Образ евгения арбенина в маскараде сочинение

Обновлено: 04.07.2024

История создания персонажа

Биография и образ Евгения Арбенина

Евгений презирает культурное общество, ведь не понаслышке знает обо всех его нелицеприятных сторонах. Новоявленная супруга заставляет мужа утихомирить страсти и примириться с жизнью. Говоря о жене, Евгений заявляет, что она свет в его мрачной жизни.

Но азартного игрока хватает ненадолго. Он садится за стол с князем Звездичем и выигрывает. Вместе с другом Арбенин едет на маскарадный бал к Энгельгардту. В это время там присутствует и Нина, которая по трагической случайности теряет один из парных браслетов. Находку прибирает к рукам баронесса Штраль.

Князь Звездич, красивый гвардеец, встречает таинственную даму в маске, которая признается ему во внезапной страсти. Мужчина просит на память какую-нибудь вещицу и получает тот самый злополучный браслет, который демонстрирует азартному другу.

Звездич решает, что таинственная дама в маске и есть Нина. Пытаясь поухаживать за ней, получает холодный отказ. Но, не оставив попыток, отправляет замужней женщине любовное послание, о котором узнает ревнивый муж. Теперь сомнений нет — жена виновна и будет наказана.

На балу он подсыпает супруге яд в мороженое. В третьем акте Нина Арбенина, умирая, впервые представляется как Настасья Петровна. Перед похоронами к главному герою подходят князь Звездич и Неизвестный, которые обвиняют Арбенина в убийстве жены. Они рассказывают правду о браслете, и Евгений, не выдержав потрясения, сходит с ума.

Евгений Арбенин и Нина

Убийца в пьесе вызывает и жалость, и ненависть. Привыкший ожидать от судьбы только удары, он пытался разглядеть в Нине тот самый спасительный свет. Но череда случайных событий запустила трагичный механизм, из-за которого герой сначала убивает свою последнюю надежду, а потом уходит в спасительный мрак безумия.

В основе образа Арбенина не лежит противопоставление плохого и хорошего. В его личности сталкивается божественное и дьявольское. И хоть герой открыт добру и пытается вырваться из порочного мира, для него попытки оборачиваются трагедией.

Евгений Арбенин в фильмах

Главную роль сыграл актер Николай Дмитриевич Мордвинов. Критики оценили музыкальное сопровождение картины. Тревожные романсы, вальсы и мазурки привносят дополнительные нюансы в характер персонажей и их отношений.

Но финал истории заставляет задуматься как зрителя фильма, так и читателя. Трагический конец — это божье провидение или происки зла? Ответ каждый определяет самостоятельно.

Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами. Однако выход в печать пьесы произошел только после смерти автора, поскольку цензора не пропускала произведение и поэту приходилось вносить неоднократные изменения., меня количество персонажей, название, систему повествования, финал пьесы.

Смысловое значение названия выражается в самом понятии маскарада, который представляется обителью вечной праздности и торжества лицемерия. Маскарад является местом, на котором происходит развертывание основного конфликта пьесы, заключающегося в изображении блеска и мишуры в сочетании с пороками общества.

Отличительной особенностью пьесы является раскрытие автором темы судьбы и случая, заключающейся в преследовании героя собственной предначертанной судьбой, финалом которой становится трагический конец.

Реальная жизнь отличается постоянной игрой людей, надевающих на себя чужие маски, что и делают герои произведения на всем протяжении повествования, думая, что наблюдают свое отражение в зеркале, сглаживающем угловатости и неровности, с помощью которого осуществляют попытки убеждения окружающих в собственном превосходстве. В этом мире появляется человек, который не желает проявляться притворство и лицемерие, при этом он не испытывает необходимости в этом, поскольку его не волнует общественное мнение.

Пьеса имеет в своем содержании романтический конфликт, заключающимся в изменении главного героя буквально на глазах. Первоначально Арбенин является спокойным, утомленным человеком, но подозрение об измене жены выводит героя из душевного равновесия, превращая его из тихого семейного человека в страстного любовника. Таким образом, ревность подталкивает героя к совершению необдуманных поступков.

Главным героем, как было сказано, является Евгений Арбенин, представленный в образе обличителя, пресыщенного светской жизнью, с которой он пытается вступить в борьбу, изначально обреченную на провал. Герой обличает пороки окружающих, не замечая, что становится непонятым, отвергнутым, осмеянным членом общества.

Важным персонажем в произведении является образ Нины, молодой девушки, чистого, цветущего создания, посланного главному героя для кардинального изменения его внутреннего состояния, испытания, которое Евгений Арбенин не в силах преодолеть. Главного героя настигает прошлое, которому он не может противостоять, поддаваясь слабости характера. Кроме того, над ним довлеет ревность и дикая страсть, обуславливая его прыжок в бездну.

Финал пьесы заключается не только в потере главным героем всего самого дорогого. Герою предстоит осознать всю тяжесть содеянного им, непонятого на протяжении ослепления ревности и страсти. Данное осознание обуславливает невозможность дальнейшего существования героя, поскольку его разум является полностью погруженным во тьму.

Сумасшествие главного персонажа становится его наказанием за грехопадение, при этом судьбы не лишает его жизни, но не дает возможности обретения счастья и покоя в земном существовании, заставляя его существовать между небом и землей, не давая второго шанса на исправление за совершенные поступки.

История создания


С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.

Характеристика персонажей

Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.

При косвенном участии Казарина свет узнает ложную новость о связи Нины и Звездича. Неизвестный — мстительный и жестокий человек, ранее ставший жертвой Арбенина. Он вершит возмездие.

Романтический конфликт

Сюжетная линия

  1. Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
  2. Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
  3. Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.

Образ Нины

Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.

Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.

Смысл названия

Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже. В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим. Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.

В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.

Костюмированный бал — обитель вечной праздности, торжества и лицемерия. Здесь разворачивается основной конфликт пьесы, которая изображает блеск и мишуру общества в сочетании с его пороками.

Главная идея и анализ

Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.

Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.

Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.

Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

В. А. Мануйлов отмечал что, в своих драматических произведениях, как и в лирике, Лермонтов концентрировал все свое внимание на противоречиях русской общественной жизни конца 1820 – начала 1830-х годов, периода реакции и общественного упадка, последовавшего за подавлением декабристского восстания. Напряженные размышления о народе, изнемогавшего в крепостной зависимости, о праздности жизни дворянского сословия, яростный протест против всяческого проявления социального зла и насилия над личностью – таково основное идейное содержание и поэзии, и драматургии Лермонтова.

Романтическая личность (в представлении раннего Лермонтова) является полностью самоценной и свободной, не обусловленной социально-исторической реальностью и жизненными ситуациями, не зависимая от человеческих законов и принятых нравственных норм. Единственный закон для нее – собственная воля. Из разнообразных явлений действительности Лермонтов отбирает и художественно реконструирует лишь те, которые способны воплотить исключительность и мятежность духа героя, высоту или силу его стремлений. Любая действительность сама по себе, в понимании Лермонтова, не имеет в себе ничего разумного, она враждебна закону, истине, справедливости. Отсюда вытекает отсутствие непредвзятого обоснования поступков и действий героя, подчеркивается абстрактность и расплывчатость в изображении его судьбы, избыток тайн, недосказанности, внезапные повороты в развитии сюжета.

Изучаемая тема является актуальной по причине того, что научных исследований по драматургии Лермонтова не так много. Больше внимания уделяется другим его прозаическим и лирическим произведениям, а драмы остаются в стороне.

ВложениеРазмер
obraz_arbenina_v_tvorchestve_m._yu._lermontova.docx 80.8 КБ

Предварительный просмотр:

Шаничева Анастасия Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Впервые произведение было опубликовано в сочинениях под редакцией С. С. Дудышкина в 1860 г., т. II, по черновой рукописи тетради X, с внесением в текст сцен из тетради XI. Наиболее яркие антикрепостнические эпизоды из 2-го явления II действия (сцена IV в окончательном тексте пьесы) и 1-го явления III действия (сцена VII) исключены по цензурным соображениям.

В драме содержатся автобиографические моменты. Взаимоотношения Арбенина с Загорскиной в известной степени отображают историю увлечения Лермонтова Н. Ф. Ивановой. Героине в драме дано то же имя и отчество, которое было и у Ивановой, поэт воспроизвел в пьесе семейный статус, возраст и характер прообраза своей героини.

Главного героя произведения, Владимира Арбенина, Лермонтов наделил некоторыми качествами, которые были близки ему самому. Арбенину он приписал стихи, которые им лично посвящались Н. Ф. Ивановой.

Разлад между отцом и матерью Арбенина отражает, вероятно, некоторые обстоятельства семейной жизни родителей самого Лермонтова, хотя в драме, конечно, не дано сколько-нибудь точное изображение отношений между ними и не рисуются их характеры.

Одной из главных сюжетных линий является семейная (Марья Дмитриевна – Павел Григорич – Владимир Арбенин), связанная с изменой, местью, непрощением и проклятием.

Но если отношения с матерью у героя наполнены теплотой, то с отцом они носят абсолютно противоположный характер. Между ними царит раздор, непонимание, а в конце и вражда. Взгляды на жизнь у них слишком разные, они не стремятся пойти на встречу друг другу. Упреки, оскорбления и ссоры – вот, что в основном составляет их отношения на протяжении всего произведения.

В итоге семейные отношения разрушены.

Еще одной главной сюжетной линией является любовная (Наталья Загорскина – Владимир Арбенин), главными мотивами которой стали также измена, предательство Белинского и тайная месть безответно влюбленной во Владимира Софьи.

Софья, если можно так выразиться, помогает героям испытать свои чувства. И Наталья проваливает это испытание. Владимир же, осознавая, что его предала та, которую он любит больше жизни, сходит с ума и умирает.

Белинской называет его за это суевером, но ведь опасения Арбенина были не напрасны. Она рушит его надежды, мечты и саму жизнь.

В итоге и отношения с женщинами не приносят герою ничего хорошего. Обе девушки его предают и этим подводят к гибели.

Но Арбенин равнодушно относится к мнению общества. Он поступает так, как сам считает нужным.

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.

Пестреет и жужжит толпа передо мной…

Но сердце холодно, и спит воображенье:

«В кругу обманщиц милых я напрасно

И глупо юность погубил;

Любим был часто пламенно и страстно

И ни одну из них я не любил.

Романа не начав, я знал уже развязку,

И для других сердец твердил

Слова любви, как няня сказку,

«Созданье слабое, но ангел красоты:

Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье.

Я человек: пока они мои,

Без них нет у меня ни счастья, ни души,

Арбенин живет по жесткому и сухому расчету, он заявляет:

«И если я кому платил добром,

То все не потому, что был к нему привязан;

В. Г. Андреева писала о том, что для Арбенина Нина оказалась возможным избавлением от скуки и страшного давления света. Пытаясь спастись от самого себя, уйти от своей прошлой жизни, он безвременно ее губит [2].

С. Н. Зотов приходит к выводу о том, что борьба двух начал – добра и зла, происходящая в душе Арбенина, выдвигается на первый план и становится основной движущей силой действия. Внешне это выражено в том, что сюжет подчинен саморазвитию страсти, не внимающей доводам разума и не берущей их в расчет. У Арбенина нет никаких доказательств вины Нины, и он не хочет их знать. Его могучий ум и сильная воля направлены не на поиски истины, а на оправдание своих действий, решающим из которых является отравление жены. Арбенин убежден, что только смерть Нины откроет заранее известную ему правду, которую, по его мнению, не может скрыть человек перед гибелью [25].

У. Р. Фохт отмечал, что сюжет развивается не на основе логики жизни, а через саморазвитие безумной страсти, полностью возобладавшей над рассудком героя: его сосредоточенность на любви приводит к подозрительности, недоверию, безудержной ревности, достигающей пика своих проявлений в жажде мести и в осуществлении своих жестоких планов [20]:

С душой кипучею, как лава,

Покуда не растопится, тверда

Но плоха забава

С ее потоком встретиться! тогда,

Тогда не ожидай прощенья –

Закона я на месть свою не призову,

Но сам без слез и сожаленья

В конце пьесы осознание героем невиновности жены сводит с ума. Поскольку женская любовь – последнее прибежище романтической личности, то утрата ее подобна крушению всей жизни [10]. Так утверждала С. А. Колесникова. Арбенин остается один. У него нет ни жены, ни семьи, ни друзей. Конечно, Казарин был старым другом героя, тоже картежником, который в отличие от Арбенина, никогда не отходил от игрального стола и не порывал с данным образом жизни. Однако истинная задача Казарина в момент повествования прагматична: вернуть Арбенина в лоно их былой жизни, он ему нужен как весомая поддержка, как опытный специалист в их общем деле и как партнер. Жертва приходит удачно. Арбенин впадает в кризис неверия и расстается с былым благородством, он произносит нечто вроде отречения от светлых настроений и сворачивает на прежний путь:

«Прочь, добродетель: я тебя не знаю,

Я был обманут и тобой,

И краткий наш союз отныне разрываю –

«Глядит ягнёночком, – а, право, тот же зверь…

Пусть ангелом и притворится,

Как уже отмечалось, вся жизнь общества Петербурга 30-х годов предстает перед нами под маской благочестия, внутри которого кипят пороки, безнравственность, интриги и обманы, которые показывают нам всю пустоту, бессмысленность блеска, всю утомительность маскарадного общества. Маскарад и жизнь для людей не разделимы.

«Раз в жизни человека мне чужого,

Рискуя честию, от гибели я спас.

А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,

Евгений Арбенин - от ума к безумию. Генеалогия литературного образа

Евгений Арбенин — от ума к безумию. Генеалогия литературного образа

Но особенность Арбенина как литературного образа, на наш взгляд, и в некоторых композиционно-содержательных принципах, к которым стоит присмотреться. Герой взят в той стадии собственного развития, когда им пройден определенный путь. В отличие от Чацкого, который лишь начинает некое восходящее движение характера, и история в доме Фамусова, с ним приключившаяся, возможно одно из первых душевных испытаний. И в отличие от Онегина, который раскрывается в ступенчатом процессе познания с ним сегодня и сейчас, в настоящем времени случаются драматические повороты, в них он оформляется как характер. У Арбенина же словно завершены все жизненные циклы, он является в собственную драму самим ее героем, с грузом пережитого и перечувствованного. Никакой новизны для него не предвидится ни в сфере человековедения, ни в социальной реальности, она тоже давно им познана и не в такой сильной мере отражается на финальном отрезке его судьбы.

И такое пристальное чтение, возможно, в какой-то мере прагматичное и жесткое, открывает для обсуждения ряд новых вопросов. Первый возникает с появлением героя в игорном доме (действие I, сцена 1). Он является туда не в силу необходимости (выиграть, встретиться по делу), а без всякой видимой цели. Он также не запланировано помогает отыграться князю Звездичу, которого до той минуты не знал. Он произносит разочарованно слова об окружении, оно ему ненавистно но тогда, зачем пришел, иди в онеру, в храм, сиротские дома и больницы, департамент социального обустройства. Далее Арбенин из игорного дома является на маскарад к Энгельгардту и проводит там часть времени.

Они также в разной мере станут ее жертвами: баронесса Штраль с легкостью пускает клевету против подруги, в надежде самой остаться респектабельной и вне подозрений; князь Звездич, с искусным вероломством преследующий своими домогательствами Нину; Казарин и Шприх маленькие, но точные механизмы, приводящие в действие трагедию. И, главное, сам Арбенин, обманутый наветами против жены и не способный понять истинные мотивы всеобщей игры. Его фигура укрепляется в демоническом величии и в своем замысле мести, и этот замысел ширится, распространяется, захватывает не только несчастную Нину, но всех, к нему причастных. Арбенин с перехваченным письмом к Нине от Звездича. Арбенин у самого Звездича приходит с сознательным планом его убийства: Удобный миг настал. теперь или никогда. Теперь я все свершу, без страха и труда. (Растворяет дверь) Он спит!… что видит он во сне в последний раз? (Страшно улыбаясь) Я думаю, что он умрет ударом Он свесил голову… я крови помогу…

1. Андроников И. Л. Примечания // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. М., 1975-1976.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М., 1954-1955Т. IV.

3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М., 1954-1955Т. VII.

4. Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Репринт, 1891. М., 1989.

6. Голованова Т. П. М. Ю. Лермонтов // История русской литературы в четырех томах. Л., 1981-1983. Т. 2.

7. Григорьян К. Н. Драматургия М. Ю. Лермонтова // История русской драмату ргии. XVII первая половина XIX века. Л., 1982.

8. Державин К. Театр Лермонтова // М. Ю. Лермонтов. 1814-1939. Л. 1939.

10. История русского драматического театра: в 7-ми т. М., 1977-1980. Т. 3.

11. Колесникова С. А. Семантические модуляции демонического в русской литерату ре // Вестник студенческого научного общества: Кубанский гос. ун-т. Вып. 9. Краснодар, 2007.

12. Левин Ю. Д. Русский романтизм // Шекспир и русская культура. Под ред. акад. М. П. Алексеева. М.; Л., 1965. С. 244-245.

14. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972.

17. Федоров А. В. Лермонтов и литерату ра его времени. Л., 1967.

18. Эйхенбаум Б. М. М. Ю. Лермонтов // Русские драмату рги XVIII-XIX вв. Л.; М., 1961.

Читайте также: