Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Исход 20:16 / Исх 20:16

Григорий Палама (~1296−1357)

Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна

Не лжесвидетельствуй (Мф 19:18; Лев 19:11). Иначе уподобишься искони клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним осуждению (Быт 3:1, 5, 14). Лучше, поэтому, если не произойдет отсюда какого либо вреда для многих, прикрой грех ближнего. Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и Иафету, и получишь благословение (Быт 9:22, 23, 26).

Источник: Изъяснение десяти заповедей.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что запрещается девятой заповедью?

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.

Какие бывают виды ложного свидетельства?

Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.

Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?

Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1).

Является ли грехом ложь без желания навредить ближнему?

Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф 4:25).

Как избежать греха против девятой заповеди?

Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1Пет 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак 1:26).

Источник: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятой заповеди

Николай Сербский (1880−1956)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

Когда ты расхваливаешь себя и хвастаешься перед людьми, люди не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе, но сам ты это знаешь. Но если ты станешь повторять эту ложь о себе, люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Однако если ты станешь постоянно повторять одну и ту же ложь о себе, люди будут знать, что лжешь, но тогда ты сам начнешь верить в свою ложь. Так ложь станет у тебя истиной, и ты свыкнешься с ложью, как слепец свыкается с тьмой.

Когда ты клевещешь на другого человека, тот человек знает, что ты лжешь. Это первый свидетель против тебя. И ты знаешь, что клевещешь на него. Значит, ты — второй свидетель против самого себя. А Господь Бог — третий свидетель. Следовательно, когда бы ты ни произнес ложного свидетельства на ближнего твоего, знай, что против тебя покажут трое свидетелей: Бог, ближний твой и ты сам И будь уверен, один из этих трех свидетелей разоблачит тебя перед всем миром.

Источник: Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату. Те, кто питают подозрения на своего брата. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд

Источник: Руководство к исповеди.

Августин (354−430)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Источник: Против лжи.

Ведь тебе говорит Закон, например: Не произноси ложного свидетельства. Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор 19:18), так и клеветой (Пс 14:2−3; 49:20; Сир 7:12−13).

Прежде чем говорить о самой заповеди, в которой Господь запрещает нам лгать на наших ближних, нужно установить, что такое ложь. Ложь - это извращение или сокрытие истины. Ложь противоположна истине. Истина исходит от Бога, ложь - от дьявола. Христос называет дьявола отцом лжи:

Когда он говорит ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. Иоан. 8:44

Тора считает лжесвидетеля безусловным злодеем, которого могли даже казнить, если его донос едва не привел к казни невинного человека.

Так вот, Тора требует: не имей дела с доносчиками, т.е. с теми, кто дают ложные показания о ближнем; держи от них подальше своих детей, чтобы они не научились у них лжи и подлости.

9 заповедь, это заповедь, которую мы часто нарушаем. Какие причины?

Но мы также клевещем и участвуем в сплетнях, не говоря, ни слова, просто слушая. Сплетни не бывает, если нет человека, который ее слушает. Это унижение для нас, если кто-то говорит вам об ошибках и неудачах другого, потому что делая так, он осуждает не только того человека, о котором он говорит, но так же и вас, человека, с которым он говорит. Если человек говорит вам о грехах и недостатках других, это значит, что по мнению сплетника, вы такой человек, который с радостью выслушает это.

Как много таких плевел мы разбрасываем по ветру, а они дают всходы и урожай, который нам же и пожинать. Обсуждая и лжесвидетельствуя на ближнего, мы вторгаемся в область, которая является прерогативой, то есть исключительным правом, Самого Бога и того, кому Он по долгу служения это поручил.

Если ты слышишь что-то негативное о ближнем, не говори дальше, но останови твоего брата или сестру. Если он был свидетелем, то пусть поступит на библейском основании (Мат. 18:15): скажет вначале лично ему с глазу на глаз; затем - со свидетелями; и только затем - церкви. Если же он не был свидетелем сам, а только слышал, то пусть не ходит переносчиком в народе Божьем.

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Галатам 6:1

Как часто из зависти мы произносим ложное свидетельство на людей, не сделавших ничего плохого. Прекрасная иллюстрация этого дана нам в Библии. (1 Цар.18 гл.) Юноша Давид, богобоязненный и храбрый, в уповании на Бога побеждает единоборца Голиафа. Саул оставляет его при себе и ставит начальником над войском.

Когда же женщины воспевали победу Израильского войска над филистимлянами и проронили фразу: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч", Саул сильно огорчился. И "с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида". И стал бояться он Давида, "и сделался врагом его на всю жизнь". Обвиняя Давида во всех смертных грехах, Саул лжесвидетельствовал из зависти.

Итак, не будем калечить души нашим легкомыслием, необдуманным лжесвидетельством, но станем в каждом человеке искать доброе и лишь о таком свидетельствовать.

Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя “дьявол” значит “клеветник”.

Свидетельствовать — значит говорить или показывать что-то о том, о ком другие должны вынести какое-то суждение, составить мнение или принять решение. Поэтому одним взглядом, жестом или выражением лица можно так же успешно солгать, как и словами. Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящее в заблуждение, — всё это является ложью.

Этот принцип запрещает всякую попытку очернить или опорочить репутацию нашего ближнего, намеренно рисуя действительность в ложном свете путём необоснованных подозрений, непроверенных фактов, слухов, сплетен, или путём излишнего упрощения, подчёркивания, искажения или язвительного злословия.

Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением данной заповеди.

Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Ап. Павел наставляет: “Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы — члены друг другу” (Еф. 4:25). Надо помнить и свои слабости. Вообще, необходимо обуздывать свой язык и воздерживаться от празднословия. Ведь слово — это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Когда мы говорим, мы уподобляемся Творцу, слово Которого немедленно становится делом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мт. 12:36-37).

Бог учит нас в девятой заповеди, чтобы мы никогда не имели предубеждения или ненависти ни к одному человеку только лишь на основании доносов и непроверенных слухов о его пороках.

Всем следует терпеливо выслушивать обе стороны, а затем верить только тому, что подтверждается неопровержимыми фактами. В любое время самый безопасный путь — не внимать худой молве, пока со всей строгостью не будет соблюдено это библейское правило.

Не произноси ложного свидетельства

Девятая заповедь Закона Божьего включает в себя любую ложь, всякую попытку обмануть ближнего. Намерение обмануть рождает обман. Одним взглядом, жестом можно так же успешно солгать, как и словами. Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанная на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, но вводящее в заблуждение, является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию нашего ближнего, либо рисуя действительность в ложном свете, либо необоснованными подозрениями, злословием и сплетнями, даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

Не произноси ложного свидетельства

Девятая заповедь открывает намерение Божье оградить нашу честь и наши права. Согласитесь, что наша репутация чрезвычайно важна во взаимоотношениях с другими людьми. Именно репутация человека может быть основой доверия к нему. Но если кто-то украл или испортил репутацию человека, произнося ложное свидетельство, тогда человек страдает от этого, тогда взаимоотношения строятся совсем по-другому.

Сегодня ложь является очень распространённым грехом. Ко лжи прибегают многие люди, желая чего-либо достичь, и миллионы людей верят этой лжи. Сегодня люди верят тому, что без Бога могут обрести счастливую жизнь, что сами для себя могут быть вместо Бога.

Итак, если у вас есть проблемы в исполнении девятой заповеди, если вам трудно удержаться от пересудов и сплетен, тогда исповедайте этот грех Иисусу Христу. Встаньте на колени пред Господом и помолитесь, прося у Него прощения. И, уверяю вас, благодать Божья начнёт действовать в вашем сердце, и вы избавитесь от этого порока.

Читайте также: