Обломов как социально психологический тип сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Роман И. А. Гончарова "Обломов" — это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сочмнение.docx

как социально-психологический и философский роман.

Роман И. А. Гончарова "Обломов" — это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей.

Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам “русской души”. Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.

Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон Обломова" автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину "мирного уголка". "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг"; "ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю"; "жизнь, как покойная река, текла мимо них" — такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.
Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психологии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке", — читаем мы в романе. Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли за счет подневольного труда крепостных. Это не могло не вызывать в них паразитическое отношение к жизни и отвращение к труду. Душевная и физическая лень, полная умственная бездеятельность — вот черты, характеризующие обитателей Обломовки.

Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при первом же затруднении оставляет службу.
К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в "байбака", в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем "голубиную кротость". Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: "В этом же углу лежат и замыслы твои "служить", пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников".

Идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича — один из основных смысловых элементов “Обломова”. Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде-, вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу неправильного образа жизни, призывы к переменам Но существенно различается исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.

Немец Штольц находится “беспрестанно в движении”. Его кредо — активная жизненная позиция, недоверие к “мечте, загадочному, таинственному”. Характер Штольца связан с новой, буржуазно-предпринимательской действительностью и воплощает в себе черты дельца. Андрей Иваныч трудолюбив, умен, честен, благороден, но трудится он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. На вопрос Обломова: "Во имя чего ты трудишься?" — он ничего не находит сказать, кроме как: "Для самого труда, больше ни для чего". Штольц не тянет на положительного героя, потому что он "слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея".
Очень важно то, что на происходящее мы фактически смотрим глазами Штольца. Но ведь этот персонаж совсем не представляет авторскую позицию и не во всем он нас убеждает. По существу, Обломов — загадка и для самого автора.
Трагедия Обломова не в отсутствии всеобщего образования и не в Запустении его родового имения. Разрыв с Ольгой Ильинской привел к утрате им содержания своей жизни. С Ольгой были связаны лучшие моменты жизни Ильи Ильича. Эта утрата и приводит его в дом Агафьи Пшеницыной. В конце романа Обломов “. был полными естественным отражением покоя, довольства и безмятежной тишины”.

Энергичный Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать — будет смерть".

Обломов понимает свое духовное падение, — тем сильнее его душевная драма. "Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Обломов понимает и причины своей духовной гибели. Когда Ольга спросила его: "Отчего погибло все. Кто проклял тебя, Илья. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу. ", — "Есть, — сказал он чуть слышно. — обломовщина!"

Гончарову удалось создать типичный характер, порожденный крепостнической действительностью. Классовыми корнями ему служит русское барство с его паразитизмом. В образе крепостного слуги Захара писатель показывает другую сторону "обломовщины" — губительное действие крепостничества на человека, лишенного свободы. Обломовщина воспитала у Захара рабскую психологию. Жизнь ввергла его в умственное убожество и в то же время развила в нем лень и косность. Илья Ильич был прав, думая о своем слуге: "Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам".
Пожалуй, черты положительные Гончарову удалось воплотить в Ольге Ильинской. Ольга — натура независимая, сильная, решительная. Ей свойственно стремление к жизни деятельной и осмысленной. Поэтому, полюбив Обломова, она проникается желанием возродить его, спасти от духовной и нравственной гибели. Поняв, что Обломов не сможет сбросить с себя апатию и лень, она бесповоротно порывает с ним. Прощальные слова, с которыми обращается Ольга к Обломову, говорят о ее высоких требованиях к тому, кого она любит: "Ты кроток, честен, Илья; ты нежен. голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого. " Интересно, что Ольга становится женой Штольца. Но, естественно, это замужество не приносит ей счастья.

Бессознательные мотивы и стремления, которые определяют поведение Обломова — это своего рода “бездна”. Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной.

Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?' дал блестящий и до сих пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа "Обломов" заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. "Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни".
Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: ". гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается". Обломовы — это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.



Пример сочинения 1

Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.


Пример сочинения 2

Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. "Обломов" является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.

Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный "все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

К 32 годам Илья Ильич превратился в "байбака" – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом.


Пример сочинения 3

История написания романа И.А. Гончарова "Обломов". Психологический портрет главного героя, проблема его сопротивления гражданскому долгу. Любовь Обломова к Ольги Ильинской. Анализ губительного влияния дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.01.2015
Размер файла 25,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роман И А Гончарова "Обломов "как социально -психологический и философский роман

1. Психологический портрет главного героя

2. Роман И. А. Гончарова "Обломов" -- это роман социально-психологический

Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина? дал блестящий и до сих пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа "Обломов" заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостническои действительности. "Слово это -- обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни". Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. роман гончаров обломов психологический

Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: ". гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается". Обломовы -- это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие. "Обломовщина" как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя: Пережитки ее -- инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство -- продолжают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инертное ничто, в жалких неудачников. В том и заключается гений Гончарова, что он в своем замечательном произведении поднял один из важнейших вопросов русской жизни. Ответить на этот вопрос -- значит изменить жизнь коренным образом к лучшему.

1 Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров. -- М., 1993.

2 Краснощекова Е. А. Гончаров: Мир творчества. -- СПб.: Пушкинский фонд, 1997.

4 Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX--XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

Много готовых рефератов по биографии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, как выдающийся представитель этой школы художников-реалистов 1840-х годов, продолживших традиции А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, воспитанных под непосредственным влиянием критики В.Г.Белинского. Гончаров — один из создателей великого русского реалистического романа.

Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? — вопрос, который обычно возникает после многочисленных разочарований и разочарованных надежд, непосредственно, сам по себе, без какой-либо подготовки, во всей своей ясности, возник перед умом Ильи Ильича. Этим вопросом он начал оправдывать в себе отсутствие определенных склонностей, нелюбовь к труду всех видов, нежелание получать даже большое удовольствие от этой работы, бессилие, которое не позволяло ему твердо идти к какой-либо цели и заставляло его останавливайтесь с любовью на каждом препятствии, на всем, что может дать средства для отдыха и остановки.

Гончаров жил и работал в основном в сфере визуальных впечатлений: его впечатлили и больше всего привлекали картины, позы, лица, он называет себя рисовальщиком, и Белинский очень тонко заметил, что его привлекает его способность рисовать. Интенсивность визуальных впечатлений, по его собственному признанию, достигла уровня художественных галлюцинаций.

Вот почему описание преобладает в нем над повествованием, материальный момент над абстрактным, цвета над звуками, типичность людей над типичностью речи.

Я понимаю, почему Гончаров никогда не думал о драматической форме своих произведений.

Островский был скорее акустиком, чем оптиком, он связал типичное со словом — оттуда эти характеристики в разговорах. Оттуда происходит смена явлений, живость действий, преобладающая над выпуклостью образов.

Прямоугольный синкретизм нашего времени погрузил Мертвых душ и Иуду в драматическую форму, но вряд ли чья пылкая фантазия осмелилась бы создать комедию из жизни Обломова.

В первой части Обломова герой вспыхивает со следующей тирадой против обвинений в поэзии, он разговаривает с писателем Пенкиным.

— Извергнуть из гражданской среды! — вдруг заговорил вдохновенно Обломов, встав перед Пенкиным, — это значит забыть, что в этом негодном сосуде присутствовало высшее начало; что он испорченный человек, но все человек же, то есть вы сами. Извергнуть! А как вы извергнете из круга человечества, из лона природы, из милосердия божия? — почти крикнул он с пылающими глазами.

— Вон куда хватили! — в свою очередь с изумлением сказал Пенкин. Обломов увидел, что он далеко хватил. Он вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван.

Илья Ильич Обломов не сеет в поле. Это чистокровный мужчина: он красивый и чистый, у него мягкие манеры и немного странная речь. Он умен, но не с цепким, хищным, практичным умом, а скорее тонким, его мысль склонна к неопределенности.

В нем нет хитрости, даже меньше благоразумия. Если он начинает хитрить, ему становится неловко. Он не умеет лгать или наивно лжет.

В нем нет жадности, разврата и жестокости: с сердцем, более нежным, чем страстный, он получил от ряда рабовладельческих поколений здоровую, чистую и спокойную кровь — источник духовного целомудрия.

Он никогда не воображает, что его счастье основано на несчастье других, но он не будет работать на свое или чужое благосостояние. Работа в человеке, который может лгать, кажется ему проявлением жадности или суетливости, столь же отвратительной для него. Он нетребователен к людям и чрезвычайно терпим, оптимист. Обломов любит свой обычный уголок, не терпит смущения и суеты, ему не нравятся движения и особенно резкие наплывы жизни извне, даже если они разговаривают, они даже спорят, только для того, чтобы они не требовали никаких аргументов или разговоров со стороны ему. Он любит спать, любит хорошо покушать, хотя не терпит жадности, любит лечить, но сам не любит навещать.

Заберите средства у Обломова, он все равно не будет ни работать, ни льстить, в нем останется то же ленивое, но упрямое сознание собственного достоинства, сложившееся веками. Может быть, с жалобами, прихотями, может быть, с пристрастием к бокалу, но, возможно, без жадности и без зависимости, с нежными уловками и щедростью прирожденного Обломова.

Интерес к творчеству писателя не уменьшился в будущем, но подходы к изучению его творчества были иными. Например, представители культурно-исторической школы (Е.А.Ляцкий) рассматривают его творчество в свете духовно-психологических особенностей личности романиста, фактов его жизни. Социологическая школа исходила из общественно-политической ситуации в России накануне реформ 1861 года, которая повлияла на взгляды писателя. В рамках революционно-демократической критики романы И.А.Гончарова рассматриваются Д.А.Политико и Н.К.Пиксановым. В преодолении одностороннего подхода к изучению творчества Гончарова значительную роль сыграли монографии таких ученых, как А.Г.Зейтлин, Н.И.Пруцков, А.П.Рыбасов, В.И.Мельник, Ю.В.Лебедев, В.А.Недзвецкий. И, наконец, в работах последних двух десятилетий появился подход к изучению художественной стороны наследия И.А.Гончарова. Это поворот к философско-эстетической стороне творчества Гончарова.

На фоне довольно значительных достижений керамики за последние годы книги Е.А.Краснощековой заслуживают особого внимания. И дело не только в том, что Е.А.Краснощекова посвятила несколько десятилетий почти исключительно изучению творчества И.А.Гончарова, она участвовала в подготовке двух сборников произведений русского писателя. Интерпретации и гипотезы Е.А.Краснощековой даны на фоне многочисленных цитирований работ зарубежных гончарных специалистов последних лет. Подход Е.А.Краснощековой способен спровоцировать множество нестандартных вопросов, а потому чрезвычайно ценен сам по себе. Автору удалось выйти за рамки безнадежных дискуссий о Гончарове, начавшихся во время полемики между Н.А.Добролюбовым и А.В.Дружининым, пережившим эпоху В.Острогорского и Е.А.Ляцкого и воскресшим с новой силой в работах В.Кантора.

Заключение

Лучший друг Обломова, Андрей Штольц, — его полная противоположность. Сын русской дворянки и немецкого бюргера, он с детства был непоседой, вместе с отцом отправился на фабрику, уехал из дома на несколько дней на охоту. Он всегда был занят и интересовался всем, поэтому неудивительно, что он хорошо учился. А во взрослом возрасте Андрей постоянно путешествует по Европе, участвует в какой-то торговой кампании, находясь в Санкт-Петербурге, посещает светские вечера и балы. Андрей постоянно в пути, когда мы с ним встречаемся, он всегда что-то делает, собирается куда-то или идет откуда-то. Андрей и Илья очень любят друг друга, несмотря на то, что они совершенно разные люди, и Андрей, как и Ольга, постоянно пытается спасти Обломова от его неподвижности. Он даже обязуется вести дела Ильи Ильича в деревне и стремится улучшить свою экономику. После реформ Штольца Обломовка действительно начинает приносить доход. Штольц действует как реформатор в романе, он хорошо разбирается в экономике, политике и общественной жизни. Он приветствует все новое, постоянно что-то модернизирует.

Ольга Ильинская резко выделяется на их фоне. Это прямолинейная, честная девушка. Ольга не только сама постоянно развивается, но и заставляет Обломова двигаться. Илья Ильич влюбился в нее, и это чувство стало своего рода рычагом, который вывел его из неподвижного состояния. Вместе с Ольгой он посещает театры, балы, гуляет в саду — отказывается от прежнего образа жизни.

Штольц и Ольга считают себя обязанными помочь Обломову, постоянно указывают ему на некоторые недостатки, обвиняют его в бездействии. Но Обломов остается верным своим принципам и по-прежнему олицетворяет мир и неподвижность в романе. Он влюбился в Агафью Матвеевну Пшеницыну, буржуазную женщину, у которой снимает квартиру, женится на ней и. наконец, он находит долгожданный мир. Агафья Матвеевна тоже, по сути, статичный персонаж, хотя целый день проводит в движении. Она видит смысл жизни в служении другим людям (в прямом смысле этого слова). Ее дни проводят в уборке дома, готовят различные блюда для мужа и детей. Только после смерти Ильи Ильича мы можем заметить, как изменилась Агафья Матвеевна, каким ярким светом этот, казалось бы, сидячий человек осветил ее скучную жизнь.

Таким образом, Гончаров показал в своем романе переплетение судеб динамичных героев и героев, олицетворяющих мир. Автор показывает внешнюю статичность или, наоборот, активность своих героев. Гончаров, кажется, говорит нам, что суетливые движения часто скрывают пустоту жизни (Волков, Тарантьев, Судбинский), и золотое сердце может биться в лени, отвечая на чужую боль и страдания.

2 курс 2 группа.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Для Штольца норма — буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец.

И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): 1 часть моногеройная -Обломов как таковой, во 2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку — мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно- активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия.

Роман И. А. Гончарова "Обломов" — это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей.
Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам “русской души”. Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.
Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон Обломова" автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину "мирного уголка". "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг"; "ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю"; "жизнь, как покойная река, текла мимо них" — такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.
Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психологии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке", — читаем мы в романе. Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли за счет подневольного труда крепостных. Это не могло не вызывать в них паразитическое отношение к жизни и отвращение к труду. Душевная и физическая лень, полная умственная бездеятельность — вот черты, характеризующие обитателей Обломовки.
Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при первом же затруднении оставляет службу.
К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в "байбака", в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем "голубиную кротость". Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: "В этом же углу лежат и замыслы твои "служить", пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников".
Идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича — один из основных смысловых элементов “Обломова”. Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде-, вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу неправильного образа жизни, призывы к переменам Но существенно различается исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.

Читайте также: