Народность в евгении онегине сочинение

Обновлено: 25.06.2024

Онегин – образованный юноша, типичный аристократ, воспитанный французом. Он ведёт вполне вольный образ жизни: балы,различные театры, светские дамы. Но, в тоже время, от всех сверстников его отличает благородство его души и здравый ум. Со временем он начинает разочаровываться в жизни, пропадает интерес к современному светскому обществу и появляются недовольства окружающим его миром.

Онегин живёт без цели. С детства ему не привили любовь к труду. Поэтому, он не может довести до конца ни одно из начатых дел. В деревне он ведёт себя весьма благосклонно к крестьянам, но он никогда не задумывался об их судьбе. Больше всего его мучает ощущение пустоты в его жизни. Оторвавшись от светского общества, он окончательно теряет связь с людьми. Позже, он отвергает любовь невинной, душевной и чувственной до глубины души Татьяны Лариной. Он не осознает то, что потерял человека, который мог изменить его судьбу в лучшую сторону. Поддавшись сословным мнениям и испугавшись сплетен, Онегин убивает своего лучшего друга Ленского и уезжает странствовать по России. Эти скитания дают возможность герою полноценно взглянуть на жизнь и здраво оценить своё отношение к окружающим. Он понимает, как бесплодно и бессмысленно растратил годы многие годы своей жизни. После возвращения в Столицу, он вновь попадает в то светское общество. В нём вспыхивают необъяснимое чувство любви к Татьяне. Но теперь уже она замужняя женщина. Проявив самолюбие и эгоизм, как когда-то Евгений, Татьяна резко отвергает любовь Онегина.

Пример сочинения 2

Вот наступает осень; все стихает, и природа как бы замирает, замирает и жизнь деревенских обитателей. Зима на Руси — время забав и веселья; катанье в санях, на коньках доступны и составляют удовольствие для всех, без различия пола и возраста. Наступают святки, а с ними и новое развлечение — гадание; гадают все:

Гадает ветренная младость,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски …

Помещики вознаграждают себя за скуку тогда, когда случится бал у кого-либо из них. На него съезжаются все соседи, гремит музыка и паркет трещит под каблуками чрезмерно усердствующих танцоров. После бала, согласно традиционному обычаю, гости остаются ночевать у хозяев.

Таков был помещичий быт; нельзя не заметить, что он отличался крайней пустотой и полным отсутствием всяких серьезных интересов, чем и объясняется его скука и снотворность.

Что касается быта простого народа, то он, находясь в крепостном состоянии, зависел от воли господ, и личным характером помещика определялась степень его благополучия. Но вообще от него требовали честности и трудолюбия; если господа были добры, то крепостным жилось далеко не плохо; помещик заботился об их благосостоянии в своих собственных интересах, резкой черты разобщения между барином и крестьянином не существовало; молодые служанки, например, работали и гадали вместе с барышнями, старые няни даже пользовались известным уважением в доме. Что касается понятий простого народа, то надо думать, что они были немногим уже, чем понятия их господ, получивших поверхностное французское воспитание.

Пример сочинения 3

ЖИЗНЬ ОНЕГИНА В ДЕРЕВНЕ

"Евгений Онегин" - очень важное произведение для истории отечественной и мировой литературы благодаря целому ряду особенностей, среди которых - нетипичные для романов того времени локации, служащие сценой для развития сюжетных линий. Среди них одно из главенствующих мест занимает деревня, в которую направился Евгений Онегин после смерти своего дяди. Именно там зарождается дружба с Ленским, происходит знакомство с семьей Лариных, а позже старая деревенская мельница становится свидетельницей бессмысленного убийства.

С первых строк второй главы своего стихотворного романа Александр Сергеевич описывает новую "сцену" для своих героев:

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад

Прекрасная природа, тишина и размеренное течение жизни - вот что предстало перед Евгением. Практически сразу он заменил барщину оброком, чем существенно облегчил жизнь своих крестьян, но вызвал недовольство соседей. Для них Онегин в первую очередь был своего рода развлечением, диковинкой, которую каким-то чудесным образом занесло в их провинциальный край. Онегин же лишнего внимания всеми силами избегал, порой в прямом смысле этого слова. Он буквально сбегал от своих гостей через заднюю дверь:

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца

Манеры и привычки Онегина были чужды местному дворянству, но прекрасная внешность, холодность и статность Евгения по-прежнему привлекали всеобщее внимание, вызывали пересуды между соседями.

Александр Сергеевич также подробно описывает быт семьи Лариных, создавая прекрасный портрет всего поместного дворянства тех лет в целом:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам

Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она

Но скоро всё перевелось;
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла; стала звать
Акулькой прежнюю Селину

И только одна девушка, как и Онегин, слишком сильно выделялась и казалась чужой даже в своей родной семье - Татьяна Ларина. Ее можно назвать "дитя природы", а определение провинциальной барышни не совсем уместно по отношению к ней, в отличие от ее сестры Ольги. В сценах с Татьяной, происходящих в деревне, А.С. Пушкин уделяет природе много внимания, будь то ночь, когда девушка писала свое роковое письмо, или сад, где произошло объяснение с Онегиным. После отъезда героя девушка также проводит много времени на природе, занимая себя долгими прогулками.

Таким образом, в деревне Онегина окружали совершенно непонятные ему люди с иными взглядами на жизнь, принципами и привычками. Евгений не мог понять их, да и не хотел, этим и была продиктована его холодность и отстраненность. К местной природе он остался равнодушен так же, как и к Татьяне, несмотря на всю ее прелесть и красоту.

Онегину в деревне было откровенно скучно, но проблема здесь таится не в местности, а самом герое, его неспособности найти себе место и занятие, которое могло бы принести ему радость и ощущение значимости.

Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах, а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья:

После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве:

Все сказанное нами было необходимым отступлением для опровержения неосновательного мнения, будто бы, в деле литературы, чисто-русскую народность должно искать только в сочинениях, которых содержание заимствовано из жизни наших и необразованных классов. Вследствие этого странного мнения, оглашающего "не-русским" все, что есть в России лучшего и образованнейшего, - вследствие этого лапотно-сермяжного мнения, какой-нибудь грубый фарс с мужиками и бабами есть национально-русское произведение, а "Горе от ума" есть тоже русское, но только уже не национальное произведение; какой-нибудь площадной роман, в роде "Разгулья купеческих сынков в Марьиной роще", есть хотя и плохое, однако тем не менее национально-русское произведение, а "Герой нашего времени", хотя и превосходное, однако тем не менее русское, но не национальное произведение. Нет, и тысячу раз нет! Пора, наконец, вооружиться против этого мнения всею силою здравого смысла, всею энергиею неумолимой логики! Мы далеки уже от того блаженного времени, когда псевдо-классическое направление нашей литературы допускало в изящные создания только людей высшего круга и образованных сословий, и если иногда позволяло выводить в поэме, драме или эклоге простолюдинов, то не иначе, как умытых, причесанных, разодетых и говорящих не своим языком. Да, мы далеки от этого псевдо-классического временя; но пора уже отдалиться нам и от этого псевдо-романтического направления, которое, обрадовавшись слову "народность" и праву представлять в поэмах и драмах не только честных людей низшего звания, но даже воров и плутов, вообразило, что истинная национальность скрывается только под зипуном, в курной избе, и что разбитый на кулачном бою нос пьяного лакея есть истинно шекспировская черта, - а главное, что между людьми образованными нельзя искать и признаков чего-нибудь похожего на народность. Пора, наконец, догадаться, что, напротив, русский поэт может себя показать истинно-национальным поэтом, только изображая в своих произведениях жизнь образованных сословий: ибо, чтоб найти национальные элементы в жизни, на-половину прикрывшейся прежде-чуждыми ей формами, - для этого поэту нужно и иметь большой талант и быть национальным в душе. "Истинная национальность (говорит Гоголь) состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа; поэт может быть даже и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами". Разгадать тайну народной психеи - для поэта значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий. Кто умеет схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни, не умея схватывать более тонких и сложных оттенков образованной жизни, - тот никогда не будет великим поэтом и ещё менее имеет право на громкое титло национального поэта. Великий национальный поэт равно умеет заставить говорить и барина и мужика их языком. И если произведение, которого содержание взято из жизни образованных сословий, не заслуживает названия национального, - значит оно ничего не стоит и в художественном отношении, потому что неверно духу изображаемой им действительности. Поэтому не только такие произведения, как Горе от ума и Мертвые души, но и такие, как Герой нашего времени, суть столько же национальные, сколько и превосходные поэтические создания.

И первым таким национально-художественным произведением был Евгений Онегин Пушкина. В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом. Он понял, что время эпических поэм давным-давно прошло, и что для изображения современного общества, в котором проза жизни так глубоко проникла самую поэзию жизни, нужен роман, а не эпическая поэма. Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостию. И такая смелость была бы менее-удивительною, если бы роман затеян был в прозе; но писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе, - такая смелость, оправданная огромным успехом, была несомненным свидетельством гениальности поэта. Правда, на русском языке было одно прекрасное (по своему времени) произведение, в роде повести в стихах: мы говорим о Модной жене Дмитриева; по между ею и Онегиным нет ничего общего уже потому только, что Модную жену так же легко счесть за вольный перевод или переделку с французского, как и за оригинально-русское произведение. Если из сочинений Пушкина хоть одно может иметь что-нибудь общего с прекрасною и остроумною сказкою Дмитриева, так это, как мы уже и заметили в последней статье, Граф Нулин; но и тут сходство заключается совсем не в поэтическом достоинстве обоих произведений. Форма романов вроде Онегина создана Байроном; по крайней мере, манера рассказа, смесь прозы и поэзии в изображаемой действительности, отступления, обращения поэта к самому себе и, особенно, это слишком ощутительное присутствие лица поэта в созданном им произведении, - все это есть дело Байрона. Конечно, усвоить чужую новую форму для собственного содержания совсем не, то, что самому изобрести её, - тем не менее, при сравнении Онегина Пушкина с Дон-Хуаном, Чайльд-Гарольдом и Бенно Байрона, нельзя найти ничего общего, кроме формы и манеры. Не только содержание, но и дух поэм Байрона уничтожает всякую возможность существенного сходства между ими и "Онегиным" Пушкина. Байрон писал о Европе для Европы; этот субъективный дух, столь могущий и глубокий, эта личность, столь колоссальная, гордая и непреклонная, стремилась не столько, к изображению современного человечества, сколько к суду над его прошедшею и настоящею историею. Повторяем: тут нечего искать и тени какого-либо сходства. Пушкин писал о России для России, - и мы видим признак его самобытного и гениального таланта в том. что, верный своей натуре, совершенно-противоположной натуре Байрона, и своему художественному инстинкту, он далек был от того, чтобы соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде, пиша русский роман. Сделай он это - и толпа превознесла бы его выше звезд; слава мгновенная, но великая была бы наградою за его ложный tour de force. Но, повторяем, Пушкин, как поэт, был слишком-велик для подобного шутовского подвига, столь обольстительного для обыкновенных талантов. Он заботился не о том, чтоб походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть верным той действительности, до него ещё непочатой и нетронутой, которая просилась под перо его. И зато его Онегин - в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова - Горе от ума*, стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.

* Горе от ума было написано Грибоедовым в бытность его в Тифлисе, до 1823 года, но написано вчерне. По возвращению в Россию в 1823 году Грибоедов подвергнул свою комедию значительным исправлениям. В первый раз значительный отрывок из неё был напечатан в альманахе Талия, в 1825 году. Первая глава Онегина появилась в печати в 1825 году, когда, вероятно, у Пушкина было уже готово несколько глав этой поэмы.

До этих двух произведений, как мы уже и заметили выше, русские поэты ещё умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни. Исключение остается только за Державиным, в поэзии которого, как мы уже не раз говорили, проблескивают искорки элементов русской жизни; за Крыловым и, наконец, за Фонвизиным, который, впрочем, был в своих комедиях больше даровитым копистом русской действительности, нежели её творческим воспроизводителем. Несмотря на все недостатки, довольно-важные, комедии Грибоедова, - она, как произведение сильного таланта, глубокого и самостоятельного ума, была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подражательного, нет ложных мотивов и неестественных красок, но в которой и целое, и подробности, и сюжет, и характеры, и страсти, и действия, и мнения, и язык - все насквозь проникнуто глубокою истиною русской действительности. Что же касается до стихов, которыми написано Горе от ума, - в этом отношении Грибоедов надолго убил всякую возможность русской комедии в стихах. Нужен гениальный талант, чтоб продолжать с успехом начатое Грибоедовым дело: меч Ахилла под силу только Аяксам и Одиссеям. То же можно сказать и в отношении к Онегину, хотя, впрочем, ему и обязаны своим появлением некоторые, далеко не равные ему, но все-таки замечательные попытки, тогда как Горе от ума до сих пор высится в нашей литературе геркулесовскими столбами, за которые никому ещё не удалось заглянуть. Пример неслыханный: пьеса, которую вся грамотная Россия выучила наизусть ещё в рукописных списках более чем за десять лет до появления её в печати! Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки; комедия его сделалась неисчерпаемым источником применений на события ежедневной жизни, неистощимым рудником эпиграфов! И хотя никак нельзя доказать прямого влияния со стороны языка и даже стиха басен Крылова на язык и стих комедии Грибоедова, однако нельзя и совершенно отвергать его: так в органически-историческом развитии литературы все сцепляется и связывается одно с другим! Басни Хемницера и Дмитриева относятся к басням Крылова, как просто талантливые произведения относятся к гениальным произведениям, - но тем не менее Крылов много обязан Хемницеру и Дмитриеву. Так и Грибоедов: он не учился у Крылова, не подражал ему: он только воспользовался его завоеванием, чтоб самому итти дальше своим собственным путем. Не будь Крылова в русской литературе - стих Грибоедова не был бы так свободно, так вольно, развязно оригинален, словом, не шагнул бы так страшно-далеко. Но не этим только ограничивается подвиг Грибоедова: вместе с Онегиным Пушкина его Горе от ума было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без Онегина был бы невозможен Герой нашего времени, так же, как без Онегина и Горя от ума Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины. Ложная манера изображать русскую действительность, существовавшая до Онегина и Горя от ума, ещё и теперь не исчезла из русской литературы. Чтоб убедиться в этом, стоит только обречь себя на смотрение или на чтение новых драматических пьес, даваемых на русском театре обеих столиц. Это не что иное, как искаженная французская жизнь, самовольно назвавшаяся русскою жизнию; это - исковерканные французские характеры, прикрывавшиеся русскими именами. На русскую повесть Гоголь имел сильное влияние, но комедии его остались одинокими, как и Горе от ума. Значит: изображать верно свое родное, то, что у нас перед глазами, что нас окружает, чуть ли не труднее, чем изображать чужое. Причина этой трудности заключается в том, что у нас форму всегда принимают за сущность, а модный костюм - за европеизм; другими словами: в том, что народность смешивают с простонародностью, и думают, что кто не принадлежит к простонародию, то-есть кто пьет шампанское, а не пенник, и ходит во фраке, а не в смуром кафтане, - того должно изображать то как француза, то как испанца, то как англичанина. Некоторые из наших литераторов, имея способность более или менее верно списывать портреты, не имеют способности видеть в настоящем их свете те лица, с которых они пишут портреты: мудрено ли, что в их портретах нет никакого сходства о оригиналами, и что, читая их романы, повести и драмы, невольно спрашиваешь себя:

С кого они портреты пишут?
Где разговоры эти слышут?
А если и случалось им,
Так мы их слышать не хотим.

Таланты этого рода - плохие мыслители; фантазия у них развита на счет ума. Они не понимают, что тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так-сказать, манере понимать вещи. Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особность, - а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество. У всякого народа две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая - ежедневная, домашняя, обиходная. Часто обе эти философии находятся более или менее в близком соотношении друг к другу; и кто хочет изображать общество, тому надо познакомиться с обеими, но последнюю особенно необходимо изучить. Так точно, кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот прежде всего должен изучить его - в его семейном, домашнем быту. Кажется, что бы за важность могли иметь два такие слова, как, например, авось и живёт, а, между тем, они очень важны, и, не понимая их важности, иногда нельзя понять иного романа, не только самому написать роман. И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало Онегина и Горе от ума произведениями оригинальными и чисто-русскими.

Содержание Онегина так хорошо известно всем и каждому, что нет никакой надобности излагать его подробно. Но, чтоб добраться до лежащей в его основании идеи, мы расскажем его в этих немногих словах. Воспитанная в деревенской глуши молодая, мечтательная девушка влюбляется в молодого петербургского - говоря нынешним языком - льва, который, наскучив светскою жизнию, приехал скучать в свою деревню. Она решается написать к нему письмо, дышащее наивною страстию; он отвечает ей на словах, что не может её любить и что не считает себя созданным для "блаженства семейной жизни". Потом, из пустой причины, Онегин вызван на дуэль женихом сестры нашей влюбленной героини и убивает его. Смерть Ленского надолго разлучает Татьяну с Онегиным. Разочарованная в своих юных мечтах, бедная девушка склоняется на слезы и мольбы старой своей матери и выходит замуж за генерала, потому что ей было все равно, за кого бы ни выйти, если уж нельзя было не выходить ни за кого. Онегин встречает Татьяну в Петербурге и едва узнает её: так переменилась она, так мало осталось в ней сходства между простенькою деревенскою девочкою и великолепною петербургскою дамою. В Онегине вспыхивает страсть к Татьяне; он пишет к ней письмо, и на этот раз уже она отвечает ему на словах, что хотя и любит его, тем не менее принадлежать ему не может - по гордости добродетели. Вот и всё содержание Онегина. Многие находили и теперь ещё находят, что тут нет никакого содержания, потому что роман ничем не кончается. В самом деле, тут нет ни смерти (ни от чахотки, ни от кинжала), ни свадьбы - этого привилегированного конца всех романов, повестей и драм, в особенности русских. Сверх того, сколько тут несообразностей! Пока Татьяна была девушкою, Онегин отвечал холодностию на её страстное признание; но, когда она стала женщиною, он до безумия влюбился в неё, даже не будучи уверен, что она его любит. Неестественно, вовсе неестественно! А какой безнравственный характер у этого человека: холодно читает он мораль влюбленной в него девушке вместо того, чтоб взять да тотчас и влюбиться в неё самому, и потом, испросив по форме у её дражайших родителей их родительского благословения навеки-нерушимого, совокупиться с нею узами законного брака и сделаться счастливейшим в мире человеком.

Потом: Онегин ни за что убивает бедного Ленского, этого юного поэта с золотыми надеждами и радужными мечтами - и хоть бы раз заплакал о нём или по крайней мере проговорил патетическую речь, где упоминалось бы об окровавленной тени и проч. Так или почти так судили и судят ещё и теперь об Онегине многие из "почтеннейших читателей", по крайней мере, нам случалось слышать много таких суждений, которые во время оно бесили нас, а теперь только забавляют. Один великий критик даже печатно сказал, что в Онегине нет целого, что это - просто поэтическая болтовня о том, о сем, а больше ни о чем. Великий критик основывался в своем заключении, во-первых, на том, что в конце поэмы нет ни свадьбы, ни похорон, и, во-вторых, на этом свидетельстве самого поэта:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Являлися впервые мне -

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.

Великий критик не догадался, что поэт, благодаря своему творческому инстинкту, мог написать полное и оконченное сочинение, не обдумав предварительно его плана, и умел остановиться именно там, где роман сам собою чудесно заканчивается и развязывается - на картине потерявшегося, после объяснения с Татьяною, Онегина. Но мы об этом скажем в своём месте, равно как и о том, что ничего не может быть естественнее отношений Онегина к Татьяне в продолжение всего романа и что Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время и совсем не герой добродетели. К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей.

В середине девятнадцатого века А. С. Пушкин написал роман "Евгений Онегин", в котором воплотил свои мысли по поводу человеческой жизни и поведению. Прошли столетия, наступил двадцать первый век, а мы до сих пор рассуждаем о человеческой жизни, сидя вечером за чашечкой чая или гуляя на природе. Мне тоже очень интересна эта тема.

Г. Белинский назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни. Это настоящая кладезь для изучения истории того времени. Произведение полностью построено на контрасте. Особое внимание автор уделяет описанию деревенских жителей, противопоставляя их городским. В столице жизнь идёт весёлая, праздная, на столах много яств, а в танцах много красивых девушек. В деревне стараются поспевать за столичной модой и увлечениями. Так, А. С. Пушкин писал про один день из жизни Лариных:

"С утра дом Лариных гостями

Весь полон целыми семьями".

Помещики любили давать пиршества, но они проходили более спокойно, чем в Москве и Петербурге. Например, чаще всего люди говорили:

"О сенокосе, о вине

О псарне, о своей родне".

На такие вечера приглашали богатых помещиков. Тех же, кто был ниже сословием, Пушкин описывал с ещё большей любовью и состраданием. Например, рассказ Филипьевны о своей судьбе:

"Я громко плакала со страха

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели".

Пушкину искренне жалко няню. Тяжёлая участь не только у нее, но и у купца, у извозчика, ведь лишь:

В постелю с бала едет он".

Писатель искренне любит русский народ, поэтому ему непонятны различия, существующие между людьми. Жизнь в столице не отличается от деревенской. Светские люди сами закрывают перед собой двери, полные возможностей. Именно поэтому Александр Сергеевич относится к помещикам лучше. Они пытаются подражать высшему обществу, не задумываясь о глупости многих вещей.

Мне кажется, роман "Евгений Онегин " был порывом души Пушкина. Автор смеется над богачами, любит народ, но помнит о существующих проблемах. Я не знаю, что надо сделать, чтобы изменить устоявшуюся систему к лучшему, но я полностью согласна с высказыванием автора, что здоровая нация ощущает своей национальности, а также различия сословий. Может быть, если изменится один человек, как это сделала Татьяна, то мир зарядится новой энергией и начнутся перемены?

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.




Пример сочинения 1

Невозможно не обратить внимания и на описания быта персонажей, которые занимают существенную часть романа. К примеру, большая часть жизни помещиков, кажется, была посвящена пирам, отдыху, различным празднованиям, мелким бытовым хлопотам и соблюдению исконно русских традиций. Как читателям, нам трудно не заметить того, насколько однообразна и однобока была их жизнь – без стремления к знаниям, без тяги к тому, чтобы познавать мир и узнавать что-то новое. Однако, как все мы знаем, Пушкин любил Россию и умел находить особое очарование даже в недостатках русского народа, поэтому через весь роман автор словно пропускает нить доброжелательности и симпатии к героям произведения.


Пример сочинения 2

Первым энциклопедичным персонажем, который встречается в романе, является Евгений Онегин. Он – образ всего светского общества, жившего в XIX веке. Евгений не слишком образован, он безоговорочно следует моде, развлекается, а еще Онегина одолевает вечная скука. Именно таким представил высокое общество Пушкин.

Поместное дворянство представляет семья Лариных. Каждый персонаж здесь уникален, при этом демонстрирует разные типажи. Например, няня Пушкина, Арина Родионовна, была прообразом Татьяны. Ольга – типичная дворянская красавица, о таких пишут романы, но ничего привлекательного в этом типаже нет. Супруги Ларины – обыкновенные помещики, каких в России XIX века можно было встретить практически везде.
В лирических отступлениях нередко описывается природа. Пушкин создал описания к каждому времени года, из которых легко можно представить российский климат и типичную погоду в каждом сезоне. Во всех этих описаниях показаны крестьяне или их дети, продемонстрированы русские повседневные заботы и дела.


Пример сочинения 3

Роман в стихах “Евгений Онегин” нередко называют энциклопедией русской жизни. Впервые так высказался о романе Белинский, и его слова о романе оказались поистине верными.

С первого взгляда может показаться, что роман сосредоточен вокруг одного центрального персонажа – самого Онегина. Но герой этот на протяжении всего произведения сталкивается с разными людьми и обстоятельствами.

Так, детство и юность героя – это обычное детство многих современников автора. Привычка семей жить не по средствам, бессистемное образование детей и препоручение их воспитателям – многое из этого было знакомо читателям не понаслышке. Праздная жизнь, отсутствие привычки к любой серьезной деятельности тоже весьма характерна для российского высшего общества.

Герой пользуется успехом: он молод, обучен манерам, весьма эрудирован. Но пустая жизнь заставляет его искать чего-то большего. И это тоже одна из типичных черт того времени. Скучающая молодежь, как и герой романа, ищет смысла жизни в книгах, пытается примерять на себя чужие роли и изображать байронических героев.

Главы, посвященные жизни героя в деревне, рисуют нам уже другое общество – мелких помещиков. Кто-то из них смешон в своей напыщенности, кто-то – трогательно наивен и простодушен. Но каждый из них описан ярко и выпукло. Нехитрый быт и образ жизни, деревенские развлечения все это рисует нам совсем иную картину. Здесь видна жизнь не только дворянства, но и крестьян. Рассказ няни, хоть и не очень длинный, иллюстрирует жизнь многих крестьян. А живописные картины святочных гаданий показывают, как развлекалась молодежь в деревне.

Последние главы романа также рисуют нам столичное общество – но теперь это выглядит по-другому. Простая и исполненная спокойным достоинством Татьяна своим присутствием создает контраст с московским и петербургским “высшим светом”. Одно ее присутствие заставляет ярче проявляться отличительные черты светского общества.

В романе Пушкин в полной мере проявил свой талант. В восьми главах он вместил столько всевозможных характеров, описаний природы и быта, что Евгения Онегина можно считать настоящей энциклопедией русской жизни.


Пример сочинения 4

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин", написанный в 1823—1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития — в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появления в дворянской среде "лишних людей" и возникновения тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своем творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев "о вине, о псарне, о своей родне", переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы.

Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское общество.

Описывая один обычный день Онегина, автор формирует у читателя полное представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. На первый взгляд день героя насыщен до предела:

Бывало, ом еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенъя? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.

Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается "Петербург неугомонный". Символично, что трудовой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени.
Их пути не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.

Главный герой романа живет в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе, что не могло не отразиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноевропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не только к художественной литературе, но и к серьезным научным произведениям:

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Интересы и интеллектуальные увлечения дворянской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не только в образе Онегина, но и в образе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция. Споры этих представителей дворянской молодежи опираются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы, что, с одной стороны, свидетельствует об их высокой образованности, а с другой — о потере интереса ко всему русскому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая "равнодушною княгиней", "законодательницей зал". Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

. Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…

Пушкин сумел необыкновенно ярко показать московское дворянство. Он представил нам этот свет, "цвет столицы", в лицах — это "знать" и "моды образцы", "везде встречаемые лица, необходимые глупцы". На балу мы видим и "бального диктатора", и "залетного путешественника", и субъекта, заслужившего известность "низостью души", и "на все сердитого господина" — но дельного человека среди них нет.

В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется темный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.

Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, надменность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмысленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Татьяны "целью взоров и суждений" был жирный пирог, "к несчастию, пересоленный". Становится понятной хандра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны которым трудно жить в таком окружении.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь их диалог, возникает впечатление, что эти две женщины разговаривают на разных языках, совершенно не понимая друг друга. В рассказе "Филипьевны седой" мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить.
Но душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, "собирая ягоду в кустах", в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы наполнено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит.

Роман "Евгений Онегин" — это сложное и многоплановое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных, культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы, существующие в любое время.

Читайте также: