Навеки девятнадцатилетние григорий бакланов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Четкарева Нина Владимировна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, пгт. Медведево

(урок-размышление по повести Г.Бакланова

Образовательные:

Воспитательные:

  1. Опираясь на содержание повести Г.Бакланова, пробудить у учащихся чувство гордости и восхищения Родиной, народом.
  2. Воспитать у учащихся чувство ответственности перед Родиной, ответственность за сохранение мира, за будущее страны, во имя которого шла война.
  3. Воспитать у учащихся чувство патриотизма, неравнодушия к истории своего Отечества.

Развивающие:

  1. Развивать навыков анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.
  2. Развивать и совершенствовать речевые навыки учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с литературой о Великой Отечественной войне.
  2. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Создавать условия для формирования УУД.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию из текста;
  • умение на основе анализа делать выводы;
  • свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля.

Коммуникативные УУД:

  • умение излагать своё мнение, аргументировать его, строить речевое высказывание;
  • умение вести диалог;
  • умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

  • умение высказывать предположения;
  • умение оценивать учебные действия;
  • умение осуществлять рефлексию.

Личностные УУД:

  • умение высказывать свое отношение к произведению, героям;
  • умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
  • осознание социальной, практической и личностной значимость материала.

Предметные:

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  • определять актуальность произведения для читателей разных поколений;
  • выделять нравственные проблемы текста, видеть черты русского национального характера.

Метапредметные:

  • умение работать с Интернет ресурсами;
  • сопоставлять произведения словесного искусства с другим видом искусства;
  • умение делать доказательные выводы, умение вести самостоятельный поиск информации.

Тип урока: урок-размышление на основе технологии проблемного обучения.

Межпредметные связи:

Оборудование:

Ожидаемые результаты:

В результате проведения урока-размышления получат возможность:

  • излагать и аргументировать свою точку зрения;
  • применять всесторонний подход к обсуждению поставленного вопроса;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • вызвать эмоциональный отклик в своих сердцах и душах;
  • на материале литературы о войне пробудить интерес к истории своей страны;
  • пробудить чувство гордости и восхищения подвигом русского солдата.

Этапы урока:

  1. Индукция (побуждающий этап): создание эмоционального настроя учащихся к анализу повести.
  2. Разрыв (аналитический этап): осознание детьми, что память о героях войны должна жить, неприятие учащимися войны.
  3. Рефлексия (этап осмысления): анализ собственных мнений, чувств, ощущений.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Учитель: Добрый день. Сегодня мы с вами проведём необычный урок, посвящённый Году Памяти и славы. Посвятим наш урок тем, которые ценою своей жизни отстояли Великую Победу. На нашем уроке присутствуют гости, которые не понаслышке знают, что такое война, что она из себя представляет

II. Индукционный (побуждающий) этап.

Весь под ногами шар земной.

Но в памяти всегда со мной

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Учитель: Как вы думаете, о чём идет речь в этом отрывке стихотворения?

Учащийся: В этом стихотворении говорится о том, как наш народ победил фашизм, какою ценою досталась нам Великая Победа, что мы живём, дышим, поём благодаря погибшим на войне.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащийся: Сегодня мы будем говорить о войне, которая разрушает, уничтожает всё на своём пути, о тех, кто защищал Родину, Отечество, народ. Весь под ногами шар земной благодаря этим героям, которые принесли нам ту Победу, которая называется Великая.

Учащийся: Война – это прежде всего битва, осада, нашествие, блокада, разруха, смерть, слёзы, кровь, стоны, крики, обстрел, убийство. (Работа с рисунками-ассоциациями).

Учитель: Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы?

Учитель: Опираясь на повесть, на произведение, будем вспоминать события Великой Отечественной войны, вспоминать героев той войны и гордиться их подвигами, мужеством, патриотизмом.

  1. Разрыв (аналитический этап). Фото Г.Бакланова

Учащийся: Повесть посвящена парням, которым было всего 19 лет, когда, казалось бы, начали только жить, радоваться солнцу, небу, жизни, начали реализовывать свои мечты.

Учитель: Но на их пути встала война. Эти парни, вчерашние школьники, защищали Родину и сложили головы на полях сражений. Они навеки остались в памяти девятнадцатилетними. Да, их не дождались близкие, родные, любимые девушки. Эти парни посетили мир в минуты роковые, прошли жизнь в кирзовых сапогах. Это было их назначение – защищать Родину. Как испытала их судьба?

Учащийся: Прочитав повесть, можно понять, как страшна, жестока война, какой разрушительной силой она владеет. В начале повести мы встречаем неизвестного солдата. Бои в этой местности шли 30 с лишним лет назад (Г.Бакланов написал повесть спустя 30 лет после войны). Все эти годы он сидел в окопе. Утром взошло солнце и коснулось своим теплом всех живущих. Но оно не смогло согреть того, кто 30 с лишним лет назад геройски погиб, защищая Родину.

Учитель: Что же произошло здесь 30 лет назад? Кто является главным героем?

Учащийся: 30 лет назад здесь были очень жестокие, страшные бои. Солдаты сражались мужественно и отважно, защищали свою родную землю. Главным героем является лейтенант Третьяков, которому всего 19 лет. Он возвращался из госпиталя на фронт. Чем ближе к фронту, тем он ощущал следы жестоких и страшных боёв.

Учитель: Какой вы видите войну?

Учитель: Где предложили служить Володе Третьякову? Почему он отказывается от предложения?

Учащийся: Лейтенант понравился начальнику разведки бригады. Он хотел оставить его в штабе командиром взвода, но Третьяков отказался, попросился в батарею. Молодой солдат просится на передовую. Той же ночью он приступил к заданию, вел орудие к фронту.

Учитель: Как он выдерживает первое испытание, ведь на карте не было моста. А им надо было перейти через мост?

Учащийся: Действительно, задание было сложное. И сам лейтенант был молод. Но надо было успеть довезти орудие к фронту. Мост был плохой, переходить с таким грузом, тяжёлым, было страшно. Чтобы убедить в безопасности других, рискуя жизнью, Третьяков становится под шаткий мост. Ему необходимо в назначенный срок перебросить батарею в нужное место, и он сделал то, что должен был сделать – провёл орудия, зная, что все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал только он один.

Учитель: Что можете сказать о Третьякове, судя по его поступку?

Учащийся: Мы видим по его поступку, что он – человек долга и чести, настоящий боец. Но не стоит забывать, что перед нами стоит мальчишка, который решается на безрассудный поступок, рискует жизнью. Хочу добавить, им управляет не показная удаль и смелость, а долг - вовремя привезти орудия на указанное место.

Учитель: Лейтенант смелый, мужественный, ответственный, добрый и гуманный. Из текста мы видим, что сам голодный, делится пайком с девушкой, мог остаться при штабе, выбирает передовую, чтобы убедить бойцов в безопасности при переходе через мост, становится под ним, при этом рискует жизнью, так как в любой момент мост мог обрушиться. О чём думает Третьяков? Какие мысли его не покидают?

Учитель: Даже природа, и та восстает против войны. Найдите эпизод и прочитайте, как противостоит природа жестокости и бесчеловечности.

Учащийся: « Он отыскал в лесу воронку снаряда, налитую водой. Вокруг неё лежали молодые деревца; какие-то из них ещё подымутся, оживут… И вся осыпана землёй остриженная под машинку чёрная, круглая голова: уже убитого, хоронил его другой снаряд…. Он смотрел в бинокль. А даль впереди, за стволами сосен, вся золотая, манила, как непрожитая жизнь".

Учитель: Ассоциируйте через свой рисунок этот эпизод. О чём говорит этот эпизод?

(Работа в группе: подготовка к защите рисунков к эпизоду).

Учащийся 1 группы: Человек рождается, чтобы жить, действовать, творить, радоваться, любить. А война лишает его жизни. Война бесчеловечна, несёт боль, страдание, горе, разруху.

Учащийся 2 группы: Мы считаем, что жизнь этих молодых парней должна была цвести. Они должны были жить, познать радость любви и счастья так же, как деревья могут пустить корни и снова подняться к небесам, радовать окружающих. Мы должны помнить об их подвигах, героизме и мужестве. Это они подарили нам жизнь.

Учащийся 3 группы: Жизнь – это богатство человека, с разными красками и оттенками, поэтому мы должны дорожить им. А война рвёт на клочки, разрушает, уничтожает всё, что встречается на её пути. Поэтому не должно быть на Земле никаких войн. Люди должны жить в мире.

Учитель: Что же испытывает Третьяков? Какие чувства овладевают им?

Учащийся: Душа Третьякова болит, ведь его жизнь и жизнь его солдат только начинается, многое не сделано, не осуществлено, и в любую минуту она может оборваться.

Учитель: Болит душа, потому что война лишает человека жизни. За что? Лейтенант считает, что война никогда не забудется. Защитники Родины, которые, рискуя жизнью, ценою жизни отстоят Родину, освободят её от фашистов, навсегда останутся в памяти народа. Как вели себя молодые солдаты в бою?

Учащийся: Они сражались смело, мужественно, отважно и храбро. Сражение шло уже не первый час. Фашисты атаковали танками, откуда-то из-за деревни била вражеская батарея. Третьяков понял, что, если не уничтожить батарею, они тут все погибнут. Он перебирается под обстрелом на крышу коровника и уничтожает вражескую батарею. Я считаю, что это самый настоящий мужской поступок, - рискуя собой, спасать других.

Учитель: Как этот поступок изменил отношение молодых бойцов к Третьякову?

Учащийся: Ещё вчера солдаты недоверчиво смотрели на молодого командира, а сегодня они увидели перед собой настоящего героя. Еще вчера искали причины не выполнить его распоряжения, а сегодня готовы прикрыть своего командира.

Учитель: Что случилось с Третьяковым? Как он был ранен?

Учащийся: Третьякова ранили в тот момент, когда он пытался спасти Насруллаева. Он вёл себя героически, отважно, смело.

Учитель: Солдаты восхищаются им, он стал для них примером, поэтому и последовали за лейтенантом, повторяя его действия. Это они, которые не сумели вернуться, заслонили Родину, закрыли её грудью. В этих боях погиб почти весь взвод Третьякова. Как погиб молодой лейтенант?

Учитель: Какова идея повести?

Учащийся: Автор хотел сказать, что в природе все живо: также растут молодые деревья, цветут цветы, поднимается пыль, дует ветер, плывут облака. Но не стало Третьякова, его взвода, которые пришли на эту Землю жить, радоваться, любить и творить, но война отняла у них молодость, жизнь, только что начавшуюся, их мечты, любовь. Не забудет их Родина, Память о них будет вечна.

И как же мне не вспоминать
Друзей своих погибших лица?
Да, это страшно - умирать,
Когда так надо возвратиться.

Посмотрите, ребята,
Посмотрите, девчата,
Память лица поставила в ряд.
Это парни, которым
Будет вечно по двадцать,
Это те, кто прославил десант!

Учитель: Известно из статистики, что их, рождённых в 1922 – 1925 годах, вернулось с войны лишь трое на сотню. Знакомясь с произведениями о войне, встречаясь с ветеранами, мы восхищаемся нашим народом- победителем. Каждого вело в бой чувство любви к Родине . Мы должны дать клятву тем, кто в жестокой схватке с врагом одержал Победу, тем, кто навеки остался 19- летним. Мы не забудем их никогда, Память о них будет всегда жива.

Учитель: Более 75 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы, когда страна узнала об окончании самой кровопролитной войны на Земле, самой страшной и бесчеловечной в истории человечества. Может, пора будоражить раны, лучше будет, если забудем об этих ужасах?

Учитель: Сегодня об Афганской войне говорят, что это политичесая ошибка. А как вы думаете?

Учащийся: Афганская война! Пусть не Родину защищали, но они присягали ей, Родине, Отечеству. Приказ есть приказ, он не обсуждается. Они выполняли свой святой долг, служили Родине, были верны присяге. Эта война унесла 13833 военнослужащих. А Чеченская война? И почему сегодня ордена и медали становятся предметами нумизматики? Это безнравственно, бесчеловечно.

Гость 1: Мы привыкли к лесам и болотам, а там, в Афгане, – равнины и горы. Каждый день ходили на операции, на одной из них меня ранило. Лежал в госпитале в Ташкенте, потом вернулся в часть и дослужил положенный срок. Я хочу, чтоб вы никогда не знали, что такое ВОЙНА. Помните: РУССКИЙ СОЛДАТ, где бы он ни служил и в какое время, он остается ЗАЩИТНИКОМ НАРОДА, РОДИНЫ, ОТЕЧЕСТВА.

Гость 2: Однажды я встретил солдата, которого вынесли из дома на скамью. Он был без ног. Солдат рассказывал об Афгане и показывал свои медали и ордена. Я так воодушевился его историей, что решил во что бы то ни стало попасть в Афган. Служил в десантных войсках в Кабуле. Наша разведрота, где я служил, знаменита первым Героем Советского Союза в Афганской войне. Он погиб через месяц после ввода войск, подорвав себя и ещё шесть душманов гранатой. Хочу отметить, что в разное время, в разные эпохи РУССКИЙ СОЛДАТ оставался защитником, смелым, храбрым, отважным. Знайте и помните: РУССКИЙ ХАРАКТЕР непобедим. Об этом не надо забывать. Память – это наша СОВЕСТЬ.

Гость 3: Мы были такими же молодыми, неокрепшими, девятнадцатилетними, как Володя Третьяков, который геройски сложил голову за нашу свободу, за мир, за нашу жизнь. Мы служили Родине, так как присягали ей. Это было нашим святым долгом. Может быть, для кого-то это политическая ошибка, но мы оставались верны идеалам советского солдата, русского солдата, которого всегда отличало и отличает любовь к Родине, Отчизне, народу, несгибаемая воля, отвага, смелость.

Учитель: Русский солдат – это и есть настоящий герой, подвиг которого бессмертен. Мы должны помнить о них, они подарили нам мир, жизнь. В нас всегда должно жить чувство благодарности за их великий подвиг. Я хочу, чтобы каждый раз, когда мы улыбаемся солнцу, радуемся чистому мирному небу, восхищаемся земной красотой, на память приходили строчки С.Щипачёва:

Не потому ли я живу,

Мы должны любить свою Родину, быть чище, добрее, человечнее.

Заключение

В работе по формированию патриотизма школьников необходимо учитывать психологические возможности и особенности старшего возраста. На уроке важно совмещать различные современные технологи, средства, приемы обучения: ИКТ, элементы творческой мастерской, критического мышления, проблемного обучения, кластеры, поисковую работу, которые помогают учащимся усвоить материал: возникают различные представления, мнения и суждения о войне, о героях, о тех, кто ценою жизни приблизил Победу.

Таким образом, очень важно изучать на уроках произведения о войне отечественных писателей, потому что в них заключен большой воспитательный потенциал. Произведения военной тематики заставляют задуматься о настоящем и прошлом. Литература исследует истоки Победы, показывает нам, какая цена заплачена за нее. Поэтому об этом необходимо рассказывать на уроках литературы.

Томина Юлия Викторовна

ВложениеРазмер
gornostaeva_u._otzyv_o_povesti_baklanova.docx 19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-отзыв

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей…

9 Мая – святая дата для русского человека. Это самый важный, самый главный праздник нашего народа! В этом году широко праздновалось семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне. Вместе с родителями мы решили встретить этот день в городе-герое Волгограде, городе мужества и стойкости, городе, где решилась судьба одной из самых кровопролитнейших войн человечества, судьба всего русского народа!

Григорий Бакланов - писатель-фронтовик, который на собственном опыте знал, как развивались события той страшной войны. Поэтому после её окончания автор посчитал своим долгом рассказать молодому поколению о пережитом, о тех, кто мужественно сражался за мирное небо над головой.

Каждый абзац предложенного для анализа отрывка доносит важную мысль, которую автор не просто обдумал, но и прочувствовал всей своей душой в годы военного лихолетья.

Но кровавые будни войны, ежедневное и ежечасное зрелище смерти не смогли победить в человеке самое ценное - гуманность. Ярким подтверждением тому служит эпизод, в котором разведка обнаружила немцев на болоте и ликвидировала их. Семнадцатилетний Третьяков, который ещё близко не видел противника, пополз посмотреть, какие они, немцы. Оказалось, что один из немецких разведчиков жив, и он едва не убил Володю. Тогда лейтенант зачем-то поднял истекавшего кровью врага, дотащил его, уже умиравшего, до суши, перевязал. В этой ситуации главный герой ведёт себя как человек с большим сердцем и своим поступком доказывает, что война не повод для того, чтобы озлобиться на весь мир. Война войной, а человек должен оставаться человеком, не превращаясь в безжалостного дикого зверя!

В заключение хочется сказать, что эта повесть явилась для меня откровением. Я читала много книг, описывавших события Великой Отечественной войны, но это произведение поразило меня своей честностью, искренностью и реалистичностью. Подобные произведения помогают перенестись в то время, когда нас ещё не было на свете, оценить, насколько силён наш народ, понять, что прошли наши предки, чтобы мы жили в мире. Такие книги позволяют осознать, насколько велика цена мирного неба над головой.

В 1951 году Г. Бакланов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Главным направлением его творчества стала тема: война и человек. Для Г. Бакланова рассказ о войне – это рассказ о своём поколении. Из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на фронт, он вернулся один.

Книги Г. Бакланова переведены на многие языки и изданы в 36 странах мира. По книгам и сценариям Г. Бакланова снято 8 художественных фильмов и поставлен ряд театральных спектаклей.

А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Г. Бакланова становится обобщённым образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.

«…Он не слышал автоматной очереди: его ударило, подбило под ним ногу, оторвавшись от повозки, он упал. Всё произошло мгновенно. Лёжа на земле, он видел, как понесли лошади под уклон, как санинструктор, девчонка, вырывала у ездового вожжи, взглядом измерил расстояние, уже отделившее его от них. И выстрелил наугад. И тут же раздалась автоматная очередь. Он успел заметить, откуда стреляли, подумал ещё, что лежит неудачно, на дороге, на самом виду, надо бы в кювет сползти. Но в этот момент впереди шевельнулось.

Мир сузился. Он видел его теперь сквозь боевую прорезь. Там, на мушке пистолета, на конце вытянутой его руки, шевельнулось вновь, стало подыматься на фоне неба дымчато-серое. Третьяков выстрелил.

Бакланов, Г. Я. Друзья [Шрифт Брайля] : роман / Г. Я. Бакланов. – М. : Просвещение, 1978. – 4 кн. – С изд.: М.: Сов. писатель,1977.

Бакланов, Г. Я. Избранное [Шрифт Брайля] : повести / Г. Я. Бакланов. – М. : Просвещение, 1976. – 8 кн. – С изд.: М.: Моск. рабочий,1974.

Бакланов, Г. Я. Мёртвые сраму не имут; Пядь земли [Звукозапись] : повести / Г. Я. Бакланов ; читает В. Аксентюк. – Мн. : Звукотэкс, 2014. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (9 час.27 мин.). – Запись произведена в формате MP3.

Бакланов, Г. Я. Меньший среди братьев [Электронный ресурс] : повесть / Г. Я. Бакланов ; читает В. Мищенко. Любовь : повести и рассказы / Д. М. Балашов ; читает В. Герасимов. Огнепальная ревность : роман / А. Бородин ; читает И. Прудовский. Тринадцать способов ненавидеть ; Ангел – телохранитель : романы / Т. В. Гармаш-Роффе ; читает И. Воробьева. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (51 час.22 мин.). – С изд.: БД СКБСС.

Громов, Б. Н. Терский фронт [Электронный ресурс] : фантастический роман / Б. Н. Громов. Навеки – девятнадцатилетние : повесть / Г. Я. Бакланов ; читает И. Мурашко. Три шага на Данкартен : роман / В. Н. Васильев. Похождения бравого солдата Швейка : сатирический роман / Я. Гашек ; читает В. Микитенко ; Б.Н. Громов. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (81 час.18 мин.).

Бакланов, Г. Я. Друзья: роман; Карпухин: повесть [Текст] / Г. Я. Бакланов. – М. : Московский рабочий, 1980. – 264 с.

Бакланов, Г. Я. Загадка простоты [Текст] : сборник / Г. Я. Бакланов. – М. : Советский писатель, 1984. – 280 с.

Бакланов, Г. Я. Навеки – девятнадцатилетние [Текст] : повесть / Г. Я. Бакланов. – М. : Советский писатель, 1984. – 189 с.

Бакланов, Г. Я. Собрание сочинений: в 3 т. [Текст] : повести, рассказы / Г. Я. Бакланов. – М. : Русская книга, 1999. – 432 с.

Бакланов, Г. Я. Собрание сочинений: в 4 т. [Текст] / Г. Я. Бакланов. – М. : Художественная литература, 1983.

Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы ни была война, какой бы национальности ни был солдат, всегда мы сопереживаем своим сверстникам. Они, как и мы, сегодняшние, мечтали, строили планы, верили в будущее. И все это рушится в один миг. Война меняет все.

Военная тема стала основной у тех писателей, кто прошел фронтовые дороги. Девятнадцатилетними ушли на фронт Василь Быков, Владимир Богомолов, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. То, о чем они рассказали в своих произведениях, было общим для их поколения. Как сказали поэты-фронтовики Павел Коган и Михаил Кульчицкий:

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучась, горячась.

Неповторимые мальчишеские бредни.

Мы последние с тобою фантазеры,

До тоски, до берега, до смерти.

Писатели-фронтовики свой гражданский долг исполнили. Для Бакланова рассказ о войне — это рассказ о своем поколении. Из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на фронт, он вернулся один. Бакланов закончил Литературный институт и стал писателем-прозаиком. Главным направлением его творчества стала тема войны. Страстное желание Бакланова рассказать о пережитом им и его сверстниками, воссоздать ту подлинную картину, которую видели только фронтовики, можно понять. Читая его произведения, мы, молодые, вспоминаем тех, кто воевал, понимаем смысл их жизни.

А самое главное — несли груз ответственности: за исход боя, за формирование взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Вот такого храброго, верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем еще юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Бакланова становится обобщенным образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число — девятнадцатилетние.

Совместить взгляд на отдалении с правдивой атмосферой былого — задача трудная. Бакланову это удалось.

Такая тональность заявлена в стихотворных эпиграфах. Прочитав повесть, только тогда понимаешь, почему Бакланов поставил именно два. Философски обобщенные строки Тютчева:

Блажен, кто посетил сей мир

Вытертая ложка за обмоткой — деталь фронтового быта. Но то, что каждый думал о необратимости этих минут, уже сегодняшнее, обобщенное видение.

Эти строки звучат как философское обобщение, как вывод, как мысль самого Бакланова. Простота сюжета и напряженный лирический пафос определяют, по-моему, секрет эстетического эффекта повести.

С разными людьми пришлось встретиться лейтенанту Третьякову на коротком фронтовом пути. Но хороших было больше. Неповторимо различны по своему темпераменту, энергии, душевному чувству и его соседи по госпитальной палате, и его одно-батарейцы. Но все в целом они-то фронтовое содружество, которое укрепило силы Третьякова.

Читайте также: