О трудных отношениях великого русского писателя ивана сергеевича тургенева сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Пожалуйста проверьте сочинение ЕГЭ по критериям ⇐ 11 класс

Приветствую вас, не мог бы кто-то проверить моё сочинение по критериям ЕГЭ.
Итак, исходный текст -
(1) Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый, больной человек.
(2)Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… (3)Он изнемогал.
(4)Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
(5)Он вспоминал.
(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам. (7) И вот теперь у него нет куска хлеба – и все его покинули, друзья еще раньше врагов. (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.
(10)А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.
(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.
(12)Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
(13)– Ты всё своё богатство роздал, – послышался ровный голос. (14) – Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
(15)– Не жалею, – ответил со вздохом старик, – только вот умираю я теперь.
(16)– И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
(17) Старик ничего не ответил – и задумался.
(18)– Так и ты теперь не гордись, бедняк, – заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
(19)Старик встрепенулся, вскинул глазами. но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
(20)Старик подошел к нему – и протянул руку. (21)Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
(22)Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.
(23)И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный кусок – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
(И.С. Тургенев)

Критерии -
№ Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I

Формулировка проблем исходного текста


Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
0
К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет 2
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста
0
К3

Отражение позиции автора исходного текст


Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована
0
К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Речевое оформление сочинения

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текст 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
K6

Точность и выразительность речи


Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли 1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

Соблюдение орфографических норм


орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
допущено не более 2-х ошибок 2
допущено 3–4 ошибки 1
допущено более 4-х ошибок
0
K8

Соблюдение пунктуационных норм


пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
допущено 1–3 ошибки 2
допущено 4–5 ошибок 1
допущено более 5-и ошибок
0
K9

Соблюдение языковых норм


грамматических ошибок нет 2
допущено 1–2 ошибки 1
допущено более 2-х ошибок
0
K10

Соблюдение речевых норм


допущено не более 1 речевой ошибки 2
допущено 2–3 ошибки 1
допущено более 3-х ошибок
0
K11

Соблюдение этических норм


этические ошибки в работе отсутствуют 1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
К12.

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале


фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) 23

Собственно, само сочинение -
И.С.Тургенев, известный русский писатель, пишет о милосердии - о том чувстве, которого так не хватает в наших сердцах.
Всегда ли мы проявляем милосердие? И смогут ли нам ответить тем же?
Размышляя над этой проблемой, Тургенев приводит историю из жизни своего героя. Автор показывает нам, что его герой проявлял милосердие. Но в то же время, далеко не все готовы проявить милосердие по отношению к самому герою.
Но эта история история рассказана не случайно, автор пытается донести до нас то, что милосердия так не хватает в наши дни. Пытается показать нам это на примере истории своего героя, заставив нас задуматься.
Я разделяю точку зрения автора, ведь действительно, милосердие так редко встретишь в наши дни. И встречая его, нам кажется это чем-то невероятным, чуть ли не героическим. Когда это, как мне кажется, должны быть обыденным и нормальным.
Уроки милосердия преподаёт нам русская литература. Примером может служить та же Соня Мармеладова Достовевсокго. Образ антипод Раскольникову. Образ отражающий добро, милосердие, противостоящий злу. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Их воскресила любовь.
Из своего личного опыта, могу привести одну историю, случившеюся со мной. В обычный летний день мы играли на городской площадке в баскетбол. И случайно через сетку, которая ограждала площадку, я увидел лежащего на земле старика. Он пытался встать, но у него не получалось. Крикнул другу и мы вместе подбежали к нему, мы помогли ему встать и отряхнуться. Он поблагодарил нас так искренне, с этакой старческой нежностью и пошёл дальше, постукивая своей палочкой по асфальту. Эта история мне хорошо запомнилась, а ещё больше мне запомнились глаза того старика.
В заключение я хочу призвать всех к милосердию, не стоит быть равнодушными, имея возможность помочь - обязательно помогайте.

Заранее благодарю вас!

К1-1, К2-1, К3-1, К4-3, К5-1, К6-1. К7 и К8 не буду оценивать, т.к. по печатному тексту это делать нельзя. К9-0, К10-0, К11-1, К12-1

Гудвин01: К1-1, К2-1, К3-1, К4-3, К5-1, К6-1. К7 и К8 не буду оценивать, т.к. по печатному тексту это делать нельзя. К9-0, К10-0, К11-1, К12-1

Да не в отсутствии милосердия Тургенев видит проблему. С этим как раз все в порядке, фифти-фифти — один подал, а второй нет. Но дело в том, что некоторые люди под влиянием собственной гордыни стесняются просить. Поэтому автор призывает к смирению, а не к милосердию. Тем более, у героя милосердия было с избытком — он "все свое богатство роздал". Мог бы, кстати, быть и чуть экономнее. Т. о., проблема № 2 — расточительность.

Прокомментирована она была, только автор исходника ее не поднимал.

Посмотрите, что пишет ученик в сочинении:

Где автор пытается это донести? Наоборот, он пишет, что милостыню подали сразу, как только об этом попросили — не двадцатый, не сотый прохожий, а уже второй, который шел за первым. Нищему и ждать долго не пришлось.

Текст:
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею.

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы. (41)Скажу правду – уволят с работы. (42)Уж лучше промолчу.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество.

(49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

По Ф.А. Вигдоровой*

*Фрида Абрамовна Вигдорова (1915 — 1965 гг.) — советская писательница, журналист.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)Это случилось в 1805 году, — начал мой старый знакомый, — незадолго до Аустерлица. (2)Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.

(3)Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

(4)У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. (5)Человек был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(9)Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.

(10)Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.

(11)Хозяйка увидала его — и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени — и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— (12)Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! (13)Рассудите! (14)Помогите!

(15)Спасите! (16)Этот солдат меня ограбил!

(17)Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, — и хоть бы слово! (18)Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою — только стоит мой Егор да мигает глазами — а сам бел как глина!

(19)Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(20)Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! (21)Со стороны посмотреть: словно смеётся человек.

(22)Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

—Повесить его! — толкнул лошадь под бока и двинулся дальше — сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. (23)Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(24)Ослушаться было невозможно. (25)Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(26)Тут он совсем помертвел — и только с трудом воскликнул:

—Батюшки! (27)Батюшки! (28)Видит Бог — не я!

(29)Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (30)Я был в отчаянии.

— (31)Егор! (32)Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу!

— (33)Видит Бог, не я, — повторял, всхлипывая, бедняк.

(34)Сама хозяйка ужаснулась. (35)Она никак не ожидала такого страшного решения и разревелась! (36)Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры её отыскались, что она сама готова всё объяснить.

(37)Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (38)Военные, сударь, порядки!

(39)Дисциплина! (40)Хозяйка рыдала всё громче и громче.

(41)Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась. (42)Ведь я ей простил.

Пояснение

Проблема угрызений совести.

Может ли человека мучить совесть спустя много лет?

Можно ли простить человека, который невольно оклеветал тебя?

Проблема человеческого равнодушия.

В чём проявляется человеческое равнодушие?

Проблема отношения к человеческой жизни.

Как необходимо относиться к человеческой жизни?

Проблема соотношения проступка и понесённого наказания.

Как должны соотноситься проступок и мера наказания за него?

Во-вторых, Базаров дерзок и глух к старшему поколению. Ему несвойственны правила этикета, вежливость и тактичность: скорее, наоборот: он пользуется ими с явным неудовольствием. Уже на второй день между ним и Павлом Петровичем Кирсановым вспыхивает конфликт. Такое можно встретить и сегодня: дети вступают в споры с взрослыми, а взрослые, порой, усердно провоцируют детей на проявление эмоций и сарказм.

И в-третьих, Базаров практически не имеет понятия о нравственности. Для него важнее собственное эго, чем желание жить с окружающими в мире и согласии. Обычное уважение к чужим чувствам ему несвойственно, как оно несвойственно многим современным людям. И если в произведении Тургенева Базаров спровоцировал дуэль с представителем старшего поколения, то сегодня подобные случаи часто могут вызвать обычное применение силы и кулаков.

Можно смело говорить о том, что проблема отцов и детей актуальна не только в наше время. В том или ином масштабе она присутствовала в древнем мире, в годы жизни Тургенева и будет проявляться в будущем. Вопрос только в том, насколько мы будем понимать суть этого вопроса. Ведь для того, чтобы не было конфликта, достаточно взаимного уважения и соблюдения правил этикета. Если отцы сумеют поставить себя на место детей, а дети посмотрят на мир глазами отцов – проблема исчезнет сама собой. И образ Базарова навсегда уйдет в прошлое, как напоминание о нежелании людей прислушиваться друг к другу.

Пример сочинения 2

Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения контрастировала во все поколения с поколением более новым. И так уж сложилось, что данный контраст чаще всего особенно ярко прослеживается в отношениях отцов и детей.

Не стоит наивно полагать, что вышеуказанная проблема свойственно лишь одному конкретному поколению. Это в корни не верно. Непонимание контрастирующих поколений было и будет всегда. Главное — не стоит ругаться и ссорится лишь из-за того что старшие не понимают младших, ведь со временем всё меняется, в том числе и культура с обычаями и ценностями. То, что было характерно и само собой разумеющимся 20-30 лет назад, может полностью отвергается, или же быть переделанным для соответствия новому поколению. Так же это стоит понимать и в данный момент молодому поколению, ведь когда оно подрастёт, оно тоже будет отвергать новые стандарты, принятые обществом. Проблема отцов и детей актуальна сейчас как никогда, однако в наших силах это изменить.

Главный герой Евгений Базаров с очень непростым характером, ему было около 30 лет. Он не собирается никого слушать и хочет самостоятельно продолжить свой путь в жизни. Евгений отрицает красоту и искусство. Любовь и уважение он презирает, для него не существует авторитета. Евгений идёт поперёк всем правилам, он является нигилистом. Герой образован и интеллектуально развит, но его душа закрыта от остальных, он отрицает всякого рода чувства. И Из-за этого упускает свою любовь Анну Одинцову.

Главным противником в спорах с Евгением Васильевичем Базаровым был Павел Петрович Кирсанов. Павлу Петровичу 45 лет. Он был воспитан по старым укладам: любезный, учтивый, вежливый, добрый и хороший, также он был великодушным, честным, аристократом по натуре, джентельменом, имел собственные принципы, а также уважал и чужие. На протяжении всего романа Базаров и Павел Петрович спорили между собой и доказывали свою точку зрения, отсюда вытекает и конфликт, который заключается в разногласии старшего и младшего поколений.

На сегодняшний день эта проблема остаётся до сих пор актуальной, и я думаю, что с каждым годом она всё больше обостряется. Это можно объяснить многими причинами, например, влияние современных электронных технологий, потеря ценностей. Но любая проблема всегда начинает с непонимания.

В семье, где есть дети и родители, хоть раз сталкивались с проблемой отцов и детей. И это нормально, ведь наши родители жили в другое время, где был другой образ жизни, общество, ценности, образование, а мы, молодое поколение, живём уже в другом, современном, постоянно развивающемся и обществе.

Роми родился в хорошей семье и, окруженный любовью и заботой родителей, вырос умным и добрым юношей, к тому же хорошо сложенным и крепким. Пришла ему пора шагнуть в соблазняющий мир любви. Ищущее сердце всегда находит объект вожделения. И встретилась на пути нашего героя прекрасная Виола - стройная голубоглазая блондинка с очаровательным лицом белее снега. Редкая красота ее, достойная кисти художника, в мгновенье пленила сердце парня и зажгла в нем пылающую страсть. Нельзя сказать, что чувства, переполнявшие Роми, остались неразделенными. Виоле нравилось внимание, и она с благосклонностью приняла любовную игру, тем больше распаляя юношу.

И тем больше росла тревога матери, наблюдавшей за безрассудной влюбленностью сына. Видно, чувствовало ее сердце что-то неладное. Но не смела она встать на пути желаний родного создания. Да и можно ли обуздать искрящуюся энергию чистой любви?

Однажды вернулся Роми после свидания с Виолой печальнее смерти. Екнуло сердце матери, встретившей его у порога.
- Кто посмел обидеть мою кровинушку? - спросила женщина, взяв сына за руки. - Какое облачко затмило твою улыбку?

Искренний с матерью с детства, юноша не утаил своих переживаний и сейчас.
- Для меня нет на свете никого добрее и милее тебя, мама. Такой же я представляю себе и Виолу. Ее взглядом смотрит на меня небо, ее дыханием веют ветры, ее голосом журчат родники. Но Виола не верит в мои чувства. В доказательство моей любви она требует принести к ее ногам сердце матери. Но разве любовь нуждается в таких жертвах, мама?

С минуту молчала мать, собираясь с чувствами. Сердце ее, полное любви к сыну, затрепетало и забилось чаще. Но ни одна жилка на лице не выдала ее волнения. С ласковой улыбкой она сказала сыну:

- Птенчик мой ненаглядный, человек познает жизнь благодаря любви. Все живое в мире окутано и проникнуто ею. Но дорога любви полна опасностей. Не ошибся ли ты в своем выборе, сын? Не ослепила ли блистательная Виола твой разум? Как женщина и будущая мать, она не может не знать, что сердце матери изначально бьется в ее ребенке. Если Виолатакже искренне благоволит тебя, как и ты ее, она поймет и ответит взаимностью. Нельзя позволять неудачам разрушать себя. Надо верить и уметь ждать.

Но время не смягчило непреклонность Виолы, словно ядовитая змея укрылась под красивой личиной и питала ее ненасытную злобу.

День ото дня сох юноша на глазах у матери. Прежде веселый и общительный, он замкнулся в себе.

Невыносимо больно было матери видеть его увядание. И боль усиливалась от сознания бессилия помочь сыну, как-то облегчить страдания его. Мать не могла мириться с безысходностью, отнимавшей у нее дитя. В одно утро она сказала сыну:
- Безрадостно мне видеть, как горе съедает тебя. Нет смысла мне в жизни такой. Возьми мое сердце и неси своей возлюбленной!

С этими словами она вырвала из груди свое сердце и протянула сыну. Горько рыдая, понес юноша в своих дрожащих руках сердце матери. Ноги его подкосились от безмерного волнения, и он упал.

- Тебе не больно, сын мой? Не ушибся ли ты? - спросило сердце матери с трепетным волнением, затем содрогнулось… и замерло. Холодная печаль сковала душу осиротевшего юноши. И тогда осознал он, какую непоправимую ошибку совершил.

- Прости меня, мама. Я споткнулся… Но не сейчас, а еще раньше…






Потренируемся!

Захаров В.А. Текст о взаимоотношениях отцов и детей

(6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.

(7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела.

Сведения об авторе:

В.А. Захаров (родился в 1956 г.) - писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

Основные проблемы:

1. Проблема взаимоотношений отцов и детей (Что разрушает связь родителей и детей?)
2. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека?)
3. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)
Позиция автора по выделенным проблемам:



В данной методической разработке вы найдете вариант урока, который позволит подготовить учащихся к написанию сочинения по двум текстам, объединенным общей проблемой (эт о реальные тексты, входившие в состав КИМ в прошлые годы). К разработке прилагаются рабочие материалы: схема написания сочинения, варианты речевых клише, позволяющих перейти от одной части сочинения к другой и т.д. Надеюсь, что данный материал окажется вам полезен.

Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения контрастировала во все поколения с поколением более новым. И так уж сложилось, что данный контраст чаще всего особенно ярко прослеживается в отношениях отцов и детей.

Не стоит наивно полагать, что вышеуказанная проблема свойственно лишь одному конкретному поколению. Это в корни не верно. Непонимание контрастирующих поколений было и будет всегда. Главное — не стоит ругаться и ссорится лишь из-за того что старшие не понимают младших, ведь со временем всё меняется, в том числе и культура с обычаями и ценностями. То, что было характерно и само собой разумеющимся 20-30 лет назад, может полностью отвергается, или же быть переделанным для соответствия новому поколению. Так же это стоит понимать и в данный момент молодому поколению, ведь когда оно подрастёт, оно тоже будет отвергать новые стандарты, принятые обществом. Проблема отцов и детей актуальна сейчас как никогда, однако в наших силах это изменить.

Обращаясь к Тургеневу

Нередко эссе на указанную тематику задают написать по произведению великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ведь именно он написал роман “Отцы и дети”. Его проходят в школах, лицеях и даже вузах, уделяя описанной в произведении теме немало внимания.

И действительно, очень удачно раскрыта проблема отцов и детей в романе. Сочинение по произведению тоже может получиться весьма интересным. Ведь в этой работе Тургенева описываются 60-е годы далекого XIX века, когда старшее и младшее поколения были представителями двух совершенно разных эпох. И конфликт, изображенный в романе, выходит за пределы семейных рамок, этим-то произведение и интересно. Описывается противоречие старого дворянства и молодой аристократии, интеллигенции времен революций и демократии. А наиболее ярко проблема проявляется в отношениях между Базаровым, молодым нигилистом, и его родителями. В общем, чтобы порассуждать на тему, необходимо сначала ознакомиться с романом. Но основа для эссе это превосходная.

Сохраните:

Проблема эта многоплановая. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

Формулировка проблемы

Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв. Отношения между поколениями – это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?

Проблема отцов и детей – это неразрешимый спор, длящийся сотни лет. Роман Тургенева “Отцы и дети” остается одним из лучших произведений мировой классики. Беспристрастное описание быта и отношений без прикрас дает понять читателю, что молодежь – это вечный двигатель. За ними – сила и новые свершения, изобретения и улучшение жизни. Но зрелые аристократы тоже живут своей жизнью, их нельзя осуждать. Они по-разному смотрят на жизнь, не понимают взглядов друг друга, но они счастливы. Каждый по своему. В этом и есть смысл жизни. Просто быть счастливым.

Тема отцов и детей вечна. Она особенно обостряется во время переломных моментов общественного развития. Именно в этот период выходцы из разных поколений представляют собой жителей противоположных исторических эпох. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражает шестидесятые годы 19-го века. Читатель может видеть не только семейную драму, но и социальный конфликт между аристократическим дворянством и развивающейся интеллигенцией.

Основными участниками процесса выступают молодой нигилист Базаров и выдающийся представитель дворянства Павел Петрович Кирсанов. В тексте описываются взаимоотношения Базарова с родителями, а также рассматриваются примеры общения в семье Кирсановых.

Проблема отцов и детей в изображении И. С. Тургенева просматривается даже во внешнем облике персонажей. Евгений Базаров представлен читателям как объект не от мира сего. Он всегда мрачный, но обладает огромнейшей силой духа и внушительным энергетическим запасом для новых свершений. Особое внимание автор уделяет описанию высоких умственных способностей героя. Павел Петрович Кирсанов обделён ярким описанием ума, зато он предстает перед читателем как очень ухоженный человек, все его описание состоит из восхищения внешними характеристиками. Он всегда идеален, его можно увидеть только в накрахмаленной белой рубашке и лаковых полусапожках. Что и немудрено: его светское прошлое не дает себя забыть. Несмотря на жизнь у брата в деревенском обществе, он все равно всегда выглядит безупречно и элегантно.

Чтобы показать ошибки в молодёжных взглядах, проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается путём столкновения убежденного нигилиста с членом аристократии. Павел Петрович Кирсанов выбран автором представителем дворянского общества. Впервые читатель видит этого героя идеально одетым в английский сюртук. С первых строк понятно, что этот человек является абсолютной противоположностью Евгения Васильевича Базарова по вопросу отношения к жизненным ценностям. Типичная жизнь зажиточного аристократа сводилась к постоянному безделью и праздникам.

Столкновение между представителем аристократического общества и развивающейся интеллигенции – это основная проблема, описанная в произведении. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова являются доказательством существования конфликта отцов и детей. Несмотря на то что они не связаны родственными отношениями, тем не менее, два разных социально-политических лагеря не находят точки общего соприкосновения. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева на основании реальных родственных союзов имеет место, но косвенно.

Отношения Базарова с родителями

В семье Евгения Базарова существует проблема отцов и детей. Тургенев И. С. находит ее отражение в отношении героя к родителям. Оно носит противоречивый характер. Базаров признается в своей любви к ним, но одновременно с этим презирает их глупые и бесцельные жизни. Это его непоколебимая жизненная позиция. Но, несмотря на его отношение, родителям сын был очень дорог. Старички очень любили его, смягчали напряженные разговоры. Даже после смерти главного героя произведения рассматривается сам момент их безусловной любви. Тургенев описал сельское кладбище с печальным заросшим пейзажем, на котором похоронен главный герой Базаров. На его могиле поют птицы, к ней приходят старики-родители

Реальные темы 2020 года («Спор поколений: вместе и врозь”):

Список литературы:

О структуре

Сочинение “Проблема отцов и детей” должно быть не только хорошо и грамотно написано, но еще и построено по всем правилам. По сути, это эссе. Только сочинением называют более простой его вариант. Но всё равно важно учитывать все правила. Сочинение – это вариант начальной и средней школы, а так как описанная выше тема задается старшеклассникам, то нужно уже, что называется, переходить на новый уровень.

Данная работа традиционно состоит из трех частей. Это введение, основная часть и заключение. Но если хочется написать не сочинение на тему “Проблема отцов и детей”, а эссе, то нужно помнить, что традиционный план расширяется. Во введении нужно сказать не пару общих фраз, а явно обозначить тему. Также во вступлении должен быть эпиграф. Это цитата, подходящая по теме. Правильней будет поставить его в самом начале. Эпиграф помогает не только обозначить тему, но и сделать сам текст более серьезным и оригинальным.

О чем писать?

В содержании должны быть не просто мысли. Их надо структурировать по схеме “тезис — аргумент”. То есть автор делает какое-либо заявление и потом объясняет его, обосновывает, подкрепляет фактами и доводами. Это уже будет не просто сочинение, а осмысленный, аргументированный текст.

И наконец, заключение. Краткое, емкое, лаконичное, фокусирующее внимание на проблеме. Но не только это! Заключение создано для того, чтобы автор резюмировал в нем свое собственное мнение. Об этом важно помнить.

Основная часть

Она является наиболее содержательной и объемной. Здесь, как уже и говорилось выше, автор должен делать какое-либо заявление и доказывать его впоследствии. Например: “На сегодняшний день проблема отцов и детей не устарела. Более того, с каждым днем она становится все более актуальной. Почему? Всё просто. Взять хотя бы нынешних молодых людей 20-25 лет и их родителей. Одни жили во времена СССР, когда не было современных телефонов, телевизоров, компьютеров и интернета. Не говоря о других вещах. А современная молодежь рождена в век технологий, и все новинки и изобретения изучает и понимает. К тому же появилась бо́льшая свобода слова, стала процветать толерантность, демократия. Теперь можно не бояться быть не таким, как все, иметь другие взгляды, иной стиль жизни, отличающееся от остальных мировоззрение. И кое-что из этого для многих людей советских времен остается непонятным. И из-за этого нередко между родителями и детьми возникают разногласия, недопонимания. Первым может казаться, что их ребенок живет неправильно, не так, как надо, не так, как принято. А дело в том, что и не надо уже жить так, как принято. Сейчас иное время. И в этом – суть возникающего конфликта”.

Вот, в принципе, как можно развить тему в такой работе, как сочинение “Проблема отцов и детей”. Тезис есть, последующее его доказательство тоже. По такому принципу и следует строить основную часть эссе.

Читайте также: