Наши классики толстой достоевский чехов сочинение егэ

Обновлено: 07.07.2024

Наши классики — Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов.

С кем из них я сегодня хотела бы встретиться и поговорить?

Лев Толстой — учитель жизни. Он привык, что к нему толпами шли ходоки, и он внушал им свои истины. Наверняка повторялся. Истины не могут быть каждый день новые.

Я постеснялась бы встречаться с ним. Лев Николаевич меня бы подавлял своим величием.

Достоевский — игрок. Игромания — та же самая зависимость, что от алкоголя или наркоты. Это — болезнь.

Достоевский вытаскивал из глубины души, из ее больных слоев выковыривал человеческую гнильцу, клал на ладонь и внимательно изучал.

Гнильца есть в каждом, отсюда такой интерес к Достоевскому. Человеку интересна правда. А правда — это узнавание.

Восхищаясь могучим даром Достоевского, я не хотела бы встречаться с ним лично. Я направлена на позитив, хотя пристукнуть старушку топором иногда очень хочется.

Поклонники Достоевского забросают меня камнями. Я их пойму.

А вот к Чехову я бы помчалась. Есть что послушать, есть на что посмотреть.

Чехов — красивый. Он нравится мне физически, как мужчина. У него прекрасное лицо, одежда, душа и мысли.

Сегодня туберкулез — не проблема.

И Пушкин бы выжил после дуэли — элементарная операция.

Писателем не становятся. Писателем рождаются.

Если бы можно было стать большим писателем в результате усидчивого труда, то классиков оказалось бы навалом. А их — единицы. Два-три классика на сто лет. А таких, как Пушкин, — никогда.

Зачем нужен писатель? Он помогает людям осмыслить жизнь вокруг себя. Во все времена люди сеяли хлеб, а кто-то один стоял и смотрел в небо. И те, кто сеял хлеб, кормили того одного, который смотрел в небо.

Откуда берется писатель?

Мне кажется, что Бог закладывает в кого-то дискету (выбор произвольный), и этот кто-то рождается с дискетой, но не знает об этом. Живет себе и живет, ничего не подозревая. Но вдруг в один прекрасный день происходит подключение к космической розетке. Дискета заработала. Это может произойти в любом возрасте. Писательница И. Грекова начала в пятьдесят лет. Татьяна Толстая — в тридцать семь лет. А я — в двадцать шесть.

В Сергее Довлатове писатель проснулся на зоне, где он служил в ВОХРе.

Три позиции: чувства добрые, восславил свободу, милость к падшим. Все это представлено в творчестве Довлатова. При жизни он не мог пробиться к признанию, но его посмертная слава была ошеломительной.

Вся Россия кинулась читать Довлатова почему? Потому что здесь что-то происходит. Что именно? Большой талант, переходящий в гениальность.

Может быть, я преувеличиваю Довлатова. А может быть — преуменьшаю. Когда-нибудь он будет назван классиком вместе с такими именами, как Достоевский и Чехов.

Хочется рассказать еще об одном писателе, о его подключении к космической розетке. Это — Юрий Рытхэу. Его подключил к космической розетке Гоголь. Он был ушиблен Гоголем. Его ударило, как шаровой молнией. Я об этом уже рассказывала. Николай Васильевич Гоголь оказался с Рытхэу на одной волне. Это знакомство с Гоголем случилось в интернате, где учился Рытхэу.

Рытхэу захотел учиться дальше. После интерната он собрался в Ленинград (ныне Петербург), чтобы поступить в Ленинградский университет.

Пришел корабль. Рытхэу прибежал на корабль. Капитан спросил:

— Это фамилия, — догадался капитан. — А имя и отчество?

— У меня нет, только Рытхэу, и все.

— Я не могу тебя взять на корабль, — сказал капитан. — Нужны полные данные.

Рытхэу заплакал и побежал к директору интерната.

— Что случилось? — испугался директор.

— Меня не берут на корабль, потому что у меня нет имени-отчества.

Рытхэу зарыдал безутешно.

— Возьми мое имя-отчество, — нашел выход директор. — Будешь Юрий Сергеевич.

Рытхэу вытаращил свои узкие глаза.

— А ты? — ошеломленно спросил Рытхэу.

В его представлении: директор отдает свое имя и отчество как свою индивидуальность. Отдаст, а сам с чем останется?

С тех пор появился Юрий Рытхэу, сначала студент, потом знаменитый писатель, единственный писатель-чукча. Может быть, не единственный, но лучший. Всемирно известный.

Моя мать была талантливым читателем, она слышала чужой талант, поскольку обладала внутренним слухом на настоящее.

Видимо, моей маме этот рассказ очень нравился. Она прочитала его так неравнодушно, что во мне что-то вздрогнуло и зазвучало. Герой рассказа — гробовщик Бронза. Бронза был талантливым скрипачом, а его профессия — делать гробы. Талант человека был задавлен грубой повседневностью. И сам Бронза стал грубым. Бытие определяет сознание.

В роду Чеховых было проклятие: чахотка. Мужчинам она передавалась по наследству, а женщинам — нет. Те, кому удалось избежать (сестра Мария Павловна), жили почти до ста лет. А брат Антона Павловича Николай умер в тридцать лет. И сам Чехов тоже умер в сорок четыре года.

На то может быть несколько причин.

2. Антон Павлович был фаталист. Надеялся на чудо. Человеческая психика так устроена, что человек отторгает от себя тяжелые мысли.

3. Профессия. Если голова забита мыслями о скорой смерти, не сможешь писать. Ни о чем другом не будешь думать.

Чехов происходил из низкого сословия. Его прадед был крепостным. Фамилия прадеда — Чех. Чеховыми они стали позже.

Известно его письмо:

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя!

Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полежаевым, платить за братьев-студентов, одевать мать.

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы.

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. Спать с бабой, дышать ей в рот. выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и все это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот. не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не. а матерью. Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае. Ибо им нужна mens sana in corpore sano (здоровый дух в здоровом теле). И т. д.

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть. Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать. хотя бы Тургенева, которого ты не читал.

. самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький. 30 лет скоро!

Разве это не современно? Разве Чехов не созвучен сегодняшнему дню?

Сестра Антона Павловича Маша была влюблена в Бунина. Можно понять: красавец, талант.

Но Бунин не откликнулся на ее чувства, поскольку Маша была из низкого сословия, а Бунин — дворянин. Это имело значение.

Лопахин покупает вишневый сад. Приходит время Лопахиных.

Лопахин — новый русский, подобный тем, что пришли в 90-е годы после перестройки.

Лопахин не ждет, когда Раневская соберет свои пожитки и отправится в Париж к своему любовнику. Он начинает вырубать сад прямо при ней. Слышен стук топора. Лопахину некогда. Ранее он давал Раневской дельные советы: как спасти имение. Надо вырубить вишневый сад и сдавать участки в аренду. Но Раневская хваталась за голову: как можно вырубить вишневый сад? И что же? Она потеряла все и обрекла свою дочь Аню на полную нищету. Аня следом за Петей уходит в революцию. А мы, сегодняшние, знаем, что это такое.

Чехов — поразительно современен. Главное, на что направлена его проповедь, — человеческое достоинство. Всегда, в любых обстоятельствах. И даже в минуту смерти.

Чехов был красив.

Молодой Чехов — просто прекрасен. Главное достоинство его лица — покой. Спокойное лицо с теплым, всепонимающим взглядом. Такие лица бывают у верующих, когда нутро не раздирают страсти. Он все понимает и принимает.

Известен роман Чехова с Ликой Мизиновой — красавицей с соболиными бровями.

Что такое писатель? Раб своей профессии. Счастливое рабство.

Потапенко как таковой был посредственным писателем. Во всяком случае, до наших времен его книги не дошли.

Антон Павлович женился на Ольге Книппер — актрисе МХАТа. Почему на ней, а не на Лике? Лика была красивее и больше любила Чехова, чем Ольга Книппер.

Книппер вышла за Чехова по расчету. Она была любовницей Немировича-Данченко, который был каменно женат, и у Ольги не было с ним никаких брачных перспектив. Она вышла за больного Чехова, поскольку Чехов — имя и можно было крутить роман с Немировичем на равных. Он — женат, она — замужем. Никому не обидно. У Чехова никакого расчета не было. Он был немножко сноб. Ему льстило, что Ольга не просто молодая женщина, а талантливая актриса, яркая личность, это интересно.

Книппер оказалась неплохим менеджером. Пристроила Чехова к доходам театра, он имел акции.

В сорок четыре года Чехов выглядел как старик. Туберкулез делал свою разрушительную работу.

Антон Павлович не покидал Ялту, а Ольга не покидала Москву, МХАТ. Они писали друг другу письма. Письма полны дружеского участия, но это все равно — только письма.

Постоянно рядом с Антоном Павловичем находилась его сестра Маша. У Маши не было своей жизни, она жила жизнью брата. Он завещал ей почти все имущество и доходы от переизданий.

Умер он в немецком городе Баденвайлере. Поехал в Германию лечиться. Книппер отправилась с ним и, чтобы не терять времени, поставила себе зубы. Стоматология в Германии была лучше, чем в России. Как и теперь.

Я усматриваю в этом поступке равнодушие к Чехову. Если бы Книппер его любила, не могла бы ни о чем больше думать. Умирает любимый человек. Какие зубы?

Книппер, видимо, привыкла к мысли о скорой смерти мужа, и они с Немировичем просто ждали финала.

По воспоминаниям недоброжелателей, Немирович был бездарный и пустой как орех. А Чехов, даже умирающий, — это Моцарт.

Это, конечно, неправда. Чехов был деликатным человеком и не мог позволить себе ничего подобного. Но биограф, видимо, не любил Книппер, и это можно понять.

Гроб Чехова везли из Германии по железной дороге в вагоне из-под устриц.

Критика усматривала в этом пошлость. Дескать, Чехов всю жизнь боролся с пошлостью и вот сам стал жертвой пошлости: вагон из-под устриц. Я считаю, что это суждение — глупость. Везли не Чехова, а его тело. А тело нуждается в холоде, равно как и устрицы.

Станислав Любшин — чеховский герой, Алексей Баталов — чеховский герой, а Никита Михалков — нет. Никита Михалков щедро одарен природой, но он царь горы, Карабас-Барабас, хозяин жизни. А Чехов — совсем другой. Он и умер в середине жизни. Но как много он успел. В сущности, он успел ВСЁ. Он передал в мир месседж своей индивидуальности, подарил миру свое имя-отчество — Антон Павлович.

Чехов — мой мастер. Я у него училась и учусь до сих пор. Многие чеховские выражения вошли в мою повседневность. Например:

Я говорю это в тех случаях, когда мне что-нибудь активно не нравится.

Я говорю это гостям за обеденным столом.

Я произношу это в том случае, когда гости разошлись.

Идеологии было выгодно осуждать красивую одежду. Красивая одежда значила легкомыслие, доступность. А одежда для человека — составляющая достоинства. Дурная одежда унижает.

Сейчас в наши дни люди стали одеваться ярко. Пусть недорого (турецкий ширпотреб), но весело. По улицам идет разноцветная толпа, это радует глаз. А раньше — все в сером, как стада крыс.

И правительство наше сидело с напряженными, угрюмыми лицами, как будто у них в заднице кактус.

Я делю людей на своих и чужих. Те, кто любит Чехова, — мои. А с чужими мне не интересно.

Я продолжаю учиться у Чехова писательскому мастерству. Чехов — писатель сдержанный, аскетичный. Он никогда не педалирует ни радость, ни горе.

«— И скажи мне, дедушка, зачем маленькому перед смертью мучиться? Когда мучается большой человек, мужик или женщина, то грехи прощаются, а зачем маленькому, когда у него нет грехов? Зачем?

Чехов поднимается над частной трагедией. Человек — часть природы, только и всего. Многие ученые, подходя к концу жизни, вдруг прозревают в понимании того, что они ничего не знают.

Чехов — врач. Он полагает, что и после смерти ничего не открывается. Писатель остается в своих книгах, а простой человек в своих детях. И другого бессмертия нет.

Англичанин Дональд Рейфилд написал подробнейшую биографию Чехова. Странно, что это сделал англичанин, а не русский чеховед.

У Рейфилда Чехов представлен отнюдь не как идеал человека. Ничего человеческое ему не чуждо. Он — довольно частый посетитель публичных домов. Но и эта сфера жизни отражена в его рассказах. Любая среда — не что иное, как материал для творческой обработки.

Каждый берет из Чехова то, что ему близко. Я беру уроки его самоусовершенствования.

Творчество Чехова рождает в моей душе грусть и нежность, как хорошая музыка.

Сейчас, когда материя захлестнула наше общество, Чехов особенно нужен. Он появляется с палочкой, высокий, сгорбленный, одинокий, больной туберкулезом, и смотрит. Что он говорит? Ничего. Просто смотрит и молчит. И всем становится стыдно.

"ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА". Сообщество любителей книг

"ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА". Сообщество любителей книг

"ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА". Сообщество любителей книг запись закреплена

✍🏻

Наши классики — Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов. С кем из них я сегодня хотела бы встретиться и поговорить?

Лев Толстой — учитель жизни. Он привык, что к нему толпами шли ходоки, и он внушал им свои истины. Наверняка повторялся. Истины не могут быть каждый день новые.
Я постеснялась бы встречаться с ним. Лев Николаевич меня бы подавлял своим величием.

Достоевский — игрок. Игромания — та же самая зависимость, что от алкоголя или наркоты. Это — болезнь.

Достоевский вытаскивал из глубины души, из ее больных слоев выковыривал человеческую гнильцу, клал на ладонь и внимательно изучал.

Гнильца есть в каждом, отсюда такой интерес к Достоевскому. Человеку интересна правда. А правда — это узнавание.

Восхищаясь могучим даром Достоевского, я не хотела бы встречаться с ним лично. Я направлена на позитив, хотя пристукнуть старушку топором иногда очень хочется.

Поклонники Достоевского забросают меня камнями. Я их пойму.

А вот к Чехову я бы помчалась. Есть что послушать, есть на что посмотреть.

Чехов — красивый. Он нравится мне физически, как мужчина. У него прекрасное лицо, одежда, душа и мысли.

Сегодня туберкулез — не проблема.

И Пушкин бы выжил после дуэли — элементарная операция.

Писателем не становятся. Писателем рождаются.

Если бы можно было стать большим писателем в результате усидчивого труда, то классиков оказалось бы навалом. А их — единицы. Два-три классика на сто лет. А таких, как Пушкин, — никогда.

Зачем нужен писатель? Он помогает людям осмыслить жизнь вокруг себя. Во все времена люди сеяли хлеб, а кто-то один стоял и смотрел в небо. И те, кто сеял хлеб, кормили того одного, который смотрел в небо.

Откуда берется писатель?

Мне кажется, что Бог закладывает в кого-то дискету (выбор произвольный), и этот кто-то рождается с дискетой, но не знает об этом. Живет себе и живет, ничего не подозревая. Но вдруг в один прекрасный день происходит подключение к космической розетке. Дискета заработала. Это может произойти в любом возрасте. Писательница И. Грекова начала в пятьдесят лет. Татьяна Толстая — в тридцать семь лет. А я — в двадцать шесть.

рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснение представляет собой снова пересказ текста, не вполне логично связанный с примером.

Взаимосвязь между примерами указана, в качестве анализа продублирована позиция автора:

Приведённые примеры дополняют друг друга и показывают, что подлинные культурные ценности не стареют со сменой поколений.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, сформулирована некорректно (см. речевые ошибки) .

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис; обоснование тезиса построено на том же тексте Лотмана, предложенном для анализа. Вы развиваете мысль, содержащуюся в этом тексте, а должны были привести собственный аргумент: литературный или другой.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Темы и проблемы, поднимаемые в его произведениях живы, несмотря на уход писателя. Этим примером автор показывает , что "лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли", и именно это делает его настоящим "культурным будущим".

Увы, я не вижу, как живость проблем дает толчок мысли. Вы это не доказали.

Задайте себе вопрос: когда вы сталкиваетесь с проблемой, вы всегда обращаетесь к произведениям бессмертных классиков? Я думаю, нет. Значит, точно не все и не всегда. Не надо делать громких пафосных обобщений, ошибочно думать, что этого от вас ждут на экзамене. Это логическая ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Баллы снижаются, если по К10 снижены.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Темы и проблемы, поднимаемые в его произведениях ЗПТ живы, несмотря на уход писателя.

Закрывается придаточный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Я полностью согласна с позицией автора, ведь именно на музыкантах, писателях, поэтах, прозаик ов и других выдающихся творцах и держится культура страны и общества.

Некорректное построение сложноподчиненного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Дополняя предыдущий пример, Ю.М. Лотман упоминает А.С. Пушкина, чьё культурное наследие оставило огромный след для будущих поколений.

Вдумайтесь: наследие — это и есть след. Говорят, что кто-то оставил след .

Темы и проблемы, поднимаемые в его произведениях живы, несмотря на уход писателя.

Тему нельзя поднять, лексическая несочетаемость. Не стоит просто так нанизывать слова, есть риск совершить ошибку.

Этим примером автор показывает, что "лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли", и именно это делает его настоящим "культурным будущим ".

Екатерина, получился каламбур нечаянно: настоящее будущее.

Приведённые примеры дополняют друг друга и показывают, что подлинные культурные ценности не стареют со сменой поколений.

Как ценности могут постареть. Они могут быть забыты, уйти в небытие.

Позиция автора состоит в том, что настоящими культурными ценностями являются творческие деятели , чьё творчество не способно утратить свою ценность со временем и чьи проблемы будут актуальны и для новых поколений.

Екатерина, в этом предложении масса ошибок.

Повторы: творчество и ценности.

Ценностями являются деятели — некорректно. Кроме того творческие деятели — не слишком уместное название для композиторов и поэтов уровня Баха и Пушкина.

чьи проблемы — проблемы деятелей будут актуальны.

Я полностью согласна с позицией автора, ведь именно на музыкантах, писателях, поэтах, прозаиков и других выдающихся творцах и держится культура страны и общества.

Некорректно говорить, что культура держится на ком-то.

И именно они представляют важное и настоящее культурное значение , не исчезающее со сменой времени .

важное и настоящее значение — второй эпитет некорректный, какое значение может быть ненастоящим.

смена времени — как это? смена поколений, вы имели в виду

произведения которых ставят перед собой всевозможные темы и проблемы, в которых человек может найти не только ответы, но и вопросы для размышлений.

Не надо объединять в одном предложении с одними и теми же глаголами проблему и тему! Эти слова по-разному сочетаются с другими.

произведения ставят перед собой — нет, произведения перед собой ничего не ставят

в которых. — это где? в проблемах и темах? И тут еще повтор которых — в которых.

найти не только ответы, но и вопросы — вы некорректно интерпретируете слова Лотмана.

Проблемы добра и зла, нравственного выбора, долга, маленького человека - все эти темы затрагивались и поднимались в их творчестве.

Екатерина, снова проблемы и темы. Это не синонимы! Проблема ≠ тема. Вы третью ошибку на одной месте допускаете. Темы не поднимаются — это лексическая несочетаемость.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что настоящими культурными ценностями являются прежде всего творческие деятели и их произведения , которые не теряются, не исчезают и остаются незаменимыми.

ценности — это деятели и произведения. Творческие деятели , уже упоминалось, некорректно. Так не говорят о великих писателях. Ценность представляет их творчество — так корректнее всего было сформулировать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

Ю.М. Лотман приводит в пример А.С. Пушкина, Чехова, Толстого и Достоевского

Некорректно привести инициалы только рядом с одной из фамилий.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Екатерина, вам надо поработать над речью, очень много ошибок, выражения сумбурные, вы нагромождаете слова, не вполне понимая значение каждого. И разберитесь с проблемой и темой.

В предложенном тексте по Ф.М.Достоевскому содержится рассуждение о русском характере. Что же является особенностью русского характера – вот тема, изложенная в данном тексте.

В самом начале своих рассуждений Достоевский показывает, что русский человек часто не знает меры: он может оторваться от родной почвы, он может круто повернуться в другую сторону вслед за своим убеждением. Но в то же время такое поведение свидетельствует о сильной воле.

В следующем рассуждении Достоевский показывает роль России в мире. Он верит, что у России великое предназначение и её мировая миссия откроется всему миру, когда Россия осознает свою великую силу и увлечёт всех за собою. Не случайно он приводит слова Михаила Лермонтова, сравнившего Россию с Ильёй Муромцем, который тридцать лет сидел сиднем и вдруг пошёл, осознав свою силу. В этом Достоевский также видит особенность русского характера: русский человек не ленив, ему нужно и спокойно наблюдать, и также спокойно добраться до истины.

Далее Достоевский отмечает, что русскому человеку действительно присущи в общем и целом такие черты как ровное отношение к национальным особенностям других народов, принятие чужих идеалов, отсутствие высокомерия, привычка не выпячивать своего национального "я".

Для русской души характерны простодушие и честность, искренность, кротость, сочувствие слабому и угнетенному, милосердие, всепрощение и широта взглядов.

Я согласна с мнением Достоевского о русском человека, с той характеристикой, которую он даёт русскому человеку. Достоевский в отличие от большинства литераторов XIX века знал русского человека не понаслышке, он непосредственно общался с ним, наблюдал и изучал его в течение четырехлетнего пребывания на каторге. Именно эти наблюдения позволили ему правдиво и точно дать описания жизненного уклада и психологии русского человека.

Текст для варианта сочинения по Ф.М. Достоевскому

(1) И страшно, до какой степени свободен духом человек русский, до какой степени сильна его воля! (2) Никогда никто не отрывался так от родной почвы, как приходилось иногда ему, и не поворачивал так круто в другую сторону, вслед за своим убеждением!

(3) И кто знает, господа иноземцы, может быть, России именно предназначено ждать, пока вы кончите; тем временем проникнуться вашей идеей, понять ваши идеалы, цели, характер стремлений ваших; согласить ваши идеи, возвысить их до общечеловеческого значения и, наконец, свободной духом, свободной от всяких посторонних, сословных и почвенных интересов, двинуться в новую, широкую, ещё неведомую в истории деятельность, начав с того, чем вы кончите, и увлечь вас всех за собою.

(4) Сравнил же наш поэт Михаил Лермонтов Россию с Ильёй Муромцем, который тридцать лет сидел сиднем и вдруг пошёл, только лишь сознал в себе богатырскую силу.

(5) К чему же даны такие богатые и оригинальные способности русским?

(6) Неужели же для того, чтоб ничего не делать? (7)Может быть, нам скажут: откуда в вас столько хвастливости, откуда такое высокомерие? (8)Где же ваша способность самоосуждения, где ваш трезвый взгляд, которыми вы так хвалились?

(9)Но, конечно же, если мы начали с того, что вынесли столько самоосуждения, которому сами долго себя подвергали, то можем вынесть и другую правду, хотя бы она была и совершенно обратна самоосуждению. (10)На нашей памяти, — как мы бранили себя славянами за то, что не могли сделаться теперешними европейцами.

(11)Неужели ж нельзя сознаться теперь, что мы тогда говорили вздор?

(12)Мы не отвергаем способности самоосуждения, любим её и именно признаём её за лучшую сторону русской природы, за её особенность, за то, чего у вас вовсе нет. (13)Мы знаем, что ещё много нам предстоит упражняться в самоосуждении, даже, может быть, чем дальше, тем больше. (14)Попробуйте, однако ж, затронуть француза, ну хоть в храбрости. (15)Затроньте англичанина хоть бы в малейшей домашней его привычке. (16)И увидите, что они вам скажут.

(17)Почему же не похвалиться, что в нас, русских, нет такой щепетильности и обидчивости, исключая, может быть, одних, так называемых, литературных генералов наших. (18)Мы веруем в силу русского духа не менее, чем кто бы то ни было. (19)Неужели он не вынесет похвалы? (20)Нет, господа европейцы! (21)Не спрашивайте пока от нас доказательств нашего мнения о вас и о себе и постарайтесь прежде получше узнать нас, если только вам будет на это досуг.

(22) Вот вы уверены, что мы свистали при ваших неудачах, надменно радовались им и плевали на ваши усилия, когда вы так мужественно и великодушно ринулись было на новый путь прогресса. (23)Нет, нет, старшие братья наши, любезные и дорогие, мы вам не свистали, не радовались неудачам вашим. (24)Мы иногда даже плакали вместе с вами. (25)Вы, конечно, сейчас же удивитесь и спросите: да чего же вы-то плакали? (26)Вам-то что было за дело? (27)Ведь вы тут совершенно были сбоку припёка? (28)Ах, господа, ответим мы вам, да ведь в том-то всё и дело, что сбоку припёка, а между тем вам сочувствовали! (29)В том-то вся и загадка. (ЗО)Вот вы, например, откуда-то взяли, что мы фанатики, то есть что нашего солдата у нас возбуждают фанатизмом. (31)Господи боже! (32)Если б вы знали, как это смешно! (ЗЗ)Если есть на свете существо вполне не причастное никакому фанатизму, так это именно русский солдат. (34)Те из нас, кто бывал и живал с солдатами, знают это до точности. (35)Если б вы знали, какие это милые, симпатичные, родные типы! (36) О, если бы вам удалось прочесть хоть рассказы Льва Толстого.

Читайте также: