Сочинение по рассказу беглец чехова

Обновлено: 02.07.2024

Рассказ учит пользе знаний, учения. Учит мужественно переносить невзгоды. Учит везде находить приятное. Учит быть смелым и решительным. Учит сочувствию и состраданию.

Мне понравился этот рассказ, но я так и не поняла, что случилось с Пашкой дальше. Вылечили ему руку или нет. Мне понятен страх маленького мальчика, впервые оказавшегося в одиночестве среди чужих людей. Но бежать было глупо, тем более не зная дороги. Мне кажется, что доктор искренне хочет помочь мальчику, и если и называет его дураком, то ласково.

Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу бежит. Застарелую болезнь лечить трудно. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Больной лечись, а здоровый берегись. От себя не убежишь и от судьбы не скроешься.

Процедура оказалась длинной. Пашка с матерью долго шел по полю, потом два часа ждал в сенях, пока откроют двери и успел даже вздремнуть. Наконец двери раскрылись, и Пашка вошел в приемную Там сидели больные и Пашка увидел много смешного для себя. Например, подпрыгивающего на одной ноге парня он назвал воробьем. Но вот фельдшер стал записывать больных и Пашка узнал, что ему семь лет, что он неграмотный, и его зовут Павел Галактионович. Вышел доктор, который сразу назвал дураком подпрыгивающего парня, который должен был прийти еще в понедельник. Потом доктор стал вызывать больных. Дошла очередь и до Пашки. Мать сказала, что у Пашки болячка на руке, и доктор велел Пашке раздеться. Пашка заревел, а доктор стал ругать мать, говоря, что она сгноила мальчику руку. Потом доктор о чем-то надолго задумался и объявил, что Пашке надо остаться в больнице. Он пообещал мальчику половить чижей, показать живую лисицу. А потом велел фельдшерице отвести Пашку наверх. Доктор был такой добрый и веселый, что Пашка решил уважить его, и позволил отвести себя наверх. Там его поместили в палату и Пашке понравилась его кровать. Кроме Пашки в палате находился только один старик, который постоянно кашлял. Через открытую дверь была видна другая палата. Пашке принесли новую одежду и он с удовольствием оделся. Потом Пашку накормили. Сперва он поел щей с мясом, потом принесли жаркое, которое Пашка ел впервые в жизни. Поев, Пашка пошел погулять по больнице и посмотрел на разных больных. Потом лег на кровать и стал ждать доктора, чтобы идти ловить чижей. Доктора долго не было. Стемнело и Пашка задремал. Проснулся он от тихого шепота. Из соседней палаты выносили умершего. Пашка закричал от ужаса и бросился бежать. Он ткнулся в одну палату, в другую, спустился по лестнице и выбежал на улицу. Не разбирая дороги он забежал за сарай, но потом вернулся к больнице и попытался обогнуть ее с другой стороны. Там он увидел кресты могил. Пашка снова закричал и побежал к флигелю, где ярко горело окно. В окне он увидел доброго доктора, который читал книжку, и уже забежал на крыльцо, когда неведомая сила сжала ему дыхание и ударила по ногам. Очнулся Пашка утром и услышал тот самый голос, который обещал ему чижей и лисицу. Голос называл его дураком и говорил, что бить его некому.

Характеристика главных героев

Также в произведении присутствуют второстепенные герои — пациенты, фельдшеры.

Краткое содержание

Семилетний мальчик Пашка вместе со своей матерью осенью отправляется в больницу, так как у него ещё с Пасхи болела рука. Путь до больницы был долгий: они шли под дождём до рассвета. Затем они вошли в сени, после этого — в приёмную. Пашка с интересом разглядывал людей и молчал, хотя один пациент его позабавил — он подпрыгивал на одной ноге, как воробей.

Наконец, он позвал в свой кабинет Пашку с матерью. Мальчика раздели и осмотрели, хотя при виде таза с кровяными помоями он не удержался от слёз. Выяснилось, что у него болит весь сустав, и он даже может остаться без руки. Приводить его к врачу нужно было ещё полгода назад, а теперь мазями и каплями уже не поможешь: его нужно оставлять в больнице и проводить операцию. Пашка боялся оставаться один, без матери, но врач пообещал, что после операции они чижей пойдут ловить, а ещё врач покажет ему живую лисицу.

План для пересказа

Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  • Обращение в больницу.
  • Очередь на приём.
  • Осмотр у сурового врача.
  • Необходимость остаться в больнице.
  • Обещание показать чижей и лисицу.
  • Вкусная еда и хорошие условия.
  • Знакомство с больными.
  • Мертвец и ужасы ночи.
  • Побег.
  • Развязка ночного приключения.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.

К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.

Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания.

Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.

Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.

Больница и доктор

До матери Пашки, видимо, смысл слов доходит не слишком, поэтому она ждет от врача дальнейших указаний. Слегка успокоившись, доктор кладет мальчика в больницу. Его провожают на второй этаж больницы, где, по-видимому, лежат тяжелобольные люди. Пашке дают новую одежду, хорошо кормят. Старик с поражением легких лежит на соседней койке в палате. Мальчику все нравится: его хорошо кормят, одевают в чистое белье. Правда, по соседству какие-то странные и страшные люди, но это его во время поглощения больничной еды заботит мало.

О произведении

В рассказе автор показывает жестокую и суровую дореволюционную действительность, бедность простого народа, малограмотность крестьянского населения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Детвора

Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином? Стол, освещаемый висячей лампой, пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стеклышками. Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью копеечными монетами. Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. Играют дети на деньги. Ставка — копейка. Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих, нет никого. Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там кухарку кроить, а старший брат, Вася, ученик V класса, лежит в гостиной на диване и скучает.

Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнеров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек. Так как он знает одни только единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него покрывает цифры Аня. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши. Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, девяносто — дедушкой и т. д. Игра идет бойко.

— Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. — Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено косим!

Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит ее самолюбие, она торжествует.

— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять!

— Прусак, прусак! — вскрикивает Соня, указывая на прусака, бегущего через стол. — Ай!

— Не бей его, — говорит басом Алеша. — У него, может быть, есть дети…

Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата!

— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. — Шесть!

— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.

У партнеров вытягиваются физиономии.

— Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.

На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что она не смошенничала. Начинается следующая партия.

— А что я вчера видела! — говорит Аня как бы про себя. — Филипп Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза красные, страшные, как у нечистого духа.

— Я тоже видел, — говорит Гриша. — Восемь! А у нас ученик умеет ушами двигать. Двадцать семь!

Андрей поднимает глаза на Гришу, думает и говорит:

— И я умею ушами шевелить…

— А ну-ка, пошевели!

Андрей шевелит глазами, губами и пальцами, и ему кажется, что его уши приходят в движение. Всеобщий смех.

— Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, — вздыхает Соня. — Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично!

— Партия! — вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. — У меня партия! Проверяйте, если хотите!

Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет.

— Мне, значит, уж больше нельзя играть, — шепчет он.

— Потому что… потому что у меня больше денег нет.

— Без денег нельзя! — говорит Гриша.

Андрей на всякий случай еще раз роется в карманах.

Не найдя в них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он заплачет…

— Я за тебя поставлю! — говорит Соня, не вынося его мученического взгляда. — Только смотри, отдашь после.

Деньги взносятся, и игра продолжается.

— Кажется, где-то звонят, — говорит Аня, делая большие глаза.

Все перестают играть и, раскрыв рты, глядят на темное окно. За темнотой мелькает отражение лампы.

— Ночью только на кладбище звонят… — говорит Андрей.

— А зачем там звонят?

— Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся.

— А для чего разбойникам в церковь забираться? — спрашивает Соня.

— Известно для чего: сторожей поубивать! Проходит минута в молчании. Все переглядываются, вздрагивают и продолжают игру. На этот раз выигрывает Андрей.

— Он смошенничал, — басит ни с того ни с сего Алеша.

— Врешь, я не смошенничал!

Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове! Алеша злобно таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и, в свою очередь, — хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу еще по одной пощечине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым ревом. Но не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, но это не мешает им улыбаться. Алеша даже счастлив: недоразумение было!

В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный.

Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота присоседиться к ним и попытать счастья.

— Погодите, и я сяду играть, — говорит он.

— Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.

— Нет, нет, нет… копейку ставь!

— Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки, — объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.

— Нет, пожалуйста! Уходи!

Ученик V класса пожимает плечами и идет в кухню взять у прислуги мелочи. В кухне не оказывается ни копейки.

— В таком случае разменяй мне, — пристает он к Грише, придя из кухни. — Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну продай мне за рубль десять копеек.

Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это какой-нибудь, не жульничество ли?

— Не хочу, — говорит он, держась за карман.

Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков болванами и чугунными мозгами.

— Вася, да я за тебя поставлю! — говорит Соня. — Садись!

Гимназист садится и кладет перед собой две карты. Аня начинает читать числа.

— Копейку уронил! — заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом. — Постойте!

Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. Хватают руками плевки, ореховую скорлупу, стукаются головами, но копейки не находят. Начинают искать снова и ищут до тех пор, пока Вася не вырывает из рук Гриши лампу и не ставит ее на место. Гриша продолжает искать в потемках.

Но вот, наконец, копейка найдена. Игроки садятся за стол и хотят продолжать игру.

— Соня спит! — заявляет Алеша.

Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно, пока другие искали копейку.

— Поди, на мамину постель ложись! — говорит Аня, уводя ее из столовой. — Иди!

Ее ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина постель представляет собой любопытное зрелище. Спит Соня. Возле нее похрапывает Алеша. Положив на их ноги голову, спят Гриша и Аня. Тут же, кстати, заодно примостился и кухаркин сын Андрей. Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры. Спокойной ночи!

Пашка Галактионов — семилетний крестьянский мальчик. Мать ещё до света повела его в земскую больницу из-за больной руки. Пашке пришлось пройти с мамой долгий путь полем и лесом, потом два часа ждать записи на приём в земской больнице. Мальчик здесь первый раз, многое ему кажется смешным, странным.

В кабинете доктора он увидел таз с кровяными помоями, фартук доктора и разревелся от испуга. Скорбный суровый мир больницы детское сознание Пашки отказывалось воспринимать. Он не понимал слова операция, о которой сказал доктор. Весёлый разговор врача, обещание показать ему лису, сходить на ярмарку успокаивающе подействовали на ребёнка, и он без слёз остался в больнице.

Увлекаемый фельдшерицей вверх по лестнице, Пашка удивлённо оглядывал стены, коридор больницы с лампами, половиками и кранами. Всё ему здесь понравилось, особенно кровать с подушкой и одеялом. Неизбалованный в неприхотливом крестьянском быту, мальчик был очень доволен больничной одеждой. Он даже помечтал пройтись в халатике по деревне.

Прогуливаясь по больнице, мальчик видит разных больных, и смешное на первый взгляд вдруг оборачивается жутким. Ночью он стал свидетелем смерти человека в соседней палате, темнота за окнами удручающе подействовала на него, и от испуга Пашка побежал куда-то к матери, но, поплутав, возвратился к больнице. Потом — лицо доктора в окне, острая радость и потеря сознания.

Мать Павла — крестьянка, неграмотная. По невежеству и, вероятно, загруженности хозяйственными делами запустила руку сына, хотя и любит его.

Иван Николаевич — земский доктор. На первый взгляд кажется сердитым: ругает пациентов за неисполнение его предписаний, за глупость. На самом деле он добрый, весёлый, знает, как успокоить ребёнка. Доктор печётся о состоянии больницы, о пациентах: здесь чисто, есть всё необходимое, больных хорошо кормят.

Павел Галактионов, очевидно, останется инвалидом, ему придётся жить без руки, но доброе отношение весёлого доктора останется в памяти героя.

Чему учит рассказ "Беглец"
Рассказ учит пользе знаний, учения. Учит мужественно переносить невзгоды. Учит везде находить приятное. Учит быть смелым и решительным. Учит сочувствию и состраданию.

Отзыв на рассказ "Беглец"
Мне понравился этот рассказ, но я так и не поняла, что случилось с Пашкой дальше. Вылечили ему руку или нет. Мне понятен страх маленького мальчика, впервые оказавшегося в одиночестве среди чужих людей. Но бежать было глупо, тем более не зная дороги. Мне кажется, что доктор искренне хочет помочь мальчику, и если и называет его дураком, то ласково.

Пословицы к рассказу "Беглец"
Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу бежит.
Застарелую болезнь лечить трудно.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Больной лечись, а здоровый берегись.
От себя не убежишь и от судьбы не скроешься.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Беглец"
Процедура оказалась длинной. Пашка с матерью долго шел по полю, потом два часа ждал в сенях, пока откроют двери и успел даже вздремнуть.
Наконец двери раскрылись, и Пашка вошел в приемную Там сидели больные и Пашка увидел много смешного для себя. Например, подпрыгивающего на одной ноге парня он назвал воробьем.
Но вот фельдшер стал записывать больных и Пашка узнал, что ему семь лет, что он неграмотный, и его зовут Павел Галактионович.
Вышел доктор, который сразу назвал дураком подпрыгивающего парня, который должен был прийти еще в понедельник. Потом доктор стал вызывать больных. Дошла очередь и до Пашки.
Мать сказала, что у Пашки болячка на руке, и доктор велел Пашке раздеться. Пашка заревел, а доктор стал ругать мать, говоря, что она сгноила мальчику руку.
Потом доктор о чем-то надолго задумался и объявил, что Пашке надо остаться в больнице. Он пообещал мальчику половить чижей, показать живую лисицу. А потом велел фельдшерице отвести Пашку наверх.
Доктор был такой добрый и веселый, что Пашка решил уважить его, и позволил отвести себя наверх. Там его поместили в палату и Пашке понравилась его кровать. Кроме Пашки в палате находился только один старик, который постоянно кашлял. Через открытую дверь была видна другая палата.
Пашке принесли новую одежду и он с удовольствием оделся. Потом Пашку накормили. Сперва он поел щей с мясом, потом принесли жаркое, которое Пашка ел впервые в жизни.
Поев, Пашка пошел погулять по больнице и посмотрел на разных больных. Потом лег на кровать и стал ждать доктора, чтобы идти ловить чижей. Доктора долго не было. Стемнело и Пашка задремал.
Проснулся он от тихого шепота. Из соседней палаты выносили умершего. Пашка закричал от ужаса и бросился бежать. Он ткнулся в одну палату, в другую, спустился по лестнице и выбежал на улицу. Не разбирая дороги он забежал за сарай, но потом вернулся к больнице и попытался обогнуть ее с другой стороны. Там он увидел кресты могил. Пашка снова закричал и побежал к флигелю, где ярко горело окно.
В окне он увидел доброго доктора, который читал книжку, и уже забежал на крыльцо, когда неведомая сила сжала ему дыхание и ударила по ногам.
Очнулся Пашка утром и услышал тот самый голос, который обещал ему чижей и лисицу. Голос называл его дураком и говорил, что бить его некому.

Как стемнело, Пашка случайно стал свидетелем того, как из соседней палаты выносили тело умершего больного. Мальчик очень испугался и кинулся бежать прочь из больницы. Он наткнулся на больничное кладбище и испугался ее больше. Наконец, он увидел дом доктора, и от пережитых эмоций упал в обморок на крыльце. Очнулся Пашка от добродушного голоса Ивана Миколаича.

Мама привозит маленького сына в больницу, так как, видимо, народные средства не помогают в лечении нарыва. Пока они ждут в очереди, Пашка всему удивляется, ведет себя вполне непосредственно. Хотя мама и призывает его к порядку, но чувствуется, что она его очень любит.

Доктор немного ругает женщину, ведь раньше нужно было привозить больного. Теперь ребенка нужно оставлять на небольшую операцию. Конечно, Пашке страшно без мамы оставаться, он хочет попросить, чтоб ей разрешили переночевать в больнице.

Но доктор тут же отвлек его обещаниями съездить на ярмарку, посмотреть живых птиц и даже лисицу. Врач думает убедить маленького пациента, чтоб сделать нужную ребенку операцию — тут все средства хороши. Тем более взрослый считает, что Пашка легкомысленно забудет о его словах.

Пашка позволяет медицинской сестре себя увести, но обещания врача помнит. Ребенок удивляется больнице, пациентам. Почему у одних оспины, а у других свистит в груди. Ему нравится палата, койка и особенно обед. Понятно, что дома он не доедает, он никогда и не видел жареного мяса, не может удержаться от куска хлеба.

Кстати, кроме ожиданий ярмарки, воспоминаний о бабушке, он представляет, как прошелся бы по деревне в больничном халате. Так и не дождавшись доктора, больной засыпает. Просыпается посреди ночи от шума в соседней палате. Там как раз умер пациент.

Пашка не совсем понимает, почему выносят тело, но ему становится страшно. В ужасе он бежит к маме, до которой слишком далеко. По факту – он мечется по больнице, выбегает на двор, на кладбище, еще больше пугается, но тут видит, буквально, свет в окошке.

Там доктор читает книгу. Пашка так радуется, бросается к нему, что от всех за день пережитых чувств, что падает в обморок. Доктор приводит его в чувств словами, что наказывать бы его надо, но некому.

Главная мысль:

Рассказ о достаточно тяжелой доле ребенка, которую тот сам пока по малости лет, по отсутствию опыта не осознает. Хорошо, что в жизни есть добрые люди, которые, если и обманывают, то на благо.

Чехов. Беглец, в чём заключается мораль произведения?

Беглец. Рассказ Антона Павловича Чехова. В этом поизведении гениальный русский писатель со свойственным ему добрым и мягким юмором и лёгкой иронией описывает случай в больнице, куда попадает крестьянский ребёнок из обычной небогатой семьи, где воспитывает его одна мать.У мальчика нарыв на руке и ему надо оставаться в больнице.

Пашка, так зовут мальчишку, попав в незнакомую ему среду, впадает в растерянность и побаивается. Доктор обещает Пашке всевозможные блага, чтобы тот остался, но Пашка, увидев, что в палате умирает человек, пугается окончательно и бежит домой к матери.Но дороги он не знает и опять попадает к доктору.

В этом рассказе Чехов повествует о нелёгкой судьбе крестянских детей в России, особенно если растут они без отцов. Кроме того, автор заставляет читателя взглянуть на мир глазами ребёнка м самим погрузиться ненадолго в детство.

Художественные детали в произведениях, не только у Чехова, служат тому, что помогают раскрывать образы персонажей, которые в них участвуют. Посредством таких вкраплений в тексты авторы как бы показывают и свое отношение к героям, и событиям, что происходят на страничках их творений, подсказывают читателям верное направление в осмыслении поступков персонажей и оценки развязки той или иной ситуации.

Это говорит о том, что перед нами не плохой человек, который не мыслит о зле и не совершает его.

Знакомство со смертью

Ребенок стал звать маму. Мальчик побежал по больнице, затем на улицу, потом оказался неведомо как у крыльца дома доктора (жилище врача было на территории больницы), который его утром осматривал. Пашка заглянул в светящееся в темноте окно (хотя было и страшно), увидел там милое ему лицо и потерял сознание.

Врач обнаружил Пашку несколько часов спустя. Герой рассказа пришел в сознание под звуки голоса доктора. Уже было светло, и все его страхи рассеялись, остались только насмешки врача над ним.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.

К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.

Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания.

Чехов со знанием дела описывает врачебные будни

Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.

Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.

Изменить размер шрифта:

Антон Павлович Чехов

Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином? Стол, освещаемый висячей лампой, пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стеклышками. Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью копеечными монетами. Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. Играют дети на деньги. Ставка — копейка. Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих, нет никого. Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там кухарку кроить, а старший брат, Вася, ученик V класса, лежит в гостиной на диване и скучает.

Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнеров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек. Так как он знает одни только единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него покрывает цифры Аня. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши. Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, девяносто — дедушкой и т. д. Игра идет бойко.

— Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. — Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено косим!

Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит ее самолюбие, она торжествует.

— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять!

— Прусак, прусак! — вскрикивает Соня, указывая на прусака, бегущего через стол. — Ай!

— Не бей его, — говорит басом Алеша. — У него, может быть, есть дети…

Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата!

— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. — Шесть!

— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.

У партнеров вытягиваются физиономии.

— Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.

На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что она не смошенничала. Начинается следующая партия.

— А что я вчера видела! — говорит Аня как бы про себя. — Филипп Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза красные, страшные, как у нечистого духа.

— Я тоже видел, — говорит Гриша. — Восемь! А у нас ученик умеет ушами двигать. Двадцать семь!

Андрей поднимает глаза на Гришу, думает и говорит:

— И я умею ушами шевелить…

— А ну-ка, пошевели!

Андрей шевелит глазами, губами и пальцами, и ему кажется, что его уши приходят в движение. Всеобщий смех.

— Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, — вздыхает Соня. — Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично!

— Партия! — вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. — У меня партия! Проверяйте, если хотите!

Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет.

— Мне, значит, уж больше нельзя играть, — шепчет он.

— Потому что… потому что у меня больше денег нет.

— Без денег нельзя! — говорит Гриша.

Андрей на всякий случай еще раз роется в карманах. Не найдя в них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он заплачет…

— Я за тебя поставлю! — говорит Соня, не вынося его мученического взгляда. — Только смотри, отдашь после.

Деньги взносятся, и игра продолжается.

— Кажется, где-то звонят, — говорит Аня, делая большие глаза.

Все перестают играть и, раскрыв рты, глядят на темное окно. За темнотой мелькает отражение лампы.

— Ночью только на кладбище звонят… — говорит Андрей.

— А зачем там звонят?

— Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся.

— А для чего разбойникам в церковь забираться? — спрашивает Соня.

— Известно для чего: сторожей поубивать!

Проходит минута в молчании. Все переглядываются, вздрагивают и продолжают игру. На этот раз выигрывает Андрей.

— Он смошенничал, — басит ни с того ни с сего Алеша.

— Врешь, я не смошенничал!

Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове! Алеша злобно таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и, в свою очередь, — хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу еще по одной пощечине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым ревом. Но не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, но это не мешает им улыбаться. Алеша даже счастлив: недоразумение было!

В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный.

Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота присоседиться к ним и попытать счастья.

— Погодите, и я сяду играть, — говорит он.

— Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.

— Нет, нет, нет… копейку ставь!

— Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки, — объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.

— крестьянка, неграмотная. По невежеству и, вероятно, загруженности хозяйственными делами запустила руку сына, хотя и любит его.

Иван Николаевич

— земский доктор. На первый взгляд кажется сердитым: ругает пациентов за неисполнение его предписаний, за глупость. На самом деле он добрый, весёлый, знает, как успокоить ребёнка. Доктор печётся о состоянии больницы, о пациентах: здесь чисто, есть всё необходимое, больных хорошо кормят.

Павел Галактионов, очевидно, останется инвалидом, ему придётся жить без руки, но доброе отношение весёлого доктора останется в памяти героя.

План для пересказа

Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

Читайте также: