Не знаю как вам а мне всегда хотелось понять механизм страха сочинение

Обновлено: 28.06.2024


Сочинение ЕГЭ (текст СтатГрад от 23.09.2020)

Яков Александрович Сегель, актер, режиссер и прозаик, рассказывает, как два солдата в первый раз в жизни должны были прыгать с парашютом. Думаю, каждому сразу понятно, что в данном тексте писатель поднимает вопрос о преодолении чувства страха.

Раскрывая проблему преодоления страха, Яков Сегель сравнивает двух солдат. Николай Исаев старается преодолеть свой страх, хотя ему страшно с самого утра, когда он вспомнил о предстоящем прыжке и заволновался. А солдат Карасёв не может преодолеть свой страх и в конце концов, глядя на выпрыгнувших из аэростата парашютистов, сдается и, притворившись больным, идёт к доктору.

Солдат Исаев боролся со своим чувством страха с самого его возникновения: и на зарядке (он особенно бодро бегал), и в кабине аэростата (Коля вспомнил, что генерал советовал улыбнуться, если страшно), и даже в самый последний момент перед прыжком (Коля услышал, как колотится его собственное сердце, хотел прыгнуть по команде инструктора, но сапоги словно приклеились к полу) Николай Исаев старается прогнать страх.

Яков Сегель, описывая чувства солдата Исаева и малодушие солдата Карасёва, видимо, хочет сказать, что чувство страха можно преодолеть, если бороться с ним. Писатель показывает: если упорно бороться с чувством страха, даже сам этот страх можно использовать для преодоления чувства страха.

Так, солдат Исаев, вспоминает, как прыгал в детстве с крыши и сарая, а, почувствовав, как рядом с ним дрожит под шинелью солдат Карасёв, весь день старался, чтобы никто не заметил, что он боится. а солдат Карасёв думал, какую бы ему придумать неправду, чтобы увильнуть от прыжков.

Исаев боролся с чувством страха. Карасёв поддался страху и страх овладел им - Карасёв струсил.

Полагаю, что чувство страха можно преодолеть, если, как Коля Исаев, бороться с ним: иначе страх парализует и тогда человек становится безвольным рабом страха.

По всей видимости, эта история Сегеля о преодолении чувства страха солдатом Исаевым должен убедить, что страх преодолим. Однако, мне кажется, если бы Яков Сегель показал, как своё чувство страха преодолел солдат Карасёв (или как солдат Исаев помог солдату Карасёву преодолеть чувство страха), иллюстрация проблемы преодоления чувства страха, как я думаю, выглядела бы более убедительной.


Ученическое сочинение 1 (речевые и грамматические недочёты сохранены)

В прочитанном мною тексте, мне кажется, автор поднимает проблему страха и отношения людей к нему. Посредством антитезы, которая опоясывает текст, противопоставляя главного героя Исаева и труса Карасёва, автор представляет нам некую дихотомию человеческой реакции на страх перед действием - либо уклониться всеми возможными способами, что воспринимается автором как неблагородный поступок, либо пересилить себя, что, наоборот, вызывает у автора восхищение от мужества.

Автор пытается осуждать трусов, наделяя Карасёва, как собирательный образ, худшими, аморальными качествами. "Селедкин трусил за ним вялой трусцой и думал, какую бы ему придумать неправду", - пишет автор, и вот Карасев уже не просто трус, но ещё и лжец.

Напротив, Исаев - пример для подражания, почти что святой. Весь день улыбается, бодро бегает и не подаёт вида. Одним словом, производит на всех хорошее впечатление, включая офицеров и инструктора. В конце концов, такой миной при плохой игре ему удается добраться аж до момента самого прыжка, который он всё-таки совершил, хотя и не без вмешательства, как бы получив послабление.

Я не поддерживаю позицию автора, хоть и верную с точки зрения идеологии и военно-патриотического воспитания. Мы не должны никого судить за страх. Мы сами боимся.

Ученическое сочинение 2

Как преодолеть собственный страх? Именно об этом рассуждает в своем тексте Яков Александрович.

Страх, конечно, существует не просто так: именно он помогал и помогает нам выживать, заставляет беречь себя и тщательно взвешивать риски. Но иногда страх мешает принять важное решение, парализует. Наш организм не всегда знает, что является опасным, поэтому иногда происходят ложные срабатывания этого древнего механизма защиты - страха. Отсюда получается, что умение контролировать свой страх является одним из важнейших навыков, необходимых для самореализации.

В данном рассказе автор описывает фрагмент из жизни Николая Яковлевича Исаева, десантника, которому предстояло совершить первый в своей жизни прыжок с парашютом. Чтобы не показывать свой страх Исаев решил быть бодрым и улыбчивым, будто ему совсем не страшно. Его сослуживец Карасёв тем временем думал о том, какую причину выдумать, чтобы не идти на прыжок: Карасёв заранее сдался.

Как только солдаты увидели в небе аэростат, Селёдкин (так прозвали Карасёва) сразу же развел руками, сказал, что у него болит живот, и ушёл к доктору. Это стало закономерным итогом его первоначального настроя. Исаев же продолжил вести себя как прежде и засвистел песенку, чтобы успокоиться.

Когда Исаев наконец оказался в воздухе, страх вернулся к нему. Но Коля вспомнил слова генерала о том, что улыбка поможет побороть страх, и этот совет действительно помог ему решиться на прыжок.

Яков Александрович, согласно тексту, считает, что если вести себя так, будто тебе не страшно, то страх отступит.

Я практически полностью согласен с автором. Всё дело в том, что человеческий мозг ассоциирует каждую эмоцию с определённым набором внешних проявлений. Когда человек испытывает какое-либо чувство, это почти сразу отражается на его мимике и жестах. Но интересно то, что этот механизм работает и в обратную сторону: если сознательным усилием заставить себя улыбнуться, т можно действительно ощутить подъём настроения. То же самое работает и с другими эмоциями и ощущениями.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение,

(1)Проснулся Николай Яковлевич Исаев и сразу вспомнил, что сегодня ему предстоит первый раз в жизни прыгать с парашютом. (2)Вспомнил и заволновался. (3)Когда-то давно, в детстве, он храбро прыгал и со стула, и со стола, и даже со шкафа, прыгал с высокой ветки в пруд, с крыши своей избы в снежный сугроб, с сарая – в сено, но с парашютом из-под самых облаков – никогда. (4)И ему стало страшно!

(5)Чтобы никто не догадался о его страхе, Николай решил весь день перед прыжками улыбаться, но тут же почувствовал, что рядом с ним под шинелью дрожит солдат Карасёв, которого все называли Селёдкиным и который тоже сегодня должен будет первый раз в жизни прыгать с парашютом – наверное, поэтому дрожит от страха.

(6)После подъёма все солдаты выбежали на зарядку. (7)И в то утро Николай особенно бодро бегал, так что никто из солдат или офицеров даже подумать не мог, что он боится прыгать. (8)А Селёдкин трусил за ним вялой трусцой и думал, какую бы ему придумать неправду, чтобы увильнуть от прыжков.

(9)Через час после укладки парашютов солдаты Исаев и Карасёв уже шагали по полевой дороге на прыжки. (10)За спиной у каждого на лямках висел уложенный парашют.

– (15)У меня болит живот.

– (16)А прыжки? – спросил Коля.

(17)Но Карасёв только руками развёл:

– (18)Если бы не живот, я бы целыми днями только и прыгал! – и похлопал Николая по плечу. – (19)Ты иди, Исаев, не бойся. (20)А я – к доктору.

(25)А примерно через час Коля Исаев совершил свой первый в жизни прыжок с парашютом.

(26)Конечно, всё получилось не так просто.

(27)Пока Коля подходил к серебристому аэростату, пока усаживался в тесную кабинку, ему не было страшно. (28)Но когда аэростат оказался вверху, а земля осталась далеко внизу – страх вернулся.

– (29)Пристегнуть вытяжную фалу! – скомандовал инструктор строго. (30)Коля пристегнул крючок-карабин за кольцо. (31)Теперь оставалось только ждать команды и прыгать.

(32)Коля вспомнил слова генерала, с которым виделся недавно, о том, что тот тоже боится прыгать, хотя делал это много раз, но страх можно победить улыбкой, и. улыбнулся.

– (33)Чему это вы улыбаетесь? – спросил у Николая Яковлевича строгий инструктор. – (34)Вам что – весело?

– (35)Ага, – сказал Коля. – (36)Очень!

– (37)Смельчак! – удивился инструктор и распахнул перед Колей дверцу кабины. – (38)Приготовиться!

(39)Коля встал со скамеечки, ступил на порог, глянул вниз, и у него даже дыхание перехватило: с такой высоты он никогда ещё не видел землю.

(40)Там внизу, далеко-далеко, лежало ровное зелёное поле, немного в стороне стояли малюсенькие, как игрушечные, дома деревни, на лугу паслись малюсенькие коровы, а за лугом рос малюсенький лес, по дороге ехал малюсенький грузовик и шли малюсенькие люди, и было очень-очень тихо, только слегка поскрипывали канаты над головой.

(41)Потом в этой тишине Коля услышал, как заработала какая-то машина: тук-тук, тук-тук, тук-тук.

(42)И вдруг он понял, что никакая это не машина, а его собственное сердце.

(43)В эту самую секунду инструктор за его спиной громко скомандовал:

(45)Коля хотел прыгнуть, но его сапоги как будто приклеились к полу. (46)Тогда инструктор совсем немного помог ему – легонько толкнул в плечо. (47)И Коля полетел вниз.

* Яков Александрович Сéгель (1923–1995) – советский актёр, кинорежиссёр и сценарист, прозаик, народный артист РСФСР.

“Девушка бежала по темной пустынной улице, ее преследовал трах ” Настоящая оговорка по Фрейду. “Пусть уж ее лучше преследует забавный и даже непристойный “трах”, чем деморализующий “страх”, – улыбнулась я про себя, заметив ошибку в собственной статье

Однако идея страхов оформилась в проблему, в вопрос, в тему для размышления задолго до этой ошибки. Произошло это в те благословенные времена, когда я взялась за неблагодарное дело преподавания пресыщенным отпрыскам благородных семейств одного южноамериканского государства великих таинств североамериканской литературы на английском языке.

Взрослеющие детки из клетки – тот еще контингент: или ты говоришь на их языке, или все время орешь на них. Я предпочитала договариваться…


Когда вопросы: секса, смерти, религии, родителей и детей, свободы и необходимости, любви с первого взгляда, гомосексуализма, выбора профессии и правильных брендов одежды, а также необходимости домашних заданий, – были исчерпаны, я по счастливой случайности нашла в библиотеке чудесное произведение под безыскусным названием “Книга леденящих душу историй”.

Слово за слово, дочитав историю, я спросила деток об их собственных страхах. Сначала мои подопечные утверждали, что не боятся ни Бога, ни черта, только немножко выпускных экзаменов…

Совместно поразмышляв еще некоторое время, пришли к выводу, что страхи есть у всех, и эти страхи в принципе схожи между собой, о чем сами их “хозяева” даже не подозревали.

Если обобщить основные виды их страхов, получается примерно такая картинка: страх быть сексуально непривлекательным и не иметь успеха; страх быть непринятым в группе; страх перед зубным врачом; страх потерять невинность и страх ее же не потерять; страх быть пойманным на месте преступления (во время любовных утех, потребления алкоголя, списывания и т.д.); страх заболеть страшной болезнью вроде СПИДа, и что все об этом узнают и решат, что ты гомик; и, наконец, страх не соответствовать, недотянуть до планки, не оправдать надежд.

пугают мыши, пауки или даже ночные бабочки. “стремно” выступать на публике. до дрожи боится косых взглядов или “подмоченной” репутации. страшит война с Ираком, судьбы России или озоновая дыра. И так далее… У страха глаза велики, а всех страхов не перечислить.

Можно смело утверждать, что любая вещь, человек или действие могут быть потенциальным поводом для страха. Например, еще Гиппократом был описан случай так называемой “аулофобии”, страха флейты. Вот как он описывал сей экзотический случай: “Его пугает девушка, играющая на флейте; как только он слышит первую ноту, взятую на флейте, его охватывает ужас”.

Перед выполнением этого упражнения хотелось бы напомнить, что, с точки зрения науки, страхи подразделяются на множество видов и подвидов.

Они бывают, например, осознав

аемые и неосознаваемые, эпизодические и хронические, иногда неконтролируемые и порой переходящие в их крайние проявления – фобии.

О, фобии – это богатая тема. Не зря в словарном запасе любого, даже не очень пугливого человека такие слова, как клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) и акрофобия (боязнь высоты), активно дополняются неологизмами вроде “начальникофобии”, “тещефобии” и “работофобии”, пришедшими из “устного народного творчества”.

Известный психолог Владимир Леви, например, выделяет следующие, разделяемые большинством живущих на Земле, категории страхов.

Танатофобии: страхи смерти, боли, болезней. Подвид: боязнь открытых, закрытых пространств Сюда же относятся страхи телесные: боязнь боли, крови, уколов, зубоврачебных процедур

Агрессофобии: страхи агрессии физической (нападение, драка) или психической (крика, хамства, унижения). Водобоязнь, страх перед начальством

Зависимостные страхи: боязнь нехватки или отсутствия агента зависимости (еды, денег, табака, алкоголя, наркотика ) Ревность, кстати, коренится как раз в таком виде страха.

Панфобии: общебытийные страхи. Такие, как боязнь войны, стихийных бедствий, одиночества, старения, страх за своих близких и т.д.

Эзофобии: страхи. Подвид: боязнь порчи, сглаза, наговора, богобоязнь и дьяволобоязнь, страх сойти с ума.

Фортунофобии: страхи перед судьбой, перед узостью или отсутствием пространства выбора (профессии, спутника жизни); страх широты выбора (“бегство от свободы”), страх неизвестности или случайности.


Страх – наследие нашей природы. Древнейший ответ всех живых существ на опасность (реальную или вымышленную) или ее возможность в нашем представлении. Страх с незапамятных времен весьма успешно обеспечивал и продолжает обеспечивать наше выживание. Реакция эта непроизвольная, свойственная абсолютно всем, даже простейшим. Даже одноклеточная амеба в случае ощущаемой угрозы выстрелообразно испускает содержимое собственной протоплазмы, стараясь если не исчезнуть совсем, то хотя бы, сжавшись, очень сильно уменьшиться. Страус зарывает голову в песок. Ящерица отбрасывает хвост. А человек?

Современному человеку приходится ой как непросто Характер угроз меняется, и сегодня зачастую невозможно выдать одну из двух базовых реакций организма, следующих за эпизодом страха. Адреналин в крови требует или атаковать, или бежать со всех ног. А в ситуации проблем на работе с начальством – ни то, ни другое не является выходом из положения. Непроявленная реакция давит на человека изнутри, на нее накладываются другие, и в результате мы получаем самый настоящий стресс.

Статистика утверждает, что около 80 процентов утопающих погибает именно потому, что испытываемый ими судорожный страх мешает сделать то единственное, что самым лучшим образом могло бы в другой ситуации стопроцентно обеспечить спасение. Ведь надо всего лишь расслабиться и, раскинув руки, просто лежать на воде лицом вверх. Пробовали? Элементарно. А находиться в воде без опасности для здоровья таким образом можно очень долгое время. А что мешает? Панический страх. Кстати, паника – главный ответственный за гибель людей в ситуациях стихийных бедствий, военных действий, непредвиденных ситуаций. На первобытном ужасе легко строить власть. Напугав противника, вы практически возьмете его голыми руками. Это подводит нас к неизбежному пониманию того, что страх иррационален и субъективен. А еще он мешает. И если уж от него не избавиться, то стоит, по крайней мере, научиться его степени контролировать.

Психологи говорят, что все наши страхи прячутся в глубине бессознательной психики, а общая родовая основа их – стремление отдалить смерть любой ценой, то есть инстинкт самосохранения. Полезная, кстати, для выживания вещь, если с ней правильно обращаться.


Смерти в той или иной степени боятся абсолютно все, даже не столько смерти, сколько неизвестности и непредсказуемости. Как резонно заметил некоторое время назад мой “Некоторые боятся, что после смерти нет ничего, тогда как другие втайне надеются на это”. И добавляет благодушно: “А чего особо беспокоиться, двум не бывать, а одной все равно не миновать”. Кстати, это старое как мир замечание при проговаривании вслух в трудной ситуации, как это ни парадоксально, помогает мне снять напряжение, перевести дух и моментально прийти в себя. Из чего я делаю вывод, что, как только я осознаю собственный страх, у меня сразу же получается немного от него освободиться.

Страх стоит попытаться “приручить”. С ним можно заигрывать, чем человечество занимается уже Ведь пощекотать себе нервишки на американских горках или с замиранием сердца прыгнуть с парашютом – закономерное желание человека. За что мы любим ужастики? Да за то же самое. В ограниченных количествах и в защищенном пространстве страх приятен. Как щепотка соли на не имеющем отчетливого собственного вкуса огурце.

Но это все наши эмоции. На самом деле заигрывание со страхом имеет более глубокий смысл. Как игра ребенка – на самом деле моделирование и многократное проигрывание тех ситуаций, которые ему предстоят в будущем, так и наши “заигрывания” со страхом помогают нам научиться понемногу преодолевать его. Ведь страх и сам по себе способен убить. Я открыла для себя и прочие способы побивания страха на собственном поле. Например, смех. Весьма помогает при преодолении любых страхов, в особенности социофобий. Когда мне предстоит идти “на ковер” к начальству, я заранее правильно настраиваю себя, представляя, что я директор психбольницы, а начальство – мои пациенты, с которыми (вам это подтвердит любой психиатр) в целях собственной безопасности стоит обращаться как с тухлым яйцом, то есть предельно нежно, бережно и аккуратно, чтобы, не дай бог, не разбить. (Надеюсь, если они прочтут мою статью, у них хватит чувства юмора приподняться над ситуацией и улыбнуться, а не обидеться. Кстати, возможно, что и они, в свою очередь, в ожидании меня представляют себя, к примеру, директорами зоопарка, а меня и моих коллег, соответственно, макаками). Жизнь – бесплатный театр, входной билет мы получаем в момент рождения, надо только уметь быть и зрителем, и актером одновременно. А смех удлиняет жизнь.

Социофобии – один из самых распространенных видов страха. И они чаще мешают, чем помогают, хотя известны и обратные примеры. Один мой очень богатый и влиятельный знакомый признается, что заработал такие “бешеные бабки” и положение в обществе исключительно со страху.

в раннем детстве он услышал оброненную бабушкой фразу, сказанную его матери: “И этот будет таким же неудачником и трусом, как его придурок отец”. Всю жизнь мой друг боится, что, не дай бог, его примут за труса или за глаза назовут придурком. Поэтому он совершенно не умеет расслабляться.

Мой учитель тейквондо неустанно повторял нам: “Не бойтесь. Вы – это не ваш страх. Страху учатся. А значит, можно и разучиться!” Я сама сто раз пробовала (по меткому выражению Марка Твена) и могу вас уверить – все возможно в этой жизни. Главное – очень сильно захотеть, не зря говорят: “хочу” – это половина “могу”.

Даже если вы страдаете синдромом камикадзе, у вас есть возможность выйти из навязанной вам еще в детстве роли жертвы. Трагедия этой роли и трудность выхода из нее лежат в глубоко укоренившейся с детства установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Поучитесь у тех, кто преодолел синдром жертвы.

Если вы “камикадзе”, то хороший способ “спастись” – это придумать себе новое имя, второе “я”, которое будет, разумеется, бесстрашным и смелым, и полностью поменять прошлые привычки и шаблоны поведения. Вспомните анекдот о больном, которого психоаналитик много лет лечил от страха – больной до дрожи боялся монстров, якобы обитающих у него под кроватью. А бихевиорист вылечил его за один сеанс. отпилив ножки у кровати

А ведь на деле зря, выходит, боимся Статистика утверждает, что 85 процентов наших страхов никогда не оправдаются . А те, что оправдаются частично, оправдаются именно благодаря нашим ожиданиям. Ведь уже никто не спорит с тезисом о том, что наши ожидания сильно влияют на то, что случится в будущем. Поэтому стоит перестать бояться и начать жить

Напоследок совет, вычитанный мной в одной из этих околонаучных американских книжек, которые обещают “научить тебя жить” и выдать порцию “щастя” – книжка довольно глупая, однако совет хороший (проверенный):

“Будь храбрым! А если ты не храбрый, то все время делай вид, что ты такой. Никто никогда не заметит разницы!”

Недавно я прочитал интереснейшую статью в журнале Current Biology про одну американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. То есть вообще ноль
целых ноль десятых. Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.

Реальный ЕГЭ 2016

Наверное, каждому из нас знакомо ощущение, при котором в миг одна за другой, периодически сменяясь, начинают отказывать конечности, на кончиках пальцев появляется мелкий тремор, на лбу выступают капели холодного пота, а перед глазами, сами собой, совершено неосознанно начинают проноситься счастливые моменты жизни. Все это, может, не совсем в такой форме, но все же бывало у каждого обычного человека, и ощущения эти принято называть страхом. А что, если бы человек не мог испытывать это чувство? И для чего вообще нам нужен страх? Проблему роли страха в жизни человека поднимает в данном тексте Б. Акунин.

Рассуждения писателя касаются того эмоционального процесса, которой стал уже постоянным спутником личности любого возраста. Ведь и ребенок, и взрослый человек, с разной периодичностью, но сталкивается со страхом. Б. Акунин рассматривает это чувство с нескольких сторон и подводит нас к мысли о том, что, во-первых, страх в какой-то степени стал символом подлости и низости – так он описывается большинством авторов. Но это чаще всего является двигателем сюжета, нежели ключевой деталью произведения. А во-вторых, и автор акцентирует на этом наше внимание, страх очень часто выступает в роли некой ступени, очередной преграды, за которой находится самая приятная награда для человека – победа над самим собой.

Б. Акунин убеждает читателя в том, что страх, помимо своей основной биологической функции – инстинкта самосохранения, нужен также и для развития личности. Ведь, побеждая это чувство, мы побеждаем свою слабость, а значит становимся сильнее.

Мне кажется, пример с Онегиным неудачный. Почему вы решили, что он побоялся признаться Татьяне? Он просто потерял вкус к жизни и считал это бессмыслицей. Всё равно, мол, разлюбит скоро.

Также примеры слишком размытые. Нужно писать конкретику и разбирать поступки персонажей. ЧТО именно сделал Соколов, чтобы побороть свой страх? О чём он думал в тот момент?

Юрий Кабалевский

Какая тема сочинения? Мне кажется что в качестве примеров можно было бы взять произведение Б.Полевовго "Повесть о настоящем человеке",отрывок из романа Л.Толстого "Война и мир", (эпизод из битвы при Аустерлице)

Даша Князева


Даша Князева ответила Сергею

Читайте также: