Написать сочинение на цитату марка цицерон

Обновлено: 05.07.2024

Марко Тулио ЦицероОн родился в 106 г. до н.э., он был известным римским политиком, философом и, конечно же, писателем. Считающийся, возможно, одним из лучших писателей Древней Римской республики, он был известным защитником республиканской системы и боролся против так называемой диктатуры Цезаря всеми доступными ей средствами.

Как один из самых значимых персонажей Древнего Рима, мы все когда-то слышали о нем, но не хотели бы вы узнать немного больше о его самых личных идеях?

Лучшие фразы и известные цитаты Цицерона

Кто-то столь же значимый, как Марко Тулио Цицеро, Ему обязательно нужна была подборка из его 90 лучших фраз, подобных той, которую вы найдете ниже.. Надеемся, они вам понравятся!

1. Позвольте оружию уступить тоге.

Законы, несомненно, сильнее оружия.

2. Тот, кто соблазняет судью престижем своего красноречия, кажется мне более виноватым, чем тот, кто развращает его деньгами.

Не у всех есть дар красноречия, и умение его использовать - нечто экстраординарное.

3. Есть болезни души более пагубные, чем болезни тела.

Полученный нами эмоциональный ущерб может быть очень разрушительным для нас самих.

4. До каких пор, Катилина, ты собираешься злоупотреблять нашим терпением?

Терпение - это то, что есть не у всех, терпение - прекрасный дар.

5. Свидетельство моей совести для меня дороже, чем все человеческие речи.

Мы никогда не забудем свой опыт, независимо от того, что думают другие.

6. Мы рабы законов, чтобы быть свободными.

Закон одинаков для всех людей, и то, что он справедлив, зависит от правителей.

7. Довольство тем, что у нас есть, - самое безопасное и лучшее из богатств.

Урегулирование малого в жизни может принести нам много преимуществ, мы должны быть практичными.

8. С людьми ошибаться; с ума, сохраняются в ошибке.

Мы не должны повторять одну и ту же ошибку снова и снова. Другие великие мыслители тоже использовали эту фантастическую цитату.

9. Где хорошо, там и Родина.

Найти идеальное место для проживания всегда сопровождало человека.

10. Сила - это право зверей.

Тот, кто использует силу, не сильнее того, кто использует разум, иначе этой цивилизации не существовало бы.

11. Честность всегда достойна похвалы, даже если она не сообщает о полезности, вознаграждении или прибыли.

Мы всегда должны быть честными, это может нам не помочь, но позволит нам спокойно спать по ночам.

12. Развитие памяти так же необходимо, как пища для тела.

Воспоминания, пожалуй, наши самые ценные активы, и они всегда будут с нами.

13. Поскольку нет ничего прекраснее, чем знать правду, нет ничего постыднее, чем одобрить ложь и принять ее за правду.

Ложь - это чума, от которой человечество должно избавиться, она не приносит нам ничего положительного в долгосрочной перспективе.

14. Ешьте и пейте, потому что после смерти не будет удовольствия.

Мы должны максимально использовать жизнь, к чему нас призывает эта цитата Цицерона.

15. Рождаются поэты, создаются ораторы.

В этой цитате Цицерон показывает нам разницу между поэтом и оратором. Как вы думаете, это правда?

16. Думать - это как жить дважды.

Без сомнения, когда мы вспоминаем, мы мгновенно возвращаемся в то место.

17. Несмотря на то, что я старше, я продолжаю учиться у своих учеников.

Мы всегда можем учиться у ловкого и блестящего ума, никогда не поздно.

18. Сама природа внушила каждому идею Бога.

Идея веры в Бога - это то, что всегда сопровождало человека, правда это или нет.

19. Никогда не оскорбляйте друга, даже в шутку.

Уважительное отношение - признак ума, мы должны знать, как сохранить друзей.

20. Нет ни одного человека из любой нации, который, взяв природу за проводника, не мог бы постичь истину.

Природа, как и наука, подчиняется закону успеха или ошибки, и со временем она достигнет своей цели.

21. Победа по своей природе дерзкая и высокомерная.

Тот, кто всегда привык побеждать, как избалованный ребенок, усвоит дурное отношение.

22. Чем сложнее, тем больше слава.

Самые ценные вещи всегда стоят дороже всего.

23. Природа хочет, чтобы дружба была помощницей добродетелей, но не спутницей пороков.

Жизнь пороков однозначно приведет нас к одиночеству, пороки - плохая компания.

24. Мы родились не только для себя.

Мы должны сотрудничать в обществе, в котором мы находимся, чтобы чувствовать себя реализованными как личности.

25. Фортуна не только слепа, но и обычно делает слепыми тех, кого она ласкает.

Когда мы живем в окружении удачи, мы склонны приспосабливаться к себе и позволять событиям увлекаться.

26. Что может быть лучше, чем иметь кого-то, с кем вы осмеливаетесь говорить как вы?

Дружба позволяет нам говорить о собственных недостатках с кем-то, кроме нас самих.

27. История: свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учитель жизни, свидетель античности.

История - отличный источник знаний, из которых мы все можем учиться.

28. Нет справедливости, если каждому не позволено иметь свое.

Со времен Римской империи существует частная собственность, важный аспект нашего общества.

29. Нет ничего, сделанного руками человека, что рано или поздно не разрушило бы.

Время разрушает все на своем пути, через некоторое время мы будем не чем иным, как прахом

30. В жизни нет ни одного момента, свободного от обязанностей.

Всегда есть задачи, которые мы должны выполнять, и мы никогда не станем от них освобождаться.

31. Добродетель - это совершенный разум.

Когда мы достигаем очень высокого уровня совершенства в любой задаче, мы достигаем мастерства в ней.

32. Мои книги всегда в моем распоряжении, они никогда не заняты.

Чтение - это занятие, которое может доставить нам огромное личное удовольствие, а также обогатить нас интеллектуально.

33. Ничто так не беспокоит человеческую жизнь, как незнание добра и зла.

Незнание того, что правильно, а что неправильно, приведет к гарантированной ошибке.

34. Вся жизнь философов - это размышление о смерти.

Среди философов очень распространено болтовня о смерти и о том, как она в конечном итоге нас поймает.

35. Это первая заповедь дружбы; просите друзей только честное и делайте для них только честное.

Как говорит нам эта цитата великого учителя Цицерона, мы должны действовать честно с нашими друзьями.

36. Люди похожи на богов, когда делают добро человечеству.

Лучший способ действовать мужчина, без сомнения, - это делать добро другим.

37. Нет ничего настолько невероятного, что публичные выступления не могли бы сделать его приемлемым.

Часто слов недостаточно, чтобы объяснить величие подвига.

38. Жить без друзей - не жить.

Дружба - прекрасный аспект, делающий нашу жизнь намного счастливее.

39. Нет ничего более несправедливого, чем искать награду в справедливости.

Справедливость не утешает угнетенных или раненых, поскольку действует справедливо с агрессором, возможно, вызывая дискомфорт у другой стороны.

40. Вы не делаете шага, вы не строите сюжет, вы не замышляете ни одной мысли без моего ведома; и я говорю больше, не зная об этом во всех деталях.

В этой цитате Цицерон говорит нам о том, как он мог предвидеть движения своих врагов.

41. Я обращаю больше внимания на свидетельство моей совести, чем на все суждения, которые люди делают в отношении меня.

Мы должны уметь прислушиваться к голосу своей совести, он часто ведет нас на правильный путь.

42. Таким образом, если вы хотите взглянуть вверх и увидеть эту вечную резиденцию и обитель, не верьте тому, что говорят вульгарные люди, и не возлагайте надежду на свои действия на человеческие награды; Должна ли та же добродетель с ее привлекательными качествами привести вас к истинной славе.

Мы должны действовать справедливо и честно, но не ради аплодисментов других, а просто ради удовольствия делать что-то хорошо.

43. Ни один человек не стал великим без прикосновения божественного вдохновения.

Несомненно, великие произведения всегда являются плодом великого вдохновения.

44. Утрата нашей силы происходит скорее из-за пороков молодости, чем из-за разрушительного воздействия лет.

Знание того, как поступать мудро в юности, поможет нам лучше стареть.

45. Счастливая и блаженная жизнь - единственная цель всей философии.

Мы все хотим достичь счастья в жизни, и для многих из нас это, как ни странно, не ускользает.

46. ​​Мы знаем все: дневной свет нам не так ясен, как ваша вина.

Обвиняющая цитата Цицерона, которую мы можем использовать в какой-то момент нашей жизни.

47. К усталости и бегу хорошо привыкнуть, но не форсировать марш.

48. То, что мы говорим в гневном настроении, всегда искреннее, чем в спокойном.

Гнев может омрачить наши суждения и заставить нас слишком много говорить, мы должны успокоить свой дух, прежде чем говорить.

49. Нет ничего более привлекательного в мужчине, чем его вежливость, его терпение и его терпимость.

Без сомнения, это три добродетели, которыми мы все должны обладать, - отличный совет, который дает нам Цицерон.

50. Наблюдение за природой и медитация породили искусство.

В природе мы можем найти самые совершенные формы, потому что с течением времени именно природа в своей мудрости создала их.

51. Нет абсурда, который не прошел бы через голову какого-нибудь философа.

Философия часто изучает даже самые абсурдные аспекты жизни.

52. Суеверие, в котором сконцентрирован бессмысленный страх перед богами; религия, основанная на благочестивом культивировании божественности.

В Древнем Риме суеверия и религия напрямую влияли на повседневную жизнь населения.

53. Совершенно не заботиться о том, что люди думают о себе, - это не только высокомерие, но и бесстыдство.

Мнение других о нас может принести нам большие несчастья, будьте осторожны с тем, что думают другие.

54. Ясно, что если бы защитник был назначен ex officio, то предпочтение отдавалось бы тому, кто объединяет талант оратора с властью магистрата, а не достоинством, которым будет обладать обвиняемый.

В этой цитате Цицерон рассказывает нам о профессии юриста и качествах, необходимых для ее практического применения.

55. Я объяснил вам, сенаторы, причину моего отъезда: теперь я кратко объясню причину возвращения, в которой есть чем больше восхищаться.

Даже такому важному человеку, как сам Цицерон, приходилось во многих случаях сообщать о своих приходах и уходах авторитетному источнику.

56. Есть другие, которые говорят о вас, потому что они должны говорить; потому что все, что они говорят, также будет ограничено этим небольшим пространством регионов, которые вы видите, поскольку ничья слава никогда не была вечной, поскольку она исчезает со смертью людей и исчезает с забвением потомков.

Многое будет сказано о нас в течение нашей жизни, но когда придет время, все это будет забыто.

57. Если вы думаете, что мои чувства изменились, что моя твердость сломлена, что моя душа пала, это странная ошибка.

Цицерон всегда был верен своим идеям и личности, ничто и никто не собирался его менять.

58. Казалось, что наступила новая заря, которая не только изгнала тиранию, которая нас поработила, но также и страх вернуться к ней: и это дало республике великое обещание, что она хочет свободы города, имея изгнал вполне справедливое имя диктатора из-за недавних воспоминаний о вечной диктатуре.

Убежденный защитник республиканской системы, Цицерон хотел народное правительство для народа.

59. Дом без книг подобен телу без души.

Книги - это предметы огромной интеллектуальной ценности, и в Древнем Риме они, несомненно, были гораздо более ценными.

60. Не могу не интересоваться тем, кто готовится плыть по тому же бурному морю.

Мы должны поддерживать тех, кто осмеливается вводить новшества, от них зависит эволюция человечества.

61. Конечно, незнание грядущего зла полезнее для нас, чем их знание.

Часто осознание того, что произойдет что-то плохое, слишком рано делает нас более несчастными.

62. Я не считаю свободным человека, у которого иногда нет свободного времени.

Досуг необходим человеку, он помогает нам снять стресс и расслабиться.

63. Моя месть будет соразмерна различным видам нападений, направленных против моей власти или моей личности.

Я не хотел бы оказаться на месте тех, кто когда-либо нападал на этого философа.

64. Я говорю, но ничего не могу утверждать; Я всегда буду искать, буду часто сомневаться и не доверять себе.

Сомнение - это нечто естественное для всех великих мыслителей, без него мы никогда не нашли бы истину.

65. Его раздраженная душа не думала ни о чем, кроме наказания врагов; Я не думаю о своих и не буду вспоминать их, кроме как в той мере, в какой этого диктуют высшие интересы республики.

Вера в то, что справедливость действует против всех преступников, может помочь нам вести более полноценную жизнь.

66. Если тот, кто совершает покупку с соблюдением установленных законом формальностей, защищен от претензий третьей стороны, когда продавец оправдывает право собственности на проданную вещь, тем более, когда обсуждается право консула выполнять такую ​​высокую магистратуру. , призвание обосновать назначение города - это консул, который предложил его и должен передать его во владение.

Защита справедливости - это нечто очень важное, и это уже практиковалось в то время. В Древнем Риме никогда не было легких вещей с коррупцией.

67. Таким образом, закон - это различие между справедливым и несправедливым, выраженное в соответствии с этой древней и изначальной природой вещей.

Очень спорное определение, которое объясняет, что Цицерон понимается как закон. Согласны ли вы с ним?

68. Вот, отцы-срочники, прямо здесь, среди нас, в лоне этой корпорации, самой святой и величественной во вселенной, некоторые люди занимают свои места, которые планируют мою смерть, вашу и разрушение Рима; Что мне сказать Конец света!

Этот философ знал, что его жизнь в опасности, когда он повторял эти же слова.

69. Наконец, проведите со мной предпоследнюю ночь, и вы убедитесь, что я больше наблюдаю, чтобы спасти Республику, чем вы, чтобы ее потерять. Я говорю вам, что в предпоследнюю ночь вы были в квартале кузнецов и были, мне не нужно молчать, в доме мсье Лекки; там собралось множество соучастников вашей преступной ярости.

Римская республика была плавильным котлом заговоров и заговоров, где одни всегда замышляли смерть других.

70. Плохой мир всегда лучше лучшей войны.

Мир - это высшая цель, которую должен преследовать человек, политики как избранные должностные лица должны посвятить себя этой цели.

71. Если мы делаем добро из интереса, мы будем хитрыми, но никогда не будем добрыми.

Мы не должны действовать из интереса, в жизни очень важно быть честным,

72. Дружба начинается там, где заканчивается или заканчивается интерес.

Очень полезно знать, как защититься от тех, кто действует из интереса.

73. Уверенность портит дружбу; ее поглощает много контактов; уважение сохраняет его.

Уважать наших друзей - это то, что мы все должны делать, предоставлять им личное пространство и знать, как их понимать.

74. Как долго мы должны оставаться игрушкой твоей ярости? Где остановятся порывы вашей безудержной дерзости?

Есть люди, которые пытаются манипулировать другими для достижения своих целей, мы не должны увлекаться этим типом людей.

75. Насилие, несправедливость, ярость нечестивых смогли искоренить меня и разрушить другие вещи; но они не могут и не смогут лишить меня моего духа или уменьшить мою силу.

Наше твердое решение - это то, что позволит нам достичь нашей цели. Ничто не может остановить нашу силу воли.

76. Дважды наткнуться на одну и ту же скалу - пресловутое несчастье.

Человек - единственное животное, которое дважды спотыкается об один и тот же камень. С вами такое случалось?

77. Мне не стыдно признаться, что я не ведаю того, чего не знаю.

Когда мы ничего не знаем о проблеме, важно, чтобы об этом знали другие.

78. Жизнь мертвого состоит в том, чтобы пребывать в духе живых.

Мы всегда будем помнить тех людей, которым, к сожалению, пришлось нас покинуть.

79. Демократические устремления - это не просто недавний этап в истории человечества. Это история человечества.

С самого начала цивилизации всегда были лидеры, и всегда был кто-то, кто был заинтересован в свержении этого лидера.

80. Дружба с благоприятными обстоятельствами делает их прекраснее; и противным, разделяя их и сообщая их, более терпимо.

Дружба - это сила, которая может сделать нас намного сильнее, а группу хорошо подобранных друзей невозможно остановить.

81. Истинная слава укореняется и распространяется; напрасные притязания падают на землю, как цветы. Подделка длится недолго.

Когда что-то не имеет хорошей основы, оно рано или поздно рухнет.

82. Истина развращается как ложью, так и молчанием.

Когда мы знаем, что что-то не так, мы должны убедиться, что это знают и окружающие.

83. Все люди могут ошибаться; но только дураки упорствуют в этом.

84. Законы заглушаются оружием.

Вооруженная борьба не понимает законов или прав, они всегда нарушаются в конфликтах такого типа.

85. Недостаточно обрести мудрость, нужно уметь ею пользоваться.

Когда мы обладаем обширными знаниями, мы должны знать, как их использовать.

86. Тот, кто доверяет себе, не завидует добродетели другого.

То, что есть у других, мы должны дать то же самое, важно то, что есть у нас.

87. Если хочешь стареть надолго, состарись скорее.

Старость - последний этап, который проходит человек, в Древнем Риме этот этап был довольно коротким.

88. Тот, кто резко говорит смиренные, красноречив; с галантностью и великолепием - высшей категории, а в умеренном стиле - средними.

Обладание даром молитвы позволяет нам знать, как выражать свои мысли в самые трудные моменты.

89. Все притворные вещи падают, как увядшие цветы, потому что никакое притворство не может длиться долго.

Со временем сохраняются только подлинные и качественные вещи.

90. Закон не был установлен изобретательностью людей или заповедями народов, но это нечто вечное, что управляет вселенной с мудростью управления и запрета.

Благодаря законам мужчины могут жить в обществе. Иначе в мире царил бы только хаос.

Цитаты Цицерона

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат римского оратора, философа и государственного деятеля Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н.э.).

Цицерон защищал идеи Римской республики в период становления Римской империи. Был убит.

Цитаты сведены по темам: дружба, человеческие проявления, старость, жизненная этика, счастье и несчастье, государство, литература, человек, любовь, разум, истина и ложь, смерть, мир, честность, родина, ораторы, справедливость, боги, смешное, философия, война, добро и зло, слава, деятельность, обучение, о себе, законы, предсказания, услуги, прекрасное, труд, душа, жизнь, позорное, свобода, мудрость, деньги, история, добродетель, страх, необходимость, страдание, возраст.

В заключение приводятся цитаты о Цицероне.

О дружбе

Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений.

Самое трудное в дружбе — быть вровень с тем, кто ниже тебя.

Дружба может соединять лишь достойных людей.

Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам, она как выдержанное вино — чем старше, тем слаще.

Самое постыдное требование: во сколько каждый сам себя ценит, во столько же пусть ценят его и друзья.

Требовать в дружбе равенства услуг и чувств — значит подчинить дружбу самому черствому и жалкому расчету: расход должен равняться приходу. Подлинная дружба богаче и щедрее, она не подсчитывает постоянно, не отдано ли больше, чем получено.

Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их.

Как часто идем мы ради друга на то, на что ради самих себя никогда не пошли бы!

Не стремление к пользе порождает дружбу, а дружба приносит пользу с собой.

От самой глубокой древности едва ли найдутся три пары истинных друзей.

Подлинная дружба встречается реже всего среди вечно занятых государственными делами и борьбой за почести, и где тот человек, который откажется от высокой должности в пользу друга?

О человеческих проявлениях

Отсутствием того, чего не желаешь, не тяготишься.

Кто остался доволен, забывает, кто обижен, помнит.

Те, кто захочет, чтобы их боялись, сами неминуемо будут бояться именно тех, кто будет бояться их.

Чем кто умнее, тем он скромнее.

Ничто так не сближает, как сходство характеров.

Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над чужою бедой.

Приятно вспомнить невзгоды, если они миновали.

Чрезмерное наслаждение граничит с отвращением.

Расточительность подражает щедрости.

На расстоянии я изложу это более смело: письмо ведь не краснеет.

Стыдливому человеку тяжело просить о чем нибудь большом того, кого он считает в долгу у себя, чтобы не показалось, что того, чего он просит, он больше требует, чем испрашивает, и рассматривает скорее в качестве платы, чем благодеяния.

О старости

He всякое вино и не всякий нрав портится с возрастом.

Достигнуть старости желают все, а достигнув, ее же винят.

Старость от природы слишком болтлива.

Никто не стар настолько, чтобы не рассчитывать прожить еще год.

Ни разу я не слыхал, чтобы кто либо от старости позабыл, где закопал клад.

Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.

В старости душа, словно отбыв свой срок на службе у похоти, честолюбия, соперничества, вражды, всяческих страстей, может побыть наедине с собой и, как говорится, жить ради себя!

Предел старости не положен, не существует, и жизнь стариков оправдана, покуда они могут нести бремя долга и презирать смерть. Поэтому старость даже мужественнее и сильнее молодости.

Венец старости — всеобщее уважение и влияние. Те, кто блистательно удостоился этих наград, мне кажется, до конца доиграли драму жизни и в последнем действии не осрамились, как бывает с неискушенными актерами.

О жизненной этике

Счастье следует просить у бога, мудрость — приобретать самому.

Будем надеяться на то, чего мы хотим, но то, что случится, перенесем.

Что посеешь, то и пожнешь.

Сделай, если можешь.

Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего.

Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.

Пусть каждый идет по тому пути, по какому может, ибо если стремиться стать первым, то не позорно быть и вторым, и третьим.

Следует жить в соответствии с природой.

Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.

Никому не следует особенно скорбеть из за того, что случается со всеми.

Тому, кто однажды перешел границы скромности, надлежит быть вполне бесстыдным до конца.

О счастье и несчастье

Счастье не что иное, как благополучие в честных делах.

Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.

Счастливее всех тот, кто зависит только от себя и в себе одном видит всех.

Все, что делается согласно природе, должно считать счастливым.

Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.

Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье.

По-настоящему несчастлив тот, кто не сумел исполнить свою мечту.

Несчастье склонно к обвинению.

Непозволительно назвать несчастным того, кто может поддержать себя сознанием правоты своих наилучших намерений.

О государстве

Государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите.

В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным.

Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.

Где существует тиран, там не просто дурное государство, а вообще не существует никакого государства.

Не прочна судьба народа, когда она зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.

Не понимаю, почему понятие государства применимо к владычеству толпы; для меня народом является только такой, который удерживает вместе согласие относительно прав.

Высшим законом для консулов да будет благо народа.

Граждан следует оценивать по их весу, а не по их числу.

О литературе

Никто не может быть хорошим поэтом без душевного горения и как бы некоего вдохновенного безумия.

Никогда не было ни поэта, ни оратора, который считал бы кого нибудь лучше, чем он сам; это удел даже дурных.

Ничто не может доставить читателю большего удовольствия, чем разнообразие обстоятельств и превратности судьбы.

Проза труднее поэзии, ибо там есть известный твердо определенный ритмический закон, которому необходимо следовать, в речи же ничего не установлено наперед.

Комедии должно являться подражанием жизни, зеркалом нравов и олицетворением истины.

О человеке

Лицо — зеркало души.

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть.

Привычка — вторая натура.

Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины.

Наши руки как бы создают в природе вторую природу.

Люди приносят людям и величайшую пользу, и величайший вред.

Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.

Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа?

О любви

Любовь — это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.

Если есть любовь на свете — а она есть! — то она недалека от безумия.

Для любящего нет ничего трудного.

Любовь следует измерять не так, как измеряют ее молодые, то есть по силе страсти, но по ее верности и прочности.

Думают даже, будто старую любовь, как клин клином, можно выбить новой любовью.

Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится.

Влюблённый в себя соперников не имеет.

О разуме

Вероятностные знания — вот предел человеческого разумения.

С помощью разума совершаются как добрые дела, так и злые. Причем добрые дела совершаются немногими и редко, а злодеяния — и часто, и многими. Если бы боги хотели причинить вред людям, то лучшего способа, чем подарить им разум, они бы не смогли найти.

Тело от излишних упражнений устает — ум же от упражнения укрепляется.

Каждому человеку свойственно заблуждаться, упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу.

Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.

Об истине и лжи

Истина сама себя защищает.

Ко всему истинному присоединено нечто ложное, и притом подобное истинному.

Через сомнения приходим к истине.

Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой.

Доказательствами только ослабляется очевидность.

Не так легко приходят в голову доводы в защиту истинного, как в опровержение ложного.

Я охотнее готов заблуждаться вместе с Платоном, чем разделять истину с нынешними знатоками.

О смерти

Все, что имеет конец, уже недолговечно. Конец наступает — и оказывается, что прошлое уже утекло. Какой век отпущен каждому, тем он и должен быть доволен.

Молодые умирают, как мощное пламя, на которое обрушились с силой воды, а старики — как догоревший костер, который тухнет и сам.

Жизнь мертвых продолжается в памяти живых.

Смерть не имеет отношения ни к мертвым, ни к живым — одних уж нет, а других она не касается.

О мире

Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник.

Мир держит все в своих объятиях.

Природа довольствуется малым.

Природа не выносит одиночества.

Вся природа стремится к самосохранению.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

О честности

Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестности.

Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду.

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.

Мы, если нас побуждает быть честными мужами не стремление к доблести, а та или иная польза и выгода, хитры, а не честны.

О родине

Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.

Где хорошо, там и отечество.

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем родственники.

У всех две родины: одна по рождению, другая по гражданству. Никогда не откажу я первой в названии родины, даже если вторая будет более обширной, а первая будет только входить как часть в ее состав.

Об ораторах

Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить.

Только тот оратор велик, который кажется великим народу. Что одобряет толпа, то приходится одобрять и знатокам.

Только ученые люди да еще греки привыкли рассуждать без подготовки на заданную тему.

О справедливости

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое.

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это — основа справедливости.

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Самая большая несправедливость — желать платы за справедливость.

О богах

Боги пекутся о великом, но малым пренебрегают.

Бог существует. Это так ясно, что я сомневаюсь, имеет ли рассудок тот, кто это отрицает.

Боги, если и рассматривают человеческие дела, то, судя по их приговорам, не видят между добродетелью и злодейством никакой разницы.

Сам бог не может знать того, что произойдет случайно и произвольно. Ибо если знает, то это определенно произойдет, а если определенно произойдет, то не случайно.

О смешном

Остроумию никоим образом нельзя научиться.

Легче всего подвергается насмешке то, что не заслуживает ни сильной ненависти, ни особенного сострадания.

Смех исключительно или почти исключительно вызывается тем, что обозначает или указывает что-нибудь непристойное без непристойности.

Нужно быть умеренным и в шутках.

О философии

Философия — мать всех наук.

Причиной и началом философии должно быть незнание.

Философия является медициной души.

Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем нибудь из философов!

О войне

Деньги — нерв войны.

Войны надо начинать с целью жить в мире.

Я предпочитал даже самый несправедливый мир самой оправданной войне.

Тот, кто господствует на море, хозяин положения.

Вершина всех зол — это победа в гражданской войне.

О добре и зле

Не существует никакого великого зла, кроме чувства вины.

Собственное понимание добродетели и пороков самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким.

Искать меры в пороке — это все равно что броситься с Левкадской скалы и надеяться удержаться на середине падения.

О славе

Слава — суд толпы, состоящей из глупцов и подлецов.

Приятно то прославление, которое исходит от тех, кто сам прожил со славой.

Недолог путь жизни, назначенный нам природой, но беспределен путь славы.

Даже те философы, которые писали трактаты против славы, не забывали ставить свое имя в заголовке своей книги.

О деятельности

Это очевидно, что мы рождены для деятельности.

Ум человеческий всегда стремится к какой либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя.

Стремление к деятельности крепнет с годами.

Об обучении

Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения.

Желающим научиться препятствует авторитет тех, кто учит.

Чего сами не знают, тому учат других.

Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

О себе

Государство не может пасть, пока стою я.

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Я доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне.

О законах

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Когда гремит оружие, законы молчат.

О предсказаниях

Если человек целый день бросает в цель копье, он когда нибудь да попадет.

Мы обычно не верим лжецу, даже когда он говорит правду. Но если какой-то один сон оправдался, то вместо того, чтобы отказать в вере одному, поскольку множество других не оправдались, поступают наоборот: считают нужным верить в бесчисленное множество, ссылаясь на то, что один оправдался.

Об услугах

Тот, кому услуга оказана, должен о ней помнить, а оказавший — не напоминать о ней.

Давать же каждому можно лишь в меру сил — и собственных, и того, кому стремишься помочь. Если ты и в силах оказать другому услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

О прекрасном

Все прекрасное редко.

Каждому свое красиво.

Нет ничего красивее хорошо возделанного поля.

О труде

Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли.

Труд делает нечувствительным к огорчениям.

Леность — это страх перед ожидаемой работой.

О душе

Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.

Ничто не сравнится в быстроте с душевной деятельностью.

Душе приходится судить о своей болезни лишь тогда, когда то, что судит, само уже больное.

О жизни

Жизнью управляет не мудрость, а везение.

Для человека ученого и образованного жить — значит мыслить.

Без истинной дружбы жизнь — ничто.

О позорном

Позорное не полезно никогда.

Если то, что обозначается словом, не позорно, то слово, которое обозначает, быть позорным не может.

О свободе

Только тот человек вправе зваться свободным, который хоть изредка бывает без дел.

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

[Римская] свобода не внушает страха жестокостью казней, а ограждена милосердием законов.

О мудрости

Мудрость — источник наук.

Мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя.

Нет пользу мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь.

О деньгах

Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни.

Нет ничего святого, чего деньги не могли бы осквернить, ничего столь сильного, чего нельзя было бы осилить деньгами.

Об истории

История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины.

Не знать истории — значит всегда быть ребенком.

О добродетели

Добродетель состоит в защите людей.

О страхе

Страх — есть осторожность, противоречащая разуму.

Долго бояться — большее зло, нежели то самое, чего боишься.

О необходимости

Необходимость — страшное оружие.

Необходимость не знает отдыха.

О страдании

Величайшее зло — страдание.

Кто страдает, тот помнит.

О возрасте

Каждому возрасту присущи свои особенности.

Легкомыслие свойственно цветущему возрасту.

О разном

О времена! о нравы!

Их молчание — громкий крик.

Никто не станет плясать в трезвом виде, разве только если человек не в своем уме.

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, — не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает.

Фортуна не только сама слепа, но и ослепляет каждого, кого заключит в объятья.

Женоненавистничество возникает из страха.

Утешение на основании несчастий других — самое слабое утешение.

Наибольшая польза обыкновенно несет в себе и наибольшее величие, и даже наибольшую красоту.

Изгнание страшно для тех, кто как бы огородил для себя место, где должно жить, но не для тех, кто считает весь мир единым градом.

Цицерон сделал блестящую карьеру , немало полезного сделал для Рима и еще больше любил об этом рассказывать, но в конечном итоге допустил политический просчет и был настигнут наемными убийцами.

К счастью, в его жизни случались периоды изгнаний, когда у него было достаточно времени на сочинительство . Благодаря этому данная подборка цитат оказалась весьма объемной.

Цитаты про Цицерона

Далее вы можете перейти к подборке крылатых выражений Древнего Рима или к другим подборкам цитат:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Марк Туллий Цицерон – знаменитый древнеримский философ, оратор и государственный деятель.

Родился в январе 106 года до н.э. в семье всадника в Арпинум, который находился в сотне км от Рима.

Молодой Цицерон решил посвятить свою жизнь философии и риторике, после того, как получил первое образование. Он обучался ораторскому искусству у правоведа Муция Авгура. Изначально Марк Туллий принимал участие лишь в гражданских процессах.

Цицерон – цитаты и афоризм о дружбе, войне, жизни и смерти

Известность ему принесла речь, произнесенная в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Она была произнесена в защиту С. Росция, вступив с ним против Суллы.

В 75 году до н.э. Цицерон получил огромную известность в Риме. Благодаря своему ораторскому таланту. После процесса над бывшим претором в Сицилии Марк Туллий получил титул первого оратора.

В 69 год до Р.Х. философ имел должность курульного эдила. Немного позже, в 65 году он содействовал своей политической речью во вручении Помпею высшего начальства в 3 войне против Митридата.

В начале гражданской войны в конце 40-х годов Марк Туллий встал на сторону Помпея и дошел с ним до Греции, но позже изменил свое решение. Он выпросил у Цезаря прощение и вернулся в Рим. В такие тяжелые времена Цицерон находил утешение лишь в учении. Именно в это время было написано большее количество его работ.

После смерти Цезаря, философ пытался наладить отношения между партиями и настаивал на амнистии. Его настроения сменились, когда он увидел Антония в качестве нового правителя. Произнеся филиппику, Цицерон начал бороться с ним, не желая разделять его идеи.

После заключения договора между Октавием и Антонием, Цицерон возвратился в Рим и попытался убедить сенат защитить республиканский строй, но его уговоры были безуспешны. Имя Марка Туллия было включено Антонием в проскрипционный список. В декабре 43 года до Р.Х. Цицерон был убит.

Деятельность философа была очень многогранна. До нашего времени дошло множество работ, среди которых: философские сочинения, письма, сочинения о теории красноречия и многие отрывки его речей. Цицерон уделял немалое внимание своим высказываниям, так как это было важным элементов работы оратора. Давайте рассмотрим некоторые его высказывания и афоризмы, которые дошли до наших дней.

Речи Цицерона и его литературное значение

Литературное наследие современности поистине неисчерпаемо. Сегодня любой желающий может найти просто невероятное количество материалов на совершенно любую тему, от риторики и биологии до астрономии и политологии, от механики и аэронавтики до педагогики и дидактики и т.д. И каждому, кто интересуется литературой вообще, следует знать, что огромнейшая часть мирового литературного наследия принадлежит авторам Древнего Рима и Древней Греции. В настоящей же статье мы похотим рассказать вам о Цицероне, прославившемся своими бесподобными речами и оставившем после себя немало уникальных работ. А почему этот человек заслуживает особого внимания, вы узнаете, прочитав представленный материал.

Марк Туллий Цицерон

Марк Туллий Цицерон был известным древнеримским политическим деятелем, оратором и философом. Несмотря на то, что родился он в обычной семье, он сумел сделать потрясающую карьеру – стал членом сената и консулом. Причиной этому во многом послужил его ораторский дар.

Цицерон получил ораторское и философское образование изначально в Риме, а после продолжал обучение на Родосе, в Малой Азии и Афинах. По мере продвижения по службе он занимал всё более высокие государственные посты. Всю свою жизнь, как и литературное творчество, Цицерон посвятил политике.

Речи Цицерона

На деятельность Цицерона, в частности, на речи и письменные труды оказывали огромное воздействие его политические взгляды, которые были изменчивы, но которым он всегда был всецело верен. Отдельно следует отметить речи Цицерона против Верреса, Катилины и Марка Антония.

Цицерон против Верреса

Изначально в выступлениях и сочинениях Цицерона превалировали интересы всаднического сословия, к которому, собственно, он сам и принадлежал от рождения, а выступал он против римской знати. Судить об этом можно по его речам, направленным против Верреса, который был бывшим наместником Сицилии и разграблял страну. Сами жители этой провинции просили Цицерона выступать против жаждущего наживы человека. К судебному процессу Цицерон готовился самым тщательным образом, собирал огромное количество фактического материала, искал свидетелей, а затем выступал разоблачителем преступных деяний бывшего наместника.

Со временем Цицерон стал выступать на стороне сенатской партии, направляя все свои усилия на примирение враждующих сословий.

Цицерон против Катилины

Однако отдельного внимания заслуживает период, когда Цицерон был консулом – именно в это время он сумел разоблачить заговор Катилины, а также выступал против него с многочисленными речами.

Для справки отметим, что Катилина являлся членом сената, и брал своё происхождение из знатной патрицианской семьи. Свой заговор он задумал в процессе предвыборной борьбы за консульскую власть, причём борьба эта была между ним и Цицероном. Катилина смог привлечь в свои сторонники немалое количество людей из самых разных социальных слоёв, а основным его лозунгом было требование отменить старые долги.

В течение нескольких дальнейших дней Цицерон произнёс против врага ещё три речи перед сенатом и народом, а после все четыре речи издал. Однако успех речей, которые помогли разоблачить заговор, не позволил консулу остаться в Риме. Так, после истечения консульских полномочий, Цицерону не оставалось ничего больше, чем стать изгнанником, ведь недовольство сторонников Катилины возрастало, что грозило Цицерону казнью без суда.

Цицерон против Марка Антония

Особенности речей Цицерона

Речи Цицерона всегда были преисполнены самым разноплановым содержанием и отличались первоклассным мастерством. Как его политические, так и судебные речи взывали к высоким моральным принципам и осуждали жестокость, невежество и корыстолюбие.

Особым образом Цицерон формулировал и задачи, которые должно выполнять оратору. Он говорил, что красноречивым можно считать такого оратора, речи которого и в совете и на суде будут убедительными, услаждающими и увлекательными. Первое является следствием необходимости, второе требуется для удовольствия, а третье есть путь к победе, т.к. обладает большим количеством средств, необходимых для успеха в деле. А в зависимости от количества задач, которые ставит перед собой оратор, можно назвать столько же и типов красноречия – оно может быть точным – для убеждения, умеренным – для услаждения, мощным – для увлечения. Самым же ответственным моментом оратор считал сам процесс произнесения речи перед публикой.

Что касается языка речей и сочинений Цицерона, то они является чем-то средним между базовыми риторическими направлениями – аттикизмом, который представляет собой простой сухой стиль, и азианизмом, представляющим собой стиль пышный и красочный.

По мере времени Цицерон всё больше тяготел к умеренному и строгому роду красноречия. Огромное значение им уделялось речевому ритму, благозвучности концовок и чередованию долгих и кратких слогов. Умело соответствуя всему этому, Цицерон смог стать самым выдающимся мастером политических речей в Риме.

Цицерон мастерски владел художественными средствами оратора, которые способны усилить патетику в речи. Среди таковых можно выделить восклицания, риторические вопросы, обращения к богам, фиктивные речи, которые как бы исходят от персонажей аллегорий, метафоры и т.д. А произведения Цицерона всегда на высшем уровне обработаны стилистически.

Именно по этим причинам Марку Туллию Цицерону приписывают основной вклад в становление нормализованного латинского языка и римской классической прозы.

Литературное наследие и значение Цицерона

Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.

Читайте также: