Обелиск вечной славы сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Для начала найдите фотографии мемориалов и фотографии памятников, воочию посмотрите в чем отличие архитектурных сооружений. Легче писать, когда знаешь, что такое мемориал.
Мемориал создают для увековечивания в памяти, чтобы осталось на века в памяти людей, памятник устанавливают в память кого-либо. Небольшое различие в масштабах, и памятник и мемориал устанавливают, чтобы не забыли.
Наша страна помнит о великих сражениях русского народа по многочисленным военным памятникам по всей территории России. В каждом уголке нашей Родины есть памятник или мемориал, сооруженный для увековечивания в памяти человеческого, военного подвига, совершенного русским солдатом. Одной из самых страшных войн была Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней и покалечила сотни судеб. Нам нужны памятники и мемориалы, чтобы помнили о том горе и страдании, постигших русский народ.
Одним из великих мемориалов является мемориал в честь героев Бресткой крепости, солдаты которой первыми приняли на себя удар фашистских пуль и снарядов. Враг прорвался к Минску, а Бресткая крепость не сдавалась. В окружении врага, в подземелье казематов воины сражались, но не сдавались. Они задерживали и отвлекали на себя значительное количество вражеских сил, эта помощь неоценима и этот подвиг свидетельствует о несгибаемой силе русского человека.
Далее можно вспомнить недавнюю историю, когда американские журналисты обозвали мемориал героев Брестской крепости уродливым памятником. Если такое допускать, следующее поколение забудет об ужасах войны, как пытали и убивали стариков и детей, и это может повториться вновь.
В конце напишите, нужны ли нам мемориалы или человеку необязательно сохранять память о прошлых подвигах.

“Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику.”
Это строки из повести Василя Быкова, которая называется “Обелиск”. Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Все дальше идет всесоюзный поиск тех, кто погиб смертью храбрых, и все больше имен открывает он. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.
Василий Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истрибительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести павшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературной, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова
Она-то и привела его к обелиску на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя – их учителя Алеся Ивановича Мороза.
Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
Повесть В.Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным.
В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.
Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.
Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного “да-нет” на этот вопрос. Он просто вводит две полемические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительсвовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.
У таких, ак Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает большее: он проник в нравственную сторону поступка Мороза.
Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.
Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель,- ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.
В повести, таким образом, намечены путитрех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый…
Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанскогоотряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищить девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них дейсвовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего усраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других.

В ходе прочтения мы наблюдаем размышления автора по поводу идеологической морали человеческих поступков.

Главной мыслью сюжета было отражение поступка главного героя повести, рассмотренного писателем со всех сторон. В этом выражается авторское осознание проявления героизма, которое, как он считает, заключено в преданности собственному делу, делая при этом акцент на грядущее поколение.

Сюжетная линия выделяется художественной своеобразностью потому, что помимо рассказа писателя в нее входит отображение журналистской деятельности в форме собирания информации о неведомых героях войны, совершивших нигде не отраженный подвиг во имя своей Родины и счастья последующих поколений.

Алесь Иванович Мороз-главный герой повести, которого автор показывает в роли сельского учителя. Он предан собственной профессии человека, который слыл честностью, добротой, милосердием характера. Педагог не забросил преподавание и продолжил обучать детей, даже после начала войны. По мере возможности герой помогал детям, раздавая одежду, обувь. Узнав о том, что его ученики оказались в фашистском плену, учитель без раздумья отправился на защиту ребят в штаб врага. Ведь не в его стиле бросать на произвол беззащитных деток. Однако героизм Мороза оказался безуспешным, учителя и учеников приговорили к смерти, путем повешения.

Еще одним из главных персонажей нам представлен образ тяжело раненого Миклашевича Павла. Он был учеником Алесь Ивановича, повлиявшего на формирование характера парня. В ходе войны Павел станет членом отряда партизан. Во время встречи с журналистом герой поведает о своем бывшем педагоге. По истечению времени Павел пойдет по стопам Мороза и станет преподавателем сельской школы. Он в своих рассказах периодически упоминал о кошмарах времен войны.

Также в повести было упомянуто имя Коли Бородича, который являлся самым старшим подростком и самым верным последователем своего преподавателя Мороза.

По окончанию войны, в память о героизме и мужестве, профессионализме, патриотизме русского духа, на месте гибели учителя и учеников был установлен обелиск.

Смысл повести заключен в показании моральных поступков человека. Особенностью произведения выражена в заполнении писателем атмосферы раздумьем. Читатель же в свою очередь обязан делать выводы по поводу поступков главного героя, независимо от того подвиг это или неразумный героизм.

Повесть имеет характерное отличие в сложности восприятия и неравнодушным повествовании.

2 вариант

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ по повести Обелиск

Популярные сегодня темы

Сочинения-рассуждения на свободную тему

Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

Если бы кто-нибудь задал мне вопрос, какой город является моим любимым, то, безусловно, я ответил бы, что это Уфа.

Основным персонажем произведения является тринадцатилетний мальчишка по имени Сашка Андреев, в образе которого писатель изображает подростка, отличающегося непокорностью в связи со сложными

Искусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Обелиск.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


"Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику." Это строки из повести Василя Быкова, которая называется "Обелиск". Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Все дальше идет всесоюзный поиск тех, кто погиб смертью храбрых, и все больше имен открывает он. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших. Василий Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истрибительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести павшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературной, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова Она-то и привела его к обелиску на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза. Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? Повесть В.Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших. Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека. Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного "да-нет" на этот вопрос. Он просто вводит две полемические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительсвовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича. У таких, ак Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает большее: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель,- ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую "закваску" своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать". В повести, таким образом, намечены путитрех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый. Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанскогоотряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищить девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них дейсвовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего усраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других.

Сочинение на тему Обелиск Стр. 1

Сочинение на тему Обелиск Стр. 2

“Обелиск” – исторически бессмертная повесть Василя Быкова. В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.

С самого начала повести раскрывается основная тема – уважение современниками фронтовиков, чтение их памяти. Рассказ ведется журналистом, который так и не встретился с человеком, прошедшим войну.

Рассказчик хочет восстановить справедливость и повествует об учителе Алесе Морозе. Он до самого конца остается верен и предан своей профессии. В годы войны этот учитель помогал

детям, одевал их, обувал, заступался за мальчишек перед строгими отцами. На протяжении войны распространял сводки информбюро среди местных граждан.

Учитель попал в плен немцев, чтобы спасти своих учеников, но был повешен вместе с ними. В повести восстановлена историческая справедливость. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.

Писатель наполнил всю повесть атмосферой раздумья. Нравственная сторона поступка главного героя была вынесена на дискуссию, после первого издания. Его действие рассматривали как подвиг, и одновременно, как необдуманное действие.

Сочинение по рассказу Быкова Обелиск

Сама повесть была закончена в 1971 году, но опубликован первый экземпляр только в 1972 году. И молниеносно был подвергнут сильной критике. Эта критика развивалась над моральным обликом главного героя Алеся Мороза. “Обелиск” – это историческая повесть, имеет большой уклон на военную тематику.

В повести затронуты вечная тема, конфликтов, отношений между разными поколениями, соблюдение традиций старшего поколения. Размышления, поведанные в повести о событиях далекого прошлого нужны для формирования морального обличия новых поколений.

С первых строк Василий Быков повествует об отношении того времени людей к памяти погибших фронтовиков. Повествование ведет журналист, он искал встречи с участниками боевых действий. Но так и не удалось пообщаться с такими людьми.

Журналист, стремиться восстановить справедливость и ведет рассказ о наставнике, учителе Алесе Морозе, который до последнего оставался верным своей профессии. В военные годы он бескорыстно помогал детишкам того времени во всем: убранством, обувью, образованием, всячески оборонял ребят от пылкого нрава отцов.

Во время боевых действий вел обзор всех событий и доносил до всех своих соотечественников. Но по стечению не благоприятных для него обстоятельств был полонен немцами. Алесь Мороз героически защищал своих учеников, но потерпел поражение и был повешен вместе с ними.

Повесть воспроизводит общеисторическую действительность. По окончанию всех боевых действий был возведен монумент в селе Сельце. И присутствует там и имя учителя, наставника и совместно героя войны Алеся Мороза.

Рассказ В. Быкова “Обелиск” переполнен раздумьями и рассуждениями. Этическая составляющая действий Алеся Мороза подверглась бурному дисконтированию. Его поступки считали геройство и единовременно, как неосмотрительными действиями.

Проносятся года, но помысел к решительности и мужественности во имя Родины живет в этой повести. Это процветает в стариках, в “детях войны”, которые дали жизнь и подняли на ноги новое поколение, и проявили всю ту отвагу и преданность Родине. Описывается героизм – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей в мирное и военное время.

Читайте также: