Нирс и ее роль в жизни студентов сочинение

Обновлено: 01.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научно-исследовательская работа студентов

Змеева Наталья Григорьевна

НИРС- э то одно из основных направлений в процессе обучения, которое способствует развитию профессиональных качеств студента. Научная деятельность преподавателей и студентов является целостной системой исследовательских работ, направленных на изучение актуальных проблем, а также одним из главных средств достижения государственных стандартов качества подготовки специалистов .

Научно-исследовательская работа студентов состоит из весьма различных процессов:

получение данных в результате экспериментов и наблюдений;

сбор информации - фактов и концепций;

разносторонний их анализ;

выработка новых выводов и обобщений;

апробация их на практике;

оформление полученных научных результатов;

координация и организация научных работ и др.

Студент приобретает не только знания, но и исследовательские навыки и умения. В частности, можно выделить такие, как:

умение применять знания фундаментальных законов и принципов;

умение ставить эксперименты; обрабатывать и обобщать результаты, систематизировать их;

умение использовать современные методы научных исследований и осуществлять их критический анализ;

умение быстро осваивать новые приборы, оборудование в исследованиях;

умение самостоятельно работать с научной литературой;

умение размышлять по существу определенной информации, критически оценивать ее достоинства;

умение правильно организовать свой труд;

В организации и проведении научной работы студентов можно выделить следующие задачи:

Углубление знаний по дисциплине.

Подготовка будущих специалистов к самостоятельному научному наблюдению и исследованиям в производственных условиях.

Отбор наиболее одаренной молодежи и подготовка ее к научной деятельности.

При организации научно-исследовательской работы студентов необходимо руководствоваться следующими взаимосвязанными принципами:

соответствие НИРС профилю будущей специальности, требованиям к знаниям, умениям, навыкам и качествам современного специалиста данного профиля;

учет характера, места и роли учебной дисциплины, видов учебных занятий и заданий, в рамках которой организуется научная работа студентов, в общей программе профессиональной подготовки специалиста и в системе воспитательной работы;

учет курса обучения и степени подготовленности студентов к выполнению конкретной научной работы;

обеспечение постепенного возрастания объема и сложности поручаемой студентам научной работы;

В иды и формы организа ции научно- исследовательской работы студентов (НИРС) :

Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести: рефераты, курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения, дипломную работу.

Исследовательская работа сверх учебного плана.

Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования.

Основными формами НИРС, выполняемой во вне учебное являются:

Проблемные студенческие лаборатории;

Участие в научных и научно-практических конференциях.

Алаева Т.Н., Дондокова Е.Б., Таманга Д.Д., Ширапов Б.Д.. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ, 2003.

Ни одному студенту еще не удавалось избегать выполнения научных работ. Многие не любят заниматься научной деятельностью, хотя ее выполнение только благотворно влияет на профессиональные качества будущих специалистов.

Если найти правильный подход к выполнению, то написание научных работ очень даже увлекательное занятие. Тем более без некоторых из них окончить вуз невозможно.

Научно-исследовательские работы – это та важная часть учебного процесса, без которой трудно представить само обучение в целом. Каждый студент должен пережить написание курсовых и диплома.

Ведь это так ответственно и почетно – защитить свою работу перед комиссией и выйти из стен вуза уже не простым студентом, а специалистом. Активная научная деятельность студента высоко ценится не только преподавателями, но и другими научными деятелями.

НИРС дает возможность учащимся принимать участие в различных научных конференциях и олимпиадах, где они могут заявить о себе как о специалистах в своей области.

Давайте разберем, в чем же заключаются особенности НИРС, что это и на какие виды она делится.

Расшифровываем понятие

Понятие НИРС знакомо каждому студенту, но зачастую преподаватели учебных заведений не употребляют его в речи в таком виде.

Все в основном говорят либо о научных трудах, либо о рефератах, курсовых и дипломных работах.

Понятие НИРС

Студенты знают о НИРС не понаслышке

Для полного понимания описываемого понятия для начала разберем, что же означает эта загадочная аббревиатура:

  • Н – научно;
  • И – исследовательская;
  • Р – работа;
  • С – студента

Научной деятельностью занимаются как студенты, так и преподаватели.

Это система, направленная на исследование волнующих и малоизученных проблем различных сфер жизни общества и науки в целом. Это могут быть как экономические исследования, так и технические опыты.

Исследовать можно все что угодно, важна уникальность и актуальность затронутой проблемы.

Помимо этого, система научно-исследовательской деятельности является важным фактором при подготовке специалистов во время получения высшего образования, а также кадров высокой педагогической и научной квалификации.

Во время выполнения научно-исследовательской работы студенту нужно:

  • проводить эксперименты, если требуется, получать данные в результате наблюдения;
  • собрать нужную информацию, привести реальные факты и концепты;
  • проанализировать все собранные данные с разных сторон;
  • грамотно составить выводы о проделанной работе;
  • координировать научные работы;
  • применить на практике или в научном обиходе свое исследование и многое другое.

Участие в научной деятельности помогает студенту развиваться как специалисту, получать новые знания, развивать свои исследовательские навыки, умения, связанные с обрабатыванием и обобщением информации, проведением экспериментов.

А также использованием современных методов исследования, освоением новых приборов для проведения научных опытов, умением работать с научной литературой, а также с грамотной и правильной организацией соей деятельности.

В целом понятие научно-исследовательской работы включает такие базовые аспекты, как обучение тому, как правильно проводить исследовательские работы, объяснение основных понятий, привитие нужных для этого навыков и развитие умений.

Какие цели и задачи преследует НИРС

У научно-исследовательской работы студента всего три важнейшие и основные цели:

  • развитие и формирование творческих способностей профессиональные качества учащихся вузов;
  • привлечение студентов к научной, а также творческой и технологической деятельности; совершенствование способов для привлечения молодежи в различных исследованиях;
  • обеспечение повышения уровня подготовки будущих специалистов, имеющих высшее образование

К основным задачам отнесем следующие моменты:

  • обеспечение возможности для студентов участвовать в различных научных исследованиях, в творчестве технического характера и настоящих разработках научных и технических проектов; студентов методике правильного, рационального и эффективного добывания, использования знаний на практике;
  • развитие и создание молодежных творческих групп или объединений;
  • изучение современных технологий в области науки, техники, производства;
  • повышение у учащихся навыков научной, творческой и исследовательской деятельности;
  • на фоне системы учебно-воспитательного процесса поиск и совершенствование новых способов объединения системы высшего образования с наукой и производственной деятельностью.

Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью процесса образования. Их могут организовать как профессора и преподаватели учебного заведения, так и аспиранты или сотрудники исследовательских центров.

Сама организация научной деятельности для учащихся проходит либо на кафедрах, либо в специализированных лабораториях в зависимости от специализации. Также НИРС может осуществляться на научных конференциях, выставках и олимпиадах.

Цели НИРС

Студент должен осваивать знания на практике

Существуют и проектно-исследовательские работы.

Интересно то, что такой вид студенческой деятельности также имеет свою аббревиатуру:

  • П – проектно;
  • И – исследовательская;
  • Р – работа;
  • С – студента

Система ПИРС охватывает как учебное, так и внеучебное время учащегося.

Учебно-методический комплекс ставит перед собой одну единственно-важную цель – сделать систему проектно-исследовательских работ доступной для широкого использования в ежедневной практике как преподавателям, так и учащимся.

На какие виды делится НИРС

В научно-исследовательской работе студента можно выделить только два основных вида:

  1. Научная деятельность, которая проводится во время учебного процесса по действующим учебным планам. Сюда относятся: реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (диплом).
  2. Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом.

Реферат – это, пожалуй, самая популярная научная работа, которая касается не только студентов вузов, но и учащихся школ.

Под рефератом подразумевается краткое изложение на заданную тему или четко структурированный доклад.

Цель такой письменной работы – подбор и выделение наиболее важной и значимой информации по определенной теме, ее грамотное и лаконичное оформление. Брать данные для реферата можно как из нескольких источников, так и только из одного.

В случае, если все сведения взяты из одного ресурса, работа будет называться монорефератом.

Курсовая работа в отличие от реферата уже сложнее в выполнении. Работая над курсовой, учащиеся стремительно движутся к научному творчеству, учатся искать нужную информацию в научной литературе и правильно с ней обращаться.

Во время работы с различной литературой студенты получают драгоценные навыки анализа информации и критического отбора. В разных вузах существуют разные требования к написанию курсовых работ.

В некоторых учащиеся начинают свою научную деятельность уже на первом курсе, некоторые только со второго. Общим остается тот факт, что на первых двух курсах выполнение курсовой не будет сильно тяжелым, так как кафедра выставляет минимальные требования.

Но на следующий учебный год требования повышаются, и вместе с этим растет уровень сложности и ответственности для студентов. Это делается для развития в учащихся навыков исследования и умения работать, учитывая все сроки.

Диплом или выпускная квалификационная работа – это последний рывок, после которого из стен учебных заведений выходят не просто студенты, окончившие вуз, а специалисты.

Цель написания дипломной работы – закрепление и развитие теоретических и практических знаний, а также полное исследование и изучение выбранной темы.


Преподавателям неинтересен диплом на неактуальную тему

Во время выполнения выпускной квалификационной работы предполагается, чтобы студент решил основные задачи профподготовки выпускника с высшим образованием:

Выпускная квалификационная работа выпускника вуза должна соответствовать ряду таких требований:

  • затрагивать только актуальную тематику и соответствовать перспективам совершенствования и развития выбранной научной области;
  • углубленное изучение поставленной проблемы и описание ее исторических предпосылок;
  • изучение научной литературы на выбранную тему дипломной работы, ее полный анализ и изучение;
  • грамотное и четко структурированное описание цели, задач, методов и предмета исследования;
  • подробный анализ проведенного студентом опыта для возможности решения затронутой проблемы;
  • формулирование выводов о проделанном научном исследовании и практических рекомендаций

На старших курсах многие учащиеся уже работают по специальности и получают драгоценный опыт, о котором они могут написать в практической части своей дипломной работы.

Таким образом это только сыграет на руку выпускнику вуза и повысит его шансы на увеличение научной ценности своей работы и получение отличной оценки.

Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом

Такой вид научно-исследовательской работы студента можно считать наиболее эффективным в развитии у учащихся исследовательских навыков и умений, так как студент в первую очередь сам заинтересован в такой работе.

Человека, который готов тратить свое свободное время не на отдых, а на работу, связанную с научной деятельностью, не нужно мотивировать.

Преподавателям не нужно бегать за такими студентами и лишний раз предупреждать о сроках.

К студенту, который готов выполнять исследовательские работы во внеурочное время, будут относиться уже как к коллеге, что даст ему явное преимущество перед остальными учащимися.

К научным исследовательским работам, не предусмотренным учебным планом, отнесем:

  1. Работы, написанные для научно-практических и научных конференций.
  2. Работы для конкурсов внутри вуза или республиканских конкурсов.
  3. Предметные кружки и секции.
  4. Проблемные лаборатории для студентов.

Например, к предметным кружкам можно отнести мероприятия, где студенты могут представить свои доклады комиссии, состоящей из преподавателей их вуза. Чаще всего в таких кружках задействуют студентов младших курсов.

Именно с предметных кружков и начинается знакомство с научно-исследовательской деятельностью. Чем больше учащихся будет заинтересовано в участии, тем лучше, потому что таким студентам потом будет проще вести более сложную научную деятельность.

Участие в научных конференциях будет отличным бонусом для выпускников вуза, так как, если их научный труд представят на конференции и опубликуют, это станет поводом повысить итоговую оценку за дипломную работу и научную деятельность студента в целом.

Поэтому многие преподаватели настоятельно рекомендуют свои студентам принимать участие в таких мероприятиях как можно чаще.

Поощрение студентов за научную деятельность

Министерство образования и различные комитеты проводят ряд конкурсов на лучший научно-исследовательский труд студента, олимпиады, выставки и множество других мероприятий, связанных с научной деятельностью.

Это делается для того, чтобы побудить как можно больше студентов средне-специальных и высших учебных заведений писать научно-исследовательские работы и заниматься научной деятельностью.

Существуют также меры поощрения для самых трудолюбивых и умных:

  • учащихся, которые с успехом сочетают хорошую успеваемость и активную научную деятельность, Ученый совет учебного заведения, где они получают образование, может рекомендовать в аспирантуру. Такие студенты будут пользоваться преимуществом, а их научные труды, победившие в научных конкурсах и конференциях, во время зачисления могут быть засчитаны как рефераты;
  • за участие и достижение успехов в научно-исследовательской деятельности студентов могут вознаграждать такими презентами: дипломы, почетные грамоты, денежные премии, ценные подарки, направления для участия в престижных выставках, олимпиадах, конкурсах и конференциях, бесплатные путевки;
  • помимо всех вышеперечисленных наград студентам, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность и побеждают на различных олимпиадах, конференциях и конкурсах, государство может назначить именную стипендию

Постановкой и организацией научно-исследовательской деятельности учащихся вуза занимается ректор, если мероприятие запланировано только на одном факультете – декан, если на кафедре, то этим занимается ее заведующий.

Они же и несут за все эти научно-исследовательские работы ответственность. Общим методическим руководством по всей стране занимается Министерство образования государства.

НИРС является важнейшим методом повышения качества обучения и подготовки будущих специалистов, которые способны творчески применять на практике достижения научного прогресса, а также быстро подстраиваться под изменения в развитии экономики.

Сейчас заниматься наукой — это не только очень увлекательно и интересно, но и очень престижно.

НИРС станет отличным толчком для тех студентов, которые хотели бы в будущем продолжать свою научную деятельность и развиваться в этом направлении, выстраивая свою карьеру в научных кругах.

В этом видео вы подробнее узнаете о НИРС:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Что такое научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа (НИР) — это такое построение учебного процесса, при котором студенты исследуют и стараются решить проблемы своей профессиональной области. Студенты задействованы в НИР с первого курса.

Кажется, что научной работой лучше заниматься только одаренным учащимся. Однако для студентов новизна предложенного в НИР решения отходит на второй план. На первом — личные и профессиональные навыки, которые в итоге формируются. Например, умения разбираться в объеме информации, творчески подходить к решению задач, критически мыслить, быть любопытными и способными самообучаться. Это пригодится и в работе, и в жизни.

Впрочем, для некоторых студентов с НИР начинается путь в большую науку. НИР пишут и оформляют по логике и правилам самого настоящего научного труда — с анализом теории, построением гипотез и экспериментами.

Еще один результат самостоятельных исследований студентов — формирование доверия и уважения общества к научному знанию. Вуз выпустит в жизнь образованных граждан, которые знают, чем занимаются ученые и почему их работа важна.

Гермеона

Цель и задачи научно-исследовательской работы студентов

НИР создается поэтапно. Студент вместе с научным руководителем:

  • выбирает злободневную тему;
  • формулирует проблему;
  • определяет объект и предмет исследования;
  • строит гипотезу;
  • ставит цель и задачи;
  • определяет метод работы;
  • собирает и анализирует литературу по теме;
  • проверяет на практике, если поставлена такая задача;
  • решает, подтверждается гипотеза или наоборот;
  • оформляет выводы и предложения;
  • публикует работу, если выявлена практическая ценность.

О принципах написания НИР ниже поговорим подробнее, а пока остановимся на разнице между целью и задачей исследования. Цель связана с проблемой. Грамотная постановка цели должна помочь найти решение. В идеале ее достижение — и есть результат работы.

Задачи — шаги, которые приближают к цели, стратегия автора. От порядка и логики задач зависят последовательность действий исследователя и структура НИР.

Операция Ы

Виды научно-исследовательских работ

Студенты вовлечены в исследовательскую работу с начала учебы. Уровень сложности НИР растет вместе со студентами. Назовем виды НИР.

Реферат

Письменный доклад или аналитический обзор, для подготовки которого автор изучает литературу на заданную тему. Студент осмысляет информацию, высказывает свою позицию, делает выводы.

Реферат представляет собой чисто теоретическую работу. При этом студенты учатся не только поиску и анализу источников, но и аккуратности в плане оформления — реферат, как и любую НИР, оформляют и защищают по правилам. На этот счет даются методические указания.

Рассуждение студента по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли.

В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы.

Проект

Научные разработки студента во время самостоятельных занятий вне аудитории. Учащийся задействован в прикладном или исследовательском проекте.

Цель исследовательского проекта — подробный анализ проблемной или неизученной темы. Например, для подготовки научных выступлений на конференциях или прикладного проекта.

Курсовая

Итог работы студента за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему.

В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Студенты постарше, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных.

В идеале студент несколько лет корпит над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.

Диплом

Заключительная работа студента-выпускника за время учебы в вузе, результат всего научно-исследовательского труда. Показатель готовности нового специалиста, демонстрация полученных навыков и знаний по выбранной профессии.

В дипломной НИР автор рассказывает, как всесторонне изучал интересующую проблему и какое решение предлагает.

НИР в аспирантуре

Некоторые выпускники идут в аспирантуру, где продолжают заниматься наукой. Следующая НИР в этом случае — кандидатская диссертация. Это труд, по итогам которого автор получает ученую степень кандидата или доктора наук.

За время учебы вузе студент сосредоточен на познании профессии. В аспирантуре исследователи углубляются в научную работу, стараясь решить современные проблемы своей области. Результаты изысканий аспиранты регулярно показывают научному сообществу — пишут статьи, выступают с докладами и презентациями.

Теория большого взрыва

Формы научно-исследовательских работ

Кроме индивидуальной, практикуются и массовые формы научной работы. Вот некоторые из них.

Работа в секциях

В вузах часто работают кружки — добровольные объединения студентов, занятых исследованиями. В секциях собираются люди с общими интересами, они обмениваются опытом и информацией, помогают друг другу продвинуться в работе. Участники собирают обсуждения или выставки, делают доклады, ставят опыты, готовят публикации для научных журналов, пишут заявки на исследовательские гранты. Обсуждают научно-популярные или научно-фантастические фильмы и книги. В зависимости от целей, секции делятся на проблемные и научные.

Студенческие конференции

Конференция — собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Участие студентов в конференциях поощряется, но не считается обязательным. Желающий готовит доклад по мотивам своей НИР. Это опыт публичных выступлений, возможность завести полезные знакомства и получить толковый комментарий к работе.

Публикации

Подготовкой статей для публикации в научных журналах студент занимается в соавторстве с научным руководителем или под его руководством. Для учащихся вузов это необязательно. Но в аспирантуре публикации — одно из условий получения степени. В идеале, публикация аспиранта — показатель качества научной работы.

Направления научно-исследовательской работы студентов

Самостоятельное исследование может закончится получением объективно новых для науки знаний. Новизна может быть и субъективной — важной развития личности будущего специалиста. Соответственно, направленность НИР зависит от того, в каком смысле значим полученный результат. Различают:

  • учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), которая ведется с образовательной целью;
  • научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), особенность которой — получения нового научного знания. Здесь нужна оговорка: не каждый студент в вузе способен действительно что-то открыть, поэтому и у НИРС цель образовательная и развивающая, но с большим углублением в науку.

Изобретатель

Общие принципы написания и оформления НИР

НИР начинается с выбора темы, которая студента волнует. Список тем для научной работы предлагают на кафедре, однако исследователь в праве опереться на собственные интересы и выбрать тему самостоятельно. Научный руководитель поможет подобрать правильную формулировку.

Общая организация НИР такая:

  • формулировка проблемы по теме, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, поиск метода исследования, построение гипотезы. Все взаимосвязано и требует конкретных формулировок — от этого зависит эффективность дальнейшей работы;
  • поиск и анализ научной литературы по теме, объяснение понятий и терминов, наполнение НИР теоретическими данными. Автор вникает в тему и изучает, что еще по ней написано;
  • эксперимент, практическая часть. Исследование может быть и умозрительным — зависит от цели НИР. В любом случае, создается ситуация, в которой гипотеза автора подтверждается или опровергается;
  • обобщение и оценка результатов, формулировка предложений, перспектив, прогнозов.

Тезисы НИР после этого могут быть представлены на конференции или оформлены в статью для публикации.

Научно-исследовательская работа оформляется строго по правилам. Обычно в вузе студент получает четкие методические указания, в которых учитывается все — от формата страниц до шрифта и размера межстрочного интервала. Методички пишутся с опорой на ГОСТ. Согласно ГОСТ 7.32-2017, структура отчета по НИР следующая:

  • титульный лист;
  • список исполнителей — всех, кто участвовал в НИР, с перечислением должностей и научных званий. Если исполнитель один, список не оформляют, достаточно титульного листа;
  • реферат — описание приложений, перечень ключевых слов, объект и цель, методы. Здесь же рекомендации по внедрению, эффективность и значимость НИР, прогнозы для дальнейшего изучения;
  • содержание;
  • термины и определения;
  • перечень сокращений и обозначений;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников — книг, печатных изданий, интернет-ресурсов;
  • приложения — промежуточные расчеты, таблицы, протоколы испытаний, иллюстрации и другие дополнительные материалы к отчету.

Пример научно-исследовательских работ

Примеры готовых НИР смотрите здесь, здесь и здесь.

Научная работа требует максимального сосредоточения сил. Если нужна помощь, не стесняйтесь попросить — эксперты Феникс.Хелп всегда на связи!


Рассмотрены условия внедрения НИРС в образовательный процесс, целью которого является формирование профессионально-творческого потенциала.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, формы научно-исследовательской работы, профессионально-творческий потенциал.

The conditions for the implementation of NIRS in the educational process, the purpose of which is the formation of professional creativity.

Key words: Scientific-research work of students, forms of research, professional and creative potential.

Быстрый рост преобразований в экономических и социальных сферах России, ежедневно увеличивающийся объём воспринимаемой информации обусловили изменение требований, которые предъявляются обществом к системе среднего профессионального образования в вопросах качества подготовки будущих специалистов.

Данный период развития общества характеризуется тем, что приоритетное место при подборе кадрового состава стали отводить молодым специалистам, которые только что покинули студенческую скамью. Это обусловлено тем, что одним из приоритетных направлений в среднем профессиональном образовании при обучении студентов становится научная деятельность, которая повышает мотивацию к приобретению знаний по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, помогает формировать компетенции и выпускать молодого специалиста уже с сформированным профессионально-творческим потенциалом. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) ведёт к синтезу преподавания ООД и ОПД, что способствует повышению качества подготовки специалистов, так как проводится в тесной связи с учебным процессом как его неотъемлемое продолжение. Участие студентов данном виде деятельности предполагает у них формирование следующих умений:

 извлекать необходимую информацию;

 вычленять необходимые знания из разных областей, применяя их на практике;

 принимать нестандартные решения, генерируя при этом новые идеи;

 отстаивать свою точку зрения;

 творчески подходить к выполнению работы.

Интерес к научно-исследовательской работе студентов, обучающихся в средних профессиональных организациях, не отличается новизной. В научной литературе можно найти огромное количество работ, посвящённых изучению этой проблемы. Исследовательская деятельность как один из вариантов развития личности раскрыта в трудах В. И. Журавлева, И. А. Зимней, А. М. Новикова, В. А. Сластенина и др.

А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, А. М. Фридман в основе исследовательской деятельности видят свободную форму, неограниченную какими-либо внешними критериями, дающую возможность для профессионального творчества, для импровизации.

Проанализировав психолого-педагогическую и научную литературу в области исследования НИРС, можно сделать следующие выводы:

 ученые не пришли к единому мнению в определении дефиниции НИРС, так как это понятие емкое и многогранное;

 НИРС призвана создавать определённые условия для формирования профессионально-творческого потенциала будущего специалиста;

 научно-исследовательская работа в СПО выступает в роли воспитательной среды, направленной на становление востребованного специалиста с;

 помогает быстро адаптироваться в новых познавательных ситуациях, синтезировать информацию, дополняя её недостающей;

 является неотъемлемой частью творческой деятельности, как высшей формы активности и самостоятельной деятельности человека, направленной на создание новых ценностей;

 участие в научно-исследовательском процессе ориентирует студента на раскрытие нереализуемых личностных черт, качеств, способностей и возможностей, которые реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника СПО;

 формирует у студентов профессионально-творческий потенциал, целью которого является создание новых разнообразных профессиональных ценностей.

Как теория, так и практика среднего профессионального образования показывает, что в процессе НИРС закладывается фундамент для дальнейшего развития личности, её самоопределения и профессионального становления, ведь при такой форме обучения синтезируются все принципы комплексного развития, дифференцированно-исследовательского подхода, в котором есть все возможности для проявления студентами своих исследовательских способностей.

В Технологическом колледже ЮУрГУ г. Челябинска работа студентов в научно-исследовательских обществах поставлена на должный уровень, ведь основная задача педагогического коллектива заключается в создании необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и профессиональных способностей студентов. Несомненно, этот процесс предполагает компетентностно-ориентированное обучение не только на дисциплинах профессионального цикла, но и на общеобразовательных предметах.

На данном этапе в колледже применяется несколько видов организации НИРС: научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, дополняющая его и параллельная ему. Именно такая комплексная система НИРС обеспечивает постоянное участие обучающихся в научной работе в течение всего курса обучения, где во главу угла ставится межпредметность и преемственность.

Учитывая профессиональную направленность образовательного процесса в Технологическом колледже ЮурГУ г.Челябинска (формирование профессиональных компетенций) и возрастные особенности контингента, самыми действенными организационными формами НИРС являются:

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа студентов, профессионально-творческий потенциал, участие студентов, научно-исследовательская работа, профессиональное образование, учебный процесс, научная литература, образовательный процесс, Технологический колледж.

Читайте также: