Сочинение родные россыпи жемчужин

Обновлено: 04.07.2024

Мероприятие посвящено творчеству В. И. Даля. Предназначано для детей 5-6 классов.

Содержимое разработки

На сцене появляется __Рома________со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Кристина________ и ___Максим_______ с тетрадками в руках.

Инсценировка 1.

МАКС__. Рома, привет! Что это ты так нагрузился?

РОМА___. Да Анжела Федоровна задание дала - написать творческую работу о словаре Даля.

РОМА__. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

МАКС_____. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов,

РОМА____ Странно. Что же вы в таком случае в своих работах написали?

МАКС_____. Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.

КРИСТИ_____ (смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!

МАКС____. Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.

РОМА_____. А всё-таки.

МАКС__ (растягивает слова). Кошка - это домашнее животное.

РОМА_____. И только?

КРИСТИ_____. А что же ещё?

МАКС____ (задумчиво). Да. А что там ещё про эту кошку?

ВМЕСТЕ - Три!

МАКС_____. Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдём - давай лучше работу переписывать.

КРИСТИ____. РОМА, а что ты ещё о Дале знаешь? (уходят и разговаривают)

Выходят ведущие(двое)

В2 Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова. был лексикографом. Обратите внимание на экран, лексикограф это ученый, который занимается составлением словарей. Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика.

В1 22 ноября исполнилось 215 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля.

В2 спрашивает у В1 А что ребята знают об этом удивительном человеке?

В1 Давай дадим им слово

В2 А наши зрители внимательно послушают и в конце ответят на вопросы викторины, и самый внимательный получит приз. А также во время игры будут проводиться игры со зрителями, и самые активные зрители будут получать вот такие житоны (показывает) которые в конце игры можно будет обменять на призы или хорошие отметки по русскому языку или литературе.

Презентация и выступление детей

Даль родился в ноябре 1801 года в Луганске в интеллигентной семье. Отец родился в Дании, мать была немкой. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. И отсюда и началось его увлечение – собирание слов, их значений, которое продолжалось почти всю жизнь.

В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет. Подружился с выдающимся русским хирургом Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю верблюда для перевозки груза.

В 1831 году Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу - из пустых бочек, лодок. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.

С 1833 года по 1859 Даль был чиновником в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с Жуковским, Крыловым, Гоголем, Одоевским, Пушкиным.
Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.

Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200 000 слов.

Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.

На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни.

В2 говорит В1 вот видишь какие ребята молодцы! сколько много они знают!

В1 Давай предложим ребятам свои знания проверить в интеллектуальной игре по русскому языку.

В2 приглашаем команды занять свои места

В1 команды на месте, а кто же будет оценивать наш конкурс?

В2 приглашаем в жюри………..
В1 каждый конкурс оценивается в 1 балл, итоги озвучиваются после каждого конкурса.

В2 итак, первый конкурс – домашнее задание, каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему.

(ВЫСТУПАЕТ ВТОРАЯ КОМАНДА)

В2 пока жюри думает, я предлагаю, чтобы наши зрители не заскучали, поиграть с ними.

В1 я тебя поддерживаю. Как нам уже известно, Даль собирал не только слова, но и пословицы, и поговорки, и загадки. И сейчас мы будем вам загадывать загадки, а вы –отгадывать.

Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой);
Скручен, связан, по избе скачет. (Веник);
Не князь по породе, а ходит в короне. (Петух).

В2 Слово жюри

В1 И следующий конкурс. Проверим ваши знания в фонетике, по очереди задается по одному вопросу команде, нужно сразу дать ответ. Правильный ответ оценивается в один балл.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

На какие две группы делятся все звуки ? (гласные и согласные)

Сколько гласных звуков? (10)

Сколько согласных звуков? (21)

Какие две буквы не обозначают звуков? (ь,Ъ)

Как в древнерусском языке назывались эти буквы? (ер,ерь)

Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)

В каких позициях гласные Е.Ё.Ю.Я обозначают два звука (в начале слова, после ь,ъ, после гласной)

В2 Жюри суммирует баллы

Кто пахать не ленится/

Не спеши языком /

Не пеняй на соседа /

У ленивого, что на дворе /

На печи лежать /

Трудовая денежка плотно лежит /

На одном месте лежа /

Кто рано встает /

Труд человека кормит /

У ленивой пряхи /

Лентяй праздники знает /

а будней не помнит.

и для себя нет рубахи.

а лень портит.

тому бог подает.

и камень мхом обрастает.

чужая ребром торчит.

так и хлеба не видать.

то и на столе.

когда спишь до обеда.

торопись делом.

у того и хлеб родится.

В1 Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Гости Здравствуйте, ребята.

Г1 Мы слышали, что у вас проходит занимательный урок по русскому языку?!

Г2 Значит, мы туда попали!

В1 А кто же вы такие?

Г1 Мы члены предложения, а вот какие, пусть ребята сами отгадают.

Г2 И как раз проверим знания ребят по русскому языку

Г1 Мой знак-волна, я отвечаю

Всем на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?

Ответьте без сомнения:

Кто я в предложении? (определение)

Г2 Из двух главных я один

В предложенье выделяют

Меня линией сплошной,

Я предмет обозначаю.

Ну, так кто же я такой? (подлежащее)

Г1 Молодцы, ребята! Знаете нас!

А теперь предлагаем всем встать и участникам команды и размяться! Подпеваем вместе с нами, слова на экране!
(музыка, рэп)
поет ОПРЕДЕЛЕНИЕ и показывает движения
я – определение-
второстепенный член предложения!
ну и что, что я не главный-
Всё равно я очень важный!
ты попробуй без меня описать поля, луга,
море, небо голубое – всё это моё родное!
поёт подлежащее
а я –подлежащее
важное и значащее.
очень трудно без меня,
Вам понять- о ком, о чём,
в предложении мы прочтём!

Г2 Мы прощаемся с вами, пойдем проверять других ребят (уходят)

Вед. и ребята прощаются

В2 Ответы у команд готовы, за каждый правильный ответ 1 балл, первая команда начинает, читает первую пословицу, потом вторая команда читает свою версию, также вторую пословицу и так далее, пожалуйста, первая команда. (читает).

Вторая команда (читает)

В1 Жюри суммирует баллы. По итогам конкурса - сколько баллов у каждой команды

(жюри говорит)

В2 А сейчас конкурс капитанов, капитаны команд выходят

Продолжить фразеологизмы. На экране будет показана первая часть фразеологизма, вы должны будете продолжить , по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл:

В одно ухо вошло (в другое вышло) Совать нос (не в свои дела)

Куда Макар (телят не водил)

Пройти огонь (воду и медные трубы), Игра не стоит (свеч)

Овчинка выделки (не стоит), Два сапога (пара)

Стереть с лица (земли)

В1 Жюри суммирует баллы, сколько баллов у команд

(жюри отвечает)

В2 Следующий конкурс – найти значение слов.

(командам выдаются словари Даля и слова)

Когда мы гооврим по телефону, то произносим –АЛЛО. Откуда это слово?

Что такое АРАХМИДА?

Слово ВРАТАРЬ очень старое. Оно употреблялось, когда ещё не знали ни футбола, ни хоккея. Кого называли ВРАТАРЯМИ?

Что ПРИГОВАРИВАЮТ, сажая КАПУСТУ?

По-разному окликают домашних животных (кис-кис, цып-цып), а кого кличут ПАЦУ-ПАЦУ?

Что значит стоять ФЕРТОМ?

В1 Пока команды готовятся, игра со зрителями. Угадай пословицу по парным словам.

Журавль- синица (лучше синица в руках, чем журавль в небе)

Свет-тьма (ученье - свет, а неученье - тьма)

Тише-дальше (тише едешь-дальше будешь)

Роток-платок (на чужой роток-не накинешь платок)

Лес-щепки (лес рубят-щепки летят)

Изба-пироги (не красна изба углами, а красна пирогами)

В2 Слово командам

Слово жюри
В2 След. конкурс Ребусы.
На экране будут представлены ребусы, команда, которая первой отгадает его значение – поднимает сигнал и отвечает.

В1 Мы подходим к концу нашего мероприятия. Последний конкурс ПАНТОМИМА. Без слов, с помощью жестов и мимики передать значение фразеологизма. Ваша цель, чтобы ребята из вашей команды угадали фразеологизм. По одному игроку от команды, они вытаскивают бумажечку с фразеологизмом, к команде подходить нельзя, произносить фразы тоже нельзя. ( всего 3 человека с команды)

1к. Намылить шею. Сидеть сложа руки. Пальчики оближешь..

2к. Водить за нос. Лезть на стенку. Засучить рукава.

В2 Конкурс подошел к концу. Пока жюри подсчитывает общие балы, мы со зрителями проведем небольшую викторину.

В1 Ребята, с помощью смайликов покажите, интересно или скучно было вам на мероприятии?

(дети показыват)
(ЖЮРИ ОБЪЯВЛЯЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ и самых активных зрителей) активные зрители получают также сертификаты на хорошие оценки по русскому языку

(7 участников команды выстраиваются в ряд и по одному столбику рассказывают стихотворение)

1 Александр Акентьев.

Ну, разве это карьера,
Ну, разве это удача?
Жизнь русского офицера
Могла бы пойти иначе.

2 Гром пушек, поля сражений,
Холодная сабли сталь…
Судьбы иное решенье
Выбрал Владимир Даль.

3 Музы поэтов без груза,
Легки, шаловливы, ей-ей!
А что за характер у музы
Составителей словарей?

4 Наверное, это скучно
Корпеть в тиши кабинета
Над текстами неотлучно,
Вдали от шумного света.

5 Ты знаешь, удел твой тяжек:
На замысел годы уйдут.
Непредставимо даже,
Когда окончишь свой труд.

6 Подвижника жизнь сурова.
Хватило б ее одной!
…Но слово встает за словом,
Кирпичики речи родной.

7 И сквозь пелену столетий
Ты смотришь в туманную даль.
Недаром ты жил на свете,
Владимир Иванович Даль.

Цель исследования - проследить историю возникновения в русском языке слова "яркий", его лексическое значение и то, как функционирует это слово сегодня.

ВложениеРазмер
tolkovanie_slova_yarkiy.pptx 393.17 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

у сский язык – наш родной язык, на котором мы говорим и пишем. Наверное, поэтому мы не замечаем его уникальности и красоты. Для нас он самый обычный, хоть изучать его подчас непросто. На уроках русского языка или литературы нас иногда поражает какое-нибудь слово, прежде знакомое, которое именно в тот момент как будто оживает в нашем восприятии, светится в ином значении… И тогда возникает желание узнать об этом слове как можно больше… И помогают нам в этом словари…

Толковый словарь живого великорусского языка. В.И.Даль Я'ркiй свuтъ , весьма свuтлый , ослuпительный . Въ яркое солнце во всu глаза не взглянешь. Яркое освuщенье . Яркiй огонь , свuтлый или жаркiй , пылкiй . Яркая краска, цвuтъ , свuтлый и свuжiй , рuзкiй . Жолтый , жарко'й и алый цвuтъ самые яркiе , но и голубой и зеленый могутъ быть ярки. Ярко лучина горuла , да гдu она ? || Яркiй голосъ , звукъ , громкiй , рuзкiй , чистый, безъ гулу, звонкiй . || И ярко желаютъ , да руки поджимаютъ , жарко, горячо. - [ Яркова'тость см. яркость ]. Яркова'тый , то же, [что яркiй ] въ меньшей степени. [ Нонu больно ярко (морозно), ноги такъ и зябнутъ . вят . Опд .].

Яркий : 1. Дающий сильный свет, сияющий. Яркое солнце. Я. огонь. Яркие лучи. Ярко (нареч.) гореть. 2. Резкий по чистоте и свежести тона (о цвете, краске). Яркие краски. Я. рисунок. 3. перен. Сильный и впечатляющий. Я. талант. Я. пример (наглядный и убедительный). Толковый словарь русского языка . С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова .

ЯРКИЙ о свете: ослепительный,слепящий о картине/ткани красочный/о цвете: сочный,насыщенный , интенсивная. О слишком ярком цвете: ядовитый,пронзительный Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

-неяркий -тусклый -блеклый -незначительный - забвенный -обычный -грустный -слабый Словарь антонимов русского языка. М.Р.Львов. яркий

Яркий • исключительно яркий • ослепительно яркий • очень яркий • поразительно яркий • удивительно яркий • яркий пример • яркий расцвет • яркий талант • …… Словарь русской идиоматики. Г.И.Кустова

Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так же это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. И в заключение…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)

22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы - Всероссийский словарный урок. "Родные россыпи жемчужин"
(к 214-летию В.И. Даля)

Цель классного часа: познакомить студентов с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги Даля для современного общества.
Задачи:
Образовательные: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас студентов.
Развивающие: актуализировать знания студентов о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу студентов.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово.
Оформление:
Газета, посвященная Далю.

2.Чтец:
Мне родина – Москва, мне горько удаленье
От дома, от родной чужбины пустяков.
Покинутость детей и дружб разъединенье,
И одиночеств скит – вот родина стихов.
Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,
В угодия твои, четырехтомный Даль,
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай…
Б. Ахмадулина.
Ведущий 2: В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать ”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

3.Чтец:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.И.Даля, показать его вклад в развитие и становление русского национального языка. Показать мудрость, сметливость, красоту, потешность живой русской речи через пословицы, сказки, скороговорки. Дать представление об уникальности личности лексикографа и его трудов (“Толкового словаря живого великорусского языка”).

Словарный урок

для 5-10 классов

«Родные россыпи жемчужин.

Разработано учителем русского языка и литературы:

Московская обл., 2015

Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.И.Даля, показать его вклад в развитие и становление русского национального языка. Показать мудрость, сметливость, красоту, потешность живой русской речи через пословицы, сказки, скороговорки. Дать представление об уникальности личности лексикографа и его трудов (“Толкового словаря живого великорусского языка”).

Задачи урока:

Образовательные: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие: актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово.

Оборудование: выставка книг, Толковый словарь живого великорусского языка, презентация, карточки-задания для учащихся

Ход занятия:

Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живёт. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть.

Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через 100 , и через 200 лет.

цитаты из “Писем о добром и прекрасном ” Д.С.Лихачева

Ребята! Сегодняшний классный час посвящен удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку. О ком идет речь? (демонстрируется портрет на слайде).

I часть – теоретическая.

Ответ на такой вопрос будет простым: именно в этом словаре собрана вся сокровищница русской живой речи, все ее слова, в общем — весь русский язык. А поэтому и уважение, которым окружены эти четыре красивые книги, относится не только к ним самим, но и к великому нашему языку.

Словарь Даля огромен. Он содержит более 200 тысяч слов. Даже если их просто выписать столбиком, понадобится 450 школьных тетрадей в линейку. Но ведь Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни.

Посмотрите на заметки к словам в словаре Даля — это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек… Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале.

Но вот об его авторе известно куда как меньше. Нет, конечно же, образованный человек наверняка знает, что Владимир Даль является составителем знаменитого словаря. Также многие знают, что этот огромный труд занял у него почти пятьдесят лет. Может даже показаться, будто всю свою жизнь Даль так и провел в тишине кабинета, склонившись над грудой рукописей с пером в руке. Однако на самом деле Владимир Даль вовсе не был похож на тихого кабинетного работника.

Биография его настолько богата событиями, приключениями и встречами со знаменитыми людьми, что он сам мог бы стать героем увлекательного приключенческого романа.

Впрочем, судите сами: Даль был моряком и плавал на одном судне со знаменитым российским флотоводцем Павлом Нахимовым. Даль был замечательным хирургом и учился в университете вместе с основоположником военно-полевой хирургии Николаем Пироговым, который очень высоко ценил врачебное мастерство своего однокашника. Как врач Даль участвовал в двух войнах и спас жизнь великому множеству раненых. Даль был отважным солдатом, а однажды совершил и вовсе невероятный подвиг: сумел задержать наступление целой вражеской армии и уберечь свой пехотный корпус от неминуемой гибели… одним ударом топора.

Или вот, например: все знают, что великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был ранен на дуэли. Но совсем немногим известно, что умер он на руках у Владимира Даля, который неотлучно провел у постели раненого Пушкина трое суток и как мог старался облегчить страдания своего умирающего друга…

А ведь еще была многолетняя служба в министерстве внутренних дел, где талантливый и исполнительный Даль очень быстро стал незаменимым помощником самого министра. Был и опаснейший бухарский поход, из которого половина его участников не вернулись. Много чего было в его долгой и такой интересной жизни. Даже простое перечисление самых важных ее событий заняло бы несколько страниц.

Но тут возникает закономерный вопрос: если всю свою жизнь Владимир Даль был настолько занят делами военной и гражданской службы, то когда же он успел составить свой знаменитый словарь? Чтобы понять это, давайте мысленно перенесемся в девятнадцатый век и попробуем выяснить все по порядку.

Морозным вечером в марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский флот. Путь предстоял неблизкий, а только что полученная казенная шинель грела плохо. Молодой мичман зябко жался в санях. Ямщик в утешение продрогшему до костей моряку указал на пасмурневшее небо — верный признак перемены к теплу.

И хотя сказано это было по-русски, мичман не понял, о чем идет речь.

Перед талантливым студентом открывалось блестящее будущее ученого и преподавателя. Однако этим его планам не суждено было сбыться: в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война. На фронте не хватало врачей, поэтому всех студентов-медиков срочно призвали на военную службу. И Владимир Даль отправился воевать.

Через месяц Даль был уже на Дунае. Здесь он проявил себя неутомимым, смелым и находчивым военным хирургом, отличился во многих боях. И все же, несмотря на кровавые ужасы войны, именно тогда Владимир Даль собрал огромное количество материала для будущего словаря. Дело в том, что в воинских частях, где ему довелось служить, находились солдаты со всей России, из самых разных краев и губерний. Если бы война не свела их вместе, не хватило бы даже целой жизни, чтобы объездить все эти земли и услышать тамошние говоры.

Даль понимал, что судьба дает ему удивительную возможность познакомиться с русским языком во всей его полноте. По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к кострам и подолгу беседовал с солдатами. Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в любимые им толстые тетради из плотной бумаги.

Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями.

За эту войну Даль был награжден орденом святой Анны третьей степени и Георгиевской медалью на ленте. Только вернулся Даль из турецкого похода, как в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз ему пришлось воевать с поляками. Здесь-то и совершил Даль свой удивительный подвиг, когда одним махом топора он сумел остановить целую армию.

Однажды пехотный корпус, в котором Даль служил врачом, оказался прижат поляками к берегу реки Вислы. Чтобы вступить в бой, силы были слишком неравными. А отступить за реку у наших солдат тоже не было возможности, так как мост поляки заранее сожгли. Двенадцатитысячная армия противника вот-вот должна была обрушиться на небольшой русский отряд. Но тут дивизионный врач Даль вспомнил навыки инженерного дела, которые получил, учась в морском корпусе. Вокруг заброшенного винокуренного завода, где Даль расположил раненых и больных, валялось множество пустых бочек. Из них-то он и предложил соорудить временную переправу через Вислу. Командование согласилось, и солдаты под руководством Даля спешно принялись за работу. Из бочек, плотов, лодок и паромов Даль в кратчайшие сроки сумел построить свой необыкновенный мост и перевести через него не только солдат и лошадей, но даже артиллерию.

Так находчивость и отвага дивизионного врача спасла русское войско.

Когда Даль вернулся из польского похода, он тут же начал приводить в порядок свои записки. До того, чтобы составить из них настоящий словарь, было еще очень далеко, пока же Даль стал сочинять… сказки. В них он обильно использовал все богатства живой русской речи: пословицы, присказки, шутки и прибаутки. Это был самый первый опыт употребления настоящего народного языка в русской литературе. Свои сочинения Даль подписывал придуманным именем (псевдонимом) Казак Луганский, от названия города Луганска, где он родился.

Вскоре после издания сказок Владимир Даль уехал из столицы на службу в далекий Оренбург.

Спустя несколько лет, в 1837 году Пушкин и Даль встретились уже в Петербурге…А через несколько дней Пушкин будет смертельно ранен на дуэли. Даль приложил все свое врачебное мастерство, три дня и три ночи неотлучно провел у постели раненого друга, но спасти его так и не смог. Александр Сергеевич умер на руках у Даля.

Какое же счастье, что Владимиру Ивановичу довелось столько поездить по русской земле, лечить, менять профессии, встречать на своем пути тысячи разных людей! Ведь живи он по-другому, могло случиться, что никакого словаря бы и не было. Сидел бы Даль в тихом кабинете и даже не подозревал бы, что вокруг плещется безбрежное море прекрасных русских слов.

Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.

Всеволод Рождественский

II часть – практическая.

Скороговорки
1. В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки.

Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок:

Сыворотка из-под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.


2. Как пословица звучит на самом деле?
Баба с возу недалеко падает,
Не родись красивой, коли рожа крива.
Смотришь в книгу – ума не надо.
Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.
3.Продолжи пословицу.
Куй железо. (пока горячо)
Не зная броду. (не лезь в воду)
Грамоте учиться. (всегда пригодится)
Береги платье снову. (а честь смолоду)
4.Собери пословицу. (Все пословицы разделены на части).
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Лентяй праздники знает /да будней не помнит.

5.Собери “рассыпавшуюся” пословицу:
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить – не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
6. Отгадай загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

Тур 1. Даль природная.

Какое время суток называется авророй? (утренняя зоря Т.1)

Почему пчела - Божья угодница? (доставляет воск на свечи Т.3)

Мы знаем, из чего варится пшеничная каша. А что называется сарацинским пшеном? (рис Т.3)

От каких пчел бывает каменный мед? (от диких пчел, находили в скалах затверделым Т.2)

Какой месяц в старину называли травнем?(май Т.4)

Хвосты, как известно, бывают разные. У кого он лопатой, у кого поленом, а у кого вилкой? (у ласточки Т.4)

Тур 2 Даль историческая.

Бурлаки – люди тянувшие по реке баржи с грузом, считали свой путь не километрами, ни верстами, а плесами. Чему равнялась эта мера пути?(одно колено реки, меж двух изгибов Т.3)

В старое время сельская молодежь собиралась для общения, танцев и пения в хороводе. Весенние хороводы были от Пасхи до Троицы, осенние – от Успения до Покрова. А когда были летние?(летом не до хороводов Т.4)

Тур 3 Даль сказочная.

Бывают сказки богатырские, житейские, балагурские. Приведите пример докучной сказки.(короткий рассказ, без смысла, у которого конец переходит в начало и повторяется одно и то же. «Ты скажи, я скажи – не сказать ли тебе сказку, про белого бычка? Да скажи! ты скажи…. Т.4)

В ряде сказок главной героиней бывает падчерица. Кто она такая?(дочь от первого брака неродная отцу или матери Т.3)

От какого слова произошло имя Кощея Бессмертного? (от кости, означая изможденного непомерно худого человека Т.2)

Тур 4 Даль литературная

В одном из стихотворении А.А. Фета о земле мы читаем:

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, глухой ватой

Все убрал кусты.

Тороватый – это какой? (великодушный, щедрый Т.4)

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Тур 5 Даль мистическая

Для чего служит амулет? (охрана от порчи, оберег Т.1)

Все, видевшие домовых, не могут описать их внешность. Почему? (он отшибает память Т.1)

Оборотнем называют человека, который может превратиться в волка. Для этого существует определенный ритуал. Расскажите о нем. (надо в лесу найти срубленный гладко пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувыркнуться через него – станешь оборотнем; порыскав волком, надо забежать с другой стороны пня и перекувыркнуться обратно, если же кто унесет нож то останешься навеки волком Т.1)

Что это значит, когда о девушке говорят: ходит как русалка? (несчастная Т.4)

Тур 6 Даль прикольная

Кто такой ёж и как он выглядит, знают даже городские жители. Но кто такой ежачина? (дикобраз Т.1)

Чай бывает черный, зеленый, травяной. Но раньше в лавке можно было купить и чай кирпичный. Ваши предположения на этот счет? (сбитый в бруски, кирпичи, он крошится, варится с молоком и хлебается ложками Т.4)

III часть – завершающая.

Второго Даля, как и второго Пушкина, мы вряд ли дождемся.

Как и столетия назад, составление словаря в России требует от взявшегося за этот труд, не просто времени, а колоссального труда, вложение души, отдача целой жизни. Не одного упорства, а полного самоотречения. Жить с мыслью, что сделанное тобой, возможно, оценят потомки…

Оценим ли мы труд таких достойных лексикографов как В.И.Даля, будем ли мы пользоваться, не давать исчезнуть не просто словам, а жемчужинам нашего родного языка, поддерживать, хранить и передавать эти труды-творения как сокровище нашей нации, свою культуру зависит от каждого из нас.

Читайте также: