Образ чичикова и плюшкина сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Поэма “Мертвые души” отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или раба.

Визит к помещику Плюшкина

автор начинает с описания деревни и поместья. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н. В. Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.

Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает потенциальных продавцов мертвых душ, и каждое дворянское поместье точно отражает характер хозяина.

На всех строениях Чичиков заметил “какую‑то особенную ветхость”. Все дома в деревне были словно ободранные, в окнах стекол не было, даже церковь “испятнанная, истрескавшаяся”. Господский

дом тоже выглядел инвалидом: облупившаяся штукатурка, забитые досками окна. Вся эта обстановка говорила о беспросветной участи обитателей.

И то, что всеобщий упадок произошел не из‑за мотовства ее владельца, а стал следствием болезненной скупости, говорит о полном распаде личности. На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в “неопределенном платье, похожем на женский капот”, таком рваном, замасленном и заношенном, что “если бы Чичиков встретил его так принаряженного где‑нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош”. Между тем в амбарах у него хранились огромные запасы, сушилы были загромождены множеством холстов, сукон, овчин, на рабочем дворе хранилась посуда, никогда не употреблявшаяся, да и крепостных крестьян у него было больше, чем у других помещиков уезда.

Вся жизнь этого человека свелась к одному: тащить все к себе, копить, обирать крестьян. Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Он постоянно ворует у крестьян, собирает всякую дрянь, пополняя кучу в углу дома.

Страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Люди у него “мрут как мухи”, десятками числятся в бегах. Крестьян он считает тунеядцами и ворами, питает к ним ненависть и видит в них существа низшего порядка.

“Вон наш рыболов пошел на охоту”, – говорят о нем мужики. В этой метафоре заложен глубокий смысл – “вылавливания душ человеческих”. Плюшкин, в рубище, как святой подвижник, вспоминает о том, что он должен был “вылавливать” и собирать вместо бесполезных вещей души человеческие. “Святители мои!” – восклицает он, когда эта мысль озаряет его подсознание.

Гоголь рассказывает обо всей жизни Плюшкина, что в корне отличает его от других помещиков и сближает с Чичиковым. Его прошлая жизнь трагически противоположна его плачевной старости. Было время, был и он хозяином рачительным, и семьянином счастливым.

Его поместье было образцовым, посмотреть на которое и перенять опыт хозяина приезжали соседи. Была у него “приветливая и говорливая” жена, были две милые дочки и сын. Жена умерла, старшая дочь убежала с кавалерийским офицером, вторая дочь умерла, сын, служа в полку, проигрался в карты.

Плюшкин отказался от дочери, проклял сына, перестал принимать гостей и бывать у соседей, руководствуясь соображением, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки. В дальнейшем Гоголь сухо и сжато рассказывает о постепенном превращении живого человека в духовного мертвеца.

Плюшкин – самый страшный типаж в галерее гоголевских помещиков. При создании этого образа Гоголь шел по пути наибольшего сопротивления – у него были гениальные предшественники в изображении скупца: Мольер, Пушкин, Бальзак. Плюшкин ужаснее всех скопцов на свете, потому что здесь выведена душа заведомо мертвая.

Нарисовав жуткую картину нравственного падения, Гоголь заставляет читателя ужаснуться и задуматься.

В образ Чичикова, Николай Васильевич Гоголь вложил все черты помещичьего дворянства России ХIХ века: скупость, корыстность, жажду к власти. Служба на таможне стала для Чичикова хорошей возможностью разбогатеть на взятках и аферах. В конце концов, связав свою жизнь с контрабандой и другими темными делами, он был разоблачен своим же подельником. За все время службы, Чичикову удалось скопить немало деньжат и он быстро подыскал замену своему прежнему делу. Очередной аферой Чичикова становится скупка душ умерших крестьян.
Поместье Плюшкина, вызвало неподдельный интерес у меркантильного махинатора Чичикова. Плюшкин с огромной радостью и удивлением, принимает предложение Чичикова оплаты им налогов за души умерших крестьян.
Образ Плюшкина стал олицетворением невиданной жадности, скупости и крахоборства. Имея целое состояние и "тысячу с лишком душ" в подчинении, Плюшкин ходил в засаленном старом халате и собирал повсюду ненужный хлам. Жажда накопительства стала его главной маниакальной целью. Неслыханная меркантильность, отворачивает от Плюшкина, всех родных и близких. Лишь, Чичиков, воспользовавшись низменностью взглядов Плюшкина, видит в нем, главную цель своего будущего благосостояния.
Обветшалое и захламленное имение Плюшкина стало отображением мелочной и эгоистичной души своего хозяина, который напрочь забыл не только о себе, но и о жизни своих подчиненных крестьян. Мертвые души для него стали важнее, нежели живые люди.
Своим произведением Николай Васильевич Гоголь отчетливо показал читателям обветшалость и низменность душ своих героев.

Чичиков попал к Плюшкину после того, как узнал от помещика Собакевича, что у этого скряги много крепостных, которых он переморил голодом. Он приезжает к Плюшкину в 6-й главе поэмы и поражается разрухой в его имении. Сравнительная характеристика Чичикова и Плюшкина показывает, что образы таких разных героев имеют всё же некоторую схожесть.

Портрет: описание внешности, манера речи

Встреча Плюшкина и Чичикова была необычной. Сначала Чичиков принял Плюшкина за ключницу, потому что одежда на нём была похожа на женский капот, на голове колпак, какой носят дворовые бабы, а за поясом висели ключи. Затем он подумал, что это не ключница, а ключник, так как на нижней части его лица была щетина. Чичиков поразился, когда оказалось, что это богатейший помещик, у которого более тысячи крепостных, так как если бы он встретил его у церковных дверей, то подал бы ему медный грош.

Плюшкину седьмой десяток лет, он худощав, подбородок его выступает вперёд, а маленькие глазки бегают из-под высоко выросших бровей, как мыши, высунувшиеся из нор. Речь его, обращённая к дворовым людям, пересыпана ругательствами. Беседуя с Чичиковым, он постоянно говорит о своей нищете.

Образ жизни

Павел Иванович Чичиков был небогатым служилым дворянином. Чтобы разбогатеть, он пускался на службе в различные сомнительные сделки. Однажды он задумал скупить тысячу мёртвых душ (умерших крепостных, числившихся живыми до новой ревизии) и заложить их в опекунский совет. Если опекунский совет даст 200 рублей за душу, у него будет 200 тысяч капиталу. Окрылённый этой мечтой, Чичиков стал совершать путешествия в те районы России, которые пострадали от неурожаев, несчастных случаев, смертностей и т. п., и приобретать у помещиков мёртвые души. Его походный экипаж состоял из брички, лакея Петрушки, кучера Селифана и тройки коней. Много совершил он путешествий, и много пути ему ещё предстояло совершить.

В отличие от Чичикова, помещик Плюшкин никуда не ездил из своего поместья. Даже в город для совершения купчей крепости на мёртвых душ он не поехал, так как боялся дом оставить, считая своих дворовых людей ворами и мошенниками. Чичиков посоветовал ему, чтобы крепость за него сделал знакомый. Помещик вспомнил, что сам председатель палаты — его школьный приятель, и написал ему.

Не довольствуясь тем, что на рабочем дворе скопилось на запас множество всякого добра из дерева (бочки, ушаты и т. п.), этот богатый помещик каждый день ходил по деревне и подбирал всё, что попадалось: тряпку, гвоздь, глиняный черепок и тому подобное.

Чичикова поразило в доме Плюшкина огромное количество ненужных старых вещей и царивший там беспорядок. В углу комнаты навалена была куча вещей, которые подобрал помещик в своей деревне.

Так проводил свои дни богатый помещик Плюшкин: подбирая всякую дрянь и браня своих крепостных.

Характер, поведение

Чичиков и Плюшкин различны по характеру и поведению.

Чичиков — человек целеустремлённый, энергичный, общительный. Правда, эти положительные качества трансформировались у него в плутовство, неискренность, льстивость, использование людей для своих целей.

Плюшкин отличался когда-то такими чертами характера как бережливость, умение экономно вести хозяйство. Но после смерти жены он, вынужденный вникать в мелкие заботы по хозяйству, стал деградировать. Бережливость перешла у него в скупость и болезненное накопительство. Богатый помещик стал рабом вещей. В отличие от хитроумного Чичикова, у Плюшкина нет такой черты характера, как неискренность, свои чувства он проявляет открыто.

Поведение героев соответствует их характеру и смыслу жизни. Чичиков ведёт себя с помещиками, у которых хочет приобрести мёртвые души, по-разному. Он настоящий лицедей, ко всем умеет найти подход. А Плюшкин всегда имеет озабоченное выражение лица — он, действительно, озабочен сохранением своих вещей, всех подозревает в воровстве.

Взаимоотношения Чичикова с Плюшкиным

Чичикову удалось приобрести даром у Плюшкина более 120 мёртвых душ и ещё купить 78 беглых душ за бесценок: он купил их по 30 копеек за душу (а в то время они стоили 500 рублей). Крохоборство Плюшкина проявилось в том, как он выпрашивал у гостя прибавить за душу хоть 2 копейки.

Благодарный Плюшкин хотел угостить Чичикова древним сухарём из кулича и ликёрчиком, в котором когда-то была всякая дрянь, но он сор из него вынул. Чичиков отказался от этого неаппетитного угощения, чему хозяин был рад. От чая, которым Плюшкин хотел его угостить перед отъездом, он тоже отказался, чему тот тоже обрадовался. После отъезда Чичикова Плюшкин задумал подарить ему карманные серебряные часы, но затем решил часы оставить ему в наследство.

Сравнительная характеристика Чичикова и Плюшкина (таблица)

Вывод

В погоне за богатством души их оскудели, но известно, что в последующих томах поэмы Гоголь хотел показать путь возрождения душ этих героев.

Николай Васильевич Гоголь нередко называл своих героев символично для раскрытия характера. Имена персонажей помогали читателям понять и определить характер героя. Так, своего персонажа Плюшкина он наделил многими характеристиками: скупостью и жадностью, в чем выражается его фамилия. Цель жизненных интересов Плюшкина – накопление имущества без какого-либо смысла. Иными словами, он пытается накопить вещи, а добро копится, но не тратится. В этом вся сущность гоголевского персонажа.

Описывая внешность скупого человека, Гоголь наделил его женственными чертами. У него худощавое лицо, очень длинный подбородок. Глаза маленькие, похож на маленького зверька. Плюшкин не любил бриться, поэтому ходил с отросшей бородой, которая выглядела весьма непривлекательно. Зуб один у него отсутствовал. Костюм выглядел непривлекательно, он был настолько заношен, что напоминал одежду нищего. На нем было надето длинное платье, что напоминало ключницу. Шапка на голове была женская. Плюшкин своим видом не похож на дворянина, его можно было спутать с нищим.

Гоголь описал Плюшкина, как человека с непростой судьбой. Его жена умерла, оставив ему детей. После её смерти, он начал хандрить. Вероятно, что после давних событий он приобрел подобное обличие. После кончины матери его детей, а впоследствии и смерти дочери, он зачерствел душой. Он не знал понятие любви и симпатии к окружающим людям. К близким родственникам он был далек и равнодушен.

Персонаж любил уединяться от внешнего мира, поэтому был одинок. Он, практически, не общался с друзьями, с соседями. Ему нравилась подобная жизнь, так как считал, что посещение гостей – пустая трата времени. Не нужно ездить в гости и никого не звать. Отчего все сторонились причуд чудного старика, похожего на нищего.

Гоголь показал героя, как живущего человека без предопределенного смысла. Он был настолько скуп и мелочен, что свой накопленный капитал, не знает, как его правильно тратить. Плюшкин на самом деле любит просто копить, но не тратить имущество. Несмотря на большое богатство, герой проживает скудно, жалея потратить немного денег на себя или своих родственников. Он не замечает, что ходит в лохмотьях, не обращает внимание на свою рваную одежду. Он считает, что у него очень мало накопления и запасы скоро кончаться. На самом деле, запасов очень много, денежных средств хватит, чтобы выстроить хороший дом.

Плюшкин любит скандалить и ссориться. Гоголь наделил его придирчивостью. Сам Плюшкин считает, что никто не может оценить его добросердечие и заботу.

2 вариант

Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно.

Плюшкин явный социофоб и скорее всего образ жизни отшельника его бы и спас, а даже возможно бы и воскресил, но, увы, для него это неисполнимо. И даже самому Чичикову, гению подстройки под абсолютно любого собеседника, потрясающему манипулятору с трудом удалось хоть как-то склонить его на свою сторону. Жадность в образе Плюшкина возведена в апогей и доходит до крайней точки: жадности к себе. Он ходит в настолько бедной одежде, что любой гражданин, находившийся рядом с ним, непременно дал бы ему подачку. Чичикову он предстоит как нечто смешанное между мужчиной и женщиной, сначала герой думает, что это явная старая баба, из-за платья, вылезающего из-под его верхней одежды. Гоголь описывает помещика, как человека бедного, даже нищего, сутулого, беззубого, неухоженного и очень худого. Глаза его, «как две мышки виднелись из-под бровей, следили за собеседником зорко и неотрывно. Низкие убеждения по поводу людей, сделали его взгляд подозрительным, отталкивающим и возможно даже пугающим. Вся его фигура не вызывает жалости, а лишь только сильное отвращение.

Однако Плюшкин не всегда был таким. Раньше это был статный, важный, уважаемый, добрый и любимый в публике помещик. Его хозяйство процветало, поместье росло, крестьяне были довольны условиями. Он часто принимал с визитами и учил гостей искусству, культуре, мастерству управления столько большим поместьем. У него была отличая жена, которую он очень любил. Она была умна, гостеприимна и помогала ему вести дела. Но она рано умерла, и после этого Плюшкин встал на тропу нравственной смерти: поругался со всеми друзьями, знакомыми, соседями, стал более скуп и недоверчив. Ускорило его падение сначала смерть дочери, потом другая его дочь сбежала с молодым офицером, а сын, вопреки его наказанию, поступил в полк. Так, постепенно, он и стал тем, кем является.

Характеристика (Образ Плюшкина) 3

Имя героя – олицетворение скупости. Плюшкин – это человек, обделенный эмоциями, бессмысленно проживающий свои дни.

В поэме подробно описана биография персонажа. Впервые он предстает перед читателем пожилым человеком, превратившим себя в затворника. Жена, некогда пробуждавшая чувства и наполнявшая его жизнь содержанием, давно почила. В прежнее время Плюшкин был заботливым отцом и трепетно относился к своим детям. В период, когда семья была полной, помещик вел себя иначе. Он привечал гостей и всегда находил поводы для радости. Конечно, он уже тогда был рачительным хозяином, но его экономность не принимала крайних форм.

Смерть жены кардинально изменила Плюшкина. Больше он никому не доверял и все сильнее ожесточался. Прежде семейное благополучие сглаживало негативные стороны его характера. Теперь же, оставшись один, Плюшкин окончательно опустился. 60-летний помещик духовно обнищал и прекратил общение не только с соседями, но и с собственными детьми.

Проводя дни в одиночестве, Плюшкин предался накопительству. Он доверху набил амбары добром, которое гнило от того, что им никто не пользовался. Однако Плюшкин отказывается замечать, что излишки припасов издают зловоние, а продолжает наполнять короба. Будучи владельцем крупного состояния, он живет впроголодь и одевается в потрепанные обноски. Помещик давно не знает о том, что происходит в его огромном хозяйстве, но исправно контролирует уровень наливки в бутылке. День за днем Плюшкин азартно копит материальные ресурсы, не имея представления о том, как их расходовать.

Жилище героя отражает его духовную пустоту. Господский дом и деревенские избы обветшали и прохудились. Во многих домах провалена крыша, окна заткнуты тряпками. Все имение словно распадается на куски, подчеркивая оторванность героя от реальности. Он увлекся бессмысленными действиями и не замечает главного. Характер Плюшкина состоит из противоречий. У него хватает средств, чтобы жить в роскоши, но он уподобился нищему. Подневольные крестьяне умирают от нищеты и тяжелого быта, а он ничего не делает, чтобы их спасти. В то же время он чрезвычайно набожен.

Образ Плюшкина наглядно показывает, как низко может пасть человек. Герой бережет свое богатство, но не догадывается о том, что давно внутренне разорился, перестав духовно развиваться. Утратив способность чувствовать стыд или угрызения совести, Плюшкин окончательно превратился в мертвую душу.

Сочинение 4

На страницах произведений Гоголя можно встретить множество персонажей, имена которых в наше время являются нарицательными. К ним относится и Плюшкин.

Внешность Плюшкина в поэме мы видим глазами главного героя. Чичиков встречает худого старика в странном платье. Именно платье смущает героя, который долго не может определить, какого пола человек перед ним. Состояние одежды помещика ужасно, и скорее подошло бы нищему, чем хозяину усадьбы. Образ дополняет женский колпак.

Теперь помещик живет в уединении, не имеет друзей, не желает общаться с соседями. Да и соседи не заинтересованы в разговоре с чудаком Плюшкиным. Он искренне недоумевает, зачем люди ездят друг к другу в гости, ведь это совершенно бесполезная трата времени. Ему нравится аскетический образ жизни, так как он позволяет копить, практически ничего не тратя на себя.

Каких-то определенных целей в жизни у Плюшкина нет. Годы аскетизма и накоплений позволили ему стать обладателем значительного капитала, который он не собирается использовать. Плюшкину нравится сам процесс накопления, преумножения денег. При этом помещик постоянно жалуется на бедность, отсутствие достаточного количества земли и припасов. На самом деле беда помещика в том, что неиспользуемые запасы зерна и других продуктов приходят в негодность прямо в хранилищах.

Из-за жадности хозяина поместье Плюшкина находится в полнейшем запустении. Изгородь прохудилась, ворота вот-вот упадут, две церкви на территории усадьбы заброшены. Господский дом кажется нежилым. Он порос мхом и плесенью, окна заколочены, внутри темнота и холод. В комнатах все в беспорядке, повсюду пыль и паутина. Сам дом более всего напоминает свалку, ведь Плюшкин копит все, не выбрасывая даже сломанные и бесполезные вещи.

Не в лучшем состоянии и крестьянское хозяйство. Плюшкин постоянно обвиняет крестьян в воровстве и недостаточном усердии, но это не так. Помещик настолько запугал своих крепостных, что они предпочитают голодать или решиться на побег, чем взять что-либо у хозяина. В деревне ни одного целого дома, люди одеты в лохмотья, выглядят худыми и голодными.

Характеристика

Рассмотрим одного из героев произведения Гоголя "Мертвые души". Степан Плюшкин является странной личностью и непонятной для многих людей.

Плюшкин живет в усадьбе, хозяином которой он является. Раньше к нему часто приезжали люди и учились тому, как правильно вести имение. Жена его была рада каждому гостю, она была очень гостеприимной женщиной. Ее уважали все крестьяне, а сама она следила за огромным домом и вела все хозяйства одна.

Но позже он вовсе потерял человеческий облик, не выглядел мужчиной, из верхней одежды торчало женское платье. Одежда у него грязная и неопрятная. На месте обычного привычного мужского галстука на шее у него была непонятная тряпочка. К нему перестали ездить люди учиться его искусству введения имения. Ему около шестидесяти лет. У него чувствована присущих нашему человечеству , даже отцовских. Всякая вещь для него намного дороже человека, в которых он видит только воровство и мошенничество . Ужасная скупость вызывает у Плюшкина недоверие и враждебность ко всему окружению, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Несмотря на то, что Плюшкин очень богатый, он всегда экономит и не дает своим детям и внукам, которые нуждаются в помощи, денег. В его жизни все изменилось после смерти жены. Дочь сбежала, а сын пошел служить. Мадам, которую Степан нанимал для дочери, выгнали, потому что она помогла ей сбежать из родного дома. Плюшкин остался совсем один после смерти младшей дочери. Но позже старшая дочь захотела наладить отношения с отцом, но сам Плюшкин не очень этого ждал, его заботило только его богатство. По приезде дочери он все таки подарили внуку пуговицу. Но денег не дал, также как и сыну отказал в деньгах.

Степан совсем не гостеприимен, не любит гостей и старается их побыстрее выпроводить из своего дома. У него всегда много запасов, но свой дом всегда доводит до пустоты. Также он любит поругаться, обманывать, он мастер в этом деле.

Сов ремённой Плюшкин становился пустым и дом его тоже. Дом стал покрываться плесенью, крыша прохудилась. Огород вокруг дома зарос, хотя выглядел как-то по-особенному. Но это касалось не только дома Степана Плюшкин, но и всех остальных домов в селе. Село становилось глухим и унылым. Плюшкин - человек равнодушный и ужасно скупой.

Плюшкин является богатым человеком, но живет в нищете и питается хуже всякого пастуха. Наверное, нищета - это не образ жизни, это про то, чт у человека в душе, о его целях и желаниях.

Плюшкин в Мертвых душах

Плюшкин в Мертвых душах

Популярные сочинения

Измена – это очень жестокий и болезненный удар. Отношения строятся на фундаменте доверия и поддержки. Людям необходимо немало времени, чтобы построить гармоничные взаимоотношения и показать друг другу

Читайте также: