Нарт ерюзмек сочинение на балкарском языке

Обновлено: 02.07.2024

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

Карачаево-балкарский эпос о нартах к настоящему времени почти не изучен. Более того, едва ли даже половина известного материала опубликована. По этой причине большинство читателей имеет слабое представление об этой гениальной народной поэме, одной из важнейших частей национальной духовной культуры и, может быть, самом великом ее достижении. Прежде чем говорить о героях и сюжетах карачаево-балкарской Нартиады, нужно дать краткое пояснение о том, что она собой представляет. Эпос о богатырях-нартах бытует и у многих других народов Кавказа — осетин, абазин, кабардинцев, адыгейцев, абхазов, черкесов. В них много общего, но есть и различия.
Одна из особенностей нартских сказаний балкарцев и карачаевцев — это то, что большая их часть имеет два варианта — стихотворно-песенный и прозаический. Уже в 19 веке ученые, которые стали записывать эпические сказания, сетовали на то, что они постепенно забываются, что все меньше остается людей, которые могли бы спеть эти древние песни, хотя в пересказе сюжеты их известны всем. И все же до наших дней дошло не так уж мало, хотя количество утраченного, видимо, очень велико, (речь идет о балкарцах и карачаевцах, потерявших в годы сталинского геноцида половину населения, в числе которого были многие и многие сказители). И все-таки, несмотря на то, что карачаево-балкарский эпос стали собирать и записывать тогда, когда остальные версии ее были уже собраны и даже изданы, удалось найти не менее 7 тысяч строк стихотворно-песенных текстов, не считая прозаических вариантов. Конечно, по сравнению с тем, что могло быть обнаружено хотя бы до войны, это очень мало. И конечно, безвозвратно утрачены многие мелодии — а ведь еще в 19 веке русский ученый П. Остряков писал о карачаево-балкарских сказаниях, что каждое из них исполняется на особый мотив.
Но даже тот неполный вариант эпоса, которым мы сейчас располагаем, позволяет говорить о нем, как о вполне законченном и великом произведении мировой литературы.
Темы эпоса

Этих тем много, но мы перечислим самые главные:
1. Борьба нартов с чудовищами-эмегенами и драконами. В образах эмегенов или целых племен эмегенов часто изображаются народы, с которыми пришлось сталкиваться в сражениях предкам балкарцев и карачаевцев. Поэтому эти эмегены в таких сказаниях представлены как свирепые и безобразные великаны, вполне владеющими всем, чем владеют люди — речью, обычаями, оружием, конями и т. д.
2. Во многих сказаниях отражаются исторические события, происшедшие в отдаленные времена — войны, сражения и т.п., в которых участвовали предки балкарцев и карачаевцев (скифы, аланы, болгары).
3. Добывание героем-нартом жены или каких-либо волшебных предметов- поющего дерева, золотой шубы, «меча и т. п.
4. Междоусобица из-за угона табунов или месть героя за убитого отца или братьев.
5. Приключения героев на охоте, в пути и т. д.
Кто такие нарты

Нарты, согласно карачаево-балкарским сказаниям, это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы Великим Тейри с определенной целью — установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов — война. Конечно, они воюют не только с чудовищами, но и с другими народами, случается, сталкиваются и между собой. Прирожденные воины, они не могут долго засиживаться дома, начинают скучать, и стоит кому-либо кинуть клич, как все снаряжаются в поход или в набег.
Нарты делятся в карачаево-балкарском эпосе на 4 рода — по именам родоначальников: Аликовы, Схуртуковы (Усхуртуковы), Бораевы и Индиевы. Каждый род имеет своих героев-богатырей. К роду Аликовых принадлежат, например, старший сын Золотого Дебета — Алауган и его сын Карашауай, к Схуртуковым — предводитель нартов Ерюзмек и его сыновья Сосурук, Сибилчи, Бюрче, к Бораевым — Бора-батыр и возможно, Созар, к Индиевым — семь братьев, имена которых не названы.
Все нарты едины в своей борьбе с внешними врагами — иноплеменниками и чудовищами. Но существует у них и вражда между родами. За власть и влияние в стране нартов бо

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

География нартского эпоса

Конечно, каждый народ в своем эпосе изображает героев по своему подобию и согласно своим идеалам, как и нравы и обычаи этих героев. Разумеется, балкарцы и карачаевцы, которые считали нартов своими легендарными предками (фактически так оно и есть, поскольку нартский эпос — это устная художественная история наших предков — скифов, болгар, алан), тоже изображают нартов похожими в своем быту на самих балкарцев и карачаевцев. Например, нарты платят калым за невесту: Алауган, женившийся на дочери великанов, трижды наполняет мясом оленей их огромный котел. Карашауай отдает в калым за прекрасную Агунду, дочь Ерюзмека, табун угнанных им породистых коней.
Свадебный обряд нартов тоже напоминает обряд балларцев и карачаевцев. Алауган приезжает за своей невестой со своими друзьями. Эмегены готовят для них угощение и т. д.
Описан и погребальный обряд нартов — видимо, так хоронили погибших наши предки во времена язычества: через каждые четыре года на .могиле героя приносили в жертву коня, а после поминальной трапезы плясали вокруг могилы, затем давали клятву богу неба — Тейри — быть стойкими, мужественными.
Обычай гостеприимства для нартов священен, желание гостя — закон. Когда в гости к Ерюзмеку приезжает богатырь Ногайчик, он сразу предупреждает хозяина, что будет находиться в его доме целый год и что каждый день будет съедать по откормленному валуху, а его конь по копне сена. И только через год Ерюзмек спрашивает гостя о цели его приезда.
Что бы ни попросил один нарт у другого, тот не имеет права отказать ему в просьбе — именно поэтому Золотой Дебет оставляет своего приемыша, маленького Ерюзмека, бездетной чете — Схуртуку и его жене Асеней.
Занятия нартов

Главным занятием нартов является война — с эмегенами, драконами и иноплеменниками, которые также представлены в образе злых великанов. Нарты — это прежде всего воины. Вся жизнь их проходит в походах и набегах, совершаемых с целью угона табунов.
Но, кроме того, нартам присущи и черты тружеников — конечно, не героям-богатырям, а всему народу в целом, хотя, надо сказать, и некоторые из богатырей не чураются работы. Например, Алауган помогает отцу в его кузне, Бёдене ловит рыбу, Чюерди пасет табуны Бора-батыра, прежде чем стать воином-героем. Второй сын Дебета — Гуу пасет овец, третий, Цехни — охотник.
Нарты занимаются и земледелием — постоянно упоминаются возделанные поля, говорится о небывалых урожаях пшеницы и ячменя и т. п.
Одно из любимейших занятий нартов — охота, чаще всего на оленей

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

Главным занятием нартов является война — с эмегенами, драконами и иноплеменниками, которые также представлены в образе злых великанов. Нарты — это прежде всего воины. Вся жизнь их проходит в походах и набегах, совершаемых с целью угона табунов.
Но, кроме того, нартам присущи и черты тружеников — конечно, не героям-богатырям, а всему народу в целом, хотя, надо сказать, и некоторые из богатырей не чураются работы. Например, Алауган помогает отцу в его кузне, Бёдене ловит рыбу, Чюерди пасет табуны Бора-батыра, прежде чем стать воином-героем. Второй сын Дебета — Гуу пасет овец, третий, Цехни — охотник.
Нарты занимаются и земледелием — постоянно упоминаются возделанные поля, говорится о небывалых урожаях пшеницы и ячменя и т. п.
Одно из любимейших занятий нартов — охота, чаще всего на оленей и зубров. Если нарты не в походе или в набеге, то обязательно на окоте.
Наибольшее место в карачаево-балкарском эпосе отведено труду кузнеца. Видимо, это связано с образом бога кузни Золотого Дебета, ведь и сам карачаево-балкарский эпос начинается с того, что нарты начинают обрабатывать металл (железо). Одним словом, занятия нартов по своей важности располагаются в следующем порядке:
1. Войны, походы, набеги
2. Добыча и обработка металла
3. Коневодство и овцеводство
4. Земледелие, охота и рыболовство.+

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

Нартский эпос создавался на протяжении многих столетий, поэтому в нем упоминаются названия различных видов оружия, возникавших в разные эпохи. Но обычно богатырь пользуется мечом (къылыч, сырпын), луком (садакъ, жия — простой и составной луки), кинжалом (къама), булавой (токъмакъ), боевым топором с двумя лезвиями (гида), копьем (гебох), пикой (сюнне). Они одеты в панцыри (кюбе), на голове — шлемы (такъыя, темир бёрк). Сражаются нарты верхом, но иногда и пешими.

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

Судьба сыновей Дебета трагична. Некоторые из них погибают во время угона табуна волшебных коней в схватке с грозным хозяином коней, пустившимся в погоню. Других убивает на пиру будущий предводитель нартского войска Ёрюзмек из рода Схуртуковых (откуда и начинается вражда между Аликовыми и Схуртуковыми). Ёрюзмек пощадил только Алаугана — у него детей нет, род его и так прервется. Младший сын Созук в этих событиях не участвует, поскольку его еще раньше братья изгнали из села и он живет далеко от них, пася овец.
Дебет, кроме того, что снабжал оружием нартов, изготовил для них и волшебную палку, жезл, навершие которой представляло собой резное изображение головы оленя, а оканчивалось изображением копыта коня. Этот жезл обладал чудодейственными свойствами — он нагонял на эмегенов страд, сеял среди ник болезни, а нартов, наоборот, излечивал и вселял в них уверенность.
Наконец, когда Дебет изготовил для нартов достаточно оружия, он удалился от них и на склоне горы Тырмытау построил себе кузню. Там он живет обособленно от нартов, которые, однако, не забывают его и обращаются к кузнецу, если им что-либо необходимо изготовить. Кроме того. Дебет является и хранителем сокровищницы нартов — Яхонтовой пещеры (Накъут дорбун).
Когда же Дебет решил, что на земле ему делать больше нечего, он смастерил крылатую колесницу и улетел на ней в верхний мир, на небо. Там, говорится и эпосе, он по прежнему кует железо для людей, живущих там. Звездопады, частые в ноябре — декабре — это искры, вылетающие из под молота могучего бога-кузнеца.
Изображенная с величайшим искусством, фигура Золотого Дебета стоит в одном ряду с кузнецами мирового фольклора — карело-финским Вяйнемяйненом, греческим Гефестом, иранским Каве и др.

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

Сатанай-бийче и нарт Ёрюзмек

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

АЛАНИЯ (Къарачай бла Малкъар)

После того, как враждующие нартские роды помирились, стала возможной победа над эмегенами, теперь уже окончательная. Ерюзмек трубит общий сбор всех нартов. Нарты седлают коней, и собираются в предгорьях, затем входят в тесное ущелье. Начинается решающая битва. Эмегены швыряют в богатырей огромные камни, с корнем выдирают вековые деревья, а нарты рубятся мечами и стреляют из луков. Наконец, они окружают эмегенов у подножья Дых-Тау и полностью истребляют их. Но остается еще Мать Эмегенов, громадное чудовище, каждые три месяца порождавшая на свет сто детей-великанов. Нарты находят ее в глубоком овраге — ее тело заполняет весь овраг — и Ерюзмек поражает ее стрелой и мечом. Таким образом, цель, поставленная перед нартами Великим Тейри, достигнута и все враги человека — эмегены и драконы истреблены. Нарты на крылатых конях во главе с Ерюзмеком улетают на небо, а другая их часть опускается под землю, в нижний мир, где они продолжают сражаться с врагами человека. Во время их сражений под землей происходят землетрясения, а на небе, когда Ерюзмек набрасывает на врагов свой аркан, сверкает молния, когда он кричит-гремит гром. Ерюзмек со своим войском охраняет небо от бесов.


Содержание

Становление эпоса

Исследователи [кто?] полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.

Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.

Вопрос о происхождении нартовского эпоса сложен. Языковед-иранист В. И. Абаев и французский историк-филолог Жорж Дюмезиль утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины.

Согласно нартоведу Ахмету Мальсагову, имена большей части нартов имеют выраженное иранское происхождение [источник не указан 1259 дней] .

Сказания разных народов

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.

Также есть различия в именах героев эпоса.

осет. адыг. вайнах. абхаз. кабард. карач.-балк.
Сослан/Созрыко Сосруко Сеска Сосла/Соска Сосла Сасрыкуа/Сасрыква Сосруко Сослан/Сосурук
Сата́на/Шатана Сатаней Гуа́ша Села Сата/Сели Сата Сатаней-Гуашьа/Сатаней Сатаней Сатанай
Батрадз Батараз Патарз/Патриж Цвицв Батраз Батыраc
Сырдон/Ширдон, сын Гатага - Боткий Шертга/Шертщко Батакуа - Шырдан
Ацамаз Ашамез/Ачемез Ачамаз/Ачамза Щамаз Ашамез Ачемез
Урызмаг Уазырмес Урузман/Орзми - Уазырмес Ерюзмек
Хамыц Химиш/Хымыш Хамчи Хмышь Химиш Хымыч
Саууай/Шаууай Шуай Кинда Шоа/Киндий Шоа - Шауей Карашауай

Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх, Ахумида, Бадыноко; у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.

Также есть различие между образами нартов.

У осетин

В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката, Бората и Алагата. Первые — воины. Их род небогат, но обладает силой и отвагой. Второй род, Бората, постоянно враждует с Ахсартагката. Они богаты, но именно они послужили причиной гибели нартов. Род Алагата редко упоминается в эпосе; Алагата — хранители всех ритуальных предметов, необходимых для обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них.

Согласно теории трёх функций Жоржа Дюмезиля, это деление на три рода-касты отражает социальный строй древнего индоевропейского общества, отчего и представлено только у осетин — единственного индоевропейского народа в регионе.

У вайнахов

В основном нарты изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи, несущие добро [источник не указан 1036 дней] . Но в чечено-ингушской версии, сохранившейся фрагментарно, есть отличие от других.

У адыгских народов

У кабардинцев

Кабардинский эпос схож с эпосом других народов-носителей эпоса. Самым крупным собирателем кабардинских сказаний был Кази Атажукин, человек, составивший в 1864 году кабардинский алфавит. Он первый в кабардинской истории выпустил книгу с некоторыми сказаниями о нартах.

У адыгейцев

В адыгской версии более обширное место цикл сказов о младшем нарте Сосруко, символе солнца и света; в абхазском — о Сатаней, матери нартов.

У карачаево-балкарцев

Нарты, согласно карачаево-балкарским сказаниям, это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы верховным богом Великим Тейри с определенной целью — установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов — война. Конечно, они воюют не только с чудовищами, но и с другими народами, случается, сталкиваются и между собой. Прирожденные воины, они не могут долго засиживаться дома, начинают скучать, и стоит кому-либо кинуть клич, как все снаряжаются в поход или в набег.

Нарты делятся в карачаево-балкарском эпосе на 4 рода — по именам родоначальников: Аликовы (Аликлары), Схуртуковы (Усхуртуклары), Бораевы (Боралары) и Индиевы (Индилары). Каждый род имеет своих героев-богатырей. К роду Аликовых принадлежат, например, старший сын Золотого Дебета — Алауган и его сын Карашауай, к Схуртуковым — предводитель нартов Ерюзмек и его сыновья Сосурук, Сибилчи, Бюрче, к Бораевым — Бора-батыр и, возможно, Созар, к Индиевым — семь братьев, имена которых не названы.

Все нарты едины в своей борьбе с внешними врагами — иноплеменниками и чудовищами. Но существует у них и вражда между родами. За власть и влияние в стране нартов борются два рода — Аликовы и Схуртуковы, и их вражда прекращается только после женитьбы Карашауая на дочери Ерюзмека Агунде.

Нарты у других народов Кавказа

Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у некоторых грузинских этнических групп, таких как рачинцы, сваны, хевсуры. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой. У народов Дагестана в сказках обычно не один, но семь нартов. Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.

Герои эпоса

Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан/Сосруко/Сеска Сосла/Сасрыква. У всех народов это нарт, рождённый из камня. В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствие удара по слабому месту. Похожий сюжет встречается у многих индоевропейских народов.

С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. В абхазской версии он был младшим братом из ста, но превосходил братьев и силой, и находчивостью.

Также важен цикл о Сатане/Сатаней-Гуаше/Сели Сата. В абхазской и адыгской версиях это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. В осетинской версии она как бы приземлена. У осетин она — жена родоначальника нартов, хозяйка, неистощимая на хитрости женщина.

В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. …Спи моё счастье, храбрый мой львёнок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского, Здравицы словно скажут тебе.

Бадыноко — единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски. Он говорит:

Никогда я не стремился К угощениям богатым, К песнопениям весёлым. …доспехи боевые Я надел для дел высоких: Мой удел — защита правды.

Разное

Примечания

Литература

  • Абаев В. А. Нартовский эпос. Орджоникидзе, 1945.
  • Акаба Л.A. Мифология абхазов. Сухуми, 1976.
  • Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972.
  • Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.
  • Мальсагов А. О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.
  • Салакая Ш. Х. Абхазский нартский эпос. Тбилиси, 1976.
  • Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. Сборник. М., 1969.
  • Шортанов А. Нартский эпос адыгов. (Адыгский героический эпос). М., 1974.

Ссылки

  • Осетины
  • Осетия
  • Осетинская мифология
  • Эпос
  • Мифология Кавказа
  • Фольклор
  • Нартский эпос
  • Абхазская мифология
  • Абазинская мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Нартский эпос" в других словарях:

Нартский эпос — (Нартовский) эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских племён и у дагестанских народов. Термин… … Большая советская энциклопедия

НАРТСКИЙ ЭПОС — НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) эпос древний монументальный эпос кавказских народов (в стихотворной и прозаической форме) о подвигах героев, составлявших своего рода богатырское сообщество; записываться начал в 19 в … Большой Энциклопедический словарь

Нартский (Нартовский) эпос — Нартский (Нартовский) эпос, эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских племён и у дагестанских народов.… … Большая советская энциклопедия

Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия

ЭПОС — (греч. épos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь

НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС — НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС, героический эпос кавказских народов — осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме.Нарты — племя … Литературный энциклопедический словарь

Нартский (Нартовский) эпос — НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС, древний монументальный героический эпос кавказских народов – осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов; известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме … Иллюстрированный энциклопедический словарь

НАРТСКИЙ — (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС, древний монументальный героический эпос кавказских народов осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов; известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме. Повествует … Современная энциклопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сабийлени тил байлыкъларын есдюрюу, кесибизни тарихибизни эсде тутуу, оюмла, тилбургъучла, элберле эмда нарт сезлени джашауда магъаналарын айыртыу, анна тилибизни сюйдюрюу.

Джети атагъа дери санау

Эски къарачай адетле

Нарт сезлени окъугъуз

Эски къарачай джырла

Этилген ишге багъа бериу, саугъалау.

- Багъалы къонакъла! Бюгюн биз классдан тышында бардырылгъан ишибизни КВН халда бардырайыкъ.

Бусагъатда командалагъа сёз берейик, ала тюбешиу саламлары бла башласынла да, сора жюри хар эришиуден сора багъа бере барыр.

1.Командаланы саламлары.

Биз тюбешиуню башлайыкъ.

Ойнагъан бла, кюлген бла

Биз эришейик, кюрешейик,

Сиз да бизге эс бёлюгюз,

Багъа салгъан заманда

Тюбешиуню башлайбыз биз,

Кёз алмайын къарагъыз сиз.

Эсигизни бизге бёлюгюз,

Этгенибизни да бир кёрюгюз.

Былайгъа чыгъар заманда

Тилеген эдик Аллахдан.

Бизни бла болсун,

Тилегибиз толсун деб.

Биз чыгъабыз былайгъа,

Бизден иги болургъа

Акъылыгъызгъа да алмагъыз.

2. Капитанланы сынау.

Капитанланы элберлени кючю бла сынарыкъбыз.

Акъ къарда — къара сокъмакъ.
( Джазыу.)

Таууш этмей сёлешген,
Халкъгъа акъыл юлешген
(Китаб.)


Эл ичинде бир ана
Кеб сабийни сюеди,
Анга келиб киргеннге
Акъыл-билим береди.
(Школ.)

Анасындан мыйыкълары бла туугъан,
Бетин-къолун сапынсыз-суусуз джуугъан.
(Киштик.)

Булут тюлдю — салкъын этеди.
(Кюнлюк.)

Акъ суу бла сары суу
Бир бёчкеде къатышмайдыла.
(Гаккыны агъы фла сарысы.)

Онеки къуш,
Элли эки чаука,
Ючджюз алтмыш беш чакъынджик
Бир гаккы табхандыла.
(Айла,ыйыкъла,кюнле,джыл.)

Бир ананы — минг баласы.
(Ай бла джулдузла.)

3. Къарачай ушхууурла.

Жюриге этген ушхууурларындан бир табакъгъа салыб берликдиле, къалай этгенлерин да айтырыкъдыла. Жюри да, залдан да 2-3 адамушхууурларын къабыб керюб балла саллыкъдыла. Бу аланы юй ишлери боллукъду.

Бурун аширу джырна этилгенди. Ол къурманча бир уллу байрам болгъанды. Аширу джырнагъа-джети тюрлю зат салынады. Аны бишириб элге чачхандыла.

Суугъа къурмандан къалгъан эт атылады, нартюк джырна къуюлады, къудор, туз, бышлакъ, будай, арпа. Эм азына джети зат болургъа керекди.

Халпама деб нартюх уннга семиз джау туралгъан къошулуб этилген, сууда бишген джассы гюттючюклеге айтадыла, аланы туз атылгъан сууда берекленича биширедиле. Кеслери да иссилей ашаладыла.

4. Нарт сёзлени айтыу.

Эки команда да нарт сёзлени айтыб эришедиле.

Билим сатылмайды –окъуб, юрениб алынады.

Тилин сатхан- кесин сатхан, кесин сатхан- элин сатхан.

Тойгъан джерден туугъан джер ашхы.

Къанатлыла адамны шохларыдыла.

Намысынгы гитчеликден сакъла.

Ашагъан къутулур, джалагъан тутулур.

Адамны бир алдасанг, экинчи ийнанмаз.

Алтын орнуна- алгъышым.

Аманлыкъ этсенг, башынга джетер, игилик этсенг, ол да джетер.

Ит тойса иесине чабар.

Сабырынга таш байла.

Тёзген темир бюгер.

Ашыкъсанг гардош да бишмейди.

Насыблыны эки джуугъу бир кюн келир, насыбызны эки борчу бир кюн келин.э

Аман сохтаны китабы тас болур.

Къартны сыйламагъан сыйланмаз.

Керти тенг- балдан татлы.

Джазны кюню джыл багъар.

Онгсузну джакъла, тенгликни сакъла.

5. Эски къарачай адетле.

1.Бешик белеу.

Къарачайлыла емюрден берида, юй джашаугъа, юйлениуге, хар затны заманында этерге эс белгенлей келгендиле.

Юйде, юйюрде ата-ана сау болсала, неда юйленнген уллу къарнаш болса, кесинден гитче джашланы юйлендирирге ашыгъыб тургъандыла.

Келинчик къызны не къадар узагъыракъ тукъумдан, джуукъ джетмеген джерден алыргъа керек болгъандыла, не ючюн десенг, санаб, ала къатышхан тукъумлагъа къатышханны ырысха санаб, къан къатышдырмай тургъандыла.

Бир тукъумдан, бир атаулдан юйгеда къатышыргъа болмагъанды. Алай болмаса, артда келлик тёлюлеге табсыз болургъа боллугъун билгендиле аллай иш кесида адамлыкъсызгъа, учузлукъгъа, адебсизликге сналыб тургъандыла.

Келинчик къайын атасына, къайын анасына, джашны уллу эгечи, не уллу къарнашына сёлешмей тил тутханды. Джашауларында ол адамлагъа сёлешмей кетген адамлада болгъандыла.

джети атагъа, анагъа дери.


5.Эски халкъ джырла

Ёксюз болуб ёсген эдинг,Гапалау,

Кёб къыйынлыкъ кёрген эдинг, Гапалау.

Къарыусузгъа нёгер эдим. Гапалау ,

Анасына джигит туугъан Гапалау.

Сен джарлылагъа таянчакъ боллучан.

Ала ючюн сёзню таукел салыучан .

Къарыусузгъа сен кёпюр салыучан.

Анасына джигит туугъан Гапалау .

Джарлы-къарыусузла ючюн кюрешген ,

Алагъа джер юлюш алама дединг .

Тогзуз къама кириб ёлдюнг , Гапалау

Анасына джигит туугъан Гапалау.

Сен кёкге джете мийиксе

Ууакъ тауланы ичинде

Мияла кибик джылтырай

Къанга бузларынг юсюнде.

Юсюнгде барды акъ тонунг,

Сен джайда да къышда киесе

Кюн бузулургъа тебресе

Боран этерге сюесе.

Кюн ариу, чууакъ тууса да

Джайда къышда эримейле

Сенден сора къайсы тауду

Ариулукъба бай болгъан

Башы къыш болуб , бели джаз болуб

Этеклеринде джай болъан.

Багъалы къонакъла !

Эс ийиб тынгылагъыз ючюн бек сау болугъуз!Сабийле, этген джумушугъузгъа разы болугъуз!

1278404783_1.jpg

Бардырыучу : Багъалы къонакъла!Хош келигиз! Бизни бюгюн джыйылыубузну, ишибизни мураты: бу сеийр таулада,эски джуртлада,чокъуракъ суулада джашагъан етгюр,ариу миллетибизни тилин кергюзтюрюрге излейбиз.

Минги Тауну къойнунда ,

Шоркъа суну бойнунда.

Ызын къойгъан бир халкъгъа,

-Къайсы халкъгъа чакъырады къонакъгъа бизни ……………

Тюз айтасыз,къарачай халкъгъа-тау халкъгъа. Къарачай халкъ бек эртеледе къуралгъан халкъды.Къарачайны табигъатын,адетлерин ,адебин ,миллетни ариулугъун кергюзген Ана тилибизди.Бизни тилибизни сыйы тюшмезча,джашауда орну тас болмазча кеб хайырлы иш бардырадыла бизни илмучуларыбыз,тарихчиле,джазыучулада.

Ана тил! Нечик татлы эм джууукъ сезледиле.Бу сезле бизни джашауну джарыкъ дуниясына келтиредиле.Татлы,таза,сеийрлик тилибиз!

Ана тилим –джан тилим,

Тил байлыкъны анасы.

Ана тилим_джан тилим,

Ана тилим-джан тилим,

Ана тилим-бал тилим,

Юзюлмез Алан ызым!

-Аперим,аперим! Харс уругъуз!

Тилибизни ариулугъун ,байлыгъын ,сеийрлигин кергюзген бизни таурухларыбыз, нарт сезлерибиз,джомакъларыбыз,джырларыбыз ,тепсеулерибиз эмда оюнларыбыз.

Алай а багъалы къонакъларыбыз оюнубузну башлайыкъ,анна тилибизни къалай билгенигизни кереийк.Сизге къарарыкъ,оценивать этерикле ,жюри………

-Мен сизге джомакъланы айтайым, сиз алгъа джууаб айтыгъыз.

Сууугъа кириб бугъама,къонакъ алыб чыгъама.( къармакъ)

Бир атым барды да,ангъа минмеген джокъду.(шиндик)

Бири айтады,экеулен къарайды,экеулен да тынгылайды.

Кеслери еседиле,биленмегенлей кеседиле.(аууз,кезле,къулакъла,тишле)

Къолу,аягъы джокъ, хар кюнде ,хар юйде .Кюн узуну тепсейди.(сибиртги)

Ой ,алайд омакъ кюбюрчек, ой ,алайда джомакъ кюбюрчек.Толуду сыйлы алтындан,джырдан ,хапардан,акъылдан.(радио)

Къазан къара- къашында,олтуруб юй башында. Джуунда,къарда да ,ол тютюн тартады.(оджакъ)

Биз-биз-биз эдик,бирер ариу къыз эдик,бир чыбыкъгъа тизилдик,бирем-бирем юзюлдюк.(мынчакъла)

Уллулугъу –харбыз чакълы,сыйынгъаны – джер чакълы.(адам баш)

Не барама,не барама,дженгерими озалмайма.(келекке)

Оюнну биринчи белюмюнде хорлагъан …………

Бу айтыулада суратла,сезледа эм санаулада бардыла. Аладан келишдириб айтым къураргъа керекди.

Бу белюмде хорлагъан …..

Бардырыуч у: Тауда таулу адетле-ташдан ,таудан къаты.

Намысды –бек тамата,анны билмеген кырты.

Анна тилни сюйеик,

Дерсге барыб келейик.

Дуния хали билейик,

Къартны сыйын керейик.

Керек джерде бирлешиб.

Ата Джурт деб бурулуб,

Аперим! Сиз джашагъыз! Сиз джашнагъыз! Сыйлагъыз къартланы! Джокълагъыз онгсузланы! Игиликле бла ,ашхылыкъла бла сау дуниягъа белгили этигиз миллетибизни! Унутмагъыз ата-баба тилибизни .

Бусагъатда оюн халда ана тилде джырланы макъамларына тынгыларыкъсыз. Сиз ол къайсы джырды эм ким джырлагъанын билирге керексиз(макъамлагъа тынгылау).

1.Къасбот Тамбиев –Тауларым.

3.Алим Аппаев-Ана тилим.

7.Къасбот Тамбиев- Къара къаш.

8.Хубийланы ………..-Къарачайны къадау ташы.

10.Батчаланы Лидия-Джашна Къарачай.

11.Къаракетланы Махар-Таурухдача джашайды Къарачай.

13.Езденланы Альберт-Суу алыб келе.

14.Газаланы Алим-Къобан джырлайды.

15.Мусакайланы ……..-Туугъан элим.

17.Байкъулланы Солтан-Унутма мени.

18.Хубийланы Хасан-Къобан бла Теберди.

20.Газаланы Алим-Тауларыма чакъырама.

Бусагъат сахнагъа чакъырама бизни гитче джырчыларыбызны ариу …………….

  1. Ата Джуртну къоругъан –озар,къорумагъан тозар.
  2. Тили джокъну сыйы джокъ,сыйы джокъну кюню джокъ.
  3. Онгсузну джокъла,тенгликни сакъла.

Ишленмеген къыз-тузсуз хант.

2.Тюзлюк шохлукъну –бегитир.

3.Дуния байлыкъ- билим.

1.Бирикген иш артха къалмаз.

2.Аман сохтаны китабы тас болур.

3.Къаллай салам берсенг,аллай джууаб алырса.

1.Башда акъыл болмаса,эки аякъгъа кюч джетер.

2.Ишинг алгъа болса-ауузунг балда болур.

3.Ташны ата билмеген-башынга урур.

1.Ашхы сез-джаннга азыкъ,аман сез-башха къазыкъ.

2.Тили узуннгу-насысы къысха.

3.Тойгъан джеринден Туугъан джер ашхы.

1.Алгъын сагъыш этда,айтырынгы алай айт.

2.Адебли адам адебсизге эришмез.

3.Хомухну бурну джай юшюр.

1.Адам къыйналмай зауукъ кермез.

2. Бал татлы,балдан да бала татлы.

3.Джуртун сатхандан эсе,елген ашхы.

1.Айтылгъан сез ызына къайтмаз.

2.Шохунг минг эсе да азды,джауунг бир эссе да кебдю.

3.Джахил болса анасы,не билликди баласы.

Оюнну бу белюминде харифле бла санауладан сез къураргъа керекди. Ким биринчи айталса,ол хорлады.

Бардырыучу: Сабийле ,багъалы къонакъларыбыз,энтда бир затха эсигизни белюрге излейме-Уллу Аллах бизни миллетни ариу,сеийрлик,дарманлы,джомакълы табигъат бла саугъагъанды,деу къалабыз Европада эм мийик,кюмюш башлы Минги Тауубуз тынчлыгъыбызны сакълайды. Мени сизге тилерим, келигиз барсыбызда ариу джырыбызныджырлайыкъ.Сезлеринда ,макъамында Семенланы Исмаил салгъанды.

-Сабийле,къонакъла,миллетибизни юсюнден ,тилибизни юсюнден кеб зат айтдыкъ бюгюн,тилибизни унутмазгъа,тас этмезге керек болгъанын энтда талай кере чертдик,тилибизге сюймеклигибиз терен болду, деб ышанама.

Унутмайыкъ! Ыйлыкъмайыкъ! Сыйын келтюрейик Ана тилибизни! Къарачай

Бюгюн джыйылыбыуузну адетде болгъаныча,таулу той бла бошаргъа сюеюбиз!

Предварительный просмотр:

КВН « Ана тилим-мени учар

1278404783_1.jpg

Составила: воспитатель МБДОУ

Каппушева Фатима Хыйсаевна

Бютеу дуниягъа инсанла,

Бу дуниягъа кез ачханла.

Сизге атсынла акъ тангла,

Кюн ашхы болсун адамла!

Бардырыучу : Багъалы къонакъла!Хош келигиз! Бизни бюгюн джыйылыубузну, ишибизни мураты: бу сеийр таулада,эски джуртлада,чокъуракъ суулада джашагъан етгюр,ариу миллетибизни тилин кергюзтюрюрге излейбиз.

Минги Тауну къойнунда ,

Шоркъа суну бойнунда.

Ызын къойгъан бир халкъгъа,

-Къайсы халкъгъа чакъырады къонакъгъа бизни ……………

Тюз айтасыз,къарачай халкъгъа-тау халкъгъа. Къарачай халкъ бек эртеледе къуралгъан халкъды.Къарачайны табигъатын,адетлерин ,адебин ,миллетни ариулугъун кергюзген Ана тилибизди.Бизни тилибизни сыйы тюшмезча,джашауда орну тас болмазча кеб хайырлы иш бардырадыла бизни илмучуларыбыз,тарихчиле,джазыучулада.

Ана тил! Нечик татлы эм джууукъ сезледиле.Бу сезле бизни джашауну джарыкъ дуниясына келтиредиле.Татлы,таза,сеийрлик тилибиз!

Ана тилим –джан тилим,

Тил байлыкъны анасы.

Ана тилим_джан тилим,

Ана тилим-джан тилим,

Ана тилим-бал тилим,

Юзюлмез Алан ызым!

-Аперим,аперим! Харс уругъуз!

Тилибизни ариулугъун ,байлыгъын ,сеийрлигин кергюзген бизни таурухларыбыз, нарт сезлерибиз,джомакъларыбыз,джырларыбыз ,тепсеулерибиз эмда оюнларыбыз.

Алай а багъалы къонакъларыбыз оюнубузну башлайыкъ,анна тилибизни къалай билгенигизни кереийк.Сизге къарарыкъ,оценивать этерикле ,жюри………

-Мен сизге джомакъланы айтайым, сиз алгъа джууаб айтыгъыз.

Сууугъа кириб бугъама,къонакъ алыб чыгъама.( къармакъ)

Бир атым барды да,ангъа минмеген джокъду.(шиндик)

Бири айтады,экеулен къарайды,экеулен да тынгылайды.

Кеслери еседиле,биленмегенлей кеседиле.(аууз,кезле,къулакъла,тишле)

Къолу,аягъы джокъ, хар кюнде ,хар юйде .Кюн узуну тепсейди.(сибиртги)

Ой ,алайд омакъ кюбюрчек, ой ,алайда джомакъ кюбюрчек.Толуду сыйлы алтындан,джырдан ,хапардан,акъылдан.(радио)

Къазан къара- къашында,олтуруб юй башында. Джуунда,къарда да ,ол тютюн тартады.(оджакъ)

Биз-биз-биз эдик,бирер ариу къыз эдик,бир чыбыкъгъа тизилдик,бирем-бирем юзюлдюк.(мынчакъла)

Уллулугъу –харбыз чакълы,сыйынгъаны – джер чакълы.(адам баш)

Не барама,не барама,дженгерими озалмайма.(келекке)

Оюнну биринчи белюмюнде хорлагъан …………

Бу айтыулада суратла,сезледа эм санаулада бардыла. Аладан келишдириб айтым къураргъа керекди.

Бу белюмде хорлагъан …..

Бардырыуч у: Тауда таулу адетле-ташдан ,таудан къаты.

Намысды –бек тамата,анны билмеген кырты.

Анна тилни сюйеик,

Дерсге барыб келейик.

Дуния хали билейик,

Къартны сыйын керейик.

Керек джерде бирлешиб.

Ата Джурт деб бурулуб,

Аперим! Сиз джашагъыз! Сиз джашнагъыз! Сыйлагъыз къартланы! Джокълагъыз онгсузланы! Игиликле бла ,ашхылыкъла бла сау дуниягъа белгили этигиз миллетибизни! Унутмагъыз ата-баба тилибизни .

Бусагъатда оюн халда ана тилде джырланы макъамларына тынгыларыкъсыз. Сиз ол къайсы джырды эм ким джырлагъанын билирге керексиз(макъамлагъа тынгылау).

1.Къасбот Тамбиев –Тауларым.

3.Алим Аппаев-Ана тилим.

7.Къасбот Тамбиев- Къара къаш.

8.Хубийланы ………..-Къарачайны къадау ташы.

10.Батчаланы Лидия-Джашна Къарачай.

11.Къаракетланы Махар-Таурухдача джашайды Къарачай.

13.Езденланы Альберт-Суу алыб келе.

14.Газаланы Алим-Къобан джырлайды.

15.Мусакайланы ……..-Туугъан элим.

17.Байкъулланы Солтан-Унутма мени.

18.Хубийланы Хасан-Къобан бла Теберди.

20.Газаланы Алим-Тауларыма чакъырама.

Бусагъат сахнагъа чакъырама бизни гитче джырчыларыбызны ариу …………….

  1. Ата Джуртну къоругъан –озар,къорумагъан тозар.
  2. Тили джокъну сыйы джокъ,сыйы джокъну кюню джокъ.
  3. Онгсузну джокъла,тенгликни сакъла.

Ишленмеген къыз-тузсуз хант.

2.Тюзлюк шохлукъну –бегитир.

3.Дуния байлыкъ- билим.

1.Бирикген иш артха къалмаз.

2.Аман сохтаны китабы тас болур.

3.Къаллай салам берсенг,аллай джууаб алырса.

1.Башда акъыл болмаса,эки аякъгъа кюч джетер.

2.Ишинг алгъа болса-ауузунг балда болур.

3.Ташны ата билмеген-башынга урур.

1.Ашхы сез-джаннга азыкъ,аман сез-башха къазыкъ.

2.Тили узуннгу-насысы къысха.

3.Тойгъан джеринден Туугъан джер ашхы.

1.Алгъын сагъыш этда,айтырынгы алай айт.

2.Адебли адам адебсизге эришмез.

3.Хомухну бурну джай юшюр.

1.Адам къыйналмай зауукъ кермез.

2. Бал татлы,балдан да бала татлы.

3.Джуртун сатхандан эсе,елген ашхы.

1.Айтылгъан сез ызына къайтмаз.

2.Шохунг минг эсе да азды,джауунг бир эссе да кебдю.

3.Джахил болса анасы,не билликди баласы.

Оюнну бу белюминде харифле бла санауладан сез къураргъа керекди. Ким биринчи айталса,ол хорлады.

Бардырыучу: Сабийле ,багъалы къонакъларыбыз,энтда бир затха эсигизни белюрге излейме-Уллу Аллах бизни миллетни ариу,сеийрлик,дарманлы,джомакълы табигъат бла саугъагъанды,деу къалабыз Европада эм мийик,кюмюш башлы Минги Тауубуз тынчлыгъыбызны сакълайды. Мени сизге тилерим, келигиз барсыбызда ариу джырыбызныджырлайыкъ.Сезлеринда ,макъамында Семенланы Исмаил салгъанды.

-Сабийле,къонакъла,миллетибизни юсюнден ,тилибизни юсюнден кеб зат айтдыкъ бюгюн,тилибизни унутмазгъа,тас этмезге керек болгъанын энтда талай кере чертдик,тилибизге сюймеклигибиз терен болду, деб ышанама.

Унутмайыкъ! Ыйлыкъмайыкъ! Сыйын келтюрейик Ана тилибизни! Къарачай

Бюгюн джыйылыбыуузну адетде болгъаныча,таулу той бла бошаргъа сюеюбиз!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия.


Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития.

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра.


Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями.



Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке. Название конкурсной .

Читайте также: