Хранители памяти экспонат школьного музея сочинение

Обновлено: 15.07.2024

Магнитогорск. С чего начинается Родина? Со школьной скамьи, с привитого с детства понимания, что твоя история − вот она, во всем том, что тебя окружает, а люди, совершавшие великие подвиги, жили среди нас, и быть может, даже учились в твоей школе.

Накануне 9 мая мы встретились с ней в музее и поговорили о войне, учениках и о том, чему учит история.

− Екатерина Михайловна, расскажите, как появился ваш музей?

− Музей был основан 23 февраля 1988 года. Основателем музея был Виктор Сергеевич Слободянюк. Бывший военнослужащий, он участвовал во многих военных операциях Советского Союза, а потом был военруком школы, сам занимался поисковой деятельностью. Благодаря его усилиям собрано огромное количество экспонатов: и снарядов, и элементов вооружения, и многое другое.

− У вас представлен богатый материал, расскажите о ваших экспонатах.

Читайтетакже

Час с министром. Магнитогорцы смогут задать свои вопросы главе экономразвития региона

Потомок великого рода. Магнитогорцы могут узнать о своей родословной

− Каждый экспонат − это наша гордость. У нас много стендов о Великой Отечественной войне, причем, каждый стенд посвящен какому-то ее этапу. Это и период нападения Германии на СССР − здесь мы видим здесь фотографии, страшные с одной стороны, с другой − обладающие невероятной эмоциональной силой, показывающие весь страх, всю боль и ужас, всю горечь первых дней войны.

Вот стенд, посвященный битве под Москвой, и здесь отображены как известные участники, например, генерал Иван Панфилов, так и магнитогорцы, участвовавшие в этой битве. А вот стенд, посвященный обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, и, конечно же, участию советских войск в освобождении Европы.

− Когда дети изучают историю: фамилии, даты, для них, зачастую, все проходит мимо: выучил, сдал, забыл, а здесь?

− Здесь история перед ними предстает в зримых, ощутимых образах, она их окружает, обволакивает. Дети буквально погружаются в мир прошедших событий, на них смотрят эти люди, как будто разговаривают с ними. Я считаю, что в этом ценность музея, конечно, колоссальная − возможность не просто увидеть, а осознать, соприкоснуться с историей, может быть даже совершить мысленный переход в прошлое.

Отдельные стенды у нас посвящены магнитогорцам − Героям Великой Отечественной войны. Много интересной информации: за что именно они получили звание Героя Советского Союза, в каких боях они участвовали. Не меньше внимания уделено учителям нашей школы, которые в свое время сражались на фронтах Великой Отечественной. Когда я детям о них рассказываю, я делаю акцент на том, что эти люди смогли пройти войну, весь ее ужас, и вернуться к обычной жизни. Потому что мало воевать, одержать победу, надо найти в себе силы восстановиться после этого и снова стать частью мирной повседневной жизни: работать, созидать.

Следующие стенды посвящены войне в Афганистане и нескольким магнитогорцам, принимавшим там участие. Моя задумка, которая, может быть, когда-то исполнится − это создание отдельного стенда посвященного участию магнитогорцев в боевых действиях в Чеченской республике. Это тоже страница нашей истории, которую нельзя забывать.

− Но, как я понимаю, военной историей ваш музей не ограничивается?

− Да, здесь много экспонатов об истории Магнитогорска. У нас есть и чугун, и сталь юбилейных плавок, и экспонаты, посвященные разным этапам производственного процесса на ММК. Детям тоже интересно каждый раз это потрогать, задавать вопросы. Отдельные стенды посвящены истории школы, там тоже есть немало ценных экспонатов. Школа наша старая, одна из первых в городе, с 1931 года была основана как фабрично-заводское училище и находилась на левом берегу, на горе Ежовка, а в здание, в котором мы находимся сейчас, переехала в 1948 году. Здесь много фотографий разных периодов, и один из самых ценных экспонатов − телеграмма Надежды Константиновны КРУПСКОЙ магнитогорским комсомольцам, которая все эти годы хранится в нашей школе.

− Как собирался фонд музея? Думаю, фотографии и другие экспонаты вам приносили и бывшие ученики?

Пока мы беседуем, в дверь заглядывают одиннадцатиклассники, для которых музей стал ожившим учебным пособием.

Для Владислава Мангушева военная история имеет особое значение: он планирует поступать в Новосибирское военное училище, и сама атмосфера музея помогает настроиться на серьезную военную карьеру.

− Как проходят у вас подобные уроки?

− В последнее время я все больше стараюсь уделять внимание начальной школе, потому что они далеко не все знают о том, что такое Великая Отечественная война, и в музее проходит их первое знакомство с этими событиями. У них очень яркое, живое восприятие, и я думаю, что именно в этом возрасте запоминается лучше всего. Потом, конечно, будет осознание, осмысление, а сейчас они через свое эмоциональное восприятие начинают понимать, что был такой период в жизни нашей Родины, страшный период, но, тем не менее, мы с этим справились, смогли победить и двигаться дальше.

Практически каждую российскую семью затронула война, и есть, что вспомнить про своих дедов и прадедов. Посмотрев на стенд с магнитогорцами − Героями Советского Союза, они задумываются: у меня же тоже кто-то воевал. С этой мысли начинается поиск. Даже у учеников начальной школы.

Ученики средней школы уже сами заглядывают. Если я работаю в музее, и он на перемене открыт, они сами, без приглашения просятся: можно посмотреть? Конечно, я им не отказываю. Естественно, больше интереса проявляют мальчики. Они начинают комментировать: как летала авиационная мина, какие орудия в каких боях применялись. Интересуются, задают вопросы, поэтому экскурсии часто бывают совершенно спонтанными.

Я считаю, что такое живое общение зачастую даже более ценно, чем полноценные, организованные экскурсии или урок, потому что здесь ребенок изъявляет желание сам. Когда он отрывает глаза от телефона и заходит в музей, в современных условиях это уже колоссальное достижение. И то, что музей возвращает детей из виртуальной реальности в обычную жизнь, в прошлое − это важно прежде всего.

− Да, сейчас с 11-м классом мы вплотную разговариваем об этом периоде, и они совершенно другими глазами смотрят на фотографии, соотносят с изученным материалом. Они иногда дают такие комментарии событиям, людям, процессам, что я просто поражаюсь глубине, совершенно недетскому осмыслению. Они осознают, через что пришлось пройти советскому народу, соотносят со своей жизнью: смогли бы мы сейчас преодолеть это и с такой честью и достоинством выйти из той страшной катастрофы, которая случилась с нашей страной?

У старшеклассников это не сухая подготовка к ЕГЭ, это ожившая история. Мы говорим о подготовке ко Второй мировой войне, о трудностях взаимодействия СССР с западными партнерами в 30-е годы, почему возник нацизм и так стремительно распространился, можно ли было этого избежать и что делать, чтобы он не вернулся. Много уделяем внимания тому, как избежать подобных мировых катастроф. В условиях современного мира это очень актуально. И они сами приходят к выводу, что не только известные исторические деятели, но каждый человек вносит вклад в будущее, каждый за него в ответе.

− Очень повезло ребятам в вашей школе, что у них есть такой учитель.

− Мы стараемся с ними разговаривать, разговаривать по-взрослому: не сюсюкать, не врать, не скрывать. В условиях огромного потока информации скрывать от детей невозможно ничего в принципе: какие-то факты они все равно найдут и сопоставят, зададут вопросы, поэтому нужно учить их рассуждать, отделять огромное количество информационного мусора, который связан с нашим прошлым, от правды. В этом я вижу основную свою задачу в современном преподавании истории, и музей наш тоже этому учит. Я им говорю: дети, именно в ваших силах, когда вы вырастете, сделать так, чтобы все это не повторилось никогда.

"Говорят экспонаты школьного музея". Сочинение об участнике войны Елизове Т.П. ученицы 11 класса Голушко Эли.

ВложениеРазмер
golushko_e._vakhta_pamyati.docx 2.81 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Школьная олимпиада по химии. 8 класс.

Задания и решения для 8 класса.


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной м.


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ (на примере учебника русского языка 5 класса под ред. Разумовской М.М. и Леканта П.А.)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ.



Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Говорим и пишем по-английски" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Говорим и пишем по-английски" предназначена для учеников 9 класса и разработана на основе авторской программы Бордовских О.С. и Шитиковой .

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Эля, Ирина Дмитриевна!

Эля, Ирина Дмитриевна! Спасибо большое за рассказ о ветеране. В наше время можно все документы школьного музея разместить в интернете, чтобы они стали доступны всем. И, наверное, в скором времени можно будет зайти на сайт района или города и найти ссылки на материал о нужном тебе человеке. В вашей работе лучше было бы сам наградной лист разместить на орден Славы, ведь там столько дополнительных сведений ( и о ранениях Терентия Павловича, и о наградах и др.), а не приказ о награждании. Молодцы, что не забываете о ветеране, сохраняете его память. Можно распечать наградные листы, этот материал и вручить родным ветерана.

Марденская Светлана Фёдоровна

Вахта Памяти

Ирина Дмитриевна спасибо за предоставленную работу. Хорошая работа. Много сведений и документов. По возможности добавляйте ещё материалы. Работа будет полной. Спасибо.

Куадже Ася Шумафовна

Ирина Дмитриевна, Эля!

Ирина Дмитриевна, Эля! Спасибо вам за неравнодушное отношение к героям ВОв! Спасибо вам за участие в Вахте памяти!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика и презентации Ливадийского дворца - музея и школьного краеведческого музея. Выступления учащихся 6 и 3 классов.

Бинарный урок в 3 и 6 классах

углубить знания детей о Ливадийском дворце, о памятниках археологии, этнографии, истории и архитектуры;

развивающие: развивать умения учащихся комментировать и описывать экспонаты музея, представленные в мультимедийной презентации, развивать память, речь, кругозор, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; прививать интерес к истории своего региона, народа;

воспитывающие: воспитывать любовь к родной земле, толерантное отношение ко всем народам, уважение к их культуре, чувство патриотизма, ответственности, бережного отношения к памятникам.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблицы с вопросами, опорными словами, экспонаты школьного музея.

3. Рассказ учителя.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Рассказ учителя.

6. Презентация (6 класс)

7. Беседа с учащимися 3 класса.

8. Презентация (3 класс)

9. Закрепление.Беседа с учащимися 3 и 6 классов.

Учитель 3 класса

Перед тем, как начать нашу совместную работу, давайте познакомимся друг с другом.

Представьте, что это микрофон. Каждый из вас громко и чётко должен представиться, включая гостей, назвать своё имя и самое лучшее, на ваш взгляд, качество своего характера.

Вот и хорошо. Вы все познакомились друг с другом, и мы можем начинать работу.

Сегодняшний урок очень необычный для всех нас уже потому, что проводить его буду я и учитель истории нашей школы (представляю), а ещё – на уроке присутствуют ученики 3 и 6 классов. Нам предстоит узнать и увидеть много нового и интересного из истории нашего посёлка, города, полуострова, попробовать себя в роли ведущих и зрителей, совершить увлекательные экскурсии в музеи нашего посёлка, выяснить что такое память и памятники, ответить на вопрос: почему музеи являются хранителями памяти?

3.Рассказ учителя, беседа

-Что такое память, памятники?

Память – это способность нашего мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их.

Без памяти невозможно не только учение, но и вся человеческая жизнь. Память справедливо называют хранительницей разума человека, сокровищницей его знаний и умений.

Но только ли затем дана нам память, чтобы помнить своих родственников, прочитанную книгу, имя, дату рождения, название улицы, что вчера было на уроке?

- А что по этому поводу думают ребята 6 класса?

4. Актуализация опорных знаний.

Учитель 3 класса:

5.Рассказ учителя

-Что такое музей?

6.Презентация. (6 класс). Ливадийский дворец.

7.Беседа с учащимися 3-го класса.

- Кто построил Ливадийский дворец?

- К какому виду памятников относится Ливадийский дворец?

- Чем знаменит Ливадийский дворец?

8.Презентация экспонатов школьного музея

Учитель 3-го класса:

Конечно, Ливадийский дворец – знаменитый памятник и как музей, и как архитектурное сооружение. Но у нас в школе есть свой музей. Он тоже хранитель памяти.

Сейчас дети 3-го класса расскажут о нём и покажут всем нам некоторые экспонаты из музея школы. А для ребят 6-го класса задание: приготовьтесь ответить на вопрос:

-Чем отличаются эти два музея, два памятника?

Презентация экспонатов школьного музея.

1.)Археологические памятники. (черепок из Херсонеса, фрагмент вазы из крепости Иссары, турецкая секира).

В нашем школьном музее есть памятники археологии. Это черепок, кусочек разбитого глиняного сосуда из древнегреческого города Херсонеса Таврического, который располагался на месте нынешнего Севастополя. Ему 2 тысячи 300 лет.

Перед вами фрагмент вазы из крепости Иссары. В этой крепости в 8 веке обитали тавры – жители древней Ливадии.

А эту секиру оставил турецкий солдат в 15 веке при завоевании крепости.

2.)Исторические военные и документальные памятники. (Каска советского солдата, каска и сапог немецкого солдата, фотографии).

Фото №1(о концлагере)

Следующая экспозиция школьного музея посвящена Великой отечественной войне. Этот стенд рассказывает об узнице Освенцима, Анне Польщиковой, которая жила в нашем городе. Она попала в этот страшный фашистский лагерь, где убивали людей, вместе с маленьким сыном. Анна рассказывала о зверских, издевательствах над пленными со стороны гестаповцев, о мучениях узников, расстрелах, казнях, пытках и т.д. Чудом она осталась жива благодаря советским воинам, которые освободили пленников.

Фото № 2. (фотокорреспондент)

Очень большую работу во время войны проводили военные корреспонденты. Они фотографировали бойцов, военные действия, технику и рассказывали людям о войне. В этой витрине хранятся работы военного корреспондента Андрея Лубенко.

Великая Отечественная война не обошла стороной и Крым. Ожесточённые бои за каждый клочок земли велись под городом Севастополем.

В мирное время на месте этих боёв были найдены оружие и вещи, принадлежащие погибшим воинам. О некоторых из них мы сейчас расскажем.

Перед вами лежит каска советского воина, она пробита пулей. Это говорит о том, что он сражался за свою Родину и погиб в бою. Имени этого героя мы не знаем, но мы знаем о том, что он отдал свою жизнь за наше с вами мирное будущее и мы благодарны ему за это. Память о погибшем солдате всегда будет жить в наших сердцах.

3.)Этнографические памятники. ( домотканое платье, прялка, татарский национальный костюм, лапти, рушник, марама).

Следующий раздел музея посвящён культуре народов Крыма.

В Крыму проживает очень много людей с различной культурой, языком, вероисповеданием. Это греки, немцы, болгары, армяне, караимы и многие другие. Но самыми многочисленными народами нашего полуострова являются русские, украинцы и татары. Перед вами русский и украинский народные костюмы, сорочки – вышиванки, кокошники и другие элементы национальных костюмов, рушники, вышитые кисеты, полотенца, а также татарский национальный костюм. В культуре всех этих народов много общего, а главное – их Родина – Крым и поэтому все население этого цветущего края должно жить в мире и согласии и беречь его.

Фото №5 (икона, самовар)

Издавна, в русской избе и украинской хате, красный угол украшался иконами, потому, что и украинцы, и русские люди были глубоко верующими людьми. Перед иконами они обращались с молитвами к Богу, прося о прощении, заступничестве, помощи, молясь о болящих и тех, кто находился вне дома по самым разным причинам.

Фото №6,7 (деревянная, глиняная посуда, платки, вышивки)

Когда-то в городах нашего полуострова были развиты различные ремёсла и о талантах крымских мастеров знали далеко за его пределами. Вы видите изделия ремесленников: самовар, шкатулка, деревянная и глиняная посуда, лапти, платки. Посмотрите к, такими красивыми платками покрывали свои головы и плечи русские, украинские и татарские женщины. Только вот у украинок платок – хутына, а у татарок – марама.

Это механическое устройство называется прялкой. С его помощью люди издавна из волокон шерсти или льна скручивали, пряли пряжу, т.е. нитки, из которых потом ткали ткани для пошива одежды и других нужд, а также вязали многие необходимые изделия. Этим, в основном, занимались женщины и девушки долгими зимними вечерами. Вот это платье соткано и сшито вручную ещё до войны бабушкой учительницы нашей школы. Посмотрите, как оно сделано! Какой искусной мастерицей была женщина, изготовившая его!

У этого платья есть своя история. Чтобы уберечь его от немцев, сохранить для семьи, платье положили в горшок и закопали в землю, а после войны достали. Это платье для нашей учительницы – память, ценная семейная реликвия и потому его так бережно хранят до сих пор, а чтоб и мы увидели это изделие, дали нам на урок.

Фото№8,9,10,11,12 (стена хаты, тын, аист, подсолнух, лапоть, яйца, рушники)

А это фрагмент быта украинской семьи: часть хаты, аист – птица, которая считалась оберегом жилища украинцев, тын – забор, сплетённый из тонких веточек, подсолнух, одно их любимых растений народа Украины. Подсолнух тоже служил оберегом, украшающим элементам жилища, а также растением-кормильцем, дающим душистое и вкусное растительное масло, корм животным и многое другое.

Посмотрите на эти изделия русских и украинских мастеров. Лапти – обувь, плетёная из соломы, бересты. Есть различие в этих изделиях? В чём они, кто ответит?

А вот писанки, крашенки – разноцветные яйца, которые с великим мастерством и любовью изготавливали украинские женщины к Пасхе. Какие они красивые! Нет ни одного одинакового!

А рядом – вышитые полотенца, рушники. Удивительно талантливые люди сделали всё это своими руками!

4.)Иторические памятники (Греция: портрет и фотографии)

Познакомившись с материалами нашего школьного музея, мы узнали и об истории нашего посёлка. Вот она. Ливадию основал в конце 18 века греческий морской офицер Ламброс Кацонис (портрет). Эти земли пожаловал ему в награду за хорошую службу Павел I. Ламброс Кацонис назвал свои земли Ливадией в честь своего родного города в Греции.

Ежегодно в Ливадию приезжает делегация из Греции и оставляет на память сувениры, книги, фотографии и подарки, которые рассказывают о греческом городе Ливадия. Так наладилась дружба между жителями крымского посёлка Ливадия и греческим городом с таким же названием – Ливадия.

9.Закрепление полученных знаний.

Сегодня на уроке вы, ребята, узнали очень много нового. Давайте вспомним, о чём шла речь на нашей встрече.

- С какими музеями нашего посёлка вы познакомились?

- Чем они отличаются?

- Что такое память?

- А что такое памятник?

- Какие бывают памятники?

- Какие экспонаты школьного музея были представлены на нашем уроке?

- Как надо относится к памятникам?

Молодцы, вы все правильно отвечали на вопросы и запомнили всё, о чём мы говорили на уроке.

10.Итог урока.

Учитель 3-го класса

Сегодняшний урок заканчивается.

- Какие впечатления остались у вас от урока? Понравился ли он вам?

Дети, вы сегодня узнали много нового и интересного. Большое вам спасибо за участие, активную работу на уроке и подготовку к нему.

11.Домашнее задание.

Узнать у родителей и родственников о реликвиях, памятных вещах, которые остались от предков и которые берегутся и являются ценностями семьи.

Не знаю, в каждой ли школе сейчас есть школьный музей. Скорее всего не в каждой. Папа говорит, что когда он учился в школе, то у них был музей. Посвящён был Владимиру Ильичу Ленину. Папа даже немного рассказывал про тот музей. Какие там были экспонаты, какие случаи из жизни Ленина им рассказывали во время посещения этого музея. А мама говорит, что в их школе музея не было. По крайней мере она про него не помнит. Вот я и думаю, что сейчас, в настоящее время музей есть тоже не каждой школе. Но в нашей есть.

Посвящён он, конечно, не Владимиру Ильичу. Сейчас время другое, жизнь тоже другая. Про Владимира Ильича, наверное, в Советском Союзе много говорили. А теперь всё не так.

Но патриотическому воспитанию внимание всё же уделяется. И музей в нашей школе тоже имеет такую направленность. Патриотическую.

Недавно наш класс посещал школьный музей. Основная тематика его экспозиции посвящена известным людям, которые были связаны с нашей школой. Которые здесь учились и работали. Школа у нас старая. Раньше находилась в старом здании, которое было построено ещё до революции 1917 года архитектором Фигелем. Мемориальная доска там висит по этому поводу. И с того времени школа там и находилась. А потом рядом построили новое здание, а со старым соединили его тёплым переходом. Теперь школа располагается сразу в двух зданиях. Понятно, что за более чем вековую историю нашей школы училось в ней немало учеников. Да и работало тоже много учителей.

Вот в музее рассказывается про тех, кто ранее здесь учился, а потом воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Несколько человек погибло. Их имена есть в музее на мемориальной доске. Есть среди тех, кто связан с нашей школой, один герой Советского Союза. До войны работал в школе завхозом. А на фронте служил в военной разведке. Выполнял многочисленные вылазки в тыл врага. Для меня очень удивительно, что человек, который был завхозом, мог выполнять такие боевые задания.

Также в музее есть экспозиция, посвящённая ученикам и сотрудникам, ставшими известными в мирное время. Один из бывших учеников служил на границе и прославился тем, что задержал нарушителя государственной границы. Ранее в нашей школе работал преподавателем ныне известный физик-ядерщик. Сделал научные открытия в своей области. Преподавал правда недолго. Один год всего. В девяностые годы, когда в стране были перестроечные времена и каждый выживал как мог. Вот учёный и устроился в школу, когда их НИИ развалился. Но потом снова смог заняться научной работой и стал известным.

Ещё в музее прослеживается такая направленность, что каждый человек уникален. И не зависимо от того, стал он известен, прославился чем-то или нет – он важен для других. И что школа известна не своими стенами и многолетней историей, а людьми, которые здесь учились и работали. И неважно, известны они или забыты. Каждый из этих людей – частичка нашей школы. Что-же, интересная мысль. Побуждает с ответственностью относится к школьному обучению. Чтобы быть той частичкой, за которую не стыдно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: