Нравственность особенно нужна в современном мире сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Дмитрий Сергеевич Лихачёв — выдающийся русский писатель, учёный, мыслитель. В своих работах, адресованных юношеству, он часто поднимает вопросы нравственности, морали, любви к отечеству.

Думается, что великий русский мыслитель прав: отношения человека и природы должны строиться на нравственном начале, которое подразумевает заботу каждого из нас об окружающем мире, бережное отношение к природным богатствам, восприятие себя самих частью, а вовсе не венцом природы.

Таким образом, рассуждая вслед за Д.С. Лихачёвым о нравственном отношении наших современников к природе, можно сделать вывод о том, что всё существование человека на Земле должно быть пронизано нравственностью, в основе которой осознание себя частью вселенной, понимание необходимости доброго, разумного изменения жизни в лучшую сторону и стремление к преображению мира.

Текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

(1)Нравственность особенно нужна в современном мире. (2)Почему? (3)А ведь мы не замечаем, что живём в последние десятилетия в совершенно особом мире. (4)Мы с вами сейчас инопланетяне, и не заметили, как ими стали! (5)Изменились не мы, изменилась планета, на которой мы живём: стала маленькой, перенаселённой и чрезвычайно зависимой от нас.

(12)Отношение к Земле, к Почве, к деревьям, к рекам, озёрам, к источникам, к памятникам культуры, к собственному дому должно строиться на нравственной основе, на основе научного изучения целостности мироздания, мира как органического и разумного целого.

(27)Литература была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения. (28)Любимой книгой был Шестоднев, в котором воспевалась разумность всего происходящего в природе. (29)Природа в Шестодневе описывалась как органическое целое. (30)Это гимн разумности мироустройства.
(31)Конечная цель человеческой деятельности — преображение мира. (32) Преображение:следует понимать не в смысле изменения его лица — внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нём разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению. (33)Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди.

Проблема нравственного отношения человека к живой и мертвой природе. По тексту Д. С. Лихачева Нравственность особенно нужна в современном мире ЕГЭ по русскому

Мы напишем - Проблема нравственного отношения человека к живой и мертвой природе. По тексту Д. С. Лихачева Нравственность особенно нужна в современном мире ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику

В своих трудах ученый, мыслитель и писатель русского происхождения Дмитрий Сергеевич Лихачев затрагивает тему, связанную с вопросами морального облика юных граждан нашей страны, их нравственности и любви к отечеству. Предложенный текст Д. Лихачева посвящен тому, как с нравственной точки зрения человек относится к природе. Тема живой и мертвой природы, затронутая автором чрезвычайно актуальна, ведь современным гражданам общества все чаще свойственно не чувствовать и не осознавать себя, как это было в случае с нашими предками, частью единого общего мира.

Этот вопрос волнует всех нравственно развитых людей.

По мнению Д. Лихачева, за последние десятилетия претерпело изменения не само человечество, а планета в целом. Невозможно больше к ней относиться бездумно, то есть потребительски, считая, что мы являемся высшим разумом или венцом природы, а не ее частью. Как утверждает ученый, именно с такой стороны наши предки рассматривали все живое на протяжении тысячелетий.

Чтобы добиться сохранения жизни на планете Земля, важно изменить свое аморальное отношение к неживой и живой природе на нравственное.

В чем состоит суть подобного отношения? С целью поиска ответа на данный сложнейший вопрос современности, автору пришлось обратиться к известному нам всем периоду развития древнерусской культуры. Писатель с глубоким уважением повествует информацию, касающуюся того, что древнерусская культура…нравственным началом полностью пронизана. Подтверждение этой мысли стали факты, приведенные писателем, которые связаны с тем, каково отношение у наших предков было к избе, храму, церковной службе.

Они расценивали все эти места в качестве источника исторических знаний, связанных с мирозданием, землей-кормилицей, как высочайшей святыней.

Рассуждая на тему отношения человека к природе, писатель приходит к выводу: нравственность…в современном мире особенно нужна, потому что именно ей отводится роль источника, способного к выявлению в мире разумного начала, не позволяющему, в свою очередь, распространяться мировому злу в катастрофических масштабах. Следовательно, если человек начнет более нравственно относиться к природе, то получит единственный способ на сохранение жизни на нашей планете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся учатся писать сочинение по русскому языку в новом формате. Для анализа взят текст Д.С. Лихачёва о нравственности.

Русский язык 11 класс

Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту

Д.С. Лихачёва в новом формате (задание 27 ЕГЭ)

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Оборудование:

1) текст для работы на уроке, рабочие листы с заданиями;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер;

- Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня у нас необычный урок: сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в новом формате. В новой демоверсии это задание 27. Давайте вспомним, как сформулировано это задание. (слайд). Таким образом изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом (слайд). Что конкретно изменилось? Обратим внимание на критерии оценивания этого задания (слайд).

- В соответствии с планом работы над сочинением сформулируем цели нашей работы на уроке? (должны понять авторский текст, сформулировать проблему, прокомментировать её, сформулировать позицию автора и собственную позицию, учиться обосновывать свою позицию)

2.Актуализация знаний.

Составьте синквейн со словом: (по рядам)

Изучается, загрязняется, защищается.

Естественная среда обитания.

Пытается, ошибается. Стремится.

Желания властвуют над ним.

Нравственность.

Информационная, социальная.
Учит, ведет, останавливает.
Развиваться всем нам помогает.
Поведение.

Нравственность.

Защищать, сострадать, любить.

Быть счастливым, помогая людям.

3. Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с текстом известного литературоведа, историка, крупнейшего учёного и защитника русской культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (слайд).

Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная. А, может быть, именно этого качества так не хватает сегодня…

В 2006 году все цивилизованное человечество отмечало 100-летие со дня рождения выдающегося ученого современности Д.С.Лихачева, поэтому 2006 год был объявлен годом Лихачева. Это крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается. Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни.

«Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.

внимательно прочитайте текст

определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?);

запишите свой ответ в виде законченного предложения). (Д.С. Лихачёв считает, что нравственность нужна в современном мире. /Д.С. Лихачёв считает, что отношение к земле, к Почве, к деревьям, рекам, к памятникам культуры, к дому должны строиться на нравственной основе. /Лихачёв считает, что конечная цель человеческой деятельности- преображение мира.)

определите, на какой вопрос отвечает это предложение (первая проблема: Что такое нравственность, и почему она нужна в современном мире? вторая проблема: Каким должно быть отношение человека к живой и мёртвой природе? Можно ли сегодня считать человека частью природы?

третья проблема: Какова конечная цель человеческой жизни, человеческой деятельности? Может ли человек жить без ясной цели впереди?)

запишите эти вопросы, которые и будут проблемами текста.

Мы выяснили, что в данном тексте три проблемы. На уроке мы будем работать над второй проблемой.

Давайте напишим вступление. (Д.С.Лихачёв – выдающийся русский писатель, учёный. В своих работах он часто поднимает вопросы нравственности, морали, любви к Отечеству. В предложенном для анализа тексте он обращается к проблеме нравственного отношения человека к живой и мёртвой природе.)

- Почему Академик Лихачёв называет людей инопланетянами? (Изменилась планета, изменилось наше отношение к миру, люди потребительски относятся к природе, хотя человек – неотделимая часть природы.)

- Что нужно сделать, чтобы сохранить жизнь на нашей планете? (Надо относиться к живой и неживой природе нравственно.)

Таким образом, говоря о современном мире и о мире древней Руси, автор приходит к выводу, что нравственность необходима в наше время, когда происходит утрата истинных ценностей в жизни.

Теперь надо написать комментарий, самую дорогую часть сочинения, и постараться получить заветные 5 баллов. Вспомните, из скольких элементов состоит комментарий?

Чтобы не ошибиться и не потерять эти элементы, давайте вновь заполним таблицу

5 элементов

Комментарий ученика

Данная проблема актуальна, поскольку сегодня человек всё чаще не чувствует, не осознаёт себя частью одного общего мира.

За этими словами скрывается истина. Человек – часть природы. Он обладает речью и разумом, и поэтому должен отвечать за всё живое в мире, за все существа, за растительный мир, а не относиться ко всему потребительски.

Д.С. Лихачёв обращается к древнерусской культуре, и с уважением говорит о ней, что она пронизана нравственным началом. Он приводит многочисленные факты того, как в Древней Руси относились к Земле как к высочайшей святыне, к избе как к храму. Учёный вспоминает древние обряды славян, православный праздник Троицы.

Да, действительно, в Древней Руси человек ощущал себя частью мира, а не венцом природы. Он уважал обычаи, традиции своих предков, поклонялся Земле, почитал природу.

Рассуждая, автор приходит к выводу, что нравственное отношение человека к природе - единственный способ сохранить жизнь на нашей планете.

К какому выводу подводит Д.С. Лихачёв своих читателей?

Сформулируйте позицию автора по данной проблеме. Д.С. Лихачёв считает, что отношение к земле, к Почве, к деревьям, рекам, к памятникам культуры, к дому должно строиться на нравственной основе.

Согласны ли вы с точкой зрения писателя?

Ваша задача – письменно высказать собственное мнение, обосновав его.

Примеры собственного мнения

(можно предложить ребятам поработать самостоятельно)

цитата из авторитетных источников

Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество.

"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету."- писал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире.

обоснование с опорой на литературу

Связь человека и природы неразрывна.

иллюстрации (наглядно-описательная форма)

Современные люди забыли, что человек и природа взаимосвязаны, а влияние человека на природу пагубно сказывается на окружающем мире.

Обратимся к самому глубокому пресноводному озеру в мире Байкалу. В 2014 году (это видно со снимков из космоса) у береговой линии Байкала появилась ажурная пена. Что это такое? Оказывается, из-за выбросов в воду бумажно-целлюлозного завода стали быстро развиваться водоросли, провоцирующие гниение воды. Вот и получается, что болеет озеро – нельзя пить его воду.

А ведь человек – дитя природы. Именно природа растит и воспитывает нас, дает силы, помогает разобраться в самих себе.

опыт (личный, эксперимент, исследования и т.д.)

Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.

Каждый год весной мы облагораживаем свой пришкольный участок. Первый опыт на пришкольном участке, первые цветы, выращенные своими руками, первый урожай. Это всегда волнует и радует, заставляет невольно гордиться самим собой, чувствовать себя настоящим хозяином земли.

обращение к традициям, авторитетным мнениям

Наши мудрые предки очень трепетно относились к природе, оберегали е и любили. Они знали, что являлись частью мира, который окружал их и стремились жить с ним в гармонии.

Поэтому сохранилось довольно много пословиц, призывающих беречь нашу матушку-природу: Береги землю родимую, как мать любимую. Земля сравнивается здесь с самим дорогим человеком на земле – с матерью.

Итак, мы высказали свое мнение по поднятой проблеме. Нам осталось только завершить нашу работу.

Задание 6 – домашнее

ВложениеРазмер
esse_kurzaevoy.docx 15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Значение нравственности в современном мире

Нравственность – это разум сердца.

В заключении хочу подчеркнуть следующее: мы – взрослые, знаем, что все дети хорошие, поскольку в них нет еще взрослого взгляда на жизнь и стремления к наживе, богатству, власти над другими людьми, поэтому заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Семейные традиции как фактор духовно-нравственного формирования современной личности

Научная статья для выступления.


Классный час "Нравственность в современном мире"

Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого посту.

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности.".


ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире

ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире.


Эссэ. Значение нравственности в современном мире

Размышления о нравственности в современном мире.


Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: Нравственные законы в современном мире.

Вниманию педагогов представлен материал для урока ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) по теме "Нравственные законы в современном мире". Цель урока: формирование у обучающихся предста.

Читайте также: