Образ андрея гуськова живи и помни сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Главным героем повести, которая представляет собой прозу реалистического направления, является Андрей Гуськов, представленные в образе обычного деревенского мужика, до войны являющегося расторопным и бравым парнем, женившимся по молодости на Настене, с которой проживает до начала военных действий около четырех лет.

Настена

Только появившись в родной деревне, Андрей осознает, что его нормальная жизнь закончена, однако не может ничего изменить. Он скрывается вблизи домов, а его жизненное существование поддерживает жена, представленная в образе Настены, истинной русской женщины, которая принимает на собственные плечи все тяготы мужниного поступка. Испытывая к мужчине жалость и сочувствие, Настена пытается поддержать мужа, принося ему ежедневно продукты питания и теплые вещи.

Женщина продолжает жить в доме мужа, как и до начала войны, вместе со свекровью и свекром, который подозревает предательство сына. Свекровь относится к невестке достаточно строго, поскольку из-за отсутствия у нее детей считает ее неполноценной женщиной. Свекр, Михеич является добрым, бесхитростным человеком, пытающимся оказать помощь невестке, предполагая, что сын находится где-то рядом. Однако Настена, держа данное мужу слово, ничего не рассказывает Михеичу.

Поскольку Настя понимает тяжесть совершенного мужем дезертирства, ее мучают душевные страдания, сочетающиеся порой с ненавистью к мужчине, который сломал не только собственную судьбу, но и ее жизнь.

В один момент Настена понимает, что беременна. Свекровь, обнаружив интересное положение невестки, выгоняет последнюю из дома, считая, что девушка загуляла в отсутствии сына. Настя вынуждена найти приют у деревенской жительницы Надьки, являющейся ее подругой, представляющейся второстепенным персонажем повести.

Женщина является вдовой и в одиночку растит троих детей.

Максим Воложин

Также второстепенным героем произведения является Максим Воложин, который представляется в образе соседа Гуськовых, вернувшегося с фронта настоящим героем. Из-за присутствия в деревне истинного мужчины, жена которого счастлива в связи с возвращением мужа живым и здоровым, Настене становится невыносимо тошно.

Несмотря на ожидание долгожданного ребенка, Настя решается на самоубийство, бросившись в реку.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображении двух характеров, которые противопоставляются друг другу в качестве русской женщины, сильной, решительной, способной на кардинальное изменение собственной жизни даже в виде самоубийства себя и будущего ребенка, и деградировавшего, одичавшего мужчины, в котором не остается никаких человеческих качеств.

2 вариант

В произведении главными героями являются жертвы войны. В повести обвиняется война во всех человеческих бедах, а не люди и их поступки, здесь не осуждаются и не оцениваются герои.

В произведении речь идет об Андрее Гуськове, женатом парне. Вместе со своей супругой по имени Настя они прожили четыре года. Когда Андрея ранили на войне, его отправили, даже не вылечив в часть. Андрей решил дезертировать, так как сильно скачал по семьи и дому и по натуре был слаб характером. Чуть попозже он осознает, что совершил неправильный поступок, но было уже поздно. Андрей втайне встречается со своей супругой, там же есть и пьет. И узнает, что Настя ждет ребенка, но ее муж не думает ни о будущем, ни о ребенке, и вообще он перестал быть человеком, он словно одичал.

В этой повести Настя предпочла умереть, так как оказалась и ни вдовой и ни счастливой супругой и будущей матерью. Она выходила замуж, не потому что любила, а чтобы уйти от своей тети и жить отдельно от нее. Когда Андрей дезертировал, она таскала ему хлеб, воду, и порой она ненавидит своего супруга за то, что он совершил, она не может жить спокойно и открыто, воспитывать детей. Она очень страдает из-за него, и уставшая от всего это беременная девушка решили покончить жизнь самоубийством.

Также в произведении говорится об отце Андрея. Этот добродушный человек заподозрил, что его сын стал дезертиром, но спросив об эту Настю, та не выдает своего мужа. В конце произведения отец лежит в смертельном состоянии, когда приходит время забрать тело Насти.

А вот мать Андрея женщина со строгим характером, она считает Настю неполноценной, так как у них с Андреем нет детей. Когда узнала о беременности невестки, выгнала ее из дома. Настю приютила у себя ее подруга по имени Надя. Надя-вдова и многодетная мать.
У семьи Гуськовых есть сосед, которым вернулся с войны настоящим героем, его супруга очень гордится им, они очень счастливы. Соседи позвали Гуськовых к ним в гости, чтобы отпраздновать возвращение героя. Но Настя не смогла там долго усидеть, она не выдержала своих мыслей, и она убегает с праздника.

Главная героиня Настя оказалась намного храбрее своего супруга. Она выбрала смерть, ее муж испортил ей всю жизнь. В этой повести речь идет о противостоянии двух характеров. Девушка Настя оказалась решительной, сильной, отважной, она смогла изменить себе жизнь, пусть даже таким способом, как самоубийство. Она решила утопиться в реке. Она изначальна принимала на своих хрупких плечах все тяготы своего мужика, она жалела его, но не вытерпела того, что он так поступил. А вот Андрей, хоть и является мужчиной, но он деградированный и без каких-либо качеств человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои повести Живи и помни

Популярные сегодня темы

Одиночество – это социальное положение человека, при котором у него нет семьи или близких. Одиночество это ужасно. Трудно представить себе одиноких людей, однако они есть и, без сомнения, очень несчастны

Я начала заниматься футболом, когда мне было десять лет. Возможно, для девочки это странное увлечение, но я ничего не могла с собой поделать. Мама долго уговаривала меня заняться танцами или музыкой, но мне всегда был интересен только футбол.

Война, с какой бы целью она не велась, несет с собой только несчастье и слезы, разрушения и горе. Для нашего народа самая кровопролитной из всех войн стала Великая Отечественная война, которая забрала миллионы жизней защитников родной земли. Погибая, они были уверены, что отдают свою жизнь за свою Родину, за своих близких и родных. Но смерть, даже такая благородная – это всегда очень страшно.

Однако намного страшнее духовная смерть человека. Именно об этом и идет речь в повести известного русского писателя В. Распутина “Живи и помни”.

повести раскрывает душевные глубины главного героя произведения – дезертира Андрея Гуськова. Этот человек с первого дня воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В одном из боев Андрей был ранен и контужен.

Но после лечения, выписавшись из госпиталя, Гуськов не отправился в свою часть, а тайком пробрался в свою родную деревню, по законам военного времени став дезертиром, подлежащим расстрелу без суда и следствия.

До войны Андрей Гуськов был хорошим работящим парнем, надежным мужем и послушным сыном. На фронт он отправился в начале войны. “Поперек других не лез, но и за чужие спины

не прятался”, – говорит о нем В. Распутин. Андрей был не из робкого десятка и на фронте показал себя смелым и дисциплинированным солдатом.

И хотя умирать ему не хотелось, три года воевал он не за страх, а за совесть, исправно исполняя все свои обязанности. И все эти три года его не покидало непреодолимое желание повидать свою деревню, встретиться с родными и своей женой Настеной.

Вышло так, что после тяжелого ранения в грудь и контузии Андрей попадает в госпиталь под Новосибирском, и до его родного дома оттуда было “рукой подать”. Однако его просьбу о кратковременном отпуске медицинская комиссия отклоняет и сразу отправляет Гуськова на фронт. Вот тогда он и принимает опрометчивое и необдуманное решение, не получив разрешения начальства и отправившись в самовольную отлучку в родное село. Он планировал потратить на это совсем немного времени, но увязнув в бесконечных военных переездах, Андрей начинает понимать, что дело уже пахнет не гауптвахтой за самовольную отлучку, а самым настоящим дезертирством и военным трибуналом.

Не было бы проблем в дороге, и он бы обязательно вернулся в родную часть, опоздав совсем ненамного. Ведь он просто хотел повидать родных, может быть, последний раз в жизни, а не за “шкуру он трясся”.

Весь моральный груз и осознание предательства полностью лег на жену Гуськова Настену. В. Распутин пишет: “В обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет”. И она терпела.

Даже когда в доме появляется не доехавший до фронта Андрей, всю вину мужа она берет на себя. “Без вины, а повинна”, – говорит о ней писатель. Настена “взяла крест” Андрея, даже еще не осознавая и смутно представляя, во что выльется решение мужа вернуться домой. За этот поступок Андрей Гуськов будет в скорости жестоко, но справедливо наказан судьбой.

Буквально с первого дня его пребывания в родном доме начинают прослеживаться ужасные последствия его предательства. Происходит моральное падение Андрея и утрата его личности, разрушаемой постоянными укорами совести, которые он пытается всеми силами если не побороть, то хотя бы заглушить.

Вскоре Андрей научился от бродившего неподалеку от избушки волка выть и со злорадной мстительностью радовался этому: “Пригодится добрых людей пугать”. Также ловко он приспособился воровать из чужих лунок рыбу, причем делал это не столько от нужды, сколько от желания досадить односельчанам, которые живут открыто, с чистой совестью и не боясь, в отличие от него, вынужденного все время скрываться и бояться каждого шороха. А высшей точкой морального разложения Андрея Гуськова стало бессмысленное убийство теленка в чужой деревне, которого он зарубил не ради мяса, а ради какой-то непонятной прихоти, поселившейся в нем с момента возвращения домой.

Эта прихоть поселилась в душе Андрея настолько прочно и настолько властно овладела всеми его помыслами, что полностью разрушила все его связи с тем, что свято и дорого каждому человеку, связи с людьми и природой, уважение к чужому имуществу и труду людей.

Проверку на человечность Андрею пройти не удалось, поскольку его душа полностью распадается, да и его жена Настена превращается в загнанное нелюдимое существо. Ее совестливую натуру иссушает жалящий непреходящий стыд за своего мужа, а двойная жизнь отбирает у нее не только простые радости, но и с каждой минутой оставляет девушке все меньше жизненных сил. Исчезла простота, доверительность и сердечность в разговорах с подругами, она не может без напряжения не только говорить с односельчанами, но даже находиться среди людей.

Хотя, ни о чем не догадываясь, подруги и соседи относятся к ней все также и принимают ее за свою, но Настена уже давно для них чужой посторонний человек. Она не получает радости ни от любви, ни от материнства, которого она так долго ждала, ни от Великой Победы своего народа и окончания войны. Ведь к долгожданной Победе, великому празднику она “никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет”.

Да и ожидание ребенка становится для нее настоящей мукой, бесконечными раздумьями о том, какая участь его ждет в будущем, как объяснить односельчанам его появление и не лучше ли избавиться от него? Вышло так, что и любовь, и материнство и вся жизнь Настене достались краденые.

“Сладко жить, страшно жить, стыдно жить” – так говорит о жене дезертира писатель. Все сильнее усталость и отчаяние затягивали ее в стремительный безвозвратный водоворот, на дне которого оказалась смерть. В одну из ночей Настене не удалось переплыть речку и повидать Андрея, поскольку односельчане все-таки разглядели ее беременность и стали настороженно к ней относиться, что и послужило отказом в переправе.

А заслышав невдалеке погоню, она, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку в своей горькой судьбе.
Уходя в волны Ангары, Настена остается чистой перед людьми. Эту чистоту она обрела благодаря способности жертвовать собой ради других, принятием на себя вины мужа-дезертира и святой вере в истинные человеческие ценности. Даже страшная окружающая действительность и враждебное отношение людей не сломали ее, не озлобили нисколько.

А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Его моральные устои полностью разрушились. Погибло вместе с Настеной и оправдание его бегству, которое он видел в будущем ребенке.

Андрей думал, что новорожденная жизнь их наследника заменит его загубленную и избавит от мучительных укоров совести за бесполезно истлевшее существование.
Смертью жены и не родившегося ребенка, тех, кто был Гуськову дороже всех на свете, карает В. Распутин дезертира: “Живи и помни. Живи и помни!”. Бывает наказание смертью, но наказание жизнью еще страшнее.

И с таким вот наказанием Андрей остается жить. Но жить загнанным, пустым и озверевшим существом, но уже никак не человеком. Любая смерть лучше такой жизни, жизни существа, когда-то бывшего неплохим человеком, отбившегося от народа, людей.

И В. Распутин еще раз обращается не только к героям произведения, но и к своим читателям: “Живи и помни. Живи и помни!” о том, что нельзя прожить врозь от судьбы своего народа и своей родной земли. И нет никакого оправдания Андрею Гуськову, никак не можем мы его считать жертвой войны.

В таких точно условиях пять лет, на протяжении всей Великой Отечественной войны жили, работали и сражались миллионы наших соотечественников, которые пожертвовали собственной судьбой и собственным счастьем ради счастья нашей Родины. Гуськов – палач, поскольку, став дезертиром, он обрек на гибель не только себя, но и свою молодую жену и еще не родившегося ребенка. Его невозможно понять, его невозможно простить.

История Андрея Гуськова — это история того, как одно неправильно принятое решение может привести к разрушению личности, исчезновению всех человеческих чувств, эмоций и привычек.

Военные времена. Никому не было легко, ни фронтовикам, ни в тылу. Вся деревня жила в ожидании возращения своих мужей, сыновей и братьев, пока те храбро воевали за свою Родину. Но не Андрей Гуськов. Лежа в госпитале, он надеялся попасть на несколько дней к себе домой, в деревню, но руководство решило иначе. Поэтому, когда Гуськову выпадает возможность сбежать с фронта, он это делает. Чувство обиды и непонимания, почему же он не заслужил видеть родных хотя бы пару дней, охватили его. Собственный эгоизм и чрезмерная забота о себе в эти непростые времена непозволительны для солдата, и глубоко в душе Андрей это понимает.

Его мучает совесть, но дороги обратно уже нет. Герой понимает, что отныне ему нужно бояться только за себя, потому что теперь он является дезертиром — предателем собственной отчизны. На фронт возвращаться не хочется, а в деревне показываться опасно. Устроившись далеко в лесу в зимовье, Гуськов начинает обустраивать свою новую жизнь, параллельно теряя все свои старые человеческие черты. Он показывается Настене, тем самым обременив её на вечную ложь своим близким, подозрения окружающих и дальнейшие унижения в её адрес. Гуськов не беспокоится о последствиях для девушки, им управляет эгоизм. Он начинает звереть, а человеческая душа разрушаться. Это показано в эпизодах с воровством рыбы у местных или убийством теленка, в котором у животное ведёт себя более человечнее, нежели сам главный герой. В конечном итоге у Гуськова ничего не осталось, он потерял жену, а в душе уже ничего нет. Герой хотел вернуться домой с радостью в глазах и с гордостью за пройденный путь, а в итоге у него не осталось ни чувств, ни поводов для той самой гордости. Обвиняя во всём войну, обстоятельства, людей вокруг, обиженный на судьбу, главный герой теряет себя и смысл делать какие-либо попытки жить дальше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что главная виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.


Характеристика героев “Живи и помни”

Андрей Гуськов

Дезертир, деревенский житель, молодой мужчина.

Молодой парень, муж Настёны. До войны они прожили вместе 4 года, детей не было. Он, как и все, сражался на войне, не был предателем. После очередного тяжёлого ранения его, не долечив, отправляют не в отпуск, а обратно в часть. Андрей, истосковавшись по дому, не будучи по натуре борцом и настоящим патриотом, дезертирует. Позже он понимает, что натворил, но пути назад нет. Тайно встречается с женой, она кормит его, жалеет. Вместе они вспоминают свою жизнь до войны. Настя понимает, что беременна, но Андрей не думает ни о ней, ни о будущем ребёнке. Он деградирует, дичает, в нём остаётся мало человеческого.

Настёна

Жена Андрея, молодая женщина, сирота.

Вышла замуж не по любви, а чтобы уйти в другой дом, от своей тётки. Жизнь у мужа со свекровью ещё тяжелей. Замечая пропажу топора, Настя понимает, что Андрей где-то рядом. Она носит ему хлеб, ворует, прячется, тайно встречается с мужем. Не признаётся ни свёкру, ни свекрови в том, что их сын тут, близко. Она несёт свой женский крест, принимает всё, понимая, что будущего нет. Временами Настя ненавидит мужа за его поступок, он не даёт радоваться победе, открыто жить и растить детей. Совесть не даёт Настёне жить, как живёт Андрей, она мучится, страдает. Будучи беременной, устав от безысходности, Настя решает утопиться.

Михеич

Отец Андрея, конюх, пожилой мужчина.

Добрый, бесхитростный человек. Он, в отличие от жены, подозревает, что сын живёт недалеко, что он дезертир. Пытается поговорить с Настёной об Андрее, чувствует беду, переживает, но она не выдаёт Андрея, так как обещала ему. Михеич и так понимает, что сын сбежал. В конце повести, когда нужно забирать тело Насти, Михеич лежит при смерти.

Максим Воложин

Фронтовик, герой, сосед Гуськовых.

Сосед Гуськовых. Возвращается с войны живым. Он настоящий герой. Его жена гордится мужем, она счастлива. Соседи приглашают Гуськовых на праздник в честь возвращения Максима, Настя не выдерживает своих мыслей, ей становится невыносимо, она сбегает.

Семёновна

Жена Михеича, мать Андрея, женщина преклонных лет.

Свекровь Насти. Строгая, придерживается старых взглядов. Из-за отсутствия детей считает невестку неполноценной. Нагружает тяжёлой работой, контролирует, бранит. Заметив беременность Насти, выгоняет из дома.

Второстепенные персонажи

Надька

Вдова, мать троих детей, подруга Настёны.

Живёт одна с тремя детьми, так как осталась вдовой. Надька приютила Настю, когда свекровь, заметив беременность, выгнала её из дома.

Повесть Распутина – сильное, глубокое произведение, оно учит тому, что жизнь сложна и многогранна, правда бывает разная, и у каждого человека есть предел душевных сил. В списке произведений военной тематики – это лучшая повесть Валентина Распутина. Она глубоко философская, оригинальная, многоаспектная в плане тематики. Герои у Распутина очень реалистичные, “прорисованы” до мелочей, просты и понятны. Настёна, выбравшая смерть, оказывается сильнее и решительнее своего мужа, который искалечил её и свою судьбу. Трагичность финала неминуема, слишком сложной оказывается судьба двух людей, которые не смогли противостоять обстоятельствам. Характеристика героев может быть полезна при оформлении читательского дневника, написании тестовых работ, подготовке к уроку литературы.

Читайте также: