Образ едигея в романе ч айтматова сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Что такое маленькие радости в нашей жизни? Как они могут влиять на человека? Именно над этими вопросами задумывается советский писатель и дипломат Чингиз Айтматов в предложенном для анализа тексте.

Раскрывая подлинный смысл проблемы, автор акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важным, — на бедной семье Куттыбаевых, которая состояла из отца, матери и их двух сынишек. Когда Абуталип и Зарипа возвращались с работы, начался дождь — редкое и отрадное явление в степной местности. Супруги поспешили к своим детям, чтобы быть с ними рядом и наблюдать их счастливые детские лица.

А ребятишки искренне радовались дождю. Они весело резвились и прыгали в воде около своего барака, наслаждаясь долгожданной прохладой и счастьем.

Таким образом, дождь оказался для семьи Куттыбаевых "отдушиной с неба", маленьким праздником и радостью в их бедной жизни.

Раскрывая проблему дальше, дипломат выделяет важную деталь: Зарипа, мать семейства, плакала, еле сдерживая всхлипы.

Ей было тяжело от осознания того, что какой-то незначительный дождь — единственная радость в жизни её детей. А где-то существует другая жизнь, где вода с неба — не событие, где люди купаются в чистой воде, где есть лучшие условия. Так, благодаря маленькой радости, Куттыбаевы почувствовали счастье и сплочение в своей семье.

Таким образом, два примера-иллюстрации, основанные на приёме выделения, дают понять, что в нашей жизни есть много незначительных моментов, многие из которых могут подарить человеку отраду.

Позиция автора чётко выражается в тексте. Он пытается донести читателю, что неожиданные и приятные вещи ненадолго делают нашу жизнь лучше.

Я полностью разделяю позицию автора и согласна с мнением о том, что маленькие радости на время делают человека счастливым. Так, в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир" ярко раскрывается эта тема. После проигрыша Долохову в карты огромную сумму денег Николай Ростов приехал домой и чувствовал себя раздражительным и несчастным. Но, услышав прекрасное пение Наташи, юноша ненадолго отвлёкся от мрачных мыслей. Это стало маленькой радостью для Николеньки в тот момент. Так, данный пример является доказательством того, что незначительные вещи делают человека счастливее.

Таким образом, в нашей обыденной жизни есть много маленьких радостных моментов, от которых становится хорошо. Их нужно лишь только замечать и делиться полученной радостью со своими близкими, как это делала семья Куттыбаевых.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

(1)Конец лета и начало осени 1952 года вспоминал Едигей с особым чувством былого счастья. (2)После той страшной жары, от которой даже ящерицы прибегали на порог жилья, спасаясь от солнца, погода внезапно изменилась уже в середине августа. (3)Схлынула вдруг нестерпимая жара, и постепенно стала прибывать прохлада, по крайней мере по ночам можно было уже спокойно спать.

(4)Поистине отрадная пора стояла в том году в конце лета и начале осени. (5)Дожди в степях — редкое явление. (6)Каждый дождь можно запомнить надолго. (7)Но тот дождь запомнил Едигей на всю жизнь. (8)Сначала заволокло тучами, даже непривычно было, когда скрылась вечно пустынная глубина горячего, исстоявшегося степного неба. (9)И стало парить, духота началась невозможная. (10)Пока маневрировали да сцепляли вагоны, задыхался Едигей от духоты, как в бане солдатской. (11)Лучше уж солнце жарило бы. (12)И тут ливень хлынул разом. (13)Прорвало. (14)3емля вздрогнула, поднялась мигом в пузырях и лужах. (15) И пошёл дождь, яростный, бешеный, накопивший запасы прохлады и влаги. (16) Какая мощь! (17)Едигей побежал домой. (18)3ачем — сам не знает. (19)Просто так. (20)Ведь человек, когда попадает под дождь, всегда бежит домой или ещё под какую крышу. (21)Привычка. (22)А не то зачем было скрываться от такого дождя? (23)Он понял это и остановился, когда увидел, как вся семья Куттыбаевых — Абуталип, Зарипа и двое сынишек, Даул и Эрмек, — схватившись за руки, плясала и прыгала под дождём возле своего барака. (24)И это потрясло Едигея. (25)Не оттого, что они резвились и радовались дождю. (26)А оттого, что ещё перед началом дождя Абуталип и Зарипа поспешили, широко перешагивая через пути, с работы. (27)Теперь он понял. (28)Они хотели быть все вместе под дождём, с детьми, всей семьёй. (29)Едигею такое не пришло бы в голову. (30)А они, купаясь в потоках ливня, плясали, шумели, как гуси залётные на Аральском море! (31)То был праздник для них, отдушина с неба. (32)Так истосковались, истомились в степи по дождю. (33)И отрадно стало Едигею, и грустно, и смешно, и жалко было изгоев, цепляющихся за какую-то светлую минуту на разъезде.

— (34)Едигей! (36)Давай с нами! — закричал сквозь потоки дождя Абуталип и замахал руками, как пловец.

— (36)Дядя Едигей! — в свою очередь, обрадованно кинулись к нему мальчики.

(37)Младшенький, ему всего-то шёл третий год, Эрмек, любимец Едигея, бежал к нему, раскинув объятия, с широко открытым ртом, захлёбываясь в дожде. (38)Его глаза были полны неописуемой радости, геройства и озорства. (39)Едигей подхватил его, закружил на руках. (40)Теперь они все вместе, объединившись, буйствовали под нестихающим ливнем.

(41)Эрмек подпрыгивал на руках Едигея, кричал вовсю и, когда захлёбывался, быстро и крепко прижимался мокрой мордашкой к шее Едигея. (42)Это было так трогательно, Едигей несколько раз ловил на себе благодарные, сияющие взгляды Абуталипа и Зарипы, довольных тем, что их мальчику так славно с дядей Едигеем. (43)И невольно обратил внимание Едигей, какой красивой была Зарипа. (44)Дождь разметал её чёрные волосы по лицу, шее, плечам, и, обтекая её от макушки до пят, ниспадающая вода щедро струилась по её телу, а глаза сияли радостью, задором. (45)И белые зубы счастливо сверкали.

(46)Уже через несколько минут при том большом ливне взыграли ручьи и потоки, сильные, быстрые, вспененные. (47)И тогда все стали бегать и прыгать по ручьям, пускать тазы и корыта по воде. (48)Старшие ребятишки даже катались по ручьям в тазах. (49)Пришлось и младших тоже усаживать в корыта, и они тоже поплыли.

(57)Едигей ничего этого не подумал бы, если бы ему не показалось, что Зарипа плачет. (58)Когда по лицу стекают струи воды как из ведра, трудно сказать, плачет человек или нет. (59)И всё-таки Зарипа плакала. (60)Она притворялась, что смеётся, что ей безумно весело, а сама плакала, сдерживая всхлипы, перебивая плач смехом и возгласами. (61)Абуталип беспокойно схватил её за руку:

— Что с тобой? (62)Тебе плохо? (63)Пошли домой.

— (64)Да нет, всё хорошо, — ответила Зарипа. (65)И они снова начали забавлять детей, торопясь насытиться дарами случайного дождя. (66)Едигею стало не по себе. (67)Представил, как тяжко, должно быть, сознавать им, что есть другая, отторгнутая от них жизнь, где дождь не событие, где люди купаются и плавают в чистой, прозрачной воде, где другие условия, другие развлечения, другие заботы о детях… (68)И чтобы не смутить Абуталипа и Зарипу, которые, конечно, только ради детей изображали это веселье, Едигей продолжал поддерживать их забавы. (69)Ценил Едигей в Абуталипе ум, сдержанность, но больше всего привязанность к семье, ради которой жил Абуталин, не сдавался, черпая в том силу.

(70)Едигей приходил к выводу, что самое лучшее, что может человек сделать для других, — так это воспитать в своей семье достойным детей. (71)И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми.

(По Ч. Т. Айтматову*)

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема определения роли семьи в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет семья?)1. В семье человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость человеку лучше всего переживать в семье, вместе с родными и любимыми.
2. Проблема определения главной задачи родителей. (Какова главная задача родителей?)2. Главная задача родителей – воспитать достойных детей, ежедневно отдавая всего себя этому делу.
3. Проблема преодоления жизненных трудностей. (Как человеку пережить жизненные трудности и почувствовать себя счастливым?)3. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах необходимо искать поводы для радости. Чем тяжелее условия, тем меньше человеку нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №1: Проблема определения роли семьи в жизни человека

Какую роль в жизни человека играет семья? Почему каждому из нас так важно, чтобы рядом окружали родные и близкие? Ответы на эти вопросы найдем в тексте Ч. Айтматова.

Оба аргумента, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важную роль играет семья в жизни любого из нас. Автор считает, что в ней человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость лучше всего переживать вместе с родными и любимыми.

Я полностью согласен с мнением автора, ведь каждому из нас очень важно иметь семью, тех людей рядом, к которым можно обратиться в трудной жизненной ситуации, попросить помощи или совета. Родные и близкие всегда искренне порадуются твоим успехам.

Таким образом, семья – это важная составляющая в жизни человека. Родных надо беречь, ценить и любить. Тогда многие препятствия можно будет легко преодолеть.

Гост

ГОСТ

Магический реали́зм — это художественный метод, в котором в реалистическую картину мира включены магические элементы.

Произведение начинается с описания переезда. Здесь читатель впервые знакомится с главным героем романа. Едигей везет тело своего друга Казангапа на родовое кладбище, чтобы исполнить его последнюю волю и отдать дань заветам предков.

По прибытии на место, Едигей обнаруживает, что на том месте, где было кладбище, на прахе многих поколений его народа, теперь располагается ракетный полигон. Те люди, что задумали его строительство и осуществили его, были далеки от того, чтобы уважать чужие традиции и чужие могилы. Космодром обнесен колючей проволокой, и Едигею не удается туда пройти. Так начинается повествование произведения Айтматова. Повествование романа органично переплетается с древними легендами и притчами.

Произведение совершенно удивительным образом в себе сочетает несколько элементов:

  • глубокое повествование;
  • черты магического реализма;
  • философские размышления, сопровождающие читателя на протяжении всего повествования.

Развитие сюжета происходит плавно, и поэтому в нем можно выделить четыре основных уровня.

Первый уровень – знакомство читателя с Едигеем, главным героем произведения, описание похорон Казангапа и окружающей природы.

Второй уровень в стиле магического реализма. Он начинает развиваться параллельно с первым уровнем. Здесь главный герой впервые знакомится с незнакомой для себя, чуждой цивилизацией. Он прибывает на место древнего кладбища, на месте которого теперь расположен Космодром.

Готовые работы на аналогичную тему

На третьем уровне автор знакомит читателя с легендами и сказаниями о манкуртах, с древними притчами. Автор проводит параллель между мифологией и реальностью. Также здесь показывается переход от древних традиций к современности, через строительство ракетного полигона на древнем родовом кладбище.

Четвертый уровень – повествование о дальнейшей судьбе главного героя и всей его деревни после возвращения в родные края. Здесь основное действие разворачивается в послевоенное время.

Таким образом, всего лишь за несколько этапов, на протяжении которых автор знакомит читателя с мифологией средней Азии, он иллюстрирует изменение моральных устоев общества, а также закат народа через уход от традиционных ценностей культуры.

Действие романа происходит на железнодорожном разъезде Боранлы-Буранном, который затерян среди бесконечных желтых степей средней Азии. В размеренную жизнь деревню со своим грохотом поездов, огненным смерчем стартов ракет врывается бурный двадцатый век.

Главным героем произведения является Едигей Буранный. Он простой рабочий, который трудится на заброшенном железнодорожном полустанке в Средней Азии. Как настоящий человек, Едигей берет на себя ответственность за то, чтобы все ценное для него, весь мир, который он вобрал в свою душу, не были разрушены, за то, чтобы нигде и никому не было плохо.

Сюжетное повествование разворачивается вокруг коллизии, которая возникает в тот момент, когда Едигей на месте родового кладбища, куда он привез хоронить своего друга, обнаруживает ракетный полигон. В сюжет вплетены легенды и притчи. Так возникает главная тема произведения – поруганная, растоптанная память народа.

По мысли писателя, историческая память народа и каждого отдельно взятого человека составляет основу его духовных ценностей, основу его нравственности.

Вековой трагический и драматический опыт закреплен в исторических деяниях предков, в легендах. Именно на их основе вырабатывался национальный характер. В романе своеобразное решение находит проблема сохранения истории, памяти народа, запечатленной в человеческих судьбах. Айтматов в свое повествование органично вплетает легенды и сказания, а их образам придает метафорически обобщенный, глубокий философский смысл.

Казангап был другом Едигея. Он был главным мудрецом в своем селе, и его знали не только местные жители, но и жители близлежащих деревень.

Еще один образ романа – верблюд Едигея Каранар, которого он воспитал и который на протяжении всего пути сопровождает своего хозяина. Верблюд вместе с Едигеем в себе объединяют природно-родовое миропонимание, которое так тесно переплетается с мифологией Средней Азии.

Айтматов, соединяя явления реальности и метафорически-обобщенное, философское содержание легенды, создает образ громадной впечатляющей силы, образ-предостережение.

+

1 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 1

Ответ

+

Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: " три года", а может "останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения. У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с позволяя ощутить глубины народной памяти.

В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время и будущего.

Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.

Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое свой род, своих родителей, свое имя.

Читайте также: