Научное сочинение публично защищаемое автором

Обновлено: 17.05.2024

Защита курсовых сочине­ний проходит по графику, со­ставленному вы­пускающими кафед­рами, а дипломных сочинений по графику, утвержден­ному в форме свободного расписания заседаний Госу­дарственной аттестаци­онной комиссии.

Готовая и одобренная научным руководите­лем работа представляется на кафедру за 14 дней до назначенного срока защиты. Научный руководитель даёт разрешение к защите, ко­торое вместе с экземпляром работы явля­ется осно­ванием для до­пуска к защите. До­пуск сочинения подписывается заве­дующим выпускающей кафед­рой и текст работы сдается секретарю ГАК. Текст сочинения передается рецензенту, назначенному и ут­вержденному ка­федрой из числа специалистов по данной про­блеме.

Рецензент дает подробный анализ выпускной работы и рекомендует со­ответствующую оценку.

Ре­цензия представляется как комплексная оценка ра­боты по следующим пунктам: актуальность, новизна исследования, оценка со­дер­жания работы, отличительные и положительные стороны работы, практическое зна­чение и рекомендации по использованию её результатов, недостатки и замечания по работе.

При характеристике дипломной работы выпускника рецензент может ис­пользовать следующие критерии:

– соответствие темы виду профессиональной деятельности: исследователь­ская, учебно-воспитательная, научно-методическая, со­циально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая;

– обоснованность проблемы (научно обоснована, недостаточно обосно­вана), в т.ч. научный аппарат исследования имеется (отсутствует); ком­плекс исследо­вательских методов соответствует (не соответствует) решаемой проблеме; теоретико-методологическая обоснованность ра­боты имеется (отсутствует);

– общие сведения о работе, в т.ч. план соответствует (не соответствует) ло­гике данного типа исследования; содержание работы соответствует (не соответст­вует) плану; изложение материала логично (нелогично); оформление работы качественное (относительно качественное, некаче­ственное); оформление биб­лиографического списка использованной литературы: требования стандартов соблюдены (имеются погрешно­сти); соответствие требованиям научной этики: соответствует (частично соответствует, не соответствует); стиль науч­ный (ненаучный).

– теоретическое обоснование проблемы глубокое (достаточное, поверхност­ное), в т.ч. уровень владения понятийным аппаратом (высо­кий, достаточный, недостаточный); знание ведущих работ по проблеме (высокий, достаточный, недостаточный уровень); анализ теоретиче­ских источников (творческий, ре­продуктивный, эклектичный); анализ профессионально-педагогического опыта (глубокий, достаточный, по­верхностный).

– выводы: соответствуют (не соответствуют) материалам исследования; до­казы­вают (не доказывают) решение поставленных задач; подтвер­ждают (не подтверждают) правильность выдвинутой гипотезы и т.д.

В рецензии наряду с особенностями работы, ее отличительными, поло­жи­тельными сторонами отмечаются недостатки, вопросы и замечания, а также практическое значение и рекомендации по внедрению результатов диплом­ной работы.

Рецензентом делается заключение о том, что выпускная дипломная ра­бота студента соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляе­мым к данному типу исследований. Если на работу дается внеш­ний отзыв из другого вуза, учреждения или орга­низации, то подпись рецензента за­веряется печатью.

Состав рецензентов утверждается выпускающей ка­федрой из числа вы­сококвалифицированных специалистов университета или квали­фицирован­ных специалистов органов образования, других вузов и научно-исследо­ва­тельских институтов.

Причины, по которым кафедра или деканат факультета может отло­жить защиту или отказать в допуске, следующие:

- наличие задолженностей или отрицательных оценок по пройденным курсам;

- нарушение требований к содержанию и оформлению работы;

- несоблюдение сроков и формы представления работы, а также отсутст­вие допуска научного руководителя или рецензента.

Текст выступления в комиссию не представляется и в документа­цию по защите не входит. Тем не менее, к подготовке этого текста нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответ­ственностью, так как от его содержа­ния, логической последо­вательно­сти изложения хода и результатов исследова­ния зависят строй­ность, четкость, убедительность устного моно­лога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы.

Можно составить выступление по такой, на­пример, схеме:

Обоснование темы и общая характеристика работы, определение акту­альности иссле­дования;

Наличие ис­точников и литературы, их характер, сте­пень изученно­сти, доста­точность для раскрытия темы;

Цель и задачи работы;

Научная новизна и теоретическая или практи­ческая ценность ис­следо­ва­ния;

Структура, объем работы, за­вершенность изучения темы;

Содержание основных результатов работы (описание существа ис­сле­дования);

Основные выводы и рекомендации.

Устное вы­ступление дипломника на защите яв­ляется рефератом ди­пломного сочинения, то есть кратким изложением сущности исследо­вания. Подготовка этого выступления осуществляется не путем механического со­краще­ния основного текста или беглого пересказа содержания ра­боты, а по­средством глубокого обобще­ния итогов и выводов по основным результатам работы в целом.

Устное выступление должно соответствовать дипломному сочинению и в то же время быть предельно сжатым, концентри­рованным отражением его содержания во всей полноте и не со­держать информации, которая отсут­ст­вует в основном тексте.

Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщаю­щего осмысливания результатов исследова­ния), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы как гипотезы, требую­щие новых до­казательств.

Желательно, чтобы вступительная речь была согласована с научным руководителем.

Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога.

Особенно важно, чтобы речь выступающего была ясной, грамматически точной, уве­ренной, что делает ее понятной и убедительной. Это вовсе не зна­чит, что текст го­товится в какой-то упрощенной форме, наоборот, студент должен поставить себе задачу сделать своё выступление строго научным, хо­рошо аргументированным по содер­жанию. Тогда оно будет понятно широкой аудитории.

Речь должна быть не только ясной для понимания и уверенной, но и вы­разительной, а это зависит от темпа, громкости и интонации. Если студент говорит то­ропливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество вы­ступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литератур­ного произ­ношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.

Можно дать несколько советов, помогающих читать текст выступле­ния:

все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось счи­тать нули;

подчеркивайте выделяемые слова;

оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;

повторяйте существительные, избегая местоимений;

используйте простые слова и простые утвердительные предложения;

не перегружайте текст подчиненными предложениями.

Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды, позы при выступле­нии с докла­дом, а также жестов, манер и других внешних форм поведения. Все это важно для выступающего. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде (не под­черкивающая франтовства) способствует бла­гоприятному впечатлению и распо­ло­жению к нему всех присутствующих.

После выступления присутствующие в устной или письменной форме могут задать дипломнику любые вопросы по теме его сочинения.

Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела, а также следует проявлять скромность в оценке своих результатов и тактичность к за­даю­щим во­просы.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслу­шать и (жела­тельно) записать. На заданный вопрос можно отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учиты­вать, что четкий, логич­ный и аргументированный ответ на предыдущий во­прос может исключить после­дующий.

Какой бы остротой и резкостью не отличались замечания в процессе дискус­сии, дипломник обязан вести ее на высоком принципиальном уровне, проявлять вы­держку и корректность.

Отвечая на вопросы присутствующих, студент должен обнаружить глу­бину зна­ний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зре­ния, продемонстрировать общую культуру и эрудицию.

Результаты защиты дипломной работы обсуждаются на закрытом заседа­нии ГАК, решение принимается открытым голосованием простым большин­ством голосов членов ко­миссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя ко­миссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии об­ладает правом решающего голоса.

В слу­чае несогласия студента с оценкой защиты дипломной работы он может подать апелляцию с мотивирован­ным объяснением причин своего не­согласия. Апелляция рассматривается всем со­ставом ГАК и решение об удов­летворении или отклонении апелляции оформляется протокольно.

При оценке выпускной дипломной работы ГАК обращает внимание на содержание и форму публичного выступления студента, а также учитывает оценку работы, которая присутствует в отзыве рецензента.

Критерии оценки публичной защиты следующие:

1) представление работы;

2) аргументация актуальности, цели и задач работы;

3) логичность построения выступления;

4) полнота раскрытия темы;

5) наличие заключения, подведение итогов, соблюдение регламента вы­ступле­ния (до 10 минут);

6) уровень владения материалом, умение отвечать на вопросы членов го­судар­ственной аттестационной комиссии;

7) навыки по культуре речи (образность, наличие примеров, ярких цитат, дос­тупность, грамотность, дикция, голос);

8) использование оргтехники и наглядных материалов;

9) манера держать себя и внешний вид.

При оценивании работы члены ГАК могут ис­пользовать следующие кри­терии:

1) критерии оценки соответствия (актуальность проблемы, научный ап­парат исследования, новизна в постановке проблемы, выделение перспектив развития про­блемы, теоретико-методологическая обоснованность работы).

2) общие сведения о работе (план, содержание работы, изложение мате­риала, адекватность выводов результатам исследования, стиль, оформление работы, оформление библиографии);

3) теоретическое обоснование проблемы (уровень проработки понятийного аппарата, знание основных работ по про­блеме, анализ источников, авторская позиция);

4) опыт (анализ опыта, результативность, практическая значимость, практиче­ская новизна, наличие методических рекомендаций по реализации результатов ра­боты);

5) степень владения современными педагогическими технологиями, ме­тоди­ками анализа учебно-методической литературы.

Текст дипломного сочинения хранится на выпускающей кафедре в тече­ние пяти лет.

При повторной защите дипломной работы по решению выпус­кающей кафедры выпускнику может быть сохранена прежняя тема или утверждена новая.

Защита курсовых сочине­ний проходит по графику, со­ставленному вы­пускающими кафед­рами, а дипломных сочинений по графику, утвержден­ному в форме свободного расписания заседаний Госу­дарственной аттестаци­онной комиссии.

Готовая и одобренная научным руководите­лем работа представляется на кафедру за 14 дней до назначенного срока защиты. Научный руководитель даёт разрешение к защите, ко­торое вместе с экземпляром работы явля­ется осно­ванием для до­пуска к защите. До­пуск сочинения подписывается заве­дующим выпускающей кафед­рой и текст работы сдается секретарю ГАК. Текст сочинения передается рецензенту, назначенному и ут­вержденному ка­федрой из числа специалистов по данной про­блеме.

Рецензент дает подробный анализ выпускной работы и рекомендует со­ответствующую оценку.

Ре­цензия представляется как комплексная оценка ра­боты по следующим пунктам: актуальность, новизна исследования, оценка со­дер­жания работы, отличительные и положительные стороны работы, практическое зна­чение и рекомендации по использованию её результатов, недостатки и замечания по работе.

При характеристике дипломной работы выпускника рецензент может ис­пользовать следующие критерии:

– соответствие темы виду профессиональной деятельности: исследователь­ская, учебно-воспитательная, научно-методическая, со­циально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая;

– обоснованность проблемы (научно обоснована, недостаточно обосно­вана), в т.ч. научный аппарат исследования имеется (отсутствует); ком­плекс исследо­вательских методов соответствует (не соответствует) решаемой проблеме; теоретико-методологическая обоснованность ра­боты имеется (отсутствует);

– общие сведения о работе, в т.ч. план соответствует (не соответствует) ло­гике данного типа исследования; содержание работы соответствует (не соответст­вует) плану; изложение материала логично (нелогично); оформление работы качественное (относительно качественное, некаче­ственное); оформление биб­лиографического списка использованной литературы: требования стандартов соблюдены (имеются погрешно­сти); соответствие требованиям научной этики: соответствует (частично соответствует, не соответствует); стиль науч­ный (ненаучный).

– теоретическое обоснование проблемы глубокое (достаточное, поверхност­ное), в т.ч. уровень владения понятийным аппаратом (высо­кий, достаточный, недостаточный); знание ведущих работ по проблеме (высокий, достаточный, недостаточный уровень); анализ теоретиче­ских источников (творческий, ре­продуктивный, эклектичный); анализ профессионально-педагогического опыта (глубокий, достаточный, по­верхностный).

– выводы: соответствуют (не соответствуют) материалам исследования; до­казы­вают (не доказывают) решение поставленных задач; подтвер­ждают (не подтверждают) правильность выдвинутой гипотезы и т.д.

В рецензии наряду с особенностями работы, ее отличительными, поло­жи­тельными сторонами отмечаются недостатки, вопросы и замечания, а также практическое значение и рекомендации по внедрению результатов диплом­ной работы.

Рецензентом делается заключение о том, что выпускная дипломная ра­бота студента соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляе­мым к данному типу исследований. Если на работу дается внеш­ний отзыв из другого вуза, учреждения или орга­низации, то подпись рецензента за­веряется печатью.

Состав рецензентов утверждается выпускающей ка­федрой из числа вы­сококвалифицированных специалистов университета или квали­фицирован­ных специалистов органов образования, других вузов и научно-исследо­ва­тельских институтов.

Причины, по которым кафедра или деканат факультета может отло­жить защиту или отказать в допуске, следующие:

- наличие задолженностей или отрицательных оценок по пройденным курсам;

- нарушение требований к содержанию и оформлению работы;

- несоблюдение сроков и формы представления работы, а также отсутст­вие допуска научного руководителя или рецензента.

Текст выступления в комиссию не представляется и в документа­цию по защите не входит. Тем не менее, к подготовке этого текста нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответ­ственностью, так как от его содержа­ния, логической последо­вательно­сти изложения хода и результатов исследова­ния зависят строй­ность, четкость, убедительность устного моно­лога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы.




Можно составить выступление по такой, на­пример, схеме:

– Обоснование темы и общая характеристика работы, определение акту­альности иссле­дования;

– Наличие ис­точников и литературы, их характер, сте­пень изученно­сти, доста­точность для раскрытия темы;

– Цель и задачи работы;

– Научная новизна и теоретическая или практи­ческая ценность ис­следо­ва­ния;

– Структура, объем работы, за­вершенность изучения темы;

– Содержание основных результатов работы (описание существа ис­сле­дования);

– Основные выводы и рекомендации.

Устное вы­ступление дипломника на защите яв­ляется рефератом ди­пломного сочинения, то есть кратким изложением сущности исследо­вания. Подготовка этого выступления осуществляется не путем механического со­краще­ния основного текста или беглого пересказа содержания ра­боты, а по­средством глубокого обобще­ния итогов и выводов по основным результатам работы в целом.

Устное выступление должно соответствовать дипломному сочинению и в то же время быть предельно сжатым, концентри­рованным отражением его содержания во всей полноте и не со­держать информации, которая отсут­ст­вует в основном тексте.

Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщаю­щего осмысливания результатов исследова­ния), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы как гипотезы, требую­щие новых до­казательств.

Желательно, чтобы вступительная речь была согласована с научным руководителем.

Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога.

Особенно важно, чтобы речь выступающего была ясной, грамматически точной, уве­ренной, что делает ее понятной и убедительной. Это вовсе не зна­чит, что текст го­товится в какой-то упрощенной форме, наоборот, студент должен поставить себе задачу сделать своё выступление строго научным, хо­рошо аргументированным по содер­жанию. Тогда оно будет понятно широкой аудитории.

Речь должна быть не только ясной для понимания и уверенной, но и вы­разительной, а это зависит от темпа, громкости и интонации. Если студент говорит то­ропливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество вы­ступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литератур­ного произ­ношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.

Можно дать несколько советов, помогающих читать текст выступле­ния:

– все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось счи­тать нули;

– подчеркивайте выделяемые слова;

– оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;

– повторяйте существительные, избегая местоимений;

– используйте простые слова и простые утвердительные предложения;

– не перегружайте текст подчиненными предложениями.

Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды, позы при выступле­нии с докла­дом, а также жестов, манер и других внешних форм поведения. Все это важно для выступающего. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде (не под­черкивающая франтовства) способствует бла­гоприятному впечатлению и распо­ло­жению к нему всех присутствующих.

После выступления присутствующие в устной или письменной форме могут задать дипломнику любые вопросы по теме его сочинения.

Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела, а также следует проявлять скромность в оценке своих результатов и тактичность к за­даю­щим во­просы.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслу­шать и (жела­тельно) записать. На заданный вопрос можно отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учиты­вать, что четкий, логич­ный и аргументированный ответ на предыдущий во­прос может исключить после­дующий.

Какой бы остротой и резкостью не отличались замечания в процессе дискус­сии, дипломник обязан вести ее на высоком принципиальном уровне, проявлять вы­держку и корректность.

Отвечая на вопросы присутствующих, студент должен обнаружить глу­бину зна­ний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зре­ния, продемонстрировать общую культуру и эрудицию.

Результаты защиты дипломной работы обсуждаются на закрытом заседа­нии ГАК, решение принимается открытым голосованием простым большин­ством голосов членов ко­миссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя ко­миссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии об­ладает правом решающего голоса.

В слу­чае несогласия студента с оценкой защиты дипломной работы он может подать апелляцию с мотивирован­ным объяснением причин своего не­согласия. Апелляция рассматривается всем со­ставом ГАК и решение об удов­летворении или отклонении апелляции оформляется протокольно.

При оценке выпускной дипломной работы ГАК обращает внимание на содержание и форму публичного выступления студента, а также учитывает оценку работы, которая присутствует в отзыве рецензента.

Критерии оценки публичной защиты следующие:

1) представление работы;

2) аргументация актуальности, цели и задач работы;

3) логичность построения выступления;

4) полнота раскрытия темы;

5) наличие заключения, подведение итогов, соблюдение регламента вы­ступле­ния (до 10 минут);

6) уровень владения материалом, умение отвечать на вопросы членов го­судар­ственной аттестационной комиссии;

7) навыки по культуре речи (образность, наличие примеров, ярких цитат, дос­тупность, грамотность, дикция, голос);

8) использование оргтехники и наглядных материалов;

9) манера держать себя и внешний вид.

При оценивании работы члены ГАК могут ис­пользовать следующие кри­терии:

1) критерии оценки соответствия (актуальность проблемы, научный ап­парат исследования, новизна в постановке проблемы, выделение перспектив развития про­блемы, теоретико-методологическая обоснованность работы).

2) общие сведения о работе (план, содержание работы, изложение мате­риала, адекватность выводов результатам исследования, стиль, оформление работы, оформление библиографии);

3) теоретическое обоснование проблемы (уровень проработки понятийного аппарата, знание основных работ по про­блеме, анализ источников, авторская позиция);

4) опыт (анализ опыта, результативность, практическая значимость, практиче­ская новизна, наличие методических рекомендаций по реализации результатов ра­боты);

5) степень владения современными педагогическими технологиями, ме­тоди­ками анализа учебно-методической литературы.

Текст дипломного сочинения хранится на выпускающей кафедре в тече­ние пяти лет.

При повторной защите дипломной работы по решению выпус­кающей кафедры выпускнику может быть сохранена прежняя тема или утверждена новая.


Что делать, если скопировали ваши тексты с сайта, как использовать чужой текст и не получить штраф, и какие законы защищают авторское право.

В статье:

Совместно с магистром частного права и адвокатом Дарьей Третьяковой мы подготовили цикл статей об авторском праве: что нужно знать веб-мастерам, чтобы защищать свои права и избегать штрафов.

Первая статья цикла об авторском праве на текст — без заумных терминов на примерах знакомых веб-мастерам ситуаций.

Что можно считать текстом в законе об авторском праве

Закон в России защищает авторов любого творчества — текста, музыки или изображений. Основные правила содержатся в четвертой части Гражданского кодекса РФ, отдельные нормы встречаются в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ.

Юристы обычно указывают на несколько основных моментов:

Рерайт, компиляция, реферат тоже считаются отдельными результатами творческого труда, авторы этих произведений обладают правами на них.

Если конкурент выпустит статью на тему, которую вы придумали первым, предъявить ему за использование вашей идеи не получится, как и за блог в той же концепции, что и ваш.

Кому принадлежат права на текст

Создатель произведения считается автором и не может передать это право кому-то другому или отказаться от него. Договора, в котором автором назначается другой человек, не имеют юридической силы.

По российскому законодательству права авторства возникают автоматически после создания произведения, поэтому такие фразы указывать не обязательно. Отсутствие запрета на копирование материалов не будет разрешением на их использование.

В некоторых других странах, например, в США, без такого указания автору будет сложнее защитить свои права: копипастер сможет утверждать, что нарушил авторские права не намеренно, а по незнанию.

Как правильно заказать текст для сайта

Многие владельцы сайтов не пишут тексты самостоятельно, а заказывают их на бирже у специалистов. Представим, что вы решили заказать SEO-текст для сайта и обратились к копирайтеру, а тот написал статью.

Независимо от содержания договора автор текста — тот, кто его написал, в этой ситуации копирайтер. Ему принадлежат две группы прав:

    Личные неимущественные права — право авторства и право на имя.

Этими правами автор может распоряжаться по своему усмотрению и передавать их другим лицам. Статья 1270 Гражданского кодекса содержит обширный перечень таких прав, причем этот перечень не закрытый.

Использование текста, которое может разрешить автор:

Полный перечень действий с объектом авторского права — ГК РФ Статья 1270. Исключительное право на произведение

Первая группа прав — личные неимущественные — не регулируются договорами и неотчуждаемы. В договоре прописывают исключительные права на использование произведения — то, как заказчик может использовать текст.

Как заключать договор с копирайтером

Заключите договор, когда заказываете текст у копирайтера, так вы обезопасите себя от претензий со стороны автора. Есть несколько вариантов оформления договора заказчика текста и копирайтера.

Вариант 1: договор об отчуждении исключительного права

По такому договору все исключительные права перейдут заказчику текста насовсем. Вы сможете выкладывать текст на своем сайте, переводить на другие языки, публиковать в прессе, ставить по нему радиоспектакли или делать что-то еще. При этом вам не нужно будет каждый раз заново договариваться с автором и доплачивать ему гонорар. Указать автором себя или кого-то другого вы не сможете даже в этом случае.

Вариант 2: лицензионный договор

Если автор не хочет отдавать вам все права или просит за это слишком много, можно заключить лицензионный договор. По лицензионному договору передается только часть прав: например, право на доведение до всеобщего сведения в виде размещения на сайте. При этом вы не сможете делать с текстом что-то еще, что в договоре не указано: переводить, печатать текст на буклетах.

Лицензия в таком договоре может быть двух видов:

  • простая: копирайтер оставляет за собой право заключать договоры на использование текста с кем-то еще;
  • исключительная: права, перечисленные в договоре, передаются только вам и никому больше. Если автор разрешил вам выкладывать текст на сайт и записывать по нему подкасты, то никому больше разрешить то же самое он не может.

Заключая лицензионный договор, нужно подумать над тем, для чего вам может понадобиться текст, и включить все необходимые полномочия сразу. Если вы что-то упустите, то потом без согласия автора делать этого не сможете.

Договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор заключают в отношении уже готового текста.

Вариант 3: договор авторского заказа

Если текст еще только предстоит написать, то заранее с автором можно заключить договор авторского заказа. По его условиям автор обязуется написать текст и передать на него либо все исключительные права, как в договоре об отчуждении исключительного права, либо право на использование текста в определенных пределах, как в лицензионном договоре.

Если не заключать договор

Если вы опубликуете у себя текст, не имея договора с автором, это будет считаться нарушением исключительного права на произведение. За это законом предусмотрена строгая ответственность.

Копирайтер может воспользоваться одним из трех вариантов:

  1. Взыскать с вас все убытки, размер которых сможет доказать.
    Делать это сложно, поэтому авторы обычно не идут по такому пути.
  2. Взыскать с вас двойную стоимость права на использование произведения или двойную стоимость контрафактных экземпляров произведения.
    Если автор достаточно известный и за свой текст обычно берет 50 тысяч рублей, то с вас он взыщет 100 тысяч рублей.
  3. Взыскать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
    Компенсация назначается за каждый факт нарушения, например, за каждую статью, опубликованную на сайте без согласия автора. Сколько именно взыскать — 10 тысяч, 100 тысяч или 5 миллионов — в каждом конкретном случае решает суд. Чаще всего российские суды взыскивают минимальную сумму, но вам может и не повезти.

Размер компенсации указан в Статье 1301 Гражданского кодекса РФ:

«В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
ГК РФ Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

Что еще может грозить нарушителю помимо имущественных потерь:

  1. Блокировка от Роскомнадзора, если на сайте размещен чужой контент.
  2. Уголовная ответственность вплоть до лишения свободы, если своими действиями вы причинили автору крупный ущерб от 100 тысяч рублей или особо крупный от миллиона рублей.

Нарушение рассматривается в Уголовном кодексе, если оно повлекло за собой убытки в крупном размере:

«Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
УК РФ Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав (часть 2)

Срок наказания возрастает, если убытки были в особо крупном размере начиная от миллиона рублей:

Эти статьи действуют в случае, когда кто-то нарушает исключительное право на произведение, к примеру, копирует текст на свой сайт без разрешения.

Если не платить копирайтеру

Ситуации с оплатой зависят от содержания договора заказчика и копирайтера.

Представим, что по договору право на использование произведения вам перешло сразу после его написания. Вы разместили текст на сайте, но по каким-то причинам не заплатили копирайтеру. В этом случае автор может взыскать с вас деньги по суду или потребовать расторжения договора в судебном порядке. После расторжения договора текст вы использовать уже не сможете.

Если по условиям договора исключительное право переходит к вам только после оплаты, вы не можете размещать текст, пока не заплатите исполнителю. Это будет считаться нарушением исключительного права и повлечет за собой ответственность.

Если текст копирайтера не нравится заказчику

Допустим, вы заключили договор авторского заказа, по которому автор обязуется написать для вас текст. Текст написан, но его качество вам не нравится, поэтому размещать его на сайте и платить за работу копирайтера вы не хотите.

В этой ситуации вы рискуете оказаться втянутым в сложный судебный спор: качество текста — это не качество чайника, у которого можно увидеть брак или сопоставить заявленный и фактический материал. Доказать недостатки текста очень сложно. В договоре авторского заказа постарайтесь заранее прописать все требования к тексту, которые можно хоть как-то формализовать и измерить.

Что делать, если скопировали текст с вашего сайта

Допустим, вашему конкуренту не захотелось тратить деньги и заказывать текст у копирайтера. Ему понравилась статья на вашем сайте, он скопировал материал и разместил в своем блоге. Если он скопировал статью в коммерческих целях, то даже указание вашего авторства не сделает копипаст законным.

Двести тысяч за четыре статьи

Разрешение на публикацию она не давала, ссылок на источник копипастеры тоже не поставили. Предприниматель обратилась в арбитражный суд, который постановил, что компания использовала тексты для стимулирования продаж, то есть для извлечения прибыли.

Суд постановил выплатить 150 тысяч рублей компенсации за нарушение авторского права — за то, что компания разместила текст автора без его согласия, и 50 тысяч компенсации морального вреда — за то, что авторство не было указано. Кроме того, с ответчика взыскали 35 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя и 4 370 рублей расходов по нотариальному обеспечению доказательств.

Как бороться с копипастером

Если вашему конкуренту захотелось разместить текст с вашего сайта на своем ресурсе, он должен получить согласие того, кому принадлежит исключительное право. Для этого он должен был связаться с автором текста — копирайтером, или с вами, если копирайтер продал вам исключительное право на использование текста.

Если кто-то присвоил себе авторство вашего текста, то это плагиат. Вы можете через суд доказать, что в действительности являетесь автором, и потребовать компенсацию морального вреда. В России обычно присуждают небольшие суммы, но если незаконные действия причинили вам крупный ущерб (более 100 тысяч рублей), то за плагиат предусмотрена уголовная ответственность.


Что делать, если кто-то выложил текст без вашего разрешения:

  1. Зафиксировать факт нарушения. Сейчас популярным и надежным способом фиксации будет нотариальный осмотр сайта. Такие услуги раньше считались экзотикой, но сейчас этим занимаются многие нотариусы.
  2. Обратиться за защитой своих прав:
  • за взысканием убытков или денежной компенсации в суд;
  • за блокировкой сайта нарушителей в Роскомнадзор;
  • за привлечением нарушителя к уголовной ответственности в полицию, если незаконные действия причинили вам крупный ущерб.

Размеры компенсаций указаны в Статье 1301 Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение исключительного права на произведение.

Как копировать чужие тексты законно

Условия для свободного использования текста:

  1. Цель копирования — образование и обсуждение.
    Использовать чужое произведение можно с научной, критической, полемической, информационной или учебной целью.
  2. Выборочное цитирование.
    Объем заимствованного текста должен быть оправдан целью, то есть речь идет не о сплошном копипасте, а о приведении отрывков для иллюстрации какой-то мысли.
  3. Указание автора и источника.
    Обязательно следует указывать автора текста и источник заимствования, откуда был взят текст. В источнике указывают публикацию в печатном издании или ссылку на сайт.

Правообладатель может запретить копировать полные тексты новостей, указав на сайте или в печатном издании, что копирование без согласия автора не допускается. Но даже с таким указанием можно использовать фрагменты, которые подходят под условия для свободного использования текста.

Какие законы читать об авторском праве

Подробная информация о правах автора, отчуждении прав, штрафах и компенсациях за нарушение есть в Гражданском и Уголовном кодексах:

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим после 01.01.2022, а по отношениям, возникшим ранее, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.01.2022.

ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1274 ГК РФ

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

На днях рабочая группа при Министерстве образования и науки по отработке модели итогового сочинения в выпускном классе и учету его результатов при поступлении в вузы закончила работу. Как обещают участники группы, через несколько дней базовая основа документа будет представлена обществу для обсуждения.

Напомним, что предыдущие публикации законопроектов обычно вызывали более или менее оживленный диалог педагогической общественности, небольшое возбуждение совсем малой части родителей и служили заметной опорой для пиара разного рода политических партий и их деятелей. Но министерство декларирует открытость работы. Объявленная цель публичного обсуждения – поиск варианта, который устроил бы если не всех, то большинство.

Инициатором возвращения сочинения в школы стал президент РФ Владимир Путин. Поэтому чиновники будут очень стараться сделать все быстро и без видимого ущерба интересам школы. В интересах школьников ситуацию лучше отсрочить (навыка нет), да и сам глава государства вскоре после своего заявления предложил чиновникам особо не спешить. Но чиновники народ у нас усердный – быстро все организовали и месяц назад уже отрапортовали, что в следующем году сочинения не избежать. И даже более того. Возможно, наши дети не просто займутся сочинительством, но еще и заговорят. Пока еще не решено окончательно, но все склоняются к тому, что будет введена публичная защита сочинений. И неизвестно, что случится с найденным для успокоения оппонентов компромиссом – в предложенном ныне варианте говорится всего лишь о добровольности его сдачи.

Предложения рабочей комиссии выглядят так. Сочинение рассматривается как форма допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА). Предполагается, что выпускники будут писать его в середине декабря. Пересдать его можно будет лишь спустя два месяца. Планируется, что сочинение учащиеся будут писать в пунктах сдачи единого государственного экзамена. Как и на ЕГЭ, на сочинении постараются обеспечить все меры безопасности: мобильные телефоны проносить на экзамен будет нельзя. Рособрнадзор формирует как открытый (около 200 тем, как примерный перечень), так и закрытый банк заданий по шести направлениям тем. Как объясняют члены рабочей группы, чтобы уж совсем не облегчать жизнь школьникам (иначе пойдут поголовные списывания), нужно обязательно создать закрытый банк тем. В итоге эти шесть ключевых направлений будут формироваться с оглядкой на календарь важных дат и событий в истории (и литературе) нашей страны, и по каждому из этих направлений будут сформулированы конкретные темы. Темы, как объясняется, будут копиться в каком-то одном месте. И точные их формулировки станут известны лишь накануне экзамена.

Во время предпоследней встречи рабочей группы с руководством Минобразования члены Общественного совета предложили чиновникам пять моделей итогового сочинения. Среди предложенных была и модель устной сдачи экзамена. Сочинение должно выступать в роли индивидуального проекта, а вот экзамен предусматривает защиту его перед специальной комиссией: экзаменуемому следует ответить на вопросы по курсу русской литературы 9–11 классов и зачитать наизусть одно из программных произведений.

Читайте также: