Напишите небольшое сочинение размышление в чем современность балета б тищенко ярославна

Обновлено: 05.07.2024

Спектакль был задуман ленинградским хореографом О.М. Виноградовым, как истинно русский спектакль, не просто на русскую тему, а подлинно русский по духу и образности. В итоге, автор пришёл к теме князя Игоря, рассматривая, однако, эту тему с противоположных позиций, чем в опере "Князь Игорь", Александра Бородина. Хореографический язык и сценография также должны были радикально отличаться от принципов классического балета.

Объяснение:

Балет "Ярославна" написан композитором Б.И. Тищенко в 70-х гг XX века по мотивам памятника Древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

В балете три действия. В первом действии нас знакомят с обстановкой, царящей в Древней Руси: об опасности со стороны противников, о междоусобицах. Князь Игорь призывает свою дружину совершить поход на половцев.

Второе действие. Подготовившись к походу, князь ведёт своё войско к Дону. Совершается первая битва против немногочисленных половецких войск, ознаменованная победой. Но половцы не собираются сдаваться, и под покровом ночи окружают дружину князя.

Третье действие. Вторая битва. Войска Игоря терпят поражение, сам князь оказывается в половецком плену. В этой действии звучит знаменитый трогательный плач Ярославны, скорбеющей о поражении: "Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле". Тем временем князь Игорь решается на побег, который в итоге ему удаётся. Ступив на русскую землю, народ, помня о поражении войска Игоря, не считают его победителем. Третье действие и балет заканчиваются призывом князя отомстить половцам за поражение.

Одной из самых широко охватываемых тем в музыке, безусловно, является тема Родины. Многие композиторы при помощи характерных мелодий и средств музыкальной выразительности изображают в своих произведениях родной край, находясь даже в другой стране. Как правило, такие произведения полны патриотизма и любви к своей стране.

В мире музыки образ родины изображается с разных сторон. Вспомним балет Б. Тищенко "Ярославна". Плач Ярославны в третьем действии не столько означает тоску княгини по своему мужу Игорю, сколько является музыкальным олицетворением отчизны, русской земли, глубоко скорбящей о разбитой дружине князя. Также примером тихой, подавленной скорби является шестая часть под названием "Мёртвое поле" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский", которую можно трактовать по-разному. С одной стороны, это женщины, ищущие среди груды тел своих погибших в Ледовом побоище женихов, братьев. С другой стороны, это символический образ, и ария звучит от лица Родины, оплакивающей своих сыновей. А вот музыка оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") наполнена величием и героизмом, особенно эпилог, представляющий собой торжество русского народа от победы над поляками. Хор "Славься" звучит всё громче и мощнее, показывая неподдельное ликование людей.

Музыкальные произведения могут создаваться под впечатлением от красоты родного края и желанием поделиться своими ощущениями с людьми. Так, образ Киева с его творческим наследием показан композитором В. Киктой в симфонии "Фрески Софии Киевской" для арфы с оркестром. Симфония была написана под впечатлением от фресок Софийского собора в Киеве и, хоть произведение было написано в 70-х гг XX века, оно точно передаёт дух древности. В. Кикта передал слушателю в своих мелодиях весь трепет, воодушевление и любовь к киевским фрескам, которые он чувствует сам и, несмотря на современное звучание, звуки Симфонии благодаря солирующему инструменту - арфе - переносят слушателей на много веков назад. Также многие композиторы внедряют в свои творения темы из русских народных песен. Например, в финале Симфонии №4 П.И. Чайковского использована тема русской народной хороводной песни "Во поле берёза стояла", а в симфоническом антракте оперы Н.А. Римского-Корсакова, одно из трёх чуд, а именно появление белки, сопровождается темой песни "Во саду ли, в огороде" в исполнении флейты-пикколо.

Тема Родины и родного края в музыке показана со многих сторон. Пожалуй, изображение своей отчизны при помощи музыкальных звуков требует самой трепетной и усиленной работы. Каждый композитор по-своему раскрывает этот образ, но все подобные произведения объединяет одно: глубокая любовь к своей Родине, которая показана композиторами настолько ярко и искренне, что будет чувствоваться на протяжении многих столетий.

Впервые драматическая танцующая труппа "Ярославна", в исполнении хореографии и симфонии, произошла в 1974 г. Спектакль прошел в Ленинградском академическом малом театре. Представление было задумано, как смешение балета с хоровым исполнением и пантомимы. Образность "Ярославна" представила себя в новом обличии в искусстве современного балета.

Исторический момент спектакля

Это произведение задумал поставить ленинградский специалист по танцам в балете О.М.Виноградов. Это был не просто отечественное преставление, а была изображена подлинность и его дух. Схема танца и его графика должны были изменить всю структуру простого балета. Для этого Виноградов привел композитора Б. Тищенко, который ранее был последователем Д. Шостаковича. Тищенко заинтересовало такое предложение и вскоре он стал автором этого музыкального произведения. Его путь к славе не был простым и его музыка шла к слушателям годами. Самым известным его произведение стала "Ярославна". Сам Борис же представил свою партию и ввел еще хоровое исполнение, при этом изложил ход своих мыслей в письменном виде. Обыкновенное театральное представление должно проходить с точным вхождением в эпизод харизматичном виде. Ярославна сюда так не подходила. Тищенко сразу был против, он самостоятельно разобрался в определении каждого эпизода. Виноградов беспрекословно подчинился работе Борису. Работа заключалась в том, чтобы исключить вариации таких, как па-де-де и тому подобных движений по сцене.

На сценографию был приглашен Ю.Любимов, это руководитель художественной самодеятельности театра на Таганке.

Хоровое выступление в мужском обличии передает уникальную энергичность военного похождения, а какое прекрасное звучание издают оркестровые наигрыши. В первом акте звучит свирель, ее звук напоминает народное исполнение песен.Во втором действии слышны усыпляющие стоны скрипки. Затем издаются некоторые шорохи, передавая моменты наступления битвы. В третьем акте передаются многие моменты плача княжны, стоны пахаря, читаные молитвы.

В качестве консультанта выступал академик Д.С.Лихачев.

Получившийся спектакль "Ярославна" был просто оригинальным и вскоре разрешили выступать на гастролях за рубежом.

Доклад №2

Впервые балет был поставлен в Ленинградском академическом оперном театре в 1974 году. Балетмейстером выступил хореограф О. М. Виноградов, он же составил либретто ко всему балету и продумал костюмы. По его задумке спектакль должен был быть пронизан русским духом от начала и до конца, воплощать в себе традиции русского народа, отражать истинно русские ценности. Постановка состояла из трех актов и кардинально отличалась от традиционного академического русского балета. Спектакль сочетал в себе хореографию, пантомиму и хоровое пение, что в то время было воспринято как новаторство в этом виде искусства.

Композитором выступил Борис Тищенко - ученик известного Дмитрия Шостаковича. Он самостоятельно установил длительность каждого музыкального отрывка и не стал следовать традиционным балетным установкам.

В основу спектакля легло знаменитое произведение “Слово о полку Игореве”. Сценография была возложена на знаменитого режиссера и художественного руководителя Юрия Любимова, особую роль которого отметил Б. Тищенко. Стоит отметить, что в написании сценария участвовал лучший специалист по данной летописи - Д.С. Лихачев.

Вопреки опасениям создателей, спектакль был хорошо встречен зрителями и даже разрешен к вывозу на гастроли, где был успешно показан на Авиньонском фестивале во Франции. Критики обратили особое внимание не только на русскую атмосферу, которую так стремились создать авторы, но и на историческую достоверность спектакля.

Действующие лица:

  • Княгиня Новгород-Северская (Ефросиния Ярославна);
  • Князь Новгород-Северский (Игорь);
  • Половецкий хан Кончак;
  • Сын князя Игоря Владимир;
  • Князь Киевский Святослав Великий;
  • Другие действующие лица - Плакальщицы, Князья, Русские и Половецкие воины.

Сюжет:

7 класс краткое содержание

Балет Ярославна

Балет Ярославна

Генетика как наука зародилась в 19 веке, её первооткрывателем стал Грегорий Мендель. Он открыл всему миру дискретность (раздельность) наследственных факторов. Он доказал, что в устройстве каждого живого организма есть так называемые гены

Город Ставрополь является административным центром всего Ставропольского края. Это одновременно и культурный, и промышленный город. В нем хорошо сочетаются старые традиции, и современные передовые технологии.

Дисциплина и контроль – это важнейший фактор, как и для человека, так и для всего общества в целом. Вся это служит для того, чтобы человек не выбивался из намеченной калии, так как человеческий фактор присутствует всегда,

Действующие лица

Описание

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

Фото:



Интересные факты

  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

Дмитрий Шостакович

Борис Иванович Тищенко

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

Какое:
-Вступление?
-Какой инструмент солирует?
-Сколько голосов?
-С какой целью композитор водит хор коллектив?
-Тип хора?
-Какие образы балета раскрывает музыкальное вступление и хора стона русской земли?
-Композитор сделал свою интерпритацию произведения, причём не совпадающую с мнением А. П. Бородина. Так ли это?
-Почему композитор в финале балета обращается к жанру поэта? В чём современность звучания этой музыки?

1-Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню - Ярославну.
2-Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Мелодия флейты похожа на народную песню с её плавным, неторопливым разворачиванием.

Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.
3- число голосов во вступлении — три
4- звучит хор-Сурово, сдержанно, строго и трагически. Образы страдания…
хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Славься, Ярославны светлой имя, Живи славой русской, вековой. Помни, Днепр, как твоя княгиня Слезы проливала над тобой. Столько сил убило ожиданье, Но в княгине веры не убить! Ярославна, мужа ожидая, Продолжала верить и любить. Дни свои в Путивле проводила, Только сердце было далеко. И любовь, как золото хранила, Дожидаясь князя своего

Имя Ярославны стало синонимом женской верности и решительности. Его прославили в веках летописцы Древней Руси. Поэтому не удивительно, что к образу этой неоднократно обращаются поэты, художники, композиторы

Премьера балета на сцене Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета состоялась 30 июня 1974 года. Автором либретто был главный балетмейстер театра Олег Виноградов, осуществивший постановку не только как хореограф, но и как художник. Режиссерское решение спектакля принадлежало одному из крупнейших мастеров советского театра шестидесятых — восьмидесятых Юрию Любимову, основателю и руководителю легендарного Театра на Таганке

Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо. Здесь, как и во всей протяженности балета, звучность деревянных духовых нередко ассоциируется с архаикой. Всматриваясь в бездонную глубь веков, человек погружается в глубины истории. Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику

Сцена прощания Ярославны с Игорем напоминает традиционные балетные дуэты, например, адажио Прокофьева. Одна из сквозных тем балета - тема женщины и Отчизны, музыка которой воплощает бесконечную чистоту и светлый покой. Светлая и нежная музыка определяет лирический центр произведения. Затем войско князя собирается выступить в поход

. Снова ветер гудит, неспокоен, Красный дождь прошумел по стране. Снова ты, мой возлюбленный воин, Мчишься в бой на крылатом коне. Труден путь твой, суровый и бранный, Но нетленной останется Русь, И тебя я, твоя Ярославна, В славе подвигов ратных дождусь

Читайте также: