Образ катерины петровны в рассказе телеграмма сочинение

Обновлено: 06.07.2024

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Катерина Петровна

Главная героиня, пожилая женщина.

Одинокая старушка, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Катерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Дочь Катерины Петровны.

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Катерины Петровны.

Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Катерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти — дочери старушки — о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Катерина Петровна, благодарит его за доброту. Она всё понимает.

Манюшка

Она приносит Катерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Катерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

Второстепенные персонажи

Тимофеев

Скульптор, которому помогла Настя.

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

В центре сюжета находится пожилая женщина по имени Катерина Петровна. Она живет в глухой деревне с символичным названием Заборье. Уже долгое время она чувствует себя одинокой, потому что единственная дочь Настя уехала работать в Ленинград, а с жителями деревни у нее мало общего.

Автор дает нам понять, что женщина родилась в благородной семье, которая привила ей изысканный вкус. Дом, в котором Катерина встретила старость, построил отец. Ее отец был именитым художником, поэтому дом признали мемориальным. Катерина дорожила и домом, и садом возле него. Но в свои престарелые годы уже не могла сама управляться с хозяйством. Ей помогал сосед Тихон и девчушка Манюшка.

Чужие люди пришли на помощь женщине, а родная дочь уже давно не приезжала и даже редко писала. Следует отдать должное, что о матери она все же по-своему заботилась – отправляла один раз в несколько месяцев конверт с деньгами. Но вовсе не деньги нужны были Катерине, а внимание родного человека. Грустно читать, как героиня жадно вчитывалась в скупые надписи на конверте, и ей иногда казалось, что деньги пахнут духами ее Настеньки.

Образ Катерины гармоничен с природой. Автор показывает, как увядает осенняя природа, и как так же увядает человек. В рассказе проводится параллель между героиней и старым кленом, который она посадила еще тогда, когда была девочкой-хохотушкой. Он был старым и увядшим и оставался на месте только потому, что не мог уйти. Ему не было, куда идти так же, как и главной героине. Автор при помощи метафоры с деревцем подчеркивает одиночество женщины. И даже звезды смотрели пронзительно вниз. Кажется, что природа откликается на чувства человека. Пейзаж становится в рассказе еще одним действующим лицом.

Катерина Петровна – образ, олицетворяющий собой одиночество. Она жила в молодости насыщенной жизнью, а в старости оказалась не нужной даже дочери. Да, ей помогали чужие люди, но они не могли заменить семью. Возможно, ей нужно было не скрывать своих чувств и чаще писать дочери, не бояться надоесть, ведь она имела полное право просить о помощи, а дочь должна была выполнять свой детский долг.

Дом, в котором жила пожилая женщина, был признан мемориальным. Построил его отец Катерины Петровны, талантливый художник. Сама героиня тоже обладала хорошим вкусом. В доме было красиво и уютно, но в нём не было тепла, семейного счастья. С хозяйскими обязанностями Катерина Петровна справлялась уже с трудом. Иногда ей помогал сосед Тихон или прибегала девочка Манюшка. Это были посторонние люди, хоть и неравнодушные. А своя родная кровинушка не могла найти времени на поездку к самому дорогому человеку на свете. Дочь регулярно присылала матери деньги, но они лежали у старушки без дела. Она брала их в руки и пыталась уловить запах духов дочери.

Катерина Петровна имела добрый, мягкий характер. Она ни на минуту не обижалась на дочь, не винила её. Она беззаветно любила Настю, переживала за неё. Мать даже письма отправляла ей редко, чтобы не надоедать и не отвлекать от работы. Лишь в последнем письме, предчувствуя свою кончину, Катерина Петровна выразила всю свою боль и тоску. Она боялась, что не увидит больше свою дочь.

Письмо Настя получила, но была слишком занята, чтобы прислушаться к словам матери и заметить её тревогу. Если бы она оставила свои дела, казавшиеся такими важными по сравнению с каким-то письмом из деревни, всё могло бы закончиться по-другому. Она не успевает приехать даже на похороны матери. Напрасно Настя льёт запоздалые слёзы, матери больше нет. Дочь героини не вызывает сострадания. Она сама виновата в том, что отныне будет жить с чувством вины. Она забыла, что самое главное в жизни – это не работа, а близкие люди. Забыла, что жизнь быстротечна, а мама не всегда будет рядом. Дочь забыла мать и этим ранила её сердце.

Главная героиня столкнулась с трудным испытанием – одинокой старостью. В силу своего доброго характера она всю боль и тоску своего положения скрывала в себе, не желая мешать Насте. Всё, о чём мечтала женщина, – это встреча с любимой дочерью. Большего ей не надо. Неблагодарность и равнодушие Насти она оправдывала занятостью, желанием устроить свою жизнь в большом городе. Образ Катерины Петровны – это олицетворение безграничной материнской любви, самопожертвования, материнского сердца, ставящего счастье детей выше собственного.

Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Несколько интересных сочинений

Наверное, каждый человек, живущий на планете, хоть раз задавался вопросом: что такое любовь? Что ей движет? Подчинена ли она сердцу? Или же разуму?

Ответственность – способность личности нести ответственность за свои действия, а также полностью влиять на ход событий, быть на самой вершине жизни и руководить своей судьбой.

В центре находятся мать — Катерина Петровна — да её дитя Настя. Юная героиня, повзрослев, покидает семейный дом. Куда она держит путь? В большой город, в студию художников. Она развивается, забывает о матери, ей некогда послать даже весточку родному человеку.

А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким. В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании.

Трагедия сего произведения состоит в том, что время летит неумолимо, забирая с собой дорогих тебе людей. Поэтому оторванность от родных в конце твоего жизненного пути убивает изнутри, заставляя сердце колоться от неимоверной боли. Слишком поздно люди осознают, что близких необходимо беречь всем сердцем, заботиться о них, проявлять уважение. К сожалению, зачастую вернуть ничего уже нельзя. И об этом говорит Паустовский. Показав в конце рассказа смерть Катерины Петровны, автор дает понять, что поступать так, как дочь героини категорически запрещается! Ибо Настя, приехав к матери, обнаруживает, что той нет в живых. И каково ощущать бессилие перед смертью близкого человека? Слишком поздно решила девушка наведаться к матери. Слишком поздно…

Вариант 2

Рассказ Телеграмма Паустовский

Паустовский Телеграмма краткое содержание

Лишь последняя телеграмма ,полученная от соседа Тихона, где говориться о последних днях ее матери, стала встряской для девушки. Она поняла, что может в любую минуту потерять родного человека, который любит ее больше всех на свете. Настя спешит к матери, но уже поздно. Старушка так и не дождалась дочь.

А ведь если бы девушка приехала на каких-то пару дней раньше, она смогла бы застать живую мать, смогла бы поговорить, попросить прощение за то, что так долго не навещала. А может, старушка была бы жива еще, если бы чаще видела свою дочь и ее не съела изнутри тоска.

Телеграмма Паустовский герои

Сочинение 3

У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.

В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала. Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.

Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.

Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.

Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение

А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким. В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании.

Трагедия сего произведения состоит в том, что время летит неумолимо, забирая с собой дорогих тебе людей. Поэтому оторванность от родных в конце твоего жизненного пути убивает изнутри, заставляя сердце колоться от неимоверной боли. Слишком поздно люди осознают, что близких необходимо беречь всем сердцем, заботиться о них, проявлять уважение. К сожалению, зачастую вернуть ничего уже нельзя. И об этом говорит Паустовский. Показав в конце рассказа смерть Катерины Петровны, автор дает понять, что поступать так, как дочь героини категорически запрещается! Ибо Настя, приехав к матери, обнаруживает, что той нет в живых. И каково ощущать бессилие перед смертью близкого человека? Слишком поздно решила девушка наведаться к матери. Слишком поздно.

Телеграмма — сочинение

Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.

Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде. Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому. Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.

Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.

Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.

Второстепенные персонажи — это девочка Манюшка, бескостно любящая Екатерину Петровну и помогающая ей, и сторож Тихон, мудрый и полный сострадания старик, так наивно пытающийся подбодрить умирающую фальшивой телеграммой. Их забота и внимание к старушке ещё больше обнажают ту странную пропасть равнодушия, которая легла между любящей матерью и ее дочерью.

Символичен образ молодой учительницы, попавшей на похороны Екатерины Петровны. Она вспоминает о своей матери, и, кажется, что ее юное и чуткое сердце, столкнувшееся с жестокостью незнакомой смерти, не должно совершить ошибки Насти.

Каждый из нас может найти что-то общее с героями этого рассказа. Возможно, однажды кто-то обнаружит себя сразу в нескольких его героях. Однако нужно помнить, что сила искусства не только в его удивительной способности подражать жизни, но в невероятной силе воздействия, его мудрых уроках, которые мы можем усвоить, пока не станет слишком поздно.

Читайте также: