О русском типе как о типе человека несостоявшегося сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Когда говорят о культуре, то имеют в виду в первую очередь исторически определённый уровень развития общества и человека, который выражается в организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В более узком смысле под культурой понимают сферу духовной жизни людей.

В тексте писателя Валентина Распутина поднята важная для современного общества проблема, связанная с культурой – проблема культуры и псевдокультуры. Данная проблема актуальна, потому что она позволяет понять, что такое истинная культура.

В последнее время в обществе наблюдается подмена ценностей, что не может так или иначе пагубно отражаться на жизни людей.

По мнению автора, подлинная культура отличается преемственностью, сохраняет в себе все лучшее, что создавалось веками, несет в себе опыт освоения мира предыдущими поколениями, строится на устоявшихся принципах и стилях и в то же время развивается, совершенствуя окружающий мир. Подлинная культура должна быть гуманистической.

Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что псевдокультура только разрушает общество, в то время как истинная культура, наоборот, делает его духовно и нравственно богатым.

Проблемы гражданского общества в России

. становятся для людей вождями, чьи действия всегда являются правильными, характерна для России. Гражданское общество не может существовать без гражданской культуры и правосознания, но, к сожалению, их уровень в России очень низок. Гражданская культура отражает .

Таким образом, хотелось бы сделать вывод, что мы должны учиться отличать культуру от псевдокультуры, чтобы испытывать на себе благотворное влияние подлинного искусства.

Примеры похожих учебных работ

Правовая культура и ее значение в жизни современного общества (2)

. Разобраться какое место занимает правовая культура в нашем обществе, какое отношение людей в России к праву вообще. Понять отчего зависит правовая культура. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение .

Человек не мыслим без общества (Обломов)

Проблема жизни, смерти и бессметия в истории философии

. из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в . и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и .

Проблема жизни и смерти в разных культурах современного мира

Значение декоративного искусства в жизни древнего общества. Урок «Украшения в жизни .

. урок. VII. Домашнее задание. Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Цели: План урока Сегодня мы начинаем с вами увлекательное путешествие по .

Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?

. культура для них многое значит. Но если речь идёт о малярах, сапожниках и столярах, тут не следует ожидать многого. Сочинение 2 Может ли человек оставаться цивилизованным вне . времен обычной и безмятежной жизни героя. Жизнь и мировосприятие персонажа .

О русском типе как о типе человека несостоявшегося, изломанного, непредсказуемого, то впадающего в спячку, то в буйство, говорили всегда. Но никогда так плотно и яростно, как теперь. Я не имею в виду врагов России, там все понятно. Но и сами мы, составляющие сердцевину этого типа, как искры с треском из костра, взвиваемся и вопрошаем: что мы за люди? Что в нашей душе такого, что мы только и можем, что радоваться ярму и сталкивать друг друга в яму? От каких несчастий мы произошли?

Схватиться за самое тяжелое дело - что ж в этом плохого? Другому русский человек оставит тяжесть поменьше - ну и хорошо. Вынослив он при этом, вынослив в любых тяготах, что удивительно. Быть может, действительно работу делает рывками, меж которыми покурит, поблагодушествует, полюбуется на сделанное.

Да, русский человек не умеет беречь себя. Пока он на ногах, к врачу не пойдет и о здоровье хлопотать не будет. Он не умеет и ценить себя. В его спешке, в том, что хватается за самое тяжелое, в неупорядоченной жизни есть какая-то жертвенная струна, звучащая постоянно. Он словно бы обманут, ибо задумывался Творцом и приходил в мир с иной целью, нежели предлагается здесь, нежели сложилась на земле. Я не уверен, что целенаправлен он к Царствию Божию, по грехам этого не скажешь, но к чему-то, помимо земного пути, стремится, торопится жить и не принимает тесные формы жизни.

Культа денег у русского человека не было. Сейчас его пытаются внедрить, не давая при этом зарплату, и на первый взгляд внедряют успешно. А нормальному, здоровому человеку хватало скромного достатка. Это, кстати, необходимейшее нравственное и физическое условие продолжения жизни человечества. Русский человек приходил к истине, что хищничество убьет человека, что ограниченное право на богатство имеют лишь те, кто способен многократно трудиться над восполнением нравственных и духовных ценностей.

Наша бедность стояла на богатстве, которое долго не давалось. Бедность по-своему услаждает нашу душу, что видно и по народным песням, и по песням духовным. Потому что позади у нас три века монгольского ига и почти три века крепостного права, когда выделяться, зажить лучше окружения можно было или прислужничеством, или нечестным промыслом. Позади у нас община и колхозы, артели и бригады, где шел, в сущности, подушный расчет. Наше чувство справедливости веками утверждалось общим благом, вопросы землепользования решались миром, всеми. И психологию народа в два счета ни долларом, ни общественным кувырканьем не переделать, она уходит корнями в те глубины, когда только еще закладывался наш характер. А вот то, что русские люди не помогают друг другу выбраться из нужды, - неверно. Жалость к падшему, к бедному, к страждущему - эту черту у нас не отнять. И поплачем вместе, и рубаху с себя снимем.

В народе не любят рвачей, это верно. Пьяницу, лентяя жалели, сочувствовали, считали, что, видно, Богу надобны и такие люди; к рвачу относились резко отрицательно. И это отношение, несмотря на покосившиеся нравы, не изменилось. Но эти нравы не покосились и никогда не покосятся настолько, чтобы не признавать работника.

После 91-го года, даже раньше, дано было высочайшее соизволение: воруйте, грабьте, не жалко. Если мы согласились с порядком, который не признает честь и мораль, как же спрашивать с человека, ввергнутого в этот порядок? Для этого достаточно грабеж назвать реформами и сделать из него политическую опору. Началось повальное растаскивание народной собственности, сказочное обогащение верхушки. Эти нравы, разумеется, принялись спускаться вниз, там воровство было помельче, но погуще, и страну, богатейшую в мире страну, растащили в считанные годы. Эта эпидемия в объяснениях не нуждается: почему скалившие зубы, когда другие работали, превращаются в набобов, а мы, работавшие, должны оставаться с пустыми руками и обрекать свою семью на голодное прозябание?

Я не оправдываю эту мораль. Но она была узаконена, принята - что ж теперь удивляться? В 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е - распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль.

Суть нашего характера - суть географических условий. Максимализм нашей души - от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или все, или ничего, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты - вероятно, от резкой смены климата, а отсюда - нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость - от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадежен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Еще и в конце ХVlll века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая раздвоенность - психическая, между святостью и стихией, между небом и землей. Третья: мы не рождены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный.

Но если мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для соседства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает русский человек главному замыслу вообще о человеке?

НАШ ХАРАКТЕР

О русском типе как о типе человека несостоявшегося, изломанного, непредсказуемого, то впадающего в спячку, то в буйство, говорили всегда. Но никогда так плотно и яростно, как теперь. Я не имею в виду врагов России, там все понятно. Но и сами мы, составляющие сердцевину этого типа, как искры с треском из костра, взвиваемся и вопрошаем: что мы за люди? Что в нашей душе такого, что мы только и можем, что радоваться ярму и сталкивать друг друга в яму? От каких несчастий мы произошли?

Схватиться за самое тяжелое дело - что ж в этом плохого? Другому русский человек оставит тяжесть поменьше - ну и хорошо. Вынослив он при этом, вынослив в любых тяготах, что удивительно. Быть может, действительно работу делает рывками, меж которыми покурит, поблагодушествует, полюбуется на сделанное.

Да, русский человек не умеет беречь себя. Пока он на ногах, к врачу не пойдет и о здоровье хлопотать не будет. Он не умеет и ценить себя. В его спешке, в том, что хватается за самое тяжелое, в неупорядоченной жизни есть какая-то жертвенная струна, звучащая постоянно. Он словно бы обманут, ибо задумывался Творцом и приходил в мир с иной целью, нежели предлагается здесь, нежели сложилась на земле. Я не уверен, что целенаправлен он к Царствию Божию, по грехам этого не скажешь, но к чему-то, помимо земного пути, стремится, торопится жить и не принимает тесные формы жизни.

Культа денег у русского человека не было. Сейчас его пытаются внедрить, не давая при этом зарплату, и на первый взгляд внедряют успешно. А нормальному, здоровому человеку хватало скромного достатка. Это, кстати, необходимейшее нравственное и физическое условие продолжения жизни человечества. Русский человек приходил к истине, что хищничество убьет человека, что ограниченное право на богатство имеют лишь те, кто способен многократно трудиться над восполнением нравственных и духовных ценностей.

Наша бедность стояла на богатстве, которое долго не давалось. Бедность по-своему услаждает нашу душу, что видно и по народным песням, и по песням духовным. Потому что позади у нас три века монгольского ига и почти три века крепостного права, когда выделяться, зажить лучше окружения можно было или прислужничеством, или нечестным промыслом. Позади у нас община и колхозы, артели и бригады, где шел, в сущности, подушный расчет. Наше чувство справедливости веками утверждалось общим благом, вопросы землепользования решались миром, всеми. И психологию народа в два счета ни долларом, ни общественным кувырканьем не переделать, она уходит корнями в те глубины, когда только еще закладывался наш характер. А вот то, что русские люди не помогают друг другу выбраться из нужды, - неверно. Жалость к падшему, к бедному, к страждущему - эту черту у нас не отнять. И поплачем вместе, и рубаху с себя снимем.

В народе не любят рвачей, это верно. Пьяницу, лентяя жалели, сочувствовали, считали, что, видно, Богу надобны и такие люди; к рвачу относились резко отрицательно. И это отношение, несмотря на покосившиеся нравы, не изменилось. Но эти нравы не покосились и никогда не покосятся настолько, чтобы не признавать работника.

После 91-го года, даже раньше, дано было высочайшее соизволение: воруйте, грабьте, не жалко. Если мы согласились с порядком, который не признает честь и мораль, как же спрашивать с человека, ввергнутого в этот порядок? Для этого достаточно грабеж назвать реформами и сделать из него политическую опору. Началось повальное растаскивание народной собственности, сказочное обогащение верхушки. Эти нравы, разумеется, принялись спускаться вниз, там воровство было помельче, но погуще, и страну, богатейшую в мире страну, растащили в считанные годы. Эта эпидемия в объяснениях не нуждается: почему скалившие зубы, когда другие работали, превращаются в набобов, а мы, работавшие, должны оставаться с пустыми руками и обрекать свою семью на голодное прозябание?

Я не оправдываю эту мораль. Но она была узаконена, принята - что ж теперь удивляться? В 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е - распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль.

Суть нашего характера - суть географических условий. Максимализм нашей души - от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или все, или ничего, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты - вероятно, от резкой смены климата, а отсюда - нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость - от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадежен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Еще и в конце ХVlll века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая раздвоенность - психическая, между святостью и стихией, между небом и землей. Третья: мы не рождены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный.

Но если мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для соседства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает русский человек главному замыслу вообще о человеке?

Выявление главных особенностей и специфики черт русского национального характера, которые запечатлены в художественном и публицистическом творчестве В.Г. Распутина. Исследование и анализ эволюции взглядов писателя на русский национальный характер.

Рубрика Литература
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 01.05.2018
Размер файла 44,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На правах рукописи

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина

Специальность: 10.01.01 - русская литература

Гришенкова Татьяна Федоровна

Общая характеристика работы

Творческая деятельность В. Г. Распутина многообразна. Писатель известен не только своими яркими, глубоко содержательными повестями, психологически тонкими рассказами, но и страстными публицистическими выступлениями.

Вот уже более тридцати лет произведения В. Г. Распутина находятся в зоне пристального внимания общественности, изучаются литературной наукой. За эти годы исследователями созданы многочисленные работы о писателе как общего, так и частного характера. Прежде всего, это монографические работы Н. С. Тендитник, Н. Н. Котенко, В. Я. Курбатова, С. Г. Семеновой.

Главными направлениями анализа творчества В. Распутина стали вопросы психологического мастерства писателя (А. Ануфриев, Л. Дорофеева, А. Урманов), проблемы сюжетосложения и конфликтологии (А. Газизова, А. Дырдин, И. Плеханова), жанровые и стилевые особенности его произведений (Ю. Дворяшин, О. Алейников, В. Сигов).

Всё возрастающее внимание исследователей прозы В. Распутина вызывают проблемы литературной преемственности (В. Васильев, Ю. Дворяшин, Н. Драгомирецкая, М. Ермакова).

Однако при всей многочисленности работ о творчестве писателя нельзя сказать, что оно осмыслено в полной мере. Некоторые грани творчества В. Распутина сколько-нибудь подробно не рассматривались. Так, например, такая значительная составляющая творчества В. Распутина, как публицистика, нашла отражение лишь в нескольких литературно-критических статьях (В. Курбатов, И. Панкеев, И. Попова).

В задачу настоящей работы не входит выработка оригинальной модели литературоведческого анализа проблемы национального характера. В этом смысле мы ориентируемся на известные изыскания таких литературоведов, как Г. Гачев, В. Маркович, Л. Пумпянский и др., на основе работ которых считаем возможным принять в качестве рабочего определения ключевого понятия данной диссертации - национальный характер - следующее: национальный характер - это достаточно устойчивая, но подверженная изменениям целостная структура, сформированная в течение многовековой совместной жизни определенного этнического сообщества и выражающаяся как в цивилизационных предпочтениях, так и в культуре, в повседневном поведении человека. Детерминантами национального характера выступают религия, язык, история, политическое устройство, климатические условия жизни, психофизиологическая природа нации.

Значимость научной разработки проблем национального характера определяется не только общетеоретическими потребностями, но и нуждами конкретно - аналитического свойства. Так, в сфере литературоведения невозможно постичь самобытность того или иного художника, игнорируя либо недооценивая его представления о национальном составе его образной системы. Особенно это касается творчества тех писателей, для которых постижение национальной сущности человека представляет специальную задачу. Плодотворность такого ракурса осмысления творческой индивидуальности писателя подтверждается ныне работами о творчестве И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других писателей-классиков 19 века. Нет сомнения, что и художественное своеобразие творчества В. Г. Распутина будет выявлено более рельефно и глубоко при исследовании путей решения им проблемы русского национального характера, поскольку известно, что писатель на протяжении всего своего творческого пути с особым вниманием наблюдает за процессами, происходящими в сфере национального самосознания. Не случайно в общественном сознании В. Распутин приобрел репутацию радетеля русских национальных ценностей.

Однако при всей отчетливости понимания значимости проблемы русского национального характера в произведениях писателя, она не нашла объемного освещения в литературной науке. Далее отдельных локальных оценок и констатаций исследователи не пошли.

Таким образом, анализ процесса постижения русского национального характера, который запечатлелся в творчестве В. Г. Распутина, представляет собой достаточно сложную, не раскрытую литературоведением задачу, решение которой требует конкретного подхода к творчеству писателя, всестороннего рассмотрения его идейно-эстетической позиции, тщательного анализа образной системы каждого изучаемого произведения.

Объектом исследования является творчество современного русского писателя В. Г. Распутина.

Предметом изучения является система представлений В. Г. Распутина, ставшая результатом постижения им русского национального характера, воплотившаяся в идейно-образной ткани художественного творчества писателя, в его публицистических произведениях, а также в прямых суждениях и оценках, выраженных художником в процессе его общественной деятельности.

Внимание к творчеству именно этого писателя объясняется тем, что он достаточно широко и целенаправленно обращается к проблеме национального характера. При этом его позиции присущ гуманистический дух, толерантность в изображении человека, представляющего иную культуру. Представления В. Г. Распутина о состоянии русского национального характера отличаются репрезентативностью и особой значимостью в решении исследуемой проблемы в русской литературе 2-й половины 20 века.

Цель работы - выявить основные тенденции, пути и результаты постижения русского национального характера в творчестве В. Г. Распутина.

Поставленной целью определяются основные задачи исследования:

- выявить особенности и черты русского национального характера, которые запечатлены в художественном и публицистическом творчестве В. Г. Распутина как определенная духовная, нравственно этическая и мировоззренческая целостность;

- определить систему представлений В. Г. Распутина о чертах русского национального характера в его современном бытовании;

- проследить эволюцию взглядов писателя на русский национальный характер, отразившуюся в развитии его образной системы;

- уточнить бытующее представление об особенностях характерологии В. Г. Распутина.

Методологическую основу исследования составляет синтез традиционных, выдержавших испытание временем подходов: системно-типологического, сравнительно-исторического и историко-генетического. Методологические принципы указанных подходов используются в диссертации в зависимости от конкретного материала исследования и поставленных научных задач.

Теоретическая значимость определяется достаточно обширной и содержательной работой по систематизации и изучению публицистики писателя, исследованию системы характерологических принципов, реализовавшихся в его творчестве, выявлению преемственной связи характерологии В. Г. Распутина с традициями изображения русского человека в отечественной литературной классике.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов исследования в систематическом курсе истории русской литературы 20 века. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в вузовском и школьном преподавании литературы.

Научная новизна работы определяется тем, что творчество В. Г. Распутина впервые в отечественном литературоведении анализируется в аспекте проблемы русского национального характера. Новизна работы связана также с тем, что в ней впервые предпринят системный анализ публицистики В. Г. Распутина.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в трех научных публикациях. Результаты исследования были представлены в докладах на научно-практических конференциях СурГУ (Наука и образование 21 века: вторая окружная конференция молодых ученых ХМАО) и СурГПИ (Модернизация образовательной системы СурГПИ: поиски и решения).

Основное содержание диссертации

Недостаточная освещенность публицистики В. Распутина в литературной науке вынуждает несколько расширить аспект исследования и дать общее представление об этой стороне творческой деятельности писателя. Чрезвычайно важным представляется увидеть восхождение публицистического таланта В. Распутина, проследить диалектику его отношений ко многим социально значимым вопросам современности. Одной их первоочередных задач при исследовании проблемы русского национального характера в публицистике В. Распутина явилось представление обобщающего взгляда на весь спектр публицистических жанров: статей, очерков, выступлений, докладов и интервью В. Распутина.

Рассматривая публицистику В. Распутина во всей ее целостности, следует отметить, прежде всего, разнообразие и многогранность ее тематики. В своих публицистических работах писатель затрагивает вопросы экологии, истории, культуры, социально-экономических отношений. Он пишет о Байкале, о Ермаке, о Великой Отечественной войне, о проблемах образования, о православии. Однако каких бы вопросов он ни касался, о чём бы ни рассказывал, что бы ни вспоминал, мысль и сердечная забота писателя обращены, прежде всего, к бедам и радостям, обретениям и утратам соотечественников. В этом смысле публицистика В. Распутина, безусловно, человекоцентрична.

По мысли В. Распутина, с любви к малой родине начинается формирование сознания человека - первоосновы всех его поступков и дел. В ряду многих качеств, составляющих внутренний мир человека, патриотизм утверждается писателем как коренное, необходимое свойство личности. Любовь, верность, почитание Родины, по наблюдениям писателя, проявляются в скрупулезном знании подробностей отечественной истории, в уважительном сбережении в памяти примет своей малой родины, в неподдельном чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей земли. Писатель справедливо полагает, что высший смысл своей жизни русский человек видит в служении Отечеству, как ценности имеющей всеобъемлющий характер.

В. Распутин выступает защитником духовной сущности патриотизма. Писатель подчеркивает, что это чувство обязательно должно быть деятельным, должно побуждать человека к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Такого рода деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. Очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на Земле, а продолжателем и продолжением своего народа. Это чувство не может прийти само по себе, оно рождается в сознании человека, осмысляющего те деяния, которые были совершены его нацией на протяжении всей истории своего развития. Именно такое чувство В. Распутин и называет истинным патриотизмом. По мысли прозаика, характерная черта русского человека - привязанность к России в целом и к родным местам, к языку, к соотечественникам. Русскими людьми владеет, прежде всего, ощущение связи с Отечеством, семьей, национальной средой. Отсюда его самозабвение в общих начинаниях, в делах во имя Родины. Однако было бы явной примитивизацией толкование этой мысли В. Распутина только лишь на уровне деклараций. Писатель обосновывает ее, опираясь на аргументы из различных сфер исторической и духовной жизни народа, давая тем самым ответы на самые сложные вопросы своих оппонентов.

Сегодня, в кризисный момент народной судьбы, появились высказывания о русском типе как о типе человека несостоявшегося, изломанного, неокультуренного (А. Приставкин).

Духовность русского человека в любые времена отечественной истории зависела не столько от экономики и политики, сколько от глубины памяти, от национального самосознания всех граждан России, тех русских людей, кто не мыслит себя вне ее культуры. Без прошлого не может состояться самоопределения русского человека. О национальной памяти, как ключевом понятии народного организма, художник размышлял не раз. Для В. Распутина память - многогранное понятие, охватывающее в своем значении систему национальных духовных ценностей. Именно памятью определено жизненное поведение распутинских героев в их отношении к природе, другим людям, обществу, к самим себе.

В пылу публицистических схваток, отстаивая экологические ценности, В. Распутин не забывает о человеческой составляющей этой борьбы. Он говорит не только об экономических потерях, но в первую очередь - об утратах нравственных, ибо они взаимосвязаны. Материальный ущерб всегда влечет за собой моральный урон. Писателя волнует нравственное здоровье общества, ибо оно является основой миропорядка. Будет оно, будет и реальная возможность бороться с отклонениями от моральных норм. Встав на защиту природы, тем самым писатель выступил защитником человека, своего соотечественника, как одного из взаимосвязанных в природе звеньев.

Множество ярких, порой причудливо совмещающихся оттенков русского национального характера в его современном состоянии запечатлела публицистика В. Распутина. Однако сколь бы рельефными, обнажено броскими эти черты ни выглядели, не в их самодовлеющей фиксации смысл выступлений писателя. Характерной особенностью его публицистических произведений является наличие, и даже господство в них глубокой обобщающей мысли, подчеркнуто выделенного философского начала.

Осмысление русского национального характера во всей его глубине и многогранности, как известно, стало одной из ведущих идей отечественной литературы 19 века. С этой проблемой так или иначе связаны крупнейшие художественные открытия русских писателей. Своеобразная человекоцентричность отечественной литературы, её сосредоточенность на парадоксе человека, на глубинной сути его природы и смысле явления в мир определили характер её самобытности в контексте мировой словесности.

Не случайно именно эта стержневая устремленность классической литературы стала предметом пристального внимания её наследников и последователей в конце 20 века. Крупнейшим среди них, по нашему мнению, является В. Г. Распутин.

Безусловно, изучение трансформации литературной традиции в плане постижения русского национального характера в творчестве В. Распутина может дать, с одной стороны, более глубокое представление о свойствах художественного мира современного прозаика, с другой - о конкретных формах осуществления преемственных связей между классикой и современной русской литературой.

Чаще всего среди своих литературных учителей сам В. Г. Распутин называл Ф. М. Достоевского, которого современный прозаик ставил выше общего ряда великих имён русской классической литературы. Анализ показывает, что ориентация В. Г. Распутина на идейно- стилевые доминанты творчества Ф. М. Достоевского имеет не избирательно-локальный, но системный характер.

При выявлении своеобразия художественной системы В. Г. Распутина, нередко обнаруживаются подобные расхождения с творческими принципами классиков 19 века. В том числе и традиционные для русской литературы средства характерологии В. Г. Распутин использует по-своему, в результате чего они приобретают другие функции, иное качество.

Читайте также: