жизни утрачена. Образ зеленого клена символизирует воспоминания о счастливой поре юности:

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.[3, с.161].

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. [3, с.9]

Основные термины (генерируются автоматически): клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, образ клена, родная земля, родной край.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ дерева в поэзии С.А. Есенина

Вступление. С.А Есенин – поэт-лирик.

Образ дерева в стихотворениях.

Образ хвойных деревьев.

Заключение. В поэзии С.Есенина дерево – яркий художественный образ.

Данная тема заинтересовала меня тем, что я люблю творчество и поэзию С.Есенина, люблю читать наизусть его стихи. Мы изучаем произведения С.Есенина в каждом классе и узнаем о нём всё больше и больше.

В школе каждый год проводятся есенинские чтения, литературно-музыкальные вечера, посвящённые ко дню рождения С.А. Есенина.

Я поставила перед собой такие цели и задачи:

Проследить, какие образы деревьев встречаются в поэзии С.Есенина.

Определить, что они олицетворяют.

Познакомиться с биографией и с этапами творчества С.Есенина.

Проанализировать стихи, где встречаются образы деревьев.

Выявить, какие эмоциональные чувства они выражают.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

С.А.Есенин (1895 - 1925)

1. Вступление. С.А.Есенин – поэт- лирик.

Село Константиново – Родина С.Есенина. Луга, поля, реки, рощи, стога сена – все это способствовало проявлению его поэтического таланта.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Образ дерева в стихотворениях С.Есенина

В своем творчестве С.Есенин постоянно обращается к природе, когда высказывает свои сокровенные мысли о себе, о своём прошлом, настоящем и будущем. Это обусловило появлению в его поэзии целой группы поэтических символов. Самым распространенным становится образ дерева.

Я хотел стоять как дерево

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

2.1.Образ клёна

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть в пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я что-то нынче стал не стойкий

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Даже не понятно, о ком идет речь – о человеке или дереве.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а во всю зелёным.

Образ тополя.

Тополя растут вдоль дорог, поэтому они сравниваются с босоногими странниками. Эта тема отражается и в стихах Есенина.

Без шапки, с лыковой котомкой,

Стирая пот свой, как елей,

Бреду дубравою сторонкой

Под тихий шелест тополей.

В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и березы.

Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что

Уже не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

2.3. Образ ивы

Здесь всё так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

В других стихотворениях ива, как береза, является героиней, девушкой. Лирический герой, грустя о юности, также обращается к образу ивы.

И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Что б я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

2.4. Образ черёмухи.

Черёмуха душистая

С весною расцвела.

И ветви золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре.

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

2.5. Образ берёзы.

Троицыно утро, утренний канон

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

Во многих стихотворениях чистота березы, свежесть, красота соединились с образом невесты, девушки, женщины.

Но чаще всего с образом березы тесно переплетается тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

2.6. Образы хвойных деревьев.

Если лиственные деревья несут радость, грусть, различные эмоциональные прорывы, то хвойные деревья несут иной смысл: таинственное молчание, оцепенение, погруженное в себя.

Сосны и ели представляют собой угрюмый, суровый пейзаж, вокруг низ царит глушь, сумрак, тишина, они ассоциируются с вечным покоем, глубоким сном.

Ели и сосны олицетворяют зло, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками.

Тёмная ночь пугается.

Шалями тучек луна закрывается

Ветер-певун с завыванием кликуш…

3.Заключение.

Исследуя поэзию С.Есенина, я пришла к выводу, что больше всего стихотворений посвящено берёзе.

Среди царства природы есть то, что милее всего сердцу поэта – степная ширь и… берёзы.

В русской поэзии не было и нет поэта, который с такой нежностью, любовью и силой воспел бы красоту этого дерева.

Молдавский поэт Г. Виеру пишет, что при виде берёзки он сразу вспоминает С.Есенина и его стихи, посвящённые этому удивительному дереву.

Для С.Есенина берёза – символ России, скромной красоты её природы. Поэтому она мила и в весеннем цветении, и в зимнем сверкающем наряде. Она видится ему то юной девушкой, тонкой, стройной, с блестящими лунным гребешком в ветвях – косах, то накрывшейся пушистым снежным платком.

В поэзии С.Есенина дерево – яркий художественный образ.

И плачущиеся ивы, и пригорюнившиеся девушки-ели, и костёр рябины красной, и аристократически стройный тополь. Стихи С.Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Дендронимы на страницах произведений Сергея Александровича Есенина


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество Сергея Александровича Есенина многогранно и неисчерпаемо. Его произведения известны всем ценителям русской культуры, литературы, художественного слова. Каждое его произведение полно глубокого смысла, наполнено образами – символами, учит нас видеть прекрасное в окружающем мире, формирует положительные нравственные качества у читателей.

В начале ХХ века символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве, литературе. Сергей Александрович живо интересовался народно – мифологическими верованиями (сказаниями о чудодейственных деревьях, кустарниках, полевых растениях). Нам показалось интересным исследовать, какое значение имеют образы деревьев и кустарников (дендронимы) на страницах произведений Сергея Александровича Есенина.

Мы познакомились с монографиями известных учёных – лингвофольклористов, таких как А.Т. Хроленко, С.Е. Никитина, И.С. Климас, Л.И. Ларина, прочитали и проанализировали 98 стихотворений Сергея Александровича Есенина, на страницах которых имеется упоминание о деревьях.

Объект нашего исследования – художественные произведения Сергея Александровича Есенина. Предметом исследования стали образы деревьев и кустарников (дендронимы) в стихотворениях любящего свой родной край поэта. Цель работы: установить, какое значение имеют образы деревьев на страницах произведений С. А. Есенина.

Для достижения этой цели нами выполнены следующие задачи: знакомство с литературоведческими трудами учёных – лингвофольклористов; анализ художественных произведений С. А. Есенина; обобщение и систематизация проведённого литературоведческого анализа отобранных произведений. Данная работа является теоретическим исследованием, которое направлено на формирование и развитие коммуникативной, информационной и общекультурной компетентностей исследователя. Избранные методы – анализ художественных текстов, их сопоставление и анализ. Данная работа будет интересна тем, кто любит культуру, историю и литературу своей Родины, почитает традиции предков, ценит творчество С. А. Есенина.

Глава 1. Дендронимы на страницах произведений

Сергея Александровича Есенина

Сергей Александрович Есенин – один из самых проникновенных и самобытных поэтов ХХ века. Богатство его лирики помогает нам, читателям, почувствовать красоту и силу родной природы.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи 1 .

Природа поэтического произведения, насыщенного фольклорными образами, подчинена описанию эмоционально - чувственного мира человека. Так, зная лексическое богатство и своеобразие русских волшебных сказок, семантическое богатство русских народных песен, примет и загадок, Сергей Александрович Есенин создает произведения, в которых объекты мира природы живут, дышат, расцветают, преображаются.

В 1919 году поэт написал следующие строки:

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной 2 .

Поэт неразрывно связан с окружающим миром, он его проводник и глашатай.

Не случайно объектом литературоведческого исследования являются дендрологические наименования, в числе которых мы подразделяем следующие подгруппы: наименования деревьев (дерево (общее понятие), береза, дуб, сосна, яблоня и т.д.); наименования кустарников (куст (общее понятие), черемуха, ива и т.д.)

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки,

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки 3 .

Под окном из скользких ветел

Перепельи звона ветра.

Тихий сумрак, ангел теплый,

Напоен нездешним светом 4 .

Седые вербы у плетня

Нежнее голову наклонят 5 .

Я хочу быть тихим и строгим.

Я молчанью у звезды учусь.

Хорошо ивняком у дороги

Сторожить задремавшую Русь 6 .

На Руси многие праздничное богослужение, посвященное входу Иисуса Христа в Иерусалим, не обходится без освящения веток вербы. Они заменяют пальмовые листья за неимением таковых. Наши предки считали, что верба (ива) защищает от нечистой силы, излечивает многие болезни, способствует получению богатого урожая. Также считалось, что ива может прекратить даже пожар или бурю, если в землю воткнуть крестик, сделанный из вербовых веточек.

Все равно под стоптанной палубой

Видишь ты погорбившийся скит.

Подпевает тебе жалоба

Об изгибах тамошних ракит 7 .

Сергей Александрович Есенин умел тонко подмечать красоту окружающего мира. В ранних стихотворениях талантливого русского поэта мы встречаем следующие строки:

На бугре береза – свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра.

Залюбуюсь, загляжусь ли

На девичью красоту,

А пойду плясать под гусли,

Так сорву твою красу 8 .

Береза – один из самых распространенных символических образов дерева в произведениях Сергея Александровича Есенина:

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд.

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок? 9

В багровом зареве закат шипуч и пенен,

Березки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

И кротость юную в их ласковых сердцах 10 .

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Иисус 11 .

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы 12 .

По лопуху промяты стежки,

Вдали озерный купорос,

Цепляюсь в клейкие сережки

Обвисших до земли берез 13 .

Прячет месяц за овинами

Желтый лик от солнца ярого…

…Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

На березки в роще теневой

Серьги звонкие повесила 14 .

Самым ярким образом является белая береза в стихотворении 1913 года с одноименным названием:

Белая береза

На пушистых ветках

Белой бахромой 15 .

Цветовые характеристики сопровождаются осязательными впечатлениями, оттого лирическое произведение близко сердцу читателей.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что фольклорная языковая картина мира помогает глубже понять образно - метафорическое восприятие окружающей действительности человеком, живущим по законам природы, отражает его восхищение от радости бытия.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И кудри золотистые

Что кудри, завила 16 .

Эти строки известны любителям поэзии замечательного русского поэта. Образ черемухи – спутницы весны получился ярким, насыщенным ароматом прохлады и обновления. Черемуха, как и береза, создает метафорический образ непорочности, чистоты и нежности. Ее аромат пленяет, кружит голову. По древним поверьям славян черемуха олицетворяет молодость и девичью красу. Она считается покровительницей влюбленных. Цветущая черемуха разделяет два периода весны: раннюю и позднюю. Считалось, что там, где растет черемуха, всегда воздух чистый и лечебный. Наши предки полагали, что стоит постоять у цветущей черемухи, тогда болезнь ослабнет или уйдет совсем.

Безусловно, весна – пора любви, пора надежд и мечтаний.

Черемуха душистая,

А зелень золотистая

На солнышке горит 17 .

Основная мотивация использования тех или иных дендронимов чаще всего бывает обусловлена распространенностью этих деревьев и кустарников в природе всеми любимого родного края.

Синий май. Заревая теплынь

Не прозвякнет тепло у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке 18 .

Мы встречаем в лирических произведениях Сергея Александровича Есенина упоминание о яблоне (яблоньке):

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу – яблоню ветром стряхать

И смотреть, как над речкою режет

Воду синюю солнца соха 19 .

Яблоня – не только символ познания окружающего мира, это еще и символ совершенства, так как оно имеет округлую форму и распространяет вокруг себя чудесный аромат.

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил.

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил 20 .

… Довольно скорбеть! Довольно!

И время тебе подсмотреть,

Что яблоне тоже больно

Терять своих листьев медь.

Ведь радость бывает редко,

Как вешняя звень поутру,

И мне – чем сгнивать на ветках –

Уж лучше сгореть на ветру 21 .

В стихотворении Сергея Александровича Есенина отражено состояние человека, утратившего романтическое настроение юности, это восприятие мужчины, испытавшего немало трудностей на своем жизненном пути.

В произведениях устного народного творчества и береза, и рябина – поэтические символы России. Красные гроздья защищали влюбленных, хранили их тайну, девушки на выданье украшали ими свои венки.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба – старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины 22 .

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова 23 .

Красота и прелесть осенней природы перекликается с философскими размышлениями лирического героя.

Запоешь ты, а мне любимо,

Исцеляй меня детским сном.

Отгорела ли наша рябина,

Осыпаясь под белым окном? 24

И вновь мы видим рябину – оберег родного дома. Ее кроваво-красные кисти напоминают всполохи костра. Пока ягоды красны, никакие недруги не страшны семейному очагу.

Клен в славянской мифологии олицетворял мужское начало. Это дерево поражает своей мощью и несгибаемостью. Считались, что если его обнимет человек, которого оболгали или незаслуженно обидели, то оно зацветет. Наши предки верили, что клен – дерево священное.

Мой бедный клен!

Прости, что я тебя обидел.

Твоя одежда в рваном виде,

Новой наделен 25 .

Клен становится проводником нелегких размышлений лирического героя. Он – собеседник, соратник.

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль 26 .

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет 27 .

В этих поэтических строках мы вновь встречаем восприятие окружающего мира в соответствии с поверьями древних славян, которые считали, что все, что нас окружает, имеет душу, живет, волнуется.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что, стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Лирический герой произведения отождествляет себя с прекрасным деревом. Он делится самым сокровенным: своими душевными тревогами.

… Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а совсем зеленым 28 .

Лирический герой ощущает себя очень одиноким, он может довериться только вербе и сосне, они не предадут и не обманут.

Таким образом, клен – один из самых ярких символических образов (дендронимов) в поэтических произведениях Сергея Александровича Есенина.

Для мифопоэтического сознания славян было характерно поклонение дереву как священному месту, где совершались обряды. Дубы, клены и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой-нибудь вред. Hарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.

Такие деревья и кустарники, как ива, рябина и черемуха считались покровителями окрестностей - сёл, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.

В ХХ веке символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Эту символику использовал и Сергей Александрович в своих произведениях.

Между тем, выделено несколько культурных традиций, формирующих смысловую глубину поэтического слова: библейская и народно - мифологическая.

Нами установлено, что наиболее частыми дендронимами, упоминаемыми в стихотворениях Сергей Александровича, стали ива (верба, ветла), береза, черемуха, яблоня, рябина и клен. Именно они создают узнаваемые образы родной природы, способствуют созданию незабываемых словесных картин. Цель и задачи литературоведческого исследования выполнены полностью.

Использование образов клена и березы, как символов, связанных с национальной, народной культурой, было одним из частных открытий Есенина - поэта. В его произведениях нет ничего случайного. Все его стихотворения полны глубокого смысла. Наше исследование тому подтверждение.

Библиографический список

Афанасьев А. Н. Древо жизни. Москва: Современник, 1982г.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Ленинград: Советский писатель,1974г.

Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 т. Москва, Советская Россия, 1991г.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Ленинград, 1996г.

Читайте также: