Никакое общество не сможет долго продержаться в силе и здравии сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Слайд 4

МАТЁРА- 1.Основное течение , стержень реки 2. Берег-материк 3. Существительное ж.р. , близкое к словам мать, мать-Земля(переносное)

Слайд 5

"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля. От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"
- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

Слайд 6

Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру. Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека? Как показана нравственная красота Дарьи? Через что раскрывается образ Дарьи ?

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Что такое дом, изба для Дарьи?
Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

В повести (1976) ведется рассказ о событиях 50-60-х гг., когда по решению руководства страны на реке Ангаре, что в Сибири, возводилась Братская ГЭС. Этому грандиозному строительству сопутствовало еще одно. Плотина, перегородив путь Ангаре, вы­нуждала людей на шаг, грандиозный по размаху и значимости: нужно было затопить разлившейся водой сотни километров пригодной для жизни территории, создав искусственное море.

В повести освещена жизнь островной деревни Матеры, ко­торая была

расположена на острове посреди Ангары и имела то же название. В деревне и вокруг базировался совхоз, в котором десятилетия трудились и молодые, и старые жители. Жизнь текла своим порядком: старшие поколения сменялись моло­дыми, старые дома уступали место вновь построенным; и дома, и подворья богатели трудами своих хозяев. Судьба деревни показана через судьбу старшего поколения, стариков и старух, в чьей жизни запечатлелись черты биографии страны.

Это старухи Дарья, Настасья со своим стариком Егором, Катерина с беспутным сыном Павлом. Есть и пришлые: безответная Сима с угрюмым внуком, к которому присохла

душой. И дед Богодул, немногословный, суровый нравом, проживающий в заброшен­ном после колчаковцев бараке. Многие из старшего поколения не дождались своих сыновей после войны, а некоторые уже взрослые дети и внуки были настигнуты смертью из-за болез­ней и жизненных неурядиц.

И остались старики, одинокие и се­мейные, доживать в Матере в ожидании ее последнего срока. Они возились с ребятишками, присматривали за огородами, по вечерам собирались для мирных бесед, для обсуждения своего житья-бытья. А среднее и молодое поколения трудились на большой земле, в городе и леспромхозовском поселке, утверж­даясь в новых профессиях, осваивая иной, городской быт.

Время было летнее, забот, связанных с землей, множество. Нужно было убрать картошку на личных огородах и совхозном поле (в пер­вую очередь!), провести сенокос. Затопление предполагалось в середине сентября, и нужно было сделать очень многое: за­пастись сеном для коров, если удастся их пристроить на новом месте, собрать урожай, упаковать вещи, отделив необходимое от лишнего, а вещи приросли к людям, будь то нелепое корыто, или ружье для охоты, или ненужная в эту пору гармонь.

Да, технический прогресс в обновлении жизни – процесс, объективно необходимый, но какой ценой он может быть до­стигнут? Вот и мудрая Дарья приходит к выводу, что торопли­вые, жадные до работы люди спешат, суетятся и в суматохе дней не могут остановиться и осмотреться, чтобы осмыслить счастье бытия, насладиться бесконечно дорогими моментами жизни. Да и не ясно, думает старуха, люди ли управляют работой или работа управляет людьми.

Переправлять на новое место людей, скот, вещи из домаш­него обихода дорого и хлопотно. Рушится сложившийся в те­чение десятилетий семейный уклад, разбредаются в поисках лучшей доли люди, ослабевают семейные связи.

А было ли должное внимание со стороны руководящих ра­ботников к жителям Матеры, а также к жителям еще семидесяти деревень, подлежащих затоплению? Именно они и явились не­посредственными исполнителями государственных планов по преобразованию этих мест. Они – строители ГЭС, работники совхозов и леспромхоза, рабочие городских предприятий.

Вот и построенный поселок расположен на негодной для посевов земле. А где выращивать хлебные культуры? Ведь поселок воз­веден в пяти километрах от планируемого моря, которое могло бы сослужить добрую службу людям в будущем, если бы они жили рядом, а не вдали от него.

И экология поселка не продумана: в подвалах домов полно воды, подворье в полторы сотки крохотное – где держать ко­рову и иную привычную живность? И хотя одинаковые дома и дворы создают картину порядка и стройности, не все пере­селенцы рады тому новому, что приходит в их жизнь. Выходит, бесценная Матера, что вскормила не одно поколение, земля лишняя? Но ведь Бог, создавая землю, никому ни пяди не дал лишней.

Значит, в этом величайшем по замыслу деле есть вто­рая, недобрая для людей сторона.

Затеяв строительство ГЭС и искусственного моря, люди берут на себя почти непосильную ношу и огромную ответственность перед последующими поколениями. Здесь главное – сохранить силы, не “шмякнуться”, выстоять. Этого можно достичь, лишь сохранив связь с родной землей.

Как сказал старожил этих мест, к новым условиям “привыкать надо”. И еще: “Не мешали бы мужику – он из любой заразы вылезет”.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Главные вопросы: - Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придется стыдиться за свои поступки перед будущим? - Может, человек больше обрел, чем потерял?

Словарная работа: Прощание- расставание Проститься- 1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться. Матёра- матёрый; мать; материк. Матёрый- 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости; 2) опытный, знающий; 3) неисправимый, отъявленный.

Никакое общество…не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа, это все равно что, порубив корни, уповать на ветви. Никакое общество…не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа, это все равно что, порубив корни, уповать на ветви. В. Распутин

…патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к её родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в её очистительный исход В.Распутин

Художник в своих исканиях и методах может позволить себе все что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к её святыням. Художник в своих исканиях и методах может позволить себе все что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к её святыням. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни. В. Распутин


познакомить учащихся с рассказом В.Распутина "Женский разговор" и проблематикой рассказа, раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина.

развивать навыки устной связной речи, критическое мышление учащихся в образовательном процессе, умение анализировать, сопоставлять, выделять главное.

приобщать учащихся к истокам нравственности, воспитывать уважительное отношение к жизненному опыту взрослых.

Тип урока: урок-диспут с элементами инсценирования.

Слово учителя.

С писателем Валентином Распутиным мы уже знакомы по повести "Живи и помни", написанной в 1974 году.

Рассказ "Женский разговор" написан в 1994 году после долгого перерыва. Лихорадочная хаотичность жизни отрывала автора от письменного стола болезнями, депутатской работой, прямой публицистической деятельностью. Было не до художественного слова… Но, несмотря на все сложности, Валентин Григорьевич был уверен, что “никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.

Итак, перейдем к рассказу.

(Инсценирование части рассказа со слов: "Уеду, еще днем нацелилась Вика…" до слов: "Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь…")

3. Прочитаем 1-е предложение.

4. Какой разговор у нас сейчас пойдёт? /Неспешный разговор, разговор по душам/.

5. Кто героини рассказа? /Шестнадцатилетняя Вика, деревенская бабушка Наталья/.

6. По какой причине Вика оказалась в деревне у бабушки? /Связалась с компанией, сделала аборт. Бросила школу. Отец привёз её к бабушке на перевоспитание/.

7. Найдите в тексте описание Вики.

8. Какой композиционный приём использует писатель при построении рассказа? /Антитеза. Миропонимание двух героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор о человеческой морали традиционных представлений современной женщины в современном обществе/.

9. Понимают ли бабушка и внучка друг друга? /Это разговор двух поколений, прошлого и настоящего, города и деревни/

10. Когда происходит разговор Вики и бабушки Натальи? Почему именно ночью? /Легче открывать тайны, коснуться сокровенных мыслей/

(Инсценирование части рассказа со слов: "А у вас как с дедушкой было…" до слов: "Тебя об одном спрашиваешь, ты о другом, с обидой сказала Вика…")

13. Как выглядит современная женщина на взгляд бабушки Натальи?

14. Как вы понимаете значение слова "целомудрие"?

Целомудрие – невинность, непорочность, девственность, чистота, телесное и духовное здоровье, воздержание, скромность, красота, основа счастья

15. Подберите антонимы к этому слову.

Антонимический ряд: распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, оскверненность, разнузданность, растленность…

Вывод учителя: Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. (В.И. Даль, т.4, с. 578)

16. Как понимает целомудрие бабушка Наталья?

Слово учителя: Итак, у каждой - своя правда. Здесь – бабушка и внучка, ведущие неспешный разговор о женщине, о целомудрии. ВЫВОД: Вика утратила нравственные ценности.

18. Как вы думаете, психологический пейзаж за окном, изображённый Распутиным, с кем из героев рассказа можно соотнести?

19. А что Вика знает о жизни бабушки? /Ничего. В деревне последний раз была лет пять назад. Ещё одного внука совсем не привозили/

21. Что в разговоре с бабушкой заинтересовывает внучку? /А как раньше было? С дедушкой?/

Слово учителя: Что и для чего бабушка рассказывает внучке об односельчанке Дусе?

24. Какие нравственные устои нарушила Дуся?

/Вековые устои, нравственное падение героини: увела мужа у сестры, выпивала, хозяйство вела кое-как, осиротила двух детей/

25. Какой наказ даёт бабушка внучке?

/ «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь/.

Слово учителя: Вернемся к началу разговора:

Хочется бабушке, чтобы внучка сохранила себя и подготовила к замужеству.

27. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть? /… лаская да чистая, да звонкая, без единой трещинки, белая, да глядистая, да сладкая./

28. Что значит "Любить", по словам Натальи? /Было бы уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие/.

29. Что значит для Вики разговор с бабушкой? Нужен ли он девушке?

/Этот разговор важен для обеих: бабушка рассказала о себе, передала внучке свои взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала опору для дальнейшей жизни, помогала устоять. А для Вики этот разговор – начало новой жизни/.

31. Что будет завтра? Изменится ли отношение внучки к жизни?

/Хочется верить, что Вика найдет свой жизненный путь, сможет преодолеть свои ошибки…/

Слово учителя:

Писатель не торопит с моралью. Он пишет: "С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни…"

После прочтения и осмысления рассказа понимаешь, как хорошо, когда рядом с тобой в трудные жизненные минуты оказываются чуткие, заботливые, мудрые и близкие люди.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

Написать письмо бабушке от лица Вики, вернувшейся в город.

Можно ли спасти от греха отдельного человека.


-75%

Читайте также: