Нарушевич итоговое сочинение 2021 2022 презентация

Обновлено: 04.07.2024

Итоговое сочинение
носит надпредметный характер - нацелено на
проверку общих речевых компетенций обучающегося,
выявление уровня его речевой культуры, оценку
умения выпускника рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию;
является литературоцентричным, так как содержит
требование построения аргументации с обязательной
опорой на литературный материал.
8

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на
размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и
путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях
литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и
в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не
исключено понимание дороги как пути научных исследований и
творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в
конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений
позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути
обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше
понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической,
краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам,
травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как
важное средство познания действительности и внутреннего мира
9
человека.

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя. 10
Ю. Левитанский

Единственная честная дорога — это путь ошибок,
разочарований и надежд. Жизнь — есть выявление собственным
опытом границ добра и зла. Других путей не существует.
С. Довлатов "Заповедник"
Дорога - путь
Идти своим путем
Найти свою дорогу
Дорога к цели
Путь в никуда
Жизненный путь
Профессиональный путь
Идти дорогой чести
Ступить на скользкий путь
11

Движение, поиск, испытание, обновление
Странствие, путешествие
Д
О
Р
О
Г
А
Жизненный путь героя
Путь творческих поисков
12

В некой разлинованности нотной
Нежась наподобие простынь Железнодорожные полотна,
Рельсовая режущая синь!
М. Цветаева
16

Что сделалось? Зачем я не могу,
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжелую в моих губах имею?
17

Всегда ли технический
прогресс приносит
человечеству пользу?
Как развитие технологий
повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях
технического прогресса?
Как на современное поколение
влияют технические открытия
нашей эпохи?
Технический прогресс — зло
23
или благо?

·
·
·
·
Достоин ли преступник сочувствия?
Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
Можно ли оправдать преступление?
Может ли преступление быть справедливым?
Преступление
Наказание
27

Наказание для виновного заключается в том,
что он не может оправдаться перед собственным судом.
Ювенал
28

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о
произведении различных видов искусства (литература, музыка,
театр или кино, в том числе мультипликационное или
документальное), которое является личностно важным для автора
сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские,
музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные
интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка
выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое
впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным
опытом выпускника, актуальность проблематики, близость
психологических и мировоззренческих установок автора и
выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на
собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при
аргументации примеры из художественных текстов (включая
сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из
искусствоведческих трудов критиков и ученых.
30

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?
Николай Ростов воодушевился и вышел
из состояния отчаяния, послушав
прекрасное пение Наташи.
Музыка помогла Вере Николаевне
выйти из напряженного
эмоционального состояния и понять
Желткова.
32

Гражданский долг,
ответственность
за свою страну
Социальная
справедливость
и социальное
неравенство
Социальные
пороки, причины их
возникновения и
способы борьбы
с ними
Народное счастье,
поиск правды
и тема
странничества
Аспекты
направления
35

В сочинении использовано мало
литературного материала (мысли не
подкреплены аргументами и
литературными примерами,
отсутствует обращение к
системе персонажей,
проблематике произведения и
т.д.).
38

Сочинение перегружено материалом,
который только упомянут, но не
проанализирован.
Литературные примеры не
соответствуют тезисам и
аргументам.
Не определен аспект
доказательства главной мысли
сочинения.
39

Этап 2. Определяем границы темы и
формулируем главную идею
Важно донести до учащихся мысль, что идею
сочинения формулируют они сами. Одна и та же
тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от
того, какую идею выберет ученик, зависит и
содержание сочинения.
42

43. Тема: Что способно изменить человека?

Идея сочинения
Мотивирующими свойствами изменения человека к
лучшему обладают такие чувства, как любовь,
надежда и вера. Соответственно, отчаяние,
ненависть и безверие меняют людей к худшему.
Идея сочинения
Способно изменить человека абсолютно любое
явление: событие, касающееся жизни конкретного
человека, событие, касающееся жизни родных и
близких этого человека, событие, касающееся жизни
всех представителей народа или даже человечества.
43

44. Заключительная часть сочинения

45. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ

Заключение — обязательная часть сочинения,
придающая ему законченный вид, содержит то, ради
чего, собственно, и писалось сочинение.
Заключительные части бывают в виде:
* выводов;
* следствий.
• Под выводами понимается простое, краткое
повторение аргументов главной части сочинения, но
несущее в себе новую мысль, хотя и возникшую на
основе вышеизложенного.
• Следствие, в отличие от вывода, которое целиком
базируется на материале сочинения, выходит за рамки
изложенного в главной части. Это может быть разговор
о влиянии данного литературного произведения или
автора
на
весь
литературный
процесс,
о
распространенности
литературного
явления,
о
предшественниках или последователях автора.
45

Читайте также: